Инструкция по работе над ошибками.
учебно-методический материал по русскому языку на тему

Предлагаемый вариант работы над ошибками хорошо развивает орфографическую зоркость учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rno._instruktsiya.doc105.5 КБ

Предварительный просмотр:

               

                   Орфограммы

           

                       « Проработка»

 

1

2

3

4

5

 

6

7

8

9

10

11

 ГЛАСНАЯ, не проверяемая ударением

Проверяемая гласная

Чередование О \\ А в корнях  КОС\\КАС, ЛАГ\\ЛОЖ

Чередование О\\А в корнях РАСТ(РАЩ) – РОС ,

СКАК – СКОЧ

О // А в корнях ГОР // ГАР,       ТВАР//ТВОР,

 КЛАН//КЛОН,

ЗАР//  ЗОР,

ПЛАВ// ПЛОВ

О // А в корнях РОВН // РАВН,

                          МОК // МАК

Чередование И // Е в корнях бир//бер, тир// тер, пир// пер,

 дир// дер, мир // мер, чит // чет,

жиг//жег,

                стил// стел, блист//блест.

Чередование –им-  //  - ин-  с суф.А,Я.

Непроверяемая СОГЛАСНАЯ

  Проверяемая согласная

Удвоенная согласная

1. Пишу его не менее 5 раз ( на солнышке )

2. а ) подбираю и пишу через черточку поверочное слово.

    б ) сочиняю еще 3 слова с этим корнем,                 обозначаю его.

3. Пишу три разных слова с этим корнем, отмечая его и суффикс А.

4. Пишу три разных слова с этим корнем, отмечаю орфограмму.

                Помню исключения!

5. Пишу три слова с данным корнем, ставя ударение.

                Помню исключения!

6. Пишу, в каком значении употреблен корень

7. Пишу три слова с этим корнем, отмечая его и суффикс А, если есть.

8. Как в п. 7.

9. Как в п. 2

10 Как в п. 2

11. Как в п.1

                                                 2.

                                       ОРФОГРАММЫ В КОРНЕ

                               

                               

        3.

                             ГЛАСНЫЕ ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ

             Орфограммы

«Проработка»

12

13

14

15

16

а ) жи- ши

б ) ча – ща

в ) чу - щу

О // Е в корне после шипящих

О // Е в окончаниях сущ., прил.

 О // Е в суффиксах сущ., прил,

наречиях.

И // Ы после Ц

   а ) в корне

   б ) в окончаниях

   в ) на ЦЫН

   г ) на ЦИЯ

12. Пишу строчку слов с той парой, в которой ошибся.

13 Пишу три слова на эту орфограмму. Нерусский корень прорабатываю как в п.1

             Помню исключения!( Шоколад и т. д.)

14.Пишу два подобных слова, ставя ударение

15. Пишу два подобных слова с суффиксом, в котором ошибся, ставя ударение

16. Кроме этого слова пишу еще два с ЦИ (ЦЫ)

 в корне,

в окончании,

в словах на ЦИЯ

  Помню исключения! ( Цыган и т. д. )

        

                                     ОРФОГРАММЫ В ПРИСТАВКАХ

             

                 Орфограммы

                           

                             «Проработка»

17

18

19

20

Приставки 1 группы

( ПИШУТСЯ ВСЕГДА ОДИНАКОВО )

Приставки 2 группы

( на З, С )

Приставки 3 группы

( пре- , при- )

И – Ы после приставок

17. Пишу строчку разных слов с этой приставкой и отмечаю ее

18. Пишу три подобных слова

19. Определяю значение приставки, пишу еще два слова с подобной прист.

20. Пишу еще два подобных слова

                                                 4.

                                                                       

                                УПОТРЕБЛЕНИЕ  Ъ И Ь ЗНАКОВ

            ОРФОГРАММЫ

                      « ПРОРАБОТКА»

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

Разделительный  Ь знак

Разделительный Ъ знак

Ь для обозначения мягкости согласных

 Сочетания ЧК, ЧН, НЧ, НЩ, РЩ.

 Ь знак в сущ. 3 скл. на шипящие

Ь знак в глаголах на тся, ться.

 В инфинитиве на ЧЬ

В повелит. наклонении глагола

Ь в оеончании глагола

2 л. ед.ч.        (ешь- ишь )

Ь в числительных

Ь в наречиях на шипящие

Ь не пишется

21 .Пишу три слова с разделительным  Ь знаком

22. Пишу это слово три раза, отмечая приставку

23. Пишу это слово 5 раз

24. Придумываю еще 2 слова с этим буквосочетанием.

