Подготовка старшеклассников к выполнению задания части С ( из опыта работы).
статья по русскому языку (11 класс) на тему
ЕГЭ по русскому языку стал для учащихся настоящим кошмаром, особенно часть С (сочинение- рассуждение). Было странно видеть полную рассеянность учителей, в том числе и меня, перед этим "страшным словом". Со временем стало понятно, что с этим "ЕГЭ" справиться можно. Вопреки всему, всё "хорошо забытое старое" пригодилось. Просто нужна система в подготовке и собственная для рубят ответственность
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
iz_opyta_raboty.doc | 128.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ЕГЭ по русскому языку.
Подготовка старшеклассников к выполнению задания части С ( из опыта работы).
Вступление.
ЕГЭ по русскому языку заставил меня как учителя многое в своей работе пересмотреть. Работая в старших классах чувствуешь особенную ответственность перед учащимися, перед родителями, коллегами. ЕГЭ… Вначале была некая растерянность… но, пересмотрев свои наработки, уже имеющийся передовой опыт обнаружила много ценных вещей, которые будут помогать в работе при подготовке учащихся к итоговой аттестации. Теперь, по прошествии лет, имея опыт подготовки учащихся к единому государственному экзамену, пришла к выводу о необходимости систематизации материала, его обобщения. Свой опыт работы хочу представить на основе наработок последних лет. Их я использую при подготовке учащихся к сдаче обязательного экзамена по русскому языку.
Актуальность темы.
Актуальность данной темы обусловлена необходимостью качественно подготовить ребят к написанию сочинения-рассуждения, так как написание сочинения по предложенному тексту является одним из трудных заданий. В ходе подготовки к данному виду задания необходимо на уроках литературы (в первую очередь) и русского языка уделять большое внимание формированию у выпускников коммуникативной компетенции:
- понимать информацию (основную и дополнительную, явную и скрытую);
- определять последовательность предложений в тексте и средства связи между ними;
- уметь свободно, правильно излагать свои мысли, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме);
- адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, увиденному, услышанному;
- уметь правильно оценивать свою и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления; оформлять речь в соответствии с нормами литературного языка.
Кроме этого, необходимо не забывать и о психологической подготовке к сдаче экзамена.
Всё вышеизложенное требует кропотливой работы. Самое главное, как мне кажется, дать ребятам максимум возможностей, вариантов для того, чтобы они преодолели психологический барьер и не боялись сочинения.
Этап 1. Планирование работы учителя по подготовке к выполнению задания части С.
В старших классах по базисному учебному плану на изучение русского языка отводится всего лишь 1 час. Это хронически мало. В нашей школе на протяжении ряда лет (как только введён был ЕГЭ) на изучение русского языка в 10- 11 классах отводится по 2 часа. Поэтому я, составляя свою рабочую программу по русскому языку и в 10классе, и в 11 классе, всегда уделяю внимание попутной подготовке учащихся к работе с текстом. Наряду с программным (обязательным изучением материала согласно календарно-тематическому планированию)материалом спланировала и систему уроков по теме, непосредственно касающейся отработки навыков, необходимых для написания сочинения-рассуждения.
Вот некоторые из них:
Подготовка к ЕГЭ | Тема урока | Отработка навыка |
Знакомство с теоретическим минимумом для выполнения задания С | Изобразительные возможности лексики и фразеологии. | Овладение основными теоретическими понятиями, применение их на практике |
Понимание содержания исходного текста | Нормативное употребление форм слова | Анализ текстов научно-популярного, публицистического, разговорного стиля. Умение интерпретировать содержание исходного текста |
Понимание содержания исходного текста | Роль лексического и грамматического разбора при написании слов | Умение анализировать форму исходного текста, композицию текстов научного, публицистического, разговорного стиля |
Языковое оформление сочинения | Текст. Его строение. Виды преобразования текста. | Знакомство с композицией сочинения-рассуждения |
Вступление к сочинению. Смысловые и грамматические связи предложений. | Виды преобразования текста. | Написание различных вариантов вступления сочинения-рассуждения |
Основная часть сочинения. | Термин и терминология. Толкование терминов. | Формулировка проблемы, её комментарий, аргументация собственного мнения. |
Финал сочинения-рассуждения | Использование средств научного стиля в речи. | Оформление вывода, оформление речи в соответствии с орфографическими, грамматическими и пунктуационными нормами литературного языка. |
Материал, необходимый для дополнительной работы на уроке по подготовке к написанию сочинения-рассуждения, предлагается учащимся в виде таблиц, схем, различных памяток . Учащиеся собирают весь этот материал в своих папках- накопителях. При необходимости учащиеся могут в кабинете заглянуть в нужную папку - накопитель и найти необходимый материал или же проконсультироваться с учителем.
