Рабочая учебная программа по русскому языку для 5-го класса
рабочая программа по русскому языку (5 класс) на тему

Казаченко Игорь Павлович

 Рабочая учебная программа соответствует государственному образовательному стандарту (ГОС). Актуальность курса русского языка для 5 класса заключается в совершенствовании речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Согласовано                                                                    Утверждаю

Зам. директора  МБОУ «СОШ №32»                      Директор МБОУ «СОШ№32»

Энгельсского муниципального района        Энгельсского муниципального района

Саратовской области        Саратовской области

______    /________________/                                   ___________  /С.А Рогачева/

                                                                                    Приказ № __от «___» ____________

                                                                                   

           

        

 

                       Рабочая учебная программа

        по учебному предмету «Русский язык»

        для обучающихся  5 «В», «Ж» классов МБОУ «СОШ№32»

                    Энгельсского муниципального района Саратовской области

                                           на 2014-2015 учебный год

          

        

                     Составитель:

  Казаченко Игорь Павлович,

  учитель  русского языка и литературы,

  второй квалификационный категории

        

        

Пояснительная  записка

Рабочая программа по учебному предмету «русский язык» составлена в соответствии с Федеральным базисным (образовательным) учебным планом общеобразовательных учреждений Российской Федерации, примерной программой основного общего образования по русскому языку, программой курса «Русский язык»  к учебникам под редакцией Н.М.Шанского для 5-9 классов общеобразовательных учреждений (Сост. М.Т. Баранов Т.А Ладыженская,Н.М. Шанский. - М.: Русское слово, 2014 г.),УМК курса «Русский язык» к учебнику под редакцией Н.М. Шанского, для 5-9 классов общеобразовательных учреждений.

 Рабочая учебная программа соответствует государственному образовательному стандарту (ГОС). Актуальность курса русского языка для 5 класса заключается в совершенствовании речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая  программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения. Изучение русского языка в основной школе направлено на достижение следующих целей:

воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;

совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;

освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете.

        Задачи обучения русскому языку в основной школе:

● осознание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, его самобытности, уникальности, эстетического богатства родного языка, осмысление русского языка как средства общения и получения знаний в разных сферах жизни и деятельности;

● формирование и совершенствование умений, свободного, а также грамотного владения устной и письменной речью в основных видах речевой деятельности. Овладение русским языком как средством общения в разных сферах его функционирования;

● усвоение системы знаний о русском языке, устройстве его системы и закономерностях ее функционирования, его стилистическом богатстве, основных нормах русского литературного языка, норах речевого этикета;

● формирование метапредметных умений и способов деятельности: способности определять цели предстоящей деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты; умения опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты.

       

Специфика учебного предмета - ориентация на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся, связь родного языка с другими школьными предметами.

Основные составляющие учебно-воспитательного процесса:

Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.

Программа реализует идею дифференцированного подхода к обучению. Выражается это, прежде всего, в выделении дополнительного материала (он обозначен знаком *), расширяющего основное содержание программы и являющегося необязательным для усвоения всеми учащимися.

В целом, курс русского языка направлен на всестороннее развитие личности средствами предмета: развитие мышления и речи учащихся, их эмоционально-волевой сферы, логичного мышления; формирование представления о роли языка в жизни людей и богатстве русского языка; формирование потребности в речевом самосовершенствовании; целенаправленное развитие языковой, коммуникативной компетенций, необходимых для успешной учебной и трудовой деятельности. одержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в 6 классе продолжают формироваться и развиваться коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции. Программа расчитана на учеников 6-х классов (6 часов в неделю, всего 210 часов).

          Для успешного решения данных задач целесообразно применять следующие образовательные технологии: личностно-ориентированные технологии обучения,  технологии дифференцированного, проблемного обучения, информационно-коммуникационные технологии, технологии реализации межпредметных связей в образовательном процессе. Формы организации образовательного процесса также разнообразны: урок-консультация, уроки-зачеты, практическая работа, уроки взаимообучения учащихся, уроки творчества, уроки-семинары, интегрированные уроки. Формы контроля: диктант (с заданием, словарный, подготовительный, цифровой, объяснительный, предупредительный); осложненное списывание; тест; составление простого плана к тексту; изложение текста (подробное, выборочное, сжатое);  составление диалога на заданную тему; сочинение; составление рассказа по сюжетным картинкам с включением части готового текста;  редактирование текста ( исправление речевых, грамматических, орфографических ошибок);  работа с деформированным текстом.

.

        

Учебно-тематический   план

№ п/п

Наименование разделов и тем

Количество часов

В том числе

Самостоятельная работа

Дата

Корректировка

уроки

Р/р, вн/ чт,л р,пр р

Контрольные работы

1.