25. Кроме этого пишу еще два подобных слова

26. Выписываю глагол вместе со словом, от которого задаю вопрос.

27. Как в п. 25

28. Как в п.25

29. Как в п. 25

30. Как в п. 25

31. Как в п. 25.

32. Объясняю, почему не пишется Ь:

а) сущ. муж. р

б ) сущ. ж.р. в Р. п

в) Краткое прил.

                                ОРФОГРАММЫ В ОКОНЧАНИЯХ

        ОРФОГРАММЫ

«ПРОРАБОТКА»

33

34

35

36

Слабое окончание сущ .- х

Слабое окончание прилагательных, причастий.

Слабое окончание глаголов

ИТЕ  в повелит. наклонении

33 Определяю склонение и падеж. Вспоминаю правило. Пишу еще одно подобное слово.

34. Выписываю словосочетание, проверяю вопросом.

35. Определяю спряжение, спрягаю по лицам  

36. Пишу три подобных слова

                       

                                      ОРФОГРАММЫ В СУФФИКСАХ

         ОРФОГРАММЫ

                         «ПРОРАБОТКА»

37

38

39

40

41

42

43

44

45

46

47

48

49

50

- ЧИК - , - ЩИК –        в сущ .-х

-ИК-, -ЕК-     в сущ.- х

-К-, -СК-       в прилагательных

-Н-, -НН-  в прилагательных

-Н-, -НН- в причастиях

-Н-,-НН-  в наречиях

-ОВА- ( -ЕВА- )  -  -ИВА- ( -ЫВА-) в глаголах

Гласная перед суффиксом Л в прош. вр. глаголов

Суффиксы –УЩ- (-ЮЩ-) –

-АЩ- (-ЯЩ-) в действ. причастиях

Суф. –ЕМ-, -ИМ- в страд. прич.

 Гласная перед суф.   –Н-, -НН- в страд. прич. прош.вр.  

-Н- в кратких страд. причастиях

-О-, -А-  в наречиях (навзао, досиза)

Суффиксы,не изучаемые в школе

37. Пишу еще два слова с этим суффиксом

38. Ставлю слово в Р.п.  Вспоминаю правило

39. Подчеркиваю согласную перед суффиксом, пишу одно подобное слово.

40. Объяснить, почему так пишется. Написать два подобных слова.

41. Как в п. 40.

42. Как в п. 40.

43. Ставлю глагол в 1 л.ед. числа. Пишу два подобных слова

44. Ставлю в инфинитив, обозначаю суф. перед ТЬ.

45. Определяю, от какого глагола образовано причастие. Определяю спряжение

46. Как в п. 47

47. Пишу, от какого гл. образовано прич. Подчеркиваю гласную, на которую заканчивается основа глагола

48. Пишу три подобных слова

49. Пишу два подобных слова.

50. Пишу слово 5 раз

                                                                   5.

                                     НЕ и НИ с разными частями речи

         ОРФОГРАММЫ

        «ПРОРАБОТКА»

51

52

53

54

55

 

Различение НЕ и НИ

НЕ с сущ., прил., наречиями

НЕ с глаг.,  дееприч.,  кр.прич.

НЕ с причастиями

НЕ и НИ в местоимениях и наречиях

51 Смотрю, меняет ли пропуск частицы смысл .

Если   нет – пишу НИ .

52. Объясняю, почему пишется слитно или раздельно.

53. Если без НЕ употребляется, пишу всегда раздельно

54. Как в п. 52

55 Пишу два похожих мест. или наречия, ставлю ударение

                   

     СЛИТНОЕ, РАЗДЕЛЬНОЕ,  ДЕФИСНОЕ НАПИСАНИЕ СЛОВ

     ОРФОГРАММА

                             «ПРОРАБОТКА»

56

57

58

59

60

61

62

63

64

65

66

67

Предлог

Приставка

ПОЛ-, ПОЛУ-

Сложные сущ. и прилагательные

Наречия

Частицы БЫ (Б) , ЛИ(ЛЬ), ЖЕ(Ж)

  -ТО,-ЛИБО,-НИБУДЬ; КОЕ-

Частицы –ТО, -КА, -ДЕ, -ТАКИ

Производные предлоги ИЗ-ЗА, ВВИДУ, В ОТЛИЧИЕ и т.д.

Слитное написание союзов ТОЖЕ,ТАКЖЕ,ЧТОБЫ  и т.д.

Союзы КАК БУДТО, ТАК КАК  

и т.д.

