РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ИНДИВИДУАЛЬНО-ГРУППОВЫХ ЗАНЯТИЙ "Школа юного филолога"
олимпиадные задания по русскому языку (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему

Чеснокова Ольга Викторовна

углубленное изучение русского языка для обучающихся с признаками одарённости

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon shkola_yunogo_filologa.doc110.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальная общеобразовательная средняя школа №6

                                                                                                                                                «Утверждаю»

                                                                                                                                   Директор МОСШ №6

                                                                                                                            ____________/А.П.Сущая/

                                                                                                                    Приказ №____ от «___» ______

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ИНДИВИДУАЛЬНО-ГРУППОВЫХ  ЗАНЯТИЙ

"Школа юного филолога"

(углубленное изучение русского языка для обучающихся с признаками одарённости)

Автор

Чеснокова Ольга Викторовна,

педагог высшей категории

                                                                                                                           Рассмотрено на заседании

                                                                                                                          методического совета

                                                                                                                          Протокол №____ от ______

г.Нижневартовск,2011

                                                  Пояснительная записка

Курс "Говорим и пишем правильно" предназначен для учащихся 7 классов средней школы и рассчитан на 35 часов.

Основой построения курса являются идеи и принципы развивающего обучения - обучение на высоком уровне трудности.

Курс позволит обучающимся обобщить и углубить знания, развить навыки устной и письменной речи, активизировать обучение , придав ему исследовательский, творческий характер и, таким образом, передать школьникам инициативу в организации   своей познавательной деятельности.

Он обеспечивает осмысление системы знаний о языке, углубленное изучение основных разделов русского языка, формирование устойчивых навыков владения языком. Важнейшими направлениями в обучении являются систематизация и обобщение знаний.

Целесообразность изучения данного курса определяется снижением уровня речевой культуры общества и  внимания к проблемам нормативной речи.

Особенностью данной системы обучения является опора на языковое чутьё учащихся, целенаправленное развитие их лингвистической интуиции. Углубление и систематизация знаний о языке и речи осуществляется на основе изучения курса блоками.

Рассмотрение родного языка через систему грамматических значений - один из путей нового подхода к ранее изученного  о нём.

Цель  курса:

Углубление и систематизация знаний об основных нормах современного русского языка, развитие коммуникативно-речевой культуры, расширение лингвистического кругозора учащихся.

Задачи:

"        Обеспечение индивидуальных запросов учащихся и их родителей

"        Развитие орфографического чутья.

"        Овладение основными нормами русского литературного языка.

"        Свободное пользование разнообразными языковыми средствами в различных коммуникативно-речевых условиях.

Ожидаемые результаты и способы определения их результативности:

Учащиеся должны владеть орфографической, пунктуационной и речевой грамотностью в объёме, достаточном для свободного владения русским языком в учебных и иных целях в устной и письменной формах; систематизировать полученные знания; уметь применять их на практике.

Программа предполагает отслеживание результативности образовательного процесса.

Оценка знаний осуществляется через тесты, соответствующие виды разбора, устные высказывания  учащихся, письменные работы.

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:

Школьная олимпиада    - октябрь-ноябрь

Всероссийская интеллектуальная игра "Медвежонок"  - ноябрь

Олимпиады УРФО – ноябрь-апрель

Участие в конкурсе проектов «Грани познания» - март

 Участие   в школьной научно-практической конференции – март-апрель

        

Содержание изучаемого курса

Фонетика и орфоэпия.

Трудности фонетического анализа слов. Сильная и слабая позиции фонем. Гласные звуки и их произношение. Некоторые правила произношения согласных звуков.

Особенности словесного ударения в русском языке. Ударение в словах и формах слов. Об ударениях в именах существительных (подвижное и неподвижное ударение), разновидности подвижного ударения в именах существительных.

Морфемика и словообразование.

Морфемы русского языка. Принцип выделения морфем в слове.

Морфемный анализ слова. Средства образования слов (морфемы, перестановка ударения, опущение слов и др.)

Морфология.

Система частей речи в русском языке. Грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль. Морфологический анализ слова. Способы определения частей речи по морфологическим признакам.

Именительный падеж множественного числа некоторых существительных.

Родительный падеж некоторых существительных.

Род некоторых имён существительных.

Морфологические нормы употребления некоторых прилагательных.

Морфологические нормы употребления некоторых числительных.

Морфологические нормы употребления некоторых  местоимений.

Образование и употребление некоторых причастий и деепричастий.

Особенности употребления некоторых союзов и предлогов.

Орфография.

Роль грамотного письма в процессе речевого общения.

Языковые особенности слов, от которых зависит выбор орфограммы: фонетические, структурные, морфологические, синтаксические и семантические.

Правописание корней. Этимологическая справка как приём объяснения правильного написания корня слова. Использование орфографического и словообразовательного словарей для объяснения правильного написания корня слова.

Трудные случаи правописания приставок. Правописание Ы/И  после приставок

Правописание гласных после шипящих и Ц во всех частях речи.

Употребление Ъ и Ь.

Правописание -Н - и -НН- в суффиксах различных частей речи.

Трудные случаи правописания личных окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени.

Правописание суффиксов различных частей речи, кроме Н - и -НН-  

Правописание НЕ и НИ.

Слитное, дефисное, раздельное написание.

Синтаксис и пунктуация.

Словосочетание: структура, классификация, функция. Правильное употребление словосочетаний.

Предложения. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Двусоставные и односоставные предложения. Инверсия в текстах разных стилей.

Синтаксический анализ предложения.

Пунктуация в простом и сложном предложении.

Однородные и неоднородные определения, их различие на основе семантико-грамматической и интонационной характеристики предложения и его контекста.

Знаки препинания в простом осложненном предложении (однородные члены предложения).

Знаки препинания в предложениях при обособленных членах предложения (определения, обстоятельства).

 Трудные случаи в применении пунктуационных правил, регулирующих выбор знаков выделения.

Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения. Семантико-грамматические отличия вводных слов от созвучных членов предложения.

Знаки препинания в сложном предложении с союзной и бессоюзной связью. Грамматико-интонационный анализ предложений, состоящих из трёх и более частей, и выбор знаков препинания внутри сложной синтаксической конструкции.

Стилистика и речь.

Стили русского языка.

Функционально-смысловые типы речи.

Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста. Последовательность предложений в тексте.

Средства связи предложения в тексте.

Речь. Анализ средств выразительности.

Изобразительность слова в его прямом значении (автология) и в переносном значении (металогия). Тропы. Стилистические фигуры (метонимия, синекдоха и др.). Стилистические фигуры ("острые речи", хиазм и др.)

Языковые нормы речи.

Синтаксические нормы построения. Управление. Нормы согласования.

Построение предложений с однородными членами.

Замена придаточной части сложноподчинённого предложения обособленным определением, выраженным причастным оборотом.

Синтаксические нормы (построение предложения с деепричастием).

Некоторые ошибки и недочёты в построении сложноподчинённых предложений.

Учебно-тематическое планирование.

Тема занятия

Форма занятия

Форма подведения итогов

Количество часов

 всего

теория

практика

Фонетика и орфоэпия.- 2 часа

Трудности фонетического анализа слов.

комбинированная

фонетический разбор

1

0,5

0,5

Особенности словесного ударения в русском языке.

комбинированная

самост. работа

1

0,5

0,5

Морфемика и словообразование. – 3 часа

Морфемы русского языка. Принцип выделения морфем в слове.

комбинированная

1

0,5

0,5

Средства образования слов (морфемы, перестановка ударения, опущение слов и др.)

комбинированная

самост. работа

2

1

1

Морфология. – 4 часа

Система частей речи в русском языке. Грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль.

комбинированная

1

0,5

0,5

Способы определения частей речи по морфологическим признакам.

комбинированная

морфологический разбор

3

2

1

Орфография. – 13 часов

Языковые особенности слов, от которых зависит выбор орфограммы: фонетические, структурные, морфологические, синтаксические и семантические.

комбинированная

2

1

1

Правописание корней. Этимологическая справка как приём объяснения правильного написания корня слова.

комбинированная

самост. работа

2

1

1

Трудные случаи правописания приставок. Правописание Ы/И  после приставок

комбинированная

самост. работа

1

1

Правописание гласных после шипящих и Ц во всех частях речи.

комбинированная

тест

1

1

Правописание -Н - и –НН- в суффиксах различных частей речи.

комбинированная

тест

2

1

1

Трудные случаи правописания личных окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени.

комбинированная

самост. работа

2

1

1

Правописание НЕ и НИ.

комбинированная

тест

2

1

1

Слитное, дефисное, раздельное написание.

комбинированная

тест

1

0,5

0,5

Синтаксис и пунктуация. – 8 часов

Словосочетание: структура, классификация, функция. Правильное употребление словосочетаний.

комбинированная

2

1

1

Предложения. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Двусоставные и односоставные предложения.

комбинированная

тест

2

1

1

Однородные и неоднородные определения. Знаки препинания в простом осложненном предложении (однородные члены предложения).

комбинированная

1

0,5

0,5

Знаки препинания в предложениях при обособленных членах предложения (определения, обстоятельства).

комбинированная

тест

1

1

Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения.

комбинированная

самост. работа

1

1

Грамматико-интонационный анализ предложений, состоящих из трёх и более частей, и выбор знаков препинания внутри сложной синтаксической конструкции.

комбинированная

синтаксический разбор

1

1

Стилистика и речь. – 2 часа

Стили русского языка.

Функционально-смысловые типы речи.

комбинированная

1

0,5

0,5

Речь. Анализ средств выразительности.

комбинированная

1

0,5

0,5

Языковые нормы речи. – 3 часа

Синтаксические нормы построения.

комбинированная

1

0,5

0,5

Замена придаточной части сложноподчинённого предложения обособленным определением, выраженным причастным оборотом.

Синтаксические нормы (построение предложения с деепричастием).

комбинированная

1

0,5

0,5

Некоторые ошибки и недочёты в построении предложений.

комбинированная

тест

1

0,5

0,5

Итого

35

15,5

19,5

        


Методическое обеспечение программы

Таблицы: 1. Некоторые акцентологические нормы русского языка.

                    2. Чередование согласных на стыке морфем при словообразовании и формообразовании.

                     3.Употребление предлогов с падежными формами имён существительных и местоимений.

                    4. Переход прилагательных в существительные (субстантивация)

и другие, взятые из сборника Л.А. Петкевич. Русский язык. Весь школьный курс в таблицах. Минск. "Современная школа", "Кузьма", 2008.

Инструкции: 1. Фонетический разбор слова.

                          2. Морфемный и словообразовательный разборы.

                          3. Морфологический разбор

                          4.Синтаксический разбор предложения.

                          5.Пунктуационный разбор

Памятки:  1. Как работать над орфографическими ошибками.

                    2. Как работать над пунктуационными ошибками.

                    3. Языковой анализ текстов различных частей речи.

                    4. Как написать сочинение.

Контрольно-измерительные материалы по разделам программы.

 

Образцы творческих работ учащихся.

 Лекционный материалы заимствован из списка используемой литературы.

Список литературы

1. Е.С.Антонова, Т.М. Воителева. Русский язык и культура речи. М., 2005.

2. М.Т.Баранов, Т.А. Костяева Русский язык. Справочные материалы. М., 2006.

3. М.С.Бунина, И.А. Василенко,  И.А. Кудрявцева, М.В.  Панов. Современный русский язык. Учебное пособие для студентов пединститутов по специальности "Русский язык и литература". М., "Просвещение", 1982.

4. Л.И. Величко Работа над текстом на уроках русского языка. М., "Просвещение", 2001.

5. А.Б. Малюши.н Тематические зачёты по русскому языку. М., Творческий центр, 2005.

6. А.И. Никеров. Предупреждение пунктуационных ошибок учащихся. М., "Просвещение", 1985.

7. А.О. Орг Олимпиады по русскому языку. М., "Просвещение", 2007.

8. Л.А. Петкевич Русский язык. Весь школьный курс в таблицах. Минск. "Современная школа", "Кузьма", 2008.

9. Д.Е.Розенталь. Справочник по правописанию и литературной практике. М., Айрис-Пресс,2007

10. Н.В.Шахова, В.Г.  Миронова Школьные олимпиады. Ростов- на- Дону. Феникс, 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа предметного кружка «Юный филолог», 9 класс

Государственная итоговая аттестация по русскому языку в 9 классе требует от девятиклассников умения работать с текстом с позиций определения темы, идеи, проблемы. Учащимся необходимо выработать умение...

Программа внеурочной деятельности «Юный филолог» ( программа подготовки учащихся к участию в предметных олимпиадах по русскому языку)

     Предлагаемая программа предназначена для учащихся средней ступени (7-8 классы)  обучения общеобразовательных школ. Программа разработана  для работы со школьниками...

Программа внеурочной деятельности "Юный филолог"

Данная программа внеурочной деятельности предпололагает развитие кругозора и мышления о обучающихся, способствует повышению их интеллектуального уровня при изучении лингвокультурологии, воспитывает чу...

Программа внеурочной деятельности "Юный филолог"

Программа по русскому языку, курс 5 класса...

Программа внеурочной деятельности "Юный филолог" 5-6 класс

Программа внеурочной деятельности по русскому языку для 5-6 классов...