Урок развития речи в 8 классе Сочинение - описание памятника погибшим воинам в поселке Мстера
методическая разработка по русскому языку (8 класс) на тему

Юсова Ирина Викторовна

Разработка урока с презентацией  

Сочинение - описание памятника погибшим воинам в поселке Мстера

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                        УРОК РАЗВИТИЯ РЕЧИ В 8 КЛАССЕ

                                         Архитектурные памятники России.

Сочинение – описание памятника погибшим воинам в поселке Мстера

Цели:    

  1. Дать понятие о памятнике как произведении искусства
  2. Познакомить учащихся с особенностями монументальной скульптуры
  3. Подготовить учащихся к созданию текста – описания
  4. Привести в систему умения учащихся ( развитие навыков говорения, отбор материалов к сочинению)
  5. Обогащение лексики учащихся
  6. Воспитывать интерес и любовь к искусству, родному языку, повышать общую культуру учащихся
  7. Способствовать привитию любви, гордости к историческому прошлому, расширять знания учащихся об истории своей малой родины
  8. Развивать творческие способности школьников

Оборудование:

  1.  Компьютер, проектор
  2. Презентация

                                                                                                    Эпиграфы:       «По всей России обелиски

                                                                                                                                 Как души, рвутся из земли…»

                                                                                                                                                                      Р.Казакова               «Берегите свои памятники, счастливые потомки своих строителей. Берегите их, они…  

                      наполнят ваши сердца гордостью»

                                                                                                                                                                        И.Грабарь

                                                        Ход урока

  1. Организационный момент
  2. Сообщение цели урока

- Сегодня мы приступаем к новому для вас виду работы – сочинению – описанию скульптурного памятника- памятника погибшему солдату, который находится в парке

нашего поселка.  Урок будет посвящен подготовке к созданию текста описания.

Но описание памятника не должно быть самоцелью, в сочинении нужно поразмышлять о том, какие мысли и чувства вызывает у вас этом памятник.

  1. Повторение

Вспомните, какой вопрос можно задать к тексту  описания? (какой предмет, как он выглядит?)

Что является предметом описания? Что можно описывать? (игрушки, вещи, картины, состояние человека, природы, действий труда)

Но можно еще описывать и памятники культуры. Написать сочинение мы должны в публицистическом стиле. Назовите особенности этого стиля. Что характерно для него?

(ответы детей)

(слайд 3)

Сфера употребления: общественно – политическая, выступление на митингах – в устной речи, статьи в газетах, журналах – в письменной речи.

Задача: воздействовать на слушателя с целью формирования определенного отношения

Языковые особенности: употребление торжественной лексики

Синтаксические особенности: риторические вопросы, восклицательные предложения, обращения, вводные слова

  1.  Лексико – орфографическая работа (слайд 4)

Подумайте и скажите:

Что такое памятник? Что означает это слово? От какого слова образовано? Как вы понимаете значение этого слова?

А вот какое определение дает слову ПАМЯТЬ В.И.Даль :

ПАМЯТЬ  – способность помнить, не забывать прошлого, свойство души хранить, помнить о былом

и слово памятник входит в ту же словарную статью, что и слово ПАМЯТЬ

  • ПАМЯТНИК – все, что сделано для облегчения памяти, для того чтобы помнить, не забывать
  • ПАМЯТНИК – архитектурное или скульптурное сооружение в честь какого – либо лица или события
  • Подберите синонимы к слову ПАМЯТНИК (монумент, скульптура)

                    (слайд 5)

  • Скульптор – художник, изготовляющий произведения скульптуры
  • Скульптура – искусство создания объемных художественных произведений путем резьбы, лепки, отливки
  • Статуя – скульптурное изображение человека или животного
  • Ваятель – тот, кто ваяет, скульптор
  • Ваять – лепить из глины, высекать из камня художественное произведение
  • Архитектор – специалист по сооружению зданий, по архитектуре, зодчий
  • Архитектура – строительное искусство, зодчество
  • Пьедестал – основание памятника, колонны, стержень
  • Шпиль – остроконечный стержень, которым заканчивается верх здания
  • Обелиск – памятник в честь какого – нибудь события или в память чего – нибудь в виде каменного столба, суживающегося к верху
  • Монумент – большой памятник

     Создан, сооружен, воздвигнут, установлен, отлит, высечен, расположен, возвышается, высится

  1. Работа с иллюстрацией памятника (слайд 6)

УЧИТЕЛЬ: Памятники вовсе не безмолвны. Они не только стоят на площадях, в парках, они живут в нашем сознании, борются и защищают, утверждают истину и зовут на поиск ее.

