Система подготовки к ГИА. по математике. ( из опыта работы).
план-конспект урока (9 класс) по теме

Старостина Ирина Викторовна

В работе рассказывается о системе подготовки учащихся 9 классов к ГИА по математике

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл podgotovka_k_gia.docx40.98 КБ
Office presentation icon sistema_podgotovki_k_gia.ppt1.69 МБ

Предварительный просмотр:

Система подготовки к ГИА. по математике. ( из опыта работы).

Выступление на РМО учителей математики , август 2012 года.

Г.  Зарайск , МБОУ гимназия №2.

Старостина И.В.

1.Ключевое отличие экзаменационной работы 2012 г. от модели предыдущих лет заключается в том, что в ней полностью реализовано требование действующей нормативной базы в части проведения экзамена по математике. В соответствии с ним в работе представлены все основные разделы курса математики основной школы, определенные Федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования, – арифметика, алгебра, геометрия, теория вероятностей и статистика.

Это изменение не могло не потребовать пересмотра некоторых подходов к отбору содержания экзаменационной работы и к ее структуре. При этом были сохранены основные особенности экзамена по алгебре в новой форме, неплохо зарекомендовавшие себя в практике проведения государственной итоговой аттестации девятиклассников.

Как и прежде, содержание и структура экзаменационной работы предложенной новой модели предусматривают проверку наличия у учащихся базовой математической компетентности (часть 1) и математической подготовки повышенного уровня, достаточной для активного использования полученных знаний при изучении математики и смежных предметов в старших классах на профильном уровне (часть 2).

Объектами контроля в заданиях первой части работы являются: знание и понимание ключевых элементов содержания (математических понятий, их свойств, математической символики и средств наглядности и пр.), владение основными алгоритмами, умение решать несложные математические проблемы, не сводящиеся к прямому применению алгоритма, умение применять математические знания в несложных практических ситуациях.

Часть 1 содержит 18 заданий, из них 12 заданий по арифметике и алгебре, 4 задания по геометрии, 2 задания по теории вероятностей и статистике. Как и в предыдущие годы в этой части представлены задания трех форм: с выбором одного ответа из четырех предложенных вариантов (3 задания), с кратким ответом (14 заданий) и на установление соответствия между объектами двух множеств (1 задание), предпочтение отдается заданиям с кратким ответом. В отличие от прошлых лет задания не группируются по тематическим блокам, а располагаются произвольно, в основном, от более простых к более трудным.

Объектами контроля в заданиях второй части являются: умение интегрировать знания из различных тем курса при решении задач комбинированного характера, владение некоторыми специальными приемами решения задач, умение строить и исследовать простейшие математические модели, использовать разнообразные способы рассуждений при исследовании математических ситуаций, умение математически грамотно и ясно записывать решение, приводя при этом необходимые пояснения и обоснования.

Часть 2 содержит 5 заданий, из них 2 задания по геометрии: одно повышенного уровня, одно - высокого, 3 задания по алгебре: два повышенного уровня, одно - высокого.

В экзаменационной работе модели 2012 г. усилена практико-ориентированная составляющая итоговой проверки: в первую часть включены задания, выполнение которых свидетельствует о наличии у девятиклассников общематематических навыков, необходимых человеку в современном обществе. Они проверяют наличие логических умений, вычислительных навыков, умение анализировать информацию, представленную на диаграммах, графиках, в таблицах, использовать простейшие вероятностные и статистические модели, ориентироваться в простейших геометрических конструкциях.

Основная идея ГИА в новой форме связана с совершенствованием контроля и управления качеством школьного образования. Это диктует создание открытой, независимой и объективной процедуры оценивания учебных достижений учащихся, результаты которой могли бы стать основой для их зачисления в профильные классы старшей ступени общего образования, а также в учреждения системы начального и среднего профессионального образования, и выстраивания оптимальных траекторий обучения в старшей школе. Система оценивания по математике строится исходя из следующей схемы: на федеральном уровне устанавливается рекомендуемое минимальное пороговое значение общего балла за выполнение экзаменационной работы, дающее выпускнику право на получение отметки по пятибалльной шкале по предметам образовательной области математика (в соответствии с учебным планом учебного заведения), которая выставляется образовательным учреждением на основании его текущих и итоговых отметок. Таким образом, балл, полученный выпускником в ходе ГИА, является объективным и независимым от школьной отметки объективным показателем уровня его подготовки, в то время, как уровень школьной отметки может отличаться в различных образовательных учреждениях.

