Доклад "Концепция филологического образования как фактор повышения качества изучения русского языка и литературы в современной школе"
статья на тему
Доклад "Концепция филологического образования как фактор повышения качества изучения русского языка и литературы в современной школе".
Скачать:
Предварительный просмотр:
1 слайд. "Концепция филологического образования как фактор повышения качества изучения русского языка и литературы в современной школе" |
2 слайд. Настоящая Концепция представляет собой систему взглядов на основные проблемы, базовые принципы, цели, задачи и основные направления развития системы преподавания русского языка и литературы в организациях, реализующих основные общеобразовательные программы (далее - образовательные организации), в Российской Федерации. |
Русский язык как государственный язык Российской Федерации является стержнем, вокруг которого формируется российская идентичность, гражданское, культурное, образовательное пространство страны, а также фактором личной свободы гражданина, обеспечивающим возможность его самореализации в условиях многонационального и поликультурного государства. |
Литература - это культурный символ России, высшая форма существования российской духовности и языка. Литература в школе посредством воздействия на эстетические чувства воспитывает в человеке патриотизм, чувства исторической памяти, принадлежности к культуре, народу и всему человечеству. На основе понимания особенностей литературы как вида искусства возможны плодотворное освещение и усвоение важнейших функций литературы - познавательной, нравственной и воспитательной. |
В условиях многонационального государства необходимо также изучение выдающихся произведений литературы народов Российской Федерации в переводах на русский язык. |
3 слайд. Целью настоящей Концепции является обеспечение высокого качества изучения и преподавания русского языка и литературы в образовательных организациях в соответствии с меняющимися запросами населения и перспективными задачами развития российского общества и экономики. |
Задачами развития системы изучения и преподавания русского языка и литературы в образовательных организациях в Российской Федерации являются: |
|
|
|
|
|
Многолетние традиции системного изучения русского языка и литературы в образовательных организациях (методические подходы, учебно-методические комплексы, научно-педагогические школы и образовательные практики) представляют собой важнейший потенциал российской системы общего образования. Вместе с тем существует целый ряд нерешенных проблем, в том числе проблемы мотивационного, содержательного и методического характера, а также кадровые проблемы. |
4 Слайд. В настоящее время заметно снижение мотивации обучающихся к чтению. Изменение свойств и условий существования текстов, с которыми имеют дело дети и подростки (электронные носители с возможностями нелинейного представления текста, система гиперссылок, обилие коротких бытовых текстов, возникающих сиюминутно в печатной форме и размывающих представление об особом статусе печатного слова и др.), увеличение общего количества текстов, уменьшение их объема и изменение структуры наряду с целым рядом социальных и лингвосоциальных проблем приводят к тому, что традиционный, линейно разворачивающийся книжный текст большого объема все труднее воспринимается и прочитывается детьми. В некоторых случаях это становится серьезным препятствием для освоения литературных произведений и почвой, на которой расцветает имитационная читательская деятельность (чтение кратких пересказов, использование готовых сочинений и рефератов и др.). |
Во многих случаях у обучающегося оказывается несформированной заинтересованность в освоении значительного объема произведений русской и мировой литературы, который предлагает ему программа. |
Фактически литературное образование столкнулось сегодня с серьезным вызовом - поиском внутренней мотивации для привлечения детей и подростков к литературе, выработкой аргументации и методик для повышения интереса к знакомству как с русской классикой, так и с наиболее значительными произведениями современной литературы. |
5 Слайд. Содержание учебного предмета "Русский язык" не в полной мере обеспечивает формирование коммуникативных компетенций обучающихся. Многие выпускники образовательных организаций недостаточно владеют навыками устной и письменной речи, нормами русского литературного языка и речевого этикета. Овладение теоретическими знаниями во многих случаях оказывается изолированным от умения применять эти знания в практической речевой деятельности. |
В полной мере не обеспечена дифференциация содержания учебного предмета с учетом образовательных потребностей и интересов обучающихся, их уровня владения русским языком для организации углубленного изучения (профильного обучения) учебного предмета, а также для изучения русского языка в условиях многоязычия. Кроме того, не оптимально соотношение теоретических и прикладных элементов содержания учебного предмета "Русский язык". |
