Урок развития речи. Подготовка к сочинению-описанию картины М. А. Врубеля "Царевна лебедь"
методическая разработка по русскому языку (6 класс) на тему
Урок развития речи. Подготовка к сочинению-описанию картины М. А. Врубеля "Царевна лебедь", для 6 класса. Урок представлен в виде технологической карты, соответствующей требованиям ФГОС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sochinenie_tsarevna-lebed_tehnol.karta_.docx | 46.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Сочинение-описание изображенного на картине
М.А. Врубеля «Царевна-Лебедь»
Цель деятельности учителя | Подготовить учащихся к написанию сочинения по картине В.А.Врубеля «Царевна-Лебедь».Повторить стилистические и языковые особенности художественного стиля, признаки текста, типы речи, особенности написания сочинения по картине, правила оформления сочинений, композиционную систему сочинения-описания; воспитывать интерес к изобразительному искусству, театральному и литературному творчеству; культуру речи;. развивать умение описывать портрет, умение выражать мысли точно, образно, в соответствии с нормами современного русского литературного языка ;развивать у школьников чувство стиля, любовь к слову. |
Тип урока | Урок развития речи |
Планируемые образовательные результаты | Образовательные (предметные) : формировать у учащихся умение собирать и систематизировать материал; расширить знания о роли деталей в художественном описании, о понятии «портрет»; развивать умение описывать портреты, создавать текст-описание. Развивающие: развивать устную и письменную речь учащихся на основе образного ассоциативного мышления; создавать условия для умения формулировать собственную точку зрения; высказывать и аргументировать ее; Дать новые сведения искусствоведческого характера; повышать общую культуру школьников Метапредметные: способность осознания целей учебной деятельности и умение их пояснить; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач. Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию. |
Методы и формы обучения | Наблюдение над языком, эвристический метод, индивидуальная деятельность, групповая, фронтальная. |
Оборудование | Интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор. |
Наглядно-демонстрационный материал | Мультимедийный ряд: презентация по теме урока, выполненная учителем. |
Основные понятия | Художественное описание портрета, типы речи, стиль, композиция, художественный стиль (языковые особенности и стилистические черты), изобразительно-выразительные средства языка (эпитет, метафора, сравнение, олицетворение. |
Организационная структура (сценарий) урока
Этапы урока | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Осуществляемая деятельность учащихся | Формы организации взаимо-действия | Формируемые умения (универсальные учебные действия) | Промежу-точный контроль | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | |
I Организационный момент. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала | - Давайте определим настрой на работу, свое настроение: ● отличное – ● хорошее – ● не совсем готовы – Сегодня у нас необычный урок. Урок развития речи. | Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем. Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку | Фронтальная | Познавательные: понимают познавательную задачу. Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции Коммуникативные: работают в парах (обмениваются мнениями, учатся понимать позицию партнера). | Листы обратной связи. | |
II. Актуализация и пробное учебное действие. Постановка целей на урок | 1.Воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях. Словесно-иллюстративный рассказ с элементами беседы по теме урока 2. Вступительное слово учителя. | Прослушайте строки из сказки А.С. Пушкина и отгадайте о какой картине пойдет речь. — «Да на свете, Говорят, царевна есть, Что не можно глаз отвесть. Днем свет божий затмевает, Ночью землю освещает — Месяц под косой блестит, А во лбу звезда горит. А сама-то величава, Выступает, будто пава; Сладку речь-то говорит, Будто реченька журчит. 1. Постановка целей на урок Сегодня нам предстоит сложная и увлекательная работа. Мы должны подготовиться к художественному сочинению-описанию картины М.