Практикум по теме "Сложно-подчиненное предложение"
учебно-методический материал по русскому языку (9 класс) на тему
Материал по изучению темы "Сложно-подчиненное предложение" ориентирован на самостоятельное изучение темы учащимися.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
spp_-_praktikum.docx | 217.99 КБ |
Предварительный просмотр:
1. Сложноподчиненное предложение и его грамматические признаки
Сложноподчиненными называются сложные предложения, в которых одно простое предложение по смыслу подчинено другому и связано с ним подчинительным союзом или союзнымсловом.
Сложноподчиненное предложение (СПП) может состоять из двух и более простых предложений, одно из которых является главным, а остальные — придаточными предложениями. Придаточное предложение может стоять перед главным, после него или даже в середине. Например: Через окно я увидел, как большая черная птица села на ветку клена в саду; Каждый раз, когда приближалась осень, начинались разговоры о том, что многое в природе устроено не так, как нам бы хотелось (Паустовский).
Придаточные предложения служат для пояснения либо одного члена в главном предложении: Расскажи мне ту сказку, которую мама любила рассказывать, либо всего главного предложения в целом: Чтобы не заблудиться, мы вышли на тропинку.
Придаточные предложения присоединяются к главному с помощью подчинительных союзов, выражающих различные значения, или с помощью союзных слов. В отличие от союзов союзные слова не только связывают придаточные предложения с главным, но и являются членами придаточных предложений.
Обычно бывает нетрудно определить, каким членом предложения является союзное слово.
Например:
Средства связи главной и придаточной частей в СПП
Подчинительные союзы
Простые: что, чтобы, как, когда, пока, будто, словно, если, точно, едва, лишь, хотя,ибо и др.
Составные: потому что, так как, оттого что, ввиду того что, в связи с тем что и др.Союзные слова
Относительные местоимения: что, кто, какой, который, каков, чей, сколько и др.
Местоименные наречия: где, как, когда, куда, откуда, почему и др.
Слова что, как, когда в СПП могут быть и союзами и союзными словами.
В главной части СПП иногда могут использоваться указательные слова тот, такой, весь, каждый, никто, там, тогда и др. Роль указательных слов в организации СПП неодинакова.
2. Типы сложноподчиненных предложений
По значению и строению СПП делятся на три основные группы. Придаточные в этих сложных предложениях соотносятся с тремя группами второстепенных членов предложения: определениями, дополнениями и обстоятельствами*.
Виды придаточных предложений
Определительные (в том числе местоименно-определительные) | Отвечают на вопросы какой? чей? кто именно? что именно? и относятся к существительному или местоимению в главной части; присоединяются чаще всего при помощи союзных слов какой, который, чей, где и др. и союзов что, чтобы, будто и др. | Родные места, где я вырос, навсегда останутся в моем сердце; Тот, кто ничего не делает, ничего не достигнет; Она посмотрела с таким видом, что все замолчали. |
2. Изъяснительные | Отвечают на вопросы косвенных падежей и относятся обычно к сказуемому в главной части; присоединяются при помощи союзов что, чтобы, будто, ли, если быи др. и союзных слов где, куда, сколько, который и др. | Скоро я понял, что заблудился; Ему казалось, будто все вокруг радовались его счастью. |
3. Обстоятельственные: |
|
|
• образа действия, меры и степени | Отвечают на вопросы как? каким образом? в какой мере? в какой степени? Насколько ( что, чтобы, словно, точно и союзных слов как, насколько, сколько). | Мы так устали, что не могли идти дальше. |
• времени | Отвечают на вопросы когда? с какого времени? до какого времени? как долго? ( когда, пока, как, в то время как, по мере того как, покамест, покуда, после того как, едва, с тех пор как, лишь, чуть, прежде чем, как только, лишь только, только что, только лишь, только чуть, раньше чем, перед тем как) | Пока дождь не прекратится, придется сидеть дома. |
