Рабочая программа по русскому языку для 8 класса
методическая разработка по русскому языку (8 класс) на тему

Лаптева Галимя Гильмулловна

Рабочая программа  по русскому языку для 8 класса

Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (2004г.) основного общего образования, с требованиями основной образовательной программы основного общего образования МБОУ СОШ №9 и ориентирована на работу по учебно-методическому комплексу под ред. В.В. Бабайцевой.

Учебник рекомендован Министерством образования и науки РФ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №9 Кировского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан

                                                                                         

Рассмотрено                                                                                 «Утверждаю»

на заседании ШМО                                                              директор МБОУ СОШ №9

протокол №1                                                                  __________Мулюков А.З.                              

  « 28 » августа 2015 г.                                                                «_____»__________2015г.

Принято на заседании

научно-методического совета        Приказ № ___ от «____»_____2015г.

протокол №    от «    »августа 2015 г.

 

Рабочая программа

 по русскому языку

для 8 класса

Разработана

Лаптевой Галимей Гильмулловной,

учителем русского языка и литературы

высшей квалификационной категории

                                                           

г. Уфа

2015

Рабочая программа по русскому языку для 8 класса

(По учебному  комплексу под редакцией В.В. Бабайцевой)

Пояснительная записка

   Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (2004г.) основного общего образования, с требованиями основной образовательной программы основного общего образования МБОУ СОШ №9 и ориентирована на работу по учебно-методическому комплексу под ред. В.В. Бабайцевой.

Учебник рекомендован Министерством образования и науки РФ.

 

Русский язык – язык русского народа, который служит ему средством

а) общения во всех сферах жизни;

б) хранения и передачи информации;

в) связи поколений русских людей, живущих в разные эпохи.

       Русский язык – один из самых развитых языков мира. Он отличается богатством и разнообразием словаря, словообразовательных и грамматических средств, располагает неисчерпаемыми возможностями изобразительно-выразительных средств, стилистическим разнообразием. На русском языке создана  художественная литература и наука,  имеющие мировое значение.

         Русский язык в современном мире – один из официальных языков ООН. В России он является государственным языком.  

      Свободное владение  родным русским языком – основа каждого русского человека в его жизни, труде, в творческой деятельности. Для реализации этой цели необходимо поднять преподавание на качественный уровень, соответствующий условиям и потребностям современного общества, усилить практическую направленность обучения русскому языку, повысить эффективность каждого урока, используя информационно-коммуникационные технологии.

      Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.

 

Обоснование выбора программы для разработки рабочей программы

Русский язык является важнейшей частью национальной культуры русского народа. Как учебная дисциплина он имеет первостепенное значение, так как является не только предметом изучения, но и важнейшим средством познания других наук, средством интеллектуального, духовного, эстетического развития учащихся.

Программа реализуется в адресованном учащимся учебном комплексе: «Русский язык. Теория» под редакцией В.В. Бабайцевой, «Русский язык. Практика» под редакцией А.Ю. Купалова, «Русская речь» под редакцией Е.И. Никитиной.

В учебнике «Русский язык. Теория» излагаются сведения о языке, предназначенные для изучения в 5—9 классах. В течение пяти лет обучения книга остается в пользовании ученика.

Основной принцип, определяющий содержание книги, — системное изложение теории, что для формирования практических умений и навыков является более прочной базой, чем раздробленные сведения из разных разделов науки о языке. Данный тип учебника выполняет как учебную, так и справочную функцию. Он используется не только при изучении нового материала, но и при повторении, при подготовке к зачетным работам, к экзаменам и т. д. Такой тип учебника способствует формированию у учащихся познавательной самостоятельности, умений работать с учебной литературой, пользоваться разными видами чтения.

Книга «Русский язык. Практика» (для каждого класса) обеспечивает усвоение учащимися знаний о языке, способов оперирования ими, формирование и совершенствование умений правильно и целесообразно пользоваться ресурсами родного языка в устной и письменной форме.

Важное значение, наряду с упражнениями, предполагающими репродуктивную деятельность, придается задачам, вызывающим активизацию познавательной деятельности учащихся, развивающим мышление, формирующим интерес к изучению родного языка и совершенствованию речи.

