Уроки
методическая разработка по русскому языку (6, 8 класс) на тему
Мои уроки - методические разработки
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
6_kl.russkiy.nakloneniya_glagola.urok-igra.docx | 19.19 КБ |
8_kl.literatura.konkurs_chtetsov.docx | 14.81 КБ |
urok_po_teme_glagol.odt | 27.46 КБ |
Предварительный просмотр:
6 класс
План урока.
Предмет: русский язык.
Преподаватель: Ершова В. Н.
Тема урока: наклонения глагола.
Цели урока:
- Дидактическая: познакомить с новым морфологическим признаком глагола, повторить ранее изученное о глаголе, проконтролировать степень усвоения нового материала.
- Развивающая: развитие речи, мышления, памяти, навыков выразительного чтения, самостоятельной работы с учебниками, развитие личных творческих способностей учащихся, выступающих в роли героев сказки.
- Воспитательная: воспитание трудолюбия, ответственности за порученное дело, нравственных понятий о добре и зле, чувства патриотизма, понятия положительного героя.
Оборудование: доска, тетради, ручки, учебники, дидактический материал, рисунки.
Тип урока: урок-игра, комбинированный.
Методы проведения: словесные, наглядные, практические.
Ход урока.
Номер п/п | Содержание этапов урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1 | Организационный момент. Цель: концентрация внимания. | Приветствует учащихся, сообщает тему, цели, задачи, план урока. | Слушают учителя, готовятся к уроку. |
2 | Контроль знаний. Цель: повторить и проконтролировать ранее изученное о глаголе. | Разбирает предложение вместе с учащимися: Слава к тому приходит, кто впереди ходит. Где «слава» и «кто» - подлежащие, «приходит» и «ходит» - сказуемые, «впереди» - обстоятельство. Морфологический разбор глагола: ходит – глагол, неопределённая форма -ходить (что делать); постоянные признаки: несовершенный вид, непереходный, 2-ое спряжение; непостоянные признаки: единственное число, 2-ое лицо, в предложении является сказуемым. | Делают разбор предложения, отвечают с места, разбирают глаголы. |
3 | Объяснение нового материала. Цель: познакомить с новым морфологическим признаком глагола – наклонениями. | Объясняет новую тему при помощи инсценирования сказки, где употребляются 3 наклонения глагола. Читает текст за автора, задаёт вопросы учащимся, направляет их деятельность в нужное русло. Делает записи на доске. | Слушают учителя и героев сказки, отвечают на вопросы учителя. Делают записи в тетрадях. Работают с параграфом учебника. Актёры читают свой текст. |
4 | Закрепление материала. Цель: выявить адекватность понимания учащимися новой темы. | Продолжает читать сказку. Вызывает «героев» сказки и даёт им задания. Задаёт учащимся вопросы по изученной новой теме. | Слушают учителя и «героев» сказки, делают записи в тетрадях, отвечают на вопросы. «Герои» сказки просят помощи у класса и выполняют задания. |
5 | Домашнее задание. Цель: закрепление нового материала. | Даёт задание: придумать и записать в тетради по 3 предложения, в которых глаголы будут употребляться в формах изъявительного, повелительного и условного наклонений. | Записывают задание в дневник. |
6 | Итог урока-игры. Цель: подведение итогов. | Анализирует урок, объявляет оценки, хвалит учащихся и благодарит их за урок. | Слушают сообщение учителя. |
Инсценировка сказки.
В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь. И было у него три сына.
Епифан был старший брат.
Сам себе он был не рад.
Всё б у парня получалось,
если б что-то не случалось.
–Я бы сделал, я бы смог,
Если б кто-нибудь помог!..
Брат Тимоня средним был.
Тот командовать любил.
Только слышно от него:
-То возьми! Подай того!
Меньший брат Иваном звался.
Тот во все дела совался.
Он зимою дров наколет,
А весной засеет поле.
-Слов на ветер не бросаю,
Что подумал, выполняю!
Жили братья, не тужили, да напал на то царство-государство враг, Змей девятиглавый. Обратился царь к сыновьям, чтоб шли они со Змеем биться, чтоб защитили от этого ворога Русскую землю.
Епифан:
Я пошёл бы воевать,
Если б не любил поспать,
Я сразился б со злодеем,
Самозванцем, лиходеем,
Я бы Змея победил,
Если б тятька разбудил!..
Тимоня:
Эй, Ванюша, эй, дурак!
Снаряжайся! В царстве враг!..
Есть и спать не любишь вволю –
Так ступай во чисто поле,
Заруби дракона злого
Аль достань сюда живого!
Иван:
Вижу: час настал мой, братцы,
В путь-дорогу собираться.
Я за землю за свою
Постою в любом бою!