А. Врубеля. Учитель. Михаил Александрович Врубель – выдающийся русский художник, один из самых просвещенных людей своего времени, говорил на восьми языках,окончил Академию Художеств и Два факультета Петербуржского университета. Он создал множествокартин, восхищающих зрителей цветовым богатством и необыкновенной гармонией. Правильно. Это картина М.А. Врубеля «Царевна-Лебедь» Мы будем учиться описывать картину, которая относится к портретному жанру. 2. Сообщение – презентация ученика о жизненном и творческом пути В. А. Врубеля Задание: запишите в словарь «Картинная галерея» картины, созданные художником. Михаил Александрович Врубель (1856-1910) родился в семье военного юриста. Он учился в Санкт-Петербургской Рисовальной школе для вольноприходящих при Обществе поощрения художников, в Рисовальной школе Общества изящных искусств в Одессе, позднее состоял вольнослушателем Академии художеств. В 1884 году художник уезжает в Киев. Там он участвовал в реставрации Кирилловской церкви XII века, для которой написал несколько самостоятельных композиций. Реставрировал росписи в куполе собора святой Софии. Он совершил поездку в Венецию для изучения техники рисования старых мастеров. Михаил Александрович Врубель начал работать как художник в конце XIXначале XX века. Он был очень разносторонним живописцем: писал портреты, иконы, создавал иллюстрации к произведениям Пушкина, Лермонтова, Толстого, декорации к оперным спектаклям, скульптуры. Врубель был другом художников Васнецова и Серова, известного певца Шаляпина. Живя в Москве Врубель сблизился с Саввой Ивановичем Мамонтовым, принимал участие в начинаниях его художественного кружка – работал в Абрамцевской гончарной мастерской. С Мамонтовым и его семьёй художник совершил поездки по Европе, побывав в Италии, Франции и Германии, проездом в Греции и Константинополе. 3. Смысловой анализ цитаты К. Коровина «Сиротой жизни был этот дивный философ-художник, больше чем кто-либо изведавший, что такое «людское непонимание». Он не видел похвал, не видел, что творчество его кому-нибудь нужно. Он предлагал себя, свои богатства, он готов был одарить людей храмами и дворцами, он ничего не просил за это; он молил только, чтобы ему давали выявляться, чтобы освобождали его от бремени вдохновения… Но он был гоним, гоним злобно. Пресса отличалась в первых рядах: уничтожить, растоптать этот чудный дар, не дать ему жить! Михаил Александрович кротко сносил удары. Душа его была чиста, как кристалл. У него не было ни злобы, ни мелкости. Но как часто бывали горьки его глаза!» Вопросы для беседы.
Задание: Запишите в словарь «Трудных слов» слово кристалл 4 Сообщение подготовленного ученика об истории создания картины В. А. Врубеля «Царевна – Лебедь» В 1896 году Михаил Александрович в Женеве обвенчался с Надеждой Ивановной Забелой, артисткой Русской частной оперы С.И.Мамонтова. Жена Врубеля Забела-Врубель была талантливая певица. Она первой исполняла заглавные роли в операх «Снегурочка», «Садко», «Сказка о царе Салтане» замечательного русского композитора Римского-Корсакова. Врубель очень любил музыку этого композитора и охотно создавал для его опер декорации и эскизы костюмов. Художник признавался, что музыка к опере «Сказка о царе Салтане» вдохновила его на создание картины «Царевна-Лебедь». –5. Прослушайте в записи арию царевны-Лебеди из оперы Римского-Корсакова «сказка о царе Салтане». Сравните образ героини в опере с образом Царевны Лебедь на картине Врубеля (Музыка Римского-Корсакова нежная, чистая, словно по камушкам речка течёт, а в сказке Пушкина сказано: «А как речь-то говорит, словно реченька журчит»). | Смотрят презентацию; воспринимают на слух информацию, слушают музыку принимают участие в диалоге с учителем | Фронтальная Индивидуальная Индивидуальная Индивидуальная | Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельнсти. Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно следственные связи. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. Коммуникативные: слушают, задают вопросы, отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. | Задают вопросы для уточнения информации. Устные ответы. | |
