Структура проблемного урока
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Фрагмент проблемного урока "Буквы а-о в корнях с чередованием -лаг - / - лож -".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
struktura_problemnogo_uroka.doc | 97.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Творческие звенья проблемного урока
(По авторскому курсу Е.Л.Мельниковой, к.псих.наук, доцента Академии ПКиПРО)
Тема
I.Постановка учебной проблемы
вопрос
1.Создание проблемной ситуации.
Приемы создания проблемной ситуации:
Тип проблемной ситуации | Тип противоречия | Приёмы создания проблемной ситуации |
С удивлением | Между двумя (или более) положениями, фактами, теориями, мнениями | 1.Одновременно предъявить противоречивые факты, теории, мнения (для всех предметов) |
2.Столкнуть разные мнения учеников вопросом или практическим заданием (Рус.язык) | ||
Между житейскими представлениями обучающихся и научным фактом | 3. ШАГ1. Столкнуть разные мнения учеников вопросом или практическим заданием «на ошибку» ШАГ2.Предъявить научный факт сообщением, экспериментом, наглядностью. (Окр.мир) | |
С затруднением | Между необходимостью и невозможностью выполнить задание учителя | 4. Дать практическое задание, не выполнимое вообще (Математика) |
5. ШАГ1. Дать невыполнимое практическое задание, сходное с предыдущими | ||
6. ШАГ2.Доказать, что задание учениками не выполнено |
2. Осознание противоречия.
Побуждающий диалог от проблемной ситуации:
Побуждение к осознанию противоречия | Побуждение к формулированию учебной проблемы |
Прием 1. О фактах: Что вас удивило? Какие вы видите факты? Что интересного заметили? О теориях: Что вас удивило? Сколько теорий существу- ет? (точек зрения)? | Выбрать подходящее: Какой возникает вопрос? Какова будет тема урока? Сформулируйте проблему! |
Прием 2. Сколько же в нашем классе мнений? Почему? | |
Прием 3. Вы сначала как думали? А на самом деле? | |
Прием 4. Вы смогли выполнить задание? В чем затруднение? | |
Прием 5. Вы смогли выполнить задание? В чем затруднение? | |
Прием 6. Что вы хотели сделать? Какие знания применили? Зада ние выполнено? |
Принятие реплик при побуждающем диалоге:
Проблема | Подтверждение | Подтверждение + побуждение | Положительное оценивание |
Верная формулировка | Неверная формулировка | Самостоятельная верная формулировка | |
Так | Так, кто думает иначе? | Молодец! |
3. Формулирование учебной проблемы.
Методы:
Методы | ПРОБЛЕМНЫЕ | Традиционные | ||||
КЛАССИЧЕСКИЕ | СОКРАЩЕННЫЕ | |||||
Постановки проблемы | Сообщение проблемы учителем от проблемной ситуации | Постановка проблемы учениками от проблемной ситуации | Побуждающий диалог от проблемной ситуации | Подводящий к теме диалог | Сообщение темы с мотивирующим приемом | Сообщение темы |
Мотивирующие приемы, обеспечивающие принятие темы учениками:
|
II. Поиск решения.
последовательное
- Выдвижение гипотез
одновременное
Побуждающий к выдвижению гипотез диалог:
Структура диалога | Побуждение к выдвижению гипотез |
Общее побуждение | К ГИПОТЕЗАМ Какие есть гипотезы? |
Подсказка | К РЕШАЮЩЕЙ ГИПОТЕЗЕ |
Сообщение | РЕШАЮЩЕЙ ГИПОТЕЗЫ |
Методы | ПРОБЛЕМНЫЕ | Традиционные | ||||
КЛАССИЧЕСКИЕ | СОКРАЩЕННЫЕ | |||||
Поиска решения | Сообщение гипотез, проверки учителем | Выдвижение, проверка гипотез учениками | Побуждающий к гипотезам и проверке | Подводящий от проблемы диалог | Подводящий без проблемы диалог | Сообщение знания |
отдельная
- Проверка гипотез
общая
Побуждающий к проверке гипотез диалог:
Структура диалога | Побуждение к проверке гипотез | |
устной | практической | |
Общее побуждение | К АРГУМЕНТУ/ КОНТРАРГУМЕНТУ Согласны вы с этой гипотезой? Почему? | К ПЛАНУ ПРОВЕРКИ Как можно проверить эту гипотезу? |
Подсказка | К АРГУМЕНТУ/ КОНТРАРГУМЕНТУ | К плану проверки |
Сообщение | К АРГУМЕНТА/ КОНТРАРГУМЕНТА | Плана проверки |
Принятие реплик при побуждающем диалоге:
Гипотеза | Подтверждение | Подтверждение + побуждение | Положительное оценивание |
Последовательное | Одновременное | Запрещено | |
Так. | Так, кто думает иначе? | ||
Проверка | Верная | Неверная |
III. Выражение решения. Опорная схема.
IV. Реализация продукта. Воспроизведение знаний.
Продуктивные задания на воспроизведение знаний:
Классификация по языку и форме | Особенности применения | ||
Научный | Формулировка вопросов | Сразу после введения знаний в конце этого или начале следующего урока | |
Наглядно-образный | Опорный сигнал: схема, символ, таблица, опорные слова | В классе или дома, если опорный сигнал не составлялся учителем при введении знаний | |
художественный | Худ. образ: метафора, загадка, стихотворение | Дома по желанию | Критерий оценивания: адекватность выражения |
Буквы а-о в корнях с чередованием -лаг - / - лож -.
