Доклад на тему: «Формирование учебной мотивации как одна из проблем повышения качества образования по русскому языку»
материал по русскому языку на тему
Каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались в школе. Учителя знают, что школьника нельзя успешно учить, если он относится к обучению и знаниям равнодушно, без интереса и не осознавая потребности к ним. Почему же снижается познавательная мотивация учащихся по мере пребывания их в школе? Все они, когда идут в начальные классы, хотят учиться. Что происходит потом, кто в этом виноват? И главное, что делать? ...
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad.docx | 28.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад на тему:
«Формирование учебной мотивации
как одна из проблем
повышения качества образования
по русскому языку».
Подготовила
учитель русского языка и литературы
Белоглазова Раиса Ивановна
2014 -2015 учебный год
Каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались в школе. Учителя знают, что школьника нельзя успешно учить, если он относится к обучению и знаниям равнодушно, без интереса и не осознавая потребности к ним. Почему же снижается познавательная мотивация учащихся по мере пребывания их в школе? Все они, когда идут в начальные классы, хотят учиться. Что происходит потом, кто в этом виноват? И главное, что делать? Мысль о том, что интерес учащегося к учению в значительной мере зависит от содержания образования, вряд ли поддается сомнению. Но остается вопрос: почему для учащегося, генетически предрасположенного к учению, процесс обучения превращается в тяжелую повинность, трудную, малопривлекательную работу. Снижение мотивации чаще всего наблюдается у учащихся подросткового возраста. Отрицательное отношение к учебе связано в первую очередь, с заниженной мотивацией к обучению, с отсутствием умения преодолевать трудности, несформированностью учебной деятельности, с низкой самооценкой отдельных обучающихся.
Поэтому перед школой стоит задача по формированию и развитию у ребёнка положительной мотивации к учебной деятельности с целью повышения эффективности учебного процесса.
Различают понятия “мотив” и “цель”.
Цель — это предвидимый результат, представляемый и осознаваемый человеком.
Мотив — побуждение к достижению цели.
Мотивация – это самая сложная проблема, с которой приходится работать всем педагогам. Высшей познавательной мотивацией учащегося является интерес к предмету. Отечественные психологи подчеркивают, что интеллектуальная активность учащегося в целом направляется и подчеркивается интересом – именно он оказывает влияние на направленность внимания и мысли.
Главное условие успешного обучения – способность учителя постоянно совершенствовать современный урок, находить новые подходы, приемы обучения учащихся, позволяющие повышать познавательный интерес к изучаемому предмету, повышать качество знаний. Урок следует организовывать так, чтобы ученику было интересно от самого процесса учения и радостно от общения с учителем, чтобы он чувствовал свое участие в процессе получения знаний.
На сегодня государство требует выпускника, соответствующего критериям творческой, социально-ориентированной личности, которая имеет способности к самопознанию, самооценке, непрерывному личностному и профессиональному совершенствованию.
А для этого необходимо решать следующие задачи:
Формирование положительной мотивации к учебно-познавательной деятельности при изучении предметов гуманитарного цикла.
Формирование толерантности в учебных взаимодействиях.
Развитие коммуникативной компетенции у обучащихся.
Создание благоприятного психологического климата в учебном коллективе.
Чтобы реализовать поставленные задачи, необходимо создать условия для развития мотивации учащихся на каждом уроке, в том числе и на уроках русского языка .
Этому способствует использование:
Разнообразных форм и методов работы на уроках;
Возможности каждому учащемуся выступить активным участником образовательного процесса;
Это приемы развития коммуникабельных навыков, умения работать в сотрудничестве со сверстниками и самостоятельно.
Использование дифференцированного и индивидуального подходов в обучении учащихся.
Как сделать урок русского языка интересным? Эта проблема давно привлекает к себе внимание учителей-словесников. Многообразие поисков ее решения находит свое отражение как в привлечении яркого, необычного дидактического материала (вызывающего интерес к его содержанию), так и в использовании нестандартных заданий (вызывающих интерес самими формами работы).
Так, например,
Побуждением к положительной мотивации является формирование психологического настроя на урок.
-Доброе утро, ребята! Очень рада видеть вас.
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
Быть должны у нас в порядке
Ручки, книжки и тетрадки.
