урок - лабораторная работа "Чередование гласных Е - И в корне"
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме
Цель данного урока - познакомить учащихся с условием написания гласных Е_Ив корнях с чередованием, развивать творческое и логическое мышление, речь учащихся. Выполняя задания лабораторной работы, учащиеся закрепляют умение находить слова с чередующимися гласными в корне, овладевают приемами отбора и систематизации материала на данную тему, ставят цель своей деятельности, ведут поиск необходимой информации, дают самооценку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 27.38 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №21»
Открытый урок русского языка в 5 классе
Тема: «Чередование гласных И – Е в корне слова»
Дата проведения: 16.04.2015
Учитель: Романова В.Н.
Сергиев Посад
2015
Цель деятельности учителя: познакомить учащихся с условием написания чередующихся гласных е – и в корнях, развивать образное и логическое мышление, речь учащихся
Тип урока: урок объяснения нового материала
Планируемые образовательные результаты
Предметные (объём освоения и уровень владения компетенциями): знать перечень корней с чередованием Е-И и научиться объяснять правописание слов счередованиями гласных е-и в корнях; отличать безударные гласные в корне от чередующихся
Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретённая компетентность): закрепление умений нахождения слов с чередующимися гласными в корнях слов, овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему, умение ставить цель деятельности и вести самостоятельный поиск информации, самооценка.
Личностные: понимание определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования
Методы и формы обучения: поисковый, эвристический метод; индивидуальная, групповая, фронтальная работа
Основные понятия: орфограмма, безударные проверяемые и непроверяемые гласные, чередующиеся гласные.
Сценарий урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Предполагаемые результаты |
1. Мотивация к учебной деятельности | - Здравствуйте, ребята! | Театрализация (два корня, суффикс -а-, буквы Ии Е: проблема: где встать букве «и», где – букве «Е»?) | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся |
2. Проектирование цели урока | - Ребята, как вы думаете, с чем связано такое необычное начало урока? - Молодцы! Тема урока уже обнаружена. Как бы сформулировали цель вашей работы на уроке. Давайте зададим проблемный вопрос – и запишем его в наши рабочие листы. | - Наверно, на уроке пойдет речь о правописании гласных Е и И в корне. - От чего зависит чередование Е-И в корне? | Личностные: формирование границ собственного знания и «незнания» Регулятивные: адекватно воспринимать ответы одноклассников Познавательные: работа над формированием логических умений: анализ, сравнение, обобщение, построение цепочек рассуждений |
3. Практическая деятельность учащихся по реализации достижения поставленной цели (лабораторная работа) | - Как вы думаете, с какой целью вы сегодня собраны в лаборатории-группы? - Я верю, что вы справитесь с этой лабораторной работой! Давайте прочтём, что вам дано для исследования и инструкцию по выполнению работы. - Давайте проверим, верно ли вы сделали ваши выводы | - Мы будем производить «опыты» со словами и найдем причину чередования Е-И в корнях. - Нам дано: Отберу – отбирать Выдеру – выдирать Замереть – замирать Отпереть – отпирать Стереть – стирать Выстелить – выстилать Заблестеть – заблистать Выжег – выжигать Читают цели, о материалах для работы, инструкцию по выполнению работы. Выполняют лабораторную работу (в группах) Сверяют выводы (между группами и с образцом оформления на слайде) | Регулятивные: субъективное открытие лингвистической закономерности Познавательные: поиск необходимой информации, выдвижение гипотез и их обоснование Коммуникативные: развитие монологической речи |
4. Выявление и освоение способа действия для осознанного применения полученных знаний (игра) | - Наверно, наши лингвисты-испытатели притомились от однообразной работы? Предлагаю поиграть и запомнить выявленное вами правило! Вы будет искать сейчас хитрую ИРУ и ослика ИА! Послушаем стихи-условие игры Будьте внимательны, слушая ребят из других групп: подумайте, почему у вас разные условия игры? - Кто уже догадался, почему одни искали Иру, а другие ослика Иа? | Читают мнемонические стихотворения. 1,2,3 группы: Хитрая Ира Ира-проныра, В прятки она обожает играть. В словах, где БЕР-БИРА, ПЕР-ПИРА, ТЕР-ТИРА, Спряталась хитрая Ира опять. В словах, где МЕР-МИРА, а также ДЕР-ДИРА, Будем хитрющую Иру искать. 4,5 группы: Правило ослика Иа: Если видишь суффикс А, В корне И пиши всегда. Вставляют буквы, обозначая орфограмму. Сравнивают слова разных групп и делают вывод (не всегда в этих корнях есть сочетание «ира», часто мы ищем сочетание «иа») | Личностные: формирование аналитического и логического мышления Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей Познавательные: структурирование знаний |
