Уроки
методическая разработка по русскому языку (6, 8 класс) на тему

Ершова Валентина Николаевна

Мои уроки - методические разработки

Скачать:


Предварительный просмотр:

6 класс

План урока.

Предмет: русский язык.

Преподаватель: Ершова В. Н.

Тема урока: наклонения глагола.

Цели урока:

  1. Дидактическая: познакомить с новым морфологическим признаком глагола, повторить ранее изученное о глаголе, проконтролировать степень усвоения нового материала.
  2. Развивающая: развитие речи, мышления, памяти, навыков выразительного чтения, самостоятельной работы с учебниками, развитие личных творческих способностей учащихся, выступающих в роли героев сказки.
  3. Воспитательная: воспитание трудолюбия, ответственности за порученное дело, нравственных понятий о добре и зле, чувства патриотизма, понятия положительного героя.

Оборудование: доска, тетради, ручки, учебники, дидактический материал, рисунки.

Тип урока: урок-игра, комбинированный.

Методы проведения: словесные, наглядные, практические.

Ход урока.

Номер п/п

Содержание этапов урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1

Организационный момент.

Цель: концентрация внимания.

   Приветствует учащихся, сообщает тему, цели, задачи, план урока.

   Слушают учителя, готовятся к уроку.

2

Контроль знаний.

Цель: повторить и проконтролировать ранее изученное о глаголе.

   Разбирает предложение вместе с учащимися: Слава к тому приходит, кто впереди ходит.

   Где «слава» и «кто» - подлежащие, «приходит» и «ходит» - сказуемые, «впереди» - обстоятельство.

   Морфологический разбор глагола: ходит – глагол, неопределённая форма -ходить (что делать);

постоянные признаки: несовершенный вид, непереходный, 2-ое спряжение;

непостоянные признаки: единственное число, 2-ое лицо, в предложении является сказуемым.

   Делают разбор предложения, отвечают с места, разбирают глаголы.

3

Объяснение нового материала.

Цель: познакомить с новым морфологическим признаком глагола – наклонениями.

   Объясняет новую тему при помощи инсценирования сказки, где употребляются 3 наклонения глагола.

   Читает текст за автора, задаёт вопросы учащимся, направляет их деятельность в нужное русло.

   Делает записи на доске.

   Слушают учителя и героев сказки, отвечают на вопросы учителя.      Делают записи в тетрадях.

   Работают с параграфом учебника.

Актёры читают свой текст.

4

Закрепление материала.

Цель: выявить адекватность понимания учащимися новой темы.

   Продолжает читать сказку.

   Вызывает «героев» сказки и даёт им задания.

   Задаёт учащимся вопросы по изученной новой теме.

   Слушают учителя и «героев» сказки, делают записи в тетрадях, отвечают на вопросы.

«Герои» сказки просят помощи у класса и выполняют задания.

5

Домашнее задание.

Цель: закрепление нового материала.

   Даёт задание: придумать и записать в тетради по 3 предложения, в которых глаголы будут употребляться в формах изъявительного, повелительного и условного наклонений.

   Записывают задание в дневник.

6

Итог урока-игры.

Цель: подведение итогов.

   Анализирует урок, объявляет оценки, хвалит учащихся и благодарит их за урок.

   Слушают сообщение учителя.

Инсценировка сказки.

     В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь. И было у него три сына.

Епифан был старший брат.

Сам себе он был не рад.

Всё б у парня получалось,

если б что-то не случалось.

–Я бы сделал, я бы смог,

Если б кто-нибудь помог!..

Брат Тимоня средним был.

Тот командовать любил.

Только слышно от него:

-То возьми! Подай того!

Меньший брат Иваном звался.

Тот во все дела совался.

Он зимою дров наколет,

А весной засеет поле.

-Слов на ветер не бросаю,

Что подумал, выполняю!

     Жили братья, не тужили, да напал на то царство-государство враг, Змей девятиглавый. Обратился царь к сыновьям, чтоб шли они со Змеем биться, чтоб защитили от этого ворога Русскую землю.

Епифан: 

Я пошёл бы воевать,

Если б не любил поспать,

Я сразился б со злодеем,

Самозванцем, лиходеем,

Я бы Змея победил,

Если б тятька разбудил!..

Тимоня:

Эй, Ванюша, эй, дурак!

Снаряжайся! В царстве враг!..

Есть и спать не любишь вволю –

Так ступай во чисто поле,

Заруби дракона злого

Аль достань сюда живого!

Иван:

Вижу: час настал мой, братцы,

В путь-дорогу собираться.

Я за землю за свою

Постою в любом бою!

Меч возьму себе в подмогу.

