Педагогическая концепция - "Не навреди!"
статья по русскому языку на тему
Это как раз новый способ преподавания, который предполагает сотрудничество с учеником, а не диктаторство. Ученик сам выбирает себе путь, и не нужно вмешиваться в этот процесс указаниями, как должно быть. Радость творчества и свободы всегда должна быть на уроке.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedagogicheskaya_kontseptsiya.docx | 14.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Не навреди!
(Моя педагогическая концепция.)
Скажи мне – и я забуду.
Покажи мне – и я запомню.
Вовлеки меня - и я научусь.
Китайская пословица
Для того чтобы ученик хорошо учился, нужно, чтобы он учился охотно.
Для того чтобы он учился охотно, нужно, чтобы то, чему учат ученика,
было понятно и занимательно, и чтобы душевные его силы были в самых выгодных условиях. Л.Н.Толстой.
Мне более всего близки идеи педагогики сотрудничества, потому что принципы эти по сути гуманны, проверены временем, начиная с Сократа и заканчивая современными педагогическими изысканиями.
Я уверена, что в основе любого педагогического успеха всегда лежат отношения между учителем и учеником. Ни одна педагогическая идея, какой бы гениальной она ни была, не может быть реализована, если учитель вызывает у учеников реакцию отторжения, недоверия. Отношения содружества, партнёрства – наиболее приемлемый вариант отношений «учитель – ученик». Он не совместим с такими проявлениями, как высокомерие по отношению к детям, принуждение их к работе. Только требовательность, основанная на доверии, только увлечённость, рождённая взаимным интересом
Я расскажу известную притчу о маленьком мальчике, который пришёл в школу учиться. Однажды утром учительница сказала: «Сегодня мы будем рисовать». Он любил рисовать львов и тигров, кур и коров, поезда и корабли. Малыш взял карандаши и начал рисовать.
Но учительница сказала: «Подождите, мы будем рисовать цветы». «Здорово!»-воскликнул мальчик . И он начал рисовать цветы розовым, оранжевым и синим карандашами.
Но учительница сказала: «Подождите, я вам покажу, как нужно делать!» И она нарисовала красный цветок с зелёным стебельком. Мальчик посмотрел на цветок, нарисованный учительницей, и на свои цветы. Свои ему понравились больше. Но он перевернул лист и нарисовал цветок, как у учительницы.
В следующий раз учительница сказала: «Сегодня мы будем заниматься лепкой». «Хорошо,- подумал мальчик. Он любил лепку и умел делать различные штучки из глины: змей и снеговиков, слонов и мышей, машины и поезда. И он начал разминать свой кусочек глины.
Но учительница сказала: «Подождите, мы будем делать блюдо». Здорово!»- подумал мальчик и начал лепить блюдо всевозможных форм и размеров. Но учительница сказала: «Подождите, я покажу вам, как делать большое блюдо» И мальчик сделал такое же.
Родители мальчика переехали, и ему пришлось поменять школу. В первый же день учительница сказала: «Сегодня мы будем рисовать». «Ура!- подумал мальчик и начал ждать, когда учительница скажет, как делать. Но она ничего не говорила, просто прогуливалась по классу. Подойдя к мальчику, она спросила:
-Ты не хочешь рисовать?
-Хочу,- ответил он.- А что нужно рисовать?
-Что хочешь,- ответила учительница.
-А как рисовать?- спросил мальчик.
-Как хочешь,- ответила учительница.
-И не важно, каким цветом?
-Не важно,- сказала учительница.- Если бы все делали одинаково, как бы я узнала, чей это рисунок?
-Я не знаю,- сказал мальчик, и… он начал рисовать красный цветок на зелёном стебельке.
Не правда ли, знакомая ситуация? Но «счастье для человечества,- писал Януш Корчак,- что мы не в силах подчинить детей нашим педагогическим влияниям и дидактическим покушениям на их здравый рассудок и здравую человеческую волю».
В традиционном образовании наши вопросы заставляют мысль ребят двигаться в определённом, выбранном нами, учителями, а не школьниками, направлении. А может, путь поиска истины должен выбираться самими учениками?
Мы привыкли к мысли, что учитель выше ученика, он владеет тайной процесса обучения, он учит тому, что знает и умеет, значит, учитель тем лучше, чем больше он знает. Но тогда лучшими учителями следовало бы считать компьютеры, энциклопедии, самоучители, разного рода руководства… А может быть, надо сделать учеников, равных нам, и они станут такими.
Мы подносим ребёнку готовую истину, которую он обязательно должен принять. А если «лишь зародить в нём вкус к науке, чтобы он полюбил её, и дать ему методы, чтобы он мог изучать? В этом состоит основной принцип всякого хорошего воспитания» (Ж.Ж.Руссо)
Если ты хочешь, чтобы рыбак был сыт, дай ему рыбу. Если хочешь, чтобы он мог прожить всю жизнь, научи его плести сеть и ловить рыбу» (гласит восточная народная мудрость)
«Воспитатель, который не сковывает, а освобождает; не подавляет, а возносит; не комкает, а формирует; не диктует, а учит… переживает с ребёнком много вдохновляющих минут» (Я. Корчак)
Хороший урок как песня, где слова мудрости сливаются с мелодией души.
Чему учить – это слова.
Как учить – это музыка.
Но для песни ещё нужен исполнитель – учитель.
Так что же для песни главное – музыка, стихи или исполнитель?
СЛУШАТЕЛЬ.
- Спасибо, что были внимательными слушателями.
Истинный предмет учения состоит в приготовлении человека быть человеком. Н.И.Пирогов
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
педагогическая концепция
Формы и методы работы на уроках русского языка как средство расширения и углубления знаний по предмету воспитания любви к слову!...
Краеведческий компонент в системе школьного географического образования (Педагогическая концепция на основе опыта работы)
Понятие "школьное краеведение" по своему содержанию включаает в себя разностороннее изучение местного края. Школьное краеведение необходимо рассматривать не только как деятельность учащихся, нап...
Моя педагогическая концепция по применению ИКТ для эффективности обучения на уроках географии.
В настоящее время большой популярностью пользуются разнообразные педагогические технологии. Педагогическая технология - совокупность форм , методов, приёмов обучения, которые опираются...
Педагогическая концепция учителя русского языка и литературы
В работе показана специфика влияния педагогического отношения на формирование мировоззрения учащихся. Система работы содержит осмысленный, выстроенный в соответствии с современными требованиями опыт р...
Педагогическая концепция
Новый взгляд на современную педагогику и методику преподавания иностранного языка....
Моя педагогическая концепция
В статье расскрывается моя педагогическая концепция, рассказывается о тех приёмах и методах, которые за долгие годы работы стали приоритетными в моей работе....
Актуальность философско-педагогической концепции С.И. Гессена.
1.Становление философских и педагогический воззрений С.И.Гессена.2.Развитие философских концепций С.И.Гессена в "зарубежный период".3.Философия образования как социо-культурное учение С.И.Гессен...