Разработка урока "Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них".
методическая разработка по русскому языку (8 класс) на тему

Оюн Альбина Тэпчааевна

Данный урок предназначен для проведения урока русского языка в 8 классе на изучение и закрепление нового  материала

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obobshchayushchie_slova_8_kl.docx21.97 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:  Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них.

Класс: 8

Цель: познакомить учащихся с правилами использования обобщающих слов при однородных членах предложения.

Задачи:

  • формирование правильно ставить знаки препинания при обобщающих словах и составлять схемы;
  • развивать навыки практического применения правил русского языка в устной и письменной речи;
  • развитие творческого мышления учащихся;
  • воспитывать любовь к прекрасному.

Тип урока: урок новых знаний.

Ход урока:

I Организационный момент.

II Сообщение темы и цели урока.

  1. Слово учителя. Ребята, мы с вами продолжаем изучать синтаксис простого предложения. Сегодня тема нашего урока «Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них». Но сначала мы вспомним материал, изученный на предыдущих уроках, о простом предложении.
  2. Повторяем.
  • Что называется простым предложением?
  • Какие бывают простые предложения?
  • Чем может распространяться простое предложение?
  • Какие члены предложения называются однородными?
  • В чем отличие распространенных и нераспространенных однородных членов предложения?

III Проверка домашнего задания ( во время проверки домашнего задания 4 человека работают по карточкам, один человек работает  у доски).

Карточка 1. Спишите. Подчеркните грамматическую основу, укажите виды простых предложений.

1.Я хочу с вами поговорить. 2. Сын не спит. 3. Мне нужна эта книга.

4. Правило может быть сформировано проще. 5. В городе все было спокойно. 6. Комната полна людей. 7. Слышна песня.

Карточка 2. Работа у доски. Спишите. Укажите назывные предложения, расставьте недостающие знаки препинания.

1.Зима!...Крестьянин торжествуя на дровнях обновляет путь… 2.Зима. Что делать нам в деревне. 3. Мороз и солнце; день чудесный. 4. Осень. Осыпается весь наш бедный сад.4

  1. Проверка упр. 254.
  • Назовите предложения, в которых союз И связывает однородные члены.
  • Найдите предложение, где союз И связывает простые предложения в составе сложного. Начертить схему на доске.
  • В каком предложении есть однородные главные и однородные второстепенные члены?
  • Назовите предложение с обращением, расскажите о знаках препинания.
  • Выписать слова с пропущенными буквами, объяснить.

IV. Найдите в тексте предложения с однородными членами, расставьте запятые.

Чудесен сосновый бор, в который мы въезжаем. Направо, налево, впереди и позади нас высились двухлетние сосны. И в голубое небо возносятся, воспаряют их темно-зеленые вершины.

И бор, и поля, и запахи, и звуки запечатлеваются в памяти. Я примечаю муравьиные кучи и дороги. Светлый, солнечный, радостный мир окружает нас.

  • Какова роль определений? (Передать красоту окружающего мира).
  • Объясните значение глаголов «возносятся, воспаряют» в сочетании с существительным вершины. (Устремляются вверх).
  • Определите тип и стиль речи.

IV. Работа над новой темой.

1.Учитель. Мы повторили с вами, что такое однородные члены предложения. Часто при однородных членах  используются обобщающие слова, которые относятся к тому слову, что и однородные члены предложения, является тем же членом предложения. Обобщающие слова могут стоять перед однородными членами, после однородных членов.

2. Работа с записью на доске. Анализ предложений.

В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли (А. П. Чехов). Схема.

Твоя живая тишина, твои лихие непогоды, твои леса,  твои луга, и Волги пышные брега, и Волги радостные воды – все мило мне (Н. Языков). Схема.

Все это: и ночь, и даль, и горы, и звезды, и туманы – казалось мне исполненным невиданной прелести.

  1. Работа с параграфом №44.
  2. Вывод. Обобщающее слово должно быть тем же членом предложения, что и однородные члены.
  3. Работа с текстом. Возвращаемся к тексту. Чудесен сосновый бор…….
  • В какие предложения мы можем ввести обобщающие слова?
  • Прочитайте этот текст с обобщающими словами.
  1. Работа с текстом. Расставьте знаки препинания, найдите обобщающие слова. Вспомним стихотворение Маршака «Багаж».

Вариант 1.

Дама сдавала в багаж

Диван, чемодан, саквояж,

Картину, корзину, картонку

И маленькую собачонку

Вариант 2.

Готово, уложен багаж:

Диван, чемодан, саквояж,

Картина, корзина, картонка

И маленькая собачонка.

Учитель. На первый взгляд эти предложения очень похожи, давайте выясним, чем же они отличаются.

  • Дайте характеристику этим предложениям.  
  • В каком предложении есть обобщающее слово?
  1. Дополнительные сведения. Запись на доске.

После обобщающего слова, стоящего перед однородными членами предложения, возможны слова КАК-ТО, А ИМЕННО, НАПРИМЕР, при этом перед ними ставится запятая, а после – двоеточие.

ПРИМЕР. В наших лесах есть растения, губительные для насекомых, а именно: багульник, белена, одуванчик, некоторые виды ромашки.

После однородных членов предложения перед обобщающим словом могут находиться вводные слова (короче, словом, в общем, …). В этом случаи перед ними ставится тире, а после запятая.

Среди птиц, насекомых  – словом, всюду чувствовалось приближение весны.

 Записать примеры с доски.

V. Работа с текстом.  Прочитайте текст. Передайте содержание одним предложением с однородными членами и обобщающим словом.

        В начале лета в лесу появилось много цветов. На березовых опушках зацвела иван-да-марья, показались лиловые колокольчики, высоко поднялся иван-чай.  В густой траве на лесных полянках мы находили и собирали душистые ночные фиалки. А у глухого ручья, на берегу реки, любовались голубыми незабудками.  

В начале лета в лесу появилось много цветов: иван-да-марья, лиловые колокольчики, иван-чай, душистые ночные фиалки, голубые незабудки. (Записать на доске).

VI. Тест. Найдите к данным схемам предложения.

VII. Работа над упражнением 266 (1, 3.4)

VIII. Итог урока.

  • Какие знаки препинания могут ставиться при обобщающих словах?
  • Каким членом предложения является обобщающее слова и однородные члены предложения?

IX Дом. задание. П.44, упр. 270.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них».

Цель урока: научить находить в предложении с однородными членами обобщающие слова; познакомить с постановкой знаков препинания при однородных членах с обобщающими словами....

Обобщающие слова при однородных членах предложения. Знаки препинания при обобщающих словах.

Урок русского языка в 5-ом классе при изучении темы «Обобщающие слова приоднородных членах предложения. Знаки препинания при обобщающих словах»запланирован, как урок по изучению новой темы с использов...

Урок по теме " Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них"

Урок по теме " Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них" в 8 классе.  Тип  урока: урок открытия новых знаний по УМК под редакцией  С.И. Львовой, В.В. Львова....

План – конспект урока по русскому языку в 8 классе с использованием СМО по теме:" Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них (закрепление)"

План – конспект урока по русскому языку в 8 классе из опыта работы учителя   с использованием сингапурской методики обучения....

Открытый урок по теме "Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них"

ТЕМА: ОБОБЩАЮЩИЕ СЛОВА ПРИ ОДНОРОДНЫХ ЧЛЕНАХ ПРЕДЛОЖЕНИЯ И ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ПРИ НИХЦЕЛЬ:1) Обеспечить в ходе урока повышение уровня осмысления понимания обобщающих слов при однородных членах и расстан...

Урок русского языка в 8 классе по теме: Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них.

открытый урок в 8 классе по русскому языку,программа В.В.Бабайцева, Л.Д.Чеснокова.Тема: Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них....