Доклад на тему: «Формирование учебной мотивации как одна из проблем повышения качества образования по русскому языку»
материал по русскому языку на тему

Белоглазова Раиса Ивановна

Каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались в школе. Учителя знают, что школьника нельзя успешно учить, если он относится к обучению и знаниям равнодушно, без интереса и не осознавая потребности к ним. Почему же снижается познавательная мотивация учащихся по мере пребывания их в школе? Все они, когда идут в начальные классы, хотят учиться. Что происходит потом, кто в этом виноват? И главное, что делать? ...

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx28.77 КБ

Предварительный просмотр:

           

Доклад на тему:

«Формирование учебной мотивации

как одна из проблем

повышения качества образования

 по русскому языку».

Подготовила

учитель русского языка и литературы

Белоглазова Раиса Ивановна

2014 -2015 учебный год

Каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались в школе. Учителя знают, что школьника нельзя успешно учить, если он относится к обучению и знаниям равнодушно, без интереса и не осознавая потребности к ним. Почему же снижается познавательная мотивация учащихся по мере пребывания их в школе? Все они, когда идут в начальные классы,  хотят учиться. Что происходит потом, кто в этом виноват? И главное, что делать? Мысль о том, что интерес учащегося к учению в значительной мере зависит от содержания образования, вряд ли поддается сомнению. Но остается вопрос: почему для учащегося, генетически предрасположенного к учению, процесс обучения превращается в тяжелую повинность, трудную, малопривлекательную работу. Снижение мотивации чаще всего наблюдается у учащихся подросткового возраста. Отрицательное отношение к учебе связано в первую очередь, с заниженной мотивацией к обучению, с отсутствием умения преодолевать трудности, несформированностью учебной деятельности, с низкой самооценкой отдельных обучающихся.

        Поэтому перед школой стоит задача по формированию и развитию у ребёнка положительной мотивации к учебной деятельности с целью повышения эффективности учебного процесса.

Различают понятия “мотив” и “цель”.

Цель — это предвидимый результат, представляемый и осознаваемый человеком.

Мотив — побуждение к достижению цели.

  Мотивация – это самая сложная проблема, с которой приходится работать всем педагогам. Высшей познавательной мотивацией учащегося является интерес к предмету. Отечественные психологи подчеркивают, что интеллектуальная активность учащегося в целом направляется и подчеркивается интересом – именно он оказывает влияние на направленность внимания и мысли.

Главное условие успешного обучения – способность учителя постоянно совершенствовать современный урок, находить новые подходы, приемы обучения учащихся, позволяющие повышать познавательный интерес к изучаемому предмету, повышать качество знаний. Урок следует организовывать так, чтобы ученику было интересно от самого процесса учения и радостно от общения с учителем, чтобы он чувствовал свое участие в процессе получения знаний.

На сегодня государство требует   выпускника, соответствующего критериям творческой, социально-ориентированной личности, которая имеет способности к самопознанию, самооценке, непрерывному личностному и профессиональному совершенствованию.

А для этого необходимо решать следующие задачи:

Формирование положительной мотивации к учебно-познавательной деятельности при изучении предметов гуманитарного цикла.

Формирование толерантности в учебных взаимодействиях.

Развитие коммуникативной компетенции у обучащихся.

Создание благоприятного психологического климата в учебном коллективе.

Чтобы реализовать поставленные задачи, необходимо создать условия для развития мотивации  учащихся на каждом уроке, в том числе и на уроках русского языка .

Этому способствует использование:

Разнообразных форм и методов работы на уроках;

Возможности каждому учащемуся  выступить активным участником образовательного процесса;

Это приемы развития коммуникабельных навыков, умения работать в сотрудничестве со сверстниками и самостоятельно.

Использование дифференцированного и индивидуального подходов в обучении учащихся.

Как сделать урок русского языка интересным? Эта проблема давно привлекает к себе внимание учителей-словесников. Многообразие поисков ее решения находит свое отражение как в привлечении яркого, необычного дидактического материала (вызывающего интерес к его содержанию), так и в использовании нестандартных заданий (вызывающих интерес самими формами работы).

Так, например,

Побуждением к положительной мотивации  является формирование психологического настроя на урок.        

 -Доброе утро, ребята! Очень рада видеть вас.

Долгожданный дан звонок,

Начинается урок.

Быть должны у нас в порядке

Ручки, книжки и тетрадки.