В 2012 г. минимальное пороговое значение рекомендуется установить на уровне 7-8 баллов. При этом, получение выпускником от 8 до 15 баллов свидетельствует о наличие у него удовлетворительных знаний по предмету, от 16 до 19 баллов - хороших, от 20 до 34 – отличных.

2.Введение государственной итоговой аттестации по  математике в новой форме (ГИА) в 9 классе вызывает необходимость изменения в методах и формах работы учителя.

Данная необходимость обусловлена тем, что изменились требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся в материалах экзамена по математике. Само содержание образования существенно не изменилось, но существенно сместился акцент к требованиям умений и навыкам. Изменилась формулировка вопросов: вопросы стали нестандартными, задаются в косвенной форме, ответ на вопрос требует детального анализа задачи. И это всё в первой части экзамена, которая предусматривает обязательный уровень знаний. Содержание задач изобилует математическими тонкостями, на отработку которых в общеобразовательной программе не отводится достаточное количество часов. В обязательную часть включаются задачи, которые либо изучались давно, либо на их изучение отводилось малое количество времени (проценты, стандартный вид числа, свойства числовых неравенств, задачи по статистике, чтение графиков функций), а также задачи, требующие знаний по другим предметам, например, по физике.

К сожалению, научно-методические службы не обеспечивают школы новыми, соответствующими современным требованиям, учебно-методическими комплексами, поэтому учителям приходится самим находить пути решения данной проблемы. И здесь уже однозначного решения нет: подготовленность детей разная, уровень классов разный. В этой ситуации в наиболее выгодном положении находятся классы с углубленным изучением математики.

В общеобразовательных классах основное внимание нужно уделить отработке первой части экзамена по математике, так как только первая часть обеспечивает удовлетворительную отметку.  

Подготовка к Государственной Итоговой Аттестации существенно отличается от традиционной. В  ГИА введено много прикладных, «жизненных» задач и ученикам, привыкшим к традиционным школьным контрольным работам или диктантами, иногда бывает поначалу совсем непросто.

Для успешной сдачи Государственной итоговой аттестации учащихся 9 классов необходима мотивация. Если в 11 классе при сдаче ЕГЭ ученики по результатам экзамена получают возможность поступления в ВУЗ, то в 9 классе экзамены на поступление не всегда влияют, ученики не осознают серьезности предстоящего экзамена. Много ребят со слабой математической подготовкой, нарушением памяти, нежелающих учиться.  Часто в классах бывают дети, которые в силу разных причин ( болезнь, соревнования, семейные проблемы, не желание учиться) часто пропускают уроки .Все эти причины соответственно приводят к плохой успеваемости, а значит усложняет систему подготовки к ГИА.

Поэтому учеников и их родителей, законных представителей необходимо заинтересовать  результатом экзамена.

Подготовку  к ГИА в 9 классе начинаем в начале года.

1.Работа с родителями.

 Для учащихся и их родителей проводим совместное родительское собрание, где знакомим с организацией и проведением ГИА по алгебре в 9 классе и с тем как необходимо к экзамену подготовиться, чтобы получить высокий результат, набрать максимальное количество баллов.

