Урок по русскому языку в 6 классе "Фразеологизмы"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Аболенская Ирина Владимировна

Урок с использованием средств субъективизации

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл frazeologizmy.docx44 КБ

Предварительный просмотр:

                     Тема урока: Фразеологизмы (закрепление) (русский язык 6 класс)

Тип урока: закрепление изученного материала.

Цели урока:

  • Образовательные:
  • закрепить понятие «фразеологизм», «лексическое значение фразеологизма»;
  • научить употреблять и  узнавать фразеологизмы в речи.
  • Развивающие:
  • развивать речь учащихся, чтобы она была эмоциональной, логичной, лаконичной;
  • развивать устойчивый интерес к изучению языка;
  • развивать творческие способности и образное мышление школьников.
  • Воспитательные:
  • воспитывать любовь к родному языку, его красоте и многозначности;
  • воспитывать доброжелательное отношение к ответам других детей;
  • воспитывать внимательное отношение к слову.

Методы: обучение русскому языку средствами субъективизации.

Планируемые результаты:

Предметные: обеспечить в ходе урока развитие учебно-языковых, правописных и речевых умений,

Личностные: формировать осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания, стремление к речевому самосовершенствованию, установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, самоопределение, формирование познавательной потребности;

Метапредметные: продолжать формирование общеучебных знаний, умений и навыков, содействовать развитию воли, настойчивости посредством решения проблемных задач.

познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, выбор наиболее эффективных способов решения задач, структурирование знаний; владение приёмами анализа и систематизации материала, синтеза, сравнения,

регулятивные УУД: целеполагание, планирование, оценка результатов работы, внесение необходимых дополнений и исправлений, реального действия и его результата;

коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Место урока в изучении темы «Фразеологизмы»: 2-й урок по теме.


Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

  1. Мобилизующий этап

На доске написаны слова:

Сесть (на лавочку, в калошу).

Впирать (мазь, очки).

Повесить (голову, картину).

Учитель. Прочитайте слова. Сформулируйте к ним задание.

Учитель. Составьте словосочетания из слов первого ряда.

Сесть на лавочку, сесть в калошу.

Учитель. Чем отличаются эти словосочетания?

Учитель. Напишите фразеологический оборот из слов первого ряда.

Ученик. Надо составить словосочетания из слов перед скобками и слов в скобках.

Ученик. Первое словосочетание употреблено в прямом смысле. Второе словосочетание употреблено в переносном смысле и представляет собой фразеологический оборот.

Учащиеся записывают первый фразеологический оборот. Аналогичным образом они работают со словами второго и третьего рядов.

  1. Формулирование темы и цели урока

Учитель. Прочитайте ваши словосочетания. Еще раз скажите, какое языковое явление они собой представляют, и сформулируйте тему сегодняшнего урока.

Учитель пишет тему урока на доске.

Учитель. Сформулируйте цель урока, опираясь на его тему. Используйте запись.

1) Повторить и закрепить ... о …;

2) совершенствовать умение отличать … от …, использовать ... в речи.

Сесть в калошу, втирать очки, повесить голову - фразеологизмы. Значит, тема сегодняшнего урока - «Фразеологизмы».

Ученики записывают тему урока в тетрадь.

Цель нашего урока: повторить и закрепить знания о фразеологизмах; совершенствовать умение отличать фразеологизмы от обычных словосочетаний, использовать фразеологизмы в устной и письменной речи.

3. Актуализация знаний учащихся

Учитель. Скажите, что такое фразеологизмы.

Чему равны по значению устойчивые сочетания?

Где разъясняется значение фразеологизмов?

В каком разделе русского языка изучаются фразеологизмы?

Назовите возможно большее количество фразеологизмов.

Ответы детей.

  1. Тренировочные упражнения

Фразеологизмы

Исходный

Синоним

Антоним

Повесить голову

Пасть духом

Воспрянуть духом

Засучив рукава

Сломя голову

С гулькин нос

За тридевять земель

Набрать в рот воды

Ни гроша за душой

Мастер на все руки

Упражнение 1.

Справка: как без рук, язык проглотил, черепашьим шагом, кот наплакал, наговорил с три короба, не покладая рук, ни былинки ни травинки, мчаться на всех парусах, к черту на кулички, золотые руки, куры не клюют, рукой подать, полная чаша, спустя рукава.

Учитель. Внимательно рассмотрите таблицу. Прочитайте справку. Сформулируйте задание к упражнению.

Учитель. Задание сформулировано верно. Прежде чем его выполнять, давайте вспомним, что такое синонимы.

Что такое антонимы?

Назовите синоним и антоним к фразеологизму засучив рукава.

Учитель. Найдите фразеологизм с повторяющейся частицей ни. Что вы можете сказать о знаках препинания в нём?

Упражнения 2.

  1. Ни кола ни двора.

Сидеть сложа руки.

  1. Попасть в переплёт.

Дать маху.

  1. Вставлять палки в колёса.