Язык – важнейшее средство общения

   3

  3

1

    -

-

1.1

Язык и человек        

  1

1

02.09

1.2

Язык и речь. Язык и его единицы.

  1

1

03.09

1.3

Стили речи

Проверочная работа по теме «Стили речи»

  1

1

1

04.09

2.

Повторение изученного в 1-4 классах

 24

20

3

    1

   -

2.1

Звуки и буквы. Произношение и правописание

1

1

04.09

2.2

Орфограмма.  Место орфограммы в словах

1

1

05.09

  2.3-2.5

Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова

3

3

06.09, 09.09-10.09

2.6

Правописание проверяемых согласных в корне слова

1

1

11.09

2.5

Правописание непроизносимых согласных в корне слова

1

1

11.09

2.6

Правописание букв и, у, а после шипящих

1

1

12.09

2.7

Разделительные Ъ и Ь

1

1

13.09

2.8

Раздельное написание предлогов с другими словами

1

1

16.09

2.9

Текст

1

1

17.09

2.10

Обучающее изложение

1

1

18.09

2.11

Анализ изложения. Работа над ошибками

1

1

18.09

2.12

Части речи

1

1

19.09

2.13

Глагол. Правописание –ТСЯ и –ТЬСЯ в глаголах

1

1

20.09

2.14

Глагол. Личные окончания глаголов

1

1

23.09

2.15

Имя существительное

1

1

24.09

2.16

Падежные окончания имен существительных

1

1

25.09

2.17

Имя прилагательное

1

1

25.09

2.18

Текст. Тема и основная мысль текста

1

1

26.09

2.19

Местоимение

1

1

27.09

2.20

Закрепление и обобщение изученного по разделу «Повторение изученного в начальных классах»

1

1

30.09

2.21

Контрольная работа по разделу «Повторение изученного в начальных классах»

1

1

01.10

2.22

Анализ контрольной работы. Работа над ошибками

1

1

02.10

3.

Синтаксис. Пунктуация. Культура речи

34

28

5

1

2

3.1

Синтаксис. Пунктуация

1

1

02.10

3.2-3.3

Словосочетание. Строение словосочетаний

2

2

03.10-04.10

3.4

Способы выражения грамматической связи в словосочетании

1

1

07.10

3.5

Разбор словосочетания

1

1

08.10

3.6

Предложение. Грамматическая основа предложения

1

1

09.10

3.7-3.8

Сжатое изложение

2

2

09.10-10.10

3.9

Виды предложений по цели высказывания

1

1

11.10

3.10

Виды предложений по интонации

1

1

14.10

3.11

Сочинение повествовательного характера на свободную тему

1

1

15.10

3.12

Члены предложения. Главные члены предложения. Подлежащее

1

1

16.10

3.13

Главные члены предложения. Сказуемое

1

1

16.10

3.14

Тире между подлежащим и сказуемым

1

1

17.10

3.15

Нераспространенные и распространенные предложения. Второстепенные члены предложения

1

1

18.10

3.16

Второстепенные члены предложения. Дополнение

1

1

21.10

3.17

Второстепенные члены предложения. Определение

1

1

22.10

3.18

Второстепенные члены предложения. Обстоятельство

1

1

23.10

3.19

Однородные члены предложения

1

1

23.10

3.20

Знаки препинания в предложениях с однородными членами

1

1

24.10

3.21

Обобщающие слова при однородных членах предложения

Тест по теме «Однородные члены предложения»

1

1

25.10

3.22

Предложения с обращениями

1

1

28.10

3.23

Письмо

1

1

29.10

3.24

Синтаксический разбор простого предложения

1

1

30.10

3.25

Пунктуационный разбор простого предложения

1

1

11.11

3.26-3.27

Сочинение повествовательго характера с элементами описания по картине Ф.П.Решетникова «Опять двойка!»

2

2

12.11-13.11

3.28-3.29

Простые и сложные предложения

1

1

13.11

3.30

Синтаксический разбор сложного предложения

1

1

14.11

3.31

Прямая речь

1

1

15.11

3.32

Диалог

1

1

18.11

3.33

Закрепление изученного по разделу «Синтаксис. Пунктуация. Культура речи»

Тест по теме «Синтаксис»

1

        

       1

19.11

3.34

Контрольная работа по разделу «Синтаксис. Пунктуация. Культура речи»

1

1

20.11

3.35

Анализ контрольной работы. Работа над ошибками

20.11

4.

Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи

17

13

3

1

-

4.1

Фонетика. Гласные звуки

1

1

21.11

4.2

Согласные звуки

1

1

22.11

4.3

Позиционные чередования гласных и согласных звуков

1

1

25.11

4.4

Согласные твердые и мягкие

1

1

26.11

4.5-4.6

Обучающее изложение текста с элементами описания и повествования

2

2

27.11

27.11

4.7

Согласные звонкие и глухие

1

1

28.11

4.8

Графика. Алфавит

1

1

29.11

4.9-4.10

Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака

2

2

02.12

03.12

4.11

Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я

1

1

04.12

4.12

Орфоэпия

1

1

04.12

4.13

Фонетический разбор слова

1

1

05.12

4.14

Закрепление изученного по разделу «Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи»

1

1

06.12

4.15

Контрольный диктант по разделу «Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи»

1

1

09.12

4.16

Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками

1

1

10.12

4.17

Сочинение-описание предмета по картине Ф.П. Толстого «Цветы, фрукты, птица».

1

1

11.12

5.

Лексика. Культура речи

10

9

1

-

-

5.1

Слово и его лексическое значение

1

1

11.12

5.2

Однозначные и многозначные слова

1

1

12.12

5.3

Прямое и переносное значение слов

1

1

13.12

5.4

Омонимы

1

1

16.12

5.5

Синонимы

1

1

17.12

5.6

Синонимы

1

1

18.12

5.7

Сочинение-описание пейзажа по картине И.Э.Грабаря «Февральская лазурь»

1

1

18.12

5.8

Антонимы

1

1

19.12

5.9

Закрепление изученного по разделу «Лексика. Культура речи»

1

1

20.12

5.10

Подробное изложение повествовательного характера с элементами описания

1

1

23.12

6.

Морфемика. Орфография. Культура речи  

26

19

5

1

1

6.1

Морфемика. Морфема – наименьшая значимая часть слова. Изменение и образование слов

1

1

24.12

6.2

Окончание и основа слова

1

1

25.12

6.3

Сочинение повествовательного характера по личным впечатлениям

1

1

25.12

6.4

Корень слова

1

1

26.12

6.5

Рассуждение

1

1

27.12

6.6

Суффикс. Суффиксы имен существительных

1

1

30.12

6.7

Суффикс. Суффиксы имен прилагательных

1

1

30.12

6.8

Приставка

1

1

09.01

6.9

Выборочное изложение по тексту повествовательного характера с элементами описания

2

2

10.01

10.01

6.10

Чередование звуков

1

1

13.01

6.11

Беглые гласные

1

1

14.01

6.12

Варианты морфем

1

1

15.01

6.13

Морфемный разбор слова

1

1

15.01

6.14

Правописание гласных и согласных в приставках

1

1

16.01

6.15

Буквы З и С на конце приставок

1

1

17.01

6.16

Буквы О-А в корне –лаг- и -лож-

1

1

20.01

6.17

Буквы О-А в корне –раст- и -рос-

1

1

21.01

6.18

Правописание корней с чередованием гласных

1

1

22.01

6.19

Буквы Ё и О после шипящих в корне

1

1

22.01

6.20

Буквы И – Ы после Ц

1

1

23.01

6.21

Закрепление изученного по разделу«МорфемикаОрфография. Культура речи»

Тест по теме «Морфемика»

1

1

24.01

6.22

Контрольный диктант по разделу «Морфемика. Орфография. Культура речи»

1

1

27.01

6.23

Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками

1

1

28.01

6.24

Сочинение-описание по картине П.П.Кончаловского «Сирень в корзине»

1

1

29.01

7.

Морфология. Орфография. Культура речи

Самостоятельные и служебные части речи

2

2

-

-

-

7.1

Морфология. Самостоятельные и служебные части речи

2

2

29.01

29.01

8.

Имя существительное

21

15

4

1

1

8.1

Имя существительное

1

1

30.01

8.2

Доказательства в рассуждении

1

1

31.01

8.3

Имена существительные одушевленные и неодушевленные

1

1

03.02

8.4-8.5

Имена существительные собственные и нарицательные

2

2

04.02

05.02

8.6

Сжатое изложение повествовательного характера

1

1

05.02

8.7

Морфологический разбор имени существительного

1

1

06.02

8.8

Род имен существительных

1

1

07.02

8.9

Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа

1

1

10.02

8.10

Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа

1

1

11.02

8.11

Три склонения имен существительных

1

1

12.02

8.12

Падеж имен существительных

1

1

12.02

8.13

Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе

1

1

13.02

8.14

Изложение повествовательного характера с элементами описания

1

1

14.02

8.15-8.16

Множественное число имен существительных

2

2

17.02

18.02

8.17

Правописание О-Ё после шипящих и Ц в окончаниях имен существительных

1

1

19.02

8.18

Закрепление изученного по разделу «Имя существительное»

Тест по теме «Имя существительное»

1

1

19.02

8.19

Сочинение-описание по картине Г.Г.Нисского «Февраль. Подмосковье»

1

1

20.02

8.20

Контрольный диктант по теме «Имя существительное»

1

1

21.02

8.21

Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками

1

1

24.02

9.

