Урок по русскому языку в 6 классе "Фразеологизмы"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Тема урока: Фразеологизмы (закрепление) (русский язык 6 класс)
Тип урока: закрепление изученного материала.
Цели урока:
- Образовательные:
- закрепить понятие «фразеологизм», «лексическое значение фразеологизма»;
- научить употреблять и узнавать фразеологизмы в речи.
- Развивающие:
- развивать речь учащихся, чтобы она была эмоциональной, логичной, лаконичной;
- развивать устойчивый интерес к изучению языка;
- развивать творческие способности и образное мышление школьников.
- Воспитательные:
- воспитывать любовь к родному языку, его красоте и многозначности;
- воспитывать доброжелательное отношение к ответам других детей;
- воспитывать внимательное отношение к слову.
Методы: обучение русскому языку средствами субъективизации.
Планируемые результаты:
Предметные: обеспечить в ходе урока развитие учебно-языковых, правописных и речевых умений,
Личностные: формировать осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания, стремление к речевому самосовершенствованию, установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, самоопределение, формирование познавательной потребности;
Метапредметные: продолжать формирование общеучебных знаний, умений и навыков, содействовать развитию воли, настойчивости посредством решения проблемных задач.
познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, выбор наиболее эффективных способов решения задач, структурирование знаний; владение приёмами анализа и систематизации материала, синтеза, сравнения,
регулятивные УУД: целеполагание, планирование, оценка результатов работы, внесение необходимых дополнений и исправлений, реального действия и его результата;
коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.
Место урока в изучении темы «Фразеологизмы»: 2-й урок по теме.
Ход урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников | ||||||||||||||||||||||||||||||||
| На доске написаны слова: Сесть (на лавочку, в калошу). Впирать (мазь, очки). Повесить (голову, картину). Учитель. Прочитайте слова. Сформулируйте к ним задание. Учитель. Составьте словосочетания из слов первого ряда. Сесть на лавочку, сесть в калошу. Учитель. Чем отличаются эти словосочетания? Учитель. Напишите фразеологический оборот из слов первого ряда. | Ученик. Надо составить словосочетания из слов перед скобками и слов в скобках. Ученик. Первое словосочетание употреблено в прямом смысле. Второе словосочетание употреблено в переносном смысле и представляет собой фразеологический оборот. Учащиеся записывают первый фразеологический оборот. Аналогичным образом они работают со словами второго и третьего рядов. | ||||||||||||||||||||||||||||||||
| Учитель. Прочитайте ваши словосочетания. Еще раз скажите, какое языковое явление они собой представляют, и сформулируйте тему сегодняшнего урока. Учитель пишет тему урока на доске. Учитель. Сформулируйте цель урока, опираясь на его тему. Используйте запись. 1) Повторить и закрепить ... о …; 2) совершенствовать умение отличать … от …, использовать ... в речи. | Сесть в калошу, втирать очки, повесить голову - фразеологизмы. Значит, тема сегодняшнего урока - «Фразеологизмы». Ученики записывают тему урока в тетрадь. Цель нашего урока: повторить и закрепить знания о фразеологизмах; совершенствовать умение отличать фразеологизмы от обычных словосочетаний, использовать фразеологизмы в устной и письменной речи. | ||||||||||||||||||||||||||||||||
3. Актуализация знаний учащихся | Учитель. Скажите, что такое фразеологизмы. Чему равны по значению устойчивые сочетания? Где разъясняется значение фразеологизмов? В каком разделе русского языка изучаются фразеологизмы? Назовите возможно большее количество фразеологизмов. | Ответы детей. | ||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Упражнение 1. Справка: как без рук, язык проглотил, черепашьим шагом, кот наплакал, наговорил с три короба, не покладая рук, ни былинки ни травинки, мчаться на всех парусах, к черту на кулички, золотые руки, куры не клюют, рукой подать, полная чаша, спустя рукава. Учитель. Внимательно рассмотрите таблицу. Прочитайте справку. Сформулируйте задание к упражнению. Учитель. Задание сформулировано верно. Прежде чем его выполнять, давайте вспомним, что такое синонимы. Что такое антонимы? Назовите синоним и антоним к фразеологизму засучив рукава. Учитель. Найдите фразеологизм с повторяющейся частицей ни. Что вы можете сказать о знаках препинания в нём? Упражнения 2.
Сидеть сложа руки.
Дать маху.
