Инструкция по работе над ошибками.
учебно-методический материал по русскому языку на тему
Предлагаемый вариант работы над ошибками хорошо развивает орфографическую зоркость учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rno._instruktsiya.doc | 105.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Орфограммы |
« Проработка» | |
1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 | ГЛАСНАЯ, не проверяемая ударением Проверяемая гласная Чередование О \\ А в корнях КОС\\КАС, ЛАГ\\ЛОЖ Чередование О\\А в корнях РАСТ(РАЩ) – РОС , СКАК – СКОЧ О // А в корнях ГОР // ГАР, ТВАР//ТВОР, КЛАН//КЛОН, ЗАР// ЗОР, ПЛАВ// ПЛОВ О // А в корнях РОВН // РАВН, МОК // МАК Чередование И // Е в корнях бир//бер, тир// тер, пир// пер, дир// дер, мир // мер, чит // чет, жиг//жег, стил// стел, блист//блест. Чередование –им- // - ин- с суф.А,Я. Непроверяемая СОГЛАСНАЯ Проверяемая согласная Удвоенная согласная | 1. Пишу его не менее 5 раз ( на солнышке ) 2. а ) подбираю и пишу через черточку поверочное слово. б ) сочиняю еще 3 слова с этим корнем, обозначаю его. 3. Пишу три разных слова с этим корнем, отмечая его и суффикс А. 4. Пишу три разных слова с этим корнем, отмечаю орфограмму. Помню исключения! 5. Пишу три слова с данным корнем, ставя ударение. Помню исключения! 6. Пишу, в каком значении употреблен корень 7. Пишу три слова с этим корнем, отмечая его и суффикс А, если есть. 8. Как в п. 7. 9. Как в п. 2 10 Как в п. 2 11. Как в п.1 |
2.
ОРФОГРАММЫ В КОРНЕ
3.
ГЛАСНЫЕ ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ
Орфограммы | «Проработка» | |
12 13 14 15 16 | а ) жи- ши б ) ча – ща в ) чу - щу О // Е в корне после шипящих О // Е в окончаниях сущ., прил. О // Е в суффиксах сущ., прил, наречиях. И // Ы после Ц а ) в корне б ) в окончаниях в ) на ЦЫН г ) на ЦИЯ | 12. Пишу строчку слов с той парой, в которой ошибся. 13 Пишу три слова на эту орфограмму. Нерусский корень прорабатываю как в п.1 Помню исключения!( Шоколад и т. д.) 14.Пишу два подобных слова, ставя ударение 15. Пишу два подобных слова с суффиксом, в котором ошибся, ставя ударение 16. Кроме этого слова пишу еще два с ЦИ (ЦЫ) в корне, в окончании, в словах на ЦИЯ Помню исключения! ( Цыган и т. д. ) |
ОРФОГРАММЫ В ПРИСТАВКАХ
Орфограммы |
«Проработка» | |
17 18 19 20 | Приставки 1 группы ( ПИШУТСЯ ВСЕГДА ОДИНАКОВО ) Приставки 2 группы ( на З, С ) Приставки 3 группы ( пре- , при- ) И – Ы после приставок | 17. Пишу строчку разных слов с этой приставкой и отмечаю ее 18. Пишу три подобных слова 19. Определяю значение приставки, пишу еще два слова с подобной прист. 20. Пишу еще два подобных слова |
4.
