Пословицы и поговорки на уроках русского языка
статья по русскому языку (5 класс) на тему
Это статься о том, как используются пословицы и поговорки на уроках русского языка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poslovitsy_i_pogovorki.docx | 38.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Русский язык – неисчерпаемый источник научных познаний, действенное средство развития мышления и воспитания учащихся. Отсюда и задача учителя – обучать, развивать и воспитывать на материале языка и средствами языка. Многовековая народная мудрость живёт в пословицах и поговорках. Меткие по содержанию, художественные по форме, они отражают огромный опыт народа в его общественной жизни, взгляды на труд, на природу, обычаи, нравы; в них запечатлена борьба за мир и дружбу народов и целых государств. Они, как утверждал А. М. Горький, прекрасные образные средства, которые… могут научить сжимать слова, как пальцы в кулак, и разжимать слова, крепко сжатые другими. Народные изречения – ценнейший в воспитательном значении материал на уроках русского языка.
На своих уроках я постоянно использую пословицы и поговорки. Целесообразнее их использовать при изучении морфологии. Главное при этом – раскрыть смысловое содержание пословиц, иначе социальный и нравственный смысл их не дойдёт до сознания обучающихся. При изучении имени существительного и имени прилагательного в 5 классе использую такие задания:
Определить падеж существительного 1-го склонения.
- В поговорке мудрость.
- Пташке ветка дороже золотой клетки.
- К коже ума не пришьёшь.
- Не для шапки только голова на плечах.
- По кривой дороге вперёд не видать.
Определить падеж существительных 2-го склонения. Выделите падежные окончания.
- Не бросай товарища в несчастье.
- По наружности о человеке не суди.
- Без труда не видать добра.
- В соревновании за урожай друг друга опережай.
- Верному другу цены нет.
- Кто сеет мир, пожнёт счастье.
Определить падеж существительного 3-го склонения, выделите падежные окончания. Запомните пословицы 1,2,4,5.
- Без смелости не возьмёшь и крепости.
- Лень хуже болезни.
- Хочешь узнать человека – вслушайся в его речь.
- На месте застрял – от жизни отстал.
- Сидя на печи генералом не станешь.
- Кто без храбрости, тот и без радости.
- Честь дороже жизни.
Определите род, тип склонения и падеж имён существительных. Запомните пословицы о дружбе.
- Бригадир в поле, что капитан в море: как он дело поведёт, так оно и пойдёт.
- Жизнь и доверие теряют только раз.
- Где труд там и счастье.
- Друг познаётся в беде.
- Дружба крепка не лестью, а правдой и честью.
- У пространства нет размера, а у дружбы нет предела.
Запишите пословицы, которые вы знаете наизусть. Разберите их по частям речи. Выберите пословицу, которая вам нравится больше всех, которую вы понимаете чётко и ясно, и дома напишите небольшой рассказ на тему этой пословицы.
Определите, в чём согласуются прилагательные с существительными. О каком человеке говорит 5-ая пословица.
- Русский народ твёрже каменных пород.
- Умную голову почитают смолоду.
- Инструмент хорошо работает в умелых руках. Под лежачий камень и вода не течёт.
- Маленькое дело лучше большого безделья.
- Под лежачий камень и вода не течёт.
Запишите пословицы, определите род имён прилагательных. Выделите суффиксы сравнительной и превосходной степени. Запомните пословицы
- Ласковое слово, что весенний день.
- Воля народа сильнее атома и водорода.
- Лучшее в работе слово: «готово».
- Доверие людей дороже золота.
- Прямая дорога – кратчайшая.
- Здоровье – величайшее счастье в жизни человека.
- Самая трудная дорога та, которой не знаешь.
- Хорошая книга лучше всякого сокровища.
Найдите полные и краткие имена прилагательные. Какими членами предложения они являются? Выделите родовые окончания. Запомните 3 пословицы на выбор.
- И мудрый человек нуждается в совете.
- Хорош совет вовремя.
- Худо лето, когда солнца нету.
- трудно дело, но вполне возможно.
- Огонь силён, но вода сильнее огня.
- На чужой стороне и весна не красна.
- Жало остро, а язык острей того.
- Кто аккуратен, тот и людям приятен.
- Дружная артель – та же семья.
- Болтовня и красна, и пестра, да пуста.
Определите, к каким частям речи относятся слова с основой на шипящие, объясните наличие или отсутствие мягкого знака в них. Дома напишите небольшое эссе на тему: «Взялся за гуж, не говори, что не дюж».
- Дорога помощь вовремя.
- Тот бригадир хорош, у кого хороша рожь..
- Волк коню не товарищ.
- Говорит много, а толку на грош.
- Дом хорош, да хозяин не гож.
- Кукуруза тем ценна, что на всё идёт она: и для супа, и для каш, а особо на фураж.
- Ловкач из топора суп сварит
- Ложь к добру не приведёт.
- Где лгун да рвач – там не жди удач.
Это только небольшая часть заданий. Ведь пословиц у русского народа великое множество, чтобы их сохранить, мы должны передавать их нашим детям, как когда-то наши предки передавали их нам : из уст в уста.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пословицы и поговорки – активные помощники в изучении грамматики.-исследовательская работа.исследовать пословицы и поговорки английского и русского языков; выявить особенности перевода; систематизировать пословицы и поговорки по грамматической структуре.
Материалом исследования послужили данные фразеологических словарей английского и русского языков, стилистических и толковых словарей, сборников общеупотребительных пословиц и поговорок....
Работа с пословицами и поговорками на уроке английского языка.
Устойчивые словосочетания и идиоматические выражения – это благодатный материал для обучения тому, как одну и ту же мысль можно выразить разными словами. Они не заменимы в обучении монологической и ди...
Дидактический материал "Использование пословиц и поговорок на уроках русского языка, литературы и во внеурочной деятельности"
Дидактический материал по применению пословиц и поговорок на уроках русского языка, литературе и во внеклассной работе в средней школе. Пословицы и поговорки, созданные нашим народом, составляют неоце...
Пословицы и поговорки на уроках русского языка
Пословицы и поговорки на все орфограммы начальной школы...
ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
Образование людей должно начаться пословицами и должно кончиться мыслями. (Сенека)...
Пословицы и поговорки на уроках немецкого языка
Работа с пословицами изучаемого языка является одним из эффективных приёмов работы по развитию речевых навыков и умений. Являясь произведениями устного народного творчества, корни которых уходят в дал...
ПРИЁМЫ РАБОТЫ С ПОСЛОВИЦАМИ И ПОГОВОРКАМИ НА УРОКЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА НА СРЕДНЕЙ СТУПЕНИ В СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Статья.Уже давным-давно отмечено, что мудрость и дух народа выражаются в его пословицах и поговорках. А знание пословиц и поговорок разных народов не только оказывает помощь в улучшение знания языка,...