Меч возьму себе в подмогу.
Тимоня:
Ну, иди, Ванюша, с Богом!
Ребята, кто из братьев понравился вам больше всего? Почему? А почему не понравились Епифан и Тимоня?
А ведь братья, ребята, познакомили нас с 3-мя наклонениями глагола: изъявительным, условным и повелительным.
Вспомним, какие глаголы любят употреблять братья? (На доске висят рисунки с портретами братьев)
Запишем под портретами глаголы, употребляемые братьями.
(Чтение правил на стр. 175-176 и 179-180)
Кто из братьев употреблял глагол в форме изъявительного, кто – в форме повелительного, кто – в форме условного наклонении? В чём особенность этих глаголов? Какое действие они обозначают?
Закрепление материала.
- А теперь, ребята, снова вернёмся в сказку:
Царь-отец рассержен очень.
Братьев он зовёт пред очи:
-Брат Иван пошёл сражаться-
Вам без дела грех слоняться!
Вот решите-ка задачу!
Будет худо вам иначе!
Задание: Епифану вписать глаголы в форме условного наклонения, Тимоне – повелительного.
- Возьми ножик, Карло, вырежи из этого полена куклу, научи её говорить всякие смешные слова и носи по дворам.
- Я бы уступил своё место, да не бывать Марту прежде февраля.
- Не сжёг бы ты кожу лягушачью, оборотилась бы я снова красной девицей.
- Свет мой, зеркальце, скажи да всю правду доложи!
- Наградила бы я тебя по-царски, да не послушался ты моего совета.
- «Смилуйся, государыня-рыбка!» - ей с поклоном старик отвечает.
Братья (хором):
Головы нам не сносить –
Надо помощи просить!
(Класс выполняет данное задание.)
И опять поближе к ночи
Братьев царь зовёт пред очи:
-Не хотите наказанья?
Вот-ка вам ещё заданье!
Задание: образовать от глаголов – работать, сражаться, победить – формы трёх наклонений.
Братья (хором):
Головы нам не сносить –
Надо помощи просить!
(Класс выполняет данное задание.)
А Иван-то где, ребята?
Ох, Ивану трудновато!..
Камень на его дороге.
Обойдётся ль без подмоги?
(Лист бумаги с нарисованным камнем и заданием для Ивана.)
Задание: вставить пропущенные буквы, найти глаголы в изъявительном наклонении, определить их время.
- Рус...кий ни с меч...м, ни с калач…м не шутит.
- Бе… смелости не возьмёш… и крепости.
- Кто с Россией ни тягался, в правых он не ост…вался.
-У нашей сказки, ребята, счастливый конец. Иван-царевич выполнил все задания, победил злого Змея. А вы одолели очень сложную тему, познакомившись с наклонениями глагола. Вспомним их.
Какие действия обозначают глаголы в форме изъявительного наклонения? Условного? Повелительного?
Предварительный просмотр:
8 А класс
План урока.
Предмет: литература.
Преподаватель: Ершова В. Н.
Тема урока: конкурс на лучшего чтеца стихотворений А. С. Пушкина.
Цели урока:
- Дидактическая: проконтролировать навыки выразительного чтения стихов и выявить уровень эмоционального восприятия поэтического текста;
- Развивающая: развитие речи, творческой активности, культуры поведения и речи, развитие памяти, самооценки и взаимооценки, умения принимать самостоятельное решение в ситуации выбора;
- Воспитательная: воспитание нравственных ценностей, чувства патриотизма, любви к русской поэзии, представленной творчеством А. С. Пушкина, чувства ответственности, взаимоуважения.
Оборудование: доска, художественные тексты, ручки, рисунки, дидактический материал.
Тип урока: урок-игра.
Методы проведения: словесные и наглядные.
Ход урока.
Номер п/п | Содержание этапов урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1 | Организационный момент. Цель: концентрация внимания, эмоциональный настрой учащегося на восприятие поэтического наследия А. С. Пушкина. | Приветствует учащегося, называет тему, цели и задачи урока. Произносит краткое вступительное слово о А. С. Пушкине. | Слушают сообщение учителя. |
2 | Организация работы на уроке. Цель: познакомить с условиями и проведением конкурса. | Озвучивает правила конкурса: а) определение очерёдности чтения стихотворений по жребию; б) раздача карточек со списочным составом чтецов для самооценки и взаимооценки прочитанных стихотворений; в) победители будут распределяться по 3-м местам и награждаться призами. | Слушают сообщение учителя. |
3 | Проведение конкурса. Цель: развитие творческой активности, навыка выразительного чтения, интереса к поэзии. | Прослеживает по тексту правильную последовательность изложения стихотворения, подсказывает забытую фразу, оказывает моральную поддержку. | Вытягивают свой номер по жребию, читают выразительно стихи, проставляют на карточках оценки себе и другим участникам конкурса. |
4 | Итог урока-игры. | Раздаёт карточки для определения фамилии лучшего чтеца, затем собирает их и подводит итог, называет фамилии победителей и раздаёт призы. Благодарит учащихся за урок. Показывает рисунки, задаёт вопросы по ним, хвалит учащихся. | Пишут на карточках фамилию лучшего чтеца, слушают сообщение учителя, получают призы, отвечают на вопросы. |
Предварительный просмотр:
Урок—игра по русскому языку в 6 классе на тему:
«Путешествие в Глаголию»
Цели урока:
1) закрепление изученного по теме «Глагол»;
2) совершенствование навыков обоснования правильности выбора
орфограмм в глаголах;
3) отработка умения использовать глагол в речи;
4) воспитание у учащихся интереса к изучаемому предмету;
5) активизация познавательной активности школьников.