Повернитесь друг к другу лицом, образуя пару. Руки держите перед собой ладоням вверх. Затем мысленно повторяйте: “Все знания, которые я принёс с собой, положу в левую руку, а всё то, что я узнаю сегодня – в правую” . И когда я скажу: “Готово! Давай!” – вы соедините руки одним громким хлопком, сказав при этом: “Готовы!”. А к чему вы готовы?
Дети выполняют задания учителя:
вытягивают руки перед собой ладонями вверх. По команде соединяют руки громким хлопком.
Ответы детей: «Готовы к сотрудничеству, к активной работе!»
2.Определение темы урока можно начать с загадки: Ребята, часть речи, пришедшая сегодня к нам на урок, пожелала, чтобы вы назвали ее имя, отгадав загадку:
Какая часть речи может так говорить о себе?
Вот свойство моё обязательное:
Склоняюсь я, как прилагательное.
На все вопросы его отвечаю.
Глагол по значению напоминаю.
К тому же от действий других я страдаю.
Дети: (страдательное причастие)
- Откроем тетради и запишем сегодняшнее число и тему урока «Страдательные причастия прошедшего времени».
Урок обычно начинаю с синтаксической минутки. Задание: Причастия, заключенные в скобки, поставьте в нужном падеже, числе и роде. Окончания причастий выделите. Расставьте знаки препинания, графически объяснив их постановку.
Пишем различные виды словарных диктантов: объяснительный, комментированный, распределительный, выборочный, цифровой, графический , проверь себя и другие.
Обязательный этап урока - физминутка.
Напимер:
- Давайте отдохнем и заодно проверим, как вы умеете отличать действительные причастия от страдательных. Итак, действительные – действуют руки, страдательные – ноги
Большое влияние на развитие мотивации оказывают методы обучения, особенно методы проблемного обучения и интерактивные. Интерактивное обучение – это обучение в ходе диалога . Такие методы обучения вызывают познавательную активность, формируют потребность в изучении материала, способствуют созданию благоприятной атмосферы коллективной работы, поиска, коллективного напряжения усилий, эмоций, которые облегчают достижение целей развития мотивации.
- индивидуальная работа с конкретным обучающимся вызывает в нем самоуважение, волю, стремление к самоконтролю;
- работа в парах развивает чувство поддержки, взаимовыручки, способность к сотрудничеству;
- работа в малых группах развивает коммуникативные умения, соревновательность, позволяет проявить индивидуальность при обсуждении общих проблем. При совместной учебной деятельности ребенок учится сопоставлять, сравнивать, доказывать свою правоту.
Работу в группах хорошо применять, например, при изучении нового материала: 1 группе дать задание проанализировать данные в учебнике примеры и сформулировать условия образования страдательных причастий прошедшего времени, привести собственные примеры; 2 группе- заполнить таблицу «Действительные и страдательные причастия» собственными примерами;
3 группа работает с учителем. Задание- игра «Найти лишнее слово» и.д.
С целью проверки усвоения материала предлагаю ответить на вопросы теста. Раздаю карточки с заданиями 1 и 2 вариантов, на обратной стороне которых даны ответы другого варианта. Проводится взаимопроверка работ.
Развитию мотивации обучающихся способствует умелое сочетание различных методов, средств и организационных форм, используемых учителем при обучении.
- Информационные методы обучения: беседа, рассказ, объяснение, речь, иллюстрация, сообщение, кинопоказ помогают сформировать мотивацию через биографии ученых, писателей, удивление, эмоции, умение общаться.
- Операционные методы: работа с учебниками, схемами, алгоритмами, карточками, упражнения «делай, как я», самостоятельная работа помогут создать ситуации успеха, стремление к цели, внимание к содержанию, самостоятельное достижение результата.
3.Методы контроля и обратной связи: зачет, доклад, текущий и итоговый контроль, викторина закрепляют полученные знания, умения, навыки, качество достигнутых результатов, достижение поставленных целей, оценку своей деятельности.
Так как русский язык считается не только одним из самых трудных, но и даже скучным, а потому нелюбимым предметом школьного курса, проблема формирования мотивации и повышения интереса к урокам русского языка у обучающихся является чрезвычайно актуальной.
В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях. Возникла необходимость в новой модели обучения, построенной на основе современных информационных технологий, реализующей принципы личностно- ориентированного образования.
С точки зрения учащегося проект – это возможность делать что-то интересное самостоятельно или в группе: создание словарей, схем, сообщения по истории слов, фразеологизмов, сочинения на лингвистические темы, проекты учебных пособий т.п. Но, к сожалению, чрезмерное увлечение компьютеров дает обратный результат.