5. Физминутка | - Проверим, насколько внимательны сегодня вы были, и разомнёмся. Приготовьтесь: если в корне надо писать букву И, встаньте-потянитесь, если вы считаете, что следует писать букву Е, то сядьте-присядьте. | Выполняют упражнения. отдИрать собИрать запЕреть собИрать заблЕстел расстИлать постЕлить растЕреть прижИгать упЕреться замИрать | Регулятивно-личностные:самостоятельно проверяют свои знания, осознают необходимость повторения темы (при неправильных ответах) |
6. Закрепление умения осознанного применения знаний (практическое применение полученных результатов исследования) | - Как и в любой лаборатории, нам необходимо наши исследования апробировать. Перед вами текст. Давайте с ним поработаем! - Как бы вы озаглавили этот текст?(Сила и польза) - Давайте проверим, как вы выполнили задания. | Читают текст (выразительно) Предлагают заголовки. Выполняют задания. (3-4 минуты) Читают ответы, исправляют ошибки одноклассников, дополняют ответы. | Личностные: имеют желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом и созидательном процессе Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия, осуществляют для решения задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации. Устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления Коммуникативные:умеют аргументировать свой ответ. |
7. Самостоятельная работа по применению полученных знаний | - Подошло время самим применить те знания, которые вы получили сегодня в ваших лингвистических лабораториях. Продолжая говорить о добре, мире, взаимопонимании, составьте собственные миниатюры. Откройте «Творческие конверты» (командир сам выбирает для своей группы) – там вы обнаружите тему вашего будущего текста и опорные выражения. Удачи! Через 4 минуты будем слушать ваши шедевры! Не забудьте обозначить орфограмму, которую вы открыли сегодня на уроке. | Составляют тексты в группах, записывают их в рабочих листах, отмечают изученную орфограмму. Читают тексты, слушают тексты других групп, исправляют ошибки. | Познавательные: выполняют учебные действия, осознают задачу, делают обобщения, выводы. Регулятивные: оценивают ответы друг друга, исправляют ошибки в ответах своих одноклассников. Коммуникативные: умеют слушать своих одноклассников, умеют исправлять их ошибки, осуществляют совместную деятельность в группах. |
8. Подведение итогов. Рефлексия и оценивание работы на уроке. | Заполните таблицу Что делали? Что наблюдали? (на каждом этапе работы) С каким настроением вы завершаете свою работу на уроке? | Заполняют таблицу, анализируя свою деятельность на уроке Театрализация (учащиеся в течение урока решили проблему и знают, где встанет буква Е, где – буква И) | Познавательные: устанавливают взаимосвязь между объемом полученных на уроке знаний и исследовательских, аналитических умений Регулятивные: оценивают свою работу |
9. Проектирование задания на дом | - Ребята, а дома вы будете продолжать сочинять! Тема вашей миниатюры «Жизнь замечательных корней». Как вы думаете, о чём будут ваши тексты? - Кто еще, кроме корней, будет обязательным героем ваших историй? - Каков объем ваших работ? - Есть ли среди вас те, кто хочет получить 4 или 5? Тогда вы обозначите разные орфограммы в корнях слов ваших сочинений. Удачи! | - Мы напишем сказочные истории о корнях с чередованием И-Е. - Суффикс А. - 8 – 10 предложений. | Познавательные: устанавливают взаимосвязь между работой на уроке и домашним заданием, составляют алгоритм выполнения задания. Регулятивные: осознают свои возможности при выполнении задания Коммуникативные: совместно с учителем строят план домашнего задания (проектируют его) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока "Чередование гласных а-о в корнях -лаг- - -лож-, -раст- - ращ- - -рос"
План-конспект урока по теме "Чередование гласных а-о в корнях слов с использованием ЭОР" в 5 классе...
Урок русского языка в 5 классе по теме: «Гласные е - и в корнях с чередованием.»
Пердствлен конспект урока русского языка в 5 классе по традиционной программе автора Ладыженской. Игровые, групповые формы помогают лучше усвоить материал по изучению корней с чередованием....
Конспект урока русского языка по теме "Правописание гласных О - А в корнях с чередованием"
Цели: учебно-развивающие:Отработка навыков правописания корней с чередующимися гласными;отработка навыков самостоятельной работы;воспитательные:воспитывать бережное отношение к природе....

Урок русского языка "Правописание гласных и согласных в корне слова"
Урок русского Обобщение знаний...

Презентация к уроку "Правописание чередующихся гласных О-А в корнях лаг-лож"
Урок дан на окружном конкурсе "Учитель года - 2011"...
План-конспект урока "Правописание чередующихся гласных А-О в корнях -раст-/-рос-»
План-конспект содержит информацию о ходе урока получения нового знания по теме "Правописание чередующихся гласных А-О в корнях -раст-/-рос-". В нем представлены как теоретические сведения (п...

Конспект урока по теме "Чередование гласных а-о в корнях -лаг- - лож- " (урок открытия новых знаний).
Конспект урока по теме "Чередование гласных а-о в корнях -лаг- -лож-" (урок открытия новых знаний)....
- Мне нравится (1)
Комментарии
Спасибо большое за интересный
Спасибо большое за интересный материал! Обязательно воспользуюсь!