Правописание падежных окончаний имён существительных. 5 класс.
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Урок подготовлен и проведен в рамках региональной Экологической конференции. Подобран нтересный материал и необычная форма урока. Ребята получат возможность проявить активность на уроке и узнать много нового.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
eko_2015.doc | 53 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Правописание падежных окончаний имён существительных. 5 класс.
Цели урока:
- организовать деятельность учащихся по закреплению знаний о правописании падежных окончаний имен существительных, способствовать развитию речи учащихся;
- содействовать обогащению словарного запаса, формированию и развитию учебных умений, орфографической зоркости, развивать логическое мышление, память;
- воспитывать любовь к родному языку, к родной природе
Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний и умений
Ход урока
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Организационный этап | |
Здравствуйте. Посмотрите друг на друга и на наших гостей. Улыбнитесь. Займите свои места. И только с добрым хорошим настроением начинаем новый урок. | |
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. Актуализация знаний. | |
Любите ли вы смотреть телевизор? Какие телепередачи нравятся вам больше всего? Представьте, что вы удобно уселись на диване и приготовились смотреть свою самую любимую передачу или мультфильм. Итак, внимание на экран.... А вы смотрите новости? Просмотр этой передачи очень полезен людям всех возрастов, ведь из программы «Новости» мы узнаем о самых интересных событиях. О каком событии вы узнали из данного ролика? А хотели бы вы оказаться на этой фотовыставке и совершить путешествие по всем самым красивым и необычным местам нашей огромной страны? Я приглашаю вас совершить это увлекательное путешествие в течение нашего сегодняшнего урока. | Просмотр ролика новостей: открытие фотовыставки |
Работа с текстом. Посмотрите на текст. 23 января в Москве, в Центральном Дом... Художника открылся фестиваль природы "Первозданная Россия". Завораживающие снимки сделаны на Чукотк... и в Забайкаль..., в Крыму и горной Чечне. На какое правило пропущены буквы в словах? Почему в остальных словах буквы не пропущены? Чем будем заниматься на уроке? | Безударные гласные в падежных окончаниях существительных. Они ударные и не требуют проверки. |
Обобщение и систематизация знаний | |
Словарная работа. Работа со словарём. Фестиваль природы «Первозданная Россия» уже второй год показывает жителям всего мира, как богата и красива природа России своими бесконечными просторами и уникальными животными. Благодаря этому фестивалю люди могут заглянуть в самые отдалённые и необыкновенные уголки нашей большой Родины. А что значит «первозданная»? Какие корни можно выделить в этом слове? Как вы думаете, в каком словаре можно найти толкование этого слова? Кто попробует найти значение этого слова в словаре? Как выдумаете, в чем особенность выставки с таким названием? Для чего устраивают такие выставки? На какие проблемы хотят обратить внимание организаторы выставки? Вот и мы сегодня поговорим о проблемах охраны природы. О том, что каждое живое существо на нашей большой планете, нуждается в нашей помощи и защите. Для начала вспомним словарные слова — названия животных и птиц. На экране будут появляться изображения животных, а мы будем записывать их названия. |
- существовавший ранее всего остального. где-нибудь (Ожегов С. И.) Медведь, заяц, лисица, барсук, ворона, воробей, сорока, пингвин, муравей, бабочка |
Выборочное списывание. Все эти и многие другие животные приглашают нас к себе в гости. Но для этого нам необходимо хорошо трудится и выполнять различные задания. Первое путешествие мы совершим в лес. Туда нас приглашает игрунья-белочка. Работа по карточке. Задание: Просклонять существительные ЛЕС и БЕЛОЧКА Посмотрите на текст. Бельчонок спускался с ветк... на ветку. Исчез на минутку из глаз и вдруг, смотрим, скачет по земле к берёз.... Ближе к нам от той опушк... стоял куст, и ещё ближе – одинокая берёза. И рядом с берёз...й рос гриб на высокой белой ножк... – обабок. Выпишите существительные с пропущенными буквами, подберите слова-помощники, выделите окончания. Итак, над какой орфограммой работали? Какое склонение у всех записанных слов? Какие слова нам помогают определить окончания у существительных 1 склонения? | С веткИ-Р.п. (с землИ) 1с. к берёзЕ-Д. п. (к лунЕ) 1с. от опушкИ-Р.п. (от землИ)1 с берёзОй-Т.п. (с лунОй) 1с на ножкЕ-П.п. (на землЕ)1с Земля, луна. |
Игра «Исключи лишнее» Лось, хорь, медведь, мышь, олень Какое слово в этой группе лишнее? Почему? Наше следующее путешествие — по полям и полупустыням. И задание нам принесла полевая мышка. Работа по карточке. Задание: Просклонять существительные ПОЛЕ и МЫШЬ. Но написала она его не своём, мышином языке. Посмотрите на текст. Налкуная мележ(?) норясла войрый грамоч(?), а люный мовиж(?) ралил луняную ворощ(?). Понимаем ли мы значение слов и текста в целом? А можем ли мы, не понимая значения слов, определить, к каким частям речи они относятся и их род? Как это можно сделать? Давайте попробуем определить, в каких словах нужно написать Ь на конце после шипящей, а в каких — нет. Какую орфограмму повторяли? Сформулируйте правило. Придумайте и запишите по три примера существительных на это правило. | |
