ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ В 6 КЛАССЕ
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему
А. А. АХМАТОВА "ПЕРЕД ВЕСНОЙ БЫВАЮТ ДНИ ТАКИЕ..."
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literatura_6_kl_ahmatova.docx | 29.65 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Ф.И. О. педагога Кузьмина Любовь Декартовна
Учебный предмет. Литература
Класс 6
Автор УМК. Предметная линия под редакцией В. Я. Коровиной
Тема урока. Поэтизация родной природы в стихотворении А. А. Ахматовой. Связь ритмики и мелодики стиха с эмоциональным состоянием лирической героини
Тип урока. Урок «открытия» нового знания
Технологии. Здоровьесбережения, «РКМЧП», проблемное обучение.
Оборудование. Текст стихотворения А. А. Ахматовой «Перед весной бывают дни такие…»
Цели.
Образовательные:
1) познакомить учащихся с личностью А. А. Ахматовой с показом её портретов и изображений литературных мест, связанных с её именем
2) провести анализ стихотворения «Перед весной бывают дни такие…».
Развивающие:
1) формировать умение анализировать текст лирического произведения.
2) развивать умение выразить свои мысли, обобщать, делать выводы.
3) развивать коммуникативные навыки, обогащать словарный запас.
4) развитие культуры речи школьников, работа над выразительным чтением учащихся на примере чтения ведущих актеров( работа с фонохрестоматией)
Воспитательные:
1) воспитание патриотических чувств на примере стихотворения «Перед весной бывают дни такие…»;
2) воспитание умения планировать работу, уважать мнение выступающего, чувство взаимопомощи, поддержки
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД / Результаты |
1) организационный момент | Приветствует учащихся Проверяет готовность обучающихся к уроку. Создает эмоциональный настрой.. | Взаимодействуют с учителем | Личностные: положительное отношение к учебной деятельности |
2) проверка домашнего задания | Опрос домашнего задания. Оценивание чтения наизусть учащимися стихотворения С. Есенина | Читают стихотворение наизусть. | Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, контроль, рефлексия, Адекватное восприятие оценки учителя Коммуникативные УУД: формирование умения выступать перед другими |
3) актуализация опыта учащихся | Рассказ об Ахматовой с показом её портретов и мест, связанных с её именем. Мотивирует учащихся на определение темы урока, предлагает записать тему в тетрадь. | Слушают учителя, вспоминают известное ранее | Регулятивные УУД: ориентирование в ситуации, целеполагание, прогнозирование Коммуникативные УУД: умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы, владение монологической и диалогической формами речи. |
4) получение новых знаний и изучение новых способов деятельности (Постановка и формулирование проблемы) | Включает фонохрестоматию для прослушивания стихотворения «Перед весной бывают дни такие…» в актёрском исполнении и организует обсуждение актёрского исполнения. | Прослушивают актёрское исполнение стихотворения и отвечают на вопрос № 1 из раздела учебника «Фонохрестоматия. Слушаем актёрское чтение» | Личностные УУД: жизненное, личностное самоопределение, ценностно-смысловая ориентация. Регулятивные УУД: прогнозирование, рефлексия, оценка., ориентирование в ситуации Познавательные УУД: систематизация, сопоставление, сравнение, анализ, обобщение, объяснение образа, работа с ассоциацией, постановка проблем, нахождение причинно-следственных связей. Коммуникативные УУД: взаимодействие со сверстниками, умение вступать в диалог, регуляция речевого поведения, владение монологической и диалогической формами речи. |
5) первичная проверка понимания изученного (Процессное планирование деятельности) | Предлагает учащимся ответить на вопрос № 5 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном» | Отвечают на вопрос | Личностные УУД: самоопределение Регулятивные УУД: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; коррекция; оценка Познавательные УУД: выбор критериев для сравнения, критическое оценивание, построение речевого высказывания Коммуникативные УУД: умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы, владение монологической и диалогической формами речи. |
