Таблица "Чередующиеся гласные"
методическая разработка по русскому языку на тему
Таблица составлена по материалам книги Г.Г. Граник, С.М. Бондаренко, Л.А. Концевой. Секреты орфографии: Кн. Для учащихся 5-7 классов. – М.: Просвещение, 1991 г. и орфографических правил.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
http://nsportal.ru/sites/default/files/chereduyushchiesya_glasnye_v_korne_slova.doc | 34.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Чередующиеся гласные в корне слова | ||||
Написание зависит от | ||||
Ударения | Наличия суффикса -а- | Последующего согласного | Значения корня | Исторического развития языка |
Без ударения пишется:
-ГОР- Искл.: изгарь, выгарки, пригарь -ЗАР- Искл.: зоревать. -КЛОН- -ТВОР- Искл.: утварь. -ПЛОВ- Только в словах: пловец, пловчиха. Искл.: плывуны | -КОС- -КАС-А- -ЛОЖ- -ЛАГ-А- Искл.: Полог. -БЕР- -БИР-А- -ПЕР- -ПИР-А- -ТЕР- -ТИР-А- -ДЕР- -ДИР-А- -МЕР- -МИР-А- -БЛЕСТ- -БЛИСТ-А- -СТЕЛ- -СТИЛ-А- -ЖЕГ- -ЖИГ-А- -ЧЕТ- -ЧИТ-А- Искл.: чета, сочетание, сочетать. А (Я) -ИМ-А- А (Я) -ИН-А- Понять – понимать Помянуть - поминать | -РОС- -РАСТ-(-РАЩ-) Искл.: росток, отрасль, Ростислав, ростовщик, Ростов. -СКАК- -СКОЧ- Искл.: скачок, скачкообразный, скачи, скачу. Заскачи (запрыгай) – Заскочи (зайди).
-ЛАГ- -ЛОЖ- Искл.: полог. | -РАВН- -РОВН- А: “Равный, одинаковый, совершенно сходный”. О: “Ровный, гладкий, не имеющий впадин и возвышений”, “не имеющий замедлений и ускорений”, “спокой- ный”, “прямой”. Искл.: равнина, поровну, ровесник, уровень. -МАК- -МОК- А: “Опускать, погружать в жидкость”. О: “Пропускать жидкость, становиться мокрым, влажным”, “терять солёность, остроту, кислоту и т.д. от нахождения в воде”. Искл.: промокашка, промокнуть. | -ОРО- -РА- -ОЛО- -ЛА- -ЕРЕ- -РЕ- -ОЛО- -ЛЕ- |
Таблица составлена по материалам книги Г.Г. Граник, С.М. Бондаренко, Л.А. Концевой. Секреты орфографии: Кн. Для учащихся 5-7 классов. – М.: Просвещение, 1991 г. и орфографических правил.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Модульная программа и разработка уроков русского языка в 5 классе. М№ 3- М№4 Тема: Звуки речи и буквы. Алфавит. Гласные и согласные звуки. Звонкие и глухие согласные звуки. Твёрдые и мягкие согласные звуки. Значение букв Е, Е, Ю, Я.
Модульная программа и разработка уроков русского языка в 5 классе. М№ 3- М№4 Тема: Звуки речи и буквы. Алфавит. Гласные и согласные звуки. Звонкие и глухие согласные звуки.Твёрдые и мягкие согла...
Модульная программа и разработка уроков русского языка в 5 классе. М№ 5- М№6. Тип урока: Комплексное применение знаний Практика под руководством учителя. Тема: Звуки речи и буквы. Алфавит. Гласные и согласные звуки. Звонкие и глухие согласные звуки. Т
Модульная программа и разработка уроков русского языка в 5 классе. М№ 5- М№6. Тип урока: Комплексное применение знанийПрактика под руководством учителя.Тема: Звуки речи и буквы. Алфавит. Г...
Научно-практическая работа «Корневая гласная – самая опасная!» (Зависимость усвоения слов с непроверяемой безударной гласной от приемов их предъявления)
Панкова Вера, 9а Пырирко Юлия, 8а Научный руководитель Ничкова Татьяна Анатольевна, учитель русского языка и литературы Авторы данной работы исследуют проблему зависимости усвое...
Тема урока: «Гласные ударные и безударные. Выделение ударной гласной в слове»
Цель: формирование умения определять место ударения в словах. Учебные задачи:Направленные на достижение личностных результатов:- принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социа...
Логопедическое занятие на тему: "Безударные гласные. Правописание слов с безударными гласными"
quot;Безударные гласные. Правописание слов с безударными гласными"...
«Гласные и согласные звуки. Слогообразующая роль гласных звуков»
Конспект логопедического занятия...
Игра для выделения гласного звука в начале слова (кроме звука Ы) и соотнесения звука с графическим символом гласного звука (по Бардышевой)
Цель: научить детей выделять первый гласный звук в слове и соотносить звучащий гласный с символом гласного звука.Инструкция: "Надави" голосом на первый звук (как я: аааангел). Какой звук ты ...