Приставки и их словообразующая роль
план-конспект занятия по русскому языку (5 класс) на тему

Нуртдинова Нурия Гильмутдиновна

Открытый урок по русскому языку в 5 классе. Был проведен в 2011 г.

Скачать:


Предварительный просмотр:

'.

МОУ Камышлинская средняя общеобразовательная школа

Открытый урок по русскому языку в 5 Б классе

Тема: Приставки и их словообразующая роль.

Учитель: Нуртдинова Нурия Гильмутдиновна

2011 г.

Тема: Приставки и их словообразующая роль.

«Приставки придают речи столько богатейших оттенков! Чудесная выразительная речь зависит от них. В разнообразии приставок таится разнообразие смысла».

К.И. Чуковский

Цели:

  1. образовательная

- создать условия для осознания и осмысления знаний по теме, что приставка - значимая часть слова, средство образования новых слов;
- выявить отличия между приставками и предлогами;

  1. развивающая

- развить у школьников умения выделять приставки в словах, умело пользоваться ими в письменной и устной речи, определять их значение;

  1. воспитательная

- способствовать формированию бережного отношения к языку, патриотических чувств через тексты о родной природе.

Тип урока: изучение нового материала.

Методы обучения: дифференцированное, индивидуализированное обучение, коллективная и групповая деятельность.

Оборудование: ресурсы Интернета, мультимедийный компьютер.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Тема, цели урока.

2. Проверка домашнего задания.

Упражнение 400, выделить суффиксы уменьшительно-ласкательные.
Вспомнить правила о частях слова.

3. Словарный диктант. Устно составить предложения с данными словосочетаниями.

Развесистый высокий дуб, зимним ясным днем, в дальнюю дорогу, по лисьему следу, голубое небо, под низкими деревьями, у спокойной речонки.

4. Индивидуальная работа по карточкам.

1 ученик: Улыбнулись сонные березки, растрепали шелковые косы.
2 ученик: Вырастал ... елка

В л ... су на г ... ре.
У нее иголки

З ... мой в серебре.

Задания: 1) вставьте пропущенные буквы.

2) определите части речи.

Задания для учеников ЗПР (опережающие).

3 ученик - составить небольшой рассказ о зимнем дне.
4 ученик - любимое стихотворение о природе.

Ребята, вы, наверное, заметили, что сегодня, как и на других уроках мы постоянно обращаемся к теме природы, родного края. А почему? Конечно же потому, что природа, родина и человек неразделимы. Мы должны любить и беречь нашу Родину - Россию. Обогащая свою речь, расширяя свой словарный запас, знакомясь с произведениями художественной литературы, мы становимся духовно богаче, речь наша - выразительней. Еще раз прочитаем эпиграф и перейдем к теме урока.

5. Какой ученик не мечтает, чтобы урок начался с игры? Но наша игра лингвистическая. Что это значит? (Языковая).

Приставки-труженицы

У ч и т е л ь. Представьте, что вы сидите перед телевизором. Представили? Я вам скажу: «Приставка В ». Что вы сделаете?

Дети. Включим телевизор!

У ч и т е ль. А если я скажу: «Пере-»?

Д е т и. Переключим на другую программу .
У ч
и т е л ь. А если я скажу: «Вы-»?

Д е т и. Мы выключим телевизор.

У ч и т е ль. Почему вы меня хорошо понимали, я ведь называла всего лишь кусочек слова - при ставку? (Потому что приставки несут смысл, они дают слову новое значение.) Так же, как и суффикс, приставки участвуют в образовании новых слов и усердно трудятся, чтобы мы могли различать лексическое значение слов.

Таким образом, приставка - значимая часть слова, которая служит для образования новых слов.

  1. Упражнения на закрепление.

1) образуйте с помощью приставок глаголы и запишите словосочетания.

С-, вы-, пере-: давать, бежать, лететь, кричать.

2) А теперь игра «Одним словом»: данные словосочетания выразить одним словом, записать, выделить приставки.

1. Лишенный смысла (бессмысленныйз Л: Находящийся за пределами школы (внешкольный). 3. Никогда не умирающий (бессмертный). 4. Расположенный у берега, вдоль берега (прибрежный). 5. Относящийся ко времени перед восходом солнца (предрассветный). 6. Не имеющий определенной формы (бесформенный). 7. Очень некрасивый, уродливый (безобразный). 8. Вселить надежду (обнадёжить). 9. Дать новую или слишком высокую оценку (переоценить) 10. Объехать вдоль и поперек всю местность сколесить). 11. Сделать длиннее (удлинить), короче (укоротить). 12. Склонить тайно, уговорами кого - нибудь к какому-либо поступку (подговорить). 13. На некоторое время задуматься (призадуматься).

3) А теперь послушаем моих ассистентов. Они расскажут интересные факты о некоторых приставках.

ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ, ЧТО ...

- Как вам известно, при ставка о- (об) может обозначать распространение действия вокруг предмета. Отсюда опенки - грибы, растущие обычно вокруг гнилого пия; опушка - меховая обшивка по краям одежды или край леса, обрамленный (как бы опушенный) деревьями. Само слово обрамленный значит: вставленный в раму или окруженный чем-либо, словно рамой. Таким же образом произошло и слово основа от глагола сновать.

