Урок русского языка в 8 классе на тему: «Личные местоимения»
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) на тему
Тема: «Личные местоимения»
Цель: познакомить учащихся с личными местоимениями, особенностями их склонения, изменения.
Задачи:
- формировать навыки грамотного письма личных местоимений;
-формировать умение правильно употреблять личные местоимения в речи;
- обогащать словарный запас учащихся.
Оборудование: мультимедийная презентация, тесты.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka_v_8_klasse_lichnye_mestoimeniya.doc | 50 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 8 классе
Тема: «Личные местоимения»
Разработала:
Учитель русского языка
и литературы ГБС(к)ОУ
«Казанская школа №142»
Телегина С.А.
Урок русского языка в 8 классе
Тема: «Личные местоимения»
Цель: познакомить учащихся с личными местоимениями, особенностями их склонения, изменения.
Задачи:- формировать навыки грамотного письма личных местоимений;
-формировать умение правильно употреблять личные местоимения в речи;
- обогащать словарный запас учащихся.
Оборудование: мультимедийная презентация, тесты.
Ход урока
I . Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
- Устный опрос (фронтальный)
-Послушайте слова известного лингвиста А. Реформатского и скажите, о какой части речи он рассуждает.
Они, как запасные игроки на футбольном поле или дублеры в театре, выходят на сцену или на поле тогда, когда вынужденно « освобождают игру» знаменательные слова.
-Почему ученый называет местоимения дублерами или запасными игроками?
- В чем особенность этой части речи?
- Каковы морфологические признаки местоимений? Как они изменяются?
- Какую синтаксическую роль выполняют местоимения?
-Сколько разрядов местоимений вам известно?
2) Проверка домашнего упражнения.
- Объясните, почему местоимения в упр.393 употреблены неправильно.
III . Знакомство с новым материалом
- Цели урока (слайд №1)
Знать: личные местоимения, особенности их склонения, изменения.
Уметь: правильно употреблять личные местоимения в речи, правильно писать местоимения с предлогами.
- Запись в тетрадях темы урока.
- Синтаксическая пятиминутка (слайд №2)
(Строфа из стихотворения И.А. Бунина «Кедр»)
Темный кедр растет среди долины,
Я люблю долины тихих гор,
Видит он далекие вершины
И глядится в зеркало озер.
-Дайте характеристику предложения, составьте его схему.
- Какими частями речи выражено подлежащее во 2 и 3 частях предложения?
Совершенно верно, это местоимения. Относятся они к разряду личных. С ними мы встречаемся ежедневно, их всего 8, и все они указывают на лица.
4)Работа с материалами на слайдах (слайды №3,4,5,6)
-Почему местоимения поделены на 2 группы?
(Местоимения «я» и «мы» оказались на одной строке, т.к. и то и другое местоимение указывают на…….; «ты» и «вы» указывают на….; «он», «она», «оно», «они» указывают на…)
Все личные местоимения изменяются по падежам, то есть склоняются.
Отметим особенности изменения личных местоимений.
1.При склонении местоимений 1 и 2 лица ед.числа происходит чередование в корне.
2.В косвенных падежах местоимений 1 и 3 лица меняется основа.
3. В 3 лице после предлога в косвенных падежах появляется буква Н.
Синтаксическая роль личных местоимений. (слайд№7)
-Запишите предложения, подчеркните личные местоимения как члены предложения.
Вывод: личные местоимения в предложении могут быть подлежащим или дополнением.
Особенности употребления в речи личных местоимений (слайд№8)
Особенностью употребления в речи личных местоимений является единственно возможная форма местоимений 1 и 2 лица мн. числа и 3 лица ед. числа ж.рода.
IV. Проверка усвоения теоретического материала.
Тест по вариантам (Приложение)
V. Закрепление.
1)Поставьте местоимение в н.ф., определите лицо и число.(слайд №9)
С ним, ко мне, мимо нее, в них, под нами, на вас, при тебе, о нем.
2)Спишите, раскрывая скобки и расставляя недостающие знаки препинания. Укажите падеж личных местоимений, определите их синтаксическую роль.(слайд №10)
1. У (она) кое –где провалилась крыша стены осыпались и совы заводили в(она) по ночам свои зловещие песни.
2.Всякий раз когда я начинал играть с (она) по-своему шумно и резво старая нянька быстро схватывала (она) и уносила к себе.
3) Творческое задание.(для его выполнения класс делится на 2 команды)
Отгадывание кроссворда, состоящего из загадок с личными местоимениями(слайды №11-14)
1.Он выглянул несмело из кочки моховой,
Цепочку клюквы спелой подняв над головой.(Моховик)
2.Все его любят, а поглядят на него, так каждый морщится. (Солнце).
3.И в тайге, и в океане он отыщет путь любой.
Умещается в кармане и ведет нас за собой. (Компас).
4.Ты за ней, она от тебя, ты от нее, она за тобой.(Тень)
5.Познакомишься со мной и увидишь шар земной.