Великая Отечественная война вошла в историю нашей страны, в историю человечества как эпопея небывалая по своим масштабам. Трагизму, бедам и лишениям. Массовому героизму на полях сражений.

 И для того чтобы помнили, не забывали об этой трагедии, о погибших земляках, о ветеранах войны, в каждом городе, поселке, деревне есть памятники, стелы, обелиски погибшим солдатам.

Работа с иллюстрацией памятника (слайд 6)

- Узнали памятник?

  Где он находится?

  Почему именно на этом месте?

  В память о каких событиях, людях он поставлен?

  Где и когда он сооружен?

  Кто автор этого памятника? Что вы знаете о его создателе?

  Общая характеристика памятника. Что он из себя представляет?

  Детали  (части ) памятника. Их роль в раскрытии замысла скульптора. Что они выражают, символизируют?

 Какие мысли, чувства стремился выразить создатель памятника?

 Какое впечатление произвел на вас этот памятник?

Учитель: История памятника (обелиска) в нашем поселке соприкасается с судьбой Кротова Федора Ивановича (1907 – 1997), равно как и его судьба, имеет отношение к этому событию. Ф.И.Кротов – участник ВОВ, подполковник. Награжден двумя орденами Великой Отечественной войны, двумя орденами Красной Звезды, медалями «За взятие Кенигсберга», «За победу над Германией».

 В начале 1964 года Федор Иванович выдвинул инициативу установить во Мстере обелиск в память погибшим воинам- мстерянам. Инициатива была одобрена председателем поселкового совета  Леонидом Ивановичем Сусловым. Была собрана группа содействия. Художники фабрик «Пролетарское искусство» А. М. Крылов и  имени Дзержинского Е.М.Бураков составили несколько эскизов на бумаге, макет памятника из пластилина и трехгранный шпиль. Был сооружен большой макет из гипса мастером клееночной фабрики им. Дзержинского Леонидом Алексеевичем Новожиловым. Они же сделали для обелиска мраморную плиту с надписью.  Все это  понравились Ф.И.Кротову – инициатору этого дела. Основные хлопоты он принял на себя: поездка в Москву в поисках организации, принимающей заказы на изготовление обелисков, участие в собрании директоров предприятий Мстеры по сбору денег на памятник. Было собрано около 500 рублей. Обелиск был сделан в одной из мастерских Подмосковья и по частям доставлен во Мстеру работником по снабжению клееночной фабрики М.Т.Федусовым.

   Летом 1964 года на месте будущего памятника была установлена каменная тумба с выгравированной на заводе «Ювелир» надписью: «Здесь будет стоять обелиск в память воинам поселка Мстера, погибшим в годы Великой Отечественной войны».

Рабочие всех фабрик Мстеры копали траншею для фундамента. Совхоз «Мстерский» выделил 500 кг цемента высокого качества.

 Возведение памятника было общим делом всех жителей поселка. Старались закончить к 9 Мая 1965 года, к 20 – летию Победы. Фигуру солдата решено было поставить лицом на Восток. Это символично: солдат смотрит на восход солнца, встречает мирный рассвет.

Фигура солдата – победителя дана в полный рост. Острый взгляд, мужественное, решительное, уверенное в победе лицо. Левая его рука поднята вверх, он как бы приветствует нас, а правой крепко сжимает автомат. Трехгранный шпиль устремлен высоко в небо. На постаменте золотыми буквами высечено: «Вечная слава воинам пос. Мстёра, погибшим в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., в день двадцатилетия Победы над фашистской Германией, 9 мая 1965 г.».

