Урок русского языка по теме "Отрицательные частицы"
презентация к уроку по русскому языку (7 класс) по теме
Технологическая карта, конспект и презентация открытого урока по теме "Отрицательные частицы"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_otritsatelnye_chastitsy.rar | 1.81 МБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока русского языка «Отрицательные местоимения НЕ и НИ»
Тема урока | Отрицательные местоимения НЕ и НИ | ||
Тип урока | Урок изучения нового материала | ||
Планируемые образовательные результаты | |||
Предметные: -повторить правописание не с различными частями речи; - научиться на основе приобретённых знаний распознавать, писать и правильно употреблять в своей речи частицы не и ни; - развивать орфографическую зоркость учащихся, -продолжить развитие интеллектуальных способностей, мыслительных умений. | Метапредметные: формирование коммуникационной и учебной компетентности учеников, умения работать в паре, группе сверстников, согласовывать свои действия в группе. | Личностные: воспитывать интерес к русскому языку, осуществлять патриотическое и эстетическое воспитание учащихся; развивать навык самостоятельности в работе, трудолюбия, аккуратности, развивать навыки самоанализа и самоконтроля при оценке результата и процесса своей деятельности. | |
Межпредметные связи | Литература, естествознание | ||
Методы и формы организации деятельности | Деятельностно-практическая форма; фронтальная, индивидуальная, групповая формы работы |
Организационная структура урока
№ | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые УУД | Формы организации учебной деятельности |
1. | Организационный этап Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха. | Здравствуйте, ребята. Сегодня вас ожидает не совсем обычный урок. Посмотрите на доску. Чей портрет вы видите, что знаете об этой дате? Сегодня мы отправимся в межпланетное путешествие с космодрома «Школьный». Со всеми трудностями, которые могут возникнуть вовремя полета, нужно будет справляться, потому что вернуться на Землю необходимо целыми и невредимыми. | Учащиеся организуют рабочее место, отвечают на вопросы учителя. | Личностные: - проявить интерес к изучению темы; Познавательные: формирование эмоционально позитивного отношения к процессу сотрудничества | Устные ответы |
2. | Проверка домашнего задания | Прежде, чем полететь, надо проверить вашу подготовку. 1.Вашим домашним заданием было найти пословицы и поговорки с частицами, указать разряд. С практикой вы справились, теперь проверим теорию. 2.Фронтальный опрос Дайте определение частицы. На какие разряды делятся частицы? Какие частицы пишутся раздельно? Каковы морфологические признаки частицы? | 1. Читают найденные дома пословицы, читают по цепочке, называют частицы и их разряд. 2. Ответы на теоретические вопросы | Устные ответы | |
3. | Сообщение темы. Постановка цели урока | Внимание! Объявляется предстартовая готовность! У вас есть бортовые журналы. Запишите в них дату полета и подготовьтесь к объяснительному диктанту. Посмотрите на экран. Вспомним правописание не с различными частями речи. (Таблица 1) Орфографическая работа. Не друг, а враг; вовсе не близкий не добрый, а злой; не с кем поговорить, не выполнил задание; не отказывайся; не высохшие после дождя лужи; не переставая; совсем не близко. Мы только что вспомнили правописание не с разными частями речи. Напомните, какую часть речи мы с вами сейчас изучаем? Какая в русском языке самая употребительная частица? К каким частицам относятся не и ни? Как вы считаете, о чем мы будем сегодня говорить? Тема нашего урока «Отрицательные частицы ни и не». Сегодня на уроке во время полета к дальним планетам мы будем учиться распознавать и правильно употреблять в своей речи частицы не и ни. | Работа с таблицей, орфографическая работа у доски, ответы на вопросы. | Личностные: имеют желание осознавать свои трудности и стремятся к их преодолению. Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы. Регулятивные: целеполагание, осознают недостаточность своих знаний. Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации. | Письменная работа у доски и в тетрадях, устные ответы. |
4. | Изучение нового материала | Планета Сатурн Итак, мы готовы к полету. Поехали! Тс-с. Мы подлетаем к планете Сатурн, по величине эта планета вторая. Она окружена кольцами, толщина которых достигает до 20 км. Около нее шуметь нельзя, даже космические корабли снижают скорость, чтобы двигатели не так гудели. Рассмотрим функции частиц не и ни в речи. Значения частицы не Сравните предложения: Вы были в Музее космонавтики. Вы не были в Музее космонавтики. Не вы были в Музее космонавтики. Вы были не в Музее космонавтики. Какой смысл вносит частица не в предложения? Частица не придает отрицательное значение предложению или отдельным его членам. Однако в определенных случаях эта частица может придать предложению положительный смысл. Я не могу не рассказать об открытиях в области космоса. Одна частица не стоит перед глаголом мочь, а вторая – перед неопределенной формой. Кто не знает Юрия Гагарина?! Требует ли ответа такой вопрос? Подобные вопросы называют риторическими. Их особенность в том, что вопрос ставится не с целью получить ответ, а чтобы привлечь внимание читателя или слушателя к тому или иному явлению.