Третий компонент учебного комплекса — «Русская речь» (для каждого класса) предлагает систему работы по развитию связной речи: задачи и упражнения опираются на речеведческие понятия и правила речевого поведения, что способствует осознанному совершенствованию устной и письменной речи учащихся, повышению культуры речевого общения.

Все компоненты учебного комплекса тесно связаны между собой (представляют единый учебник в трех частях) и в совокупности способствуют решению задач обучения русскому языку в школе.

Разделы программы имеют две рубрики: в первой определяется круг теоретических сведений и правил (орфографические и пунктуационные правила обозначены в программе вертикальной линий), во второй перечисляются соответствующие умения и навыки, которые должны быть сформированы на данной теоретической основе.

Общая  характеристика учебного предмета

В процессе обучения русскому языку в 5— 9 классах учащиеся должны приобрести в рамках программы умения и навыки анализа (разбора) языкового материала, орфографические и пунктуационные навыки, умения и навыки связной речи, а также овладеть нормами литературного языка.

Программа содержит в основном традиционные для школы разделы и понятия, поэтому в процессе преподавания русского языка по учебному комплексу могут быть использованы (с некоторой корректировкой в отдельных случаях) различные дидактические материалы.

Некоторые изменения понятийно-терминологической системы обусловлены усилением практической направленности обучения русскому языку. Так, раздел, в котором изучается состав слова, назван «Морфемика», поскольку из трех видов анализа состава слова (морфемного, словообразовательного и этимологического) основным для нужд школьной практики является морфемный (разбор слова по составу), обеспечивающий умение членить слова на морфемы (приставки, корни, суффиксы, окончания).

Самое общее понятие о словообразовательном разборе и основные способы образования слов освещаются в этом разделе, а словообразование частей речи — в соответствующих разделах, при изучении которых формируются и совершенствуются умения и навыки морфемного и словообразовательного анализа.

Умение видеть строение слова — основа для формирования орфографических навыков, так как основной принцип русской орфографии требует умения быстро выделять морфемы, независимо от того, сохраняют они или не сохраняют продуктивность в современной системе языка.

Введено понятие сочинительного словосочетания. Умение задавать вопрос к зависимому слову в подчинительном словосочетании готовит к изучению членов предложения и придаточных предложений, умение выделять в предложении сочинительные словосочетания — к изучению однородных членов предложения и сложносочиненных предложений и т. д. Умение видеть строение предложения — основное условие формирования пунктуационных и некоторых орфографических навыков.

Введено понятие многозначных членов предложения. Они сочетают смысловые и грамматические признаки разных членов предложения.

При изучении сложных предложений больше внимания уделяется их строению и значению, наличию в языке синтаксических синонимов, возможности выражения мысли разными типами простых и сложных предложений. Типы придаточных даны в соотношении с членами предложения (подлежащные, сказуемные, определительные, дополнительные, обстоятельственные), что упрощает усвоение типологии сложноподчиненного предложения и открывает широкий простор для упражнений по синтаксической синонимике.

В основе программы и комплекса в целом — линейный принцип подачи материала, однако программой выделяются    вводный    курс    (обобщающий изученное в начальных классах и содержащий пропедевтический материал) и основной (систематический) курс, в соответствии с которым уже в 5 классе (в полном объеме) изучаются разделы: «Фонетика», «Графика», «Лексика», «Морфемика» — и начинается основной курс морфологии (с имени существительного). В разделе «Морфология» отрабатываются общие принципы характеристики частей речи (общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки). В 6 и 7 классах продолжается изучение морфологии, в 8 и 9 — изучается синтаксис, а также тема «Общие сведения о языке». Изучение всех разделов сопровождается формированием орфографических и пунктуационных навыков.

Усиление практической направленности обучения обусловило нетрадиционную последовательность изучения некоторых грамматических тем, особенно в морфологии. После имени существительного изучается глагол (существительное и глагол — наиболее типичные средства в создании грамматической основы предложения), затем имя прилагательное и имя числительное, тесно связанные с именем существительным (прилагательное обозначает признак предмета, а числительное — количество предметов и порядок их при счете). Потом изучается наречие, которое обычно примыкает к глаголу.

В качестве особой группы выделены слова состояния.

Изучение местоимения создает условия для повторения существительного, прилагательного, числительного, наречия. При рассмотрении причастия и деепричастия, которые выделены в учебнике как самостоятельные части речи, закономерно обращение к глаголу и имени прилагательному, глаголу и наречию.