На одном из собраний познакомила родителей  с нормативно-правовыми документами, со структурой тестов, теми изменениями, которые произошли в этом учебном году, с порядком проведения экзамена, структурой теста, системой оценивания (особое внимание обратила на то, что для получения положительной оценки необходимо решить от 8 до 15 заданий). Каждому родителю раздали памятку по подготовке к экзаменам , таблицы с системой оценивания, инструкции по выполнению Кимов, по заполнению бланков . Родительские собрания проводились1-2 раза в четверть (всего таких собраний с учителями математики и русского языка было 6).  На одном из собраний познакомила с адресами сайтов и показала как пользоваться ими.. На каждом родительском собрании знакомила родителей с успехами и теми проблемами, которые возникли и ребят во время учебы и подготовки к ГИА. Со многими родителями совместно с детьми приходилось встречаться и работать в индивидуальном порядке.

2. При подготовке к ГИА следует знать специфику класса и уровень знаний по предмету.

В этом году выпускала 9 «Г» класс, в котором по списку 25 учеников. Из них 2- на индивидуальном обучении ( имеют серьезные проблемы со здоровьем), 1- спортсмен (более половины уроков был на соревнованиях ) сдавал экзамен досрочно,1-на домашнем обучении по семейным обстоятельствам. В итоге сдавали экзамен в форме ГИА 22 ученика. Класс общеобразовательный, много детей систематически не посещающих школу, находящихся под опекой. По итогам года имеют «4» 8 учеников по алгебре (35%-качество знаний) и 5 учеников  по геометрии (22%).

Всех учащихся разделила на 2 группы ( должно быть3).

                      ГПП

              ГВН

      ГПО

группа педагогической поддержки

группа возрастной нормы

группа продвинутого обучения

учащиеся, которые должны справиться с заданиями базового уровня и получить на экзамене «3».

таких учеников в классе15.

8-15 заданий на ГИА.

учащиеся, которые должны справиться с заданиями базового уровня и более сложными заданиями т.е.  применять ЗУН в измененной ситуации.

таких учеников в классе8.

16-19 заданий на ГИА.

Учащиеся, которые умеют решатьзадания самой высокой сложности т.е. применять ЗУН в новой ситуации.

таких учеников в классе нет.

20-34 задания на ГИА.

Дла каждой группы постаралась поставить задачи индивидуально.

            ГПП

              ГВН

          ГПО

1)должны выучить всю теорию;

2)научиться решать все типы заданий базового уровня;

3)на к.работах, тестах и зачетах не списывать.

1)должны выучить всю теорию;

2)научиться решать все типы заданий любой темы разными способами;

3)уметь объяснять, почему так решаешь;

4)уметь решать задачи на уравнения, проценты, прогресии.

1)должны выучить всю теорию;

2)научиться решать все типы заданий любой темы разными способами;

3)уметь объяснять, почему так решаешь;

4)уметь решать задачи на уравнения, проценты, прогрессии;

5)знать теорию геометрии и уметь решать задачи с параметрами.

1)прорешивать д/з и тесты;

2)если получишь «2», то отработать(но не более 2 раз)

1)прорешивать д/з и тесты;

2)если получишь «2» или «3», то отработать(но не более 1 раза)

1)прорешивать д/з и тесты;

2)если получишь «3» или «4», то отработать(но не более 1 раза);

3)посещать элективные курсы;

4)прорешивать все дополнительные задания.

3. Проведение дополнительных занятий по подготовке к ГИА :

  1. консультации для слабых учащихся (решение 1 части);
  2. консультации для сильных ребят ( решение заданий 2 части );
  3. индивидуальные консультации.

На первых занятиях познакомила   учащихся с нормативно-правовыми документами, провела инструктаж по правилам выполнения Кимов. Познакомились с содержанием работ, их особенностями. На нескольких занятиях  задания выполняли коллективно, с полным объяснением и записью на доске, прорешали 6 тестов ( 1 часть). При этом старалась познакомить с тем , как правильно читать задания, несколько раз прочитать вопрос задания .Постаралась каждого ученика вызвать при этом к доске.

4 октября была проведена первая диагностическая работа,(   из 18 уч., которые писали  работу «3»-8, «2»-10, «4»-нет. ),  работа  показала, что ребята не умеют внимательно читать вопрос, очень много ошибок было в записи ответов, при верном решении записывают неверный ответ (пропуск запятых в числе, запись наименований, % ит.д.).Дальнейшая работа была построена, учитывая ошибки в решении и записи ответов. Пробелы в знаниях.

