Рабочая програма по русскому языку по УМК Львовой С. И.
рабочая программа (8 класс) по теме
Рабочая программа по русскому языку в 8 классе разработана на основе Государственного Федерального компонента государственного стандартного образования, утвержденного Приказом Минобразования и науки России №1089 от 5 марта 2004 года «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного и среднего (полного) общего образования» и авторской программы общеобразовательных учреждений по русскому языку для 8 классов, допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации ( авторы: С.И.Львова, В.В.Львов, 2-е издание, М. , Мнемозина, 2009 год:) и обеспечивает реализацию обязательного минимума образования.
Учебник: С. И. Львова, В. В. Львов. Русский язык. 8 класс. В 2 ч.- М.: Мнемозина, 2009
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rab._progr_.rus_yaz_8_kl._lvova.docx | 64.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №4»
города Железногорска Курской области
«Рассмотрена» «Принята» «Утверждена»
Заседание МО Педагогический совет Приказ от «31» августа
учителей русского языка протокол №1 № 1-203
и литературы «30» августа 2012 г. Директор МОУ «СОШ № 4»
протокол №1
от «28» августа 2012 г. ________/С. А. Тубольцев/
Рабочая программа
по русскому языку
для 8 класса
общеобразовательных учреждений
Составила учитель русского языка и литературы,
высшей категории,
Коротченкова Татьяна Николаевна
г. Железногорск
2012
Пояснительная записка.
Рабочая программа по русскому языку в 8 классе разработана на основе Государственного Федерального компонента государственного стандартного образования, утвержденного Приказом Минобразования и науки России №1089 от 5 марта 2004 года «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного и среднего (полного) общего образования» и авторской программы общеобразовательных учреждений по русскому языку для 8 классов, допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации ( авторы: С.И.Львова, В.В.Львов, 2-е издание, М. , Мнемозина, 2009 год:) и обеспечивает реализацию обязательного минимума образования.
Учебник: С. И. Львова, В. В. Львов. Русский язык. 8 класс. В 2 ч.- М.: Мнемозина, 2009
Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы
- Закон РФ «Об образовании»;
- Приказ Министерства образования РФ от 9 марта 2004 года № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»,
- Приказ Министерства образования РФ от 5 марта 2004 года №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»,
- Приказ Министерства образования РФ от 30 августа 2010 года №889 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 года №1312»,
- Приказ комитета образования и науки Курской области от 23 марта 2007 года № 1-421 «Об утверждении регионального базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений Курской области, реализующих программы общего образования»,
- Приказ комитета образования и науки Курской области от 28 февраля 2011 года № 1-106 «О внесении изменений в региональный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Курской области, реализующих программы общего образования, утвержденный приказом комитета образования и науки Курской области от 23.03.2007 № 1-421»
- Приказ комитета образования и науки Курской области от 22 августа 2011 года № 1-927 «О внесении изменений в региональный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Курской области, реализующих программы общего образования, утвержденный приказом комитета образования и науки Курской области от 23.03.2007 № 1-421 «Об утверждении регионального базисного учебного плана для общеобразовательных
учреждений Курской области, реализующих программы общего образования»
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 года №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательном учреждениях».
- Федеральный компонент государственного стандарта основного ( общего) образования по русскому языку
- Примерная программа по русскому языку федерального базисного учебного плана
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.
Объем программы
Настоящая программа составлена на 102 часа (3 часа в неделю) в соответствии с учебным планом школы, рассчитана на 1 год обучения и является программой базового уровня обучения.
Цели и задачи изучения предмета
Преподавание русского языка в 8-м классе направлено на достижение следующих целей:
-освоение знаний об устройстве и функционировании родного языка, норм современного русского литературного языка;
-интенсивное развитие речемыслительных, интеллектуальных, творческих способностей, а также духовно-нравственных и эстетических качеств личности школьника;
- обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся, развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
- формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения, умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
- воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как к явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку.
Задачи:
- развитие и совершенствование способности обучающихся к речевому взаимодействию и социальной адаптации;
- на базовом уровне предусматривается углубление и расширение знаний о языковой норме и ее разновидностях, нормах речевого поведения в различных сферах общения, совершенствование умений моделировать свое речевое поведение в соответствии с условиями и задачами общения;
- развитие и совершенствование коммуникативной, языковой, лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенции.
Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе деятельностно-системного подхода, максимально приближено к потребностям выпускника, отражает жизненные ориентиры старшеклассников и связано с формированием общей культуры, с задачами социализации личности.
Программа составлена с учетом принципа преемственности между основными ступенями обучения: начальной, основной и полной средней школой.
Программа предполагает синтез процесса совершенствования речевой деятельности учащихся и формирования системы лингвистических знаний и ведущих умений и навыков, на основе чего происходит развитие врожденного языкового чутья и речемыслительных способностей школьников.