Такое построение курса методически оправдано, так как позволяет органически сочетать изучение нового с повторением ранее изученного, усилить речевую направленность курса, более равномерно распределить учебный материал по годам обучения, а также больше внимания уделить повторению пунктуационного и орфографического материала, представить изученный материал в системе, выделить резервные часы.

Цели обучения

Главная цель курса русского языка - формирование у учащихся способностей к адаптации в современном мире, воспитание у них речевой культуры и обучение языковой грамотности.

Специальными целями преподавания русского языка в школе являются: формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся.

         Языковая компетенция учащихся (осведомленность школьников в системе родного языка) реализуется в процессе решения следующих познавательных задач: формирование у учащихся научно-лингвистического мировоззрения, вооружения их основами знаний о русском языке (его устройстве и функционировании), развития языкового эстетического идеала (представление о прекрасном в языке и речи).

        Коммуникативная компетенция (осведомленность в особенностях функционирования  родного языка  в устной и письменной формах) реализуется в процессе решения задач: формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков (в пределах программных требований): овладения нормами русского литературного языка и обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; обучения школьников умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме. В результате обучения учащиеся должны свободно пользоваться им во всех общественных сферах его применения.

       Лингвистическая компетенция -  это знания учащихся о самой науке русский язык, о ее методах, этапах развития, о выдающихся ученых, сделавших открытия в области изучения русского языка.

 Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:

• воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;

• совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;

• освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;

• формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.

Задачи обучения

         Задачи преподавания русского языка. Предмет «Русский язык» имеет в современной школе познавательно-практическую направленность, т. е. дает учащимся знания о родном языке и формирует у них языковые и речевые умения.  Вместе с тем русский язык выполняет и общепредметные задачи.

Общепредметными задачами работы по русскому языку в школе являются: воспитание учащихся средствами данного предмета; развитие их логического мышления; обучение школьников умению самостоятельно пополнять знания по русскому языку; формирование общеучебных умений – работа с книгой, со справочной литературой, совершенствование навыков чтения

Эти цели обусловливают следующие задачи:

- дать учащимся представление о роли языка в жизни общества, о языке как развивающемся явлении, о месте русского языка в современном мире, о его богатстве и выразительности; обеспечить усвоение определенного круга знаний из области фонетики, графики, орфоэпии, орфографии, лексики, морфемики, словообразования, морфологии, синтаксиса, пунктуации, стилистики, а также формирование умений применять эти знания на практике;

- развивать речь учащихся: обогащать их активный и пассивный запас слов, грамматический строй речи; способствовать усвоению норм литературного языка, формированию и совершенствованию умений и навыков грамотного и свободного владения устной и письменной речью во всех основных видах речевой деятельности;

- формировать и совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки.

Место предмета «Русский язык» в базисном учебном плане

 Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского языка на этапе основного общего образования. Курс обучения в 8 классе составляет – 136 часов.

Формы организации образовательного процесса:

- фронтальные;

- индивидуальные;

- групповые;

- индивидуально-групповые;

- практикумы.

      Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации над предметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей.

Русский язык — это родной язык русского народа, государственный язык Российской Федерации; средство межнационального общения, консолидации и единения народов России; основа формирования гражданской идентичности и толерантности в поликультурном обществе.

Метапредметные образовательные функции родного языка определяют универсальный, обобщающий характер воздействия предмета «Русский (родной) язык» на формирование личности ребенка в процессе его обучения в школе. Русский (родной) язык является основой развития мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; основой самореализации личности, развития способности к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию учебной деятельности. Родной язык является средством приобщения к духовному богатству русской культуры и литературы, основным каналом социализации личности, приобщения ее к культурно-историческому опыту человечества. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами, влияет на качество их усвоения, а в дальнейшем на качество овладения профессиональными навыками. Умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации, высокая социальная и профессиональная активность являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира. Родной язык является основой формирования этических норм поведения ребенка в разных жизненных ситуациях, развития способности давать аргументированную оценку поступкам с позиций моральных норм.