Есть берёзовую кашу.

Причина         следствие

Образец: Тощий карман         Сапоги каши просят.

Учитель. Мы продолжаем работу с фразеологизмами. На этот раз задание будет посложнее. Прочитайте образец и пары фразеологизмов. Сформулируйте задание к упражнению.

Учитель. Давайте вместе поразмышляем над парой фразеологизмов из образца.

Учитель. Укажите слова с непроверяемой безударной гласной. Расскажите об их написании.

Выделите слова, в которых звуков меньше, чем букв. Ответ обоснуйте.

Упражнение 3 (на карточках).

У людей разное отношение к труду. У одних всё валится из рук, получается из рук вон плохо. Про таких говорят …

Вторые предпочитают сидеть сложа руки. Они руки из кармана не вытащат! Но при возможности готовы всё …

Третьи просто …

Однако мир держится на людях, у которых … Про них говорят ...

Справка: прибрать к рукам, мастер на все руки, как без рук, золотые руки, умывают руки.

Учитель. Прочитайте текст. Он разбит на микротемы. Сформулируйте задание к этому упражнению.

Учитель. Кто сможет пересказать весь текст? Назовите все фразеологизмы: из текста и те, которые вы сами добавили. Что в них есть общего?

Учитель. Напишите текст. Поставьте, где требуется, нужные знаки препинания.

Назовите предложения с одинаковым синтаксическим явлением.

Учитель. Расскажите об их написании.

Скажите, слово какой части речи встречается во фразеологических оборотах текста один раз?

Учитель. Назовите слово из текста с такой же орфограммой и таким же морфемным составом.

Упражнение 4.

Учитель. Посмотрите на записи. Сформулируйте задание к этому упражнению.

  • Медвежья шапка, медвежья берлога, медвежья услуга.
  • Сесть в машину, сесть в калошу, сесть в кресло.
  • Точить лясы, точить ножи, точить карандаши.
  • Втирать мазь, втирать очки, втирать муравьиный спирт
  • Стоять у доски, стоять на посту, стоять фертом.
  • Прописать ижицу, прописать лекарство, прописать строчку.
  • Играть в шашки, играть роль, играть в бирюльки.

Ученик. К исходному фразеологизму надо подобрать синоним и антоним. Использовать для этого устойчивые словосочетания из справки.

Ученики выполняют задание сначала устно, затем письменно. Аналогичным образом они работают с остальными фразеологизмами.

Ученик. Во фразеологизме с повторяющейся частицей ни запятая не ставится.

Ученик. Каждую пару фразеологизмов надо написать в следующем порядке: сначала – фразеологизм, который обозначает причину, а затем - фразеологизм, который обозначает следствие того, о чём говорится.

Ученик. Если нет в кармане денег, то не на что купить новые сапоги и приходится ходить в дырявых.

Далее ученики работают с другими парами фразеологизмов. Каждую пару они обсуждают и записывают.

Ответы учеников.

Ученик: Надо закончить каждую микротему текста. Для этого надо добавить вместо условных обозначений подходящие по смыслу фразеологизмы.

Ученик. Эти фразеологизмы на одну тему - об отношении к труду.

Ученик. Здесь два предложения с прямой речью.

Ученик. Прилагательное золотой.

Ученик. Говорят.

Ученик. Нужно найти «третье лишнее» и объяснить лексическое значение фразеологизмов.

  1.  Итог урока

Учитель. Скажите, над чем мы сегодня работали.

Учитель. Скажите еще раз, что такое фразеологизмы.

Что нового вы узнали о фразеологизмах?

Учитель. Назовите как можно больше запомнившихся вам фразеологизмов из сегодняшнего и предыдущих уроков.

Ученик. Мы вспомнили, что такое фразеологизмы, учились отличать их от обычных словосочетаний и использовать в своей речи.

Ученик. Во фразеологизмах с повторяющейся частицей ни запятая не ставится.

Ответы детей.

  1. Постановка домашнего задания

Учитель объясняет домашнее задание. Оценивает работу учащихся на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку в 6 классе План – конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме : « Лексика. Слово и его лексическое значение».

Конспект урока по русскому языку в  6 классеПлан – конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме : « Лексика. Слово и его лексическое значение»....

План-конспект урока по русскому языку (10 класс) на тему: Урок по русскому языку "Комплексный анализ текста" 10 класс

Урок проводится в рамках элективного курса "Текст о текте" 10 класс. Может помоч в подготовке к ЕГЭ...

Урок по русскому языку: Русский язык – один из развитых языков мира

Урок вводно-ознакомительный, направлен на расширение представления о русском языке, еего силе и возможностях....

Вводный урок по русскому языку в 9 классе "Русский язык - национальный язык русского народа. Русский язык среди других языков мира"

Представленная презентация сопровождает вводный урок русского языка в 9 классе "Русский язык - национальный язык русского народа. Русский язык среди других языков мира" и может быть использо...