6 Слайд. В содержании учебного предмета "Литература" основное внимание уделяется знакомству с историко-культурной информацией о произведении, авторе и литературном процессе, освоению понятийного аппарата литературоведения. При этом недостаточно внимания уделяется способности понимать художественный текст. |
Анализ образовательной практики показывает, что изучаемые в рамках образовательной программы произведения не всегда соответствуют возрасту обучающихся. Детям и подросткам, как правило, предлагаются для освоения художественные тексты, написанные для более зрелой читательской аудитории. Кроме того, наблюдается несоответствие речевого опыта современных обучающихся и языка как классических, так и современных литературных произведений. |
В образовательных программах по литературе уделяется недостаточное внимание произведениям о жизни и проблемах современных детей и подростков. Вместе с тем опыт чтения и обсуждения такой литературы со сверстниками и взрослыми важен для воспитания и интеллектуального развития обучающегося. |
7 Слайд Учебные предметы "Русский язык" и "Литература" направлены на формирование разных компетенций и предполагают различные методические подходы и формы организации образовательной деятельности. Вместе с тем федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования установлены единые требования к результатам освоения предметной области "Русский язык и литература" как на базовом, так и на углубленном уровне. |
Неравный уровень владения обучающимися русским языком делает необходимым создание и внедрение в образовательную деятельность методик преподавания русского языка и других учебных предметов в условиях многоязычия. |
Требуют совершенствования методики и приемы формирования интереса современного обучающегося к чтению (в том числе с учетом развития современных информационно-коммуникационных технологий). |
Образовательными организациями недостаточно используется потенциал учреждений культуры (музеи, библиотеки, театры, выставочные площадки и др.), обладающих ресурсами, необходимыми для осуществления обучения и воспитания, а также для иных видов учебной деятельности, предусмотренных образовательной программой. |
|
9 Слайд. В федеральном государственном образовательном стандарте среднего общего образования целесообразно разделить и детализировать требования к предметным результатам обучения по учебным предметам "Русский язык" и "Литература" как на базовом, так и углубленном уровне. |
В федеральных государственных образовательных стандартах начального общего и основного общего образования также необходимо детализировать указанные требования и учитывать накопленный позитивный опыт составления нормативных и рекомендательных списков литературных произведений с опорой на действующие примерные основные общеобразовательные программы. |
В целях повышения интереса обучающихся к чтению важно привести содержание примерных рабочих программ по литературе, учебно-методических комплектов, а также технологии и методики преподавания в соответствие с возрастными особенностями, потребностями и интересами обучающихся (в том числе для организации углубленного изучения учебного предмета (профильного обучения). |
10 Слайд. Необходимо создание: |
- учебников русского языка и литературы нового поколения, построенных на основе дифференциации и индивидуализации, ориентированных на оптимальное сочетание обязательного и вариативного компонентов образовательных программ, предполагающих приоритетное развитие самостоятельной творческой работы обучающихся; |
- хрестоматий, расширенных за счет дополнительного (вариативного) материала и включающих, кроме текстов художественных произведений, комментарии, вопросы и задания; |
11 Слайд. - современных словарей разных типов, прошедших обязательную профессиональную экспертизу. |
Государственные программы должны способствовать объединению усилий образовательных организаций, средств массовой информации, музеев, библиотек, театров, системы книгоиздания и книгораспространения, направленных на поддержку чтения. |
Целесообразно продолжить совершенствование контрольных измерительных материалов для итоговой аттестации по учебным предметам "Русский язык" и "Литература". |
Для реализации концепции по общим направлениям в школе особое внимание следует уделить выбору УМК и индивидуальным особенностям обучающихся. |
|
- усвоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, функционировании и развитии; |
- овладение всеми видами речевой деятельности (слушание, чтение, говорение, письмо), умение правильно использовать речевые навыки во всех сферах общения; |
- формирование нормативной грамотности устной и письменной речи; |
- формирование межпредметных связей русского языка с другими учебными предметами (иностранными языками, литературой и др.); |
13 Слайд. использование текстов разных функциональных типов (художественных, нехудожественных); |
состав используемых текстов должен формироваться с учетом возрастных, гендерных и этнокультурных особенностей восприятия обучающихся; |