УПОТРЕБЛЕНИЕ Ъ И Ь ЗНАКОВ
ОРФОГРАММЫ | « ПРОРАБОТКА» | |
21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 | Разделительный Ь знак Разделительный Ъ знак Ь для обозначения мягкости согласных Сочетания ЧК, ЧН, НЧ, НЩ, РЩ. Ь знак в сущ. 3 скл. на шипящие Ь знак в глаголах на тся, ться. В инфинитиве на ЧЬ В повелит. наклонении глагола Ь в оеончании глагола 2 л. ед.ч. (ешь- ишь ) Ь в числительных Ь в наречиях на шипящие Ь не пишется | 21 .Пишу три слова с разделительным Ь знаком 22. Пишу это слово три раза, отмечая приставку 23. Пишу это слово 5 раз 24. Придумываю еще 2 слова с этим буквосочетанием. 25. Кроме этого пишу еще два подобных слова 26. Выписываю глагол вместе со словом, от которого задаю вопрос. 27. Как в п. 25 28. Как в п.25 29. Как в п. 25 30. Как в п. 25 31. Как в п. 25. 32. Объясняю, почему не пишется Ь: а) сущ. муж. р б ) сущ. ж.р. в Р. п в) Краткое прил. |
ОРФОГРАММЫ В ОКОНЧАНИЯХ
ОРФОГРАММЫ | «ПРОРАБОТКА» | |
33 34 35 36 | Слабое окончание сущ .- х Слабое окончание прилагательных, причастий. Слабое окончание глаголов ИТЕ в повелит. наклонении | 33 Определяю склонение и падеж. Вспоминаю правило. Пишу еще одно подобное слово. 34. Выписываю словосочетание, проверяю вопросом. 35. Определяю спряжение, спрягаю по лицам 36. Пишу три подобных слова |
ОРФОГРАММЫ В СУФФИКСАХ
ОРФОГРАММЫ | «ПРОРАБОТКА» | |
37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 | - ЧИК - , - ЩИК – в сущ .-х -ИК-, -ЕК- в сущ.- х -К-, -СК- в прилагательных -Н-, -НН- в прилагательных -Н-, -НН- в причастиях -Н-,-НН- в наречиях -ОВА- ( -ЕВА- ) - -ИВА- ( -ЫВА-) в глаголах Гласная перед суффиксом Л в прош. вр. глаголов Суффиксы –УЩ- (-ЮЩ-) – -АЩ- (-ЯЩ-) в действ. причастиях Суф. –ЕМ-, -ИМ- в страд. прич. Гласная перед суф. –Н-, -НН- в страд. прич. прош.вр. -Н- в кратких страд. причастиях -О-, -А- в наречиях (навзао, досиза) Суффиксы,не изучаемые в школе | 37. Пишу еще два слова с этим суффиксом 38. Ставлю слово в Р.п. Вспоминаю правило 39. Подчеркиваю согласную перед суффиксом, пишу одно подобное слово. 40. Объяснить, почему так пишется. Написать два подобных слова. 41. Как в п. 40. 42. Как в п. 40. 43. Ставлю глагол в 1 л.ед. числа. Пишу два подобных слова 44. Ставлю в инфинитив, обозначаю суф. перед ТЬ. 45. Определяю, от какого глагола образовано причастие. Определяю спряжение 46. Как в п. 47 47. Пишу, от какого гл. образовано прич. Подчеркиваю гласную, на которую заканчивается основа глагола 48. Пишу три подобных слова 49. Пишу два подобных слова. 50. Пишу слово 5 раз |
5.
НЕ и НИ с разными частями речи
ОРФОГРАММЫ | «ПРОРАБОТКА» | |
51 52 53 54 55
| Различение НЕ и НИ НЕ с сущ., прил., наречиями НЕ с глаг., дееприч., кр.прич. НЕ с причастиями НЕ и НИ в местоимениях и наречиях | 51 Смотрю, меняет ли пропуск частицы смысл . Если нет – пишу НИ . 52. Объясняю, почему пишется слитно или раздельно. 53. Если без НЕ употребляется, пишу всегда раздельно 54. Как в п. 52 55 Пишу два похожих мест. или наречия, ставлю ударение |
СЛИТНОЕ, РАЗДЕЛЬНОЕ, ДЕФИСНОЕ НАПИСАНИЕ СЛОВ
ОРФОГРАММА | «ПРОРАБОТКА» | |
56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 | Предлог Приставка ПОЛ-, ПОЛУ- Сложные сущ. и прилагательные Наречия Частицы БЫ (Б) , ЛИ(ЛЬ), ЖЕ(Ж) -ТО,-ЛИБО,-НИБУДЬ; КОЕ- Частицы –ТО, -КА, -ДЕ, -ТАКИ Производные предлоги ИЗ-ЗА, ВВИДУ, В ОТЛИЧИЕ и т.д. Слитное написание союзов ТОЖЕ,ТАКЖЕ,ЧТОБЫ и т.д. Союзы КАК БУДТО, ТАК КАК и т.д. Междометия и звукоподражания | 56. Пишу 3 сущ. или мест. с этим предлогом 57. Пишу три слова с этой приставкой 58. Смотрю, какая буква идет послу ПОЛ, вспоминаю правило. Пишу 1 подобное слово. 59. Объясняю, почему так надо писать. 60. Кроме этого пишу еще два похожих. 61. Пишу три слова с этой частицей. 62. Как в п.61. 63. Как в п. 61. 64. Как в п. 61. 65. Как в п. 61 66. Как в п. 61. 67. Как в п. 61. |
ПУНКТОГРАММЫ
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 | Запятая при однородных членах предложения Обобщающее слово при однородных членах Обращение Вводные слова, предложения, слова-предл. ДА, НЕТ Бессоюзные сложные предложения Сложно-сочиненные предложения Сложно-подчиненные предложения Предложения с прямой речью и цитирование Тире между главными членами предложения Тире в неполном предложении Обособленные определения Обособленные приложения Обособленные обстоятельства Обособленные дополнения Уточняющие члены предложения Сравнительные обороты и конструкции с союзом КАК | 1 – 16 СОЧИНЯЮ СВОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ, ПОХОЖЕЕНА ТО, В КОТОРОМ ОШИБСЯ. |
7.