Имя прилагательное

13

8

4

1

-

9.1-9.3

Имя прилагательное как часть речи

2

2

25.02

26.02

9.4

Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных

2

2

26.02

26.02

9.5

Описание животного

1

1

27.02

9.6

Прилагательные полные и краткие

1

1

28.02

9.7

Сочинение-описание животного на основе его изображения

2

2

03.03

03.03

9.8

Морфологический разбор имени прилагательного

1

1

04.03

9.9

Сочинение-повествование по данному плану

1

1

05.03

9.10

Закрепление и обобщение изученного по разделу «Имя прилагательное»

1

1

05.03

9.11

Контрольный диктант по разделу «Имя прилагательное»

1

1

06.03

9.12

Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками

1

1

07.03

9.13

Художественное описание животного на основе наблюдений

1

1

10.03

10.

Глагол

46

37

7

1

1

10.1-10.2

Глагол как часть речи

2

2

11.03

12.03

10.3-10.5

НЕ с глаголами

3

3

12.03

13.03

14.03

10.6-10.7

Рассказ, композиция рассказа

2

2

17.03

18.03

10.8-10.9

Неопределенная форма глагола

2

2

19.03

19.03

10.10-10.12

Правописание -ТСЯ и –ТЬСЯ в глаголах

3

3

01.04

02.04

02.04

10.13-10.15

Виды глагола

3

3

03.04

04.04

07.04

10.16-10.19

Буквы Е-И в корнях с чередованием

4

4

08.04

09.04

09.04

10.04

10.20

Невыдуманный рассказ (о себе)

2

2

11.04

11.04

10.21

Время глаголов

1

1

14.04

10.22

Прошедшее время

1

1

15.04

10.23

Настоящее время

1

1

16.04

10.24

Будущее время

1

1

16.04

10.25-10.27

Спряжение глаголов

3

3

17.04

18.04

21.04

10.28-10.30

Спряжение глаголов с безударным личным окончанием

3

3

22.04

23.04

23.04

10.31

Морфологический разбор глагола

1

1

24.04

10.32

Сжатое изложение повествовательного характера

1

1

25.04

10.32-10.34

Мягкий знак после шипящих в глаголах во 2-м лице единственного числа

3

3

28.04

29.04

30.04

10.35

Употребление времен

1

1

30.04

10.36

Спортивный репортаж по серии рисунков

1

1

02.05

10.37

Закрепление и обобщение изученного по разделу «Глагол»

Тест по теме «Глагол»

1

1

05.05

10.38

Закрепление и обобщение изученного по разделу «Глагол»

1

1

06.05

10.39

Подготовка к сочинению – рассказу по картине К.Н Успенской-Кологривовой «Не взяли на рыбалку»

1

1

07.05

10.40

Написание сочинения-рассказа по картине К.Н Успенской-Кологривовой «Не взяли на рыбалку»

1

1

07.05

10.41

Контрольный диктант по разделу «Глагол»

1

1

08.05

10.42

Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками

1

1

08.05

11.

Повторение и систематизация изученного в 5 классе

14

9

2

1

1

11.1

Разделы науки о языке

1

1

12.05

11.2-11.3

Сочинение на одну из предложенных тем (по типам: описание, повествование или рассуждение)

2

2

13.05

14.05

11.4-11.5

Орфограммы в приставках и в корнях слов

2

2

14.05

14.05

11.6-11.7

Орфограммы в окончаниях слов

2

2

15.05

16.05

11.8

Употребление букв ъ и ь

1

1

19.05

11.9-11.11

Знаки препинания в простом и сложном предложении

3

3

20.05

21.05

21.05

11.12

Годовой контрольный диктант

1

1

22.05

11.13

Анализ годового контрольного диктанта

1

1

23.05

11.14

Тест «Повторение за курс 5 класса»

1

1

23.05

Итого:

210

163

33

8

6

                                       Содержание учебного курса

1. Язык – важнейшее средство общения(3ч)

Язык и человек Язык и речь. Язык и его единицы. Стили речи.

2.Повторение изученного в 1-4 классах(24ч)

Звуки и буквы. Произношение и правописание. Орфограмма.  Место орфограммы в словах. Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова. Правописание проверяемых согласных в корне слова. Правописание непроизносимых согласных в корне слова. Правописание букв и, у, а после шипящих. Разделительные Ъ и Ь. Раздельное написание предлогов с другими словами. Текст. Части речи. Глагол. Правописание –ТСЯ и –ТЬСЯ в глаголах. Глагол. Личные окончания глаголов. Имя существительное. Падежные окончания имен существительных. Имя прилагательное. Текст. Тема и основная мысль текста. Местоимение.

