Урок развития речи в 8 классе Сочинение - описание памятника погибшим воинам в поселке Мстера
методическая разработка по русскому языку (8 класс) на тему
Разработка урока с презентацией
Сочинение - описание памятника погибшим воинам в поселке Мстера
Скачать:
Предварительный просмотр:
УРОК РАЗВИТИЯ РЕЧИ В 8 КЛАССЕ
Архитектурные памятники России.
Сочинение – описание памятника погибшим воинам в поселке Мстера
Цели:
- Дать понятие о памятнике как произведении искусства
- Познакомить учащихся с особенностями монументальной скульптуры
- Подготовить учащихся к созданию текста – описания
- Привести в систему умения учащихся ( развитие навыков говорения, отбор материалов к сочинению)
- Обогащение лексики учащихся
- Воспитывать интерес и любовь к искусству, родному языку, повышать общую культуру учащихся
- Способствовать привитию любви, гордости к историческому прошлому, расширять знания учащихся об истории своей малой родины
- Развивать творческие способности школьников
Оборудование:
Эпиграфы: «По всей России обелиски
Как души, рвутся из земли…»
Р.Казакова «Берегите свои памятники, счастливые потомки своих строителей. Берегите их, они…
наполнят ваши сердца гордостью»
И.Грабарь
Ход урока
- Организационный момент
- Сообщение цели урока
- Сегодня мы приступаем к новому для вас виду работы – сочинению – описанию скульптурного памятника- памятника погибшему солдату, который находится в парке
нашего поселка. Урок будет посвящен подготовке к созданию текста описания.
Но описание памятника не должно быть самоцелью, в сочинении нужно поразмышлять о том, какие мысли и чувства вызывает у вас этом памятник.
- Повторение
Вспомните, какой вопрос можно задать к тексту описания? (какой предмет, как он выглядит?)
Что является предметом описания? Что можно описывать? (игрушки, вещи, картины, состояние человека, природы, действий труда)
Но можно еще описывать и памятники культуры. Написать сочинение мы должны в публицистическом стиле. Назовите особенности этого стиля. Что характерно для него?
(ответы детей)
(слайд 3)
Сфера употребления: общественно – политическая, выступление на митингах – в устной речи, статьи в газетах, журналах – в письменной речи.
Задача: воздействовать на слушателя с целью формирования определенного отношения
Языковые особенности: употребление торжественной лексики
Синтаксические особенности: риторические вопросы, восклицательные предложения, обращения, вводные слова
- Лексико – орфографическая работа (слайд 4)
Подумайте и скажите:
Что такое памятник? Что означает это слово? От какого слова образовано? Как вы понимаете значение этого слова?
А вот какое определение дает слову ПАМЯТЬ В.И.Даль :
ПАМЯТЬ – способность помнить, не забывать прошлого, свойство души хранить, помнить о былом
и слово памятник входит в ту же словарную статью, что и слово ПАМЯТЬ
- ПАМЯТНИК – все, что сделано для облегчения памяти, для того чтобы помнить, не забывать
- ПАМЯТНИК – архитектурное или скульптурное сооружение в честь какого – либо лица или события
- Подберите синонимы к слову ПАМЯТНИК (монумент, скульптура)
(слайд 5)
- Скульптор – художник, изготовляющий произведения скульптуры
- Скульптура – искусство создания объемных художественных произведений путем резьбы, лепки, отливки
- Статуя – скульптурное изображение человека или животного
- Ваятель – тот, кто ваяет, скульптор
- Ваять – лепить из глины, высекать из камня художественное произведение
- Архитектор – специалист по сооружению зданий, по архитектуре, зодчий
- Архитектура – строительное искусство, зодчество
- Пьедестал – основание памятника, колонны, стержень
- Шпиль – остроконечный стержень, которым заканчивается верх здания
- Обелиск – памятник в честь какого – нибудь события или в память чего – нибудь в виде каменного столба, суживающегося к верху
- Монумент – большой памятник
Создан, сооружен, воздвигнут, установлен, отлит, высечен, расположен, возвышается, высится
- Работа с иллюстрацией памятника (слайд 6)
УЧИТЕЛЬ: Памятники вовсе не безмолвны. Они не только стоят на площадях, в парках, они живут в нашем сознании, борются и защищают, утверждают истину и зовут на поиск ее.
Великая Отечественная война вошла в историю нашей страны, в историю человечества как эпопея небывалая по своим масштабам. Трагизму, бедам и лишениям. Массовому героизму на полях сражений.
И для того чтобы помнили, не забывали об этой трагедии, о погибших земляках, о ветеранах войны, в каждом городе, поселке, деревне есть памятники, стелы, обелиски погибшим солдатам.
Работа с иллюстрацией памятника (слайд 6)
- Узнали памятник?
Где он находится?
Почему именно на этом месте?
В память о каких событиях, людях он поставлен?
Где и когда он сооружен?
Кто автор этого памятника? Что вы знаете о его создателе?
Общая характеристика памятника. Что он из себя представляет?
Детали (части ) памятника. Их роль в раскрытии замысла скульптора. Что они выражают, символизируют?