Развитие связной речи учащихся – это раздел школьного курса, интерес к которому со временем только возрастает, что объясняется не только наличием ряда проблем у современных школьников, но и необходимостью подтвердить свои умения грамотно написать сжатое изложение, сочинение на экзамене в форме ГИА или ЕГЭ.
Бедность словаря, ограниченность и шаблонность используемых в речи конструкций, применение однозначных слов – те трудности, с которыми сталкивается учитель, работающий с детьми всех возрастов. Кроме того, современный ритм жизни накладывает свой отпечаток не только на речь, но и на развитие мышления учеников. Много часов готовые проводить у мониторов своих компьютеров, невероятно сконцентрированные, дети быстро устают на уроках, часто рассеянны и невнимательны, имеют проблемы с памятью, сосредоточены на уроке непродолжительное время, быстро теряют интерес к занятиям. Хотя положительной мотивацией к обучению у старшеклассников должна быть успешная сдача выпускных экзаменов и поступление в вузы.
Школьники затрудняются в создании самостоятельных, связных, обобщённых устных и письменных высказываний, допускают большое количество речевых, орфографических и пунктуационных ошибок.
К сожалению, из-за подготовки к ГИА и ЕГЭ уроки русского языка в старших классах приобрели стандартную форму, обусловленную необходимостью подготовки учащихся к выполнению типовых заданий, и, как следствие, утратили занимательность и привлекательность.
Процесс повышения интереса к русскому языку будет эффективнее, если в серию уроков русского языка будут включены и правильно проведены разнообразные интеллектуальные игры.
Задачи которых:
совершенствование умственных действий (анализ, синтез, сравнение, классификация)
развитие образного и логического мышления
развитие речевых навыков (умение обосновать свои убеждения, строить простейшие умозаключения)
Применяю такие игры, как:
Игра «Знаете ли вы, что…?» - эффективный прием, помогающий настроить учащихся на работу, заинтересовать изучаемой темой.
Прием «Закончи предложения». Цель: формирование умения оценивания изучаемого объекта, высказать свое собственное суждение и отношение. Например, «самым интересным на занятии для меня было…».
Игры-тренинги.
(Представьте, что вы редакторы газет, а в текст очередного номера вкрались ошибки - найдите их и исправьте).
Это и взаимоопрос – ученики опрашивают друг друга и т.д.
Таким образом, учение только тогда станет для учащихся радостным и привлекательным, когда они сами будут учиться: проектировать, конструировать, исследовать, открывать, т.е. познавать мир в подлинном смысле этого слова. Познание через напряжение своих сил, умственных, физических, духовных. А это возможно только в процессе самостоятельной учебно-познавательной деятельности на основе современных педагогических технологий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обучение по индивидуальным учебным планам - одна из составляющих повышения качества образования.
Обучение по индивидуальным учебным планам - одна из составляющих повышения качества образования....
Доклад по теме «Формирование универсальных учебных действий на уроках английского языка в 5-х классах»
Сегодня в образовании одним из самых обсуждаемых вопросов является вопрос о реализации новых федеральных государственных образовательных стандартов. Согласно целям Федерального государственного образо...
Методический семинар по теме: «Формирование компетенций учителя и учащегося, как средство повышения качества образования».
«Взрослые учат нас своими советами и примерами, а дети - своей верой и ожиданием». ...
Доклад на тему «Формирование Универсальных Учебных Действий на уроках английского языка на начальном этапе обучения в средней общеобразовательной школе.
Районный педагогический марафон «Современное образование: традиции, инновации, качество»...
Доклад "Концепция филологического образования как фактор повышения качества изучения русского языка и литературы в современной школе"
Доклад "Концепция филологического образования как фактор повышения качества изучения русского языка и литературы в современной школе"....
Выступление на педагогическом совете на тему: «Формирование УУД на уроках литературы как средство повышения качества образования в соответствии с ФГОС нового поколения»
Выступление на педагогическом совете на тему:«Формирование УУД на уроках литературы как средство повышения качества образования в соответствии с ФГОС нового поколения»...
Доклад по теме "Формирование положительной учебной мотивации на уроках русского языка и литературы"
Доклад по теме "Формирование положительной учебной мотивации на уроках русского языка и литературы"...