Есть берёзовую кашу. Причина следствие Образец: Тощий карман Сапоги каши просят. Учитель. Мы продолжаем работу с фразеологизмами. На этот раз задание будет посложнее. Прочитайте образец и пары фразеологизмов. Сформулируйте задание к упражнению. Учитель. Давайте вместе поразмышляем над парой фразеологизмов из образца. Учитель. Укажите слова с непроверяемой безударной гласной. Расскажите об их написании. Выделите слова, в которых звуков меньше, чем букв. Ответ обоснуйте. Упражнение 3 (на карточках). У людей разное отношение к труду. У одних всё валится из рук, получается из рук вон плохо. Про таких говорят … Вторые предпочитают сидеть сложа руки. Они руки из кармана не вытащат! Но при возможности готовы всё … Третьи просто … Однако мир держится на людях, у которых … Про них говорят ... Справка: прибрать к рукам, мастер на все руки, как без рук, золотые руки, умывают руки. Учитель. Прочитайте текст. Он разбит на микротемы. Сформулируйте задание к этому упражнению. Учитель. Кто сможет пересказать весь текст? Назовите все фразеологизмы: из текста и те, которые вы сами добавили. Что в них есть общего? Учитель. Напишите текст. Поставьте, где требуется, нужные знаки препинания. Назовите предложения с одинаковым синтаксическим явлением. Учитель. Расскажите об их написании. Скажите, слово какой части речи встречается во фразеологических оборотах текста один раз? Учитель. Назовите слово из текста с такой же орфограммой и таким же морфемным составом. Упражнение 4. Учитель. Посмотрите на записи. Сформулируйте задание к этому упражнению.
| Ученик. К исходному фразеологизму надо подобрать синоним и антоним. Использовать для этого устойчивые словосочетания из справки. Ученики выполняют задание сначала устно, затем письменно. Аналогичным образом они работают с остальными фразеологизмами. Ученик. Во фразеологизме с повторяющейся частицей ни запятая не ставится. Ученик. Каждую пару фразеологизмов надо написать в следующем порядке: сначала – фразеологизм, который обозначает причину, а затем - фразеологизм, который обозначает следствие того, о чём говорится. Ученик. Если нет в кармане денег, то не на что купить новые сапоги и приходится ходить в дырявых. Далее ученики работают с другими парами фразеологизмов. Каждую пару они обсуждают и записывают. Ответы учеников. Ученик: Надо закончить каждую микротему текста. Для этого надо добавить вместо условных обозначений подходящие по смыслу фразеологизмы. Ученик. Эти фразеологизмы на одну тему - об отношении к труду. Ученик. Здесь два предложения с прямой речью. Ученик. Прилагательное золотой. Ученик. Говорят. Ученик. Нужно найти «третье лишнее» и объяснить лексическое значение фразеологизмов. | ||||||||||||||||||||||||||||||||
| Учитель. Скажите, над чем мы сегодня работали. Учитель. Скажите еще раз, что такое фразеологизмы. Что нового вы узнали о фразеологизмах? Учитель. Назовите как можно больше запомнившихся вам фразеологизмов из сегодняшнего и предыдущих уроков. | Ученик. Мы вспомнили, что такое фразеологизмы, учились отличать их от обычных словосочетаний и использовать в своей речи. Ученик. Во фразеологизмах с повторяющейся частицей ни запятая не ставится. Ответы детей. | ||||||||||||||||||||||||||||||||
| Учитель объясняет домашнее задание. Оценивает работу учащихся на уроке. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по русскому языку в 9 классе по теме: «Обобщающий урок-игра по русскому языку по теме «Глагол».
Тип урока - нестандартный, групповая игра "Знатоки"....
Урок по русскому языку. « Язык словами силен, или тайны русского слова» (Урок- путешествие с применением игровых форм для систематизации и обобщения знаний по теме «Причастие »)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение « Средн...
Конспект урока по русскому языку в 6 классе План – конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме : « Лексика. Слово и его лексическое значение».
Конспект урока по русскому языку в 6 классеПлан – конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме : « Лексика. Слово и его лексическое значение»....
План-конспект урока по русскому языку (10 класс) на тему: Урок по русскому языку "Комплексный анализ текста" 10 класс
Урок проводится в рамках элективного курса "Текст о текте" 10 класс. Может помоч в подготовке к ЕГЭ...
Урок по русскому языку: Русский язык – один из развитых языков мира
Урок вводно-ознакомительный, направлен на расширение представления о русском языке, еего силе и возможностях....
Вводный урок по русскому языку в 9 классе "Русский язык - национальный язык русского народа. Русский язык среди других языков мира"
Представленная презентация сопровождает вводный урок русского языка в 9 классе "Русский язык - национальный язык русского народа. Русский язык среди других языков мира" и может быть использо...
конспект урока по русскому языку 8 класс по учебнику М.М.Разумовской « Русский язык в семье славянских языков».
конспект урока по русскому языку 8 класс по учебнику М.М.Разумовской...