3.Синтаксис. Пунктуация. Культура речи (34 ч)

Синтаксис. Пунктуация. Словосочетание. Строение словосочетаний. Способы выражения грамматической связи в словосочетании. Разбор словосочетания. Предложение. Грамматическая основа предложения. Сжатое изложение. Виды предложений по цели высказывания. Виды предложений по интонации. Члены предложения. Главные члены предложения. Подлежащее. Главные члены предложения. Сказуемое. Тире между подлежащим и сказуемым. Нераспространенные и распространенные предложения. Второстепенные члены предложения. Второстепенные члены предложения. Дополнение.

Второстепенные члены предложения. Определение. Второстепенные члены предложения. Обстоятельство. Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами. Обобщающие слова при однородных членах предложения. Предложения с обращениями. Письмо. Синтаксический разбор простого предложения. Пунктуационный разбор простого предложения. Простые и сложные предложения. Синтаксический разбор сложного предложения. Прямая речь. Диалог.

4.Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи(18ч)

Фонетика. Гласные звуки. Согласные звуки. Позиционные чередования гласных и согласных звуков. Согласные твердые и мягкие. Согласные звонкие и глухие

Графика. Алфавит. Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака. Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я. Орфоэпия. Фонетический разбор слова.

5.Лексика. Культура речи(10ч)

Слово и его лексическое значение. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Омонимы. Синонимы. Синонимы. Антонимы

6.Морфемика. Орфография. Культура речи(24ч) 

Морфемика. Морфема – наименьшая значимая часть слова. Изменение и образование слов. Окончание и основа слова. Корень слова. Рассуждение. Суффикс. Суффиксы имен существительных. Суффикс. Суффиксы имен прилагательных. Приставка. Чередование звуков. Беглые гласные. Варианты морфем. Морфемный разбор слова. Правописание гласных и согласных в приставках. Буквы З и С на конце приставок. Буквы О-А в корне –лаг - и -лож-. Буквы О-А в корне –раст-  и -рос-. Правописание корней с чередованием гласных. Буквы Ё и О после шипящих в корне. Буквы И – Ы после Ц.

7.Морфология. Орфография. Культура речи

Самостоятельные и служебные части речи(1ч)

Морфология. Самостоятельные и служебные части речи.

8.Имя существительное(21ч)

Имя существительное. Доказательства в рассуждении. Имена существительные одушевленные и неодушевленные. Имена существительные собственные и нарицательные. Морфологический разбор имени существительного. Род имен существительных. Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа. Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа. Три склонения имен существительных. Падеж имен существительных. Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе. Множественное число имен существительных. Правописание О-Ё после шипящих и Ц в окончаниях имен существительных.

9.Имя прилагательное(16ч)

Имя прилагательное как часть речи. Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных. Описание животного. Прилагательные полные и краткие. Морфологический разбор имени прилагательного. Художественное описание животного на основе наблюдений.

10.Глагол(42ч)

Глагол как часть речи. НЕ с глаголами. Рассказ, композиция рассказа. Неопределенная форма глагола. Правописание -ТСЯ и –ТЬСЯ в глаголах. Виды глагола. Буквы Е-И в корнях с чередованием. Время глаголов. Прошедшее время. Настоящее время. Будущее время. Спряжение глаголов. Спряжение глаголов с безударным личным окончанием. Морфологический разбор глагола. Мягкий знак после шипящих в глаголах во 2-м лице единственного числа. Употребление времен.

11.Повторение и систематизация изученного в 5 классе(8ч)

Разделы науки о языке. Орфограммы в приставках и в корнях слов. Орфограммы в окончаниях слов. Употребление букв ъ и ь. Знаки препинания в простом и сложном предложении.

                                      Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения русского языка ученик должен:

 -знать/понимать роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;

-смысл понятий: речь устная и письменная; монолог, диалог, сфера и ситуация речевого общения;

-основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально

делового стилей, языка художественной литературы;

-особенности основных жанров научного, публицистического, официально- делового стилей и разговорной речи;

-признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);

-основные единицы языка, их признаки; основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные);

- нормы речевого этикета; уметь различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы;

-  определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста; опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;

 -объяснять с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом;

-аудирование и чтение адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему текста, основную, дополнительную, явную и скрытую информацию);

- читать тексты разных стилей и жанров;

-владеть разными видами чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое);

-извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации;

-свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;

- говорение и письмо воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение, конспект);

- создавать тексты различных стилей и жанров (отзыв, аннотация, реферат, выступление, письмо, расписка, заявление);

- осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения;

- владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений);

-свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.);

-адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;

-соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;

-соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;

-соблюдать нормы русского речевого этикета;

-уместно использовать паралингвистические (внеязыковые) средства общения;

- осуществлять речевой самоконтроль;

 -оценивать свою речь с точки зрения её правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их;

-совершенствовать и редактировать собственные тексты;

- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности;

-значения родного языка в жизни человека и общества;

-развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры;

 -удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;

-увеличения словарного запаса;

-расширения круга используемых грамматических средств;

- развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью; использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования.

