Сочинение в жанре эссе
учебно-методический материал по русскому языку (10 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Сочинение в жанре эссе.
Цели:
- научить писать сочинение в жанре прозы;
- уметь выявлять отличительные черты жанра эссе;
- формировать потребность выражать собственное мнение;
- воспитание чувства любви к книге, к малой родине.
Оборудование:
- Книжная выставка (словари, образцы искусствоведческой и публицистической эссеистики).
- Аудиозаписи для музыкального оформления урока.
- Материал для словарной работы.
Эпиграф к уроку: “Эссе – способ рассказать о мире через себя и о себе с помощью мира”. (А. Эльянявис)
Ход урока
I. Слово учителя
Современный подход к изучению литературы предполагает не только получение какой-то суммы знаний по предмету, но и выработку собственной позиции, собственного отношения к прочитанному: соразмышления, сопереживания, сопряжения своего и авторского “я”. На сегодняшнем уроке мы попытаемся получить представление об особенностях незнакомого вам жанра – жанра эссе.
Это жанр прозы, который вбирает в себя воспоминания, дневники, исповедь, письма, очерк. Четкого определения у этого жанра нет. Об этом свидетельствуют толкования этого слова в различных справочниках.
Подберите однокоренные слова к слову “эссе” (эссе, эссеистика, эссеист). Какова история возникновения жанра эссе?
II. Выступление ученика
Родоначальником жанра эссе был французский писатель – гуманист М. Монтень , написавший в 1580 году эссе, где изложил мысль о судьбе общества и человека. На русский язык название произведения было переведено как “опыты”. В 1697 году Ф. Бэкон создал свои эссе, а затем к эссе обращались другие писатели (Г. Филдинг, О. Голдсмит, Д. Аддисон). У них жанр трансформировался – его стали понимать, как опыт автора в разработке какой-нибудь определенной проблемы.
В XX веке к жанру эссе обращались Бернард Шоу, Анатоль Франс, Дж. Голсуорси и другие. Особенно широко термин “эссе” распространен в Англии, Франции, Польше. В Германии употребляют термин “скитце” - набросок, зарисовка впечатлений, фрагментарный рассказ.
В русской литературе эссеистический стиль нашел отражение в произведениях А. И. Герцена “С того берега”, Ф. М. Достоевского “Дневник писателя” и др. Жанр эссе разрабатывали Марина Цветаева, Константин Паустовский, Илья Эренбург.
- Что же такое эссе? Обратимся к справочной литературе. [4, с.145]
Эссе (от лат. exagium — взвешивание, анг. essay и франц. essai - очерк, статья, попытка) - жанр критики, литературоведения, характеризующийся свободной трактовкой какой-либо проблемы. Автор эссе анализирует избранную проблему (литературную, эстетическую, философскую и пр.), не заботясь о систематичности изложения, аргументированности выводов, общепринятости вопроса и т. п.
(Словарь литературоведческих терминов. М., Прос. 1974)
Эссе - разновидность очерка, в котором главную роль играет не воспроизведение факта, а изображение впечатлений, раздумий и ассоциаций. Эссе возникло на рубеже XVII века, распространилось в европейской литературе, но особенно популярно стало в Англии. Эссеистический стиль отличается образностью, афористичностью, близостью к разговорной речи. Встречается эссе философское и литературно-критическое. Автор эссе не претендует на анализ произведения, ограничивается рассуждениями о нем, подчеркивая субъективность своего отношения.
(Краткий словарь литературоведческих терминов. М., 1987 г.)
Эссе - (жанр критики, публицистики и др.) прозаический этюд, представляющий общие или предварительные соображения о каком-либо предмете или по какому-либо поводу, нередко случайному. (Словарь иностранных слов. М., 1979 г.)
III. Анализ текста – эссе
- Предлагаю вам познакомиться с размышлением В. Розанова (В. Розанов “Опавшие листья”. Т. А. Колганова “Сочинения различных жанров”. М.: Просвещение., 2000 г.)
