Урок русского языка в 5 классе Тема: «Правописание –тся и –ться в глаголах»
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Хомская Ирина Витальевна

Интегрированный урок русского языка и физической культуры на тему: "Правописание ться и -тся в глаголах" с использованием материалов  на тему "Олимпиада"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 5 классе

Тема: «Правописание –тся и –ться в глаголах»

Автор: Хомская Ирина Витальевна, учитель русского языка МОУ «ООШ №34» г. Сыктывкара

Цель:  учащиеся получат возможность познакомиться  с  условиями выбора написания – тся и –ться в глаголах.

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

  1.  Закрепление правила правописания ться  и тся в глаголах
  2. Формирование умения самоанализа на уроке
  3. Формирование навыка  анализа  правила.
  1. Формирование умения самостоятельно определять цели.
  2. Формирование  умения самостоятельно планировать пути  достижения целей.  
  3. Формирование умения  определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии.
  4. Формирование умения сопоставлять,   самостоятельно выбирать основания и критерии для сопоставления.
  5. Формирование умения формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.
  6. Формирование умения осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей.
  7. Развитие устной и письменной речи
  8. Развитие у учащихся логики, умения систематизировать, делать общие выводы
  1. Создание условий для освоения социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни.
  2. Создание условий для  развития морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора.
  3. способствовать воспитанию у детей личностных качеств, обеспечивающих успешность индивидуалистической и творческой деятельности; воспитание здорового  образа жизни, влечение к спорту.

Основные понятия, изучаемые на уроке

Вид используемых на уроке средств

Раздаточные материалы, мультимедийная презентация

Средства обучения: словесные;  наглядные.

Оборудование: мультимедийная  презентация.

Тип:  интегрированный (русский язык и физкультура)

Ход  урока:

  1. Организационный  момент.

- Здравствуйте  ребята! Я  говорю  вам  «здравствуйте», а  это  значит, что я  вам  всем  желаю здоровья. Задумывались  ли  вы  когда-нибудь  о  том, почему  в  приветствии  людей  заложено  пожелание  друг  другу  здоровья? Наверно, потому, что  здоровье  для  человека – самая  главная  ценность. Мы много на предыдущих уроках говорили о здоровье, о здоровом образе жизни и сегодня мы опять затронем эту тему. И сейчас я хочу вам предложить разгадать загадку, в результате которой вы узнаете важное событие России:

Сюда  в любое время года

Спортсмены приезжают.

И в различных видах спорта

Друг друга побеждают.

Победителя в итоге

Медалью награждают.

И, конечно, флаг страны

Над всеми поднимают.

Все об этом знать нам надо

Ведь это же…………….. олимпиада.

- Олимпиада - слово, означающее самое спортивное женское имя и важное событие России.

- А каком важном событии идет речь?

- В городе Сочи  в 2014 году состоятся зимние Олимпийские игры. А мы с вами попробуем провести репетицию своих Олимпийских игр в классе. Мы сегодня посетим спортивный комплекс Орфографии и поучаствуем в Спартакиаде разных орфограмм. Каждый из вас имеет возможность показать свои знания, померяться силами. За работу на уроке вы получите медали: «золото» - 5; «серебро» - 4; «бронза» - 3. Без наград, думаю, никто не останется.

- Итак, на старт, внимание, марш!

- В своих опорных листах напишите  число, классная работа.

- И вот вначале мы проверим ваши знания по предыдущим изученным темам и попадаем на спортивный стадион. Здесь некоторые будут работать индивидуально по карточкам, 2-е пойдут к доске напишут кластер по домашнему заданию -правилам, остальные будут разгадывать спортивный кроссворд, записывая в словарную работу, отгаданные слова, объясняя написание.

1. Словарная работа – отгадывание слов кроссворда.

- Какие орфограммы встретились в словах?

Устный ответ по кластерам у доски (2)

- Ребята, а как вы думаете, что должен уметь настоящий олимпиец?

На слайде:

Постоянно занимает(?)ся  спортом

Стремит(?)ся  к победе

Должен борот(?)ся  до  конца

Усиленно тренироват(?)ся

- Как думаете, какой будет тема сегодняшнего урока?

- Правильно. Сегодня тема нашего необычного урока «Правописание ТСЯ и ТЬСЯ в глаголах».  

Запись темы урока в опорный лист.

- Запишите тему себе в опорный лист. Задача нашего урока изучить орфограмму правописания  тся и ться в глаголах, научиться быстро и правильно применять правило.

-Откройте учебники, прочитайте правило на стр. 90, выделяя в нем карандашом то, что вам уже известно и то, что узнали нового. Чтение и анализ правила – обсуждение.

- Что вы уже знали? Что оказалось новым?

Чтоб не думать, не гадать,

Нужно ль мягкий знак писать,

Надо помнить, что к глаголу

Должен ты вопрос задать.

Мягкий знак в вопросе есть,

То хвала ему и честь –

Нужен тоже он в глаголе.

Так всегда учили в школе!