Покажу тебе все страны. И моря, и океаны. (Глобус)
6.Есть один такой цветок, не вплетается в венок,
На него подуй слегка, был цветок - и нет цветка .(Одуванчик)
7.Бьют его рукой и палкой, никому его не жалко,
А за что беднягу бьют, а за то, что он надут. (Мяч)
8.Он слетает белой стаей и сверкает на лету,
Он звездой прохладной тает на ладони и во рту.(Снег)
9.Все утро дождик. Ничего веселого, но есть у солнца друг один их лучших. Упрямо поворачивает голову. Он ищет солнце, спрятанное в тучах. (Подсолнух)
10.Он в осиннике родится. Как в траве не притаится, все равно его найдем…шляпка красная на нем. (Подосиновик)
11.Держусь я только на ходу, а если стану, упаду.(Велосипед)
12.В каком местоимении 2 звука и 1 буква? (Я)
VI. Итог урока.
Вопросы классу:
Какой разряд местоимений мы сегодня изучали? Перечислите их.
-Когда к личным местоимениям 3 лица прибавляется н?
-Как пишутся местоимения с предлогами?
-Какое фонетическое явление можно отметить у личных местоимений 1 и 2 лица при склонении?
-Какую синтаксическую роль выполняют личные местоимения?
Приложение
Вопросы теста по теме «Личные местоимения» (по вариантам)
I вариант
1.Местоимение - это часть речи, которая указывает на:
А) признаки, предметы, действия;
Б) количество, действия, предметы;
В) признаки, предметы, количество;
Г) действия, количество, признаки.
2.Укажите в предложении личное местоимение.
Сегодня радостно и мне.
А) первое слово; б)второе слово; в) третье слово; г) четвертое слово.
3.В предложении личные местоимения бывают:
А) определениями и подлежащими;
Б) сказуемыми и обстоятельствами;
В) подлежащими и дополнениями;
Г) обстоятельствами и дополнениями.
4.В предложении Ласточка с весною в сени к нам летит личное местоимение стоит в :
А) Тв.п. б) Р.п. в) В.п. г) Д.п.
5. В этом предложении местоимение 3 лица написано правильно
А) С им никто не хочет идти.
Б) Около ее все время кто –то находился.
В) О нем говорят только хорошее.
Г) Алексей рассказал мне про их.
6. Допущена ошибка в форме местоимения.
А) грущу по вам; б) скучать по вас; в) тосковал по вас; г) спросить у нее.
II вариант
1.Часть речи, которая указывает на предметы , признаки и количества, но не называет их, это:
А) предлог; б) глагол; в) местоимение; г) имя прилагательное.
2.В предложении Бабушка рассказала ей сказку личное местоимение это:
А) Первое слово; б) второе слово; в) третье слово; г) четвертое слово.
3.Найдите группу личных местоимений.
А) его, мой, тебе, их;
Б) мой, твой, ваш, наш;
В) их, мне, его, тебя;
Г) мой, твой, тебе, тобой.
4.В предложении Сегодня в гостях у нас бабушка Маши личное местоимение стоит в :
А) Им.п. б) Д.п. в) Р.п. г) Тв.п.
5. В этом предложении местоимение 3 лица написано правильно:
А) Без его мне свет не мил.
Б) Петя много знал о насекомых и часто рассказывал мне про них.
В) Я приготовила сегодня для его вишневый торт.
Г) Рядом с им я чувствую себя спокойно.
6. Допущена ошибка в форме местоимения:
А) тоскуешь по нас;
Б) грустишь по вас;
В)узнал у ней; г) скучает по вас.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урок русского языка (8 класс) по теме "Обособленные определения и приложения"
Урок для 8 класса готовит учащихся к ГИА и ЕГЭ по русскому языку: содержит работу с текстом, тестовые задания. В содержании урока ярко выражена воспитательная функция: ребята знакомятся с творчеством ...
Презентация к уроку русского языка (6 класс) по теме "Имя существительное как часть речи"
Презентация разработана в полном соответствии с конспектом урока по данной теме, опубликованным чуть ранее....
разработка урока русского языка 8 класс по теме "Односоставные предложения"
Обобщающий урок по теме «Односоставные предложения» Цель урока: Проверить знания теоретического материала по теме.Развивать умение использовать односоставные предложения в связной речи.Воспитыват...
План – конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме: «Сложноподчиненные предложения и их роль в тексте» (на примере комплексной работы с текстом)
Слово учителя.Молчит река, отражая в себе бесконечность звездного неба. Журчит по камушкам беспечный ручеёк, трепещет рябина на осеннем ветру... Всё это бессловесный язык природы. И только человек м...
Урок Русский язык 6 класс по ФГОС Отрицательные местоимения
Цели: Образовательные: 1) формировать представление о смысловых и грамматических особенностях отрицательных местоимений; 2) формироват...
Урок русского языка. 6 класс. Вопросительные и относительные местоимения
Дан сценарий первого урока русского языка в 6 классе по теме "Вопросительные и относительные местоимения", построенного в соответствии с требованиями ФГО ООО и на основе заданий из Единой коллекции эл...
Урок русского языка, 5 класс по теме "Обобщение изученного по теме "Синтаксис"
Урок проводился в общеобразовательном классе, где обучается ребенок с умственной отсталостью. Построен с использованием обучающих структур....