Оформление: Таблицы с орфограммами в глаголе.
Рисунки из дидактических материалов по развитию речи. Записи на доске для коллективной работы. Изображение видов транспорта, на котором ребята совер шают путешествие: машина, верблюд, лодка, самолёт.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Вступительное слово учителя.
- Ребята, сегодня нам предстоит совершить увлекательное путешествие в таинственную страну Глаголию, которую вы не найдете на карте, но она суще ствует в царстве Знаний.
Знания, полученные на уроках, пригодятся нам в этом путешествии. В путь!
Да, прислушаемся к тому, что скажет знаменитый астролог.
(Выходит ученик в костюме астролога)
1. Козерогов и Водолеев ждут опасности в штатах Синтаксис и Пунк туация.
2. Рыбам и Овнам надо опасаться переправы через реку Орфография.
3. Тельцы и Близнецы могут быть подвержены нападению пиратов в районе Больших Синтаксических Гор.
4. Раки и Львы столкнутся с коварством Подлежащего и Сказуемого.
5. Девы и Весы в путешествии могут заразиться опасной болезнью ошиберией,
6. Скорпионы и Стрельцы! Берегите силы при занятиях морфологиче ским разбором, так как это тяжело даже самым стойким и опытным путешественникам.
В целом путешествие благотворно подействует на знания учащихся. Необходимо только проявлять внимание и трудолюбие.
III. Отправляемся в путь на машине. (На доске изображение машины).
- Погадаем на ромашке: доедем или нет?
(На лепестках ромашки вопросы, на которые отвечают ученики, ото рвавшие лепесток.)
1. Что такое глагол?
2. Какие виды глагола вы знаете?
3. -ешь. -ем, -ете, -ет, -ут, -ют. Это окончания глаголов какого спряже ния? А окончания с буквами И, А, Я - ?
4. Сколько наклонений у глагола? Какие?
5. В чём особенность образования глаголов будущего времени?
- Какие глаголы помогут нам описать действия машины? Запишите их в 3 лице.
(Мчится, едет, несётся, тащится и т.п.)
IV. Впереди пустыня «Фразеология».
( Чтобы пересечь её, необходимо пересесть на верблюда. На доске сменяется изображение машины на верблюда) Вспомните, что такое инфинитив?
Подберите инфинитив к фразеологизмам. Кто будет проводником по пустыне?
Бежать со всех ног - (мчаться).
Распускать руки - (драться).
Повесить голову - (огорчиться).
Попасть впросак - (оказаться в смешном положении).
- Итак, вперёд! Но что это? Впереди завал. Двигаться сможем лишь тогда, когда разберём его!
Образуйте повелительное наклонение от глаголов: пить, поить, вить, мыть, хотеть, мочь, видеть.
Поставьте глаголы в единственное число, выделите суффиксы и окончания.
Молодцы, путь свободен!
V. Виднеется река Орфография.
- Пересаживаемся на лодки. (Изображение лодки появляется на доске)
- Плавание увлекательно, но впереди пороги, водопады.
Одним словом,
1. Что это за глаголы?
С буквой Ф — помогает, без Ф - торжественно шагает.
(Шефствовать - шествовать).
2. Вставьте нужную букву. Слыш_п, вид_л, затеял, чист_и, кле__л.
3. Какие глаголы своими окончаниями велят нам есть?
(Глаголы 2 лица ед. числа, оканчивающиеся на—ешь).
- Запишите такие глаголы, вспомнив, что вы делаете на уроке физкультуры. Рисунки помогут вам в этом.
(Показать серию рисунков, на которых изображены дети, выполняющие гимнастические упражнения).
- Да, прав был астролог, Орфография таила в себе много загадок, но мы Успешно их разгадали. Наше путешествие продолжается! Однако перед сле дующим этапом пути требуется разминка.