В. Розанов
ОПАВШИЕ ЛИСТЬЯ
КОРОБ ПЕРВЫЙ
Я думал, что все бессмертно. И пел песни. Теперь я знаю, что все кончится. И песня умолкла.
(три года уже).
* * *
Сильная любовь кого-нибудь одного делает ненужным любовь многих.
Даже не интересно.
Чтó значит, когда "я умру"?
Освободится квартира на Коломенской, и хозяин сдаст ее новому жильцу.
Еще чтó?
Библиографы будут разбирать мои книги.
А я сам?
Сам? - ничего.
Бюро получит за похороны 60 руб., и в "марте" эти 60 руб. войдут в "итог". Но там уже все сольется тоже с другими похоронами; ни имени, ни воздыхания.
Какие ужасы!
- О чем этот текст? Каким заголовком можно определить основную мысль высказывания?
- Каков объем произведения?
- Что можно сказать о композиции текста?
- Как выражена позиция автора? Аргументирована ли она?
- К какому типу речи относится данный текст?
- Каков язык текста? Какие слова и фразы создают высокую экспрессивность текста?
- Назовите особенности жанра эссе, обозначенные в определениях жанра. Запишите их в тетрадь.
- Обращение к социальным, философским, литературоведческим, эстетическим проблемам.
- Свободная форма изложения. Отсутствие композиции.
- Преобладание впечатлений, а не фактов.
- Субъективность авторской позиции.
- Сравнительно небольшой объем.
- Эмоциональность речи.
IV. Творческая работа
Итак, мы познакомились с особенностями жанра эссе. Я предлагаю вам написать сочинение в жанре эссе о родном городе с тысячелетней историей.
Помните, что в эссе главную роль играет:
- не сам факт, а впечатления и ассоциации, которые он вызывает у автора;
- раздумья и размышления;
- оригинальный, порой парадоксальный взгляд на проблему;
- образная и афористичная речь;
- непринужденная, в духе свободной беседы манера изложения.
И последнее, ваше сочинение, должно содержать выявленные на сегодняшнем уроке признаки жанра эссе.
Темы:
В диалоге с жизнью важен не её вопрос, а наш ответ. Марина Цветаева
Жизнь имеет только тот смысл, который мы ей придаем. Торнтон Уайлдер
Великая наука жить счастливо состоит в том, чтобы жить только в настоящем.Пифагор
Пока мы откладываем жизнь, она проходит. Сенека
Великие умы обсуждают идеи, средние - обсуждают поступки, а малые - людей .
(Индийская пословица)
Идти на Небо по ступеням добрых дел – Вот жизни смысл и наш земной удел. (Елизавета Резникова)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку-подготовке к сочинению в жанре эссе в 9 классе
Данный урок- это урок знакомства учащихся с особенностями сочинения в жанре эссе . Идёт подготовка к написаню сочинения по теме " О, Казань, лучезарная моя столица!" Основные цели и задачи ...
Сочинение в жанре эссе
Научить писать сочинение в жанре эссе....
Урок – подготовка к первому сочинению в жанре эссе. 7 класс. Моя первая встреча с М.Ю. Лермонтовым.
Цели: знакомство с жанром эссе как с видом творческой работы; формирование умения работать с текстом, излагать свои мысли литературным языко...
Конспект открытого урока по русскому языку в 9 классе. Тема: «Анализ текста. Подготовка к сочинению в жанре эссе на тему «Память о военном лихолетье».
Конспект урока по русскому языку в 9 классе на тему «Анализ текста» - один из вариантов уроков, которые способствуют подготовке к ГИА по русскому языку. Тема сочинения актуальна в год юбилея Поб...
Методика обучения работе над сочинением в жанре эссе
Данная статья рассказывает о доступном способе написания сочинения в жанре эссе....
Методическая разработка урока "Сочинение в жанре эссе"
Урок развития речи в 9 классе (русский язык)....
(Р.р.-11)Сочинение в жанре эссе на морально-этическую тему
Маршрутный лист дистанционного урока...