 Повернитесь друг к другу лицом, образуя пару. Руки держите перед собой ладоням вверх. Затем мысленно повторяйте: “Все знания, которые я принёс с собой, положу в левую руку, а всё то, что я узнаю сегодня – в правую” . И когда я скажу: “Готово! Давай!” –  вы соедините руки одним громким хлопком, сказав при этом: “Готовы!”. А к чему вы готовы?

Дети выполняют задания учителя:

вытягивают руки перед собой ладонями вверх. По команде соединяют руки громким хлопком.

Ответы детей: «Готовы к сотрудничеству, к активной работе!»

2.Определение темы урока можно начать с загадки:  Ребята, часть речи, пришедшая сегодня к нам на урок, пожелала, чтобы вы назвали ее имя, отгадав загадку:

 Какая часть речи может так говорить о себе?

Вот свойство моё обязательное:

Склоняюсь я, как прилагательное.

На все вопросы его отвечаю.

Глагол по значению напоминаю.

К тому же от действий других я страдаю.

Дети: (страдательное причастие)

- Откроем тетради и запишем сегодняшнее число и тему урока  «Страдательные причастия прошедшего времени».        

Урок обычно начинаю с  синтаксической минутки.  Задание: Причастия, заключенные в скобки, поставьте в нужном падеже, числе и роде. Окончания причастий выделите. Расставьте знаки препинания, графически объяснив их постановку.

Пишем различные виды словарных диктантов: объяснительный, комментированный, распределительный, выборочный, цифровой, графический , проверь себя  и другие.

    Обязательный этап урока - физминутка.

Напимер:

- Давайте отдохнем и заодно проверим, как вы умеете отличать действительные причастия от страдательных. Итак, действительные – действуют руки, страдательные –  ноги

Большое влияние на развитие мотивации оказывают методы обучения, особенно методы проблемного обучения и интерактивные. Интерактивное обучение – это обучение в ходе диалога .  Такие методы обучения вызывают познавательную активность, формируют потребность в изучении материала, способствуют созданию благоприятной атмосферы коллективной работы, поиска, коллективного напряжения усилий, эмоций, которые облегчают достижение целей развития мотивации.

- индивидуальная работа с конкретным обучающимся вызывает в нем самоуважение, волю, стремление к самоконтролю;

- работа в парах развивает чувство поддержки, взаимовыручки, способность к сотрудничеству;

- работа в малых группах развивает коммуникативные умения, соревновательность, позволяет проявить индивидуальность при обсуждении общих проблем. При совместной учебной деятельности ребенок учится сопоставлять, сравнивать, доказывать свою правоту.

          Работу в группах хорошо применять, например, при изучении нового материала:  1 группе дать задание проанализировать данные в учебнике примеры и сформулировать условия образования страдательных причастий прошедшего времени, привести собственные примеры; 2 группе- заполнить таблицу «Действительные и страдательные причастия» собственными примерами;

3  группа работает с учителем. Задание- игра «Найти  лишнее слово» и.д.

С целью проверки усвоения материала предлагаю ответить на вопросы теста. Раздаю карточки с заданиями 1 и 2 вариантов, на обратной стороне которых даны ответы другого варианта. Проводится взаимопроверка работ.

Развитию мотивации обучающихся способствует умелое сочетание различных методов, средств и организационных форм, используемых учителем при обучении.

  1. Информационные методы обучения: беседа, рассказ, объяснение, речь, иллюстрация, сообщение, кинопоказ помогают сформировать мотивацию через биографии ученых, писателей, удивление, эмоции, умение общаться.
  2. Операционные методы: работа с учебниками, схемами, алгоритмами, карточками, упражнения  «делай, как я», самостоятельная работа помогут создать ситуации успеха, стремление к цели, внимание к содержанию, самостоятельное достижение результата.

3.Методы контроля и обратной связи: зачет, доклад, текущий и итоговый контроль, викторина закрепляют полученные знания, умения, навыки, качество достигнутых результатов, достижение поставленных целей, оценку своей деятельности.

Так как русский язык считается не только одним из самых трудных, но и даже скучным, а потому нелюбимым предметом школьного курса, проблема формирования мотивации и повышения интереса к урокам русского языка у обучающихся является чрезвычайно актуальной.

 В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях. Возникла необходимость в новой модели обучения, построенной на основе современных информационных технологий, реализующей принципы личностно- ориентированного  образования.