• места | Отвечают на вопросы где? куда? откуда? и ( где, куда, откуда. | На фольклорную практику едут туда, где живы народные традиции .. |
• цели | Отвечают на вопросы зачем? с какой целью? чтобы, для того чтобы, с тем чтобы, затем чтобы, дабы, лишь бы, да, | Чтобы не заблудиться, мы вышли на тропинку. |
• причины | Отвечают на вопросы почему? отчего? по какой причине? (потому что, оттого что, вследствие того что, благодаря тому что, в силу того что, из-за того что, затем что, так как, ибо, благо, поскольку, в связи с тем что, тем более что). | Оттого что свеча горела слабо, в комнате было почти темно. |
• условия | Отвечают на вопрос при каком условии? ( если, ежели, когда, коли, кабы, как, раз, как скоро, ли ... ли). | Если в течение суток погода не улучшится, поход придется перенести. |
• уступки | Отвечают на вопросы несмотря на что? вопреки чему? ( хотя, несмотря на то что, невзирая на то что, пусть и сочетания местоименных слов с частицей ни как ни, куда ни, сколько ни, где ни). | Несмотря на то что было уже далеко за полночь, гости не расходились; Как ни гни дерево, оно все вверх растет. |
• сравнения | Отвечают на вопросы как что? как кто? чем что? чем кто? ( как, подобно тому как, словно, будто, точно, как будто, как если бы, что). | Ветви березы тянутся к солнцу, как будто протягивают ему свои руки. |
• следствия | Отвечают на вопросы вследствие чего что произошло? что из этого следует? так что. | Лето было не очень жаркое, так что урожай грибов должен быть хорошим. |
Придаточные изъяснительные могут присоединяться к главному при помощи частицы ли, употребленной в значении союза. Например: Он не знал, придет ли завтра. Союз-частица ли может служить для передачи косвенного вопроса: Они спросили, поедем ли мы с ними.
3. Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными
СПП могут иметь не одно, а несколько придаточных предложений.
На основании того, к чему относятся придаточные части и как они соотносятся друг с другом, выделяется три типа СПП с несколькими придаточными.
1. СПП с последовательным подчинением придаточных. При таком подчинении первое придаточное относится к главному предложению, второе — к первому придаточному, третье — ко второму придаточному и т. д. Специфика придаточных частей при этом состоит в том, что каждая из них является придаточной по отношению к предыдущей и главной по отношению к последующей.
Например: Часто осенью я пристально следил за опадающими листьями, чтобы поймать ту незаметную долю секунды, когда лист отделяется от ветки и начинает падать на землю (Паустовский).
2. СПП с однородным соподчинением придаточных. При таком подчинении все придаточные относятся к одному слову в главном предложении или ко всему главному предложению, отвечают на один и тот же вопрос и принадлежат к одному и тому же типу придаточных предложений.
Например: В конце мая молодую медведицу потянуло в родные места, где она родилась и где так памятны были месяцы детства (Чернов).
3. СПП с неоднородным подчинением придаточных (или с параллельным подчинением). При таком подчинении придаточные относятся:
а) к разным словам главного предложения или одна часть ко всему главному, а другая — к одному из его слов;
б) к одному слову или ко всему главному предложению, но отвечают на разные вопросы и являются разными типами придаточных предложений.
Например: Из мира, который называется детской, дверь ведет в пространство, где обедают и пьют чай (Чехов).
Существуют также СПП с комбинированным типом подчинения придаточных предложений. Например: Когда бричка выехала со двора, он (Чичиков) оглянулся назад и увидел, что Собакевич все еще стоял на крыльце и, как казалось, приглядывался, желая узнать, куда гость поедет (Гоголь).
Это сложноподчиненное предложение с параллельным и последовательным подчинением придаточных предложений.
Упр. 59. Перепишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Обозначьте грамматическую основу каждого предложения. Составьте схемы.