III Работа по новой теме | 1.Эвристическая беседа (анализ картины). 2. Работа в группах 3.Индивидуальная работа у доски 4.Выступления групп 5.Эвристическая беседа | Учитель на доске записывает тему «Сочинение-описание изображенного на картине М.А. Врубеля «Царевна-Лебедь»». 1. Постановка целей на урок Сегодня нам предстоит сложная и увлекательная работа. Мы должны подготовиться к художественному сочинению-описанию картины М.А. Врубеля. | Какая проблема стоит перед нами? Какие задачи мы должны решить на уроке? | Вопросы для беседы. 1. Рассмотрим внимательно репродукцию картины М.А. Врубеля «Царевна-Лебедь» Нравится ли она вам? Какие чувства, мысли, эмоции вызвало у вас это произведение? 2. Какие ощущения, какое настроение создает эта картина? (Чувство восхищения красотой и необыкновенной духовностью героинь русских народных сказок. Ощущение тревоги, надвигающейся опасности. Чувство горечи от понимания того, что такая одухотворенная красота покидает наш мир, прощается с нами) 3.Как вы думаете, какое время суток изображено на картине? 4. Кто изображен в центре картины, на переднем плане? Опишите героиню, кто она, какое впечатление производит на вас? 5. Какие краски использует автор для создания образа? Почему мы испытываем тревогу? 6. Что изображено на заднем плане картины М.А. Врубеля «Царевна–Лебедь»?
Задания для групп
б) опишите передний план картины: образ Царевны-Лебедь (глаза, взгляд, брови , губы, цвет кожи и волос кокошник, вуаль, крылья, как изображена рука, цветовая гамма), в) подберите к образу Царевны-Лебедь эпитеты, метафоры, сравнения. ; г) определите состояние души героини.
б) опишите задний план картины: образы моря, неба, города, цветовая гамма; в) подберите эпитеты, метафоры, сравнения для описания моря, неба, города. 4.Выступления групп. 5.Вывод: слово учителя «Царевна-Лебедь» - один из самых пленительных и задушевных образов, созданных В.А. Врубелем. Настроение картины тревожное: сумерки, багряная полоса заката, недобрые огни далекого города… Царевна не приближается к зрителю, она уплывает во тьму, и только в последний раз обернулась, чтобы сделать какое-то предостережение. Взгляд Лебеди – прощальный взгляд. Огромные глаза полны грусти и доброты. Вокруг сгущается темень, и только Царевна-Лебедь сверкает в последнем луче как символ утраченной человечеством духовности и чистоты, как символ нравственной христианской сущности русского народа. Так осознать глубинную сущность России было дано немногим. 5.4 учащихся выполняют задания у доски. Задания.
Как вы понимаете слова М.А. Врубеля, которыми он характеризует свою героиню? «Крылья - это родная почва и жизнь». «Сколько у нас красоты на Руси!» «Русская природа бесконечно дорога потому, что она носительница души, которая тебе одному откроется и расскажет тебе твою душу». М.А. Врубель ( По мнению Врубеля красота разлита во всем: прежде всего, речь идет о красоте духовной и душевной. Именно эту красоту мы видим в глазах царевны. Человек – отражение природы, окружающего мира. ) - 7.Каким по типу речи должно быть такое сочинение? Стиль речи. - 8. Как вы думаете, откуда пришла к нам эта героиня? - 9. В чем идея произведения, тема? Тема произведения: 1) | Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы. | Индивидуальная Групповая | Личностные: имеют желание осознавать свои трудности и стремятся к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков. Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы. Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний. Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации. | Устные ответы | |
6.Составление плана сочинения-описания картины. | Что нужно сделать для того, чтобы сочинение получилось логичным, образным, ярким? - Чтобы описать картину, необходимо составить план. План: . I. М.А. Врубель - выдающийся русский художник. или (. Место картины в творчестве писателя (История создания картины). II. Картина «Царевна-Лебедь» - произведение необыкновенной красоты. 1. Передний план картины. Главная героиня произведения: а) Царевна-Лебедь – девушка с печальным лицом и загадочным прощальным грустным взглядом; б) великолепный кокошник; в) тончайшая белоснежная вуаль; г) белоснежные крылья – символ чистоты и невинности; д) состояние души героини. 