Пословицы и поговорки на уроках русского языка
статья по русскому языку (5 класс) на тему

Исаева Ирина Николаевна

Это статься о том, как используются пословицы и поговорки на уроках русского языка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poslovitsy_i_pogovorki.docx38.78 КБ

Предварительный просмотр:

Русский язык – неисчерпаемый источник научных познаний, действенное средство развития мышления и воспитания учащихся. Отсюда и задача учителя – обучать, развивать и воспитывать на материале языка и средствами языка. Многовековая народная мудрость живёт в пословицах и поговорках. Меткие по содержанию, художественные по форме, они отражают огромный опыт народа в его общественной жизни, взгляды на труд, на природу, обычаи, нравы; в них запечатлена борьба за мир и дружбу народов и целых государств. Они, как утверждал А. М. Горький, прекрасные образные средства, которые… могут научить сжимать слова,  как  пальцы в кулак, и разжимать слова, крепко сжатые другими. Народные изречения – ценнейший в воспитательном значении материал на уроках русского языка.

На своих уроках я постоянно использую пословицы и поговорки. Целесообразнее их использовать при изучении морфологии. Главное при этом – раскрыть смысловое содержание пословиц, иначе социальный и нравственный смысл их не дойдёт до сознания обучающихся. При изучении имени существительного и имени прилагательного в 5 классе использую такие задания:

Определить падеж существительного 1-го склонения.

  • В поговорке мудрость.
  • Пташке ветка дороже золотой клетки.
  • К коже ума не пришьёшь.
  • Не для шапки только голова на плечах.
  • По кривой дороге вперёд не видать.

Определить падеж существительных 2-го склонения. Выделите падежные окончания.

  • Не бросай товарища в несчастье.
  • По наружности о человеке не суди.
  • Без труда не видать добра.
  • В соревновании за урожай друг друга опережай.
  • Верному другу цены нет.
  • Кто сеет мир, пожнёт счастье.

Определить падеж существительного 3-го склонения, выделите падежные окончания. Запомните пословицы 1,2,4,5.

  • Без смелости не возьмёшь и крепости.
  • Лень хуже болезни.
  • Хочешь узнать человека – вслушайся в его речь.
  • На месте застрял – от жизни отстал.
  • Сидя на печи генералом не станешь.  
  • Кто без храбрости, тот и без радости.
  • Честь дороже жизни.

Определите род, тип склонения и падеж имён существительных. Запомните пословицы о дружбе.

  • Бригадир в поле, что капитан в море: как он дело поведёт, так оно и пойдёт.
  • Жизнь и доверие теряют только раз.
  • Где труд там и счастье.
  • Друг познаётся в беде.
  • Дружба крепка не лестью, а правдой и честью.
  • У пространства нет размера, а у дружбы нет предела.

Запишите пословицы, которые вы знаете наизусть. Разберите их по частям речи. Выберите пословицу, которая вам нравится больше всех, которую вы понимаете чётко и ясно, и дома напишите небольшой рассказ на тему этой пословицы.

Определите, в чём согласуются прилагательные с существительными. О каком человеке говорит 5-ая пословица.

  • Русский народ твёрже каменных пород.
  • Умную голову почитают смолоду.
  • Инструмент хорошо работает в умелых руках. Под лежачий камень и вода не течёт.
  • Маленькое дело лучше большого безделья.
  • Под лежачий камень и вода не течёт.

Запишите пословицы, определите род имён прилагательных. Выделите суффиксы сравнительной и превосходной степени. Запомните пословицы

  • Ласковое слово, что весенний день.
  • Воля народа сильнее атома и водорода.
  • Лучшее в работе слово: «готово».
  • Доверие людей дороже золота.
  • Прямая дорога – кратчайшая.
  • Здоровье – величайшее счастье в жизни человека.
  • Самая трудная дорога та, которой не знаешь.  
  • Хорошая книга лучше всякого сокровища.

Найдите полные и краткие имена прилагательные. Какими членами предложения они являются? Выделите родовые окончания. Запомните 3 пословицы на выбор.

  • И мудрый человек нуждается в совете.
  • Хорош совет вовремя.
  • Худо лето, когда солнца нету.
  • трудно дело, но вполне возможно.
  • Огонь силён, но вода сильнее огня.
  • На чужой стороне и весна не красна.
  • Жало остро, а язык острей того.
  • Кто аккуратен, тот и людям приятен.
  • Дружная артель – та же семья.
  • Болтовня и красна, и пестра, да пуста.

Определите, к каким частям речи относятся слова с основой на шипящие, объясните наличие или отсутствие мягкого знака в них. Дома напишите небольшое эссе на тему: «Взялся за гуж, не говори, что не дюж».

  • Дорога помощь вовремя.
  • Тот бригадир хорош, у кого хороша рожь..
  • Волк коню не товарищ.
  • Говорит много, а толку на грош.
  • Дом хорош, да хозяин не гож.
  • Кукуруза тем ценна, что на всё идёт она: и для супа, и для каш, а особо на фураж.
  • Ловкач из топора суп сварит
  • Ложь к добру не приведёт.
  • Где лгун да рвач – там не жди удач.

Это только небольшая часть заданий. Ведь пословиц у русского народа великое множество, чтобы их сохранить, мы должны передавать их нашим детям, как когда-то наши предки передавали их нам : из уст в уста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пословицы и поговорки – активные помощники в изучении грамматики.-исследовательская работа.исследовать пословицы и поговорки английского и русского языков; выявить особенности перевода; систематизировать пословицы и поговорки по грамматической структуре.

Материалом исследования послужили данные фразеологических словарей английского и русского языков, стилистических и толковых словарей, сборников общеупотребительных пословиц и поговорок....

Работа с пословицами и поговорками на уроке английского языка.

Устойчивые словосочетания и идиоматические выражения – это благодатный материал для обучения тому, как одну и ту же мысль можно выразить разными словами. Они не заменимы в обучении монологической и ди...

Дидактический материал "Использование пословиц и поговорок на уроках русского языка, литературы и во внеурочной деятельности"

Дидактический материал по применению пословиц и поговорок на уроках русского языка, литературе и во внеклассной работе в средней школе. Пословицы и поговорки, созданные нашим народом, составляют неоце...

Пословицы и поговорки на уроках русского языка

Пословицы и поговорки на все орфограммы начальной школы...

ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Образование людей должно начаться пословицами и должно кончиться мыслями. (Сенека)...

Пословицы и поговорки на уроках немецкого языка

Работа с пословицами изучаемого языка является одним из эффективных приёмов работы по развитию речевых навыков и умений. Являясь произведениями устного народного творчества, корни которых уходят в дал...

ПРИЁМЫ РАБОТЫ С ПОСЛОВИЦАМИ И ПОГОВОРКАМИ НА УРОКЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА НА СРЕДНЕЙ СТУПЕНИ В СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Статья.Уже давным-давно отмечено, что мудрость и дух народа выражаются в его пословицах и поговорках. А знание пословиц и поговорок разных народов не только оказывает помощь в улучшение знания языка,...