Рабочая программа по русскому языку и развитию письменной речи
рабочая программа (10 класс) по теме
Рабочая программа составлена для учащихся 10 класса в соответствии с программно-методическим обеспечением для 10–12 классов с углубленной трудовой подготовкой в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида: пособие для учителя под ред. А.М. Щербаковой, Н.М. Платоновой, согласно рекомендациям ИПР учащихся. На уроках используется подобранные в соответствии с тематикой изучаемого материала тексты, задания, упражнения, индивидуальный раздаточный материал, тестовые задания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_russkomu_yazyku_i_razvitiya_pismennoy_rechi_10a_klass.doc | 216 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержание программы
- Пояснительная записка;
- Формы и виды контроля;
- Содержание тем по предмету;
- Календарно-тематическое планирование материала по предмету
- Требования к уровню ЗУН обучающихся по предмету;
- Учебно-методическое обеспечение программы;
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена для обучения учащихся 10 класса МКОУ «Богородская школа №8» в соответствии с программно-методическим обеспечением для 10–12 классов с углубленной трудовой подготовкой в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида: пособие для учителя под ред. А.М. Щербаковой, Н.М. Платоновой, согласно рекомендациям ИПР учащихся. На уроках используется подобранные в соответствии с тематикой изучаемого материала тексты, задания, упражнения, индивидуальный раздаточный материал, тестовые задания.
Основная цель обучения русскому языку в 10–12 классах состоит в том, чтобы обеспечить языковое развитие умственно отсталых учащихся: помочь им овладеть речевой деятельностью на родном языке через полноценное восприятие и понимание письменной и устной речи, пользоваться им в жизни как основным средством общения, а также сформировать умения и навыки грамотного письма.
Недостаточность развития фонематического слуха при умственной отсталости нарушает узнавание слов и, как следствие, их предметную соотнесенность. Кроме того, у таких детей отмечается снижение скорости восприятия, переработки воспринимаемой информации за единицу времени, а также искажение первичной информации, что соответствует I степени нарушения жизнедеятельности в аспекте «общение» по классификации определения статуса инвалида. Для речи умственно отсталых детей характерна скудность словарного запаса и недоразвитие логико-грамматических структур. Также у них недостаточно развит психологический уровень понимания речи, а именно — трудности понимания основного смысла всего сообщения и его фрагментов, слов в контексте, метафор, установление связей между фрагментами сообщения, неумение делать обобщение, выводы.
Для практики важно разграничить результаты процессов понимания, восприятия информации и усвоения знаний. Процесс понимания не включает в себя закрепление воспринятого материала и, следовательно, понимание не завершает усвоения знаний. При восприятии простой информации процессы понимания и усвоения могут происходить практически одномоментно, однако, в большинстве случаев обучения понятый учебный материал для его усвоения должен закрепляться путем повторения, варьирования ситуации, прокладывания новых смысловых связей. Только тогда он становится ресурсом личности учащегося.
Учебный материал по русскому языку (в плане усвоения грамматики и синтаксиса) остается в объеме ранее изученного в 5–9 классах. В 10–12 классах он дается в определенной последовательности в виде повторения тех разделов, которые будут актуальными для решения задач развития и формирования деловой и творческой письменной речи умственно отсталых учащихся.
Предлагаемая программа представляет собой интегрированный курс русского языка и делового, и творческого письма. Курс русского языка включает в себя набор необходимых жизненно значимых теоретических сведений по грамматике, орфографии, синтаксису. При этом повторение материала русского языка основывается на тематике социально-бытовой
ориентировки.