Тимоня:

Ну, иди, Ванюша, с Богом!

     Ребята, кто из братьев понравился вам больше всего? Почему? А почему не понравились Епифан и Тимоня?

     А ведь братья, ребята, познакомили нас с 3-мя наклонениями глагола: изъявительным, условным и повелительным.

     Вспомним, какие глаголы любят употреблять братья? (На доске висят рисунки с портретами братьев)

     Запишем под портретами глаголы, употребляемые братьями.

(Чтение правил на стр. 175-176 и 179-180)

     Кто из братьев употреблял глагол в форме изъявительного, кто – в форме повелительного, кто – в форме условного наклонении? В чём особенность этих глаголов? Какое действие они обозначают?

Закрепление материала.

     - А теперь, ребята, снова вернёмся в сказку:

Царь-отец рассержен очень.

Братьев он зовёт пред очи:

-Брат Иван пошёл сражаться-

Вам без дела грех слоняться!

Вот решите-ка задачу!

Будет худо вам иначе!

Задание: Епифану вписать глаголы в форме условного наклонения, Тимоне – повелительного.

  1. Возьми ножик, Карло, вырежи из этого полена куклу, научи её говорить всякие смешные слова и носи по дворам.
  2. Я бы уступил своё место, да не бывать Марту прежде февраля.
  3. Не сжёг бы ты кожу лягушачью, оборотилась бы я снова красной девицей.
  4. Свет мой, зеркальце, скажи да всю правду доложи!
  5. Наградила бы я тебя по-царски, да не послушался ты моего совета.
  6. «Смилуйся, государыня-рыбка!» - ей с поклоном старик отвечает.

Братья (хором):

Головы нам не сносить –

Надо помощи просить!

(Класс выполняет данное задание.)

И опять поближе к ночи

Братьев царь зовёт пред очи:

-Не хотите наказанья?

Вот-ка вам ещё заданье!

Задание: образовать от глаголов – работать, сражаться, победить – формы трёх наклонений.

Братья (хором):

Головы нам не сносить –

Надо помощи просить!

(Класс выполняет данное задание.)

А Иван-то где, ребята?

Ох, Ивану трудновато!..

Камень на его дороге.

Обойдётся ль без подмоги?

(Лист бумаги с нарисованным камнем и заданием для Ивана.)

Задание: вставить пропущенные буквы, найти глаголы в изъявительном наклонении, определить их время.

  1. Рус...кий ни с меч...м, ни с калач…м не шутит.
  2. Бе… смелости не возьмёш… и крепости.
  3. Кто с Россией ни тягался, в правых он не ост…вался.

     -У нашей сказки, ребята, счастливый конец. Иван-царевич выполнил все задания, победил злого Змея. А вы одолели очень сложную тему, познакомившись с наклонениями глагола. Вспомним их.

     Какие действия обозначают глаголы в форме изъявительного наклонения? Условного? Повелительного?



Предварительный просмотр:

8 А класс

План урока.

Предмет: литература.

Преподаватель: Ершова В. Н.

Тема урока: конкурс на лучшего чтеца стихотворений А. С. Пушкина.

Цели урока:

  1. Дидактическая: проконтролировать навыки выразительного чтения стихов и выявить                               уровень эмоционального восприятия поэтического текста;
  2. Развивающая: развитие речи, творческой активности, культуры поведения и речи, развитие памяти, самооценки и взаимооценки, умения принимать самостоятельное решение в ситуации выбора;
  3. Воспитательная: воспитание нравственных ценностей, чувства патриотизма, любви к русской поэзии, представленной творчеством А. С. Пушкина, чувства ответственности, взаимоуважения.

Оборудование: доска, художественные тексты, ручки, рисунки, дидактический материал.

Тип урока: урок-игра.

Методы проведения: словесные и наглядные.

Ход урока.

Номер п/п

Содержание

этапов урока

Деятельность

 учителя

Деятельность учащихся

1

Организационный момент.

Цель: концентрация внимания, эмоциональный настрой учащегося на восприятие поэтического наследия А. С. Пушкина.

Приветствует учащегося, называет тему, цели и задачи урока.

Произносит краткое вступительное слово о А. С. Пушкине.

Слушают сообщение учителя.

2

Организация работы на уроке.

Цель: познакомить с условиями и проведением конкурса.

Озвучивает правила конкурса:

а) определение очерёдности чтения стихотворений по жребию;

б) раздача карточек со списочным составом чтецов для самооценки и взаимооценки прочитанных стихотворений;

в) победители будут распределяться по 3-м местам и награждаться призами.

Слушают сообщение учителя.

3

Проведение конкурса.

Цель: развитие творческой активности, навыка выразительного чтения, интереса к поэзии.