На небе ни облачка. Нет ни одного равнодушного к звездному небу человека. Назовите грамматическую основу второго предложения. Есть ли подлежащие в этих предложениях? Какое значение у предложений? Сказуемые нет, не видно в 1-ом предложении опущены, а частица ни усиливает отрицательный смысл этих опущенных, но подразумевающихся сказуемых. Частица ни усиливает отрицание, которое выражено словом нет во 2-ом предложении. Кто не бывал в Музее космонавтики, тому стоит пойти туда. Кто ни бывал в Музее космонавтики, всем очень понравилось. Какое значение вносит частица не в 1-ое предложение? Ни во 2-ое предложение? Частица ни служит: 1.для выражения отрицания в предложениях без подлежащего (при этом случае частица ни употребляется при сущ. в род.п.); 2.для усиления отрицания, которое выражено частиц ей не или словом нет; 3.для выражения утверждения после слов кто, что, как, куда, сколько и т.д. | Работают вместе с учителем, отвечают на вопросы. | Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; устанавливают причинно-следственные связи. Коммуникативные: слушают и задают вопросы, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения | Устные ответы |
5. | Первичное осмысление и закрепление новых знаний | Заправившись знаниями, снова в полет. Планета Уран Продолжаем наше космическое путешествие. Мы пролетаем мимо планеты Уран. Она очень холодная планета. Здесь нас ждет испытание, теперь надо увеличить скорость. Работа в тетрадях и у доски 2 человека. Запишите предложения, ставя частицу НЕ сначала только перед перед 1-м глаголом, затем только перед 2-м, перед обоими сразу. В каком случае предложение получило не отрицательный, а положительный смысл?
Физкультминутка на планете Марс Я вижу, вы устали, поэтому наша ракета вынуждена остановиться на планете Марс. Все дышите! Не дышите! Занимаем места в корабле и держим курс на планету «Юпитер». Планета Юпитер Эта планета Юпитер – самая большая из всех планет. На нем есть огромное красное пятно, которое изменяет цвет, форму и место. На этой планете вам предстоит пройти испытания, показать, что вы знаете и умеете. Работа в группах Карточка №1 Выясните значение частиц.
Карточка №2 Перестроить следующие предложения, вставив в них частицу НИ: 1) Вглядывался, но в тумане не мог разглядеть ничего. 2) Он торопился, но все равно опаздывал. 3) Что он задумает, ему все удается. 4) О чем ты попросишь, я все выполню. Обратите внимание, все предложения являются сложноподчиненными. Частица ни употребляется в придаточных предложениях с местоимениями сколько, что.
Планета Нептун Ни жив ни мёртв очень рано Ни свет ни заря пожелание удачи Ни за что ни про что как будто ничего не изменилось Ни слуху ни духу обязательно Ни пуха ни пера оцепенеть от страха Не сегодня-завтра нет никаких известий Как ни в чём не бывало не оплошать Ни с того ни с сего очень скоро Во что бы то ни стало напрасно Не ударить лицом в грязь неожиданно Планета Венера Все гости этой планеты всегда вспоминают о доме. Многие писатели и поэты в своих произведениях обращались к теме родины и родного края. И каждый из них по-своему сумел показать природу родных мест. На ваших партах лежат карточки. Задание: вместо пропусков вставить НЕ или НИ. 1. Где бы люди меня _____ спросили, Я отвечу им так, ___ солгу: Мне ___ жить без России, Мне ___ жить без России, Я дышать без неё ___ могу. (Александр Андреевич Прокофьев) 2. ____ нужно мне солнце чужое, чужая земля ___ нужна. (Михаил Васильевич Исаковский) 3. Велика наша Родина, и, сколько по ней ___ броди, всё будешь находить что-нибудь новое, интересное. (Виктор Петрович Астафьев) | Работа в тетрадях и у доски. Молодая яблоня не может расцвести весной. Молодая яблоня может не расцвести весной. Молодая яблоня не может не расцвести весной. Я не могу летом поехать в лагерь. Я могу летом не поеха ть в лагерь. Я не могу летом не поехать в лагерь. Работают с карточками в группах. Карточка 1