2. Задний план картины: а) неспокойное море и мрачное небо; б) светлая полоска неба на горизонте; в) недобрые огни далекого города. III. Какие мысли и чувства вызвала у меня картина М.А. Врубеля «Царевна-Лебедь» По возможности необходимо создать такое описание, которое помогло бы читателю максимально ярко, точно и подробно представить описываемый вами портрет. Для того чтобы грамотно написать сочинение, не упустив ничего нужного и не допустив лишнего, необходимо продумать последовательность текста, его соответствие плану, теме. | Формулируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем. Выделяют главное. Отвечают на вопросы. Строят понятные для партнера высказывания. Составляют план работы над сочинением. | Фронтальная, индивидуальная. | Личностные: осознают возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха и неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием. Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания. Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, работают по плану. Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач. | Устные ответы. Задают вопросы для уточнения информации. | ||
IVТворческая практическая деятельность по реализации построенного проекта | Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся. Обсуждение картины. | Работа над синтаксической, речевой, орфографической и пунктуационной грамотностью сочинения. I. Проблемный вопрос: что нужно для того, чтобы сочинение получилось образным, логичным, грамотным. 1. Продумать содержание сочинения. 2. Подобрать надо такие слова, в правописании которых вы уверенны, в случае неуверенности обращайтесь к орфографическому словарю. 3. Определите тип и стиль речи вашего сочинения; 4. Подберите лексические средства, ИВС языка. II. Подберите синонимы к словам. Кладовая подсказок Картина, произведение живописи, искусства, художественное полотно. Михаил Александрович Врубель, Надежда Ивановна Забела. Царевна-Лебедь – она, девушка, прекрасная незнакомка, Лебедь, Царевна, женский образ, загадочная, пленительная, великолепная, необыкновенная. Блестеть – сверкать, сиять, переливаться, отсвечивать. Цвета – белый, белоснежный, прозрачный, серо-голубой, дымчатый, голубой, бирюзовый, серебряный, перламутровый. Состояние души героини – тревога, переживание, тоска, беспокойство, печаль. Море, небо, город (замок) – темное, серо-голубое, мрачное, сиренево-сизое, светло-розовый, оранжево-алый, синее с золотыми отблесками. Цитаты, тезисы характеризующие главную героиню произведения и картину в целом: - На картине изображена сказочная, очень красивая царевна. - У царевны бледное грустное лицо, большие печальные синие глаза. Их можно сравнить с драгоценными камнями или с цветом вечернего неба. Её лицо полно задушевности и грусти. У неё чёрные длинные ресницы и густые брови. Её чёрная коса опускается ниже пояса. - На голове царевны серебряный кокошник с синими и зелёными драгоценными камнями. Они переливаются и светятся. На лоб спускается сетка из жемчуга. На кокошник наброшена прозрачная, из тонкой ткани фата. На царевне воздушное, белое с розовыми и сиреневыми переливами платье. Платье уже начало превращаться в крылья лебедя. - Царевна превращается в лебедя не днём, а вечером, потому что вечером всё кажется необычным, сказочным, волшебным. - Событие происходит в море, вдали виден остров - Для изображения сказочной царевны художник выбрал нежные, светлые краски (белую, голубую, розовую, сиреневую), потому что сама царевна добрая и нежная. А природу изобразил тёмными, густыми красками: синими, тёмно-красными, серыми и сиреневыми. - Выбор красок помог художнику сделать картину более сказочной, таинственной. Картина создаёт грустное тревожное настроение. | Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы. | Фронтальная, индивидуальная. | Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи. Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач. Умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы. | Задают вопросы для уточнения информации. Устные ответы | |