Какие мысли, чувства стремился выразить создатель памятника?
Какое впечатление произвел на вас этот памятник?
Учитель: История памятника (обелиска) в нашем поселке соприкасается с судьбой Кротова Федора Ивановича (1907 – 1997), равно как и его судьба, имеет отношение к этому событию. Ф.И.Кротов – участник ВОВ, подполковник. Награжден двумя орденами Великой Отечественной войны, двумя орденами Красной Звезды, медалями «За взятие Кенигсберга», «За победу над Германией».
В начале 1964 года Федор Иванович выдвинул инициативу установить во Мстере обелиск в память погибшим воинам- мстерянам. Инициатива была одобрена председателем поселкового совета Леонидом Ивановичем Сусловым. Была собрана группа содействия. Художники фабрик «Пролетарское искусство» А. М. Крылов и имени Дзержинского Е.М.Бураков составили несколько эскизов на бумаге, макет памятника из пластилина и трехгранный шпиль. Был сооружен большой макет из гипса мастером клееночной фабрики им. Дзержинского Леонидом Алексеевичем Новожиловым. Они же сделали для обелиска мраморную плиту с надписью. Все это понравились Ф.И.Кротову – инициатору этого дела. Основные хлопоты он принял на себя: поездка в Москву в поисках организации, принимающей заказы на изготовление обелисков, участие в собрании директоров предприятий Мстеры по сбору денег на памятник. Было собрано около 500 рублей. Обелиск был сделан в одной из мастерских Подмосковья и по частям доставлен во Мстеру работником по снабжению клееночной фабрики М.Т.Федусовым.
Летом 1964 года на месте будущего памятника была установлена каменная тумба с выгравированной на заводе «Ювелир» надписью: «Здесь будет стоять обелиск в память воинам поселка Мстера, погибшим в годы Великой Отечественной войны».
Рабочие всех фабрик Мстеры копали траншею для фундамента. Совхоз «Мстерский» выделил 500 кг цемента высокого качества.
Возведение памятника было общим делом всех жителей поселка. Старались закончить к 9 Мая 1965 года, к 20 – летию Победы. Фигуру солдата решено было поставить лицом на Восток. Это символично: солдат смотрит на восход солнца, встречает мирный рассвет.
Фигура солдата – победителя дана в полный рост. Острый взгляд, мужественное, решительное, уверенное в победе лицо. Левая его рука поднята вверх, он как бы приветствует нас, а правой крепко сжимает автомат. Трехгранный шпиль устремлен высоко в небо. На постаменте золотыми буквами высечено: «Вечная слава воинам пос. Мстёра, погибшим в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., в день двадцатилетия Победы над фашистской Германией, 9 мая 1965 г.».
Вдали от синих гор Урала,
В руках сжимая автомат,
Спокойно смотрит с пьедестала
От солнца бронзовый солдат.
Он дышит вольным ветром жизни,
Над ним не кружит воронье,
Не клялся он в любви к Отчизне,
Он просто умер за нее.
Л.Татьяничева
Все это увидели жители Мстеры на митинге 9 Мая 1965 года, когда в торжественной обстановке состоялось открытие памятника. Чехол , сшитый накануне на швейной фабрике, сняла Дмитриева Мария Петровна, мать Сергея Дмитриева, зверски замученного немцами. К подножию памятника принесли цветы женщины в черных платках. Каждая из них видела в этом солдате своего погибшего мужа, сына, жениха, отца, брата… Были произнесены речи, в которых говорилось о вечной памяти павших, возложены венки, гирлянды, море цветов. Выстроен почетный караул. Минутой молчания почтили память героев.
Памятник напоминает ныне живущим и будущим поколениям о том, что нет горя больше, чем война, и нет подвига выше, чем подвиг солдата – защитника Отечества.
Памятник погибшим воинам – это память о тех, кто отдал свои жизни за наше счастье жить. Это напоминание о ветеранах, которых осталось уже так мало. С памятником связаны многие наши традиции: ежегодные митинги 9 Мая, учащиеся школы возлагают гирлянды памяти, молодожены в день регистрации брака приносят цветы;
Это и память о людях, воздвигших этот памятник.
- Работа с черновиком. (слайд )
Обелиск удачно вписывается в окружающий ландшафт и привлекает к себе внимание. Проходя мимо, обязательно сдержишь шаг и посмотришь на фигуру воина.