Этап 2. Основное содержание работы по подготовке к написанию сочинения- рассуждения.
Как мне кажется, для написания сочинения выпускнику необходимо знать определенные теоретические сведения или теоретический минимум. Именно с него и начинается работа по подготовке к написанию сочинения.
Теоретический минимум для выполнения задания С
Текст– группа последовательно расположенных предложений или абзацев, связанных общей темой и основной мыслью и характеризующихся смысловой завершенностью. Показателем завершенности текста является возможность подобрать к нему заголовок.
Тема текста – это то, о чем говорится в тексте, что описывается, о чем развертывается рассуждение, это смысловое ядро текста. Текст может включать несколько микротем, то есть составных частей общей темы.
Основная мысль – это определенная идея, замысел речевого произведения, то, ради чего оно создается. Основная мысль передает авторскую позицию, оценку изображаемого.
Проблема текста – это сложный вопрос, задача, которые требуют разрешения. Проблемой может быть такой вопрос, который не допускает однозначного ответа, например: «Бывает ли абсолютное счастье?» Проблема предполагает наличие противоречия во взглядах, противостояния, конфликта между теми или иными явлениями, между желаемым и действительным.
Проблематика – несколько проблем, затронутых в тексте.
Комментарий к проблеме – это рассуждение, пояснительные замечания по поводу проблемы текста, ее толкование. Комментарий свидетельствует о степени понимания проблемы, умении видеть те ее аспекты, которые наметил автор, следить за ходом авторской мысли.
Позиция –это точка зрения, мнение относительно того вопроса, который составляет суть рассматриваемой проблемы.
Авторская позиция – это отношение автора к той или иной проблеме текста.
Аргументация- это приведение доводов с целью доказательства истинности собственной позиции. Аргументация состоит из тезиса и аргументов (доводов) и может быть дополнена иллюстрациями.
Тезис – это положение, кратко излагающее какую-либо идею, являющееся спорным. Это та мысль, которую надо доказать. В нашем случае тезисом будет выражение собственной позиции по рассматриваемой проблеме.
Аргумент – это логический довод, служащий основанием доказательства истинности или ложности тезиса.
Иллюстрация – это конкретный пример, иллюстрирующий довод. Этот пример может быть взят из собственного жизненного опыта, из жизни великих людей, художественной литературы, Библии СМИ, статистических данных и т.п.
Композиция текста – это его строение, соотношение и взаимное расположение его частей.
Абзац – это отступ в начале строки, красная строка, а также отрезок текста между двумя такими отступами.
Фактическая (фактологическая) точность – это приведение фактов в точном соответствии с действительностью, в том числе отсутствие искажений мысли при интерпретации авторского текста, при приведении иллюстраций, подкрепляющих аргументацию.
Ключевое слово (словосочетание) –это слово (словосочетание) в составе тематического предложения, требующее распространения, детализации определенным способом.
Логическая схема текста – схематическое изображение содержания текста, выявляющее связь доводов, частей и свойств с основной темой и заключающееся выводом, в котором, как правило, содержится проблема.
Важно знать, критерии оценки сочинения-рассуждения, чтобы понимать, что требуется и чего стоит избегать. Следует учесть, что система оценивания части С ежегодно претерпевает изменения.
Учащиеся должны чётко представлять (знать) материал о стилях речи. Это поможет им правильно понять содержание исходного текста.(см. Приложения).
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.НАУЧНЫЙ СТИЛЬ.