Прослеживает по тексту правильную последовательность изложения стихотворения, подсказывает забытую фразу, оказывает моральную поддержку.

Вытягивают свой номер по жребию, читают выразительно стихи, проставляют на карточках оценки себе и другим участникам конкурса.

4

Итог урока-игры.

Цель: подвести итоги.

Раздаёт карточки для определения фамилии лучшего чтеца, затем собирает их и подводит итог, называет фамилии победителей и раздаёт призы.

Благодарит учащихся за урок. Показывает рисунки, задаёт вопросы по ним, хвалит учащихся.

Пишут на карточках фамилию лучшего чтеца, слушают сообщение учителя, получают призы, отвечают на вопросы.



Предварительный просмотр:

Урок—игра по русскому языку в 6 классе на тему:

«Путешествие в Глаголию»

Цели урока:

1) закрепление изученного по теме «Глагол»;

2) совершенствование навыков обоснования правильности выбора  

орфограмм в глаголах;

3) отработка умения использовать глагол в речи;

4) воспитание у учащихся интереса к изучаемому предмету;

5) активизация познавательной активности школьников.

Оформление: Таблицы с орфограммами в глаголе.

Рисунки из дидактических материалов по развитию речи. Записи на доске для коллективной работы. Изображение видов транспорта, на котором ребята совер шают путешествие: машина, верблюд, лодка, самолёт.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Вступительное слово учителя.

- Ребята, сегодня нам предстоит совершить увлекательное путешествие в таинственную страну  Глаголию, которую вы не найдете на карте, но она суще ствует в царстве Знаний.

Знания, полученные на уроках, пригодятся нам в этом путешествии. В путь!

Да, прислушаемся к тому, что скажет знаменитый астролог.

(Выходит ученик в костюме астролога)

1. Козерогов и Водолеев ждут опасности в штатах Синтаксис и Пунк туация.

2.  Рыбам и Овнам надо опасаться переправы через реку Орфография.

3. Тельцы и Близнецы могут быть подвержены нападению пиратов в районе Больших Синтаксических Гор.

4. Раки и Львы столкнутся с коварством Подлежащего и Сказуемого.

5. Девы и Весы в путешествии могут заразиться опасной болезнью ошиберией,

6. Скорпионы и Стрельцы! Берегите силы при занятиях морфологиче ским разбором, так как это тяжело даже самым стойким и опытным путешественникам.

В целом путешествие благотворно подействует на знания учащихся. Необходимо только проявлять внимание и трудолюбие.

III. Отправляемся в путь на машине. (На доске изображение машины).

- Погадаем на ромашке: доедем или нет?

(На лепестках ромашки вопросы, на которые отвечают ученики, ото рвавшие лепесток.)

1. Что такое глагол?

2. Какие виды глагола вы знаете?

3. -ешь. -ем, -ете, -ет, -ут, -ют. Это окончания глаголов какого спряже ния? А окончания с буквами И, А, Я - ?

4. Сколько наклонений у глагола? Какие?

5. В чём особенность образования глаголов будущего времени?

- Какие глаголы помогут нам описать действия машины? Запишите их в 3 лице.

(Мчится, едет, несётся, тащится и т.п.)

IV. Впереди пустыня «Фразеология».

( Чтобы пересечь её, необходимо пересесть на верблюда. На доске сменяется изображение машины на верблюда) Вспомните, что такое инфинитив?

 Подберите инфинитив к фразеологизмам. Кто будет проводником по пустыне?

Бежать со всех ног - (мчаться).

         Распускать руки      - (драться).

         Повесить голову      - (огорчиться).

         Попасть впросак - (оказаться в смешном положении).

        - Итак, вперёд! Но что это? Впереди завал. Двигаться сможем лишь тогда, когда разберём его!

 Образуйте повелительное наклонение от глаголов:  пить, поить, вить, мыть, хотеть, мочь, видеть.

Поставьте глаголы в единственное число, выделите суффиксы и окончания.

Молодцы, путь свободен!

V. Виднеется река Орфография.

- Пересаживаемся на лодки. (Изображение лодки появляется на доске)

- Плавание увлекательно, но впереди пороги, водопады.

Одним словом,

1. Что это за глаголы?

С буквой Ф — помогает, без Ф - торжественно шагает.

(Шефствовать - шествовать).

2. Вставьте нужную букву. Слыш_п, вид_л, затеял, чист_и, кле__л.

        3. Какие глаголы своими окончаниями велят нам есть?
        
(Глаголы 2 лица ед. числа, оканчивающиеся на—ешь).
-  Запишите такие глаголы, вспомнив, что вы делаете на уроке физкультуры. Рисунки помогут вам в этом.

