Элективный курс по русскому языку "Анализ текста"
методическая разработка по русскому языку (9 класс) по теме
Авторский элективный курс по русскому языку для 9 класса "Анализ текста" помогает для подготовки учащихся к государственной итоговой аттестации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elekt._kurs_po_rus_yaz.docx | 26.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Элективный курс по
____русскому языку__________
(наименование учебного предмета)
Наименование курса
Пути и приемы эффективной подготовки учащихся к ГИА
_____9_______
(класс)
Год разработки _____2011_______
Программу составил (а) _Замалетдинова Ландыш Ирековна
(Ф.И.О. учителя)
учитель русского языка и литературы Просто-Челнинской средней общеобразовательной школы Новошешминского района РТ
Пояснительная записка
Предлагаемый подготовительно-тренировочный курс предназначен для учащихся 9 классов и рассчитан на 34 часа. Он отвечает важным целям: знакомит с практикой экзамена по русскому языку в новой форме (ГИА) и намечает приоритеты подготовки к ЕГЭ в 11 классе.
Данный курс обеспечивает понимание системы знаний о языке, формирует стабильные навыки владения языком и совершенствование речевой культуры. Данный курс эффективен при организации занятий, ориентированных на подготовку к итоговой аттестации, где независимо от формы проведения учащиеся должны продемонстрировать результаты овладения нормами современного русского языка, основами культуры устной и письменной речи.
Задачей курса является формирование навыков, обеспечивающих успешное прохождение итоговой аттестации.
В ходе занятий учащиеся должны научиться:
- овладеть комплексом умений, определяющих уровень языковой и лингвистической компетенции 9-классников;
- научиться грамотно писать сжатое изложение публицистического стиля;
- владеть формами обработки информации исходного текста;
- работать с тестовыми заданиями: самостоятельно (без помощи учителя) понимать формулировку задания и вникать в её смысл;
- четко соблюдать инструкции, сопровождающие задание;
- самостоятельно ограничивать временные рамки на выполнение заданий;
- работать с бланками экзаменационной работы;
- сосредоточенно и эффективно работать в течение экзамена.
На каждом занятии предусматривается теоретическая часть (повторение правил, изучение трудных случаев правописания, определение этапов создания текста) и практическая часть (выполнение различных упражнений, помогающих сформировать языковую, лингвистическую и коммуникативную компетентности; закрепить знания орфографических и пунктуационных правил, приобрести устойчивые навыки).
Модуль 1
Учимся писать сжатое изложение и сочинение-рассуждение
Первая часть работы ГИА в 9 классе – это написание сжатого изложения по тексту публицистического или научного стиля (точнее, научно-популярного подстиля). Сжатое изложение – это форма обработки информации исходного текста, позволяющая проверить комплекс необходимых жизненных умений, важнейшими из которых являются следующие:
— умение точно определять круг предметов и явлений действительности, отражаемой в тексте;
— умение адекватно воспринимать авторский замысел;
— умение вычленять главное в информации;
— умение сокращать текст разными способами;
— умение правильно, точно и лаконично излагать содержание текста;
— умение находить и уместно использовать языковые средства обобщённой передачи содержания.
Чтобы хорошо справиться с этим видом работы, ученика необходимо прежде всего научить понимать, что любой текст содержит главную и второстепенную информацию. Главная информация – то, ч то содержание, без которого будет неясен или искажён авторский замысел. Следовательно, нужно научить воспринимать текст на слух так, чтобы ученик точно понимал его общую тему, проблему, идею, видел авторскую позицию. Учащийся должен также тренироваться в определении микротем, являющихся составной частью общей темы прослушанного текста.
Третья часть работы ГИА содержит два альтернативных творческих задания (С2.1 и С2.2), из которых ученик должен выбрать только одно. Оба задания проверяют коммуникативную компетенцию школьников В частности умение строить собственное высказывание в соответствии с типом речи рассуждение При этом не случайно особое внимание уделяется умению аргументировать положения творческой работы, используя прочитанный текст. Именно это общеучебное умение необходимо школьникам в дальнейшей образовательной, а часто и в профессиональной деятельности. 1
Умение отстать свои позиции уважительно относиться к себе и своему собеседнику, вести беседу в доказательной манере служит показателем культуры, рационального сознания вообще Подлинная рациональность, включающая способность аргументации доказательности своей позиции, вовсе не противоречит уровню развития эмоциональной сферы, эстетического сознания. В этом единстве и заключается такое личностное начало, как ответственность за свои взгляды и позиции.
Модуль 2
Учимся выполнять тестовые задания
Вторая часть экзаменационной работы включает задания с выбором ответа (А1 – А6) и задания с. кратким открытым ответом (В1–В14). При этом буквенные обозначения связаны не с уровнем сложности самого задания (все задания второй части не выходят за пределы базового уровня), а с технологией его выполнения.
Шесть заданий группы А проверяют глубину и точность понимания экзаменуемыми содержания исходного текста, выявляют уровень постижения школьниками, его культурно-ценностных категорий.