Сфера применения (где?) | Сфера науки (научные труды, учебники, выступления на научных конференциях и т.п.) |
Функция (зачем?) | Сообщение, научное объяснение |
Основные стилевые особенности | Научная тематика, смысловая точность, строгая логичность, обобщенно-отвлеченный характер, отсутствие эмоциональности |
Основные языковые средства | Терминологическая и профессиональная лексика и фразеология (классификация, гипотенуза, вакуоль, рентген); абстрактная (отвлеченная) лексика (протяженность, горение, романтизм, матриархат); слова в прямом значении; широкое использование производных предлогов и союзов ( в течение, в результате, за счет, в связи и др.); значительные по объему простые и осложненные предложения с причастными оборотами и вводными словами (во-первых, по-видимому, вероятно, таким образом и др.); сложноподчиненные предложения с придаточными причины, следствия |
Жанры | Статья, отзыв, рецензия, реферат, диссертация, учебник, словарь, научный доклад, лекция |
ПРИЛОЖЕНИЕ 2.ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ.
Сфера применения (где?) | Общественно-политическая жизнь: газеты, журналы, телевидение, радио, митинги |
Функции (зачем?) | Воздействие и убеждение с целью формирования какой-либо позиции: побуждение к действию; сообщение с целью привлечения внимания к важному вопросу, проблеме |
Основные стилевые особенности | Документальная точность (говорится о реальных, а не о вымышленных лицах, событиях); логичность; открытая оценочность и эмоциональность; призывность; сочетание экспрессивности и стандарта |
Основные языковые средства | Сочетание книжной, в том числе высокой, и разговорной, в том числе сниженной, лексики (сыны, Отечество, держава, шумиха, пустить утку, разборка, фанат, беспредел); экспрессивные синтаксические конструкции (восклицательные и вопросительные предложения, парцелляция, риторические вопросы и восклицания); изобразительно-выразительные средства языка (метафоры, сравнения, аллегории) |
Жанры | Статья, очерк ( в том числе портретный очерк, проблемный очерк, эссе (раздумья, размышления о жизни, литературе, фельетон, интервью, ораторская речь, выступления на собрании) |
ПРИЛОЖЕНИЕ 3. ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ СТИЛЬ.
Сфера применения (где?) | Художественная литература |
Функции (зачем?) | Изображение и воздействие на воображение, чувства, мысли читателя или слушателя (эстетическая функция) |
Основные стилевые особенности | Художественная образность и эмоциональность; скрытая оценочность |
Основные языковые средства | Слова в переносном значении; изобразительно-выразительные средства языка; использование элементов разных стилей речи как средства создания художественных образов |
Жанры | Роман, повесть, рассказ, поэма, стихотворение |
ПРИЛОЖЕНИЕ 4. РАЗГОВОРНЫЙ СТИЛЬ.
Сфера применения (где?) | Бытовая (неофициальная обстановка) |
Функции (зачем?) | Непосредственное бытовое общение; обмен информацией по бытовым вопросам |
Основные стилевые особенности | Непринужденность, простота речи, конкретность, эмоциональность, образность |
Основные языковые средства | Разговорная, в том числе эмоционально-оценочная и экспрессивная, лексика и фразеология (картошка, книжка, доченька, кот наплакал, длиннющий); неполные предложения; использование экспрессивных синтаксических конструкций, характерных для разговорной речи (вопросительных и восклицательных предложений, слов-предложений, в том числе междометных, предложений с парцелляцией. (Придешь завтра? Молчать! Поспать бы! - Вы в кино? – Нет.) отсутствие многочленных сложных предложений, а также предложений, осложненных причастными и деепричастными оборотами |
Жанры | Дружеская беседа, частный разговор, бытовой рассказ, спор, записки, частные письма |
Учащихся необходимо научить правильно оформить сочинение. Для этого существует множество шаблонов, схем. Ребята вправе выбирать то, что им кажется приемлемым.
Самая простая схема.
- Вступление (2-3 предложения, которые подводят к теме текста).
- Проблема, поднятая в тексте.
- Комментарий проблемы.
- Авторская позиция.
- Позиция ученика по поднятой проблеме (согласие, несогласие, двойственная или противоречивая оценка).