1. Кутузов писал что русские не отступили ни на шаг что французы потеряли гораздо более нашего что он доносит второпях с поля сражения не успев еще собрать последних сведений. 2. В самых лучших дружеских отношениях лесть и похвала необходимы как подмазка необходима для колес чтобы они ехали. 3. Они (Синцов и Маша) приехали в квартиру Машиной матери на Усачевке где так недавно прожили двое суток по дороге в Симферополь и куда вернулись теперь с таким чувством словно прожили не пять дней а пять лет. 4. Серпилин смотрел на артиллеристов соображая может ли быть правдой то что он только что слышал. 5. Ночь была так черна что в первые минуты пока глаза не притерпелись после света к темноте приходилось ощупью отыскивать дорогу. 6. Когда их работа кончена и мокрая сеть вновь лежит на носовой площадке баркаса я вижу что все дно застлано живой еще шевелящейся рыбой. 7. Мне кажется что если бы я следил за ним в продолжение нескольких лет он также был бы неуловим. 8. Даша заметила что когда вслед за звонком в столовой появлялся Рощин Катя сразу не поворачивала к нему головы а минуточку медлила. 9. Хорошо известно что если спортсмен регулярно не тренируется то хороших результатов он не достигнет.
1. В каком случае придаточное предложение соединяется с главным при помощи союзного слова?
а) Я знаю, что мужество вас не покинет.
б) Он не отвечал на звонки лишь потому, что не слышал их.
в) Если поезд опоздает, то я не смогу встретить друга.
г) Кто не видал Венеции в апреле, тому едва ли знакома вся несказанная прелесть этого волшебного города.
2. В каком случае придаточное предложение соединяется с главным при помощи союзного слова?
а) Поразил тон, каким все это было сказано.
б) Он употребил все свое красноречие, дабы отвратить Акулину от ее намерения.
в) Теперь, по-видимому, никого нет дома, так как никто не выходит на лай собак.
г) Уж раз мы начали говорить, то лучше договорить все до конца.
3. В каких случаях придаточное предложение соединяется с главным при помощи союза?
а) Какими бы фальшивыми идеями ни прикрывались хищные эгоисты, они для меня не люди.
б) Мы встретились в городе, где жили наши друзья.
в) Он сделал еще одно движение, чтобы остановить нарушителя.
г) Даже удивительно, откуда у Анфисы берутся такие мысли.
4. В каком случае слово что является союзным словом?
а) У Чарльза Диккенса спросите, что было в Лондоне тогда.
б) И на этой земле угрюмой счастлив тем, что я дышал и жил.
в) И старый пес, ложась у ваших ног, вздохнет о том, что тоже одинок.
г) Ничего, голубка Эвридика, что у нас студеная зима.
5. В каком случае слово как является союзным словом?
а) Шифер на крыше от пекла крошился и стрелял этим крошевом, как стреляют и подпрыгивают орехи на раскаленной сковородке.
б) Мой стих трудом громаду лет прорвет и явится весомо, грубо, зримо, как в наши дни вошел водопровод, сработанный еще рабами Рима.
в) А вы на земле проживете, как черви слепые живут.
г) Хочешь знать, как все это было?
6. В каком случае слово когда является союзным словом?
а) Когда же свеча последняя догорит, смущенно — я умираю — он говорит.
б) Когда шуршат в овраге лопухи и никнет гроздь рябины желто-красной, слагаю я веселые стихи.
в) Никому не было известно, когда он вернется.
г) Когда ехали обратно, в загородном саду уже играла музыка.
7. Какую функцию выполняет в предложении союзное слово который?
Комната, в которую вступил Иван Иванович, была совершенно пуста.
а) дополнения
б) определения
в) обстоятельства
г) сказуемого
8. Какую функцию выполняет в предложении союзное слово который?
Они поняли друг друга по тому отчаянию, которое прочитали друг у друга в глазах.
а) дополнения
б) определения
в) обстоятельства
г) подлежащего
9. В каком предложении союзное слово который является дополнением?
а) Это такой человек, который своего не упустит.
б) Который год это продолжается — трудно вспомнить.
в) Площадка, на которой мы должны были биться, изображала почти правильный круг.
г) Такими жалкими оказались сапожники, которых Нехлюдов увидел работающими в окне одного подвала.
10. В каком предложении выделенное союзное слово является подлежащим?
а) А знаете, какую бы глупость он сделал?
б) От жизни той, что бушевала здесь, от крови той, что здесь рекой лилась, что уцелело, что дошло до нас?
в) Кто знает, чей голос пройдет сквозь столетья.
г) Да объясните мне, как ее похитил Казбич?
11. В каком предложении выделенное союзное слово является сказуемым?
а) Нужно было видеть, какое благоговейное молчание воцарилось.
б) Ты не спросил еще, каков мужик у Чичикова.
в) Оттого и дóроги мне люди, что живут со мною на земле.
г) Председатель обратился к Мите с вопросом, что может он сказать насчет данного показания.
12. В каком случае в сложноподчиненном предложении можно выделить придаточное изъяснительное?
а) И тот, что был позади, беспокойно зашмыгал носом.
б) Книга, что мне подарили, оказалась очень интересной.
в) Отвлеченные науки потому и называются отвлеченными, что они отвлекают ваш ум от очевидности.
г) Узнав, что барин приехал, она снова побежала в избу.
13. В каком случае в сложноподчиненном предложении можно выделить придаточное места?
а) Всюду, где живет человек, он оставляет самого себя.
б) Бакланов напряженно смотрел в ту сторону, откуда прозвучал залп.
в) Она спросила, откуда они, не из тех ли уж сторон.
г) На берегу Красильников советовался с товарищами, куда теперь идти.
14. В каком случае в сложноподчиненном предложении можно выделить придаточное условия?
а) Случаются такие благостные минуты, когда человеку хочется помолчать.
б) Маша уже совсем было пошла к двери, когда Шмелев остановил ее.
в) Удавилась бы с тоски, когда бы на нее хоть чуть была похожа.
г) Для него наступило время, когда так легко портится характер.
15. В каком случае в сложноподчиненном предложении можно выделить придаточное образа действия?
а) Как только рассвело, мы отправились в путь.
б) Он обдумает и рассудит, как ему дальше жить.
в) И тихим медленным звоном, как звенят теплые удила усталых коней, отдают шаги уходящих.
г) Наступление шло так, как было предусмотрено в штабе.
16. В каком случае в сложноподчиненном предложении можно выделить придаточное времени?
а) Муза! Ты видишь, как счастливы все.
б) Механик остался сидеть за столом так, как сидел в ожидании посетителя.
в) Никто не знал джунглей так хорошо, как знал он.
г) Как услышал царь-отец, в гневе начал он чудесить и гонца хотел повесить.
17. В каком случае в сложноподчиненном предложении можно выделить придаточное следствия?
а) У самой тропинки росли огромные лесные колокольчики, так что нам не пришлось идти за цветами в глубь леса.
б) Устоять перед этими правилами было невозможно, ибо у этих правил времени нет исключений.
в) Он отставил левую ногу в сторону, чтобы для удара был упор.
г) Даже специалисты забывают язык, если не тренируются.
18. В каком случае в сложноподчиненном предложении можно выделить придаточное причины?
а) Раз сравнялись они с этими юными существами, значит, не старые они.
б) Каретников постарался захватить руку покрепче, чтобы не выскользнула из пальцев.
в) Сколько он ни справлялся в городе на почте, ничего не было на имя Алмазова.
г) Поскольку участок оказался сильно заболоченным, пришлось срочно приняться за его осушку.
19. Выберите неправильный вариант характеристики придаточного предложения.
а) Люди выдумывали себе пороки, лишь бы не прослыть пресными (придаточное цели).
б) Хороши летние туманные дни, хотя охотники их не любят (придаточное определительное).
в) Кругом рвались снаряды, так что всем было не до него (придаточное следствия).
г) Фельдшер вышел во двор поглядеть, не уехал ли Калашников на его лошади (придаточное изъяснительное).
20. Выберите правильный вариант характеристики придаточного предложения.
а) Очевидно, это было то место, где шоссе обрывалось над рекой у сожженного моста (придаточное места).
б) Началась та чудная пора, когда природа, пробудясь ото сна, начинает жить полной жизнью (придаточное времени).
в) Когда вы согласились, так уже нельзя вам отказываться (придаточное условия).
г) Иногда и не заметит человек первого седого волоса, как не замечает порой первого желтого листа (придаточное образа действия).
21. Выберите правильный вариант характеристики придаточного предложения.
а) Мы не просидели и четверти часа, так как сторож попросил выйти на улицу (придаточное цели).
б) Глядела я, как мчатся сани, и слушала язык родной (придаточное образа действия).
в) И хотя в камнях ничего не было чужого, угрюмого, они ему показались недобрыми, могильными (придаточное условия).