НА ДОСКЕ расп вать песню
сб жать с горы
предл гать дружбу
Звенья урока (этап – введение нового материала) | Ход урока |
I. Постановка учебной проблемы 1.Создание проблемной ситуации. Тип проблемной ситуации - с удивлением Тип противоречия - между житейскими представлениями и научным фактом. Столкнулись мнения учеников с практическим заданием «на ошибку». Предъявлен научный факт (словарь) | - Вставьте и объясните пропущенные орфограммы (ученик у доски вы - полняет задание, проверяя безударные гласные в корне слова ударением: распевать песню (петь) сбежать с горы (бег) предлогать дружбу (предлог) |
- Проверим написание последнего слова по словарю.
- Исправим ошибку. | |
2. Осознание противоречия. Побуждающий к осознанию противоречия диалог от проблемной ситуации. Побуждение к формулированию учебной проблемы 3. Формулирование учебной проблемы. | - Итак, какое задание вы выполняли?
-Каким правилом вы пользовались?
- Что интересного заметили? ( Какие вы видите факты? Вы сначала как дума- ли? А на самом деле?) - Применимо ли это правило в последнем случае?
- Молодец! Какой же возникает вопрос?
-Чем будем заниматься?
|
Подводящий от проблемы диалог | - Вывести правило нам помогут слова на доске. Разложить, прилагать, приложение, расположение, предлагать, прилагательное - Что заметили?
- Как объяснить?
- Может, как-то можно поработать со словами?
- Молодец! Как распределить?
-Так. Вы согласны? Кто думает иначе? Распределите. |
II. Поиск решения.
Побуждающий к выдвижению и проверке гипотез диалог (Последовательное выдвижение гипотез) | |
- Есть догадки о правописании гласных в корне? -Так. Согласны вы с этой гипотезой? Почему? - Какие еще есть гипотезы? -Так. Согласны вы с этой гипотезой? Почему? - Какие еще есть гипотезы? | |
- Так значит какую тему мы сегодня изучили?
- Сверьте вашу формулировку темы и правила с учебником.
| |
III. Выражение решения. Опорная схема. | - Оформите новое правило графически. |
IV. Рализация продукта. Воспроизведение знаний. | - ЛАГА- - ЛОЖ – Дома по желанию сочините стишок по правилу. Предположим, корень –ЛОЖ- Вышел в дождик без калош. Простудился, это ясно. Состояние ужасно. ПоЛОЖили на кроватку, Как теперь ему несладко. ПредЛОЖили мазь, уколы, Пропускает бедный школу. А вот умный корень –ЛАГ- Суффикс –А-, как будто флаг, Над собою развернул И ни разу не чихнул. ПоЛАГаю, ясно, дети, Как писать вам корни эти? |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Структура проблемно-диалогического урока географии
Примерная разработка урока...
«Проблемный урок» Тема урока «Длина окружности» 6 класс
«Проблемный урок». Тема:«Длина окружности». 6 класс...
Сценарий урока в 10 классе «Щелочность мыла. Валеологический подход к выбору туалетного мыла» Проблемный урок с элементами исследования. 10 класс
Рассмотреть роль химии в повседневной жизни человека; выявить причинно-следственную связь между составом, строением и свойствами синтетических моющих средств (на примере туалетного мыла), действие мы...
Презентация мастер - класса «Компетентностно - орентированные задания в структуре современного урока как средство реализации системно – деятельностного подхода на уроках математики».
laquo;Компетентностно - орентированные задания в структуре современного урока как средство реализации системно – деятельностного подхода на уроках математики» В современных ус...
презентация на тему "Структура современного урока" (урок "открытия" новых знаний) 1-2 части
В данной презентации (часть1, часть2) показана структура урока "открытия" новых знаний. Подробно расписан каждый этап урока с примерами педагогических приёмов и технологий. Материал будет по...
Проблемное обучение. Проблемный урок.
Проблемное обучение. Проблемный урок....
Общие требования к современному уроку. Типология и структура современного урока
В статье говорится о том, что наиболее актульным напрвлением модернизации образования является внедрение компетентностного подхода в образовательный процесс....