- Аргументы, подтверждающие или опровергающие авторскую позицию (не менее двух аргументов, опираясь на свой жизненный опыт или литературный материал).
- Заключение (2-3 предложения, которые должны придать завершённость сочинению, связать его с исходным текстом)
Что ещё можно предложить учащимся? Варианты композиционных элементов сочинения.
Различные приемы оформления вступления сочинения:
- именительный темы;
- вопросно-ответное единство;
- сообщение об авторе;
- риторическое восклицание;
- сообщение о теме;
- афоризм;
- цитата из текста.
Варианты вступления сочинения, связанный с определением темы текста.
- « Автора текста, который я прочитал, как и многих из нас, привлекает тема…»
- 2)«(Ф.И.О.),Автор текста , который я прочитал, … (взять материал об авторе после текста ) заставил меня задуматься о …».
- 3)Удачный вариант начала сочинения может быть связан с применением афоризма или цитаты: «Народная мудрость гласит: «Не имей сто рублей, а имей сто рублей». Справедливо ли это? Поиску ответа на этот вопрос посвящен текст…».
- 4) Введение в тему может осуществляться с помощью именительного темы, риторического вопроса и восклицания. Например: «Счастье…Кто из нас не мечтал о нем! Иногда оно кажется недостижимым, иногда будто манит нас близостью, но обманывает и растворяется».
Основная часть сочинения - это определение проблемы текста.
Справка: чтобы определить проблему, к которой обращается автор, надо найти противоречие. Это и будет предмет рассуждения или описания.
Формулировка проблемы должна содержать образные и оценочные слова. Сформулировать проблему можно, используя речевые обороты, например: Автор обращается к… (философской, психологической, социальной и т. п.) проблеме….(воспитания, образования, исторической памяти, экологии, культуры, нравственности ...) и …(вскрывает противоречие между…., показывает, обращает внимание читателя на….,выражает сожаление по поводу того, что…)
Существует два наиболее распространенных способа формулирования проблем текста.
1. Формулировка проблем текста в виде вопроса.
Этот способ универсален, так как подходит к любому тексту. Например: Какое влияние оказывает лень на человека? Может ли человек ей противостоять? Именно эта проблема в центре внимания автора ...
Справка: во всех случаях после вопроса необходимо сделать ссылку на исходный текст, благодаря чему проблема оказывается сформулированной.
2. Можно сформулировать проблему текста с использованием типовых конструкций, включающих слова « проблема, вопрос». Наиболее употребительные конструкции:
- В тексте, предложенном для анализа, в центре внимания (кого?) –(какая?) актуальная проблема (чего?)
- Предложенный для анализа текст (кого?) посвящен проблеме (чего?)
- В анализируемом тексте автор рассматривает проблему ( чего?) (если проблем несколько). В предложенном для анализа тексте автор рассматривает ряд важных проблем, наиболее значимой из которых является проблема (чего?)
- (если проблема вынесена в заголовок). Проблема (чего? какая?), рассматриваемая (поставленная) автором в этом тексте, звучит уже в самом его названии.
- (если проблема не рассматривается подробно). В предложенном для анализа тексте автор касается проблемы (чего?), ставит также вопрос (о чем?)
Данные конструкции называются типовыми, то есть это готовые речевые обороты, клише. Типовые конструкции создаются на основе базовых слов. Например: (см. таблицу)
Проблема (какая?) - | Проблема (чего?) - | Автор заставляет читателя (что делать?) |
злободневная | лени | глубоко задуматься о чем? (над чем?) |
актуальная | совести | серьезнее относиться( к чему?) |
острая | экологии | по-иному посмотреть (на что?) |
важная | нравственного выбора | оценить собственную позицию |
серьезная | наследственности и воспитания | переосмыслить свое отношение (к чему?) |
основная | интеллигентности | лучше понять себя и окружающих (красоту и хрупкость мира, природы…) |
научная | назначения искусства | поделиться мыслями ( с кем? о чем?) |
назревшая | нравственной прочности человека | с горечью понять, что… |
наболевшая | добра и зла | -оценить истинный масштаб (чего?) |
общественно значимая | понимания национальных традиций и обычаев | выявить истоки неуважения к … |
межнациональная | духовного совершенствования человека | стать гуманнее и человечнее по отношению к … |
спорная | приобщения людей к чтению | искать истину |
неразрешимая | -милосердия и сострадания | взывает к нашей душе |
После определения темы её необходимо прокомментировать.