г) Она ловко кружилась на одном месте, так что получалось нечто вроде вальса (придаточное следствия).
ПРАКТИКУМ ПО ПУНКТУАЦИИ В СПП
Знаки препинания в сложноподчиненном предложении
Простые предложения в составе сложноподчиненного разделяются запятыми. Например: Ямщики подвязали колокольчики, чтобы звон не привлек внимание сторожей (Пушкин); Отец с жаром и подробно рассказал мне, сколько водится птицы и рыбы, сколько озер, какие чудесные растут леса (Аксаков).
Если придаточное предложение стоит внутри главного, то оно выделяется запятыми с двух сторон. Например: Над долиной, где мы ехали, спустились тучи (Пришвин); Думаю, что, если не поленишься, напишешь недурно; Гостю постлали в зале на диване и, чтобы ему не было темно, зажгли лампу (Чехов).
Запятая не ставится в следующих случаях:
— если однородные придаточные предложения соединены одиночными соединительными или разделительными союзами и, да (=и), или, либо. Например: Очевидно, что Савельич передо мною был прав и что я напрасно оскорбил его упреком и подозрением (Пушкин);
— если перед подчинительным союзом (союзным словом) стоит отрицательная частица не: Я хочу знать не как это делается, а зачем делается;
— если перед подчинительным союзом или союзным словом стоит повторяющийся сочинительный союз и, или, либо и т. п.: Ученик не мог вспомнить ни как называется произведение, ни кто его автор;
— если придаточное предложение состоит из одного слова: Меня упрекают, но не знаю в чем;
— при двух рядом стоящих подчинительных союзах что если, что хотя, если дальше имеется вторая часть двойного союза то или так: Она сказала ему, что если он болен, тонадо лечиться (Л. Толстой).
Внимание! Следует иметь в виду, что в некоторых случаях составные союзы (потому что, оттого что, в связи с тем что, для того чтобы, по мере того как и т. д.) в сложноподчиненном предложении могут расчленяться. При этом запятая ставится перед второй частью составного союза. Расчленение составного союза зависит от смысла и интонации предложения.
Сравните: Мы стали делать зарубки на деревьях, для того чтобы не заблудиться в лесу. — Мы стали делать зарубки на деревьях для того, чтобы не заблудиться в лесу.
Расчленение союза обязательно при наличии слов, примыкающих к первой части союза и логически выделяющих ее: при употреблении отрицания, усилительных, ограничительных и других частиц, вводных слов, наречий.
Например:
Неравнодушен я к ней только потому, что она ко мне равнодушна (Эренбург);
Окна в доме были открыты, видимо, оттого, что было очень душно (Чехов).
Расчленяются союзы и в тех случаях, когда первая часть союзного сочетания в качестве соотносительного слова включается в однородный ряд членов предложения: Ромашов же краснел до настоящих слез от своего бессилия и растерянности, и от боли за оскорбленную Шурочку, и оттого, что ему сквозь оглушительные звуки кадрили не удавалось вставить ни одного слова (Куприн).
Упр. 1 Выделите главное и придаточное предложения. Обратите внимание на знаки препинания.
1. Было так темно, что на самом близком расстоянии невозможно было определить предметы (Л. Толстой). 2. Солнце ярко блеснуло ему в глаза, так что больно стало глядеть (Достоевский). 3. Хотя снегу не было сверху, над головой не виднелось ни одной звездочки (Л. Толстой). 4. Медведь так полюбил Никиту, что, когда он уходил куда-нибудь, зверь тревожно нюхал воздух (Горький). 5. Дня через три пришел ко мне Афанасий и спросил, не надо ли послать за доктором (Чехов). 6. Я зачитался до того, что, когда услыхал звонок колокольчика на парадном крыльце, не сразу понял, кто это звонит и зачем (Горький).
Упр. 2 Спишите сложноподчиненные предложения, вставив необходимый по смыслу простой союз или союзное слово. Расставьте знаки препинания.
1. Известно__в первый период своего творческого пути Пушкин был любим соотечественниками. 2. В высшей степени важно__дети приучались еще с юных лет работать. 3. Чувство гуманности оскорбляется__люди не уважают в других человеческого достоинства... 4. Напрасно Афанасий Иванович шутил и хотел узнать__она так загрустила. 5. И лица их были такие измученные__эти люди несли на себе непомерную тяжесть.