- Приставка о- обозначает также наличие ошибки, промаха в действии. По этому типу образовались слова ошибка, описка, опечатка, оплошность (корень плох, сравни: сплоховать - совершить ошибку, промах).

- Эта же приставка о- обозначает и частицу какого- либо предмета, оставшуюся в результате того или иного действия: осколок - отколовшаяся часть (корень - скал; сравни укр. скидка - осколок стекла, щепка), огрызок, огарок (остаток недогоревшей свечи), окурок и т. п.

- Слово ошеломить первоначально обозначало ударить мечом по шелому, т. е. шлему. От сильного удара воин долго не мог опомниться. Впоследствии это слово стало употребляться в переносном смысле: «потрясти, крайне удивить, озадачить» человека каким- либо известием, происшествием.

Таким же образом произошло и слово опешить, которое вначале имело смысл «сделать пешим». Воин-всадник в тяжелых доспехах чувствовал себя пешим беспомощно. Отсюда опешить «растеряться от неожиданности, прийти в замешательство».

- Всем известно слово опростоволоситься. В глубокую древность ходить с непокрытой головой считалось позором. Шапки не снимались ни в комнатах, ни в церкви. Не было для человека большего позора, когда с него в людном месте срывали шапку. Между прочим, поэтому в шапку, как наиболее безопасное место, гонцы зашивали царские указы и грамоты. Отсюда опростоволоситься (т. е. оказаться с непокрытыми волосами) - значит опозориться, осрамиться, оказаться в неудобном положении.

4) Физминутка.

5) А сейчас работа по тексту. (Тексты лежат на столах).

Наполняется жизнью зимний лес. Вот постучал по сухому дереву дятел. По всему лесу отбивает дробь лесной барабанщик. С шумом пролетит рябчик, поднимется из снежной пыли глухарь. Стайка веселых клестов рассеялась на ветках ели. Стоишь и любуешься, как ловко они вонзают свои клювики в шишки, выбирают из них семена. С сучка на сучок перепрыгивает шустрый бельчонок.

1) Понятен ли вам текст? Объясните значение слов рябчик, клесты, сучок

(на листах изображения птиц, сообщения о них).

  1. определите тип речи, стиль отрывка;
  2. выписать из отрывка глаголы с приставкой;
  3. работа по группам:

I группа находит основу предложений.
II группа объясняет знаки препинания.

III группа объясняет правописание:

наполняется, дробь, по всему, из снежной пыли, стоишь, в шишки, сучка.

6) Дополнительные задания.

  1. Прочитай.
  2. Выбери подходящую по смыслу приставку.
  3. Знаешь ли ты, из какой сказки этот отрывок?

Скоро ли, долго ли - старки (до-, пере-, при-,)шёл в город, ко дворцу (подо-, за-, ото- )шел. На золотое крыльцо царь (со-, вы-, при- )шел. Старик ему (на-, по-)клонился и (пере-, вы-, рас-)сказал о своей дочке, серебряном блюдечке и наливном яблочке.

7) Отгадайте загадки и найдите слова с приставками.
1) Посреди поля лежит зеркало,

Стекло голубое, рама - зеленая.

(Пруд)

  1. Я вода, да по воде же и плаваю. (Лед)
  2. Летал, лежал, а весной в гору побежал. (Снег)
  3. Я потрещу, а ты бей в ладони да пляши. (Мороз)
  1. Беленькая собачка в подворотню глядит. (Сугроб)
    А что означает подворотня?

Подворотня -1)это широкая щель между воротами и землей; 2) доска, закрепляющая эту щель.

  1. Допишите пословицы. Выделите приставки.
  1. С кем поведешься, от того и .... (наберешься)
  2. Что посеешь, то и         (пожнешь)
  3. Из песни слова не         (выкинешь)
  4. Выше головы не         (прыгнешь)
  1. Рефлексия.
  1. Подведение итогов:

- что нового вы узнали о приставках?

- какое впечатление произвела на вас тема урока?

- не ошибетесь ли при определении приставок?

  1. Оценивание ответов учащихся.
  2. Д/з упражнение из учебника 404.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фрагмент урока русского языка. Понятие о приставке.

Данная мини-презентация дает понятие учащимся 5 класса коррекционной школы VIII вида о приставке, о её роли в нашей речи...

Приставка и ее роль в слове

Презентация знакомит с ролью приствок,основными правилами правописания приставок....

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по теме "Приставки как словообразующие морфемы"

технологическая карта урока русского языка в 5 классе по теме "Приставки  как словообразующие морфемы" соответствует требованиям ФГОС. Урок разработан по учебнику Л.М.Рыбченковой...

Приставка как словообразующая морфема. Значения приставок. Правописание приставок.

Урок повторения, обобщения и углубления изученного. Учащиеся выделяют приставку в словах, определяют значение приставки на основе лексического значения слова....

Конспект урока по русскому языку по теме: Приставки третьей группы при - и пре - . Правописание в словах приставки пре-». 6 класс

Цели:Познавательный аспект цели.       Развитие умений,  которые были сформированы ранееРазвивать умение работать с текстом:Определять тему текста;Определять стиль р...

Значение словообраза "крест" в романе Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание"

Научная статья для использования при изучении содержания романа Ф.М. Достоевского "Преступпление и наказание". Литнратуроведческий анализ текста. Трактовка значения слова "крест"...