Большое значение имеет речевая направленность курса, т.е. работа, связанная с обогащением словарного запаса учащихся. В процессе обучения идет постепенное накопление словаря существительных, прилагательных, глаголов, наречий, т.е. всех основных частей речи. При этом предусматривается не только его количественное развитие, пополнение активного словаря новыми словами, речевыми оборотами, идиомами, но и качественное: уточнение значения слова, знакомство с многозначностью слова, синонимическим рядом. Большое внимание уделяется и развитию словаря признаков, например, при повторении темы «Имя прилагательное» акцентируется внимание на характеристиках людей, их взаимоотношений и
поступков. Программа по русскому языку включает в себя формирование у учащихся навыков творческого письма и оформления деловых бумаг. Деловое письмо представляет собой письменный диалог, решающий важнейшие вопросы экономико-правовой деятельности гражданина. Поэтому, несмотря на широкое использование в деловом общении телефона,
деловое письмо продолжает выполнять важнейшие функции вне зависимости от способа передачи: почтовые отправления (письмо, открытка, телеграмма), служебные или докладные записки и т.п. Навыки владения популярными жанрами письменной речи входят в число необходимых жизненно важных
умений. Внешние связи человеческого общения, определяемые социальными ролями, такими как: продавец — покупатель, заявитель—исполнитель, заказчик — исполнитель, работодатель — работник и т.д., реализуются как в жанре устных переговоров, так и в жанре делового письма.
Для формирования у умственно отсталых учащихся необходимых умений по составлению деловых бумаг следует исходить из актуализации основных признаков базовой модели речевой ситуации, делать опору на речевые штампы и клише, наполняя их в процессе упражнений различным содержанием.
Образцы (клише) деловых бумаг: заявление о приеме на работу, заявление о приеме ребенка в дошкольное учреждение, служебная записка, образец трудового договора, автобиография (резюме) и др. составят некий справочник выпускника, которым он будет пользоваться в своей дальнейшей жизни.
Деловой стиль — это сообщение, которое носит характер деловой информации, делового указания. Он используется различного рода в деловых бумагах: объявление, заявление, инструкция, справка, расписка и т.д. Задача деловой речи заключается в том, чтобы сообщить сведения, имеющие практическое значение, и дать точные указания и рекомендации. Высказывание обычно бывает точным, беспристрастным, т.е. сообщающий не должен выражать своего личного отношения к тому, о чем идет речь.
Цель: обеспечить языковое развитие умственно-отсталых учащихся: помочь им овладеть речевой деятельностью на родном языке через полноценное восприятие и понимание письменной и устной речи, пользоваться им в жизни как основным средством общения. А также сформировать умения и навыки грамотного письма.
Задачи:
- постепенное накопление, обогащение словарного запаса учащихся путём пополнения активного словаря новыми словами, а также качественное уточнение значений слова, знакомство с многозначностью слова, синонимическим рядом;
- формирование у учащихся навыков творческого письма и оформления деловых бумаг;
- получение навыков владения популярных жанров письменной речи как самых необходимых жизненно важных умений;
- быть социально адаптированными в плане общего развития и сформированности нравственных качеств.
Основной формой организации учебного процесса является урок. В данном классе реализуются следующие типы уроков:
- урок изучения и первичного закрепления новых знаний;
- урок закрепления знаний и способов деятельности;
- урок комплексного применения знаний и способов деятельности;
- урок обобщения и систематизации знаний и способов деятельности;
- урок контроля и оценки знаний
Виды и формы контроля
Текущий контроль осуществляется на уроках в форме устного опроса, самостоятельных и практических работ, письменных проверочных работ, тестирования.
Итоговый контроль по изученной теме осуществляется в форме диктанта с грамматическим заданием.
Промежуточная аттестация проводится в соответствии с Уставом образовательного учреждения в форме оценивания знаний, умений, навыков учащихся по полугодиям.
Место Рабочей программы в учебном плане.
Данная Рабочая программа для 10 класса рассчитана на 68 часов в год, 2 часа в неделю.
Для проведения контрольных работ (диктантов) - 6 часов.
Для письменных работ по развитию речи (сочинение, изложение) - 4 часа.
Для отработки навыков делового письма - 6 часов.