Памятка для создания комментария к исходному тексту.
1. Прокомментировать надо только сформулированную вами проблему (проблемы) исходного текста. Задайте себе вопросы:
- что делает автор исходного текста, предлагая на обсуждение читательской аудитории ту или иную проблему?
- на какие аспекты этой проблемы автор обращает прежде всего свое внимание (соответственно – и внимание читателя)?
- что особенно волнует (тревожит) пишущего при изложении этой проблемы (что он подчеркивает, выделяет…)?
- как это делает автор ( просто описывает, прибегает к антитезе, строит свой текст на взаимодействии текста и подтекста…).
Помните о типичных ошибках: не нужно пересказывать, не следует повторять точку зрения автора по этой проблеме, нельзя искажать авторскую мысль.
Помните, что комментарий – это своеобразный «переходный мостик» от формулировки проблемы к изложению авторской позиции по заявленной проблеме. Поэтому здесь уместны различные речевые клише. Например:
- проблему (чего, какую) автор рассматривает на примере одного из своих героев…
- комментируя эту проблему, хочется отметить (сказать, подчеркнуть…)…
- рассматривая эту проблему, автор обращает внимание читателя на …
- в литературе нет ( существует) единого мнения (точки зрения) по вышеизложенной проблеме…
- проблема, заявленная автором, заставляет нас глубоко задуматься о…
- это одна из самых острых (злободневных, актуальных, важных) проблем нашего времени…
Можно перейти к комментарию и с помощью вопросительного или побудительного предложений, например:
- в чем заключается сущность данной проблемы?
- кто из нас не сталкивался с этой проблемой?
- остановимся на этой проблеме подробнее…
Такое « предложение» очень важно в сочинении. Оно позволяет перейти от одной микротемы к другой; от одного абзаца к другому. После такого «предложения» должен последовать собственный комментарий проблемы.
Собственное мнение - важная часть сочинения. Оно позволяет судить о компетентности выпускника, его умении применить свои знания, правильно аргументировать. При этом важно, чтобы учащиеся помнили, что одно дело привести пример, другое - аргументировать его. На данном этапе важно не забывать схему рассуждения, а она такова: тезис - доказательства- вывод.
Справка: тезис – это спорная мысль, относительно которой будут выдвинуты разные суждения. Если мысль представляет собой нравственную аксиому, в справедливости которой никто не сомневается («Надо беречь природу», «Нельзя мусорить» и т.п.), то её бессмысленно доказывать. Но в жизни эти принципы часто нарушаются. Значит, доказательство в данных случаях должно сводиться к тому, чтобы с помощью аргументов показать состоятельность этих истин и тот вред, который может быть нанесен в случае их нарушения. Например:
- с мнением (позицией, доводами) автора трудно (не) согласиться…
- нельзя (не) согласиться с мнением автора. Хочется, прежде всего подчеркнуть…
- трудно согласиться с …
- я (не) разделяю позицию автора, потому что, во-первых…
Справка: от тезиса, выражающего собственную позицию, нужно перейти к доводам. Это можно сделать, используя речевые клише. Например:
- попытаюсь доказать это…
- каждый из нас может привести множество аргументов в защиту авторской позиции…
- кто из нас не сталкивался с ситуацией, когда…
Связь между аргументами можно установить и с помощью вводных слов ( во-первых, наконец), а вывод – с помощью слов итак, следовательно, таким образом.
Какие можно использовать аргументы?
- реальные факты из жизни окружающих (достойные подражания или крайнего осуждения);
- свои собственные наблюдения и выводы;
- предположительные примеры (что могло бы быть при определенных условиях);
- пословицы и поговорки, афоризмы, отражающие традиционно-исторический опыт народа, народную мудрость ( в этом случае учащийся не просто приводит пословицу, это еще не аргумент), а раскрывает, комментирует ее, объясняет ее связь с тезисом;
- примеры из художественной литературы;
- примеры из исторической и научно-популярной литературы, данные статистики;
- примеры из художественных фильмов, периодической печати, теле-и радиопередач;
- ссылки на «авторитет» (учащийся приводит мнение известного уважаемого человека: ученого, политика, специалиста по определенному вопросу).