С точки зрения учащегося проект – это возможность делать что-то интересное самостоятельно или в группе: создание словарей, схем, сообщения по истории слов, фразеологизмов, сочинения на лингвистические темы, проекты учебных пособий т.п. Но, к сожалению, чрезмерное увлечение компьютеров дает обратный результат.

Развитие связной речи учащихся – это раздел школьного курса, интерес к которому  со временем только возрастает, что объясняется не только наличием ряда проблем у современных школьников, но и необходимостью подтвердить свои умения грамотно написать сжатое изложение, сочинение на экзамене в форме ГИА или ЕГЭ.

Бедность словаря, ограниченность и шаблонность используемых в речи конструкций, применение однозначных слов – те трудности, с которыми сталкивается учитель, работающий с детьми всех возрастов. Кроме того, современный ритм жизни накладывает свой отпечаток не только на речь, но и на развитие мышления учеников. Много часов готовые проводить у мониторов своих компьютеров, невероятно сконцентрированные, дети быстро устают на уроках, часто рассеянны и невнимательны, имеют проблемы с памятью, сосредоточены на уроке непродолжительное время, быстро теряют интерес к занятиям. Хотя положительной мотивацией к обучению у старшеклассников должна быть успешная сдача выпускных экзаменов и поступление в вузы.

Школьники  затрудняются в создании самостоятельных, связных, обобщённых устных и письменных высказываний,  допускают  большое количество речевых, орфографических и пунктуационных ошибок.

 К сожалению, из-за подготовки к ГИА и ЕГЭ уроки русского языка в старших классах приобрели стандартную форму, обусловленную необходимостью подготовки учащихся к выполнению типовых заданий, и, как следствие, утратили занимательность и привлекательность.

Процесс повышения интереса к русскому языку будет эффективнее, если в серию уроков русского языка будут включены и правильно проведены разнообразные интеллектуальные игры.

Задачи которых:

совершенствование умственных действий (анализ, синтез, сравнение, классификация)

развитие образного и логического мышления

развитие речевых навыков (умение обосновать свои убеждения, строить простейшие умозаключения)

 Применяю такие игры, как: 

Игра «Знаете ли вы, что…?» - эффективный прием, помогающий настроить учащихся на работу, заинтересовать изучаемой темой.

Прием «Закончи предложения». Цель: формирование умения оценивания изучаемого объекта, высказать свое собственное суждение и отношение. Например, «самым интересным на занятии для меня было…».

Игры-тренинги.

(Представьте, что вы редакторы газет, а в текст очередного номера вкрались ошибки - найдите их и исправьте).

Это и взаимоопрос – ученики опрашивают друг друга и т.д.

Таким образом, учение только тогда станет для учащихся радостным и привлекательным, когда они сами будут учиться: проектировать, конструировать, исследовать, открывать, т.е. познавать мир в подлинном смысле этого слова. Познание через напряжение своих сил, умственных, физических, духовных. А это возможно только в процессе самостоятельной учебно-познавательной деятельности на основе современных педагогических технологий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение по индивидуальным учебным планам - одна из составляющих повышения качества образования.

Обучение по индивидуальным учебным планам - одна из составляющих повышения качества образования....

Доклад по теме «Формирование универсальных учебных действий на уроках английского языка в 5-х классах»

Сегодня в образовании одним из самых обсуждаемых вопросов является вопрос о реализации новых федеральных государственных образовательных стандартов. Согласно целям Федерального государственного образо...

Методический семинар по теме: «Формирование компетенций учителя и учащегося, как средство повышения качества образования».

«Взрослые учат нас своими советами и примерами, а дети - своей верой и ожиданием». ...

Доклад "Концепция филологического образования как фактор повышения качества изучения русского языка и литературы в современной школе"

Доклад "Концепция филологического образования как фактор повышения качества изучения русского языка и литературы в современной школе"....

Выступление на педагогическом совете на тему: «Формирование УУД на уроках литературы как средство повышения качества образования в соответствии с ФГОС нового поколения»

Выступление на педагогическом совете на тему:«Формирование УУД на уроках литературы как средство повышения качества образования в соответствии с ФГОС нового поколения»...

Доклад по теме "Формирование положительной учебной мотивации на уроках русского языка и литературы"

Доклад по теме "Формирование положительной учебной мотивации на уроках русского языка и литературы"...