Форма контроля | 1 полугодие | 2 полугодие | Итого за год | ||
Контрольный диктант | 1 | 1 | 1 | 1 | 4 |
Изложение | 1 | 1 | 2 | ||
Сочинение | 1 | 1 | 2 | ||
Деловое письмо | 2 | 1 | 2 | 1 | 6 |
Содержание программы учебного предмета
«Русский язык и развитие письменной речи. 10 класс»
№ | Содержание учебного материала | Кол-во часов | Методические рекомендации для учителя |
1 | Введение. Значение речи в жизни человека | 4 | Речь как способ общения, Основные формы речи – монолог, диалог. Речевые роли: читатель – чтец, рассказчик – слушатель, собеседники, говорящий – слушающий, пишущий – читающий. Значение каждой роли. Виды речевой деятельности: написание, прочтение, проговривание, прослушивание. Все виды речевой деятельности связаны между собой в свободной последовательности. Деловая игра «Давайте познакомимся», которая проводится в устной и письменной форме (автобиография) |
2 | Подготовленная и неподготовленная речь. Приёмы подготовки | 2 | Заполнение анкеты:
Учащиеся должны ответить устно, а потом письменно по возможности с подробными объяснениями почему, затем зачитывается анкета вслух. По результатам ответов дается оценка – общительный, необщительный или малообщительный человек. Умею ли я общаться? Какая речь содержит больше информации: подготовленная или неподготовленная? Приемы подготовки развернутой речи – план:
Составить письменную просьбу родителям, чтобы они подарили тебе на день рождения ту вещь, о которой давно мечтаешь. |
3 | Виды речевой деятельности по цели высказывания: сообщить, объяснить, поделиться чувствами и мыслями, повлиять, убедить. Краткая и распространённая речь Имя собственное. | 6 | Подбор из готового текста предложений по целям высказываний. Составление и запись предложений по цели высказывания. Составление сообщений по плану самостоятельно. План:
Сфера применения: записка близким, объявление, письмо другу или родителям, поздравление, предупреждение, просьба. |
4 | Вежливые слова. Обращение, вводные слова. Правописание обращения, вводных слов. | 4 | Тест «Вежлив ли ты?»
Запись вежливых слов. Составление предложений, записок с вежливыми словами. Составление поздравлений по схеме:
|
5 | Слово и его значение. Синонимы. Толковый словарь. | 3 | Значение толкового словаря. Правила работы с толковым словарем. Провести дифференциацию значения слов-синонимов по степени нарастания признака (действия): громадный, большой, огромный; грусть печаль, скорбь, тоска; приплелся, примчался, пришел и т.д. Предложить работу по применению соответствующих слов в тексте: Я первым …. к финишу. На уроке труда мы испекли … пирог. Работа с деформированным текстом (поздравительной открытки, объявления, записки) с использованием на выбор слов для справок. |
6 | Состав слова. Словообразование | 4 | Разбор слова по составу. Образование новых слов при помощи приставок, суффиксов, окончаний. Образование имен прилагательных от имен существительных и наоборот, от глагола и наоборот. Составление предложений. Самостоятельная работа. |
7 | Правописание звонких-глухих согласных в корне и в конце слова | 3 | Учитель предлагает для списывания тексты различных инструкций, полезных советов из справочной литературы по ведению домашнего хозяйства, по уходу за одеждой, обувью, по уходу за больным и т.д. Виды работ: подчеркнуть звонкую или глухую согласную, вставить пропущенную согласную, вставить пропущенное слово и др. Диктант. |
8 | Правописание приставок, меняющих конечную согласную: без-(бес-), воз-(вос-), из-(ис-), раз-(рас-) | 3 | Составление словосочетаний и предложений, наиболее часто встречающихся в деловом письме: прошу рассмотреть мою просьбу, безвозмездная помощь, восстановить стаж работы, известить меня, расторгнуть договор и т.д. |
9 | Правописание ударных и безударных гласных в слове. Орфографический словарь | 6 | Назначение словаря (правильное написание слова, правильное ударение в слове). Принципы работы со словарем — порядок расположения слов в словаре. Упражнения, изложение. |
