Разработка урока "Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них".
методическая разработка по русскому языку (8 класс) на тему
Данный урок предназначен для проведения урока русского языка в 8 классе на изучение и закрепление нового материала
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obobshchayushchie_slova_8_kl.docx | 21.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них.
Класс: 8
Цель: познакомить учащихся с правилами использования обобщающих слов при однородных членах предложения.
Задачи:
- формирование правильно ставить знаки препинания при обобщающих словах и составлять схемы;
- развивать навыки практического применения правил русского языка в устной и письменной речи;
- развитие творческого мышления учащихся;
- воспитывать любовь к прекрасному.
Тип урока: урок новых знаний.
Ход урока:
I Организационный момент.
II Сообщение темы и цели урока.
- Слово учителя. Ребята, мы с вами продолжаем изучать синтаксис простого предложения. Сегодня тема нашего урока «Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них». Но сначала мы вспомним материал, изученный на предыдущих уроках, о простом предложении.
- Повторяем.
- Что называется простым предложением?
- Какие бывают простые предложения?
- Чем может распространяться простое предложение?
- Какие члены предложения называются однородными?
- В чем отличие распространенных и нераспространенных однородных членов предложения?
III Проверка домашнего задания ( во время проверки домашнего задания 4 человека работают по карточкам, один человек работает у доски).
Карточка 1. Спишите. Подчеркните грамматическую основу, укажите виды простых предложений.
1.Я хочу с вами поговорить. 2. Сын не спит. 3. Мне нужна эта книга.
4. Правило может быть сформировано проще. 5. В городе все было спокойно. 6. Комната полна людей. 7. Слышна песня.
Карточка 2. Работа у доски. Спишите. Укажите назывные предложения, расставьте недостающие знаки препинания.
1.Зима!...Крестьянин торжествуя на дровнях обновляет путь… 2.Зима. Что делать нам в деревне. 3. Мороз и солнце; день чудесный. 4. Осень. Осыпается весь наш бедный сад.4
- Проверка упр. 254.
- Назовите предложения, в которых союз И связывает однородные члены.
- Найдите предложение, где союз И связывает простые предложения в составе сложного. Начертить схему на доске.
- В каком предложении есть однородные главные и однородные второстепенные члены?
- Назовите предложение с обращением, расскажите о знаках препинания.
- Выписать слова с пропущенными буквами, объяснить.
IV. Найдите в тексте предложения с однородными членами, расставьте запятые.
Чудесен сосновый бор, в который мы въезжаем. Направо, налево, впереди и позади нас высились двухлетние сосны. И в голубое небо возносятся, воспаряют их темно-зеленые вершины.
И бор, и поля, и запахи, и звуки запечатлеваются в памяти. Я примечаю муравьиные кучи и дороги. Светлый, солнечный, радостный мир окружает нас.
- Какова роль определений? (Передать красоту окружающего мира).
- Объясните значение глаголов «возносятся, воспаряют» в сочетании с существительным вершины. (Устремляются вверх).
- Определите тип и стиль речи.
IV. Работа над новой темой.
1.Учитель. Мы повторили с вами, что такое однородные члены предложения. Часто при однородных членах используются обобщающие слова, которые относятся к тому слову, что и однородные члены предложения, является тем же членом предложения. Обобщающие слова могут стоять перед однородными членами, после однородных членов.
2. Работа с записью на доске. Анализ предложений.
В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли (А. П. Чехов). Схема.
Твоя живая тишина, твои лихие непогоды, твои леса, твои луга, и Волги пышные брега, и Волги радостные воды – все мило мне (Н. Языков). Схема.
Все это: и ночь, и даль, и горы, и звезды, и туманы – казалось мне исполненным невиданной прелести.
- Работа с параграфом №44.
- Вывод. Обобщающее слово должно быть тем же членом предложения, что и однородные члены.
- Работа с текстом. Возвращаемся к тексту. Чудесен сосновый бор…….
- В какие предложения мы можем ввести обобщающие слова?
- Прочитайте этот текст с обобщающими словами.
- Работа с текстом. Расставьте знаки препинания, найдите обобщающие слова. Вспомним стихотворение Маршака «Багаж».
Вариант 1.
Дама сдавала в багаж
Диван, чемодан, саквояж,
Картину, корзину, картонку
И маленькую собачонку
Вариант 2.
Готово, уложен багаж:
Диван, чемодан, саквояж,
Картина, корзина, картонка
И маленькая собачонка.
Учитель. На первый взгляд эти предложения очень похожи, давайте выясним, чем же они отличаются.
- Дайте характеристику этим предложениям.
- В каком предложении есть обобщающее слово?
- Дополнительные сведения. Запись на доске.
После обобщающего слова, стоящего перед однородными членами предложения, возможны слова КАК-ТО, А ИМЕННО, НАПРИМЕР, при этом перед ними ставится запятая, а после – двоеточие.
ПРИМЕР. В наших лесах есть растения, губительные для насекомых, а именно: багульник, белена, одуванчик, некоторые виды ромашки.
После однородных членов предложения перед обобщающим словом могут находиться вводные слова (короче, словом, в общем, …). В этом случаи перед ними ставится тире, а после запятая.
Среди птиц, насекомых – словом, всюду чувствовалось приближение весны.
Записать примеры с доски.
V. Работа с текстом. Прочитайте текст. Передайте содержание одним предложением с однородными членами и обобщающим словом.
В начале лета в лесу появилось много цветов. На березовых опушках зацвела иван-да-марья, показались лиловые колокольчики, высоко поднялся иван-чай. В густой траве на лесных полянках мы находили и собирали душистые ночные фиалки. А у глухого ручья, на берегу реки, любовались голубыми незабудками.
В начале лета в лесу появилось много цветов: иван-да-марья, лиловые колокольчики, иван-чай, душистые ночные фиалки, голубые незабудки. (Записать на доске).
VI. Тест. Найдите к данным схемам предложения.
VII. Работа над упражнением 266 (1, 3.4)
VIII. Итог урока.
- Какие знаки препинания могут ставиться при обобщающих словах?
- Каким членом предложения является обобщающее слова и однородные члены предложения?
IX Дом. задание. П.44, упр. 270.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них».
Цель урока: научить находить в предложении с однородными членами обобщающие слова; познакомить с постановкой знаков препинания при однородных членах с обобщающими словами....
Обобщающие слова при однородных членах предложения. Знаки препинания при обобщающих словах.
Урок русского языка в 5-ом классе при изучении темы «Обобщающие слова приоднородных членах предложения. Знаки препинания при обобщающих словах»запланирован, как урок по изучению новой темы с использов...
Урок по теме " Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них"
Урок по теме " Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них" в 8 классе. Тип урока: урок открытия новых знаний по УМК под редакцией С.И. Львовой, В.В. Львова....
План – конспект урока по русскому языку в 8 классе с использованием СМО по теме:" Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них (закрепление)"
План – конспект урока по русскому языку в 8 классе из опыта работы учителя с использованием сингапурской методики обучения....
Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них
Конспект+презентация к уроку...
Открытый урок по теме "Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них"
ТЕМА: ОБОБЩАЮЩИЕ СЛОВА ПРИ ОДНОРОДНЫХ ЧЛЕНАХ ПРЕДЛОЖЕНИЯ И ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ПРИ НИХЦЕЛЬ:1) Обеспечить в ходе урока повышение уровня осмысления понимания обобщающих слов при однородных членах и расстан...
Урок русского языка в 8 классе по теме: Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них.
открытый урок в 8 классе по русскому языку,программа В.В.Бабайцева, Л.Д.Чеснокова.Тема: Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них....