6) закрепление изученного (Процесс решения проблемы) | Организует практическую работу, подбор цитат, иллюстрирующих средства создания поэтических образов и ритмическо-метрические особенности стихотворения, задавая вопросы по тексту стихотворения и раздаточному материалу. 1.Какова композиция стихотворения? Какой смысл выявляется при сопоставлении первой и второй строф и в том, что они не разделены пробелом? (В стихотворении выделяются 2 части: 1-4 и 5-8 стихи. Они сопоставлены, т. к. в первой изображается природа «перед весной», а во второй – человек перед весной. В общем ряду стоят выражения: «и тёплый ветер…», «и лёгкости…», «и дома…». Многосоюзие помогает изобразить единство человека и природы и их нерасторжимую связь.) 2. Какие слова и выражения рисуют нам картину весны и состояние человека? Почему человек ощущает эту радостную картину и приподнятое состояние души «перед весной», т. е. тогда, когла она ещё не наступила? (Через описание деталей природы поэт рисует состояние человека. В природе, ожидающей весну, отдыхает луг, деревья ещё не оделись весной, поэтому сухие, но от ветра весело шумят. Это передаёт неожиданный эпитет «весело-сухие», метафора «нежен и упруг». Эти приятные человеку ощущения можно объяснить радостью вечного обновления природы и её весеннего возрождения, и слова о состоянии человека «созвучны» весне: лёгкость, дивится, не узнаёшь, новый, с волнением, поёшь.) 3. Почему человек сильнее чувствует весну, когда она ещё не наступила? Подтвердите свой ответ цитатами из стихотворения. (Когда человек чего-то очень хочет и в мыслях рисует радостную картину, то это более волнение для души, чем само явление. Ожидание весны волнует поэта больше, чем сама весна) 4. Какие мысли о гармонии мира звучат в стихотворении Ахматовой? Приведите примеры из стихотворения. (Лирическая героиня стихотворения Ахматовой не просто радуется приближению весны, а счастлива оттого, что новая весна несёт ей обновление, новые ощущения и открытия даже в самых привычных и знакомых предметах и явлениях: собственном теле, доме, старой песне) Выводы оформляются в виде таблицы ( см. приложение) Организует работу по подбору синонимов, обозначающих состояние человека. | Работают над текстом стихотворения, заполняют таблицу, высказывают свою точку зрения, работают с раздаточным материалом «Слова, характеризующие эмоции человека», подбирают подходящую лексику, выписывают в таблицу. | Личностные УУД: ценностно-смысловая ориентация. Регулятивные УУД: прогнозирование. Познавательные УУД: выдвижение гипотез и их обоснование, построение логической цепи рассуждения, установление причинно-следственных связей, сравнение, моделирование. Коммуникативные УУД: умение ясно, точно выражать свои мысли, регуляция речевого поведения, умение вступать в диалог, участвовать в обсуждении проблемы, владение монологической и диалогической формами речи. |
7) применение изученного (Применение знаний и умений) | Обучает выразительному чтению стихотворения Ахматовой 1.Читает стихотворение. 2.Обучает выразительному чтению по строфам. 3. Контролирует действия учащихся | Выполняют задания учителя Перечитывают стихотворения про себя, выполняя задания 1.Находят смысловые части, определить композицию текста. 2.Определяют основную интонацию при чтении каждой части. Наблюдают над ритмом, строфикой, особенностями стихотворного размера. 3. Наблюдают над поэтической лексикой, учатся ставить логическое ударение. 4.Наблюдают над поэтическим синтаксисом, обусловленностью синтаксических конструкций логикой поэтических образов и интонаций, учатся делать логические паузы. 5. Определяют способы рифмовки и смысловую роль рифм. Выделяют (не выделяют) рифмы голосом. | Личностные УУД: ценностно-смысловая ориентация., самоопределение Регулятивные УУД: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; коррекция; оценка Познавательные УУД: систематизация, сопоставление, сравнение, анализ, обобщение, объяснение образа, работа с ассоциацией, постановка проблем, нахождение причинно-следственных связей. Коммуникативные УУД: взаимодействие со сверстниками, умение вступать в диалог, регуляция речевого поведения, владение монологической и диалогической формами речи. |
8) обобщение и систематизация (Рефлексия) | Выслушивает выразительное чтение учащихся | Выразительно читают стихотворение | Личностные УУД: нравственно-этическое оценивание Регулятивные УУД: рефлексия, оценка. |
9) контроль и самоконтроль (Подведение итогов) | Просит дать письменный ответ на вопрос. 1. Каким настроением проникнуто стихотворение А.Ахматовой? Сформулируйте свою точку зрения, аргументируйте свои тезисы, подтвердите свои мысли текстом, не подменяя анализ пересказом текста. | Дают письменный ответ на вопрос. | Личностные УУД: нравственно-этическое оценивание Познавательные УУД: систематизация, сопоставление, сравнение, анализ, обобщение, объяснение образа, работа с ассоциацией, постановка проблем, нахождение причинно-следственных связей. Коммуникативные УУД: умение ясно, точно выражать свои мысли , владение монологической письменной формой речи. Регулятивные УУД: рефлексия, оценка |
