Тема урока: "ПРЯМАЯ РЕЧЬ"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Цель: Познакомить с понятием "прямая речь" и ее обозначением на письме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_s_prezentatsiey.rar | 19.8 КБ |
predlozheniya_s_pryamoy_rechyu.rar | 1.32 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Цель: Познакомить с понятием «прямая речь» и ее обозначением на письме, в частности, с расстановкой знаков препинания при записи предложений, ввести схематическое обозначение предложений с прямой речью, формировать умения выделять из текста данные предложения.
Образовательные:
- учить определять границы прямой речи и слов автора;
- знать глаголы, вводящие в прямую речь;
- научить применять на практике умение ставить знаки препинания в предложении с прямой речью;
Развивающие:
- развивать внимание при выполнении упражнений, память, воображение;
- корригировать и развивать связную устную речь, пополняя и обогащая активный и пассивный словарь, развивая монологическую речь;
- корригировать и развивать письменную речь при работе с предложениями и созданием собственных предложений;
- развивать зрительное восприятие при работе с дидактическим материалом;
- развивать творческую активность учащегося.
Воспитательные:
- воспитывать интерес к предмету через ситуацию успеха и взаимодоверия;
- формировать адекватную самооценку;
- воспитывать самостоятельность, трудолюбие, волевые качества;
- воспитывать культуру речи.
Здоровьесберегающие:
- планировать объем материала с учетом индивидуальных особенностей и возможностей учащегося;
- следить за правильной посадкой учащегося;
- соблюдать режим охраны зрения;
- планировать своевременную физкультминутку;
- способствовать созданию благоприятного психологического климата.
Оборудование:
* презентация Microsoft Office PowerPoint; ПК;
- карточки для индивидуальной и самостоятельной работы;
- карточка с тестом;
- схемы – плакаты, отражающие строение и пунктуацию предложений с прямой речью;
- учебник; открытка.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Тип урока: Урок сообщения и усвоения новых знаний.
Этапы и виды работы на уроке | Деятельность учителя | Деятельность учащегося | Какие задачи решались в ходе выполнения заданий |
1. Организация начала занятия. | Учитель приветствует учащегося, проверяет готовность рабочего места к уроку. | Ученик приветствует учителя. Проверяет готовность к уроку и наличие учебных принадлежностей. | 1. Подготовить учащегося к работе на уроке, мобилизовать его внимание. 2.Способство-вать созданию благоприятного психологического климата. |
2. Проверка выполнения домашнего задания | Слово учителя: «Прежде, чем мы перейдем к новому материалу, выполним проверку домашнего задания. Работа над ошибками в диктанте. | Учащийся комментирует выполненную работу над ошибками. | 1. Выявление пробелов и их коррекция. 2. Повторение |
3. Подготовка к основному этапу занятия. | На доске записана фраза И.С.Тургенева двумя способами: 1) «Русский язык – великий дар великому народу», - сказал И.С. Тургенев. 2) И.С.Тургенев сказал, что русский язык – великий дар великому народу. Сравните предложения. – Чем они различаются? (Смысловым оттенком.) Кому принадлежат выделенные в кавычках слова? В каком из предложений они переданы точно от имени писателя? (Первое предложение) Запишите его. Это предложение с прямой речью. - Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке? Попробуйте поставить цели сегодняшнего урока. Чему мы должны с вами научиться? (находить предложения с прямой речью, уметь их записывать, ставить знаки препинания в них, уметь отличать их на слух). | 1. Учащийся читает, анализирует и делает вывод о том, что 1 фраза наиболее точная и выразительная, потому что в ней использована прямая речь. 2. Учащийся слушает учителя и отвечает на вопросы. Постановка учебных задач (Формулирует учащийся, учитель записывает на доске.) 1. Что такое прямая речь? 2. Как отличить от других предложений предложение с прямой речью? 3. Из чего состоят предложения с прямой речью? 4. Как оформить на письме предложение с прямой речью? | 1.Активизиро-вать познавательный интерес учащегося. 2. Нацелить учащегося на осознанную работу на уроке. |
