Олимпиада по русскому языку 5- 7 класс 1 тур
олимпиадные задания по русскому языку по теме

Попова Оксана Владимировна

1 тур

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 5.doc47.68 КБ
Microsoft Office document icon 6.doc47.8 КБ
Microsoft Office document icon 7.doc47.8 КБ

Предварительный просмотр:

Олимпиада по русскому языку

5 класс (1 тур)

1. В отрывке из книги А. Раскина «Как папа был маленьким» расставьте пропу щенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки.

(1)Когда папа был мал...ньким, он очень любил всё вкус(?)ное. (2)Он любил к...лб...су. (3)Он любил сыр. (4)Он любил к...тлеты. (5)А хлеб он (не)любил потому что ему всё время г...в...рили Еш(?) с хлебом!

(6)А хлеб ведь невкус(?)ный. (7)Его ес(?)ть со...сем неинт...рес(?)но. (8)Так думал глупый мал...нький папа. (9)И он поч(?)ти (не)ел хлеб (за)ча...м и (за)обед...м. (10)И даже (за) уж...ном. (11)Он делал из хлеба шарики. (12)Он ост...влял корки на ст...ле. (13)Он прятал хлеб под скат...ртью. (14)Он г...в...рил, что уже с(?)ел свой хлеб. (15)Но это была неправ да. (16)Он твердо решил, что когда выраст...т б...льш...м, то во...се (не)буд...т ес(?)ть хлеба. (17)И своих детей тоже никогда (не)буд...т заст...влять ес(?)ть хлеб.

  1.         Какое слово в тексте из предыдущего задания повторяется чаще всего? Перестройте предложения 9-14  так, чтобы избежать этого повтора. Объясните, что вам пришлось для этого сделать.

  1.         В тексте из задания 1 найдите глагол, в котором выбор гласной зависит от смысла всего предложения. Объясните, как выбирать правильный вариант написания. Составьте предложение с глаголом, который звучит так же, как в тексте про маленького папу, а пишется по-другому.

  1.         Составьте транскрипцию слова,  взяв 3-й звук от слова редька,  ударный гласный от слова позвонит, 4-й звук от слова съехал, 4-й звук от слова юмор. Подберите все возможные антонимы к полученному слову.

  1.         Составьте предложения со словами дуло,  рву,  тепло - так, чтобы эти слова были разными частями речи.

  1.         Подчеркните грамматическую основу предложения из «Сказки о мёртвой царевне и семи богатырях» А. С. Пушкина.

И царица хохотать,

И плечами пожимать,

И подмигивать глазами,

И прищелкивать перстами,

И вертеться, подбочась,

Гордо в зеркальце глядясь.

Какую редкую конструкцию использует здесь Пушкин? Что он хочет сказать? При думайте собственное предложение, используя такую конструкцию.

  1.         Придумайте предложение, в котором встретятся два слова с корнем -пут-, не являющиеся однокоренными.


Предварительный просмотр:

Олимпиада по русскому языку

6 класс

1.                В приведённом отрывке из прозаической сказки К. И. Чуковского «Доктор Айболит» расставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки.

Каждый день к докт...ру Айболиту пр...ходили зве ри лечи(т, ть)ся. Лисиц... крол...ки тюлени ...слы в...рблюжата все пр...ходили к нему и...д...лека. У кого б...лел ж...вот у кого - зуб. Каждому докт...р д...вал л...карство и все они сейчас же вызд...равливали.

Однажды пр...шёл к Айболиту бе...хвостый к...злёнок и доктор пр...шил ему хвост.

А потом из д...лекого леса пр...шла, вся в сл...зах, медвед...ца. Она жал...бно ст...нала и хныкала: из лапы у неё т...рчала большая заноза. Доктор выт...щил занозу промыл рану и смазал её своей чудодействе(н, нн)ой мазью.

Боль у медвед...цы с...ю же м...нуту прошла.

- Чака! - закр...чала медвед...ца и весело поб...жала домой - в б...рлогу к своим медвежатам.

А потом пр...шли два цыплёнка и пр...вели ин дюка который отр...вился гр...бами п...ганками.

Каждому каждому д...вал доктор лекарство и все в тот же миг вызд...равливали и каждый говорил ему «чака».

2.        В тексте про доктора Айболита:

А.    Найдите синонимы.

Б.    Переведите со звериного на русский язык слово «чака». Како во происхождение подобранного вами русского слова?

В. Сосчитайте, сколько раз встречается в отрывке слово, которое нельзя использовать для проверки однокоренных слов с безу дарной гласной в корне.

3.                Прочитайте отрывок из сказки Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей».

После того как из Незнайки не получилось худож ника, он решил сделаться поэтом и сочинять стихи. У него был знакомый поэт, который жил на улице Одуванчиков. Этого поэта по-настоящему звали Пудиком, но, как известно, все поэты очень любят красивые имена. Поэтому, когда Пудик начал писать стихи, он выбрал себе другое имя и стал называться Цветиком.