10) коррекция (Оценивание) | Оценивает ответы учащихся | Слушают учителя, воспринимают оценки | Регулятивные УУД: Адекватное восприятие оценки учителя |
11) домашнее задание | Задаёт домашнее задание – выучить стихотворение наизусть | Записывают домашнее задание | Регулятивные: целеполагание |
12) подведение итогов учебного занятия, рефлексия | Просит ответить на вопросы. 1.Что нового узнали на уроке? 2.Понравилось ли стихотворение? 3.Бывали ли в вашей жизни подобные ощущения? | Отвечают на вопросы | Личностные: жизненное, личностное самоопределение, ценностно-смысловая ориентация; нравственно-этическое оценивание Регулятивные: контроль, коррекция Коммуникативные: уметь слушать и понимать речь других, выражение своих мыслей с полнотой и точностью, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации |
Приложение № 1
Образы стихотворения | Слова и выражения, обозначающие состояние природы и человека | Значение слов и выражений | Средства выразительности речи |
Природа | Дни такие: Под плотным снегом отдыхает луг, Шумят деревья весело-сухие, И тёплый ветер нежен и упруг. | В природе, ожидающей весну, отдыхает луг, деревья ещё не оделись весной, поэтому сухие, но от ветра весело шумят. Время, предшествующее обновлению природы и её весеннему возрождению. | Эпитет Эпитет Метафора |
Человек | И лёгкости своей дивится тело, И дома своего не узнаёшь, …песню…, как новую, с волнением поёшь. | Изменяется душевное состояние человека. Ожидание весны волнует поэта. Настроение лирической героини: возбужденное, жизнерадостное, игривое, легкое, мажорное, оптимистическое, отличное, отменное (разг.), повышенное, поднятое (устар.), праздничное, превосходное, прекрасное, приподнятое, радостное, светлое, счастливое хорошее, чистое, чудесное, чудное, ясное. Лирическая героиня счастлива оттого, что новая весна несёт ей обновление, новые ощущения и открытия даже в самых привычных и знакомых предметах и явлениях: собственном теле, доме, старой песне. | Многосоюзие |
Приложение № 2. Слова, характеризующие состояние человека.
Внутреннее, душевное состояние. О хорошем, радостном настроении. Беззаботное, благодушное, благостное, бодрое, боевое, бравое, буколическое (устар.), великолепное, величавое, веселое, весеннее, возбужденное, воодушевленное, восторженное, высокое, добродушное, доброе, жизнерадостное, игривое, изумительное, легкое, лучезарное (устар.), мажорное, мирное, оптимистическое, отличное, отменное (разг.), повышенное, поднятое (устар.), покойное, праздничное, превосходное, прекрасное, приподнятое, приподнято-боевое, радостное, радужное, ровное, светлое, смешливое, спокойное, счастливое, тихое, торжественное, торжественно-приподнятое, умиленное, умиротворенное, устойчивое, хорошее, чистое, чудесное, чудное, шаловливое, ясное.
О мечтательном настроении. Лирическое, мечтательное, поэтическое, романтическое, сентиментальное, тихое, томное, элегическое, элегичное. Голубое, гробовое, лазаретное, лучезарно-птичье, мармеладное, прогулочное, чемоданное (шутл.).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологические карты для 8 класса (технология Монахова)
Технлогическая карта даёт ученику представление о порядке изучения данной темы, о задачах стоящих перед ним. В первой строке карты дана структура изучения темы:количество уроков по данной теме, ...
Технологические карты кулинария 7 класс
Технологическая карта к уроку "Кисломолочные продукты и блюда из них"...
технологическая карта урока.9 класс.
Реализация системно-деятельностного подхода на уроке русского языка в процессе изучения темы " Бессоюзное сложное предложение"...
Конспект урока истории Отечества "Русь под монголо-татарским игом" (технологическая карта урока), 7 класс коррекционная школа VIII вида
Историческое образование на ступени основного общего образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, приобщения...
Проектирование технологической карты уроках начальных классах.
Технологическая карта урока- это современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и обучающихся.В данном материале указаны способы графического проектиования урока, таблица, позво...
Технологическая карта урока 4 класса по теме: Past Simple
Класс: 4Ф.И.О. учителя: Кадинская Н.В.Тема урока: Развитие грамматических навыков: Past Simple.Тип урока: Комбинирование.Цель урока: Развивать грамматические навыки устной и письменной речи.Задачи уро...
Технологическая карта к уроку Класс насекомые. Биология 7 класс.
Технологическая карта к уроку Класс насекомые. Биология 7 класс по ФГОС второго поколения....