Спецкурс по русскому языку "Комплексный анализ текста"
методическая разработка по русскому языку (9, 10, 11 класс) на тему
Спецкурс по русскому языку "Комплексный анализ текста" рассчитан на учеников 9-11 классов и предполагает дополнительную подготовку учащихся к итоговой аттестации в форме ОГЭ и ЕГЭ. В работе представлен план работы учителя с учениками по анализу текста. Выявление темы текста, идеи, работа с изобразительно-выразительными средствами поможет ученикам наиболее глубоко проникать в содержание прочитанного, а следовательно, наиболее успешно писать итоговую творческую работу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 71.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 17 «РОДНИК» Г.ДАЛЬНЕГОРСКА
ПРОГРАММА СПЕЦКУРСА
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Комплексный анализ текста
Класс ___10___
Количество часов__22__
Количество недельных часов__1__
Учитель _________Михайдарова Татьяна Анатольевна
Дальнегорск
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Единый государственный экзамен существенно отличается от традиционного выпускного экзамена как по содержанию, так и по форме проведения. Его главная особенность состоит в полноте охвата курса русского языка: каждому выпускнику предстоит ответить не на три вопроса билета, как на традиционном экзамене, а выполнить 38 заданий по всем основным разделам школьного курса.
Второе отличие Единого государственного экзамена состоит в том, что он проводится в форме тестирования. В экзаменационной работе используются задания трех типов: задания с выбором ответа, задания с кратким ответом, задания с развернутым ответом.
К положительным сторонам ЕГЭ можно отнести следующее:
- ЕГЭ мотивирует выпускников в полученных отметках на экзамене, способствует ответственной подготовке учащихся к предметам;
- ЕГЭ проверяет подготовку выпускников по всем основным содержательным линиям школьного курса;
- ЕГЭ дает возможность учащимся для поступления в ВУЗы.
Актуальность данного курса несомненна: учителям и выпускникам неизбежно придется столкнуться с проблемой подготовки к новому для них типу испытаний – Единому государственному экзамену. Данный курс учитывает эти новые условия, в нем подробно разбираются все задания демонстрационного варианта теста ЕГЭ, особый акцент делается на написание наиболее сложной части экзамена – сочинение-рассуждение.
Место курса в образовательном процессе
Для написания творческой работы необходимо понять проблемную сущность предлагаемого текста, уметь анализировать его в неразрывном единстве формы и содержания и пользоваться для анализа необходимым минимумом сведений из теории литературы, как то: рецензия, тема произведения, проблема, основная мысль, языковые средства выразительности и т. п. Большой объем информации необходимо систематизировать, упорядочить. Помочь в этом может практический курс «Комплексный анализ текста». Данный курс призван актуализировать и углубить знания, ранее полученные учащимися в процессе изучения русского языка. Его главная задача – формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся.
Кроме этого, курс позволит выпускникам подготовиться к ЕГЭ, объективно оценить свои знания по предмету, опробовать разработанные КИМы и оценить их структуру и содержание, научиться писать сочинение-рассуждение, которое создается на основе предложенного текста.
Курс «Комплексный анализ текста» рассчитан на учащихся 10-11 класса как профильного, так и общеобразовательного уровня.
Курс не замещает уроки русского языка, а дополняет их, опирается на межпредметные связи с литературой. Несмотря на то что многие разделы курса русского языка уже повторяли на уроках, не будет лишним акцентировать внимание на каких-либо трудных случаях, повторить теоретический материал. Занятия позволяют систематизировать полученные и повторенные во время уроков знания.
В материалах ЕГЭ по русскому языку встречаются задания, различающиеся по уровням сложности (базовый, повышенный и высокий). В связи с этим по прежнему остается актуальным вопрос дифференциации обучения русскому языку, позволяющей, с одной стороны, обеспечить базовую подготовку, а с другой – удовлетворить потребности каждого, кто проявляет интерес и способности к предмету. Данная программа учитывает образовательные потребности учащихся.
Основная цель курса - формирование языковой, коммуникативной, лингвистической компетенции, развитие навыков логического мышления через комплексный анализ текста.
Задачи курса:
- Познакомить учащихся с новой для них формой сдачи экзамена по русскому языку.
- Помочь выпускникам преодолеть психологические трудности, связанные с тестовой формой экзамена.
- Дать учащимся возможность объективно оценить свои знания по предмету.
- Опробовать разработанные КИМы.
- Углубленное изучение отдельных тем школьного курса русского языка.
Основные компоненты содержания курса. В основе курса лежит повторение и систематизация и углубление сведений, полученных ребятами в 5-9 классах. Повторение проводится по основным разделам русского языка:
- лексика;
- фонетика;
- морфемика и словообразование;
- орфография и морфология;
- синтаксис;
- пунктуация;
- языковые нормы, стилистика.
Методы и формы обучения. На занятиях учащиеся занимаются различными видами познавательной деятельности:
- воспринимают знания, тренируются в их применении (репродуктивная деятельность),
- учатся творчески мыслить и решать практические задачи овладения языком (продуктивная деятельность).
Результаты изучения курса. Структура и содержание курса предполагают, что учащиеся должны овладеть практическими навыками самостоятельного анализа предложенного текста, а также написания сочинения-рассуждения.
Программа курса рассчитана на 22 часа.
Календарно-тематическое планирование спецкурса
№ | тема | количество часов |
1. | Вводное занятие. Новые требования к части 3 (блоку С). | 1 |
2. | Что такое текст? Связь предложений в тексте. | 1 |
3. | Стили текста: публицистический стиль. | 1 |
4. | Стили текста: художественный стиль. | 1 |
5. | Типы текста | 1 |
6. | Тема и основная мысль текста | 1 |
7. | Тема и микротемы. Как правильно понять исходный текст (деление текста на абзацы) | 1 |
8. | «Расшифровка» информации текста (практическая работа) | 1 |
9. | Роль вступления и заключения в сочинении-рассуждении | 1 |
10. | Формулировка основной проблемы исходного текста | 2 |
11. | Комментарий основной проблемы текста | 2 |
12. | Позиция автора и способы ее выражения | 1 |
13. | Языковые средства выразительности | 2 |
14. | Языковой анализ текста как способ определения авторской позиции (практическая работа) | 2 |
15. | Типы аргументации в изложении собственной позиции | 1 |
16. | Итоговая работа | 1 |
17. | Проверка работ, мониторинги корректировка деятельности учащихся | 2 |
Литература
- Единый государственный экзамен: Контрольные измерительные материалы/Капинос В.И. – М., 2002, 2003-2004, 2004-2005.
- Введенская Л.А. Культура речи. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2000.
- Космарская И.В., Руденко А.К. Русская грамматика в тестах. 8-11 классы. – М.: Аквариум, 1997.
- Космарская И.В., Руденко А.К. Русский язык. Синтаксис и пунктуация в тестах. – М.: Аквариум, 1998.
- Курочкина А.Л., Леденева В.В. Упражнения по русскому языку. – М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 1998.
- Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке/Под ред. И.Б. Голуб. – М.: Рольф: Айрис-пресс, 1999.
Словари
- Баранов М.Т. Школьный орфографический словарь русского языка. – М., 1999.
- Львова С.И. Краткий орфографический словарь с этимологическими комментариями. – М., 2004.
- Розенталь Д.Э. Прописная или строчная? (Опыт словаря-справочника). М., 1984.
- Тихонов А.Н. Морфемно-орфографический словарь. – М., 2002.
- Ушаков Д.Н., Крючков С.Е. Орфографический словарь. Для учащихся средней школы (любое издание).
- Шанский Н.М., Боброва Т.А. Школьный этимологический словарь русского языка: Происхождение слов (любое издание).
- Школьный словарь иностранных слов/Под ред. В.В. Иванова. – М., 1999.
- Энциклопедический словарь юного филолога (языкознание)/Сост. В. Панов. – М., 1984.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Раб прогр 11 кл Русский язык Анализ текста 2011
Рабочая программа для 11 кл "Анализ текста" по пособию. Александровой....
Контрольная работа по русскому языку (Анализ текста: определение типа речи)
Контрольная работа предназначена для пятиклассников. Главная задача - научить правильно оформлять письменную речь, пользуясь книжной речью....