Карточка 2 1) Сколько ни вглядывался, но в тумане не мог разглядеть ничего. 2) Сколько он ни торопился, но все равно опаздывал. 3) Что он ни задумает, ему все удается. 4) О чем ты ни попросишь, я все выполню. Находят соответствия Ни жив ни мёртв – оцепенеть от страха Ни свет ни заря – очень рано Ни за что ни про что - напрасно Ни слуху ни духу – нет никаких известий Ни пуха ни пера – пожелание удачи Не сегодня-завтра – очень скоро Как ни в чём не бывало – как будто ничего не изменилось Ни с того ни с сего - неожиданно Во что бы то ни стало -обязательно Не ударить лицом в грязь – не оплошать Учащиеся получают карточки с заданиями, работают самостоятельно, меняются тетрадями, проверяют работы друг друга 1. Где бы люди меня ни спросили, Я отвечу им так, несолгу: Мне не жить без России, Мне не жить без России, Я дышать без неё не могу. 2.Не нужно мне солнце чужое, чужая земля не нужна. 3. Велика наша Родина, и, сколько по ней ни броди, всё будешь находить что-нибудь новое, интересное. | Личностные:положительное отношение к учению, познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать Регулятивные: оценивают свою работу; исправляют ошибки. Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. | Письменная работа Групповая работа Устные ответы Индивидуальная письменная работа, взаимопроверка. |
6. | Подведение итогов урока, домашнее задание, комментирование оценок | Молодцы, пора возвращаться на Землю. Для успешного приземления нам нужны посадочные ступени. Для этого нужно еще раз повторить значения отрицательных частиц не и ни. Ступени готовы, можно и приземляться. Вот и закончилось наше космическое путешествие. Может быть, после этого урока у кого-то из вас появится желание стать космонавтом или исследователем космоса. Но все же мы должны помнить, что наша планета Земля – единственная пригодная планета для жизни. Мы должны её оберегать. Домашнее задание Упражнение 431. Спишите. Объясните слитное и раздельное написание частицы не. Выявите, с помощью каких союзов выражено противопоставление в первом и втором предложениях. Составьте два предложения, которые имели бы положительный смысл. | Учащиеся отвечают на вопросы учителя о значениях отрицательных частиц | Устные ответы | |
7. | Рефлексия | Ребята, мы сегодня успешно справились с заданиями, которые встретились в нашем путешествии. Было ли сегодня интересно на уроке? Было ли трудно? Давайте вспомним наши цели, которые мы поставили перед собой в начале урока. Как вы думаете, мы достигли их? Чему мы научились? Выразите ваши впечатления от урока. Звездочки 3 цветов: Красная – было трудно; Синяя – не все получилось Зеленая – справился со всеми заданиями | Рассказывают о том, чему научились на уроке, что нового узнали. Высказывают мнения о достижении цели учебной деятельности, оценивают свою деятельность на уроке. | Коммуникативные: внутренняя оценка деятельности учащихся; Личностные: - оценивать результат собственной деятельности. Регулятивные: -соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности. | Устные ответы |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка по теме "частица как часть речи"
Урок русского языка по теме "частица как часть речи"...
Урок русского языка по теме "Правописание частиц. Частица НИ"
Урок по русскому языку в 7 классе по теме "Правописание частиц" (учебное пособие Разумовской)....
Урок русского языка в 7 классе "Отрицательные частицы. Различение на письме частиц НЕ и НИ"
Тема урока: Отрицательные частицы. Различение на письме частиц НЕ и НИЦель: сформулировать правило разграничения на письме частиц НЕ и НИ и составить алгоритм рассуждения для решения данной орфографич...
Методическая разработка урока русского языка в 7 классе по теме «Функциональные омонимы: тоже (союз) – то же (местоимение с частицей); также (союз) – так же (местоимение с частицей); чтобы (союз) – что бы (местоимение с частицей) и др.»
Урок русского языка в 7 классе по программе В.В.Бабайцевой (В.Бабайцева, Л.Д.Беднарская «Сборник заданий. 6-7 класс» к учебнику В.В.Бабайцевой «Русский язык. Теория. 5-9 классы») посвящен одной из тру...
Урок русского языка "Раздельное написание частицы не и ни в отрицательных местоимениях"
Урок по УМК под редакцией Е.В.Бунеева. Тип урока - комбинированныйс мультимедийным сопровождением...
Проект урока русского языка 7 класс «Частица как часть речи. Частица как служебная часть речи. Роль частиц в передаче различных оттенков значения и в образовании форм глагола».
Данная работа поможет учителю за короткий срок поможет Вам подготовиться к уроку по данной теме за короткий срок....