Ценностный ориентир в содержании учебного предмета

     Ценностный ориентир учебного предмета «Русский язык» направлен на воспитание высоконравственных, творческих, компетентных и успешных граждан России, способных к активной самореализации в общественной и профессиональной деятельности.

     Русский язык русского народа как средство межнационального общения и национального самосознания; позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, стремление к его грамотному использованию, русский язык как основа всего процесса обучения, средство развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей

Содержание программы учебного предмета

Задачи курса.

Повторение изученного в V-VII классах. Функции русского языка в современном мире.

Фонетика и графика.

Орфография

Состав слова и словообразование.

Лексика и фразеология.

Морфология.

Понятие о синтаксисе и пунктуации.

Виды синтаксической связи.

Способы подчинительной связи.

Основные виды словосочетаний

Цельные словосочетания.

Понятие о предложении.

Строение предложения. Виды предложений по цели высказывания.

Виды предложений по эмоциональной окраске.

Основные виды простого предложения.

Порядок слов в предложении.

Логическое ударение.

Подлежащее и способы его  выражения.

Сказуемое и его основные типы.

Простое глагольное сказуемое.

Составное глагольное сказуемое.

Согласование глагольного сказуемого с подлежащим.

Составное именное сказуемое.

Тире между подлежащим и сказуемым.

Определение.

Приложение.

Дополнение.

Основные виды обстоятельств.

Синтаксические функции инфинитива.

Понятие об односоставных предложениях.

Определенно-личные предложения.

Неопределенно-личные предложения.

Безличные предложения.

Назывные предложения.

Особенности строения полных и неполных предложений.

Предложения с однородными членами

Союзы при однородных членах предложения.

Обобщающие слова при однородных членах предложения.

Однородные и неоднородные определения.

Понятие об обособлении.

Обособление определений.

Обособление согласованных определений.

Обособление несогласованных определений.

Обособление приложений.

Обособление  дополнений.

Обособление деепричастных оборотов.

Обособление обстоятельств, выраженных существительными с предлогами.

Обособление уточняющих членов предложения.

Предложения с вводными словами, словосочетаниями и предложениями.

Предложения с обращениями.

Особенности слов-предложений.

Планируемые результаты изучения учебного предмета

В процессе изучения русского языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения и ключевые компетенции:

          - коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения);

          - интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация);

          - информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом);

          - организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).

           Проводится контроль выработанных знаний, умений и навыков: входной (тестирование, диктант с грамматическим заданием),промежуточный,  итоговый. Текущий контроль усвоения учебного материала осуществляется путем устного/письменного опроса. Изучение каждого раздела курса заканчивается проведением контрольной работы.

Целевая реализация настоящей программы

Настоящая рабочая программа учитывает особенности класса. В 8 классе обучаются дети 14 лет, которые владеют русским языком на разных уровнях. На «отлично» успевают 7 человек, на «хорошо» успевают по русскому языку 14 учеников, остальные – на «удовлетворительно».

Формы контроля (текущего и итогового):

Контрольный диктант,  сочинение, изложение.

 

Результаты обучения

 

 Результаты изучения предмета   «Русский  язык».

Личностными результатами освоения восьмиклассниками программы по русскому языку являются:


1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;

2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовер-шенствованию;

3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметными результатами освоения восмиклассниками программы по русскому языку являются:


1) владение всеми видами речевой деятельности:

Аудирование и чтение:

• адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);

• владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;
• адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
• способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; 

свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;

• овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;

• умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;

Говорение и письмо:

• способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;

• умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, конспект, аннотация);

• умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;

• способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;

• владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог — обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога);

• соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;

• способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;

• способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;

• умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации;

2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);

3) коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.

Предметными результатами освоения восьмиклассниками программы по русскому языку являются:

1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;

2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;

3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;

4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;

5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;

6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;

7) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;

8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;

9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы. 

Результаты обучения представлены в требованиях к уровню подготовки учащихся 8 классов, которые содержат следующие компоненты: знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь – перечень конкретных умений и навыков по русскому языку, основных видов речевой деятельности; выделена также группа знаний и умений, востребованных в практической деятельности ученика и его повседневной жизни.

Календарно-тематическое планирование по русскому языку в 8 классе

(136 часов)

по учебно-методическому комплексу под редакцией В.В. Бабайцевой.