Каким термином называется новое имя Пудика — Цветик?

  1. Какие из этих слов можно считать однокоренными: широкополая, длиннополый, разнополые, полярный, полевой, полый, полный, подпольный, заполнение, полюс, полёвка, половик, поленница, половник?
  2.         Есть ли в изучаемом вами иностранном языке слова, которые звучат так же, как русские? О чём свидетельствует этот факт?
  3.         В одной из евангельских притч рассказывается о том, как пастух, оставив всё стадо, отправляется искать одну потерявшуюся овечку и, найдя её, радостно приносит домой на плечах. В основе какого выражения лежит этот образ, что оно означает? Составьте предложение с этим выражением.
  4.         Составьте предложение со словарными словами: сост...заться, ж...ри, дли(н, нн)а, параш...т, в...л...с...пед, рю...зак, спр...в...дливый.


Предварительный просмотр:

Олимпиада по русскому языку

7 класс

1.        Расставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки в отрывке из рассказа М. Зощенко «Через тридцать лет».

Вскоре пр...шли наши р...дители и я им ра(с, сс)казал что случилось. И мои р...дители и...пугались до того что побл...днели. Они брос...лись к д...вану на котором л...жала Лёля и стали её ц...ловать и плакать.

И скво...ь слёзы мама спр...сила Лёлю что она чу(?)ствует в ж...воте. И Лёля сказала Я чу(?)ствую что шар...к к...тае(т, ть)ся там у меня внутри. И мне от этого щ...котно и хоч...(т, ть)ся к...као и ап...льсин(?/ов).

Папа (на/о)дел п...льто и ск...зал Со всей осто рожностью ра...деньте Лёлю и пол...жите её в п...стель. А я тем врем...нем ...бегаю за врач...м.

Мама стала ра...д...вать Лёлю но когда она сн…ла платье и передн...к из к...рмана передн...ка вдруг выпал бильярдный шар...к и пок...тился под кр...вать.

Папа который ещё (не)уш...л ч(?)резвычайно на хмурился. Он подош...л к бильярдн...му стол...ку и пере(щ, сч)итал оставш...еся шары. И их ок...залось п...тна(?)цать а шес(?)на(?)цатый шар...к л...жал под кр...ватью.

Почему в «Словаре живого великорусского языка» В. И. Даля слово лук следует искать после слова лукавить, а в «Словаре русского языка» С. И. Ожегова, наоборот, слово лук предшествует словам лука, лукавец, лукавинка и лукавить?

Отметьте неверное утверждение:

A.        Нужно писать поводок, так как приставки па в русском языке не существует.

Б.    Нужно писать расцепить, так как после приставки идёт глу хой согласный ц.

B.        Нужно писать сбросить, так как приставки з в русском языке
не существует.

4.        Даны характеристики трёх причастий. Найдите среди них ту, в которой содержатся несовместимые, противоречащие друг другу грамматические признаки. Обоснуйте свою точку зрения.

A.        Страдательное краткое причастие прошедшего времени, совершенного вида, непереходное, невозвратное, ж. р., ед. ч., Им. п. В предложении является сказуемым.

Б. Действительное полное причастие прошедшего времени, совер шенного вида, переходное, невозвратное, ж. р., ед. ч., Р. п.

B.        Действительное полное причастие прошедшего времени, несовершенного вида, непереходное, невозвратное, ср. р., мн. ч., Д. п.

  1.  Из скольких букв может состоять самое короткое полное причастие? Обоснуйте свой ответ. Приведите примеры.
  2.  Подберите как можно больше словосочетаний или предложений с предлогом при в разных его значениях.
  3.  Составьте предложение, включив в него слова: а(п, пп)арат, тр...нсляция, р...форма, к...нц...лярия, програ(м, мм)а, пр...з...дент, ми(л, лл)ион.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по русскому языку (9 класс) на тему: "Русский язык - национальный язык русского народа".

Приобретение учащимися знаний об особенностях национального языка, его назначении, развитии....

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"

Цель данного мероприятия в занимательной форме  показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"

Цель данного мероприятия в занимательной форме  показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...

Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Учитель русского языка и литературы Созинова И.Н.

В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из...

ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ ОЧНО-ЗАОЧНОЙ ШКОЛЫ в условиях очно-заочной школыПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ ОЧНО-ЗАОЧНОЙ ШКОЛЫ Подготовка к ЕГЭ по русскому языку

ПОДГОТОВКА К ЕГЭ  ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ ОЧНО-ЗАОЧНОЙ ШКОЛЫиз опыта работы Черкасовой Н.Д., учителя вечерней школы с. Тополево Хабаровского района Хабаровского края   ...

Мониторинг по русскому языку 5 класс1 четверть

Итоговая контрольная работа по определению уровня сформированности предментых и метапредметных умений по русскому языку...