 Оценка устных ответов учащихся.

Оценка «5» ставится, если ученик:

1) полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий; 2 )обнаруживает понимание материала, может обосновать свой суждения, применять знание на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные;

3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.

 Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но:

1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий и формулировке правил;

2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновывать свои суждения и привести свои примеры;

 3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.

 Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке правил и определений, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал.

Оценка «1» ставится, если ученик обнаруживает полное незнание или непонимание материала.

 Оценка диктантов. 

В комплексной контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного задания, выставляются две оценки за каждый вид работы.

Оценка «5» выставляется за безошибочную работу, а также при наличии 1 негрубой орфографической или пунктуационной ошибки.

Оценка «4» выставляется при наличии 2-х орфографических и 2-х пунктуационных ошибок, или 4-х пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок, а также 3-х орфографических, если среди них есть однотипные.

Оценка «3» выставляется при 4-х орфографических и 4-х пунктуационных ошибках, или 3-х орфографических и 5 пунктуационных ошибках, или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. В 5 классе допускается выставление оценки «3» при пяти орфографических ошибках и 4-х пунктуационных ошибках. Оценка «3» может быть поставлена при наличии 6 орфографических и 6 пунктуационных, если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки.

 Оценка «2» выставляется, если в диктанте 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок.

При большем количестве ошибок диктант оценивается баллом «1».

При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующим:

Оценка «5» ставится, если ученик выполнил все задания верно.

Оценка «4» ставится, если ученик выполнил не менее3/4 заданий.

Оценка «3» ставится за работу, в которой выполнено не менее половины заданий.

Оценка «2» ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий.

Оценка «1» ставится, если ученик не выполнил ни одного задания

                      Перечень учебно – методического обеспечения

Диапозитивы.

Русские и советские лингвисты.

Мультимедийные пособия.

«Фраза» Программа-тренажер по правилам орфографии и пунктуации для школьников и абитуриентов.

1-С Репетитор «Русский язык» Обучающая программа для школьников старших классов и абитуриентов.

Электронный репетитор-тренажер «Курс русского языка»

Образовательный комплекс «1С: Школа. Академия речевого этикета»

Тестирующая программа для школьников и абитуриентов.  Кирилл и Мефодий

Уроки русского языка Кирилла и Мефодия 9 класс.  

Посвящен вопросам синтаксиса и пунктуации сложного предложения, вызывающим наибольшие трудности у учащихся.  Кирилл и Мефодий

Грамотей. Школьный комплект: Орфографический тренажер русского языка.

Обучающая программа (орфографический тренажер) для школьников от 10 лет и абитуриентов. Возраст: 5 – 11 классы.

Перечень учебно-методических средств обучения, находящихся в кабинете

Словари

АВТОР

НАИМЕНОВАНИЕ

1

Школьный словарь строения и изменения новых слов  

2

В.И.Даль

Толковый словарь живого великорусского языка т.1

3

В.И.Даль

Толковый словарь живого великорусского языка т.2

4

В.И.Даль

Толковый словарь живого великорусского языка т.3

5

В.И.Даль

Толковый словарь живого великорусского языка т.4

6

П.Я.Черных

Историко-этимологический словарь современного русского языка I том

7

А.Н. Тихонов

Комплексный словарь русского языка

8

В.В.Морковкин

Тематический словарь русского языка

9

В.В. Бурцева

Словарь иностранных слов

10

В.Т. Бирюкова

Учебный словарь трудностей русского языка для школьников

11

А.А. Семенюк

Лексические трудности русского языка

12

А.П. Гуськова

Популярный словарь русского языка

13

З.Е. Александрова

Словарь синонимов русского языка

14

В.В Бурцева

Новый орфографический словарь-справочник русккого языка

15

Р.П. Рогожников

Словарь устаревших слов русского языка

16

Т.А. Ганиева

Русский язык (энциклопедия)

17

В.П. Жуков

Словарь русских пословиц и поговорок

18

Р.И. Яранцев

Русская фразеология

19

Н.М. Семенова

Новый краткий словарь иностранных слов

20

П.Я. Черных

Историко-этимологический словарь современного русского языка II том

21

В.В. Львов

Школьный орфоэпический словарь русского языка

22

В.В. Агеносов

Литература в школе от А до Я (энциклопедический словарь справочник)

23

С. Стахорский

Популярная энциклопедия русская литература

24

В.В. Агеносов

Русские писатели XIX век большой учебный справочник

25

В.В. Агеносов

Русские писатели XX век большой учебный справочник

26

О.Ф. Вакурова

Большой справочник для школьников и поступающих в ВУЗы. Подготовка к ЕГЭ по русскому языку