(Физкультминутка)
А теперь все дружно встали,
Пальчики свои размяли,
Головою повертели, попрыгали
И тихо - тихо сели.
VI. Мы, как альпинисты, поднимаемся на вершину Больших Син таксических Гор.
- Чтобы пираты на нас не напали, быстро исправим ошибки.
Перед тем, как идти в поход, мы запаслось палаткой, чайником, разными продоволъствиями. Мы с другом хотел поскорее отправиться в горы.
- Пираты выдвинули ультиматум, не справимся с заданием, путешест вие окончится.
(Показать рисунки, по которым необходимо составить предложения).
- Поддерживая здоровый образ жизни, расскажите об этом в составлен ных предложениях, которые продолжат предыдущие, записанные на доске.
VII. Ну а теперь стремительно вперёд понесёт нас самолёт!
(На доске изображение самолёта).
- Мы отправляемся в штаты Пунктуации и Синтаксиса.
- Благополучно приземлившись, расставим знаки препинания, вставим пропущенные орфограммы.
Света_т. Пробужда_т(?)ся природа. Просыпают(?)ся птицы расп_вают на все лады. Хоч_т(?)ся вдохнуть свежести. Ещё прохладно но ты с наслаждением идёш_босиком по сырой траве.
- Выписать сочинительные и подчинительные словосочетания.
VIII. Чтобы путешествие не показалось утомительным, послушайте рассказ из истории глаголов.
(О выражении пересолить в смысле перестараться. В книге «Организа ция внеклассной работы по русскому языку». - М.: «Владос», 1999).
IХ. Итоги уроки.
- Наше путешествие подошло к концу. Вы убедились, какая интересная и загадочная страна Глаголия.
- Более опытные путешественники получают «5» и «4». Следует потрени роваться ещё тем, кто пока справляется на «3».
Х. Домашнее задание.
- Продолжить путешествие по учебнику: параграфы 82-97.
- Сочинение - миниатюра «Что привлекло моё внимание во время пу тешествия?»
Используемая литература
1. Евлампиева Е.А. Занимательные задания на уроках русского языка. -Чебоксары: «Клио», 1997.
2. Загадки - шарадки. И не только... Занимательные материалы по рус скому языку на уроках и внеклассных занятиях / Авт.-сост. М.П.Филипченко. -Волгоград: Учитель, 2006.
3. Организация внеклассной работы по русскому языку. - М.: «Владос», 1999.
4. Подгаецкая И.М. Воспитание у учащихся интереса к изучению русско го языка: Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 1985.
5. Халяпина Л.Н.Использование игровых технологий на уроках русского языка и литературы. - Тамбов: Изд-во ТОИПКРО, 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка: предполагаемый план проведения урока - При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке.
При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке....
Методическая разработка урока литературы по теме «Творчество Сергея Есенина»(11 класс). Тема урока - «Голубая Русь» Сергея Есенина. Тип урока –урок-исследование.
Знакомство со стихотворениями С.Есенина, посвящёнными теме родины, с творческим методом поэта....
Конспект открытого урока по технологии в 6 классе. Тема урока: Игровые технологии на уроках обслуживающего труда. Одежда и требование к ней. Снятие мерок для построения чертежа юбки. (Презентация к уроку)
Разработка урока с презентацией помогает учителю более доступно и понятно познакомить учащихся с историей юбки. На уроке используются игровые технологии, что помогают учащимся лучше усвоить материал у...
Урок изобразительного искусства в 5-ом классе.Тема урока: « Деревья как люди». Вид работы: рисование по представлению Тип урока: комбинированный, урок – сказка
Тема урока: « Деревья как люди».Вид работы: рисование по представлениюТип урока: комбинированный, урок – сказка Цель урока:ü Средствами изобразительного языка ...
Класс 9 Урок №24. Тема урока: Системы счисления. Перевод чисел Тип урока; Урок «построения » системы знания.
Урок для учащихся 9 класса по теме "Системы счисления. Перевод чисел". Урок в разделе программы по счету третий. Цель:Образовательная: систематизация и расширение знаний обучающихся о операциях п...
Урок обобщающего повторения по теме Южная Америка.Урок-игра.Особый колорит уроку придаёт просмотр ролика"Танго и футбол", вопрос от шеф повара с угощением мамалыгой и синквейн. Легенда рассказанная в начале урока настраивает ребят на работу.
Урок географии в 7-м классе по теме "Южная Америка". Подготовила и провела: учитель географии 1квалификационной категории Васильева Елена Тихоновна в МБОУ СОШ №21 г. Коврова, в рамках подго...
Сходства и различия уроков с метапредметным подходом с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе) Метапредметный подход на уроке русского языка в 8 классе
Сходства и различия уроков с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе)...