10 | Имя существительное. Его роль в речи. Основные категории имени существительного. Правописание безударных падежных окончаний | 6 | Большая часть заданий направлена на определение значений имен существительных, словообразовательный и смысловой анализ, на уточнение и овладение системой падежных форм существительных, которые в сочетании с другими словами дают возможность выражать те или иные смысловые отношения. При закреплении навыка правописания безударных падежных окончаний имен существительных использовать жизненно востребованные тексты, например: письмо родителям, знакомому, приглашение, объясни- тельная записка, телеграмма, инструкция, рецепт, должностные обязанности по той или иной предлагаемой трудовой специальности (столяр, швея, картонажник, дворник, помощник воспитателя, санитарка, рабочий по кухне и т.д.). Письмо текстов с пропущенными словами, творческий диктант, предупредительный диктант, объяснительный диктант, изложение, сочинение, контрольный диктант. |
11 | Имя прилагательное, его роль в речи. Склонение имён прилагательных. Правописание падежных окончаний. Согласование имён прилагательных с именами существительными в тексте | 6 | Поскольку речь учащихся с отклонениями в развитии ограничена в употреблении прилагательного, предлагаемые задания направлены: на уточнение семантики при обозначении признаков предмета; на распознавание в тексте и использование прилагательных обозначающих признаки, которые свойственны предметам или явлениям; на выделение синонимов и антонимов; на понимание смысла фразеологических оборотов, имеющих переносное значение. Расширение словарного запаса достигается путем замены словосочетаний прилагательным: костюм из шерсти — шерстяной костюм, прибор для измерения — измерительный прибор и т.п. Расширению словарного запаса также способствуют упражнения на образование сравнительных степеней качества, образование словосочетаний с существительными, указывающих на качество, стоимость товаров; описание погодных явлений, подбор признаков предметов, интерьера квартиры и т.д. Учащимся можно предложить следующие виды письменных работ: кто больше придумает признаков хорошей погоды; объяснить значение словосочетания: сырая земля, сырое мясо, золотые руки, золотое сердце, железная дисциплина, железные ворота, собачий холод, собачья конура, волчий аппетит, волчья нора, оптовая торговля, розничная торговля, коммунальные платежи и т.д.; Изложение «Требования к качеству молочных продуктов». |
12 | Личные местоимения. Роль личных местоимений в речи. Правописание личных местоимений | 4 | Местоимения в русском языке являются самой распространенной после существительного и глагола частью речи. Местоимения позволяют избежать повторений, осуществляют связь между предложениями, создают удобства в экономии времени и пространства. Местоимения для умственно отсталых детей представляют значительные трудности для понимания и употребления. Они не имеют собственного предметно-логического содержания, их значения меняются в зависимости от субъекта и речевой ситуации. Могут быть поняты в конкретных условиях общения. О трудностях в овладении местоимениями свидетельствуют однообразие и многочисленные ошибки при их употреблении. Работа над темой «Личные местоимения» имеет цель сформировать и уточнить понимание функциональных значений местоимения, уточнить употребление и предупредить возможные ошибки в использовании их в устной и письменной речи. Виды работ: выделение местоимения в тексте, замена существительного местоимением, редактирование текста, изложение. |
13 | Глагол. Роль глагола в речи. Неопределённая форма глагола. Спряжение глаголов. Правописание личных окончаний глаголов 1 и 2 спряжения. Правописание глаголов совершенного и несовершенного вида на –ться и –тся. Повелительная форма глагола. Изменения глаголов прошедшего времени по родам и числам. Правописание частицы НЕ с глаголами | 6 | Одним из важных направлений работы по упорядочению, уточнению и формированию грамматически правильной речи у учащихся является выполнение заданий по практическому овладению навыками и умениями в употреблении глагола сказуемого. Наибольшее количество ошибок у учащихся наблюдается при усвоении видовременных форм глагола, а также при формообразовании и умении реализовывать лексические и грамматические связи глагола с управляемым словом. Виды работ:
предложений с употреблением повелительного наклонения и вежливых слов;
Изложение, диктант, сочинение. |
14 | Имя числительное. Понятие об имени числительном. Числительные количественные и порядковые | 3 | Частое употребление имен числительных в речи объясняется тем, что они тесно связаны с математикой и необходимостью определения количества и счета в повседневной жизни. Трудности употребления имен числительных учащимися прежде всего связаны со смешением имен числительных по их основным значениям: количества и счета, например «пять и пятый», неправильным сочетанием с именами существительными как по лексическим признакам, напри- мер «тридцать один лет», так и по грамматическим, например «пять карандаши». В заданиях должно быть обращено внимание на понимание различий в значении основных разрядов имен числительных —количественных и порядковых, на умение отличать имена числительные от других частей речи. Необходимо обратить внимание на понимание и употребление таких форм числительных как оба и обе. Особенно важным является выполнение упражнений на понимание (уточнение) смысла сочетания имен числительных с именами существительными, которые связаны с выражением точного и приблизительного времени суток с обозначением по часам, например, точное время: семь часов сорок пять минут, приблизительное время: около восьми часов, девяносто пять сантиметров или около метра, с выражением точного и приблизительного количества чего-нибудь. Формировать умение обозначать календарные даты, возраст, трудовой стаж и другие автобиографические данные, с употреблением слов …год,… лет. |
15 | Наречие. понятие о наречии. Наречия, обозначающие время, место, способ действия. Правописание наречий с О и А на конце | 3 | Наречия определяют характер действия или состояния. Они служат для уточнения и детализации при описании происходящего, для передачи оттенков того или иного признака, способствуют выразительности и точности высказывания, эмоционально окрашивают устную и письменную речь. Перед учителем стоят следующие задачи:
Виды работ: упражнения, деформированный текст, творческий диктант. |
16 | Предлоги. Их значение в речи. Правописание предлогов | Семантически предлоги не обозначают реальных понятий, не имеют предметно вещественного значения. Но в зависимости от выбора предлога меняется смысловое значение фразы, например «положи на стол, положи в стол». Функционально предлоги не употребляются без знаменательных частей речи и не являются членами предложений. Это часто оказывается причиной тех трудностей, которые возникают у умственно отсталых учащихся при овладении предложными конструкциями. Вместе с тем предлоги являются средством связи слов в предложении. Значение предлога реализуется в контексте, например, предлог «до» в разных словосочетаниях будет иметь разное значение: дойти до школы (пространственное значение), дойти до середины (степень), отдыхать до сентября (время), собралось до пяти человек. Виды работ: деформированный текст, составление предложений, ответы на вопросы, диктант (предупредительный, объяснительный, контрольный). | |
17 | Повторение | 2 |
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема урока | Кол-во часов | Формы исп. икт на уроке | Развитие связной речи, основные ЗУН | Дата | |||
План. | Факт. | |||||||
I полугодие (I четверть) | ||||||||
1 | Значение речи в жизни человека. | 1 | Электронная презентация «Язык и речь» | Знать о роли речи в жизни человека. Деловая игра «Давайте познакомимся» | ||||
2 | Речь как способ общения. Основные формы речи – монолог и диалог. | 1 | Просмотр видео ролика, прослушивание диалога и монолога | Уметь отличать диалог от монолога. Сценка «Диалог на улице» | ||||
3 | День здоровья | |||||||
4 | Виды речевой деятельности | 1 | Электронная презентация «Виды речевой деятельности» | Знать виды речевой деятельности, уметь их воспроизводить. | ||||
5 | Речевые роли. | 1 | Знать речевые роли. Уметь выступать в качестве чтеца, слушателя, рассказчика, говорящего, пишущего. | |||||
6 | Подготовленная речь и неподготовленная речь. Приёмы подготовки речи. | 1 | Прослушивание аудио записей подготовленной и неподготовленной речи | Знать приёмы подготовки письменной и устной речи. Уметь готовить и произносить речь для слушателей. | ||||
7 | Виды речевой деятельности по цели высказывания | 1 | Уметь составлять выборочные записи из текста. Уметь составлять и записывать предложения. Составление сообщений по плану. | |||||
8 | Краткая и распространённая речь | 1 | Знать порядок составления и записи записки, объявления, письма, сообщения. | |||||
9 | Имя собственное | 1 | Образец делового письма | Деловое письмо: заявление о приёме на работу, увольнение с работы, на отпуск и т.д. Уметь различать собственные и нарицательные имена сущ., использовать их в речи, пользоваться правилами орфографии при написании. | ||||
10 | Сочинение на тему «Мой друг» | 1 | Уметь отвечать на вопросы. Уметь составлять план. Уметь выписывать опорные слова. Уметь делать устный пересказ текста. Уметь самостоятельно записывать текст в тетрадь в соответствии с планом. Уметь редактировать записанный текст, проводить самопроверку. | |||||
11 | Вежливые слова. | 1 | Иллюстрации к различным ситуациям для употребления вежливых слов | Знать вежливые слова и уметь употреблять их в речи. Уметь работать с иллюстрациями. Уметь работать со схемами. Уметь практически выполнять обучающие упражнения. Уметь выполнять задания на закрепление | ||||
12 | Обращение. | 1 | Образец делового письма | Деловое письмо: заявление на бланке в ЗАГС. Уметь находить в тексте обращение, выделять на письме его знаками препинания.. Уметь работать со схемами. Уметь практически выполнять обучающие упражнения. Уметь выполнять задания на закрепление | ||||
13 | Вводные слова. | 1 | Уметь находить в тексте вводные слова, уметь выделять их знаками препинания. Уметь работать со схемами. Уметь практически выполнять обучающие упражнения. Уметь выполнять задания на закрепление | |||||
14 | Правописание обращений, вводных слов. | 1 | Уметь выделять на письме обращение и вводные слова. Уметь работать со схемами. Уметь практически выполнять обучающие упражнения. Уметь выполнять задания на закрепление | |||||
15 | Слово и его значение | 1 | Уметь работать с иллюстрациями. Уметь работать со схемами. Уметь практически выполнять обучающие упражнения. Уметь выполнять задания на закрепление | |||||
16 | Синонимы. Значение и употребление в речи | 1 | Прослушивание и работа с аудио записью | Уметь работать со словарём «Синонимы». Уметь выполнять задания на закрепление. | ||||
17 | Толковый словарь | 1 | образец статьи толкового словаря | Уметь работать со словарём. Уметь выполнять задания на закрепление. | ||||
18 | Контрольный диктант | 1 | Самостоятельная работа при выполнении письма под диктовку, грамматического задания по тексту | |||||
(II четверть) | ||||||||
1 | Состав слова | 1 | Таблица «Состав слова» | Умение определять части слова, подбор однокоренных слов, выделение общих лексических значений однокоренных слов. | ||||
2 | Разбор слов по составу | 1 | Умение определять части слова, подбор однокоренных слов, выделение общих лексических значений однокоренных слов. | |||||
3 | Способы образования слов в русском языке | 2 | Таблица «Способы словообразования» | Знать основные способы образования слов в русском языке, образование новых слов, самостоятельная работа по определению состава слова | ||||
4 | Правописание звонких и глухих согласных в корне и в конце слова. | 2 | Основные корневые орфограммы, умение подбирать проверочные слова, цепочки однокоренных слов, уметь самостоятельно выполнять задания на закрепление. | |||||
5 | Изложение «Моя родина» | 1 | Прослушивание аудио записи изложения | Устный пересказ, составление плана, определение ключевых слов, запись текста изложения | ||||
6 | Правописание приставок, меняющих конечную согласную: без-(бес-), воз-(вос-), из-(ис-), раз-(рас-) | 3 | Орфографический диктант, развитие орфографической зоркости через такие формы работы как: исправь ошибки, подчеркни лишние слова, списывание и редактирование деформированного текста. | |||||
7 | День здоровья | |||||||
8 | Правописание ударных и безударных гласных в корне слова | 2 | Использование аудио записи для выборочного диктанта | Основные корневые орфограммы, умение подбирать проверочные слова, цепочки однокоренных слов, уметь самостоятельно выполнять задания на закрепление. Развитие умения пользоваться орфографическим словарем. | ||||
9 | Контрольный диктант | 1 | Самостоятельная работа при выполнении письма под диктовку, грамматического задания по тексту | |||||
II полугодие (III четверть) | ||||||||
1 | Правописание ударных и безударных гласных в корне слова | 2 | Использование аудио записи для выборочного диктанта | Основные корневые орфограммы, умение подбирать проверочные слова, цепочки однокоренных слов, уметь самостоятельно выполнять задания на закрепление. Развитие умения пользоваться орфографическим словарем. | ||||
2 | Орфографический словарь | 1 | Орфографический словарь | Развитие умения пользоваться орфографическим словарем | ||||
3 | Имя существительное. Его роль в речи. | 1 | Таблица «Грамматические признаки существительного» | Развитие умения классифицировать части речи по значению, употреблять в речи, работа с текстом по его распространению. | ||||
4 | Основные категории имени существительного | 1 | Развитие умения классифицировать части речи по значению, употреблять в речи, творческий диктант | |||||
5 | Правописание безударных падежных окончаний имён существительных | 2 | Таблица «Падежные окончания существительных», образец письма. | Письмо родителям, развитие орфографической зоркости в написании окончаний существительных, отработка навыка по подбору поверочных слов. Предупредительный диктант. | ||||
6 | Контрольный диктант. Работа над ошибками | 2 | Самостоятельная работа при выполнении письма под диктовку, грамматического задания по тексту | |||||
8 | Имя прилагательное и его роль в речи | 1 | Таблица «Имя прилагательное» | Развитие умения классифицировать части речи по значению, употреблять в речи. | ||||
9 | День здоровья | |||||||
10 | Склонение имен прилагательных | 1 | Упражнения на распознавание прилагательных в тексте, подбор синонимов, антонимов. Творческий диктант | |||||
11 | Правописание падежных окончаний | 2 | Письмо родителям, развитие орфографической зоркости в написании окончаний существительных, отработка навыка по подбору поверочных слов (вопросов) | |||||
12 | Согласование имен прилагательных с существительными в тексте | 1 | Электронная таблица «Существительное и прилагательное» | Списывание деформированного текста, определение лексических значений прилагательных. Упражнения на образование степеней сравнения прилагательных, замену словосочетаний одним словом. | ||||
13 | Изложение «Требования к качеству молочных продуктов» | 1 | Аудиозапись текста изложения | Устный пересказ, составление плана, определение ключевых слов, запись текста изложения | ||||
14 | Личные местоимения | 1 | Электронная презентация «Личные местоимения» | Развитие умения классифицировать части речи по значению, употреблять в речи, замена существительных местоимениями | ||||
15 | Роль личных местоимений в речи | 1 | Развитие умения классифицировать части речи по значению, употреблять в речи, замена существительных местоимениями | |||||
16 | Правописание личных местоимений | 1 | Развитие орфографической зоркости посредством зрительного словарного диктанта | |||||
17 | Глагол. Роль глагола в речи. Неопределённая форма глагола | 1 | Таблица «Грамматические признаки глагола» | Развитие умения классифицировать части речи, роль глагола в речи, умения определять грамматические признаки глагола | ||||
(IV четверть) | ||||||||
1 | Спряжение глаголов. Правописание личных окончаний глаголов I и II спряжения. | 1 | Образование словообразовательных цепочек от неопределенной формы глагола, отличительные признаки лексического значения разных форм глагола, Описание действий при оформлении подписки на газеты, журналы и т.д. | |||||
2 | Правописание глаголов совершенного и несовершенного вида. | 1 | Умение различать видовые пары глаголов, классификация глагола, особенность лексического значения, словарный диктант | |||||
3 | Повелительная форма глаголов. | 1 | Составление правил пожарной безопасности, Составление предложений с употреблением повелительного наклонения, вежливых слов | |||||
4 | Изменение глаголов в прошедшем времени по родам и числам. | 1 | Употребление видовременных форм глагола в речи, определение времен, эссе. | |||||
5 | Правописание частицы НЕ с глаголами. | 1 | Аудиозапись словарного диктанта | Умение классифицировать части речи, применять на практике знание правил правописания слов. Составление опровержения на заявление собеседника. | ||||
6 | Сочинение по картине | 1 | Изображение картины | Выделение главных и второстепенных деталей, устное описание, составление плана сочинения | ||||
7 | День безопасности | |||||||
8 | Имя числительное | 1 | Таблица «Числительное», аудио запись текста | Роль числительного в речи, значения числительных, умение отличать от существительных, связь с математикой, выборочный диктант | ||||
9 | День здоровья | |||||||
10 | Понятие об имени числительном | 1 | Таблица «Числительное» | Развитие умения классифицировать части речи, роль числительного в речи, умения определять грамматические признаки числительного | ||||
11 | Разряды числительных | 1 | Таблица «Разряды числительных» | Развитие умения классифицировать числительные по разрядам, употребление в речи числительного оба, обе. Формирование умения обозначать календарные даты, возраст, трудовой стаж и т.д. | ||||
12 | Наречие и его роль в речи | 1 | Таблица «Наречие» | Развитие умения классифицировать части речи, роль наречия в речи, умения определять грамматические признаки наречия | ||||
13 | Разряды наречий | 1 | Электронная презентация «Разряды наречий» | Обогащение словаря учащихся малознакомыми и незнакомыми наречиями и устойчивыми сочетаниями. Формирование умений в употреблении слов, обладающих образностью, выразительностью в выражении действий и состояний. | ||||
14 | Правописание наречий но о, а на конце | 1 | Упражнения на закрепление, работа с деформированным текстом, творческий диктант | |||||
15 | Предлоги. Их значение в речи | 1 | Таблица «Предлог» | Работа с текстом, роль предлогов в речи, упражнения на нахождение предлогов в тексте. | ||||
16 | Правописание предлогов | 1 | Развитие орфографической зоркости в написании предлогов с различными частями речи, умения находить и различать предлог от приставки, работа с карточками, индивидуальная самостоятельная работа. | |||||
17 | Правила орфографии различных частей речи | 1 | Таблица «Части речи» | Отработка навыков классификации частей речи, умение доказать и отстоять свою точку зрения в правописании орфограмм, комментированное списывание. | ||||
18 | Контрольный диктант | 1 | Самостоятельная работа при выполнении письма под диктовку, грамматического задания по тексту |
Основные требования к знаниям и умениям учащихся 10 класса
Учащиеся должны уметь:
-писать небольшие по объёму изложение и сочинения творческого характера;
-оформлять все виды деловых бумаг.
-пользоваться школьным орфографическим словарём.
Учащиеся должны знать:
-части речи, использование их в речи;
-наиболее распространённые правила правописания слов.
Уебно-методический комплекс
Рабочая программа составлена на основе следующего учебно-методического комплекса:
- Программно-методическое обеспечение для 10–12 классов с углубленной трудовой подготовкой в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида: пособие для учителя / под ред. А.М. Щербаковой, Н.М. Платоновой.
- Учебник
- А.К.Аксёнова. Методика обучения русскому языку и чтению в коррекционной школе.
- http://spschi5sv.mskobr.ru/conditions/usloviya priema1/
- http://www.alleng.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учителя – логопеда по коррекции нарушений письменной речи у школьников 2 – 4 классов
Данная программа рассчитана на два года обучения. Система коррекционного обучения разделена на три этапа: фонетический, лексический и синтаксический. В начале обучения проводятся д...
Рабочая программа элективного курса "Искусство устной и письменной речи" в 11 классе
Программа элективного курса "Искусство устной и письменной речи" составлена на основе авторской программы С.И.Львова. " Программа элективного (факультативного) курса для 10 -11 классов/Программы...
Рабочая программа по русскому языку и развитию речи для 5, 9 классов школы VIII вида
Рабочая программа учебного курса по русскому языку и развитию речи в 5, 9 классах составлена в соответствии с программой для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида для 5 ...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ВНЕАУДИТОРНЫХ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТ по дисциплине «Русский язык и культура письменной речи»
Методические рекомендации для выполнения самостоятельной внеаудиторной работы по дисциплине «Русский язык и культура письменной речи» предназначены для студентов 2 курса...
Рабочая программа по русскому языку. Внеурочная деятельность. "Русский язык и культура речи". 9 класс.
Рабочая программа. Внеурочная деятельнсть. "Русский язык и культура речи". 9 класс....
Рабочие программы по коррекции нарушений устной и письменной речи у детей, обучающихся по адаптированной программе VII и VIII вида (1- 4 класс)
Для детей, обучающихся по программе VIII вида, программы разработаны на основе типовых программ специальных /коррекционных/ образовательных учреждений VIII вида: Лалаева, Р.И. «Логоп...
Рабочая программа по русскому языку и развитию речи 6 класс
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта для обучающихся с умс...