27

Э.Л. Безносов

Большой справочник для школьников и поступающих в ВУЗы. Подготовка к ЕГЭ по литературе

28

Н.П. Михальская

Библиографический словарь часть 1. зарубежные писатели

29

Н.П. Михальская

Библиографический словарь часть 2. зарубежные писатели

                                           

                                                  Таблицы

    1.   1) Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи

2) Буквы Ы-И после приставок и после Ц

  1. 1) Знаки препинания в предложениях с ПРЯМОЙ РЕЧЬЮ

2) НЕ с различными частями речи

  1. 1) Разделы русской орфографии

2) Разделы русской пунктуации

  1. 1) Правописание окончаний глаголов

2) Знаки препинания в СПП

  1. 1) Знаки препинания в ССП

2) Падежные окончания существительных

  1. 1) Н-НН в суффиксах прилагательных и причастий

2) Знаки препинания в предложениях с обращением и вводными конструкциями

  1. 1) Ь и Ъ в словах

2) Знаки препинания в БСП

  1. 1) Знаки препинания в предложениях с союзом И

2) Гласные после шипящих

  1. 1) Образование сложных слов и их написание

2) Знаки препинания в предложениях с цитатами

10.1) Знаки препинания в предложениях с и основные случаи их употребления

2) Различение НЕ и НИ

 

11.1) Правописание некоторых буквосочетаний

2) Знаки препинания при обособлении приложений

 

12.1) Правописание суффиксов причастий

2) Знаки препинания в предложениях с союзом КАК

13.1) Знаки препинания в предложениях с уточняющими, поясняющими и   присоединительными членами

2) Правописание суффиксов глаголов

       14.1) Знаки препинания в предложениях с деепричастием

2) Правописание суффиксов К и СК в прилагательных

15.1) Знаки препинания в предложениях с обобщающими словами при ОЧП

2) Правописание приставок

16.1) Правописание суффиксов имен существительных

2) Обособление согласованных определений

17.1) Тире между подлежащим и сказуемым

2) Правописание морфем

18.1) Правописание корней с чередованием

2) Знаки препинания между ОЧП

                              Методическая литература

Автор

Наименование

1

Разумовская М.М.

Методика обучения орфографии в школе

2

Скобликова Е.С.

Обобщающая работа по орфографии

3

Купалова А.Ю.

Изучение синтаксиса и пунктуации

4

Райский С.И.

Работа над речевыми ошибками в сочинениях и изложениях

5

Петровская С.С.

Черников И.Н.

Диктанты по русскому языку. 5 класс

6

Петровская С.С.

Черников И.Н.

Диктанты по русскому языку.  6 класс

7

Петровская С.С.

Черников И.Н.

Диктанты по русскому языку.  7 класс

8

Петровская С.С.

Черников И.Н.

Диктанты по русскому языку.    8 класс

9

Петровская С.С.

Черников И.Н.

Диктанты по русскому языку. 9 класс

10

Петровская С.С.

Черников И.Н.

Диктанты по русскому языку. 10-11 класс

11

Тесты. 8-9 класс

12

Тесты. 10-11 классы

13

Тестовый практикум (для выпускников)

14

Тесты. 5-7 классы

15

Сдаем ЕГЭ (учебные материалы)

16

Материалы для подготовки к ЕГЭ. 9 класс

17  

Готовимся к ЕГЭ

17

Никитина Е.И.

РУССКАЯ РЕЧЬ. РАЗВИТИЕ РЕЧИ. 10класс

18

Никитина Е.И.

РУССКАЯ РЕЧЬ. РАЗВИТИЕ РЕЧИ. 10класс. Методические рекомендации

19

Быстров и др.

Обучение русскому языку в школе

20

Шатова Е.Г.

Урок русского языка в современной школе

21

Раздаточные материалы   5 класс

22

Раздаточные материалы    6класс

23

Раздаточные материалы   7 класс

34

Раздаточные материалы    8класс

25

Раздаточные материалы   9 класс

26

Дидактические материалы 5-7 классы

27

Дидактические материалы 8-9 классы

28

Дидактические материалы 8-11 классы

29

Львова С.И.

Русский язык. 5   класс

30

Львова С.И.

Русский язык.   6 класс

31

Львова С.И.

Русский язык. 7   класс

32

Селезнева Л.Б.

Русский язык и обобщающие алгоритмы

33

Войлова К.А.

Гольцова Г.Г

Русский язык. Справочник-практикум

34

Стефанова и др.

Трудные вопросы на экзамене

35

Гольдин З.Д.

Русский язык в таблицах.