№ урока

Раздел учебной

 программы

Тема урока, темы контрольных работ

Дата проведения урока

Колич

часов

Основные виды

учебной деятельности

По плану

По факту

1

Введение.

Задачи курса.

1

Знакомство с учебным комплексом, лекция, беседа, анализ статьи.

2

Повторение.

Повторение изученного в V-VII классах. Функции русского языка в современном мире.

1

Лекция, беседа.

3

Фонетика и графика.

1

Фронтальный опрос, практическая работа, беседа, индивидуальная работа.

4

Орфография

1

Формирование новых знаний, закрепление материала, лекция, беседа.

5

Состав слова и словообразование.

1

Формирование новых знаний, закрепление материала, фронтальный опрос, практическая работа,  беседа, индивидуальная работа.

6

Лексика и фразеология.

1

Фронтальный опрос, практическая работа,  беседа, индивидуальная работа.

7

Морфология.

1

Фронтальный опрос, практическая работа,  беседа, индивидуальная работа.

8

Повторение. Стили речи. Строение текста.

1

Лекция, беседа, фронтальный опрос, анализ текстов.

9

Подготовка к входному контрольному диктанту.

1

Повторение орфографии, всех видов разбора.

10

Входной контрольный диктант.

1

Письменный контроль знаний, выполнение видов  разбора.

11

Анализ диктанта.

1

Выполнение работы над ошибками.

12

Синтаксис и пунктуация.

Понятие о синтаксисе и пунктуации.

1

Фронтальный опрос, практическая работа,  беседа, индивидуальная работа.

13-14

Виды синтаксической связи.

2

Формирование новых знаний, закрепление материала, лекция, беседа, прослушивание сообщений учащихся, индивидуальная работа.

15-17

Способы подчинительной связи.

3

Формирование новых знаний, закрепление материала, лекция, беседа, фронтальный опрос

18-19

Словосочетание.

Основные виды словосочетаний

2

Фронтальный опрос, практическая работа, беседа, индивидуальная работа.

20-21

Цельные словосочетания.

2

Фронтальный опрос, практическая работа,  беседа, индивидуальная работа, составление предложений с цельными словосочетаниями.

22-23

Предложение.

Понятие о предложении.

2

Лекция, беседа, работа над терминами.

24-25

Строение предложения. Виды предложений по цели высказывания.

2

Формирование новых знаний, закрепление материала, лекция, беседа.

26

Подготовка к сжатому изложению: «Пушкин в нашей жизни».

1

Фронтальный опрос, практическая работа, беседа, индивидуальная работа.

27

Сжатое изложение: «Пушкин в нашей жизни».

1

Творческая работа, работа над развитием речи учащихся.

28-29

Виды предложений по эмоциональной окраске.

2

Формирование новых знаний, закрепление материала.

30

Анализ изложения.

1

Работа над ошибками.

31

Подготовка к контрольному диктанту по разделу: «Предложение».

1

Повторение раздела: «Предложение», повторение всех видов разбора.

32

Контрольный диктант по разделу: «Предложение».

1

Письменный контроль знаний

33

Анализ диктанта.

1

Работа над ошибками.

34-35

Простое предложение.

Основные виды простого предложения.

2

Фронтальный опрос, лекция, беседа, индивидуальная работа, составление схем предложений.

36

Порядок слов в предложении.

1

Формирование новых знаний, закрепление материала, фронтальный опрос,  беседа.

37-38

Логическое ударение.

2

Фронтальный опрос, лекция, беседа, работа по учебнику.

39

 Обобщающий урок по разделу: «Простое предложение».

1

Фронтальный опрос, лекция, беседа, практическая работа по карточкам.

40-41

Главные члены предложения

Подлежащее и способы его  выражения.

2

Фронтальный опрос, лекция, беседа, индивидуальная работа.

42-43

Сказуемое и его основные типы.

2

Фронтальный опрос, лекция, беседа, работа по учебнику.

44

Подготовка к сочинению: «Почему интеллигентность человека – залог его долголетия?»

1

Лекция, беседа, подбор материала.

45

Сочинение: «Почему интеллигентность человека – залог его долголетия?»

1

Творческая работа, работа над развитием речи учащихся.

46

Простое глагольное сказуемое.