Упр. 3 К каждому сложноподчиненному предложению добавьте еще одно придаточное предложение того же вида, присоединив его союзом и. Запишите составленные предложения и объясните в них знаки препинания.
1. Я знаю, что могу выучить правила орфографии. 2. Учитель счастлив, если его ученики делают успехи. 3. Русский язык надо изучать, чтобы читать в подлиннике русскую классическую литературу.
Упр. 4 Спишите, расставляя знаки препинания. Объясните наличие или отсутствие запятой на стыке двух подчинительных союзов и на стыке сочинительного и подчинительного союзов.
1. В доме к моему немалому удивлению было тихо и если бы не яркий огонь в окошке то можно было бы подумать что там уже все спят (Абрамов). 2. Когда-то Бунин сказал мне что если бы он был очень богат то не стал бы жить на одном месте заводить хозяйство квартиру библиотеку гардероб а путешествовал бы по всему земному шару (Катаев). 3. Пока доехал домой посидел дома прошло два часа так что когда я вышел уже было светло (Л. Толстой). 4. Полная луна плыла по ясному безоблачному небу и по мере того как свет месяца становился ярче наши тени делались короче и чернее (Арсеньев). 5. Есть на нашей реке такие глубокие и укромные места что когда проберешься через спутанные лесные заросли и присядешь около самой воды почувствуешь себя в обособленном отгороженном от остального земного пространства мире (Солоухин).
Упр. 5 Спишите предложения, расставив недостающие знаки препинания. Объясните постановку запятой между частями сложноподчиненного предложения.
1. Воронежская пресса не устает писать о том что содержимое нашего водохранилища напоминает склад лаборатории по изготовлению химического и бактериологического оружия. 2. Аудиторская проверка установила что в компании отсутствует контроль за ведением бухгалтерского учета. 3. В рамках агропромышленной недели планируется провести две международные конференции на которых будут обсуждены проблемы внедрения прогрессивных технологий. 4. Из того что речь должна быть написана в законченной форме не следует что она должна быть произнесена наизусть. 5. Несколько лет назад астрофизики сообщили что впервые увидели через мощнейший телескоп «черную дыру» в которую предположительно ведет Млечный Путь. 6. Следует отметить что Россия была одной из первых стран Европы которые в 1865 году создали общество защиты животных.
Тестовые задания
1. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Вечером на веранде мы стали разбирать книги (1) среди (2) которых были любимые мною произведения Дюма, Грина, Скотта (3) а также (4) труды по философии и искусству.
а) 1, 2, 3
б) 1, 2, 3, 4
в) 1, 3
г) 2, 3
2. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Ровно в третий день после моего рождения (1) в который мне минуло десять лет (2) и в который я получил такие чудесные подарки, в семь часов утра, Карл Иванович разбудил меня (3) ударив над самой моей головой хлопушкой.
а) 1
б) 1, 2
в) 1, 2, 3
г) 1, 3
3. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Все возы (1) потому (2) что на них лежали тюки с шерстью (3) казались (4) очень высокими и пухлыми.
а) 1, 2, 3
б) 1, 2, 3, 4
в) 1, 3
г) 1, 3, 4
4. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Многие путешественники (1) после долгого похода (2) во время (3) которого они бывают лишены многих удобств (4) испытывают приятное чувство отдыха в городской квартире.
а) 2, 4
б) 1, 2, 3, 4
в) 1, 2, 3
г) 1, 3, 4
5. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Буду работать (1) пока у меня пальцы смогут держать перо (2) и пока не остановится сердце (3) переполненное ощущением жизни.
a) 1, 2, 3
б) 1, 2
в) 1, 3
г) 2, 3
6. В каком случае на месте пропуска нужна запятая?
а) В то время__как мы собирались на рыбалку, отец с матерью еще спали.
б) Капитан рассчитывал, что__если бомбы разорвутся, то они его не зацепят осколками.
в) Бедный отец насилу решился спросить у дьячка__была ли она у обедни.
г) Родник, вода__которого так пришлась мне по вкусу, был в глубине леса.