4. Усвоение новых знаний и способов действий. | Объяснение темы урока. Слово учителя: Просмотр слайдов Презентация «Прямая речь» 1. Работа над определением. Прямая речь – это точно воспроизведённая чужая речь, переданная от лица того, кто её произнёс или написал. Предложения с прямой речью состоят из слов автора и собственно прямой речи. 2. Объяснение. Знаки препинания в предложениях с прямой речью. На письме прямая речь заключается в кавычки. Если слова автора стоят перед прямой речью, то после них ставится двоеточие, прямая речь пишется с большой буквы. Если слова автора стоят после прямой речи, они отделяются тире и пишутся с маленькой буквы, а вместо точки после прямой речи ставится запятая. Как увидеть распознать слова автора? В них всегда есть особые глаголы (см. таблицу). Понаблюдаем, как оформляются на письме предложения с прямой речью. | Учащийся внимательно слушает учителя, отвечает на его вопросы и изучает демонстрируемые слайды. – Что такое прямая речь? (Обращаюсь к 1 учебной задаче.) – Как отличить от других предложений предложение с прямой речью? (Обращаюсь ко 2 учебной задаче.) – Из чего состоят предложения с прямой речью? (Из слов автора и прямой речи.) (Обращаюсь к 3 учебной задаче). – Как оформить на письме предложение с прямой речью? (Обращаюсь к 4 учебной задаче.) – Как вы думаете, почему прямая речь заключается в кавычки? (Чтобы знать её границы.) – Понаблюдаем, как оформляется на письме предложения с прямой речью. | 1. Знакомство со следующими правилами: определение «Прямой речи»; «Знаки препинания в предложениях с прямой речью» 2. Развитие зрительного восприятия при работе с материалом в презентации. 3. Коррекция внимания при выполнении упражнений. 4. Обогащение активного и пассивного словаря. 5. Развитие монологической и диалогической речи. 6. Воспитание бережного отношения к языку. |
5. Первичная проверка понимания. | – А теперь потренируемся в расстановке знаков препинания в предложениях с прямой речью. Практическая работа. Расставьте знаки препинания в предложениях с прямой речью. Проверь себя (смотри презентацию). | Просмотр слайдов Презентация «Прямая речь» Учащийся расставляет знаки препинания в предложения с прямой речью, комментируя свою деятельность. | Усвоение сущности усваиваемых знаний и способов действий на репродуктивном уровне. Ликвидация типичных ошибок и неверных представлений у учащегося. |
6. Закрепление знаний и способов действий | Учащемуся предлагается слайд-тест. Задание: Выбери верное утверждение. | Учащийся самостоятельно изучает вопросы в тесте, находит правильный ответ. | Закрепить знания, полученные на уроке. |
7.Физминутка (гимнастика для глаз). | Учитель предлагает ученику сделать гимнастику для глаз. | Учащийся закрывает глаза, отдыхает 10-15 сек, открывает глаза. Повторяет данное упражнение 2-3 раза. Затем совершает движения глазными яблоками: - глаза вправо – вверх; - глаза вправо – вниз; - глаза влево – вниз. Повторяет 3-4 раза, затем глаза закрывает и отдыхает 10-15 сек. | Соблюдение режима охраны зрения |
8. Контроль и самопроверка знаний. | Работа с учебником Упражнение. №351. Задание: Закончите предложения, включив в них прямую речь. | Ученик выполняет упражнение в тетради. | 1.Воспитывать самостоятель-ность, трудолюбие, волевые качества; 2.Развивать творческую активность учащегося. |
9. Рефлексия. | - А теперь я предлагаю вспомнить тему сегодняшнего урока. Как она называется? - Какая цель была поставлена нами на уроке? (познакомиться с прямой речью) Что такое прямая речь? Из каких частей состоит предложение с прямой речью? Где могут находиться слова автора? Как ставятся знаки препинания, если прямая речь стоит перед словами автора? Как ставятся знаки препинания, если прямая речь стоит после слов автора? | Слова какого-либо лица, передаваемые от его имени, называются прямой речью. Прямая речь пишется с заглавной буквы и заключается в кавычки. Слова автора, стоящие после прямой речи, начинаются с маленькой буквы, перед ними ставятся запятая и тире. Если прямая речь стоит после слов автора, то перед ней ставится двоеточие. | 1.Воспитывать культуру речи. 2. Контроль знаний учащегося, осуществление обратной связи. |
9. Подведение итогов занятий | Оцените своё участие в уроке по пятибалльной шкале. Выставление оценки за урок. | Ученик высказывает свое мнение об успешности работы на уроке. | 1. Воспитывать адекватную самооценку. Получение учащимся информации о реальных результатах учения. |
10.Информация о домашнем задании. | 1. Выучить правило; 2. Дополнительное задание: составить схемы предложений. (смотри презентацию) | Ученик внимательно слушает учителя и записывает домашнее задание. | 1. Закрепить знания и умения, полученные на уроке, дома. 2. Отработать навыки самостоятельной работы. |
Карточка – тест
* Выбери верное утверждение.
1.Прямая речь в предложении передаёт:
а) примерный смысл сказанного;
б) дословно то, что сказано.
2. Слова автора показывают:
а) кому принадлежит речь;
б) кому адресована прямая речь.
3. Прямая речь заключается:
а) в скобки;
б) в кавычки.