V.Первичное закрепление с комментированием во внешней речи. | Обобщение и систематизация знаний, формирование рациональных способов применения их на практике. | Контролирует правильность выполнения задания. Составление черновиков сочинения. - Для того чтобы сочинение получилось образным, чтобы его интересно было читать другим, продумайте сначала, что бы вы хотели написать, проговорите про себя предложение целиком и только потом записывайте. - Неотъемлемой частью подготовки к хорошему сочинению является предупреждение ошибок. Для этого необходимо заранее подобрать слова, в правописании которых вы не уверены, и проверить по словарю | Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения Озаглавливают рассказ в соответствии с темой и основной мыслью сочинения; работают над предупреждением ошибок с помощью словарей и справочников, пишут сочинение. | Индивидуальная | Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы. | Письменная работа. | |
VI.Включение в систему знаний и повторение | Обобщение полученных на уроке сведений, оценивание работы на уроке | Учитель просит учеников ответить на ряд вопросов, связанных с написанием сочинения: 1. В каком стиле должно быть написано сочинение? 2. Могут ли в тексте присутствовать большие фрагменты, различающиеся по стилевой окраске? 3. каким должно быть название сочинения? Какую мысль следует высказывать в названии? | Отвечают на вопросы. Определяют уровень приобретенных знаний. | Индивидуальная, групповая. | Личностные: понимают, в чем значение знаний для человека. Познавательные: приобретают умения использовать полученные знания и умения в практической деятельности. Коммуникативные: создают устный текст в научном стиле, обосновывают свою точку зрения. | Оценивание работы учащихся на уроке. | |
VII.Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока) | Заключительная беседа по вопросам. | - Что нового, интересного узнали сегодня на уроке? - Что понравилось, запомнилось, удивило? - Что полезного для вас было? Что пригодится в будущем? - Над чем заставил задуматься материал урока? - Какие трудности у вас появились в процессе работы? Как вы их преодолевали? Какое настроение у вас сейчас? - Дайте оценку нашей работе, понравился ли урок. | Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Заполняют дневники достижений. | Индивидуальная, групповая | Личностные: приобретают мотивацию процесса образования; стремятся к приобретению новых знаний и умений. Регулятивные: оценивают свою работу. Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания | Листы обратной связи. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок развития речи "Подготовка к сочинению – описанию по картине Ф.В. Сычкова "Трактористки-мордовки" (8-й класс) с применением ИКТ.
Познакомить учащихся с творчеством Ф.В.Сычкова, подготовить их к осознанному восприятию картины....
Урок развития речи. Подготовка к сочинению-описанию по картине.
Урок развития речи для 6 класса. Групповая работа....
«Развитие речи. Подготовка к сочинению – описанию по картине Б. М. Кустодиева «Сирень»
Урок по русскому языку в 7 классе по теме "Развитие речи. Подготовка к сочинению-описанию по картине Б.М.Кустодиева "Сирень" учит собирать и фиксировать материал наблюдений. Учитель в процессе беседы ...
Урок развития речи. Подготовка к сочинению-описанию по картине И.И.Шишкина "Корабельная роща" 5 класс
Урок развития речи помогает подготовить учащихся к написанию сочинения по картине. Он проводится в рамках программы смыслового чтения. Современные требования к целям и результатам учебной деятел...
Урок развития речи "Подготовка к сочинению-описанию по картине И.Э.Грабаря "Февральская лазурь"
Разработка поможет учителю провести урок, соответствующий требованиям ФГОС, с применением таких технологий, как ИКТ, технология развития критического мышления, проблемного обучения, здоровьесбережения...
Презентация к уроку развития речи. Подготовка к сочинению-описанию картины И.Левитана "Март"
Презентация содержит репродукцию картины Левитана, план и рабочие материалы, необходимые для подготовки к сочинению...
Урок развития речи. Подготовка к сочинению-описанию по картине.
Тема. Подготовка к сочинению-описанию по картине П.П. Кончаловского «Сирень в корзине».Цели урока:1. Подготовить уч-ся к сочинению-описанию по картине в...