Элективный курс по русскому языку "Анализ текста"
Авторский элективный курс по русскому языку для 9 класса "Анализ текста" помогает для подготовки учащихся к государственной итоговой аттестации....

Программа элективного курса по русскому языку "Анализ текста. Теория и практика"
Элективный курс «Анализ текста. Теория и практика» предназначен для учеников 11 класса средней школы и рассчитан на 34 часа.Актуальность разработки курса обусловлена недостаточной разработанностью дан...

Развитие творческой компетенции старшеклассников при работе с текстом на уроках русского языка. Анализ текста О.М.Безымянной «Притча об истине» (подготовка к выполнению части «С»)
Работа с текстом на уроках русского языка – одно из условий развития творческого потенциала учащихся, пополнения их словарного запаса, улучшения качества речи. Текст – это основа создания развивающей ...

Рабочая программа спецкурса для 6 класса "Анализ текста. Развитие читательской компетенции"
Рабочая программа направлена на развитие умений работы с текстом, подготовку к работам МЦКО по проверке грамотности чтения...

Методическая разработка урока русского языка «Анализ текста. Исследование степени многозначности слова. Функции метафоры.»
Методическая разработка урока русского языка «Анализ текста. Исследование степени многозначности слова. Функции метафоры.» способствовует формированию у учащихся цельного представления о ра...