Методическая разработка по теме: "Как написать сочинение на ЕГЭ".
методическая разработка по русскому языку (11 класс) на тему
Как написать сочинение на ЕГЭ? Каким должен быть его план? Где найти образцы сочинения? Эти и другие вопросы задают ученики 11 классов. В этой разработке есть материал , который помогает быстро и рационально подготовиться к заданию №25 ( С-1).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka.s-1_25.docx | 32.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Методическая разработка по теме : «Как писать сочинение на ЕГЭ.»
Цель – подготовить выпускников к написанию задания С-1 ( №25).
Задачи :1) Освоить технологию написания сочинения в жанре эссе.
2) Освоить методику работы над аргументом как основой рассуж- дения в задании повышенного уровня.
3) Отработать на практике навык написания сочинения.
В данной разработке использованы материалы пособий под редакцией Н.А.Сениной и Т.И.Павловой. Они адаптированы к уровню подготовки конкретных учеников , систематизированы так , чтобы удобно было их использовать и на уроках , и на занятиях элективного курса.
Разработка включает в себя план сочинения , клише , список типовых проблем, наиболее часто встречающихся в текстах, формы вступления и заключения , образцы сочинений выпускников предыдущих лет.
ПЛАН и КЛИШЕ к ЗАДАНИЮ С-1(25)
План сочинения С-1 (ЕГЭ) Схема –клише сочинения С-1
1.Вступление. (цитата) 1.вопрос-ответ ; цепочка вопросительных
предложений; риторический вопрос; цитата.
2..Формулировка проблемы 2.Анализ содержания исходного текста:
-Текст посвящён одной из важных проблем
3.Комментарий ( актуальность). нашего времени …; Проблема, поднятая
автором …; Автор поднимает проблему…
4.Авторская позиция ( его мнение, Всегда актуальна проблема….
предложение – вывод). –Среди проблем текста наиболее актуальна, на
мой взгляд,..-автор не просто обозначает проб-
лему, но и подчёркивает её актуальность
5.Точка зрения экзаменуемого Я думаю,…; Мне кажется…; По моему мне -
нию..; Я считаю, что…Нельзя не согласиться…
6. Литературный пример.
7. Жизненный пример. 3. На первый взгляд, автор (ФИО) берётся
8. Вывод. Заключение. на тему простую, даже банальную,(всем известную,
злободневную, глубокую, философскую , вечную..)
писатель(?) обращается к фактам из своей жизни..
Актуальность проблемы.
4. Т.О., позиция автора заключается в …, Автор ёмко,
лаконично выражает свою точку зрения ..Позиция
автора сформулирована в предложении… АВТ.(рас-
крывает сущность проблемы, убеждает в своей пра-
воте, пишет интересно и ново о о старых проблемах)
5. Тезис, аргументы :
Трудно спорить с автором, так убедительно предста-
вившим пробл….Хотя , на первый взгляд, мысль пуб
лициста кажется спорной, подумав, можно с ней сог-
ласиться. Почему Т.ЗР. авт. кажется верной? Во-
первых,(личный опыт), во-вторых, я неоднократно
лышал об этом…, в-третьих, в этом убеждает клас-
сическая литература. / /Несмотря на мой небольшой
жизненный опыт. Я вспоминаю похожую ситуацию,
когда…./ / Кто из нас не наблюдал ( не сталкивался,
не замечал за собой , не оказывался свидетелем того,
как …
6. Т.О, на основании выше изложенного можно сде-
лать вывод…. Этот текст заставил меня ещё глубже
задуматься над проблемой …., переоценить её важ-
ность в наши дни.( в нашей жизни)
1.ТИПОЛОГИЯ ПРОБЛЕМ.
1..Философские / самые общие вопросы развития общества , природы, человека/
-Смысл жизни; - Познание и самопознание; - Свобода и ответственность; - Человек и история; - человек и культура.
2. Социальные / устройство и жизнь общества /
-Социальная справедливость и несправедливость; - Создание правового государства ;
- Соблюдение прав человека; - Прогресс и общество; - Наука и общество.