План
- История создания монумента
- Автор памятника
- Описание памятника
1.Общий вид
2.Детали
3. Окружение постамента
4.Надпись на нем
4. Традиции, связанные с памятником
5. Впечатление. Наш поселок 9 Мая
7. Редактирование текста
Задание на дом: запись в чистовик
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Берегите свои памятники, счастливые потомки своих строителей. Берегите их, они…наполнят сердца ваши гордостью» И. Грабарь «По всей России обелиски, Как души, рвутся из земли…» Р. Казакова
Текст - описание Какой вопрос можно задать к тексту – описания? Что является предметом описания? Что можно описывать? Публицистический стиль Сфера употребления : общественно – политическая, выступление на митингах – в устной речи, статьи в газетах, журналах – в письменной речи. Задача : воздействовать на слушателя с целью формирования определенного отношения Языковые особенности : употребление торжественной лексики Синтаксические особенности : риторические вопросы, восклицательные предложения, обращения, вводные слова
Что такое памятник? Что означает это слово? От какого слова образовано? Как вы понимаете значение этого слова ? А вот какое определение дает слову ПАМЯТЬ В.И.Даль : « ПАМЯТЬ – способность помнить, не забывать прошлого, свойство души хранить, помнить о былом» И слово памятник входит в ту же словарную статью, что и слово ПАМЯТЬ ПАМЯТНИК – все, что сделано для облегчения памяти, для того чтобы помнить, не забывать ПАМЯТНИК – архитектурное или скульптурное сооружение в честь какого – либо лица или события Подберите синонимы к слову ПАМЯТНИК
Создан, сооружен, воздвигнут, установлен, отлит, высечен, расположен, возвышается, высится Скульптор – художник, изготовляющий произведения скульптуры Скульптура – искусство создания объемных художественных произведений путем резьбы, лепки, отливки Статуя – скульптурное изображение человека или животного Ваятель – тот, кто ваяет, скульптор Ваять – лепить из глины, высекать из камня художественное произведение Архитектор – специалист по сооружению зданий, по архитектуре, зодчий Архитектура – строительное искусство, зодчество Пьедестал – основание памятника, колонны, стержень Шпиль – остроконечный стержень, которым заканчивается верх здания Обелиск – памятник в честь какого – нибудь события или в память чего – нибудь в виде каменного столба, суживающегося к верху Монумент – большой памятник
Узнали памятник? Где он находится? Почему именно на этом месте? В память о каких событиях, людях он поставлен? Где и когда он сооружен? Кто автор этого памятника? Что вы знаете о его создателе? Общая характеристика памятника. Что он из себя представляет? Детали ( части ) памятника. Их роль в раскрытии замысла скульптора. Что они выражают, символизируют? Какие мысли, чувства стремился выразить создатель памятника ? Какое впечатление произвел на вас этот памятник?
Памятник напоминает ныне живущим и будущим поколениям о том, что нет горя больше, чем война, и нет подвига выше, чем подвиг солдата – защитника Отечества.
На митинге 9 Мая 1965 года в торжественной обстановке состоялось открытие памятника. Чехол , сшитый накануне на швейной фабрике, сняла Дмитриева Мария Петровна, мать Сергея Дмитриева, зверски замученного немцами
С памятником связаны многие наши традиции: Здесь проходят ежегодные митинги в честь Дня Победы У чащиеся школы возлагают гирлянды памяти , цветы М олодожены в день регистрации брака к подножию памятника приносят цветы
План История создания монумента Автор памятника Описание памятника 1.Общий вид 2.Детали 3.Окружение постамента 4.Надпись на нем 4 . Традиции, связанные с памятником 5. Впечатление. Наш поселок 9 Мая
Задание на дом: запись в чистовик
Использованные ресурсы: http ://www.proshkolu.ru/user/Usova56 / http :// www.vomstyore.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку развития речи по теме "Изложение - описание памятника архитектуры"
Презентация содержит материал для подготовки к изложению - описанию храма Покрова на Нерли по тексту из книги Е. И. Осетрова "Живая Русь"....
Урок развития речи "Подготовка к сочинению – описанию по картине Ф.В. Сычкова "Трактористки-мордовки" (8-й класс) с применением ИКТ.
Познакомить учащихся с творчеством Ф.В.Сычкова, подготовить их к осознанному восприятию картины....
Урок развития речи 5 класс. Сочинение-описание картины И. Шишкина "Корабельная роща"
Урок развития речи 5 класс. Сочинение-описание картины И. Шишкина "Корабельная роща", построенный по ТРКМ. Учебник Разумовской....
Урок развития речи. Подготовка к сочинению-описанию "Наша школа"
Урок развития речи. Подготовка к сочинению-описанию "Наша школа"Цель для учителя: создать условия для подготовки к сочинению-описанию"Наша школа"Цель для обучающихся: научиться отбирать материал для н...
Урок развития речи. Подготовка к сочинению-описанию картины М. А. Врубеля "Царевна лебедь"
Урок развития речи. Подготовка к сочинению-описанию картины М. А. Врубеля "Царевна лебедь", для 6 класса. Урок представлен в виде технологической карты, соответствующей требованиям ФГОС....
Урок русского языка в 8 Б классе. «Сочинение-описание памятника погибшим воинам-землякам в годы Великой Отечественной войны.»
Урок-конспект по теме «Сочинение-описание памятника погибшим воинам-землякам в годы Великой Отечественной войны.» с использованием регионального компонента....
Урок развития речи. Подготовка к сочинению-описанию по картине И.И.Шишкина "Корабельная роща" 5 класс
Урок развития речи помогает подготовить учащихся к написанию сочинения по картине. Он проводится в рамках программы смыслового чтения. Современные требования к целям и результатам учебной деятел...