Физминутка Поднимаемся со своих мест. Если я называю слова 1 скл. хлопают девочки, если слова 2 скл. хлопают мальчики, а если слова 3 скл. хлопаете все вместе. Лес (2), море (3), река (1), тигр (2), небо (2), синица (1), рысь (3), рыба (1), дичь (3). А теперь представьте, что вы в бору. Что такое БОР? И вы пытаетесь обнять сосну.. Потянитесь, чтобы ручки соединились. Как вы думаете, есть такие деревья, которые не может обнять один человек? В Бузулукском бору растет 300-летняя сосна, обнять которую может только 10 четвероклассников вместе. Такой толстый у нее ствол!!! Займите свои места. Продолжаем работу. | |
Осложнённое списывание. Следующее задание прислал нам белый медведь. У него на Крайнем севере нет школы для медведей, и он не знает падежей. Нам нужно ему помочь. Прочитайте текст. Полярный медведь — северный брат нашего бурого (медведь, Р.п). Живет белый медведь на Крайнем (Север, П.п.). Этот хищник приспособлен к (жизнь, Д.п.) во (лёд, П.п.) и способен плавать в ледяной (вода, П.п.). Запишите текст, раскрывая скобки. Окончания выделите. Работа по карточке. Задание: вставьте мягкий знак после шипящих в именах существительных там, где это необходимо. Врач___, ноч___, гуашь___, малыш___, силач___, гореч___, борщ___, вещ___,ключ___, дич___, меч___, суш___, сторож___, помощ___. | Полярный медведь — северный брат нашего бурого медведя. Живет белый медведь на Крайнем Севере. Этот хищник приспособлен к жизни во льдах и способен плавать в ледяной воде. |
Работа с сигнальными карточками. А сейчас мы с вами выполним очень интересное задание. Скажите, умеете ли вы различать следы разных животных? Давайте попробуем. Чей это след? А это? Вот эти животные приглашают нас побывать в дремучих таёжных лесах и разгадать их следы. На ваших сигнальных карточках два следа. Я буду читать имена существительные. Если следует написать окончание Е, то вы поднимаете вверх ТИГРИНЫЙ след, и если И — ЗАЯЧИЙ. В пустыне, у речки на полюсе, с веточки в воздухе, в глуши на дереве, о степи о снегире, у мышки | Работа с сигнальными карточками |
Рефлексия (подведение итогов занятия) | |
Как вы думаете, могли бы люди жить без природы? Человек не может жить без воздуха и воды, а ведь воздух и вода — часть природы? Вся наша жизнь связана с природой. Дышим мы воздухом, утоляем жажду водой. Природа дает нам пищу, одежду, жилье. В нашей стране принят государственный закон об охране природы. Этот закон обязывает всех людей беречь природные богатства Родины, правильно их использовать, заботиться, чтобы природа не истощалась и еще долго служила людям, украшала им жизнь. Замечательный писатель и большой любитель природы М. Пришвин писал: «Мы хозяева нашей природы, и она для нас — кладовая солнца с великими сокровищами жизни. И сокровища эти нам нужно охранять.» Что нового узнали на уроке? Какие правила вспомнили? | Отвечают на вопросы |
Домашнее задание. | |
Индивидуальные дифференцированные карточки. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Правописание падежных окончаний имён существительных.
Цель урока: восстановить в памяти учащихся сведения о написании гласных в падежных окончаниях имён существительных и отрабатывать навыки их правильного выбора. Урок интересен разнообразными формами д...
9 класс,школа VIII вида, русский язык, тема: "Правописание падежных окончаний имён существительных".
Урок русского языка в 9 классе коррекционной школы VIII вида для дифференциации правописания мягкого знака в окончании имен существительных....
Русский язык 4 класс.Тема урока: «Правописание безударных падежных окончаний имён существительных единственного числа».
Конспект урока с технологической картой урока и презентацией....
Конспект урока по письму и развитию речи для обучающихся 5 класса по теме "Правописание падежных окончаний имён существительных" (обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья)
Данный конспект содержит материал на закрепление умения определять падеж по вопросам и падежным окончаниям; формирование навыка беглого чтения, на развитие орфографической зоркости (при проведении зри...
Конспект урока русского языка в 5 классе по теме: "Правописание падежных окончаний имён существительных" (УМК "Школа России")
Урок построен необычным образом - учащимся предлагается создать свой выпуск газеты. При этом ребята и повторяют теоретический материал, и самостоятельно подбирают примеры, и редартируют текст....
Правописание гласных в падежных окончаниях имён существительных единственного числа. 5 класс
Конспект открытого урока" Правописание гласных в падежных окончаниях имён существительных единственного числа" 5 класс...
Карточка "Правописание падежных окончаний имён существительных". 5 класс
Задание ориентировано на использование УМК под ред. М.М. Разумовской...