                                           Список литературы

Для учителя:

  1. Дидактические материалы по русскому языку 5 класс. К учебнику Ладыженской Т.А. и др. «Русский язык 5 класс» / А.А. Позднякова – (Серия «учебно-методический комплект»), издательство «Экзамен» Москва, 2007.
  2. Диктанты по русскому языку 5 класс. К учебникам Ладыженской Т.А. и др. «Русский язык», Купаловой А.Ю. и др. «Русский язык», Разумовской М.М. и др. «Русский язык» / Е.В. Пересветова – («Серия «учебно-методический комплект»), издательство «Экзамен» Москва, 2008.
  3. Контрольные и проверочные работы по русскому языку 5 класс. Учебно-практическое пособие /Л.И. Новикова, Е.Э. Грибанская – («Серия «учебно-методический комплект»), издательство «Экзамен» Москва, 2009.
  4. «Контрольные и проверочные работы по русскому языку. 5 класс», авторы: Л.И.Новикова, Е.Э.Грибанская, учебно-практическое пособие, Москва, «Экзамен, 2010.
  5. «Обучение русскому языку в 5 классе», методические рекомендации к учебнику для 5 класса общеобразовательных учреждений, авторы: Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова, Л.Ю.Коммисарова, Москва, «Просвещение», 2008.
  6. «Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык. 5-9 классы», авторы: М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанский, Москва, «Просвещение», 2008.
  7.  «Тематическое и поурочное планирование по русскому языку к учебнику Т.А.Ладыженской и др. «Русский язык. 5 класс», Т.В.Раман, рекомендовано Российской Академией Образования, Москва, «Экзамен, 2009.
  8.  «Тесты по русскому языку», Е.Н.Хоркина, Ростов-на-Дону, «Феникс», 2010.

 Для обучающихся:        

  1. Баранов М.Т. Школьный словарь образования слов русского языка / М.Т. Баранов. – 4-е изд. – М., 2006.
  2. Баранов М.Т. Школьный орфографический словарь русского языка / М.Т. Баранов. – 11-е изд. – М., 2007.
  3. Лекант П.А. Школьный орфоэпический словарь русского языка / П.А. Лекант, В.В. Леденева. – 3-е изд. – М., 2006.
  4. Львов М.Р. Школьный словарь антонимов русского языка / М.Р. Львов. – 8-е изд. – испр. и доп. – М., 2006.
  5. Одинцов В.В. и др. Школьный словарь иностранных слов / под ред. В.В. Иванова. – 8-е изд. – М., 2006.
  6. Рабочая тетрадь по русскому языку 5 класс. К учебнику «Русский язык. 5 класс» Ладыженской Т.А. и др. / И.В. Текучева - (Серия «учебно-методический комплект»), издательство «Экзамен» Москва, 2010.
  7. Семенюк А.А. Школьный толковый словарь русского языка / А.А. Семенюк, М.А. Матюшина. – 3-е изд. – М., 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая учебная программа по русскому языку 5-9 класс. Базовый уровень. 714 часов (по УМК С.И. Львовой)

Предлагаю Вашему вниманию рабочую программу по УМК С.И. Львовой, тематическое планирование для работы в 5-9 классах и сопоставительный анализ рабочей программы и основных нормативных документов (Федер...

Рабочая учебная программа по русскому языку 5-9 класс. Базовый уровень. 714 часов (по УМК С.И. Львовой)

Предлагаю Вашему вниманию рабочую программу по УМК С.И. Львовой, тематическое планирование для работы в 5-9 классах и сопоставительный анализ рабочей программы и основных нормативных документов (Федер...

Рабочая учебная программа по русскому языку 8 класс

Рабочая учебная программа по русскому языку в 8 классе составлена на основе программы общеобразовательных учреждений "Русский язык" 5-9 классы. Авторы: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский (20...

Рабочая учебная программа курса «Русский язык» для 7 класса

рабочая учебная программа по русскому языку 7 класс к учебнику Ладыженской и календарно-тематическое планирование...

Рабочая учебная программа по русскому языку базовый уровень 5 - 9 классы 2013 - 2014 учебный год. Учебно- тематическое планирование для 5, 6 класса.

Рабочая учебная программа по русскому языку базовый уровень 5 - 9 классы 2013 - 2014 учебный год. Составлена на основе примерной  программы   общеобразовательных учреждений «Русск...

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА по РУССКОМУ ЯЗЫКУ для 8 общеобразовательного класса (М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанский).

   Рабочая программа составлена на основе примерной государственной программы по русскому языку для общеобразовательных школ (базовый уровень): М.Т.Баранов,  Т.А.Ладыженская...

Рабочая учебная программа по русскому языку для 5-го класса

Рабочая учебная программа соответствует государственному образовательному стандарту (ГОС). Актуальность курса русского языка для 5 класса заключается в совершенствовании речевой деятельности уча...