рабочая програма по русскому яязыку, 2 класс
календарно-тематическое планирование по русскому языку на тему
Учебный предмет "Русский язык" занимает ведущее место в начальном образовании, поскольку направлен на формирование функциональной грамотности младших школьников. От успехов в изучении русского языка во многом зависит качество подготовки ребенка по другим школьным предметам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rus._yaz_2_kl.docx | 73.98 КБ |
Предварительный просмотр:
«Рассмотрено» Руководитель ШМО ____________/Хадиуллина Э.З./ Протокол № 1 от «28» августа 2015г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР МБОУ “Верхнесуньская ООШ” ________/Газизова М.Н./ «30 »_августа 2015г. | «Утверждено» Директор МБОУ “Верхнесуньская ООШ” ___________ /Ярмиев Н.Г./ Приказ № 31/15 от «1 » сентября_2015г |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
МБОУ «Верхнесуньская» ООШ»
наименование ОУ
Хуснуллина Расима Габдулхаевна, первая квалификационная категория
Ф.И.О , категория
по русскому языку _, 2класс
предмет , класс
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол №_1_
от «29»_августа 2015г.
2015-2016 учебный год
Учебно-тематическое планирование по русскому языку
Класс: 2
Учитель : Хуснуллина Р.Г.
Количество часов: – 136 часов в учебный год ( в неделю-4часа)
Плановых контрольных уроков – 6 ч, из них административных контрольных уроков - 1 ч, промежуточная аттестация (диктант с грамматическим заданием) – 1 ч.;
Основная литература:
- Русский язык. 2 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений / В 2 ч../ Л.Ф.Климанова, Т.В.Бабушкина; Российской академии наук, Российской академии образования, издательство «Просвещение». – М.: Просвещение, 2011. – (Академический школьный учебник) (Перспектива).
- Л.Ф.Климанова, Т.В.Бабушкина Рабочая тетрадь 2 класс «Русский язык». Рос. Акад. Наук, Рос. Акад. Образования, изд-во «Просвещение». – М.: Просвещение, 2011. – (Академический школьный учебник) (Перспектива).
Дополнительная литература:
- Уроки русского языка. 2 класс: пособие для учителей общеобразовательных чреждений/ Л.Ф.Климанова, Т.В.Бабушкина; Рос. Акад. Наук, Рос. Акад. Образования, изд-во «Просвещение». – М.: Просвещение, 2012г.. -(Академический школьный учебник) (Перспектива).
- Сборник рабочих программ «Перспектива». Система учебников «Перспектива», Москва, «Просвещение», 2011г.
Пояснительная записка
- Общая характеристика учебного предмета.
Статус документа
Рабочая программа по предмету «Русский язык» 2 класс создана на основе:
-Закона Российской Федерации «Об образовании» ( в действующей редакции).
-Закона Республики Татарстан «Об образовании» ( в действующей редакции).
-Закона Российской Федерации «О языках народов Российской Федерации» № 126-ФЗот 24.07.1998 г. (в действующей редакции).
-Федерального государственного стандарта начального общего образования: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009г. №373
-Примерной программы начального общего образования, авторской программы образовательной системы «Перспектива» Климановой Л.Ф., Бабушкиной Т.В., «Русский язык» утверждённой Министерством образования Российской Федерации в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта второго поколения (I базовый вариант ), Москва, «Просвещение», 2010г
-Федерального перечня учебников, рекомендованных ( допущенных) к использованию в образовательный процесс в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2015-2016 учебный год.
-Приложения к приказу МО и Н РТ №4154/12 от 09.07.2012 года «Об утверждении базисного и примерных учебных планов для образовательных учреждений Республики Татарстан, реализующих программы начального общего и основного общего образования» .
-СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением Главного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. №189, зарегистрированы в Минюсте России 3 марта 2011, регистрационный № 19993.
--Учебного плана МБОУ «Верхнесуньская основная общеобразовательная школа» Мамадышского муниципального района Республики Татарстан на 2015 – 2016учебный год
-Устава МБОУ «Верхнесуньская основная общеобразовательная школа» Мамадышского муниципального района Республики Татарстан
Учебный предмет "Русский язык" занимает ведущее место в начальном образовании, поскольку направлен на формирование функциональной грамотности младших школьников. От успехов в изучении русского языка во многом зависит качество подготовки ребенка по другим школьным предметам.
Данный учебный предмет направлен на достижение следующей ЦЕЛИ:
- развитие школьника как личности, полноценно владеющим устной и письменной речью.
Для достижения поставленных целей изучения русского языка в начальной школе необходимо решение следующих практических ЗАДАЧ:
- формирование специальных умений и навыков по разделам программы;
- развитие речи, мышления, воображения, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, развитие интуиции и чувства языка;
- освоение первоначальных знаний по лексике, фонетике, грамматике русского языка, овладение элементарными способами анализа изучаемых явлений русского языка;
- овладение умениями правильно писать и читать; участвовать в диалогах, составлять несложные монологические высказывания;
- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к родному языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты, пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь.
2. Место предмета в базисном учебном плане
Программа рассчитана на 136 учебных часов, 4часа в неделю.
3. Содержание курса.
Языковой материал представлен на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования. Курс данной программы включает следующие содержательные линии: систему грамматических понятий, относящихся к предложению (предложение, виды предложений, составные части предложений), к слову (состав слова, части речи в их соотношении с членами предложений), к фонетике (звуки, разряды звуков, сильная и слабая позиция звуков, анализ звучащего звука и буквы, обозначение звуков буквами и т.д.), а также совокупность правил, определяющих написание слов (орфографию).