- Применив правило, запишите то, что должен уметь олимпиец. А записывать мы будем, играя   в игру «Волейбол». Все могут играть в волейбол?

 Распределительная работа:

- Ваша задача на одно поле отправить слова, в которых пишется ТСЯ, а в другой ТЬСЯ, выделив орфограмму.

Постоянно занимает(?)ся  спортом, стремит(?)ся  к победе, должен борот(?)ся  до  конца, усиленно тренироват(?)ся,  поднят(?)ся на пьедестал почета, находит(?)ся в отличной форме, купает(?)ся в бассейне,  увлекат(?)ся  отдельным видом спорта, правильно питает(?)ся.

Игра «Гулливеры»

-Ребята, а кто из вас может назвать «Игру Гулливеров»?

- Конечно, это баскетбол. Сейчас мы с вами поиграем в мини - баскетбол.

- Ваша задача заменить словосочетания глаголом, запишите его, объясните правописание окончания. А назовет и запишет этот глагол на доске тот, кому я бросаю мяч.  

  • Проявлять стремление
  • Испытывать волнение
  • Допускать ошибки
  • Принять решение
  • Чувствовать радость
  • Выражать удивление
  • Приветствовать друга

- А сейчас посмотрите на слова на слайде.

-  Скажите в чем их сходство, а в чем отличие.

- Как отличить слова и их написание?

Игра «Стадий»

- Ребята, а кто из вас знает, какой вид спорта называют «королевой спорта»?

Это легкая атлетика. А что такое «Стадий»? Стадий – это бег на короткую дистанцию в Древней Греции, равнявшийся 192 метрам 27 сантиметрам. Как называют человека, бегающего короткие дистанции? Спринтер.

- Мы с вами сейчас отправимся на стадион Орфографии, посоревнуемся в Стадии. А некоторые из вас станут настоящими спринтерами.

- Ваша задача пока звучит музыка собрать нужные окончания, развешанные по классу, и прикрепить к слову, выделив орфограмму. А весь класс не только должен болеть за спринтеров, но и выполнить задание «Стадий» в опорном листе.

(звучит песня)

На доске:

В опорном листе

Девица

Смотрится

Водица  

Льется

Спутница

Обижается

Не стесняться братца

Улица  

Извивается

Учиться

Сестрица

Крутится

Мельница

Будет защищаться львица

Царица

Смеяться

Отличница

Забирается

Синица

Будет гордиться

Столица

Обучается у кузнеца

- Давайте проверим работу спринтеров.

Микроитог:

- Ребята, назовите вид спорта, который ведет свою родословную от кулачных боев, воспетых еще Гомером.

- Да. Это бокс. Сейчас мы с вами попадем на боксерский ринг и выбьем ненужный вариант.

Работа с пословицами.

Тестирование «Третий лишний» по вариантам.

Вставить пропущенные буквы, подчеркнуть третье-лишнее.

- Давайте подведем итоги нашей олимпиады: золото сегодня получили …….; серебро завоевали………; стали бронзовыми победителями ………………..

V. Домашнее задание:

Выучить правило с. 90, подготовить подробный устный ответ по теме;  упр. № 245 (письменно по заданию)

Приложение 1.

Число:______________________________________________________________________________Классная  работа._____________________________________________________________________

  1. Словарная  работа:

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Тема  урока: ________________________________________________

  1. Распределительная  работа.

ТСЯ

ТЬСЯ

  1. Орфографическая работа.

Цари…..

Смея…..

Отлични….

Забирае……

Сини….

Будет горди….

Столи…

Сохрани…

Обуча….  у   кузне…

  1. Тестирование «Третий лишний»

  1. Комментированное письмо.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Домашнее   задание: __________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 5 классе. Тема " Правописание -тся и -ться в глаголах"

Разные формы работы на уроке помогают учащимся освоить тему и не путать глаголы с похожими по звучанию существительными....

Урок русского языка в 5-м классе. Тема: "Правописание -тся и -ться в глаголах"

Урок разработан для учащихся 5 класса татарской школы ( с использованием приемов критического мышления)...

Приложение к уроку русского языка 6 класс тема "Наклонение глагола. Изъявительное наклонение глагола"

Приложение к уроку русского языка 6 класс тема "Наклонение глагола. Изъявительное наклонение глагола"...

Презентация к уроку русского языка 6 класс тема"Наклонение глагола. Изъявительное наклонение глагола"

Презентация к уроку русского языка 6 класс тема "Наклонение глагола. Изъявительное наклонение глагола". УмК Бабайцевой...

Открытый урок русского языка. 5 класс. Тема "Правописание наречий"

Открытый урок русского языка с использованием возможностей интерактивной доски ActivBoard и ПО ActivInspire по теме "Правописание наречий" разработана  с учетом требований адаптированной основной...

Технологическая карта урока русского языка. 5 класс. Тема: «Правописание чередующихся гласных в корнях –лаг-/-лож-»

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе.  Тема: "Правописание чередующихся гласных в корнях -лаг-/-лож-"...