Четырнадцать заданий группы В проверяют комплекс умений определяющих уровень языковой и лингвистической компетенции 9-классников. Все задания имеют практическую направленность, так как языковые явления, провёряемые ими, составляют необходимую лингвистическую базу владения орфографическими и речевыми нормами.
Актуальность
Представленный курс поможет обучающимся подготовиться к сжатому изложению, сочинению – рассуждению, предусмотренному новой формой итоговой аттестации в 9 классе, ознакомит их с подробными разборами тестовых заданий, составленными в соответствии с требованиями к содержанию ГИА.
Цели и задачи образовательной области и учебного курса:
Теоретические:
Освоение знаний о языке и речи: литературных нормах, видах речевой деятельности, функциональных стилях русской речи; практическое владение русским языком, его словарем и грамматическим строем;
Развивающие:
Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей;
Практические:
Совершенствование коммуникативных умений;
Овладение умением проводить лингвистический, стилистический анализ текста, определять авторскую позицию, выражать собственное мнение по заявленной проблеме, подбирать убедительные доказательства своей точки зрения; логично и образно излагать свои мысли, составлять связное высказывание;
Воспитательные:
Воспитание сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения;
Воспитание стремления к самостоятельной работе по приобретению знаний и умений в различных областях жизни;
Применяемые технологии:
- технология исследовательской деятельности учащихся;
- технология проблемного обучения.
-информационные технологии
Основное содержание курса составляют знания о языке, литературных нормах, видах речевой деятельности, функциональных стилях русской речи, тексте. Значительное внимание в содержании программы уделено формированию практических навыков анализа текста, в составлении собственного текста.
Программа базируется на межпредметных связях с литературой, историей, экологией.
№ п/п | Дата | Тема занятия | Виды работ | |
Фактичес | По плану | |||
1 | Структура экзаменационной работы по русскому языку в новой форме и критерии её оценивания | Лекция учителя | ||
2 | Этапы работы над изложением | Лекция учителя | ||
4 | Редактирование изложения | Слово учителя, работа с текстами изложения, взаимоправка работ, работа с карточками редактирования | ||
5 | Виды сочинений. Этапы работы над сочинением | Лекция учителя | ||
6 |
| Типы тестовых заданий | Слово учителя, тестирование | |
7 | Диагностический тест | |||
8 | Разбор ошибок, допущенных в тесте | |||
9 | Лексика. Лексические ошибки в работах. Задания В1 | Беседа, слово учителя, тестирование, работа с толковым словарём | ||
10 | Изобразительно-выразительные средства. Задание А7 | Беседа, работа с обобщающими таблицами, тренировочные упражнения | ||
11 | Текстовая часть теста. | Комплексный анализ текста | ||
12 | Орфограммы в корне | Работа с обобщающими таблицами | ||
13 | Орфограммы в корне | Тестирование, проверочная работа, выборочный диктант | ||
14 | Орфограммы в суффиксах | Работа с обобщающими таблицами | ||
15 | Н-нн в различных частях речи | Работа с обобщающими таблицами | ||
16 | Н-нн в различных частях речи | Тестирование, проверочная работа, выборочный диктант | ||
17 | Морфемика и словообразование, морфемный и словообразовательный разбор | Беседа, работа с обобщающими таблицами, практикум морфемного и словообразовательного разбора, тестирование | ||
18 | Морфология, морфологические признаки частей речи | Письменный опрос, морфологический разбор частей речи, работа с текстом | ||
19 | Орфограммы в приставках | Работа с обобщающими таблицами, письменный опрос, объяснительный диктант | ||
20 | Разделительный, смягчающий и формообразующий Ь | Работа с обобщающими таблицами, письменный опрос, объяснительный диктант | ||
21 | Редактирование сочинения С2.1. | Слово учителя, работа с текстами изложения, взаимоправка работ, работа с карточками редактирования | ||
22 | Виды подчинительной связи (согласование, управление, примыкание) | Беседа, работа с обобщающими таблицами, практикум морфемного и словообразовательного разбора, тестирование | ||
23 | Виды односоставных предложений | Работа с обобщающими таблицами, анализ предложений, проверочная работа, тестирование | ||
24 | Грамматическая основа и способы выражения подлежащего и сказуемого | Работа с обобщающими таблицами, тестирование, тренировочные упражнения | ||
25 | Характеристика предложений, синтаксический разбор | Синтаксический разбор | ||
26 | Вводные слова и обращения | Работа с обобщающими таблицами, тестирование, тренировочные упражнения | ||
27 | Обособленные определения и приложения | Работа с обобщающими таблицами, тестирование, тренировочные упражнения | ||
28 | Обособленные обстоятельства | Работа с обобщающими таблицами, тестирование, тренировочные упражнения | ||
29 | Редактирование сочинения С2.2. | Слово учителя, работа с текстами изложения, взаимоправка работ, работа с карточками редактирования | ||
30 | Сложносочинённое предложение | Работа с обобщающими таблицами, тестирование, тренировочные упражнения | ||
31 | Сложноподчинённое предложение | Работа с обобщающими таблицами, тестирование, тренировочные упражнения | ||
