Таблица "Чередующиеся гласные"
методическая разработка по русскому языку на тему

Таблица составлена по материалам книги Г.Г. Граник, С.М. Бондаренко, Л.А. Концевой. Секреты орфографии: Кн. Для учащихся 5-7 классов. – М.: Просвещение, 1991 г.  и орфографических правил.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Чередующиеся гласные в корне слова

Написание зависит от

Ударения

 Наличия суффикса -а-

Последующего согласного

Значения корня

Исторического развития языка

 

Без ударения пишется:

 

ОР-

 Искл.: изгарь, выгарки, пригарь

АР-

 Искл.:  зоревать.

-КЛОН-

-ТВОР-

 Искл.:  утварь.

-ПЛОВ-

Только в словах:

пловец,

пловчиха.

 Искл.: плывуны

ОС-          -КАС-А-

ОЖ-           -ЛАГ-А-

Искл.: Полог.

ЕР-         -БИР-А-

ЕР-         -ПИР-А-

ЕР-         -ТИР-А-

ЕР-         -ДИР-А-

ЕР-         -МИР-А-

-БЛЕСТ-         -БЛИСТ-А-

-СТЕЛ-         -СТИЛ-А-

ЕГ-         -ЖИГ-А-

ЕТ-         -ЧИТ-А-

Искл.: чета, сочетание, сочетать.

А (Я)      М-А-

А (Я)       Н-А-

Понять – понимать

Помянуть - поминать

ОС-     -РАСТ-(-РАЩ-)

Искл.: росток, отрасль, Ростислав, ростовщик, Ростов.

-СКАК-      -СКОЧ-

Искл.: скачок, скачкообразный, скачи, скачу.

Заскачи (запрыгай) –

 Заскочи (зайди).

 

АГ-       -ЛОЖ-

Искл.: полог.

АВН-      -РОВН-

        А: “Равный, одинаковый,      

совершенно сходный”.

   О: “Ровный, гладкий, не

имеющий впадин и  

возвышений”, “не

имеющий замедлений

и ускорений”, “спокой-

ный”, “прямой”.

Искл.: равнина, поровну,  ровесник, уровень.

 -МАК-      -МОК-

        А: “Опускать, погружать в

жидкость”.

   О: “Пропускать жидкость,

становиться мокрым,

влажным”, “терять

солёность, остроту,

кислоту и т.д. от

нахождения в воде”.

Искл.: промокашка, промокнуть.

-ОРО-    -РА-

-ОЛО-    -ЛА-

-ЕРЕ-     -РЕ-

-ОЛО-     -ЛЕ-

Таблица составлена по материалам книги Г.Г. Граник, С.М. Бондаренко, Л.А. Концевой. Секреты орфографии: Кн. Для учащихся 5-7 классов. – М.: Просвещение, 1991 г.  и орфографических правил.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модульная программа и разработка уроков русского языка в 5 классе. М№ 3- М№4 Тема: Звуки речи и буквы. Алфавит. Гласные и согласные звуки. Звонкие и глухие согласные звуки. Твёрдые и мягкие согласные звуки. Значение букв Е, Е, Ю, Я.

Модульная программа и разработка уроков русского языка в 5 классе. М№ 3-  М№4 Тема: Звуки речи и буквы. Алфавит. Гласные и согласные звуки. Звонкие и глухие согласные звуки.Твёрдые и мягкие согла...

Модульная программа и разработка уроков русского языка в 5 классе. М№ 5- М№6. Тип урока: Комплексное применение знаний Практика под руководством учителя. Тема: Звуки речи и буквы. Алфавит. Гласные и согласные звуки. Звонкие и глухие согласные звуки. Т

Модульная программа и разработка уроков русского языка в 5 классе. М№ 5-  М№6. Тип урока: Комплексное применение знанийПрактика  под руководством учителя.Тема: Звуки речи и буквы. Алфавит. Г...

Научно-практическая работа «Корневая гласная – самая опасная!» (Зависимость усвоения слов с непроверяемой безударной гласной от приемов их предъявления)

Панкова Вера, 9а Пырирко Юлия, 8а Научный руководитель Ничкова Татьяна Анатольевна,  учитель русского языка и литературы    Авторы данной работы исследуют проблему зависимости усвое...

Тема урока: «Гласные ударные и безударные. Выделение ударной гласной в слове»

Цель: формирование умения определять место ударения в словах. Учебные задачи:Направленные на достижение личностных результатов:- принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социа...

Логопедическое занятие на тему: "Безударные гласные. Правописание слов с безударными гласными"

quot;Безударные гласные. Правописание слов с безударными гласными"...

Игра для выделения гласного звука в начале слова (кроме звука Ы) и соотнесения звука с графическим символом гласного звука (по Бардышевой)

Цель: научить детей выделять первый гласный звук в слове и соотносить звучащий гласный с символом гласного звука.Инструкция: "Надави" голосом на первый звук (как я: аааангел). Какой звук ты ...