7. В каком случае на месте пропуска нужна запятая?
а) Я решил, что__хотя ты и не принимал участия в разговоре, мы единомышленники.
б) По мере того__как приближалось время отъезда, мне становилось все грустнее.
в) Он решил, что__если его ждут такие мучения, то лучше умереть.
г) В лесу было тихо, несмотря на то__что солнце уже поднялось.
8. В каком случае на месте пропуска не нужна запятая?
а) Он проснулся первый и не сразу сообразил__где он.
б) Я понял, что__если не пойти по пути наименьшего сопротивления, то добиться можно многого.
в) Не знаю__похож ли он на мать, но действительно красив.
г) Мы не знали__в какую сторону идти, и в нерешительности остановились.
9. В каком случае на месте пропуска не нужна запятая?
а) С тех пор как я расстался с деревней__это раздолье не переставало сниться мне.
б) Подъезжая к месту сражения, я понял, что__если проявить упорство, победа будет за нами.
в) Музыканты проявили огромное упорство, особенно__когда пришлось отстаивать программу концерта.
г) Через день он позвонил по телефону и спросил__получил ли я книгу.
10. В каком предложении пропущены две запятые (знаки препинания не расставлены)?
а) Неожиданно я увидел кабана так близко что пока я снимал ружье от него и след простыл.
б) Мы прекрасно понимали что если у нас было бы две жизни то их не хватило бы нам.
в) Егорушка оглядывался и не понимал откуда эта странная песня.
г) Не знаю успеем ли мы приехать на вокзал.
11. В каком предложении пропущены три запятые (знаки препинания не расставлены)?
а) Мы узнали что когда берешь грибы лучше их срезать ножом нежели выдирать с корнем потому что грибница разрушается.
б) Растение живет и размножается под землей так что если вы увидите стайку ландышей в лесу нужно иметь в виду что вы видите одно растение.
в) Им не было никакого дела слушают ли их и смотрят ли на них люди.
г) Известно что если поэт живет в ладу со своим родным языком силы его удесятеряются.
12. В каком предложении допущена пунктуационная ошибка?
а) Никитин продолжал думать о том, как он вернется в Петербург, как встретит его на вокзале Манюся и, вскрикнув от радости, бросится на шею.
б) Он решил, что не оставит ее, не изменит своего решения жениться на ней, если только она сама захочет этого.
в) Волчице казалось, будто за деревьями в потемках стоят люди, и где-то за лесом воет собака.
г) Везде, где не было мостовой, вдруг зазеленела трава.
13. В каком предложении допущена пунктуационная ошибка?
а) Он верил, что душа родная соединиться с ним должна.
б) Теперь особенно было заметно, как он высок ростом, подтянут и широк в плечах.
в) Чаще всего я возвращался, конечно, туда, где сидела девушка.
г) Князь Андрей подошел, погладил ее по голове и спросил отдохнула ли она от дороги.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-практикум по обществознанию. Тема: Предложение, спрос, их эластичность
Презентация подготовлена с применением многочисленных эффектов анимации на каждом слайде. Анимация установлена по щелчку. Для себя я устанавливаю эффекты анимации по времени. Это удобнее. Презент...
Урок-практикум по теме "Сложноподчинённые предложения"
Цели урока: 1.Повторить и закрепить знания учащихся по теме «Сложноподчинённые предложения»....
Речевой практикум "Сложноподчиненное предложение и бессоюзное сложное предложение. О Женщине, Любви и Красоте"
Конспект урока по закреплению строения, значения, смысловых отношений между частями СПП и БСП дается на красивом и познавательном материале, имеющем высокий воспитательный эффект....
Практикум по теме "Односоставное предложение" 8 класс
Практикум для закрепления или проверки знаний по теме "Односотавное предложение" у учеников 8 класса...
Презентация к уроку "Строение сложноподчинённого предложения. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении. Практикум"
Данная презентация предназначена для работы на уроке в 9 классе по теме "Строение сложноподчинённого предложения. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении. Практикум". Работа со...
Урок-практикум. Составление схем сложных предложений с различными видами связи: сочинительной, подчинительной, бессоюзной. 9 класс
Урок-практикум. Составление схем сложных предложений с различными видами связи 9 класс...