Распределение часов по темам курса
№ | Наименование разделов и тем | |
Всего часов | ||
1. | Мир общения | 11 |
2. | Звуки и буквы. Слог. Ударение. | 63 |
3. | Слово и его значение. | 17 |
4 | Состав слова. | 12 |
5. | Части речи | 25 |
6. | Предложение. Текст. | 8 |
Итого: | 136 |
Содержание программного материала.
Раздел «Мир общения». Повторение. Даёт целостное представление о языке, о таких его единицах, как звук, буква, слово, предложение, текст. Буква ь для обозначения мягкости согласных в середине слова (перед твердым и мягким согласным); случаи, когда ь не пишется (чк, чн и др. сочетания). Использование букв ь и ъ как разделительных (предупредительных) при обозначении звука [и'].
Раздел «Звуки и буквы. Слог. Ударение». Основная цель данного раздела связана с освоением орфографических правил и формированием грамотного письма. Понятие орфограмма, необходимость выбора буквы как ее признак. Наиболее частотные орфограммы как «главные опасности письма»: орфограммы безударных гласных и парных по глухости-звонкости согласных. Запись с пропуском орфограмм («с окошками») как способ письма без ошибок. Орфографический словарь, его назначение и порядок поиска слов.
Понятие орфографическое правило, применение правил как способ решения орфографических задач. Выбор буквы на конце слов, называющих предметы (сливА, яблонЯ, деревО, морЕ, сливЫ, яблокИ), действия (игралА, игралО, игралИ; играТЬ, играеТ), на месте звука [yl (клУбника, тЮльпан, на сливУ, на яблонЮ). Наличие двух орфограмм в безударных слогах жи-ши (жИвут).
Решение орфографических задач в корнях слов: проверочные слова как помощники при выборе правильной буквы. Общее правило и способы подбора проверочных слов для корневых орфограмм безударных гласных и парных по глухости-звонкости согласных (на конце слова и перед другими согласными) в названиях предметов, действий, признаков. Пользование орфографическим словарем как способ выяснения непроверяемых написаний.
Возможность непроизносимых согласных звуков в корнях слов и способы решения орфографической задачи. Удвоенные согласные в корне слова и на границе частей слов. Правило выбора разделительного (предупредительного) знака: ь или ъ. Написание наиболее распространенных приставок и суффиксов. Буквы в окончаниях слов при их изменении как еще не решаемые орфографические задачи.
Раздел «Слово и его значение» посвящен формированию элементарных представлений о лексическом значении слова, его многозначности, синонимах и антонимах. Предмет как общее название слов, отвечающих на вопросы кто? что? Слова и их значения; семьи слова, родственные слова, корень слова, понятие однокоренные слова, слова близкие и противоположные по значению (синонимы и антонимы); отличие однокоренных слов от синонимов и слов с омонимичными («похожими») корнями. Способ нахождения корня в словах. Изменение слов по числам и «по команде вопросов», понятие об окончании, в том числе нулевом (об «окончании-невидимке»). Приставки и суффиксы: их назначение, место в словах. Анализ состава слова, основные действия при его проведении. Разграничение приставок и предлогов. Наиболее распространенные значения приставок и суффиксов, использование их в речи и написание.
Раздел «Состав слова». Словообразование. Первые наблюдения за строением слова на наглядно-образных моделях. Первоначальное знакомство с составом слова: корень, приставка, суффикс, окончание; выделение корня слова на основе подбора однокоренных слов (с помощью учителя). Сопоставление значения и написания однокоренных слов. Наблюдение за единообразным написанием корней в родственных словах. Образование новых слов с помощью приставок; правописание приставок. Обозначение на письме безударных гласных звуков в корне слова. Обозначение на письме парных звонких и глухих согласных звуков в корне слова. Корень — смысловой центр слова.
Раздел «Части речи». Внимание учеников переключается с конкретного лексического значения слова на его грамматическое значение. Знакомство с такими грамматическими категориями, как имя существительное, имя прилагательное, глагол.
Раздел «Предложение. Текст». Назначение предложения, признаки (наличие выраженной мысли и в устной речи интонации ее конца, связь слов); оформление границ предложений в устной и письменной речи. Возможность запятых и других знаков внутри предложений; запятые при перечислении, перед словами-помощниками а, но. Виды предложений по цели: повествовательные, вопросительные, побудительные. Разговор двух людей (диалог), обращение (на уровне общего представления), их оформление в письменной речи (выделение реплик диалога «черточками», восклицательный знак при обращении). Правила вежливости при разговоре по телефону. Виды предложений по интонации: восклицательные и невосклицательные; их оформление при письме. Способы построения предложений при ответе на вопрос «Почему?»; грамотная их запись (общее знакомство). Побудительные предложения с выражением совета, просьбы, пожелания, требования; особенности их произнесения; оформление предложений со словом пожалуйста в письменной речи. Отличие текста от предложения: развитие мысли и потому наличие нескольких предложений. Тема и основная мысль как стержень текста. Требования к хорошему тексту, правила его обдумывания и улучшения после записи. Пересказ как способ передачи мыслей автора, изложение как письменный пересказ.
В учебник включены небольшие словари различного типа, что позволяет активизировать самостоятельную поисковую деятельность учащихся.
Национально - региональный компонент прослеживается при работе по развитию устной и письменной речи, на минутках чистописания, при работе со словарными словами, при повторении написания имён собственных.
- Планируемые результаты обучения по курсу «Русский язык» 2 класс
Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты
1. Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности. Формирование ценностей многонационального российского общества, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
2. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
3. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах.
4. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. Понимание значимости позитивного стиля общения, основанного на миролюбии, терпении, сдержанности и доброжелательности.
5. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
6. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
7. Осознание языка как основного средства человеческого общения. Восприятие русского языка как явления национальной культуры. Способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью
Метапредметные результаты
1. Умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
2. Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства её осуществления.
3. Умение включаться в обсуждение проблем творческого и поискового характера, усваивать способы их решения.
4. Умение понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способность конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.
5. Освоение начальных форм самонаблюдения в процессе познавательной деятельности.
6. Умение создавать и использовать знаково-символические модели для решения учебных и практических задач.
7. Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве — Интернете), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами.
8. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами. Осознанное выстраивание речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации, составление текстов в устной и письменной форме.
9. Овладение следующими логическими действиями:
● сравнение;
● анализ;
● синтез;
● классификация и обобщение по родовидовым признакам;
● установление аналогий и причинно-следственных связей;
● построение рассуждений;
● отнесение к известным понятиям.
10. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою. Умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. Умение активно использовать диалог и монолог как речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач.
11. Определение общей цели совместной деятельности и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей, осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение.
12. Готовность конструктивно разрешать конфликты с учётом интересов сторон и сотрудничества.
13. Овладение базовыми межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами или процессами.
Предметные результаты
1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения и взаимопонимания, осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.
3. Первоначальное усвоение главных понятий курса русского языка (фонетических, лексических, грамматических), представляющих основные единицы языка и отражающих существенные связи, отношение и функции.
4. Понимание слова как двусторонней единицы языка, как взаимосвязи значения и звучания слова. Практическое усвоение заместительной (знаковой) функции языка.
5. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета. Умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач.
6. Формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.
7. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать приобретённые знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
- Требования к уровню подготовки учащихся по курсу «Русский язык» к концу второго года обучения:
Знать:
— названия и порядок букв русского алфавита;
— признаки гласных и согласных звуков, звонкие и глухие, твердые и мягкие согласные звуки; пары согласных звуков по звонкости-глухости;
— правила переноса слов;
— признаки предложения и текста;
— правила речевого этикета.
Уметь:
— использовать правила речевого этикета в соответствии с ситуацией и целью общения;
— вести диалог с собеседником, проявляя к нему внимание и уважение;
— различать устные и письменные формы общения;
— каллиграфически правильно списывать слова, предложения и тексты в 40—50 слов без пропусков и искажений;
— проверять написанное, сравнивая с образцом;
— проводить звуко-буквенный анализ слов, делить слова на слоги, ставить ударение, находить ударный и безударные слоги, переносить слова по слогам;
— обозначать мягкость согласных звуков на письме с помощью букв е, ё, и, ю, я, ь;
— писать заглавную букву в именах собственных;
— писать под диктовку без ошибок предложения и небольшие тексты (в 30—40 слов), включающие слова, произношение которых совпадает с их написанием;
— правильно писать слова с сочетаниями жи — ши,
ча—ща, чу — щу, чк, чн, щн; слова с непроверяемыми буквами, слова с удвоенными согласными, слова с разделительным мягким знаком (ь);
— различать предлоги и приставки; писать предлоги раздельно с другими словами;
— находить корень в группе родственных слов; самостоятельно подбирать однокоренные слова, образовывать слова с помощью приставок и суффиксов (простейшие случаи);
— проверять правильность обозначения безударных гласных и парных согласных звуков в корне слова путем изменения его формы или подбора однокоренных слов;
— выделять предложение из сплошного текста, составлять предложение на заданную тему;
— находить в предложении главные члены;
— определять части речи (имя существительное, глагол, прилагательное) по обобщенному значению предметности, действия, признака и по вопросам;
— определять число имен существительных, прилагательных, глаголов;
— письменно отвечать на вопросы, самостоятельно составлять и записывать 2—3 предложения на заданную тему;
— писать изложение текста в 40—55 слов с использованием вопросов.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- адекватного восприятия звучащей речи (высказываний взрослых и сверстников; детских теле- и радиопередач, аудиозаписей);
- соблюдения орфоэпических норм речи;
- устного повседневного общения со сверстниками и взрослыми с соблюдением норм речевого этикета.
Промежуточная аттестация.
Промежуточная аттестация обучающихся проводится с целью повышения ответственности общеобразовательного учреждения за результаты образовательного процесса, за объективную оценку усвоения обучающимися образовательных программ каждого года обучения в общеобразовательном учреждении, за степень усвоения обучающимися Федерального государственного образовательного стандарта, определенного образовательной программой в рамках учебного года и курса в целом.
Промежуточная аттестация определяется учебным планом школы, утвержденным директором.
Промежуточная аттестация по русскому языку, обучающихся 2-х классов проводится в форме диктанта с грамматическим заданием. (текст диктанта с грамматическим заданием в приложение1)
Критерии оценивания работы по русскому языку
Диктант
Диктант служит средством проверки орфографических и пунктуационных умений и навыков.
Тексты диктантов подбираются средней трудности с расчетом на возможность их выполнения всеми детьми. Каждый текст включает достаточное количество изученных орфограмм (примерно 60% от общего числа всех слов диктанта). Слова на не изученные к данному моменту правила заранее выписываются на доске или проговариваются орфографически.
Количество слов в текстах, предназначенных для контрольных диктантов:
Класс | I-е полугодие | II-е полугодие |
1 класс | - | 15-17 слов |
2 класс | 25-30 слов | 35-45 слов |
3 класс | 45-55 слов | 55-65 слов |
4 класс | 65-70 слов | 75-80 слов |
Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки
Ошибки:
- нарушения правил написания слов, включая грубые случаи пропуска, перестановки, замены, вставки лишних букв в словах;
- неправильное написание слов, не регулируемых правилами, круг которых очерчен программой каждого класса (слова с непроверяемым написанием);
- отсутствие изученных знаков препинания в тексте;
- наличие ошибок на изученные правила орфографии.
Недочеты:
- отсутствие знаков препинания в конце предложений, если следующее предложение написано с большой буквы;
- отсутствие красной строки;
- неправильное написание одного слова (при наличии в работе нескольких таких слов) на одно и то же правило.
Грамматическое задание
Грамматическое задание есть средство проверки степени понимания учащимися изучаемых грамматических явлений, умения производить простейший языковой анализ слов и предложений.
Характеристика цифровой отметки (оценки):
"5" ("отлично") - выполнено без ошибок.
"4" ("хорошо") - правильно выполнено не менее 3/4 заданий.
"3" ("удовлетворительно") - правильно выполнено не менее 1/2 заданий.
"2" ("плохо") - правильно выполнено менее 1/2 заданий.
Календарно- тематическое планирование | |||||
№ | тема | кол. час | план | факт | примечание |
Мир общения.-11 | |||||
1 | Мир общения. Собеседники | 1 | 309. | ||
2 | Слово, предложение и текст в речевом общении. | 1 | 5.09. | ||
3 | Слово, предложение и текст в речевом общении. | 1 | 7.09. | ||
4 | Предложения по цели высказывания. | 1 | 8.09 | ||
5 | Различные по интонации предложения. | 1 | 10.09 | ||
6 | Слово, предложение и текст в речевом общении. | 1 | 12.09 | ||
7 | Типы текстов. | 1 | 14.09 | ||
8 | Слово, предложение и текст в речевом общении. Типы текстов. | 1 | 15.09 | ||
9 | Главный помощник в общении - родной язык | 1 | 17.09 | ||
10 | Слово, предложение и текст в речевом общении. Повторение. | 1 | 19.09 | ||
11 | Контрольная работа по разделу «Мир общения» | 1 | 21.09 | ||
Раздел 2 «Звуки и буквы. Слог. Ударение» (63 ч.) | |||||
12 | Работа над ошибками Гласные и согласные звуки и буквы. | 1 | 22.09 | ||
13 | Алфавит. Роль алфавита. | 1 | 24.09 | ||
14 | 1 | 26.09 | |||
15 | Проверочная работа по теме «Гласные и согласные звуки и буквы» | 1 | |||
16 | Правописание безударных гласных, парных согласных | 1 | |||
17 | Общение людей. Виды речи. | 1 | 29.09 | ||
18 | Звук (й) и буква Й | 1 | 30.09 | ||
19 | Перенос слов с буквой й в середине слова | 1 | 1.10. | ||
20 | Изложение по сказке К.Ушинского «Утренние лучи» | 1 | 2.10. | ||
21 | Звук (э) и буква Э | 1 | 6.10. | ||
22 | Твердые и мягкие согласные звуки. Обозначение их на письме. | 1 | 7.10 | ||
23 | Твердые и мягкие согласные звуки. Обозначение их на письме | 1 | 8.10 | ||
24 | Волшебный мягкий знак. Перенос слов с мягким знаком. | 1 | 9.10 | ||
25 | Обозначение мягкости согласных с помощью букв Е,Ё, Ю, Я, И | 1 | 13.10 | ||
26 | Твердые и мягкие согласные звуки. | 1 | 14.10 | ||
27 | Твердые и мягкие согласные звуки. | 1 | 15.10 | ||
28 | Обозначение их на письме | 1 | 16.10 | ||
29 | Контрольный диктант «Правописание твёрдых и мягких согласных» | 1 | 20.10 | ||
30 | Работа над ошибками. Шипящие согласные звуки. Правописание буквосочетаний жи-ши. | 1 | 21.10. | ||
31 | Шипящие согласные звуки. Правописание буквосочетаний ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ | 1 | 22.10 | ||
32 | Правописание буквосочетаний ЧК, ЧН, ЩН | 1 | 23.10 | ||
33 | Повторение изученных орфограмм: буквосочетания с шипящими согласными звуками | 1 | 27.10 | ||
34 | Учимся писать изложение | 1 | 28.10 | ||
35 | Контрольное списывание «Правописание буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк, чн, щн» | 1 | 29.10 | ||
36 | Работа над ошибками. Правописание буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк, чн, щн. | 1 | 30.10 | ||
37 | Правила деления слов на слоги. | 1 | 10.11 | ||
38 | Слог. Перенос слова. | 1 | 11.11 | ||
39 | Ударение. Ударный слог. | 1 | 12.11 | ||
40 | Безударные гласные звуки. Обозначение их на письме | 1 | 13.11 | ||
41 | Проверка слов с безударной гласной, которая обозначается буквой Е,е | 1 | 17.11 | ||
42 | Родственные слова | 1 | 18.11 | ||
43 | Написание бнзударных гласных. | 1 | 19.11 | ||
44 | Правописание безударных гласных. | 1 | 20.11 | ||
45 | Родственные слова. | 1 | 24.11 | ||
46 | Написание непроверяемых безударных гласных | 1 | 25.11 | ||
47 | Правописание слов с двумя безударными гласными | 1 | 26.11 | ||
48 | Проверочная работа по теме «Безударные гласные звуки. Обозначение их на письме». | 1 | 27.11 | ||
49 | Работа над ошибками. «Безударные гласные звуки. Обозначение их на письме». | 1 | 1.12 | ||
50 | Звонкие и глухие согласные звуки. | 1 | 2.12 | ||
51 | Звонкие и глухие согласные звуки. Обозначение их на письме. | 1 | 3.12 | ||
52 | Парные согласные | 1 | 4.12 | ||
53 | Звонкие и глухие парные согласные в конце слова | 1 | 8.12 | ||
54 | Непарные по звонкости-глухости согласные | 1 | 9.12 | ||
55 | Звонкие и глухие парные согласные в середине слова | 1 | 10.12 | ||
56 | Способы проверки парных согласных в середине слова. | 1 | 11.12 | ||
57 | Закрепление пройденного материала по теме «Звонкие и глухие согласные» | 1 | 15.12 | ||
58 | Проверочная работа по теме «Звонкие и глухие согласные звуки. Обозначение их на письме» | 1 | 16.12 | ||
59 | Работа над Звонкие и глухие согласные звуки. Обозначение их на письме | 1 | 17.12 | ||
60 | Слова с удвоенными согласными. | 1 | 18.12 | ||
61 | Слова с удвоенными согласными. Контрольная работа за 1 полугодие | 1 | 22.12 | ||
62 | Работа над ошибками. Правила переноса слов с удвоенными согласными | 1 | 23.12 | ||
63 | Правописание слов с удвоенными согласными | 1 | 24.12 | ||
64 | Непроизноси-мые согласные | 1 | 25.12 | ||
65 | Причины появления непроизносимых согласных в словах | 1 | 12.01 | ||
66 | Правописание слов с непроизносимой согласной | 1 | 13.01 | ||
67 | Разделительный мягкий знак | 1 | 14.01 | ||
68 | Две функции мягкого знака в словах | 1 | 15.01 | ||
69 | Разделительный мягкий знак и мягкий знак как показатель мягкости согласного | 1 | 19.01 | ||
70 | Написание поздравительного письма | 1 | 20.01 | ||
71 | Разделительный мягкий и твёрдый знаки | 1 | 21.01 | ||
72 | Написание объявления | 1 | 22.01 | ||
73 | Контрольная работа по разделу «Звуки и буквы. Слог. Ударение». | 1 | 26.01 | ||
74 | Работа над ошибками. Повторение: Ударение в славах. | 1 | 27.01 | ||
Слово и его значение- 15 | |||||
75 | Что рассказало слово. | 1 | 28.01 | ||
76 | Разновидности толковых словарей. | 1 | 29.01 | ||
77 | Имена собственные и нарицательные | 1 | 2.02 | ||
78 | Правописание имён собственных | 1 | 3.02 | ||
79 | Имена собственные и нарицательные | 1 | 4.02 | ||
80 | Слова с несколькими значениями. | 1 | 5.02 | ||
81 | Многозначные слова | 1 | 9.02 | ||
82 | Роль слов с переносным значением | 1 | 10.02 | ||
83 | Слова похожие, но разные (омонимы). | 1 | 11.02 | ||
84 | Слова, близкие по значению (синонимы). | 1 | 12.02 | ||
85 | Роль слов-синонимов в речи. | 1 | 16.02 | ||
86 | Слова противоположные по значению (антонимы). | 1 | 17.02 | ||
87 | Устойчивые сочетания слов | 1 | 18.02 | ||
88 | Тематические группы слов | 1 | 19.02. | ||
89 | Контрольный тест «Слово и его значение». | 1 | 24.02 | ||
«Состав слова» (12 ч.) | |||||
90 | Как собрать и разобрать слово | 1 | 25.02 | ||
91 | Морфемный состав слова | 1 | 26.02 | ||
92 | Корень- главная часть слова. Однокоренные (родственные) слова. | 1 | 2.03 | ||
93 | Правописание однокоренных слов | 1 | 3.03. | ||
94 | Правописа-ние безударных гласных звуков в корне слова | 1 | 4.03. | ||
95 | Проверочная работа по теме «Безударные гласные в корне слова» | 1 | 5.03. | ||
96 | Работа над ошибками. Правописание слов с изученными орфограммами | 1 | 9.03 | ||
97 | Приставка. | 1 | 10.03 | ||
98 | Употребление разделительного твёрдого знака | 1 | 11.03 | ||
99 | Суффикс. | 1 | 12.03 | ||
100 | Окончание. | 1 | 16.03 | ||
101 | Контрольная работа по разделу «Состав слова» | 1 | 17.03 | ||
Части речи-25 | |||||
102 | Работа над ошибками.Что такое части речи. | 1 | 18.03 | ||
103 | Части речи | 1 | 19.03 | ||
104 | Имя существи-тельное | 1 | 1.04. | ||
105 | Собственные и нарицательные имена существительные | 1 | 2.04. | ||
106 | Употребление заглавной буквы в именах собственных | 1 | 6.04. | ||
107 | Категория числа имени существительного | 1 | 7.04. | ||
108 | Имена существительные в Р. п. мн. числа | 1 | 8.04. | ||
109 | Проверочная работа по теме «Имя существительное». | 1 | 9.04. | ||
110 | Работа над ошибками. Глагол. | 1 | 13.04 | ||
111 | Тематические группы глаголов | 1 | 14.04 | ||
112 | Изменение глаголов по числам | 1 | 15.04 | ||
113 | Изменение глаголов по временам | 1 | 16.04 | ||
114 | Роль глагола в образовании предложения | 1 | 20.04 | ||
115 | Проверочная работа по теме «Глагол» | 1 | 21.04 | ||
116 | Работа над ошибками. Имя прилагательное. | 1 | 22.04 | ||
117 | Роль имён прилагательных в речи. . | 1 | 23.04 | ||
118 | Число имени прилагательного. | 1 | 27.04. | ||
119 | Имена прилагательные тематических групп. | 1 | 28.04. | ||
120 | Словесные средства создания художественного образа . | 1 | 29.04. | ||
121 | Диктант «Имя прилагательное» | 1 | 30.04. | ||
122 | Предлог. | 1 | 4.05 | ||
123 | Правописание предлогов. | 1 | 5.05 | ||
124 | Способы разграничения предлога и приставки. | 1 | 6.05 | ||
125 | Части речи. Обобщение знаний. | 1 | 7.05 | ||
126 | Контрольная работа по разделу «Части речи» | 1 | 11.05 | ||
«Предложение. Текст» (8 ч.) | |||||
127 | Работа над ошибками. Предложение. | 1 | 12.05 | ||
128 | Главные члены предложения. | 1 | 13.05 | ||
129 | Второстепенные члены предложения | 1 | 14.05 | ||
130 | Текст. Типы текстов. | 1 | 18.05 | ||
131 | Тест по разделу «Предложение. Текст». | 1 | 19.05 | ||
132 | Работа над ошибками. Текст. Записка. Письмо. Приглашение. | 1 | 20.05 | ||
133 | Промежуточная аттестация (диктант с грамматическим заданием). | 1 | 21.05 | ||
134 | Общение человека с природой. | 1 | 25.05 | ||
Повторение-2 | |||||
135 | Повторение пройденных тем. | 1 | 27.05 | ||
136 | «Общение человека с природой». | 1 | 28.05 | ||
Список используемой литературы.
Литература для учащихся:
- Основная:
Учебник: Русский язык, 2 кл. В 2 ч./ Л.Ф.Климанова, Т.В.Бабушкина. М.:Просвещение, 2012год. Допущено Министерством образования и науки РФ. Москва «Просвещение» 2012 год (УМК «Перспектива»).
- Информационные материалы (программно-методическое обеспечение )
3. «Перспектива»: Программы для начальной школы. — М.: Просвещение, 2011г.
5. Карточки.
- Пособия для учителя:
- Ресурсы интернета.
- «Уроки подготовки и проведения обучающих творческих сочинений и изложений в 1-4 классах» Казань ,издательство «Дом печати» 2007 г.
- «Сборник диктантов» 2-4 классы, Москва «Вако»2008 г.
Материально-техническое обеспечение:
• Магнитная доска
• Ноутбук
• Мультимедийный проектор
• Экран
• Клавиатура
• Мышка
• Аудио магнитофон
• Мультимедийные презентации к урокам по русскому языку для 3 класса
• Готовые учебно-методические разработки, цифровые образовательные ресурсы (ЦОР), наглядные дидактические материалы, презентации, физкультминутки на Интернет-сайтах:
http://festival.1september.ru/
Примерная итоговая контрольная работа для промежуточной аттестации
Контрольный диктант с грамматическим заданием
Что едят птицы?
Много птиц живёт на Земле. Лесные птицы клюют зёрна. Морские – ловят рыбу.
Клёст достаёт из шишки семена. Чайки и цапли - рыболовы. Вороны едят зерно, улиток, арбузы и дыни.
Птицы очень прожорливы. Синичка может съесть столько, сколько весит сама.
(По Н.И.Сладкову) (38 слов)
Слова для справок: прожорливы, семена.
Примечание. Сообщается о постановке тире запятой в предложениях, отмеченных звёздочкам, а также о написании заглавной буквы в слове «Земля» (название планеты)
ГРАММАТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ
Вариант №1
1. Выдели основы во 2-м и 4-м предложениях.
2. Покажи, от каких слов образованы слова лесной, морской:
лесной …
морской …
Вариант №2
1. Найди в тексте и подчеркни волнистой линией сложное слово. Выдели в нём корни. Найди в тексте слова с этими же корнями, выдели их.
2. Определи, в каком числе стоят слова-названия предметов в 5-м предложении. Над словами укажи число. Выдели в них окончания.
Целью контрольной работы является выявление следующих знаний и умений учащихся :
Учащиеся должны знать/понимать:
- значимые части слова (корень, приставка, суффикс, окончание);
- типы предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске.
Уметь:
- определять в слове количество слогов, находить ударный и безударные слоги, соотносить количество и порядок расположения букв и звуков, давать характеристику отдельных согласных и гласных звуков;
- проверять сомнительные написания (безударные гласные в корне, парные по глухости-звонкости согласные, непроизносимые согласные); жи-ши, ча-ща, чу-щу в разных частях слова;
- выбирать буквы и или ы в позиции после ц в разных частях слова;
- писать словарные слова в соответствии с заложенным в программе минимумом;
- различать на письме приставки и предлоги;
- употреблять разделительные ь и ъ;
- выделять в слове окончания (дифференцируя материально выраженное и нулевое окончания) и основу; противопоставлять слова, имеющие окончания, словам без окончаний;
- выделять в слове корень, подбирая однокоренные слова;
- сравнивать слова, связанные отношениями производности,
- объяснять, какое из них от какого образовано, указывая способ словообразования (с помощью приставки, с помощью суффикса, сложением основ с соединительным гласным);
- мотивированно выполнять разбор слова по составу на основе словообразовательного анализа (вычленять окончание и основу, в составе основы находить корень, приставку, суффикс);
- обнаруживать регулярные исторические чередования («чередования, видимые на письме»);
- разграничивать разные слова и разные формы одного слова;
- определять начальную форму слов-названий предметов, названий признаков и названий действий;
- изменять слова-названия предметов по числам и команде вопросов; определять их род;
- изменять слова-названия признаков по числам, команде вопросов и родам;
- находить в составе предложения все словосочетания; в словосочетании находить главное слово и зависимое и ставить от первого ко второму вопрос;
- определять тип предложения по цели высказывания и эмоциональной окраске;
- находить в предложении основу (главные члены) и неглавные члены; задавать вопросы к разным членам предложения;
- находить в тексте обращения и выделять их пунктуационно;
- находить нужные словарные статьи в словарях различных типов и «читать» словарную статью, извлекая необходимую информацию;
- правильно употреблять приставки на- и о- в словах надеть, надевать, одеть, одевать;
- правильно произносить орфоэпически трудные слова из орфоэпического минимума, отобранного для изучения в этом классе (что, чтобы);
- правильно написать словарных слов.
Источник - Социальная сеть работников образования nsportal.ru
Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся
по русскому языку
Оценочную деятельность в школе первой ступени образования регулирует и регламентирует Письмо Минобразования России от 19. 11. 1998 № 1561/14-15 «Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе».
Контроль за уровнем достижений учащихся по русскому языку проводится в форме письменных работ: диктантов, грамматических заданий, контрольных списываний, изложений, тестовых заданий.
Диктант
Диктант служит средством проверки орфографических и пунктуационных умений и навыков.
Тексты диктантов подбираются средней трудности с расчетом на возможность их выполнения всеми детьми. Каждый текст включает достаточное количество изученных орфограмм (примерно 60% от общего числа всех слов диктанта). Слова на не изученные к данному моменту правила заранее выписываются на доске или проговариваются орфографически. Нецелесообразно включать в диктанты и слова, правописание которых находится на стадии изучения.
Тексты контрольных диктантов должны включать орфограммы, определенные «Минимумом начального общего образования», «Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта». Количество слов в текстах, предназначенных для контрольных диктантов:
Класс | I-е полугодие | II-е полугодие |
1 класс | - | 15-17 слов |
2 класс | 25-30 слов | 35-45 слов |
3 класс | 45-55 слов | 55-65 слов |
4 класс | 65-70 слов | 75-80 слов |
Оценка «5»
Нет ошибок и исправлений; работа написана аккуратно в соответствии с требованиями каллиграфии (в 3 классе возможно одно исправление графического характера).
Оценка «4»
Не более двух орфографических ошибок; работа выполнена чисто, но есть небольшие отклонения от каллиграфических норм.
Оценка «3»
допущено 3 – 5 ошибок, работа написана небрежно.
Оценка «2»
Допущено более 5 орфографических ошибок, работа написана неряшливо.
Оценка «1»
Отменяется оценка «1». Это связано с тем, что единица как отметка в начальной школе практически не используется и оценка «очень плохо» может быть приравнена к оценке «плохо».
Ошибкой в диктанте следует считать:
- нарушение правил орфографии при написании слов;
- пропуск и искажение букв в словах;
- замену слов;
- отсутствие знаков препинания в пределах программы данного класса;
- неправильное написание слов, которые не проверяются правилом (списки таких слов даны в программе каждого класса).
За ошибку не считаются:
- ошибки на те разделы орфографии и пунктуации, которые ни в данном классе, ни в предшествующих классах не изучались;
- единичный пропуск точки в конце предложения, если первое слово следующего предложения написано с заглавной буквы;
- единичный случай замены одного слова без искажения смысла.
За одну ошибку в диктанте считаются:
- два исправления;
- две пунктуационные ошибки;
- повторение ошибок в одном и том же слове, например, в слове «ножи» дважды написано в конце «ы». Если же подобная ошибка встречается в другом слове, она считается за ошибку.
Негрубыми ошибками считаются следующие:
- повторение одной и той же буквы в слове;
- недописанное слово;
- перенос слова, одна часть которого написана на одной строке, а вторая опущена;
- дважды записанное одно и то же слово в предложении.
Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки
Ошибки:
- нарушения правил написания слов, включая грубые случаи пропуска, перестановки, замены, вставки лишних букв в словах;
- неправильное написание слов, не регулируемых правилами, круг которых очерчен программой каждого класса (слова с непроверяемым написанием);
- отсутствие изученных знаков препинания в тексте;
- наличие ошибок на изученные правила орфографии.
Недочеты:
- отсутствие знаков препинания в конце предложений, если следующее предложение написано с большой буквы;
- отсутствие красной строки;
- неправильное написание одного слова (при наличии в работе нескольких таких слов) на одно и то же правило.
Грамматическое задание
Грамматическое задание есть средство проверки степени понимания учащимися изучаемых грамматических явлений, умения производить простейший языковой анализ слов и предложений.
Оценка «5»
Выполнено без ошибок.
Оценка «4»
Правильно выполнено не менее 3/4 заданий.
Оценка «3»
Правильно выполнено не менее 1/2 заданий.
Оценка «2»
Правильно выполнено менее 1/2 заданий.
Оценка «1»
Отменяется оценка «1». Это связано с тем, что единица как отметка в начальной школе практически не используется и оценка «очень плохо» может быть приравнена к оценке «плохо».
Словарный диктант
Примерное количество слов для словарных диктантов:
2 класс - 10-12 слов;
3 класс - 12-15 слов;
4 класс - 15-20 слов.
Оценка «5»
Выполнено без ошибок.
Оценка «4»
Допущена 1 ошибка.
Оценка «3»
Допущены 2-3 ошибки.
Оценка «2»
Допущено 4 и более ошибок.
Оценка «1»
Отменяется оценка «1». Это связано с тем, что единица как отметка в начальной школе практически не используется и оценка «очень плохо» может быть приравнена к оценке «плохо».
Контрольное списывание
Контрольное списывание - способ проверки усвоенных орфографических и пунктуационных правил, сформированности умений и навыков. Здесь также проверяется умение списывать с печатного текста, обнаруживать орфограммы, находить границы предложения, устанавливать части текста, выписывать ту или иную часть текста.
Для контрольных списываний предлагаются тексты с пропущенными знаками препинания. Количество слов в текстах списываний и диктантов одинаково.
Оценка «5»
Выполнено без ошибок.
Оценка «4»
Допущены 1-2 исправления или 1ошибка.
Оценка «3»
Допущены 2-3 ошибки.
Оценка «2»
Допущено 4 и более ошибок.
Оценка «1»
Отменяется оценка «1». Это связано с тем, что единица как отметка в начальной школе практически не используется и оценка «очень плохо» может быть приравнена к оценке «плохо».
Изложение
Изложение (обучающее) проверяет, как идет формирование навыка письменной речи; умения понимать и передавать основное содержание текста без пропусков существенных моментов; умения организовать письменный пересказ, соблюдая правила родного языка.
Для изложений предлагаются тексты повествовательного характера с четкой сюжетной линией. Количество слов в текстах на 15-20 больше, чем в диктанте.
При оценке изложения необходимо обратить внимание на полноту передачи основного содержания текста, на наличие пропусков существенных моментов в тексте, на искажения при передаче авторского замысла, на отсутствие главной части повествования.
Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки
Ошибки:
- существенные отступления от авторского текста при написании изложения, искажающие смысл произведения;
- отсутствие главной части изложения, пропуск важных событий, отраженных в авторском тексте;
- употребление слов в не свойственном им значении (в изложении).
Недочеты:
- отсутствие красной строки;
- незначительные нарушения логики событий авторского текста при написании изложения.
Рекомендуется оценивать изложение одной отметкой - только за содержание. Грамотность проверяется, но не оценивается, так как на начальном этапе формирования навыка связной письменной речи очень важно, чтобы дети сосредоточили все свое внимание на передаче содержания текста и его речевом оформлении.
Оценка «5»
Правильно и последовательно (без пропусков существенных моментов) воспроизведено содержание авторского текста; нет фактических ошибок; правильно построены предложения и употреблены слова (допускается не более одной речевой неточности).
Оценка «4»
Содержание передано правильно и достаточно точно; в построении предложений и употреблении слов нет существенных недостатков; имеются отдельные фактические и речевые неточности (допускается не более трех речевых недочетов в содержании и построении текста).
Оценка «3»
Допущено существенное отклонение от авторского текста; допущены нарушения в последовательности изложения мыслей; есть недочеты в построении предложений и употреблении слов (допускается не более пяти речевых недочетов в содержании и построении текста).
Оценка «2»
Допущено существенное искажение авторского текста (упущены важные события, отсутствует главная часть); много фактических неточностей; нарушена последовательность изложения мыслей; имеет место употребление слов в не свойственном им значении; допущено более шести речевых недочетов и ошибок в содержании и построении текста.
Оценка «1»
Отменяется оценка «1». Это связано с тем, что единица как отметка в начальной школе практически не используется и оценка «очень плохо» может быть приравнена к оценке «плохо».
Сочинение
Оценка «5»
Логически последовательно раскрыта тема, правильно построены предложения и употреблены слова (допускается не более одной речевой неточности), нет фактических ошибок.
Оценка «4»
Последовательно раскрыта тема, но имеются незначительные нарушения последовательности изложения мыслей; в построении предложений и употреблении слов нет существенных недостатков, имеются отдельные фактические и речевые неточности (допускается не более трех речевых недочетов в содержании и построении текста).
Оценка «3»
Имеются существенные отступления от темы, есть недочеты в построении предложений и употреблении слов (допускается не более пяти речевых недочетов в содержании и построении текста).
Оценки «2» и «1»
Создание небольшого текста (сочинения) не включается в Требования к уровню подготовки оканчивающих начальную школу, поэтому отрицательные отметка за сочинение не выставляется.
Оценка устных ответов
Устный опрос является одним из основных способов учета знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку. При оценке ответа ученика надо руководствоваться следящими критериями:
- полнота и правильность ответа;
- степень осознанности, понимания изученного;
- речевое оформление ответа.
Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на определенную тему, показывать его умение применять определения, правила к конкретным случаям.
Оценка «5»
- обстоятельно, с достаточной полнотой излагает текущий материал, дает правильные определения языковых понятий;
- обнаруживает полное понимание материала, может обосновать свои суждения, применять знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные;
- излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.
Оценка «4»
Ответ, удовлетворяет тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускаются единичные ошибки, которые ученик сам же исправляет после замечаний учителя, и единичные погрешности в последовательности и языке изложения.
Оценка «3»
Ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но:
- излагает материал недостаточно полно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил;
- не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры;
- излагает материал недостаточно последовательно и допускает ошибки в языковом оформлении изложения.
Оценка «2»
Ученик: обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изученного материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка "2" отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.
Оценка «1»
Отменяется оценка «1». Это связано с тем, что единица как отметка в начальной школе практически не используется и оценка «очень плохо» может быть приравнена к оценке «плохо».
Положительная оценка ("5", "4", "3") может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, то есть за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая програма по русскому языку в 10классе
Рабочая программа написана с учётом требований к изучению русского языка в выпускных классах и подготовки к ЕГЭ...
рабочая программа по русскому 10 класс
Тематическое планирование русский язык 10 класс...
Рабочая програма по русскому языку по УМК Львовой С. И.
Рабочая программа по русскому я...
Рабочая програма Музыка 1-4 класс (ФГОС)
Общая характеристика учебного предметаМузыка в начальной школе является одним из основных предметов, обеспечивающих освоение искусства как духовного наследия, нравственного эталона образа жизни всего ...
Рабочая програма Музыка 5-7 класс (ФГОС)
Рабочая программа по музыке для 5-7 классов составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Примерной основной образоват...
Рабочая програма по биологии 5 класс ФГОС
Рабочая программа разработана в соответствии с Основной образовательной программой основного общего образования МБОУ «Абрахмановская СОШ».Данная программа рассчитана на 1 год &ndash...
Рабочая програма по биологии 6 класс ФГОС
Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования по биологии , базисного у...