1

Формирование новых знаний, закрепление материала, фронтальный опрос, лекция, беседа, индивидуальная работа, работа по учебнику.

47

Анализ сочинения.

1

Работа над ошибками.

48-51

Составное глагольное сказуемое.

4

Фронтальный опрос, лекция, беседа, практическая работа, синтаксический разбор предложений.

52-54

Согласование глагольного сказуемого с подлежащим.

3

Фронтальный опрос, объяснение нового материала, беседа, индивидуальная работа.

55-58

Составное именное сказуемое.

4

Фронтальный опрос, лекция, беседа.

59-60

Тире между подлежащим и сказуемым.

2

Фронтальный опрос, объяснение нового материла, беседа, выполнение упражнений.

61

Подготовка к контрольному диктанту по разделу: «Главные члены предложения».

1

Повторение раздела: «Главные члены предложения», повторение всех видов разбора.

62

Контрольный диктант по разделу: «Главные члены предложения».

1

Письменный контроль знаний

63

Анализ диктанта.

1

Работа над ошибками.

64

Обобщающий урок по разделу: «Главные члены предложения».

1

Фронтальный опрос, лекция, беседа.

65-66

Второстепенные члены предложения

Определение.

2

Фронтальный опрос, объяснение нового материла, беседа, сообщения учащихся, индивидуальная работа.

67-68

Приложение.

2

Формирование новых знаний, закрепление материала, индивидуальная работа, самостоятельная работа учащихся.

69-70

Дополнение.

2

Фронтальный опрос, объяснение нового материла, беседа, сообщения учащихся, индивидуальная работа.

71

Подготовка к сжатому изложению.

1

Фронтальный опрос, практическая работа, беседа, индивидуальная работа.

72

Сжатое изложение.

1

Творческая работа, работа над развитием речи учащихся.

73-74

Основные виды обстоятельств.

2

Объяснение нового материала, беседа, опрос учащихся, индивидуальная работа.

75

Анализ изложений.

1

Работа над ошибками.

76-77

Синтаксические функции инфинитива.

2

Фронтальный опрос, лекция, практическая работа в парах: «сильный – слабый», подбор примеров.

78

Подготовка к контрольному диктанту по разделу: «Второстепенные члены предложения».

1

Повторение раздела: «Второстепенные члены предложения», повторение всех видов разбора.

79

Контрольный диктант по разделу: «Второстепенные члены предложения».

1

Письменный контроль знаний

80

Анализ диктанта.

1

Работа над ошибками.

81

Повторение материала по разделу: «Второстепенные члены предложения».

1

Лекция, беседа, фронтальный опрос, анализ текстов.

82-83

Односоставные предложения

Понятие об односоставных предложениях.

2

Фронтальный опрос, практическая работа, беседа, индивидуальная работа, анализ текста, работа по карточкам .

84

Определенно-личные предложения.

1

Фронтальный опрос, практическая работа, беседа, индивидуальная работа, работа по учебнику.

85

Неопределенно-личные предложения.

1

Формирование новых знаний, закрепление материала, фронтальный опрос, практическая работа.

86-88

Безличные предложения.

3

Формирование новых знаний, закрепление материала, фронтальный опрос, практическая работа, индивидуальная работа, синтаксический разбор предложений.

89

Подготовка к сжатому изложению.

1

Работа над текстом, практическая работа, беседа, определение микротем текста.

90

Сжатое изложение.

1

Творческая работа, работа над развитием письменной речи учащихся.

91

Назывные предложения.

1

Формирование новых знаний, закрепление материала, фронтальный опрос, практическая работа, беседа.

 

92

Анализ изложений.

1

Работа над ошибками.

93

Контрольное тестирование.

1

Тестирование.

94

Полные и неполные предложения.

Особенности строения полных и неполных предложений.

1

Фронтальный опрос, объяснение нового материла, практическая работа, беседа, индивидуальная работа, анализ текстов.

95-97

Осложненное предложение.

Предложения с однородными членами

3

Формирование новых знаний, закрепление материала, фронтальный опрос, практическая работа, беседа, индивидуальная работа по карточкам.

98-99

Союзы при однородных членах предложения.

2

Фронтальный опрос, практическая работа, беседа, индивидуальная работа, составление предложений.

100-101

Обобщающие слова при однородных членах предложения.