                       Вдали от синих гор Урала,

                       В руках сжимая автомат,

                       Спокойно смотрит с пьедестала

                       От солнца бронзовый солдат.

                       Он дышит вольным ветром жизни,

                       Над ним не кружит воронье,

                       Не клялся он в любви к Отчизне,

                       Он просто умер за нее.

                                                                    Л.Татьяничева

Все это увидели жители Мстеры на митинге 9 Мая 1965 года, когда в торжественной обстановке состоялось открытие памятника. Чехол , сшитый накануне на швейной фабрике, сняла Дмитриева Мария Петровна, мать Сергея Дмитриева, зверски замученного немцами. К подножию памятника принесли цветы женщины в черных платках. Каждая из них видела в этом солдате своего погибшего мужа, сына, жениха, отца, брата… Были произнесены речи, в которых говорилось о вечной памяти павших, возложены венки, гирлянды, море цветов. Выстроен почетный караул. Минутой молчания почтили память героев.

  Памятник напоминает ныне живущим и будущим поколениям о том, что нет горя больше, чем война, и нет подвига выше, чем подвиг солдата – защитника Отечества.

 Памятник погибшим воинам – это память о тех, кто отдал свои жизни за наше счастье жить. Это напоминание о ветеранах, которых осталось уже так мало. С памятником связаны многие наши традиции: ежегодные митинги 9 Мая, учащиеся школы возлагают гирлянды памяти, молодожены в день регистрации брака приносят цветы;

 Это и память о людях, воздвигших этот памятник.

  1. Работа с черновиком. (слайд  )

Обелиск удачно вписывается в окружающий ландшафт и привлекает к себе внимание. Проходя мимо, обязательно сдержишь шаг и посмотришь на фигуру воина.

План

  1. История создания монумента
  2. Автор памятника
  3. Описание памятника

                 1.Общий вид

                 2.Детали

                 3. Окружение постамента

                 4.Надпись на нем

      4. Традиции, связанные с памятником

      5. Впечатление. Наш поселок 9 Мая

7. Редактирование текста

Задание на дом: запись в чистовик

 

 

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Сочинение – описание памятника погибшим воинам в поселке Мстера Урок развития речи в 8 классе «Никто не забыт, ничто не забыто…» Урок подготовила и провела учитель русского языка и литературы МБОУ « Мстерская средняя общеобразовательная школа Вязниковского района» Юсова Ирина Викторовна

Слайд 2

«Берегите свои памятники, счастливые потомки своих строителей. Берегите их, они…наполнят сердца ваши гордостью» И. Грабарь «По всей России обелиски, Как души, рвутся из земли…» Р. Казакова

Слайд 3

Текст - описание Какой вопрос можно задать к тексту – описания? Что является предметом описания? Что можно описывать? Публицистический стиль Сфера употребления : общественно – политическая, выступление на митингах – в устной речи, статьи в газетах, журналах – в письменной речи. Задача : воздействовать на слушателя с целью формирования определенного отношения Языковые особенности : употребление торжественной лексики Синтаксические особенности : риторические вопросы, восклицательные предложения, обращения, вводные слова

Слайд 4

Что такое памятник? Что означает это слово? От какого слова образовано? Как вы понимаете значение этого слова ? А вот какое определение дает слову ПАМЯТЬ В.И.Даль : « ПАМЯТЬ – способность помнить, не забывать прошлого, свойство души хранить, помнить о былом» И слово памятник входит в ту же словарную статью, что и слово ПАМЯТЬ ПАМЯТНИК – все, что сделано для облегчения памяти, для того чтобы помнить, не забывать ПАМЯТНИК – архитектурное или скульптурное сооружение в честь какого – либо лица или события Подберите синонимы к слову ПАМЯТНИК