Кемеровская область, Яйский район,
Улановская средняя общеобразовательная школа
Р а б о т а
н а д о ш и б к а м и.
( Инструкция)
Содержание:
Порядок работы над ошибками 1 стр
Орфограммы в корне 2 стр.
Гласные после шипящих 3 стр.
Орфограммы в приставках 3 стр.
Употребление Ъ и Ь знаков 4 стр.
Орфограммы в окончаниях 4стр.
Орфограммы в суффиксах 5 стр.
НЕ и НИ с разными частями речи 6 стр.
Слитное, раздельное дефисное
написание слов 6 стр.
Пунктограммы 7 стр.
Если забыл правило… 8 стр
1.
Порядок работы над ошибками.
Орфограммы.
1. Выпишите слово (или словосочетание, если нужно)
с пропуском буквы на месте допущенной ранее ошибки.
2. Определите, на какую орфограмму вы допустили ошибку,
отыщите номер этой орфограммы ( если он не указан ).
3. «Проработайте» слово по инструкции.
4. Вставьте пропущенную букву, выделив ее другим цветом.
5. Если вы затрудняетесь вспомнить правило,
обратитесь к учебникам или конспектам.
Пунктограммы.
1. Выпишите предложение с пропуском знака препинания
на месте допущенной ранее ошибки.
2. Определите номер пунктограммы ( если он не указан ) .
3. Проработайте предложение по инструкции.
4. Вставьте пропущенный знак препинания,
выделив его другим цветом.
8.
Номер орфо- граммы | Бабайцева Русский язык Теория. 5-9 кл. | Номер орфо-граммы | Бабайцева Русский язык. Теория. 5-9 кл | ||
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 | 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация работы над ошибками через анализ контрольных работ как фактор повышения качества обученности (выступление)
Выступление на заседании педагогического совета «Аналитическая деятельность учителя: содержание, результаты, пути совершенствования"...
ФГОС Урок развивающего контроля: Работа над ошибками контрольной работы по теме: "Изменения, происходящие с веществами"
Урок развивающего контроля состоит из двух этапов: контрольная работа и работа над ошибками....
Работа над ошибками контрольной работы по теме "Словосочетание" 8 класс (презентация)
Работа над ошибками контрольной работы по теме "Словосочетание" 8 класс (презентация)...
Дистанционный урок русского языка. 7 класс. "Работа над ошибками итоговой контрольной работы. Правописание Н и НН в суффиксах разных частей речи"
Предложен материал для самостоятельного закрепления орфограммы, вызвавшей трудности при написании контрольной работы....
Дистанционный урок русского языка. 5 класс. Работа над ошибками итоговой контрольной работы.
Предложен материал для самостоятельной работы над устранением выявленных проблем....
3 класс. Материал для работы над ошибками в контрольной работе по теме "Внешность"
Данный материал может быть использован при проведении работы над ошибками в контрольной работе по теме "Внешность"...
Работа над ошибками письменных работ (сочинений и изложений) на уроках развития речи - формирование коммуникативной компетенции школьников. (методические материалы – обобщение педагогического опыта учителя русского языка и литературы Гончар Т.А.)
методические материалы – обобщение педагогического опытаучителя русского языка и литературы Гончар Т.А....