Введение ФГОС. Использование технологии критического мышления на уроках русского языка
методическая разработка по русскому языку
Предварительный просмотр:
Пиворова Ю.З.,
заместитель директора по УВР,
учитель русского языка и
литературы ГБОУ школы № 297
г.Санкт -Петербурга
Введение ФГОС. Использование технологии критического мышления на уроках русского языка.
Проводятся реформы, меняются стандарты образования, устаревают одни формы и методы работы, им на смену приходят новые технологии, но ,по-моему. вечным остаётся вопрос :«Как повысить качество обучения школьников?». В поисках решения этой проблемы , я считаю , может помочь технология критического мышления.
Модель этой технологии включает следующие этапы: вызов- осмысление-размышление ( рефлексия).
Технологические этапы | ||
I | II | III |
Вызов | Осмысление содержания | Рефлексия |
-актуализация | -получение новой | -размышление, рождение |
имеющихся знаний | информации | нового знания |
-интерес к получению новой | -корректировка учеником | -постановка учеником новых |
информации | поставленных целей | целей обучения |
-постановка учеником | обучения | |
собственных целей | ||
обучения |
Данная модель помогает формировать интеллектуальные умения и усиливать рефлексивные механизмы.
Первый этап – «Стадия вызова» помогает актуализировать и обобщить имеющиеся у учащихся знания по проблеме, вызвать интерес к изучаемой теме , побудить ученика к активной работе.
На данной стадии использую методические приѐмы: корзина идей, рассказ-предположение по ключевым словам, графическая систематизация материала : кластеры, таблицы, перепутанные логические цепочки, верные и неверные утверждения.
Пример № 1. Тема "Глагол", 5 класс, 1 урок.
Приемы: 1). «Корзина идей», 2). «Составление кластера».
В центре листа учащиеся записывают Глагол, затем в течение двух минут фиксируют в тетради или на листе все, что им известно об изучаемой части речи. Проводим аукцион знаний : называем записанные сведения, не повторяя ранее сказанного. Все ответы учащиеся фиксирую на доске. Таким образом, наполняем корзину идей. Предлагаю ребятам систематизировать материал ( создать кластер).
Кластер – это графический систематизатор, который показывает несколько различных типов связей между объектами или явлениями. Кластер охватывает большее количество информации, чем при обычной письменной работе, помогает систематизировать информацию в виде заголовков смысловых блоков.
Создавать кластер можно на разных этапах урока: на стадии вызова при повторении ранее изученного материала, на стадии осмысления, например, для лучшего запоминания нового материала , на стадии рефлексии вместо подведения итогов работы в форме фронтальной беседы.
Второй этап – «стадия осмысления содержания» - позволяет получить новую информацию; осмыслить ее, соотнести с уже имеющимися знаниями. На данной стадии идѐт активная самостоятельная работа учащихся.
Здесь уместно использовать такие приѐмы, как чтение текста методом ИНСЕРТ( самоактивизирующаяся системная разметка для эффективного чтения и размышления), чтение с остановками, таблица вопросов, взаимоопрос.
Инсерт – это прием маркировки текста, когда учащиеся во время работы с текстом значками отмечают на полях то, что известно, что противоречит их представлениям, что является новым, интересным и неожиданным, а также то, о чем хочется узнать более подробно. Маркировка текста производится с помощью значков:
+ - уже знал
! - новое
- - думал иначе
? - вызывает вопрос .
Пример № 3.
Урок развития речи. 7 класс. Способы сжатия текста.
Учащимся выдаётся распечатанный теоретический материал по теме урока, даётся задание прочитать текст, по ходу чтения на полях поставить значки. Провожу беседу по вопросам:
-Что вы прочитали?
-Какие знания подтвердились?
-Какую информацию вы встретили?
-Какие вопросы возникли?
Затем предлагаю ребятам оформить индивидуальную таблицу , распределив полученную информацию по 4 группам маркировки. Чтобы выполнить задание, учащиеся вновь возвращаются к тексту, вдумчиво, внимательно его перечитывают, что помогает в запоминании материала. Важным этапом работы становится обсуждение записей, внесенных в таблицу.
Приѐмы, использованные на стадиях вызова и осмысления, логически переходят в этап «Рефлексия». Эта стадия позволяет:
-осмыслить всю полученную информацию,
- присвоить новое знание,
- сформировать у каждого ученика собственное отношение к изучаемому материалу. Парная мозговая атака, коллективная мозговая атака ,возвращение к ключевым терминам, кластерам, создание синквейна, эссе, сочинения-миниатюры – всѐ это даѐт возможность учащимся самореализоваться в рамках изученной темы.
Один из приемов развития критического мышления – составлении синквейна.
Синквейн – это стихотворение, состоящее из пяти строк, написанное по особым правилам. Схема составления синквейна выглядит следующим образом: в первой строке заявляется тема или предмет (одно существительное); во второй дается описание предмета (два прилагательных или причастия); в третьей, состоящее из трех глаголов, характеризуются действия предмета; в четвертой строке приводится фраза обычно из четырех значимых слов, выражающая отношение автора к предмету; в пятой строке – синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы или предмета (одно слово).
Синквейн
- обогащает словарный запас;
- подготавливает к краткому пересказу;
- учит формулировать идею (ключевую фразу);
- позволяет почувствовать себя хоть на мгновение творцом;
- получается у всех.
Пример № 4.
Урок развития речи. 5 класс. Сочинение по картине С.А. Виноградова "Весна."
Урок подготовки к сочинению заканчивается написанием синквейна, например:
Весна.
Мартовская, холодная.
Не торопится. Просыпается. Наступает.
Природа пробуждается от зимнего сна.
Радость.
На мой взгляд, лучше на данном этапе предложить учащимся самим выбрать форму работы : создание синквейна, эссе или сочинения-миниатюры.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование технологии критического мышления на уроках русского языка. Реферативная работа.
Обобщение опыта работы по технологии РКМЧП. Реферативная работа, раскрывающая понятие, методы, приёмы технологии. При подготовке статьи были использованы работы Громовой О.К., Заир-Бека С.И., За...
Статья " Введение ФГОС.Использование технологии критического мышления на уроках русского языка"
Статья содержит теоретический и практический материал из опыта работы....
Использование технологии критического мышления на уроках русского языка и литературы
Новая организация общества, новое отношение к жизни предъявляют и новые требования к школе. Сегодня основная цель обучения - это не только накопление учеником определённой суммы знаний, у...
Выступление на МО учителей русского языка и литературы « Использование технологии критического мышления на уроках русского языка и литературы»
Выступление на МО учителей русского языка и литературы« Использование технологии критического мышления на уроках русского языка и литературы»...
«Использование технологии критического мышления на уроках русского языка и литературы»
Использование технологии критического мышления на уроках русского языка и литературы...
Использование технологии критического мышления на уроках русского языка и литературы
Современное общество выдвигает новые требования к школе, к образовательной среде в целом. Наряду с формированием культурной идентичности учащихся как граждан России; сохранением единства об...
Использование технологий критического мышления на уроках русского языка
На своих уроках приемы данной технологии я использую на разных этапах. Сущность применения элементов технологии критического мышления заключается в создании условий для творческой самореализации учащи...