32 | Бессоюзное сложное предложение | Работа с обобщающими таблицами, тестирование, тренировочные упражнения | ||
33 | Способы связи в сложных грамматических конструкциях (однородное, параллельное и последовательное подчинение) | Работа с обобщающими таблицами, тестирование, тренировочные упражнения | ||
34 | Написание варианта теста ГИА | Тестирование |
Литература:
1. Егораева Г.Т. Русский язык: 9 класс: Государственная итоговая аттестация (по новой форме): Практикум по выполнению типовых тестовых заданий. – М.:Экзамен, 2012
2.Иванова С.Ю. ЕГЭ: Русский язык: 9 класс: Государственная итоговая аттестация (по новой форме): Практикум по выполнению типовых тестовых заданий ЕГЭ 9 класс. – М.: Экзамен, 2009
3.Львова С.И., Замураева Т.И. ГИА 2009: Русский язык: Тренировочные задания: 9 класс (по новой форме). – М.: Эксмо, 2009
4.Семенец О.П. Изложение в 9 классе: технология подготовки. Экзамен: новый формат. – Санкт-Петербург: Сага, 2010
5. Сенина Н.А. Подготовка к ГИА-9. Русский язык Учебно-методическое пособие. – Ростов-на-Дону: Легион-М, 2011
6.Сычева В.П. Единый государственный экзамен: Русский язык: 9 класс: Государственная итоговая аттестация (по новой форме). Типовые тестовые задания. Критерии оценок. 9 класс. – М.: Экзамен, 2009
7.Сычева В.П. Экспериментальная экзаменационная работа. Практикум по выполнению типовых тестовых заданий. – М.: Экзамен, 2008
8.Цыбулько И.П., Степанова Л.С. Государственная итоговая аттестация - 2009: Экзамен в новой форме: Русский язык: 9 класс: Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой форме Федеральный институт педагогических измерений. – М.: Астрель, 2009
9.ФИПИ http://www.fipi.ru/
Рецензия на программу элективного курса « Пути и приемы эффективной подготовки учащихся к ГИА» учителя русского языка и литературы МБОУ «Просто-Челнинская средняя общеобразовательная школа Новошешминского района Республики Татарстан» Замалетдиновой Ландыш Ирековны
Представленный курс поможет обучающимся подготовиться к сжатому изложению, сочинению – рассуждению, предусмотренному новой формой итоговой аттестации в 9 классе, ознакомит их с подробными разборами тестовых заданий, составленными в соответствии с требованиями к содержанию ГИА.
Предложенный материал поможет формировать практические умения и навыки обучающихся, развить их творческие способности, систематизировать свои знания, выполнить пробелы в них и соотнести с ними свои практические навыки. Задачами этого учебного курса является проверка:
- лингвистическую компетенцию, то есть умение проводить элементарный лингвистический анализ языковых явлений;
- языковую компетенцию, то есть практическое владение русским языком, его словарём и грамматическим строем, соблюдение языковых норм;
- коммуникативную компетенцию, то есть владение разными видами речевой деятельности, умением воспринимать чужую речь и создавать собственные высказывания.
Проведение специальной подготовки к изложению и сочинению положительно влияет на обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся, совершенствует навыки правописания, учит правильному и целесообразному использованию языковых средств в соответствии с задачей и условиями общения.
Значительное место автор программы уделяет синтаксическому разбору простого и сложного предложения как основному способу проверки знаний по синтаксису и пунктуации.
В качестве стратегической цели данного курса обозначена подготовка к успешной сдаче экзамена по русскому языку в новой форме в 9 классе и ЕГЭ в 11 классе.
Материал, представленный учителем в программе, подобран удачно, на основе данного курса обучающиеся овладеют семантикой, значением синтаксических структур, их стилистическими возможностями.
Учителем сделана подборка литературы для учителя и обучающихся.
Программу данного курса можно рекомендовать в классах предпрофильной подготовки обучающихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Элективный курс по русскому языку "Текст под микроскопом" для 9 класса
Элективный курс по русскому языку для 9 класса `Текст под микроскопом`. Рассчитан на 34 часа. Программа курса утверждена экспертами СПб АППО. Автор: Дунаевская И.А....
Программа элективного курса по русскому языку "Культура создания письменного текста"
Данный элективный курс был создан для реализации профильного обучения в 10-11 классах, расширяет содержние основго курса русского языка и помзвляет осуществлять подготовку к ЕГЭ по русскому языку....
Элективный курс по русскому языку"Тайны текста". 8 класс
Назначение программы учебного курса по выбору «Тайны текста» состоит в том, чтобы сформировать функционально грамотную личность, обеспечить языковое и речевое развитие ученика, помочь ему осозна...
Элективный курс по русскому языку "Текст: основы содержательного анализа и информационной обработки"
Элективный курс по русскому языку в 9 классе. Календарно-тематическое планирование...
Элективный курс по русскому языку_Текст. Теория и практика_ для учащихся 11 класса
Элективный курс по русскому языку_Текст. Теория и практика_ для учащихся 11 класса...
Рабочая программа элективного курса по русскому языку "Текст. Стили речи"
Рабочая программа элективного курса по русскому языку "Текст. Стили речи" для учащихся 10 класса...