Междометия и звукоподражания

56. Пишу 3 сущ. или мест. с этим предлогом

57. Пишу три слова с этой приставкой

58. Смотрю, какая буква идет послу ПОЛ, вспоминаю правило. Пишу 1 подобное слово.

59. Объясняю, почему так надо  писать.

60. Кроме этого пишу еще два похожих.

61. Пишу три слова с этой частицей.

62. Как в п.61.

63. Как в п. 61.

64. Как в п. 61.

65. Как в п. 61

66. Как в п. 61.

67. Как в п. 61.

 

        

                                                ПУНКТОГРАММЫ

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

Запятая при однородных членах предложения

Обобщающее слово при однородных членах

Обращение

Вводные слова, предложения, слова-предл. ДА, НЕТ

Бессоюзные сложные предложения

Сложно-сочиненные предложения

Сложно-подчиненные предложения

Предложения с прямой речью и цитирование

 Тире между главными членами предложения

Тире в неполном предложении

Обособленные определения

Обособленные приложения

Обособленные обстоятельства

Обособленные дополнения

Уточняющие члены предложения

Сравнительные обороты и конструкции с союзом КАК

        1 – 16

   СОЧИНЯЮ СВОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ, ПОХОЖЕЕНА ТО, В КОТОРОМ ОШИБСЯ.

                   

                                                   7.

                   

                       Кемеровская область, Яйский район,

            Улановская средняя общеобразовательная школа    

                     

                        Р а б о т а

            н а д   о ш и б к а м и.

                                           

                             ( Инструкция)

                                        Содержание:

Порядок работы над ошибками                        1 стр

Орфограммы в корне                                         2 стр.

Гласные после шипящих                                   3 стр.

Орфограммы в приставках                                3 стр.

Употребление Ъ и Ь знаков                               4 стр.

Орфограммы в окончаниях                               4стр.

Орфограммы в суффиксах                                5 стр.

НЕ и НИ с разными частями речи                    6 стр.

Слитное, раздельное дефисное                        

 написание слов                                                  6 стр.

Пунктограммы                                                   7 стр.

Если забыл правило…                                       8 стр

                                             1.

                        Порядок работы над ошибками.

                                Орфограммы.

1. Выпишите слово (или словосочетание, если нужно)

 с пропуском буквы на месте допущенной ранее ошибки.

2. Определите, на какую орфограмму вы допустили ошибку,

отыщите номер этой орфограммы ( если он не указан ).

3. «Проработайте» слово по инструкции.

4. Вставьте пропущенную букву, выделив ее другим цветом.

5. Если вы затрудняетесь вспомнить правило,

 обратитесь к учебникам или конспектам.

                                    Пунктограммы.

1. Выпишите предложение с пропуском знака препинания

на месте допущенной ранее ошибки.

2. Определите номер пунктограммы ( если он не указан ) .

3. Проработайте предложение по инструкции.

4. Вставьте пропущенный знак препинания,

выделив его другим цветом.

        

                                        8.

Номер орфо-

граммы

Бабайцева

Русский язык

Теория. 5-9 кл.

Номер орфо-граммы

Бабайцева

Русский язык.

Теория. 5-9 кл

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

38

39

40

41

42

43

44

45

46

47

48

49

50

51

52

53

54

55

56

57

58

59

60

61

62

63

64

65

66

67


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация работы над ошибками через анализ контрольных работ как фактор повышения качества обученности (выступление)

Выступление на заседании педагогического совета «Аналитическая деятельность учителя: содержание, результаты, пути совершенствования"...

ФГОС Урок развивающего контроля: Работа над ошибками контрольной работы по теме: "Изменения, происходящие с веществами"

Урок развивающего контроля состоит из двух этапов: контрольная работа и работа над ошибками....

Работа над ошибками контрольной работы по теме "Словосочетание" 8 класс (презентация)

Работа над ошибками контрольной работы по теме "Словосочетание" 8 класс (презентация)...

Дистанционный урок русского языка. 7 класс. "Работа над ошибками итоговой контрольной работы. Правописание Н и НН в суффиксах разных частей речи"

Предложен материал для самостоятельного закрепления орфограммы, вызвавшей трудности при написании контрольной работы....

Дистанционный урок русского языка. 5 класс. Работа над ошибками итоговой контрольной работы.

Предложен материал для самостоятельной работы над устранением выявленных проблем....

3 класс. Материал для работы над ошибками в контрольной работе по теме "Внешность"

Данный материал может быть использован при проведении работы над ошибками в контрольной работе по теме "Внешность"...