3. Политические / деятельность гос. власти/
-политика в жизни общества; - Гражданское общество; - демократия;- Международные конфликты; - Разоружение ; - Терроризм; - Национализм; - Шовинизм.
4. Нравственные / духовная жизнь человека, взаимоотношения людей\
- Эгоизм и гуманизм; - Доброта и жестокость ; - Духовность и бездуховность; - честь и бесчестие; - Интеллигентность и хамство; - Дружба и предательство; - Любовь и ревность,
- конфликт поколений.
5. Экологические / взаимодействие человека и окружающей среды./
- Взаимосвязь человека и природы, - глобальная экологическая катастрофа,- потребительское отношение к природе.; - экология культуры; - экология языка.
6. Эстетические / восприятие человеком прекрасного /
- Восприятие искусства, - Воспитание эстетического вкуса, - Духовность в искусстве;
- Роль чтения , книги в жизни человека, - Массовая культура .Телевидение .Интернет.
2.КАК сформулировать проблему?
1) Своими словами / проблема + существительное или словосочетание в род. падеже/
-Автор поднимает проблему …/ совести /
-Автор предлагает задуматься над проблемой « отцов и детей»
-В центре внимания автора проблема духовного совершенствования человека…..
2) С помощью вопросительных предложений
- Может ли отдельная личность влиять на ход истории? Такова проблема текста…
3)Процитировать
- « Почему телевизор вытесняет сейчас книгу?»- таким вопросом начинает свой текст….
3) КЛИШЕ для формулирования ПРОБЛЕМЫ
Проблема ( какая?) – сложная, -важная.- серьёзная,- глубокая.- актуальная. –злободневная,
- острая, - нерешённая…..
Проблема ( чего?) – воспитания, образования, патриотизма, благородства , смысла жизни..
ТИПОВЫЕ КОНСТРУКЦИИ:
-Автор размышляет над проблемой…
- Автор текста затрагивает проблему …
- В центре внимания автора проблема …
- В тексте …. поднимается проблема ….
- Текст …. заставил меня задуматься над … проблемой … и другие.
Определите ПРОБЛЕМЫ текста:
Человек выделился как человек в процессе познания природы. Познавая её , он осуществлял себя как мыслящее , творящее существо. Познание доставляло подлинное удовлетворение . .Именно удовлетворение ,наиболее полное и гармоничное , может быть , потому ,что познание природы есть приобщение к ней и к вечности. И потому , что познание происходит через творчество , человек открывает новое, создаёт . Он творец, он создатель, он бог , человечество было сформировано не императорами , жрецами, полко- водцами , а теми , кто создал топор , колесо, самолёт , кто нашёл злаки , следил за звёзда- ми , кто открыл железо , полупроводники , радиоволны.
( Д.Гранин)
СОЧИНЕНИЕ ( С-1) по рассказу А.П. Чехова « Размазня» / № 19 /
Что такое справедливость ? Есть ли предел справедливости ? Зависит ли мера совести от уровня воспитания? В чём выражается сила характера? На эти и другие вопросы пытается ответить Чехов в рассказе «Р.»
Среди проблем текста можно выделить проблемы совести, чрезмерной скромности, взаимоотношения между хозяином и подчиненным. Но самой острой , на мой взгляд ,
является проблема справедливости .
Автор раскрывает эту проблему на примере случая из жизни молодой гувернантки Юлии Васильевны , вынужденной выслушивать несправедливые упрёки хозяина и согла- шаться с мизерной платой за свой труд. Если бы герой решил не преподносить учитель- нице « жестокий урок» , ситуация бы действительно оказалась обидной и унизительной.
Мне трудно не согласиться с позицией автора . Он сопереживает героине. И в то же время пытается заставить её протестовать, сопротивляться , бороться за себя. А сила личности , по- моему, проявляется как раз не в унижении , подавлении «слабого» ( в данном случае гувернантки) , а в помощи , поддержке , в справедливом отношении.
Подтверждение моей мысли можно найти и в художественной литературе. Наиболее точным примером я считаю историю солдата Постникова в рассказе Н.С.Лескова « Чело- век на часах.» Герой произведения поступил по совести , прыгнув в холодную воду ради спасения утопающего. Но где же была совесть начальников , которые пытались избежать собственного наказания и остаться справедливыми? Что получил Постников в награду за своё благородство? Шпицрутены и фунт чаю!...
Излишняя скромность и смирение – типичные черты простого русского человека . в этом нас убеждает и описание быта в провинции, в русской глубинке. Люди живут бедно, скромно ,но зато их совесть чиста . Они скорее откажут себе в хорошей одежде и достойном питании , чем пойдут воровать . Труд в деревне тяжёлый , а зарплата маленькая . О какой справедливости идёт речь? Но многострадальный мужик терпелив и не ждёт помощи со стороны , а продолжает обрабатывать землю , чтобы прокормить семью. А может быть, пора задуматься о достоинстве и справедливости ? Ответить на этот вопрос нелегко. Значит, он будет открытым ещё долгие годы.
Следовательно, необходимо каждому задуматься о самоценности личности, о пределах скромности в оценке своего труда, о чистоте своей совести и справедливости. И А.П.Чехов в своём рассказе призывает нас к этому.
Напишите сочинение ( С-1) по тексту:
Общество человеческое держится на различии между людьми , на том , что никто сам по себе не составляет даже части истины , а все мы вместе составляем путь к ней . Если бы мы были выполнены по самым лучшим рецептам , мы бы давно вымерли. Надо научиться ценить в другом человеке другого человека и надо обеспечить ему право – быть другим.
У нас нет культуры ценить другого человека , мы все хотим , чтобы он был такой, как я , чтобы мне легче было с ним разговаривать. Но ведь прекрасно- он будет такой . как я . и мне будет легко с ним разговаривать ,но зачем мне с ним разговаривать , если он такой, как я ? Он мне не нужен . Минимальная разница , какую природа дала людям,- это разница пола . Представьте , как было бы хорошо , если бы мы все были одного пола, - нет любовных драм, никто не стреляется , не вешается. Нет необходимости шить мужскую и женскую одежду. Мы были бы не нужны никому ! Мы воспитаны на нетерпении к другому человеку , мы хотим только , чтобы нам было просто общаться. Но ведь недаром говорят : простота хуже воровства. Надо уважать своеобразие , не пресекать его , начиная со школы. Ведь уже в школе люди уравниваются.
(По Ю.Лотману)
С-1
ВИДЫ И ФОРМЫ ВСТУПЛЕНИЯ И ЗАКЛЮЧЕНИЯ.
1. ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС.
2. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ПРОБЛЕМЕ.
3. ССЫЛКА НА АВТОРИТЕТНОЕ МНЕНИЕ по вопросу, близкому к обсуждаемой проблеме.
4. СОЗДАНИЕ эмоционального настроя.
5.ОПИСАНИЕ ЧУВСТВ, МЫСЛЕЙ, впечатлений , которые возникли после чтения текста
6. ЦИТАТА из исходного текста ( или другого источника), связанная с рассматриваемой проблемой.
7. ОБРАЩЕНИЕ К фактам БИОГРАФИИ автора, его взглядам, убеждениям.
1. ОБОБЩЕНИЕ основных мыслей автора.
2. ВОПРОСИТЕЛЬНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ, в том числе риторический вопрос.
3. ПРИЗЫВ , обращение к читателю.
4. ЦИТАТА.
ТИПОВЫЕ КОНСТРУКЦИИ в заключении
- Таким образом,….
- Следовательно,…
- Итак, …
- В заключение хочу подчеркнуть…
- В заключение важно отметить…
- Хотелось бы ещё раз подчеркнуть….
- Обобщая сказанное, можно сделать вывод…
Материал для практической работы.