2

Фронтальный опрос, практическая работа, беседа, индивидуальная работа, составление схем предложений.

102

Однородные и неоднородные определения.

1

Фронтальный опрос, практическая работа, беседа, индивидуальная работа.

103

Понятие об обособлении.

1

Фронтальный опрос, лекция, практическая работа в парах: «cильный – слабый».

104-105

Обособление определений.

2

Объяснение нового материала, опрос, беседа, индивидуальная работа, составление схем предложений.

106-107

Обособление согласованных определений.

2

Объяснение нового материала, фронтальный опрос, практическая работа,  индивидуальная работа, работа по учебнику.

108-109

Обособление несогласованных определений.

2

Фронтальный опрос, практическая работа, опрос, индивидуальная работа, работа по картам.

110

Обособление приложений.

1

Формирование новых знаний, закрепление материала, фронтальный опрос, практическая работа.

111-112

Обособление  дополнений.

2

Объяснение нового материала, фронтальный опрос,  практическая работа в парах: «сильный – слабый».

113-115

Обособление деепричастных оборотов.

3

Формирование новых знаний, закрепление материала.

116

Подготовка к сочинению – рассуждению на лингвистическую тему.

1

Лекция, беседа, подбор материала.

117

Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему.

1

Творческая работа, работа над развитием речи учащихся.

118-119

Обособление обстоятельств, выраженных существительными с предлогами.

Анализ сочинений.

2

Фронтальный опрос, практическая работа, беседа, индивидуальная работа.

120-121

Обособление уточняющих членов предложения.

2

Фронтальный опрос, практическая работа,  беседа, индивидуальная работа,  составление схем предложений, синтаксический разбор.

122

Подготовка к контрольному диктанту по разделу: «Осложненное предложение».

1

Повторение раздела: «Осложненное предложение», повторение всех видов разбора.

123

Контрольный диктант по разделу: «Осложненное предложение».

1

Письменный контроль знаний

124

Анализ диктанта.

1

Работа над ошибками.

125-126

Предложения с вводными словами, словосочетаниями и предложениями.

2

Формирование новых знаний, закрепление материала.

127

Предложения с обращениями.

1

Фронтальный опрос, практическая работа, беседа, индивидуальная работа.

128

Подготовка к контрольному диктанту.

1

Повторение раздела: «Осложненное предложение», повторение всех видов разбора.

129

Контрольный диктант.

1

Письменный контроль знаний

130

Анализ диктанта.

1

Работа над ошибками.

131

Слова-предложения.

Особенности слов-предложений.

1

Объяснение нового материала, фронтальный опрос, практическая работа, индивидуальная работа, работа по учебнику.

132

Подготовка к сочинению на лингвистическую тему.

1

Беседа, подбор материала.

133

Сочинение на лингвистическую тему.

1

Творческая работа, работа над развитием речи учащихся.

134

Итоговый контрольный диктант

1

Письменный контроль знаний.

135

Анализ итогового контрольного диктанта.

1

Работа над ошибками.

136

Рекомендации на лето. Анализ сочинений.

1

Рекомендации на лето.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа русский язык 6 класс

Планирование составлено учителем русского языка и литературы  МОУ ООШ № 12 Вакулиной Ириной Юрьевной,   на основе рабочей программы  2 вида по русскому языку, утвержденной 30...

Пояснительная записка и рабочая программа. Русский язык. 5 класс

Рабочая программа по русскомй языку по учебнику М.М. Разумовской с элементами углубления....

Рабочая программа. Русский язык, 6 класс

Рабочая программа. Русский язык, 6 класс...

Рабочая программа. Русский язык, 5 класс

Рабочая программа. Русский язык, 5 класс...

Рабочая программапо русскому языку, 10-11 классы (социально-гуманитарный профиль)

Программа рассчитана на 210 учебных часов (10-11 класс): 10 класс-105 часов, 11 класс-105 часов.Рабочая программа для 10-11 классов составлена на основе Федерального компонента государственного ...

Рабочая программа русский язык 5 класс Учебник «Русский язык. 5 класс» в 2-х частях под редакцией Л.М. Рыбченковой, издательство «Просвещение», 2012.

Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (базовый уровень) и Программы по русскому языку для 5-9 классов (авторы Л.М. Рыбч...

рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс

рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс...