Комплексный анализ текста
план-конспект урока по русскому языку (11 класс) на тему
Урок русского языка в 11 классе. Он показывает систему подготовки к выпускным экзаменам в форме ЕГЭ. На примере текста северного писателя Ф.А. Абрамова "Белые ночи" повторяются все разделы русского языка: от орфографии, пунктуации до стилистики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
подготовка к ЕГЭ | 23.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 11-ом классе по теме "Комплексный анализ текста"
- Кудряшова Валентина Михайловна, учитель русского языка и литературы
Разделы: Преподавание русского языка
Цели урока: формирование коммуникативной и речевой компетенции старшеклассников, мобилизация теоретических знаний по русскому языку, развитие эмоциональной и интеллектуальной сфер личности.
Задачи:
1) формировать навыки комплексного анализа текста;
2) обучать умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
3) совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки;
4) отрабатывать практические умения, необходимые для успешной сдачи ЕГЭ по русскому языку.
Оборудование: тексты для анализа, портрет Ф.А. Абрамова, словари, таблицы
Ход урока
Приветствие.
Сообщение темы и целей урока.
Учащимся предлагается совместно определить цели и задачи урока. Самая главная задача на данном этапе обучения – хорошо подготовиться к сдаче ЕГЭ по русскому языку. Какие умения помогут это сделать? (Определить тему, идею, стиль, тип, изобразительно-выразительные средства текста. Орфографическая и пунктуационная грамотность, знание теории, умение написать сочинение-рассуждение на основе прочитанного текста.) Сформировать все эти умения помогает комплексный анализ текста. Комплексный анализ текста включает в себя следующие этапы:
- восприятие (выразительное чтение, определение темы, основной мысли, типа и стиля речи, смысла заголовка);
- анализ языковых единиц;
- сравнительный анализ текстов разных стилей
- правописание.
Орфографическая и пунктуационная разминка (« по цепочке»)
Задание | Ответ |
1)таинстве(н,нн)о | |
2)бе..молвной | |
3)(не)потухшая ни на минуту | |
4)з..ря | |
5)зол..тит | |
6)остр..конечные | |
7)путают?ся | |
8)бредёш? | |
9)деревя(н,нн)ого | |
10)з..мная | |
11)пр..открытых | |
12)н..плывает | |
13)сла..коватый | |
14)гореч? | |
15)избя(н,нн)ое | |
16)тон..нькую | |
17)з..глохли | |
18)(ядовито)сладкой | |
19)(какая)нибудь | |
20)(остро)конечные | |
21)на восток.. | |
22)Не потухшая ни на минуту _ заря золотит остроконечные пики деревьев. | |
23)От деревянного днища ведра _ поднятого над колодцем _ отделится капля. | |
24)Дремлют в окружии леса _ тёмные,неподвижные. | |
25)Заслышав шаги _ пошевелится под крышей голубь _ и тогда _ медленно кружась( ) пролетит лёгкое перо. | |
26)Вдали перед нами пестрели _ и цвели луга _ и нивы золотые. | |
27)Тихо, так тихо _ что слышно _ как вздыхает черёмуха. | |
28)Ветер выл _ толкал меня _ то в спину _ то в грудь. | |
29)Около изб не видно было _ ни людей _ ни деревьев. | |
30)Берёзы _ и осины _ и липы _ и клёны _ уже стояли зелёными. |
Вывод учителя. Какие орфограммы и пунктограммы вызвали затруднение? Обведите кружочком это задание.
Работа с текстом.
Перед вами отрывок из романа “Братья и сестры” Ф.А. Абрамова. Подготовьтесь к его выразительному чтению.
Текст 1.
И день не день, и ночь не ночь…
Таинственно, призрачно небо над безмолвной землёй. Дремлют в окружии леса – темные, неподвижные. Не потухшая ни на минуту заря золотит их остроконечные пики на востоке.
Сон и явь путаются на глазах. Бредёшь по селению - и дома и деревья будто тают и зыбятся слегка, да и сам вдруг перестаёшь ощущать тяжесть собственного тела, и тебе уже кажется, что ты не идёшь, а плывёшь над притихшей деревней… Тихо, так тихо, что слышно, как, осыпаясь белым цветом, вздыхает черёмуха. От деревянного днища ведра, поднятого над колодцем, отделится нехотя капля воды – гулким эхом откликнется земная глубь.
Из приоткрытых хлевов наплывает сладковатый запах молока, горечь солнца излучает избяное дерево, нагретое за день. И ещё: заслышав шаги, пошевелится под крышей голубь, воркнув спросонья, и тогда, медленно кружась, пролетит лёгкое перо, оставляя за собой в воздухе тоненькую струйку гнездовьего тепла.
Заглохли, притихли крикливые запахи дня. Уже не разит смолищей от сосен, не тянет с луга ядовито-сладкой сивериской, от которой дохнет скотина. Зато все тончайшие запахи разнотравья, которые теряются днем, невидимым парком наплывают с поля. И какая-нибудь маленькая, неприметная, стыдливо спрятавшаяся в лопухах травка, для которой и званья-то не нашлось у людей, вдруг радует таким непередаваемым ароматом, что томительно и сладко заноет сердце.
Белая ночь…
Ф.А Абрамов
Понравилось чтение?
Что вам известно об авторе этого текста? (Слайд 1)
Определите его тему и основную мысль. Подумайте над вариантами названия.
Какой тип речи использует автор, чтобы воспеть северные белые ночи? (Слайд 2)
Чтобы определить, к какому стилю речи принадлежит данный текст, предлагаю вам провести небольшое исследование. Сравните два текста. Заполните таблицу.
Текст 2
Бе́лые но́чи — это ночи, в течение которых естественная освещённость так и не становится слишком низкой, то есть вся ночь состоит лишь из сумерек. Явление наблюдается в умеренных и высоких широтах перед летним солнцестоянием и после него.
Наиболее известными российскими городами, где, как принято считать, наблюдаются белые ночи, являются Санкт-Петербург, Череповец, Вологда,Петрозаводск, Архангельск, Северодвинск и другие.
Название стиля | Текст 1 | Текст 2 |
Цель (зачем?) | ||
Ведущая стилевая черта | ||
Языковые средства | ||
Сфера применения | ||
Жанры |
Вывод исследования. Перед нами текст художественного стиля. Назовите его основные признаки?
Какие ещё средства выразительности использовал Фёдор Александрович? Какие функции они выполняют?
Цветопись Эпитеты
Звукопись Эмоционально-оценочные слова
Инверсия (во 2 предложении поменяйте слова местами. Что произошло?)
Метафоры
В тексте есть слово ЗЫБЯТСЯ («… и дома и деревья будто тают и зыбятся слегка…»). Объясните лексическое значение этого слова, используя толковый словарь. Почему зыбятся, а не колеблются, волнуются?
- С помощью какого приёма достигается завершённость текста? (Кольцевая композиция)
Вывод учителя. Как видите, для комплексного анализа подбирается текст такого автора, у которого есть чему поучиться. Классический текст – единое целое, где каждый элемент на своем месте.
Найдите в тексте литературные параллели (аллюзии).
Ф.М. Достоевский. Повесть «Белые ночи» (Слайд 3)
«Была чудная ночь, такая ночь, которая разве только и может быть тогда, когда мы молоды, любезный читатель. Небо было такое светлое, что, взглянув на него, невольно нужно было спросить себя: неужели же могут жить под таким небом разные сердитые и капризные люди?»
И.С. Тургенев. Стихотворение в прозе «Голуби».
«Но под навесом крыши, на самом кра́юшке слухового окна, рядышком сидят два белых голубя. Нахохлились оба — и чувствует каждый своим крылом крыло соседа…
Хорошо им! И мне хорошо, глядя на них… »
К/ф А. Кончаловского «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына».
Не раз о белых ночах писал А.С.Пушкин:
Пишу, читаю без лампады,
И ясны спящие громады
Пустынных улиц, и светла
Адмиралтейская игла,
И, не пуская тьму ночную
На золотые небеса,
Одна заря сменить другую
Спешит, дав ночи полчаса...
(Поэма «Медный всадник»)
Рефлексия. Творческая работа (5-10 предложений).
Опишите в художественном стиле какое-нибудь природное явление. (5-6 минут).
Д/З Учебник Дейкиной и Пахновой. Упр. 345
Расставить знаки препинания, графически объяснить. Определить роль сравнительных оборотов. Определить функцию многоточия как знака завершения. Подобрать синоним к слову ДУМА.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплексный анализ текста. Работа с текстом И.Бунина.
Данные материалы должны послужить для расширении словарного запаса, воспитанния чувства любви к прекрасному и умение видеть это прекрасное в окружающем мире, для закрепления навыков анализ текст...
урок-исследование "Комплексный анализ текста" (по тексту Ю.Бондарева "Звезда и Земля")
Разработка открытого урока по комплексному анализу текста Ю.Бондарева "Звезда и земля"....
Работа с текстом. Комплексный анализ текста. 9 класс.
Комплексный анализ текста предназначен для подготовки учащихся 9 класса ГИА по русскому языку. В него входит синтаксический материал части В9 - В14. Повторяются простое осложненное предложение, а так ...
Комплексный анализ текста в старшей школе с целью подготовки к написанию части «С» Единого государственного экзамена. Анализ текста О.М.Безымянной «Урок о «если» (подготовка к выполнению части «С»)
Чтобы удивиться, нужно мгновение, а чтобы сделать удивительную вещь, нужны годы терпения и упорного труда.Древняя мудрость Изучение русского...
Приемы комплексного анализа текста как средство развития устной и письменной речи учащихся (комплексный анализ текста на уроках русского языка в 5-м классе)
Текст содержит в себе фонетический, лексический и семантический компоненты языка, которые соотносятся с уровнями языка. Поэтому именно комплексный анализ текста позволяет реализовать программу интелле...
Приемы комплексного анализа текста как средство развития устной и письменной речи учащихся (комплексный анализ текста на уроках русского языка в 5-м классе)
Текст содержит в себе фонетический, лексический и семантический компоненты языка, которые соотносятся с уровнями языка. Поэтому именно комплексный анализ текста позволяет реализовать программу интелле...
ЕГЭ по русскому языку. Задание 22. Комплексный анализ текста, логико-содержательный анализ текста.
Материал выполнен в виде презентации в формате PDF-файла. Рассматриваются различные варианты формулировок данного задания. Представлен алгоритм работы над ним, а также для практики разбираются пять те...