4. Систематическое включение в устную работу заданий из ГИА открытого банка задач (прототипы заданий 1,2, 6,8).

5. Включение в изучение текущего учебного материала заданий,  соответствующих экзаменационным заданиям. На каждом уроке решали и разбирали задания не только из учебника но и задания, соответствующие теме урока из Кимов. .

6. Использование в домашних заданиях материалы Кимов. В первом полугодии д/з задавала из сборника Кимов:  4- 5 заданий из варианта или  несколько заданий из этого сборника по новой теме. Решения заданий вывешивала на доске, те задания, которые вызвали затруднения, разбирали на доске.

7. Включение  экзаменационных задач в содержание текущего контроля. В контрольные и тестовые работы включала задания из открытого банка задач.  Обязательно добивалась того, чтобы ребята отработали задания, в которых допустили ошибки (иногда р/над ошибками приходилось выполнять по нескольку раз,  пока задание не будет решено правильно).          

  Чтобы решить эту задачу, я подготовила справочный материал. (показать папку).

 Он составлен в виде карточек в которых в доступной форме изложены основные темы математики, основные формулы, приведены образцы решения заданий (карточки-помощники). Материал расположен в одной папке и лежит на каждом ученическом столе.

Такой справочный материал имеет много плюсов:

  1. кроме девятиклассников с ним работают и учащиеся 7-8 классов;
  2. для слабых учеников даны образцы примеров по каждой теме;
  3. он помогает ученикам ликвидировать пробелы в знаниях по определённой теме.

Во время итогового повторения и изучения нового материала ребята заполняли и использовали на уроках и дома  карточку с формулами ( показать образец). 

Она помогала при решении заданий , а при систематическом использовании  в работе формулы и алгоритмы решений  быстрее запоминались.

8.Во втором полугодии начала тематическое повторение.

В сборниках для подготовки к ГИА есть много заданий по определённой теме, например, «Уравнения». Готовясь к уроку, учителю приходится искать задания по этой теме в разных источниках, что занимает много времени. Кроме того, повторять материал темы удобно, когда задания расположены в одном месте. Наиболее оптимальное решение - это тематические тесты.

Преимущества тематического теста:

  1. в нём собраны разные задания по одной теме;
  2. на уроках можно рассматривать отдельные задания из теста;
  3. по такому тесту удобно проводить повторение;
  4. осуществлять контроль знаний и умений учащихся по данной теме.

Для этого из заданий открытого банка задач составила задания по прототипам ( тематические тесты) . С помощью родительского комитета организовали распечатки заданий  по темам для каждого ученика  и подготовили для каждого ученика папки с заданиями, в которые постепенно добавились все тренировочные тесты и демонстрационные варианты, работы пробного экзамена, которые писали ребята. Это позволило на уроках и дополнительных занятиях иметь под рукой тот материал, который необходим. (показать папку);

9.В III четверти для повторения теоретического материала я провожу обобщающие уроки с применением компьютерных технологий.

Уроки с применением презентаций зрелищны и эффективны в работе над информацией. Особенно, если это уроки повторения и обобщения материала определённой темы.

  Презентация обладает наглядностью и выразительностью, это прекрасное дидактическое и мотивационное средство, способствующее лучшему запоминанию учебного материала.

При её систематическом использовании увеличивается продуктивность обучения. С помощью презентации можно повысить объём повторяемого материала и выполняемой работы.

В работе использую свои презентации и презентации, созданные коллегами и представленные на различных образовательных сайтах в Интернете:

  1. Интернет-сообщество учителей
  2. Сеть творческих учителей
  3. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»
  4. Информационно-методический сайт

Презентация «Квадратичная функция»

10..Систематическое повторение  учебного материала начала с 4 четверти. Итоговое повторение построила исключительно на отработке умений и навыков, требующихся для получения положительной отметки на экзамене.

  1. Примерные экзаменационные работы беру из различных сборников для подготовки к ГИА ( прошлых лет и новые с геометрическим материалом)
  2. Кроме этого ребята могут проверить свои знания, решая примерные работы в режиме on-lain (См.сайт Савченко Е.М.), а также работы, размещённые на сайте СтатГрада.
  3. Для этого использовала презентации с сайта Каратановой  Марии  Николаевны.Эти презентации помогли мне построить систематическое повторение и отработку навыков.(показать презентации).

Можно использовать презентации, сделанные другими учителями. Но  не всегда они содержат всю нужную информацию для реализации задумок учителя, но почти всегда их можно отредактировать. С этой целью полезно посещать сайты «Интернет – сообщество учителей», «Сеть творческих учителей», «Фестиваль педагогических идей «Открытый урок», «Информационно методический сайт» и другие.

В работе я часто использую презентации Савченко Елены Михайловны, учителя математики МОУ гимназии №1, г. Полярные Зори. Как сделала это она, я думаю, лучше никому не сделать. И тогда .почему бы не использовать в работе этот образовательный продукт?!

    Использование компьютерных презентаций на уроках математики и при подготовке к итоговой аттестации открывает огромные возможности:

  1. компьютер может взять на себя функцию контроля знаний,
  2. поможет сэкономить время на уроке для решения экзаменационных задач,
  3. богато иллюстрировать материал,
  4. трудные для понимания моменты показать в динамике,
  5. повторить то, что вызвало затруднения,
  6. дифференцировать урок в соответствии с индивидуальными особенностями учащихся,
  7. быстро повторить теоретический материал.

Особенно эти презентации помогли при итоговом повторении теоретического материала по геометрии.

1 часть работы содержит 4  геометрических задания. Особенно трудно давались задания типа 15, которые содержат большой теоретический материал. Презентации помогали наглядно увидеть ответы на вопросы . По данным исследований в памяти человека остаётся ¼ часть услышанного материала, 1/3 часть увиденного, ½ часть увиденного и услышанного, ¾ части материала, если ученик привлечён в активные действия в процессе обучения.

После повторения теоретического материала ( задания типа 15) перешла к заданиям типа 4,11,16.(показать презентацию 4 и 16).

11. С 4 четверти систематически проводилась работа по заполнению бланков. С заполнением бланков было много проблем. На дополнительных занятиях разбирали все ошибки , которые были допущены при выполнении диагностических работ и пробного экзамена. Обращала внимание на то, что каждая цифра и знак пишутся в отдельной клеточке, на правильность написания цифр, на то, что в ответах не пишут наименования, не ставят знаки %, не получают десятичную или неправильную дробь и т.д.ответы в тетрадях и на доске записывали в клеточках.

12. Решение большого числа тестов. С конца апреля в классе, на дополнительных занятиях и дома решали большое количество тестов. Причем у каждого ребенка были разные варианты. Ответы проверялись и те задания, в которых была допущена ошибка разбирались.

13. Со 2 полугодия начала подготовку решения заданий второй части.

Для этого сначала использовала дополнительные занятия, на которые приглашала более подготовленных ребят. Им в течении всего учебного года давала д/задания из 2 части. А на уроках итогового повторения разбирали эти задания со всем классом.

Но подготовка к экзамену шла очень тяжело. В 8 учениках класса я не была уверенна до последнего. Даже после отработки алгоритмов эти дети продолжали допускать ошибки  при вычислении, в знаках, при верном решении могли записать неверный ответ.

С 5 класса ребята занимались достаточно слабо, но проявляли старание, усидчивость ,добросовестно готовили д/з, внимательно слушали учителя на уроке. А в 9 классе детей было очень трудно узнать. Пропала всякая мотивация к учебе, ребята перестали готовит д/з , а если готовили, то добросовестно списывали с решебников или друг у друга. Я столкнулась с полным нежеланием учиться и безразличием к результатам экзамена.