Слайд 5

Создан, сооружен, воздвигнут, установлен, отлит, высечен, расположен, возвышается, высится Скульптор – художник, изготовляющий произведения скульптуры Скульптура – искусство создания объемных художественных произведений путем резьбы, лепки, отливки Статуя – скульптурное изображение человека или животного Ваятель – тот, кто ваяет, скульптор Ваять – лепить из глины, высекать из камня художественное произведение Архитектор – специалист по сооружению зданий, по архитектуре, зодчий Архитектура – строительное искусство, зодчество Пьедестал – основание памятника, колонны, стержень Шпиль – остроконечный стержень, которым заканчивается верх здания Обелиск – памятник в честь какого – нибудь события или в память чего – нибудь в виде каменного столба, суживающегося к верху Монумент – большой памятник

Слайд 6

Узнали памятник? Где он находится? Почему именно на этом месте? В память о каких событиях, людях он поставлен? Где и когда он сооружен? Кто автор этого памятника? Что вы знаете о его создателе? Общая характеристика памятника. Что он из себя представляет? Детали ( части ) памятника. Их роль в раскрытии замысла скульптора. Что они выражают, символизируют? Какие мысли, чувства стремился выразить создатель памятника ? Какое впечатление произвел на вас этот памятник?

Слайд 7

Памятник напоминает ныне живущим и будущим поколениям о том, что нет горя больше, чем война, и нет подвига выше, чем подвиг солдата – защитника Отечества.

Слайд 8

На митинге 9 Мая 1965 года в торжественной обстановке состоялось открытие памятника. Чехол , сшитый накануне на швейной фабрике, сняла Дмитриева Мария Петровна, мать Сергея Дмитриева, зверски замученного немцами

Слайд 9

С памятником связаны многие наши традиции: Здесь проходят ежегодные митинги в честь Дня Победы У чащиеся школы возлагают гирлянды памяти , цветы М олодожены в день регистрации брака к подножию памятника приносят цветы

Слайд 10

План История создания монумента Автор памятника Описание памятника 1.Общий вид 2.Детали 3.Окружение постамента 4.Надпись на нем 4 . Традиции, связанные с памятником 5. Впечатление. Наш поселок 9 Мая

Слайд 11

Задание на дом: запись в чистовик

Слайд 12

Использованные ресурсы: http ://www.proshkolu.ru/user/Usova56 / http :// www.vomstyore.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку развития речи по теме "Изложение - описание памятника архитектуры"

Презентация содержит материал для подготовки к изложению - описанию храма Покрова на Нерли по тексту из книги Е. И. Осетрова "Живая Русь"....

Урок развития речи "Подготовка к сочинению – описанию по картине Ф.В. Сычкова "Трактористки-мордовки" (8-й класс) с применением ИКТ.

Познакомить учащихся с творчеством Ф.В.Сычкова, подготовить их к  осознанному восприятию картины....

Урок развития речи 5 класс. Сочинение-описание картины И. Шишкина "Корабельная роща"

Урок развития речи 5 класс. Сочинение-описание картины И. Шишкина "Корабельная роща", построенный по ТРКМ. Учебник Разумовской....

Урок развития речи. Подготовка к сочинению-описанию "Наша школа"

Урок развития речи. Подготовка к сочинению-описанию "Наша школа"Цель для учителя: создать условия для подготовки к сочинению-описанию"Наша школа"Цель для обучающихся: научиться отбирать материал для н...

Урок развития речи. Подготовка к сочинению-описанию картины М. А. Врубеля "Царевна лебедь"

Урок развития речи. Подготовка к сочинению-описанию картины М. А. Врубеля "Царевна лебедь", для 6 класса. Урок представлен в виде технологической карты, соответствующей требованиям ФГОС....

Урок русского языка в 8 Б классе. «Сочинение-описание памятника погибшим воинам-землякам в годы Великой Отечественной войны.»

Урок-конспект по теме «Сочинение-описание памятника погибшим воинам-землякам в годы Великой Отечественной войны.» с использованием регионального компонента....

Урок развития речи. Подготовка к сочинению-описанию по картине И.И.Шишкина "Корабельная роща" 5 класс

Урок развития речи помогает подготовить учащихся  к написанию сочинения по картине. Он проводится в рамках программы смыслового чтения. Современные требования к целям и результатам учебной деятел...