использование информационно-коммуникационных инструментов и ресурсов (включая печатные и электронные словари, переводчики, программы орфографического контроля, поисковые системы, системы распознавания текста и устного ввода). |
14 Слайд. Требуется разработка методик преподавания русского языка и других учебных предметов в условиях многоязычия, опирающихся на достижения современной лингвистики и теории межкультурной коммуникации. |
Государственная итоговая аттестация по учебному предмету должна включать оценку уровня владения не только письменной, но и устной речью. |
Таким образом, для реализации концепции на базе школы необходимо совершенствовать освоение учебного предмета: |
|
|
|
|
|
Ввиду вышесказанного, Министром Образования Ольгой Васильевой предложено ввести в образовательный процесс устный экзамен по русскому языку, чтобы проверить владение обучающимися не только письменной, но и устной речью. |
15 Слайд. Для освоения учебного предмета Литература необходимо: |
- усилить компонент, направленный на формирование читательских компетенций, а также способности осмысленно воспринимать художественный текст; |
- учитывать возрастные и этнокультурные особенности обучающихся при формировании списка изучаемых произведений (в том числе путем включения в него произведений о жизни и проблемах современных детей и подростков, произведений авторов из числа народов Российской Федерации); |
- определить оптимальное соотношение объема учебного материала и учебного времени, предусмотренного основной образовательной программой на изучение учебного предмета. |
Для реализации концепции на базе школы необходимо совершенствовать знания обучающихся используя следующие приемы: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Последней новостью в плане реализации Концепции явилось заявление главы Рособрнадзора Сергея Кравцова на заседании в Минобрнауки, посвященном формированию единой системы оценки качества школьного образования: «Разрабатывается новая модель экзамена по литературе, когда мы хотим отказаться от заданий, где пишется правильный ответ. Фактически полностью перейти к творческим заданиям, которые максимально оценивают творческие способности школьника». |
Реализация Концепции |
Реализация настоящей Концепции обеспечит новый уровень изучения и преподавания русского языка и литературы, а также будет способствовать разработке и апробации механизмов развития филологического образования. |
Планируемым механизмом реализации настоящей Концепции является включение соответствующих задач в осуществляемые мероприятия целевых федеральных и региональных программ и программ развития отдельных образовательных организаций, финансируемых за счет средств федерального, региональных и муниципальных бюджетов. |
16 Слайд. Закончить хотелось бы словами президента Российской Федерации. Русский язык и литература «играют огромную, поистине определяющую роль в воспитании таких важнейших личностных качеств, как патриотизм и гражданственность, уважение к нашему многонациональному Отечеству, его истории, традициям, богатейшему культурному наследию» |
17 Слайд. СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методы, приемы , средства повышения эффективности образовательной деятельности при обучении русскому языку и литературе в современной школе
Выступление на конференции...
"Изучение русского языка и литературы в полиэтнической школе. Разноуровневое обучение на уроках русского языка"
Школа, в которой я работаю, многонациональная: русских – 103 человека (36%); турок – месхетинцев – 140 человек (56%), армян – 13 человек (8%). Анализ национального состава учащихся показывает наличие ...
"Изучение русского языка и литературы в полиэтнической школе. Разноуровневое обучение на уроках русского языка" Презентация.
Школа, в которой я работаю, многонациональная: русских – 103 человека (36%); турок – месхетинцев – 140 человек (56%), армян – 13 человек (8%). Анализ национального состава учащихся показывает наличие ...
«Применение информационно-коммуникационных технологий как фактор повышения качества обучения русскому языку и литературе»
В работе делается акцент на то, что современный мир требует от школы коренным образом менять сложившуюся технологию школьного обучения, строить преподавание так, чтобы знания не преподносились в готов...
Пути повышения качества преподавания русского языка и литературы с использованием деятельности музеев.
Пути повышения качества преподавания русского языка и литературы с использованием деятельности музеев....
Современные образовательные технологии как средство повышения качества преподавания русского языка и литературы в образовательных организациях СБОРНИК МАТЕРИАЛОВ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ
Сборник материалов научно-практической конференции «Современные образовательные технологии как средство повышения качества преподавания русского языка и литературы в образовательных органи...
Пути повышения качества преподавания русского языка и литературы
Наше педагогическое кредо – «УЧИТЬ детей УЧИТЬСЯ». Отсюда и вытекает главная педагогическая задача школы – пробудить интерес детей к учебной деятельности, добиться проявле...