4. Первое слово прямой речи пишется:
а) с маленькой буквы;
б) всегда с большой буквы.
5. Слова автора пишутся с большой буквы,
после них ставится:
а) тире;
б) двоеточие.
6. Найди ошибку:
а) А: «П».
б) А: П?
в) А: «П!»
г) «П» - а.
д) «П!» - а.
е) «П?» - а.
Спасибо.
Подписи к слайдам:
Угощайся апельсином ёжик предложил волк
Составьте сами предложение с прямой речью
“
А вы поняли тему?
”
- спросил
попугай Кеша
Итак, как будем действовать, если нам встретится предложение с прямой речью?
1. Определить границы
Прямой речи
и слов автора.
2.Определить место
Прямой речи
3.Если
Прямая речь
стоит
а)
перед словами автора
б)
после слов автора
выбираем схему: выбираем схему:
«П», - а. А: «П».
«П!» - а. А: «П!»
«П?» - а А: «П?»
Я полетел сказал Карлсон
Карточка
– тест
*
Выбери верное утверждение.
1.Прямая речь в предложении передаёт:
а) примерный смысл сказанного;
б) дословно то, что сказано.
2. Слова автора показывают:
а) кому принадлежит речь;
б) кому адресована прямая речь.
3. Прямая речь заключается:
а) в скобки;
б) в кавычки.
4. Первое слово прямой речи пишется:
а) с маленькой буквы;
б) всегда с большой буквы.
5. Слова автора пишутся с большой буквы,
после них ставится:
а) тире;
б) двоеточие
.
6. Найди ошибку:
а) А: «П».
б)
А: П?
в)
А: «П!»
г)
«П» - а.
д)
«П!» - а.
Спасибо.
Автор :
Владимирова Вера
В
ладимировна,
учитель
русского языка и литературы
ГБОУ школа №420»
Колпинского района Санкт-Петербурга
2015
Предложения с прямой речью
«Русский язык – великий дар великому народу», - сказал И.С. Тургенев.
Я вам посылку принёс сказал почтальон Печкин
Составьте сами предложение с прямой речью
Как увидеть, распознать слова автора? В них всегда есть особые глаголы.
Слова автора:
Глаголы
«говорения»
сказал
воскликнул
объявила
проворчала
разъяснила
опровергла
произнёс
крикнул
буркнул
шепнул
ответил
Глаголы «мысли»
подумал
предполагал
сообразил
возмечтал
прикинул
прочитал
А я всё понял закричал щенок
Прямая речь – это речь дословная, без искажений, принадлежащая какому – то лицу, передаваемая автором.
Знаки при прямой речи.
Прямая речь выделяется кавычками, первое слово её пишется с большой буквы.
После слов автора перед прямой речью ставится двоеточие.
После прямой речи перед словами автора ставится или запятая, или вопросительный знак, или восклицательный знак, а после любого из этих знаков - тире.
Обрати внимание!
Точка ставится после кавычек, а вопросительный и восклицательный знаки – пред кавычками.
Запомни!
Прямая речь (П) всегда пишется с заглавной буквы и заключается в кавычки.
Если прямая речь (П) стоит перед словами автора, то после неё никогда не ставится точка.
У меня самая высокая температура в мире воскликнул Карлсон
Заяц спросил друзей вы в гости ко мне придете
Составьте сами предложение с прямой речью
Помните схемы!!
А:
“
П.
”
А:
“
П
!”
А:
“
П?
”
“
П,
”
-а.
“
П!
”
-а.
“
П!
”
-а.
Где заяц строго спросил волк
Это почему я раньше злой был спрашивает почтальон Печкин
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока "Прямая и косвенная речь."
Совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки. Заменять прямую речь косвенной, учитывая особенность предложений по цели высказывания....
Презентация к уроку: "Прямая и косвенная речь"
методическая разработка презентации к уроку...
Конспект урока открытого русского языка в 5 классе в соответствии с требованиями ФГОС. Тема урока «Прямое и переносное значение слова»
Технология проблемно- развивающего обучения....
Конспект открытого урока русского языка в 5 классе в соответствии с требованиями ФГОС. Тема урока «Прямое и переносное значение слова»
Технологическая карта...
План-Конспект урока "Прямая и косвенная речь" 9 класс
Введение и отработка прямой и косвенной речи....
Разработка урока "Прямая. Части прямой. Ломаная" математика 5 класс
Разработка урока по математике 5 класс "Прямая. Части прямой. Ломаная" УМК Е.А. Бунимович...
7класс. Тема урока "Прямая пропорциональность".
Данный урок по счёту 1-й, соответствует тематическому планированию уроков алгебры, реально отражает учебный план, соответствует учебнику «Алгебра 7 класс» Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк...