Образовательная программа по русскому языку" Сочинение как результат разноаспектного анализа текста"
рабочая программа по русскому языку (10 класс) по теме

Образовательная программа

по русскому языку

«Сочинение как результат разноаспектного анализа текста»

для учащихся10 класса, находящихся в профильном лагере

для одарённых детей и подростков «Интеллект»

при МОУ «Лямбирская СОШ №2» Лямбирского муниципального района Республики Мордовия

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рассмотрено»                                                                                                                «Утверждаю»

на заседании методсовета                                                                         Директор МОУ «Лямбирская СОШ №2»

МОУ «Лямбирская СОШ №2»                                                                

Председатель методсовета                                                                        ________________     М.В. Добряева

______________ Аверина Е.В.

Протокол № ___ от ___________ 2012 г.                                                 Приказ № 34/3 - Д от 11.05.2012 г.

Образовательная программа

по русскому языку

«Сочинение как результат разноаспектного анализа текста»

для учащихся10 класса, находящихся в профильном лагере

для одарённых детей и подростков «Интеллект»

при МОУ «Лямбирская СОШ №2» Лямбирского муниципального района Республики Мордовия

                                           Составитель программы:

Нугаева Э.К., учитель  русского языка

                       и литературы

                                                    МОУ «Лямбирская СОШ № 2»

Лямбирь, 2012 г.

Пояснительная записка

Программа предназначена для обучения учащихся 10 класса, рассчитана на 22 часа. Главные принципы, на которых строится курс,- научность, системность, доступность. Это позволит учащихся максимально успешно овладеть ключевыми языковыми и речевыми компетенциями. Актуальность курса заключается в расширении знаний по русскому языку с целью успешной сдачи ЕГЭ.

Программа  курса состоит из 2 модулей.

Первый модуль «Разноаспектный анализ текста». В данном разделе рассматривается последовательность расположения частей текста, систематизируются и дополняются знания о стилях, типах речи, способах и средствах связи в тексте. Поскольку данный раздел носит комплексный характер, учащиеся будут учиться анализировать не только стилевые особенности текста, но и содержащиеся в нем изобразительно-выразительные средства.

Второй раздел «Сочинение по прочитанному тексту». Данный раздел программы предусматривает конструирование сочинения на основе исходного текста, развивает умение понимать и интерпретировать читаемый текст, создавать свое высказывание, уточняя тему и основную мысль, выстраивать композицию, отбирать языковые средства, объяснять их роль в тексте, выбирать стиль и тип речи. Умения и навыки, приобретенные в данном разделе, направлены на выполнение задания повышенного уровня сложности.

Программа включает в себя:

  1. пояснительную записку;
  2. содержание программы;
  3. технологию организации учебного процесса;
  4. требования к результатам освоения ЕГЭ;
  5. основные термины и понятия, необходимые для овладения элективным курсом;
  6. список литературы для учителя;
  7. список литературы для учащихся.

Цели курса:

1. Помочь ученикам максимально подготовиться к выполнению задания С ЕГЭ.
2. Совершенствование и развитие умения строить письменное высказывание в жанре рецензии или эссе.
3. Формирование и развитие навыков грамотного и свободного владения письменной речью.
4. Совершенствование и развитие умения читать и понимать общее содержание текстов разных функциональных стилей.
5. Формирование и развитие умения находить изобразительные средства языка и объяснять их роль в тексте.
6. Совершенствование и развитие умения передавать в письменной форме свое, индивидуальное восприятие, свое понимание поставленных в тексте проблем, свои оценки фактов и явлений.

Задачи курса: 

  1. Помочь овладеть литературно-критическими жанрами (рецензия, эссе).
  2. Закрепить и расширить знания учащихся о тексте, совершенствуя в то же время навыки конструирования текстов в жанре рецензии или эссе.
  3. Способствовать развитию письменной речи.
  4. Подготовить учащихся к выполнению задания ЕГЭ.

В результате прохождения программного материала обучающиеся должны знать:

  • основные понятия, необходимые для создания текста и его анализа;
  • определение терминов, встречающихся в формулировке задания в критериях оценивания;
  • виды текста;
  • определение понятий «вступление» и «заключение»;
  • что такое проблема текста, комментарий, позиция автора;

        Обучающиеся должны уметь:

  • указывать средства связи между частями текста;
  • определить тему и основную мысль текста;
  • определить тип и стиль речи;
  • использовать знания о тексте и изобразительно-выразительных средствах     языка при анализе текста;
  • понимать и интерпретировать содержание исходного текста;
  •  анализировать форму исходного текста;
  •  находить характерные для исходного текста языковые средства;
  •  создавать связное высказывание;
  •  излагать последовательно собственные мысли;
  •  использовать в собственной речи разнообразие грамматических конструкций и лексическое богатство языка.
  •  оформлять речь в соответствии с орфографическими, грамматическими и пунктуационными нормами литературного языка.

Ожидаемые результаты можно представить в виде практических умений и навыков по самостоятельному анализу и оценке текстов разной стилистической принадлежности, в том числе специальной языковедческой тематики и проблематики и написание творческой работы по данной проблематике, что предполагает последний вид испытаний ЕГЭ.

Технология организации учебного процесса

Реализация данной программы предусматривает использование личностно-ориентированного обучения, признающего  ученика главной фигурой образовательного процесса.

Цели обучения реализуются в ходе активной познавательной деятельности каждого ученика при его взаимодействии с учителем и соучениками. Обучение строится на основе теоретической и практической формы работы с учащимися. Освоение курса предполагает следующую типологию уроков:

- уроки-лекции;
- уроки применения знаний на практике;
- уроки навыков (тренировочные);
- уроки комплексного применения знаний.

Преобладают групповые и индивидуальные формы работы. Основными организационными формами вовлечения учащихся в учебную деятельность являются:

- работа под руководством учителя (усвоение и закрепление теоретического материала, составление  собственных текстов);
- самостоятельная работа (написание сочинений, нахождение выразительных средств языка и объяснение их роли);
- работа в группах;
- индивидуальная работа.

Организация занятий предусматривает создание благоприятных эмоционально-деловых отношений, организацию самостоятельной познавательной деятельности учащихся, направленной на развитие самостоятельности как черты личности.

Набор заданий для работы помещён в тренировочных тестах и индивидуальных карточках, распределён в соответствии с процессом и структурой ЕГЭ.

Содержание программы

Модуль I

Разноаспектный анализ текста (13 часов)

Стилистический и типологический анализ текста (7 часов)

Текст. Тема и основная мысль текста. Средства связи между частями текста. Способы связи в тексте. Выделение микротем. Лексические, морфологические, синтаксические средства организации текста. Стили речи. Типы речи.

Лингвистический анализ текста (6 часов)

Изобразительно-выразительные средства языка, оформляющие описание и рассуждение.

Анализ изобразительно-выразительных средств, оформляющих описание и рассуждение.

Анализ лексики: многозначные слова, переносное значение слова, синонимы, антонимы, лексика ограниченного употребления, фразеологизмы. Контекстные синонимы. Контекстные антонимы.

Фонетические средства выразительности: аллитерация, ассонанс, благозвучие (эвфония), диссонанс, звукопись.

Лексически – поэтические тропы: метафора, синекдоха, ирония, гипербола, литота, олицетворение, эпитет, аллегория, перифраза, художественный символ, паронимы.

Стилистические фигуры: градация, антитеза, оксюморон, лексический повтор, анафора, эпифора, параллелизм, эллипсис, умолчание, риторический вопрос, риторическое восклицание, риторическое обращение, синтаксические конструкции.

Модуль II

Сочинение на основе прочитанного текста (9 часов)

Композиция и языковое оформление сочинения ( 3 часа)

Вступление к сочинению. Смысловые и грамматические связи предложений.

Авторская позиция.

Изложение собственного мнения (аргументация).

Финал сочинения-рассуждения.

Тренировочные сочинения (6 часов)

Практические работы: 

  1. написание сочинений;
  2. редактирование.

Основные термины и понятия

Стили речи: публицистический, художественный, научный, разговорный.

Типы речи: описание, повествование, рассуждение.

Изобразительно-выразительные средства языка: эпитет, метафора, сравнение, аллегория.

Лексические средства: антонимы, контекстные антонимы, гипербола, индивидуально-авторские неологизмы, синонимы, контекстные синонимы, синтаксические синонимы, стилистические синонимы, метафора, метонимия, оксюморон, олицетворение, оценочная лексика, перифраза, пословицы и поговорки, фразеологизмы, цитаты, эпитет.

Синтаксические средства: авторская пунктуация, анафора, антитеза, риторические фигуры, градация, инверсия, композиционный стык, многосоюзие, парцелляция, повтор, присоединительные конструкции, синтаксический параллелизм, эпифора.

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Тема

Предполагаемые сроки выполнения

Фактические сроки выполнения

Модуль I

Разноаспектный анализ текста ( 13 часов)

Стилистический и типологический анализ текста

(7 часов)

1

 

Средства связи между частями текста Способы связи предложений в тексте

2

 

Выделение микротем в тексте

3

 

Лексические средства организации текста

4

 

Морфологические средства организации текста

5

 

Синтаксические средства организации текста

6

 

Стили речи

7

 

Типы речи

Лингвистический анализ текста (6 часов)

8

 

Изобразительно-выразительные средства языка, оформляющие описание и рассуждение

9

 

Фонетические средства выразительности: аллитерация, ассонанс, эвфония, диссонанс. Звукопись

10-11

 

Тропы: метафоры, сравнение, эпитет, олицетворение, ирония, гипербола, метафора, аллегория, перифраза. Художественный символ, паронимы

12-13

 

Стилистические фигуры: градация, антитеза, оксюморон, лексический повтор, анафора, эпифора, параллелизм, эллипсис, умолчание, риторические фигуры, синтаксические конструкции

Модуль II

Сочинение-рассуждение на основе текста (9 часов)

Композиция и языковое оформление сочинения (3 часа)

14

 

Выступление к сочинению. Комментарий поставленных проблем.  Авторская позиция

15

 

Изложение собственного мнения

(аргументация)

16

 

Заключительная часть сочинения

Тренировочные сочинения (6 часов)

17-20

 

Тренировочные сочинения

21-22

 

Итоговая контрольная работа

 

Итого:

22 часа

Литература для учителя

  1. Н.Г.Гольцова, И.В.Шамшин. Русский язык 10-11 классы..Учебник для 10-11 кл.общеобразоват. учреждений филологического профиля. 3-е изд. М., Русское слово, 2011.
  2. Долинина  Т.А. Русский язык. Как написать сочинение на едином государственном экзамене. – М.: Айрис -  пресс, 2007.
  3. Егораева Г.Т. Русский язык. Выполнение задания части 3(С): учебно-методическое пособие. – 7-е издание, перераб. и доп. – М.: Издательство «Экзамен», 2008.
  4. Ушаков Д.Н., Крючков С.Е. Орфографический словарь: Для учащихся средней школы. – 41 –е изд. М.; Просвещение, 1990-224 с.
  5. Словарь литературоведческих терминов. М.,1987.
  6. Цыбулько И.П. и др. Русский язык: методические рекомендации по оцениванию заданий с развернутым ответом. Ч 1. М.: Издательство РУДН, 2010.

Литература для учащихся:

  1. Н.Г.Гольцова, И.В.Шамшин. Русский язык 10-11 классы..Учебник для 10-11 кл.общеобразоват. учреждений филологического профиля. 3-е изд. М., Русское слово, 2011.
  2. Егораева Г.Т. Русский язык. Выполнение задания части 3(С): учебно-методическое пособие. – 7-е издание, перераб. и доп. – М.: Издательство «Экзамен», 2008
  3. Учебно-тренировочные материалы для подготовки к Единому государственному экзамену. – М.: Интеллект-Центр, 2005;
  4. Единый государственный экзамен, 2007: Русский язык. – М.: Просвещение, 2004.
  5. Мамона Т.И. ЕГЭ. Русский язык. Практикум по выполнению типовых тестовых заданий ЕГЭ: учебно-методическое пособие.- М.: Издательство «Экзамен», 2010.- 117с.
  6. Бисеров А.Ю. ЕГЭ - 2010. Русский язык: тематические тренировочные задания",- М.: Издательство «ЭКСМО», 2010.

 

Интернет-ресурсы

Материалы сайтов:

  1. http://www.ege.edu.ru
  2. http://rustest.ru
  3. wwwfipi.ru
  4. http://www.prosa.ru
  5. http://www.pritchi.nm.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная программа по русскому языку «Сочинение как результат разноаспектного анализа текста»

Образовательная программа  по русскому языку для учащихся класса 10 класса, находящихся в профильном лагере для одаренных детей и подростков "Интеллект"...

Рабочая программа элективного предмета по русскому языку в 11 классе «Разноаспектный анализ текста и создание сочинения-рассуждения»

Рабочая программа элективного курса по подготовке обучающихся 11 класса к написанию сочинения - рассуждения...

Рабочая программа элективного курса по русскому языку в 11 классе «Разноаспектный анализ текста и создание сочинения-рассуждения»

Программа предназначена для обучения учащихся 11 класса, рассчитана на 34 часа, базируется на программно-методических материалах по русскому языку, составитель Власенков А.И. и анализе результатов час...

Рабочая программа по русскому языку, 7 класс, Комплексный анализ текста как способ систематизации знаний

Рабочая программа по русскому языку, 7 класс, Комплексный анализ текста как способ систематизации знаний...

Авторская программа элективных курсов «Разноаспектный анализ текста и создание сочинения-рассуждения»

Программа курса«Разноаспектный анализ текста и создание сочинения-рассуждения» предназначена для обучения учащихся 10-11 классов, рассчитана на 34 часа, базируется на программно-метод...

Программа по элективному курсу «Разноаспектный анализ текста. Создание сочинения – эссе»

Программа предназначена для обучения учащихся 11 класса, рассчитана на 34 часа, базируется на программно-методических материалах по русскому языку, составитель Власенков А.И. и анализе результатов нап...

Программы элективных курсов «Стилистика. Грамматика. Текст», «Разноаспектный анализ текста: подготовка к написанию сочинения»

Программы элективных курсов «Стилистика. Грамматика. Текст», «Разноаспектный анализ текста: подготовка к написанию сочинения»  предназначены для 10 и 11 классов....