Поэтому приходилось весь материал отрабатывать на уроке , после уроков. Выход из положения был найден, когда стала задавать д/з  по новому материалу из Кимов (ответы были вырваны), а не из учебников. А  д/з стала проверять не по работам  в тетрадях, а с помощью маленьких тестов или с/работ, которых нет в д/ материале. Такие тесты и работы приходилось составлять ,что занимало большое количество времени. В 4 четверти д/задания стала давать индивидуально ( используя различное тесты).

Большая работа проводилась с родителями, которые  приглашались для индивидуальной  беседы, это помогало усилить контроль за выполнением заданий и выучиванием теоретического материала.

Но сдвинуть с места я смогла детей только после того, как пришли результаты пробного экзамена ( из 23 писавших «3»- 8, «2»-15).Это стало как толчком для работы. Ребята стали относиться более серьезно к подготовке, стали задавать вопросы, разбирать ошибки и выучивать теоретический материал. Каждая последующая проверочная работа стала приносить все лучшие результаты. Появились «4». Стало оставаться больше времени на отработку заданий второй части работы.

В этом учебном году ребята посещали элективный курс  по математике ( для подготовки к ГИА.)

Минус был только в том, что курс посещали 32 слабых ученика из двух девятых классов, Ребят из другого класса было трудно заставить работать. Но этот дополнительный час дал возможность отработать 4 большие темы:

1.Преобразование алгебраических выражений;

2.Решение уравнений и неравенств;

3.Ршение текстовых задач;

4.Решение геометрических задач.

Работу по каждой теме начинали с повторения теории и формул, отрабатывали решение простейших заданий и постепенно переходили к решению заданий по этой теме из 2 части.

Вся проведенная работа (хотя и отняла много сил) принесла желаемый результат.

оценка

4.10д/р

23.11

19.02д/р

1.03

проб.эк.

27.04

3.05д/р

экзамен

год

5

-

-

-

-

-

-

-

1

-

4

-

-

-

-

-

5

6

10

8

3

8

10

11

12

8

9

10

11

15

2

10

10

9

10

15

7

5

-

0

всего

оценок

18

20

20

22

23

21

21

22

23

%качества-

0

0

0

0

0

24

29

50

35

Лёгких путей в науку нет. Но необходимо использовать все возможности для того, чтобы дети учились с интересом, чтобы большинство подростков испытали и осознали притягательные стороны математики, её возможности в совершенствовании умственных способностей, в преодолении трудностей и успешно здали экзамен..

ГИА-2012 

Полезные ссылки

Сайт учителя математики Савченко Е.М.
Сеть творческих учителей
Педсовет Org
Завуч. ИНФО
Интернет-государство учителей.
Фестиваль педагогических идей "Открытый урок"
Издательский дом "Первое сентября"
Персональный сайт  Каратановой М. Н.
http://ziimag.narod.ru/  сайт Мордковича А. Г.
Учительский портал
Ваш психолог
Школа Мышления
Открытый банк задании ГИА 2012
Бесплатная регистрация сайта в каталогах и поисковиках


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль элективного курса в организации системного подхода по подготовке к ЕГЭ по математике (из опыта работы).

Сдача экзамена в форме ЕГЭ требует от учащихся обширных знаний по всему школьному курсу математики. Все разделы математики, изучаемой в школе, занимают определённое место в контрольно ─ измерительны...

Система подготовки к ГИА по информатике. Из опыта работы учителя.

В статье описывается опыт работы учителя по подготовке к ГИА по информатике. Анализируя кодификатор  на предмет соответствия с учебными пособиями и примерной программой по информатике, можно гово...

Система подготовки к ЕГЭ по физике (из опыта работы)

Методические рекомендации по подготовке обучающихся  ЕГЭ (из опыта работы)...

Система подготовки к ОГЭ по математике (из опыта работы).

В статье рассматриваются вопросы и проблемы, с которыми сталкивается учитель математики при подготовке  учащихся к государственной итоговой аттестации за курс основной общеобразовательной ш...

Система подготовки девятиклассников к итоговой аттестации (из опыта работы)

Система подготовки девятиклассников к итоговой аттестации (из опыта работы)...