Заключение сочинения-рассуждения.
Существуют варианты заключения:
1) обобщение;
2) цитата из текста;
3) призыв;
4) нравственный вывод;
5) афоризм;
6) возврат к началу («кольцо»);
7) пословица;
8) обращение к читателям.
Типовые конструкции:
- в заключение хочу подчеркнуть (хотелось бы отметить, еще раз обратить внимание на…)
- следует сказать (отметить, подчеркнуть…);
- особо следует выделить (отметить);
- обобщая сказанное, можно сделать вывод...
- итак,…
- следовательно, …
- таким образом,…
Заключение в сочинении обязательно, так как именно оно обеспечивает смысловую цельность как вашей аргументации, так и всего сочинения в целом.
Заключение
Система в работе, изучение передового опыта коллег даёт положительные результаты. Данная таблица позволяет говорить о динамике результатов обучения учащихся. В частности, количество баллов, полученных учащимися за последние 2 года за задание С, варьируется от 7 до 20 баллов.
Учебный год | ||
2013-2014 | 2014-2015 | |
Количество выпускников | 10 | 10 |
Не преодолели порог | - | - |
Набрали от 44 до 50 баллов | 2 | 1 |
Набрали от 50 до 79 | 7 | 8 |
Представленный педагогический опыт применялся в 10 классе (базовый уровень). В 11 классе основное внимание уделяла практическим занятиям, которые направлены на отработку умения выпускников приводить в качестве аргументов примеры из читательского опыта и жизненных наблюдений, а также развитию навыков аргументации. Важно при этом , чем бы ты не занимался, чтобы учащиеся осознавали приобретённые поэтапно знания как элемент единой, целостной системы. В 11 классе, готовя учащихся к сдаче обязательного экзамена по русскому языку, необходимо строить обучение с опорой на уже пройденное. Таким образом, развивая имеющиеся умения и навыки, выпускники смогут устанавливать связи между новыми и ранее приобретёнными знаниями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система подготовки к ГИА. по математике. ( из опыта работы).
В работе рассказывается о системе подготовки учащихся 9 классов к ГИА по математике...
Рекомендации по подготовке к ЕГЭ по литературе (из опыта работы)
Единый государственный экзамен по литературе... Эти слова бросают в дрожь, наверное, каждого: и ученика, и учителя. Действительно, как же в одном сравнительно небольшом тестово...
Активные формы и методы подготовки к ЕГЭ и ГИА (из опыта работы)
Активные формы и методы подготовки к ЕГЭ и ГИА (из опыта работы)Хоть выйди ты не в белый свет А в ...
Роль элективного курса в организации системного подхода по подготовке к ЕГЭ по математике (из опыта работы).
Сдача экзамена в форме ЕГЭ требует от учащихся обширных знаний по всему школьному курсу математики. Все разделы математики, изучаемой в школе, занимают определённое место в контрольно ─ измерительны...
Тема: «Рекомендации по подготовке педагога к введению стандарта». Из опыта работы Л.М. Казаковой, учителя истории и обществознания МБОУ «СОШ № 3» г.Горнозаводска
Историю можно преподавать по-разному: прочитать лекцию и провести круглый стол, обсудить заранее подготовленные рефераты, превратить урок в небольшую игру-исследование – хороши все варианты, лишь бы з...
Повышение качества образования и работа со слабоуспевающими: подготовка к ЕГЭ и ГИА (из опыта работы учителя русского языка и литературы Скрипниковой Н.Н.)
Из опыта работы учителя русского языка и литературы...
Обобщение опыта работы по теме "Система работы учителя по подготовке к ГИА по информатике. Из опыта работы"
В статье обобщен опыт работы учителя по подготовке учеников к ЕГЭ по информатике. Рассматриваются особенности структуры КИМ, проблемы подготовки и пути их решения...