(Показать серию рисунков, на которых изображены дети, выполняющие гимнастические упражнения).

- Да, прав был астролог, Орфография таила в себе много загадок, но мы Успешно их разгадали. Наше путешествие продолжается! Однако перед сле дующим этапом пути требуется разминка.

(Физкультминутка)

 А теперь все дружно встали,

         Пальчики свои размяли,

Головою повертели, попрыгали

 И тихо - тихо сели.

VI. Мы, как альпинисты, поднимаемся на вершину Больших Син таксических Гор.

- Чтобы пираты на нас не напали, быстро исправим ошибки.

 Перед тем, как идти в поход, мы запаслось палаткой, чайником, разными продоволъствиями. Мы с другом хотел поскорее отправиться в горы.

- Пираты выдвинули ультиматум, не справимся с заданием, путешест вие окончится.

(Показать рисунки, по которым необходимо составить предложения).

- Поддерживая здоровый образ жизни, расскажите об этом в составлен ных предложениях, которые продолжат предыдущие, записанные на доске.

VII. Ну а теперь стремительно вперёд понесёт нас самолёт!

(На доске изображение самолёта).

-  Мы отправляемся в штаты Пунктуации и Синтаксиса.

- Благополучно приземлившись, расставим знаки препинания, вставим пропущенные орфограммы.

Света_т. Пробужда_т(?)ся природа. Просыпают(?)ся птицы расп_вают на все лады. Хоч_т(?)ся вдохнуть свежести. Ещё прохладно но ты с наслаждением идёш_босиком по сырой траве.

- Выписать сочинительные и подчинительные словосочетания.

VIII. Чтобы путешествие не показалось утомительным, послушайте рассказ из истории глаголов.

(О выражении пересолить в смысле перестараться. В книге «Организа ция внеклассной работы по русскому языку». - М.: «Владос», 1999).

IХ. Итоги уроки.

- Наше путешествие подошло к концу. Вы убедились, какая интересная и загадочная страна Глаголия.

- Более опытные путешественники получают «5» и «4». Следует потрени роваться ещё тем, кто пока справляется на «3».

Х. Домашнее задание.

- Продолжить путешествие по учебнику: параграфы 82-97.

- Сочинение - миниатюра «Что привлекло моё внимание во время пу тешествия?»

Используемая литература

1. Евлампиева Е.А. Занимательные задания на уроках русского языка. -Чебоксары: «Клио», 1997.

2. Загадки - шарадки. И не только... Занимательные материалы по рус скому языку на уроках и внеклассных занятиях / Авт.-сост. М.П.Филипченко. -Волгоград: Учитель, 2006.

3. Организация внеклассной работы по русскому языку. - М.: «Владос», 1999.

4. Подгаецкая И.М. Воспитание у учащихся интереса к изучению русско го языка: Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 1985.

5. Халяпина Л.Н.Использование игровых технологий на уроках русского языка и литературы. - Тамбов: Изд-во ТОИПКРО, 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка: предполагаемый план проведения урока - При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке.

При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока.  Презентация отражает  создание условий для учебных действий на уроке....

Конспект открытого урока по технологии в 6 классе. Тема урока: Игровые технологии на уроках обслуживающего труда. Одежда и требование к ней. Снятие мерок для построения чертежа юбки. (Презентация к уроку)

Разработка урока с презентацией помогает учителю более доступно и понятно познакомить учащихся с историей юбки. На уроке используются игровые технологии, что помогают учащимся лучше усвоить материал у...

Урок изобразительного искусства в 5-ом классе.Тема урока: « Деревья как люди». Вид работы: рисование по представлению Тип урока: комбинированный, урок – сказка

Тема урока: « Деревья как люди».Вид работы:  рисование по представлениюТип урока:  комбинированный, урок – сказка Цель урока:ü Средствами   изобразительного языка   ...

Класс 9 Урок №24. Тема урока: Системы счисления. Перевод чисел Тип урока; Урок «построения » системы знания.

Урок для учащихся 9 класса по теме "Системы счисления. Перевод чисел". Урок в разделе программы по счету третий. Цель:Образовательная: систематизация и расширение знаний обучающихся о операциях п...

Урок обобщающего повторения по теме Южная Америка.Урок-игра.Особый колорит уроку придаёт просмотр ролика"Танго и футбол", вопрос от шеф повара с угощением мамалыгой и синквейн. Легенда рассказанная в начале урока настраивает ребят на работу.

Урок географии в 7-м классе по теме "Южная Америка". Подготовила и провела: учитель географии 1квалификационной категории Васильева Елена Тихоновна  в МБОУ СОШ №21 г. Коврова, в рамках подго...