ФРАГМЕНТ сочинения ( текстовый комментарий)
Юрий Лотман поднимает проблему межнациональных конфликтов. Автор по-настоящему встревожен тем, что всё чаще и чаще вынужден наблюдать «клиническое безумие ненависти»- проявление расовой вражды, разжигание национальной розни. Лотман убеждён в том , что общечеловеческие ценнос- ти превыше всего . Неслучайно упоминание о том , что среди его друзей были представители самых разных национальностей. Люди должны посту- пать в отношении друг друга в духе равенства и братства , и нет оправдания тем , кто « разжигает кровавый туман» национальной розни , наживаясь на страданиях невинных людей . Стоит прислушаться к словам автора о том , что эпоха мелких конфликтов кончилась: мы живём в таком хрупком мире, где любое столкновение на национальной или религиозной почве может обернуться глобальной катастрофой.
ОБРАЗЦЫ СОЧИНЕНИЙ ( С-1)
№1 ( по стихотворению Л.Мартынова)
Что такое свобода? Как можно ограничить свободу? Может ли свобода или несвобода быть составляющей счастья? Эти и другие вопросы предлагает Л.Мартынов, автор стихотворения.
На мой взгляд, основной проблемой текста является проблема выбора между комфортным , но скучным существованием и вольной жизнью в природной среде.
Автор , размышляя над этой проблемой , предлагает читателю оценить преимущества и недостатки двух видов воды : дистиллированной , чистой, текущей из крана в квартире или доме , и речной.
Авторская позиция скрыта за иронией . Мы чувствуем насмешку Л.Мартынова, когда он восхищается блистательной чистотой дистиллированной воды , которой « ни напиться , ни умыться» и «не хватало (ет) жизни.» Сам поэт, я думаю. Не прочь искупаться в реке.
С позицией автора нельзя не согласиться, потому что истинное наслаждение человек испытывает на лоне природы, уединяясь в лесу, забыв о суете города, ощутив себя вольной птицей. С другой стороны, мы привыкаем к комфорту. Нам трудно обойтись без электричества, транспорта , бытовой техники. Поэтому нам нужна и вода в кране.
Примеров ситуации выбора между удобной « золотой клеткой» и свободным полётом много и в повседневной жизни, и в литературе. Так многие молодые люди стремятся жениться или выйти замуж по расчёту. Ими движет не любовь , а желание жить в достатке, не думая о завтрашнем дне, о благополучии детей. Других
же влечёт возможность проявить свои способности , вне зависимости от родителей . от
привычных условий , где не надо добывать
« хлеб насущный». Третьи ищут приключений, проверки характера , осознания самого себя.
« Кто я? Где мои предки? Где моя родина?» - такие вопросы задавал себе и Мцыри, герой поэмы Лермонтова. Он всего лишь три дня бродил по окрестностям монастыря . но испытал мгновение истинного счастья : ….И жизнь моя
Без этих трёх блаженных дней
Была б печальней и мрачней
Бессильной старости твоей ,- говорил он старцу.
Т.О., стихотворение Л.Мартынова ещё раз позволило убедиться в том , что человек всегда находится в ситуации выбора своего пути, своего счастья . И проблема эта будет актуальна долгие годы.
Вода благоволила литься!
Она блистала столь чиста,
Что – ни напиться, ни умыться,
И это было неспроста.
Ей не хватало ивы, тала
И горечи цветущих лоз.
Ей водорослей не хватало
И рыбы , жирной от стрекоз.
Ей не хватало быть волнистой ,
Ей не хватало течь везде.
Ей жизни не хватало –
Чистой, дистиллированной воде!
(Л.Мартынов, 1946 г.)
Образец №2
По статье Л. Жуховицкого «Замуж за богатого»
«Надейтесь на себя!»- утверждает Л.Жуховицкий в статье «Замуж за богатого». Такую фразу мы часто слышим в повседневной жизни. Актуальная проблема самореализации личности и достижения благополучия всегда волновала молодёжь.
Л.Жуховицкий останавливается на распространённых способах быстрого приобретения высокого социального статуса за счёт других , будь то «заманивание» иллюзорной рекламой , рассчитанной на бестолковых легкомысленных «пустышек», или создание мифа о сладкой жизни замужем за олигархом.
Писатель убеждает нас в том, что нельзя поддаваться соблазну стремительного исполнения мечты о богатстве и неограниченных возможностях , о том , как легко стать «девушкой с обложки».
С одной стороны, я согласна с мнением автора. Человек тогда становится личностью, когда сам достигает результата , вложив в этот результат свой ум , труд, талант .Не ждёт подарков судьбы! Этот путь долог и сложен.
С другой стороны , я понимаю . что жизнь коротка, успеть хочется многого. А ускорить процесс может помощь , например . родителей. Утверждение , что талант проложит себе дорогу сам не всегда «работает». Поэтому нужно использовать и связи , и удачное стечение обстоятельств как шанс получше устроиться в жизни.
Моя позиция имеет подтверждение и в художественной литературе . Это касается не только героинь, желающих счастливо выйти замуж , но и героев, мечтающих выгодно жениться . так , например, в пьесах Н.А.Островского мы находим множество таких типов: это Подхалюзин в комедии «Банкрот», Бальзаминов в «женитьбе Бальзаминова» и другие. Но наиболее глубоко, даже трагично ,проблема приобретения положения в обществе пу- тём выгодного замужества звучит в пьесе «Бесприданница». Мама Ларисы Огудаловой , Харита Игнатьевна , готова отдать свою дочь за нелюбимого мужчину ради того , чтобы расплатиться со своими долгами . Она не считается с чувствами девушки. В итоге состоятельный Сергей Сергеевич Паратов бросает Ларису под пулю её мужа Карандышева ,а сам женится на богатой вдове, то есть тоже находит выгоду.
И в повседневной жизни можно найти многочисленные подтверждения актуальности проблемы. Взятка за появление на экране молодого исполнителя, громкая статья в газете ради пиар- компании , публикация откровенных фотографий – всё для того, чтобы на тебя обратили внимание. Какая – то выставка – продажа! Неужели молодёжь не понимает , что торгует не только своим талантом, лицом , но и совесть , нравственностью? Всё на про- дажу?
Таким образом, желание жить богато , «круто», может обернуться бедой. Ведь стремле- ние к приобретательству стало болезнью, психологической зависимостью. Надо остано- виться , подумать , а стоит ли тратить свою жизнь на эту «мишуру».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по теме Сочинение по картине Ф.П.Решетникова "Опять двойка"
Методическая разработка урока по теме: «Сочинение по картине Ф.П.Решетникова «Опять двойка». 5 класс. Используемые технологии: ИКТ-технологии (презентация, мультимедийный проектор)....
Методическая разработка урока: Подготовка к сочинению в публицистическом стиле «Земля - наш общий дом».
Здесь размещен конспект интегрированного урока русского языка и экологии на тему "Подготовка к сочинению в публицистическом стиле"Земля - наш общий дом"(7 класс). Урок основан на региональ...
Методическая разработка урока: Подготовка к сочинению по картине П.П. Кончаловского "Сирень в корзине"
Здесь размещены презентация и конспект урока русского языка на тему "Подготовка к сочинению по картине П.П. Кончаловского "Сирень в корзине"( 5 класс). Методическая разработка содержит вопросы д...
Методическая разработка урока обучения написанию сочинения-мнения по теме Technology
Данная методическая предназначена для обучения учащихся написанию сочинения-мнения и включает презентацию (с материалами, направленными на обучение построения высказываний с привидением аргументов, оз...
Методическая разработка "Подготовка к итоговому сочинению, 11 класс"
Подходы к разработке формулировок тем итогового сочинения определяются задачами его введения: выявить уровень речевой культуры выпускника, его начитанность, личностную зрелость и умение рассуждать с о...
Способы выражения авторской позиции в тексте на примере анализа рассказа В.П.Астафьева «На закате дня». Методическая разработка занятия элективного курса «Сочинения разных жанров: рецензия…»
Идея выше фактаО.БальзакНаписание сочинения – рецензии при выполнении части 3(С) по русскому языку на Едином государственном экзамене является для учащихся задачей трудной и требующей точного и глубок...
Методическая разработка урока развития речи. Сочинение-описание картины И.И. Машкова «Снедь московская. Хлебы».
Предлагаемый урок развития речи в 5 классе позволяет продолжить работу по обучению написания сочинения на основе картины Ильи Ивановича Машкова «Снедь московская. Хлебы». Различные ф...