Яркой особенностью курса является его нацеленность на успешное овладение основными видами речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи: способностью осознанно воспринимать и понимать звучащую речь (умение слушать) и печатное слово (умение читать); грамотно, точно, логически стройно, выразительно передавать в устной и письменной форме собственные мысли, учитывая условия общения (умения говорить и писать). Центральной единицей обучения становится текст как речевое произведение. Он является объектом анализа и результатом речевой деятельности не только на традиционно выделяемых уроках связной речи, к проведению которых привык учитель, но и на каждом уроке, какой бы теме он ни был посвящен. В этом смысле каждый урок русского языка является уроком развития речи, поскольку происходит взаимосвязанное изучение языка и речи на фоне непрерывной работы над навыками чтения-понимания текстов разных стилей (в частности, лингвистических текстов), аудирования, письма и говорения на разнообразные темы. При этом совершенствуются информационно-коммуникативные навыки, обеспечивающие целенаправленный поиск информации в источниках различного типа, развиваются умения осмысленно выбирать вид чтения в зависимости от коммуникативных задач, развернуто обосновывать свою позицию, приводить систему аргументов; оценивать и редактировать текст.
Кроме перечисленных знаний о языке и речи, программа включает перечень орфографических, пунктуационных и речевых умений и навыков, которыми должны овладеть обучающиеся 8 класса, чтобы успешно готовиться к ГИА.
Отличительная особенность данного курса — внимание к вопросам истории русского языка, целенаправленное обращение к этимологии, которая раскрывает перед учащимися многие тайны родной речи, знакомит с историко-культурными традициями русского народа, отраженными в слове. Такую работу помогает организовать учебный этимологический словарь.
Необходимо также отметить, что программа реализует культуроведческий аспекте обучении родному языку, что проявляется в достаточно широком использовании сведений по истории языка и русистики, информации о русских ученых-лингвистах, материалов по этимологии. Предполагается также выявление единиц языка с национально-культурным компонентом значения в произведениях устного народного творчества и художественных текстах, объяснение их значения с помощью разнообразных лингвистических словарей. Таким образом формируется представление о родном языке как национальном достоянии русского народа, как форме выражения национальной культуры.
.
В целом курс русского языка направлен на всестороннее развитие личности средствами предмета: развитие мышления и речи учащихся, их эмоционально-волевой сферы, логического мышления; формирование представления о роли языка в жизни людей и богатстве русского языка; формирование потребности в речевом самосовершенствовании; целенаправленное развитие языковой, коммуникативной компетенций, необходимых для успешной учебной и трудовой деятельности. Программа содержит все темы, включенные в федеральный компонент содержания образования.
Планирование уроков предусматривает прочное усвоение материала, для чего значительное место в нем отводится повторению и увеличению количества часов на закрепление сведений по фонетике, лексикологии, орфографии, словообразованию, морфемике, морфологии.
Основные виды устных и письменных работ на уроках русского языка в 8 классе
Устно: устное высказывание на лингвистическую тему, текстоведческий анализ текста, работа с различными словарями, работа по составлению таблиц
Письменно: свободный диктант, объяснительный диктант, предупредительный диктант, творческий диктант, словарный диктант, диктант «Проверяю себя», выборочно-распределительный диктант, графический диктант, работа с тестами и перфокартами, подробное и сжатое изложение, работа с деформированным текстом, комплексный анализ текста, орфографический минимум, сочинения по картине, мини-сочинения на лингвистические темы.
С целью совершенствования учебного процесса планируются
- активные формы проведения занятий: собеседования, практикумы, консультации;
- формы контроля: проверочная работа, самостоятельная работа, контрольное тестирование, промежуточное тестирование, изложение, сочинение.
Требования к уровню подготовки обучающихся.
Речевая деятельность.
Аудирование. Владеть разными видами аудирования (ознакомительным, детальным, выборочным) и пользоваться ими в зависимости от коммуникативной цели (в том числе и при написании изложения), дифференцировать главную и второстепенную, известную и неизвестную информацию прослушанного текста; выделять иллюстрирующую и аргументирующую информацию в аудиотексте; фиксировать информацию прослушанного текста в виде тезисного плана, полного или сжатого пересказа; определять принадлежность аудируемого текста к типу речи и функциональной разновидности языка; комментировать позицию автора аудиотекста; рецензировать устный ответ учащегося; задавать вопросы по прослушанному тексту; отвечать на вопросы по содержанию текста; слушать информационные теле- и радиопередачи с установкой на определение темы и основной мысли сообщения.
Чтение. Прогнозировать содержание лингвистического текста в учебнике исходя из анализа названия параграфа (темы), содержания эпиграфа и на основе знакомства с иллюстративным материалом текста — схемами, таблицами, языковыми примерами; выделять иллюстрирующую и аргументирующую информацию в прочитанном тексте; составлять схемы, таблицы на основе текста; используя просмотровое чтение, ориентироваться в содержании статьи по ключевым словам, а в содержании книги, журнала, газеты — по оглавлению и заголовкам статей; владеть разными видами чтения и пользоваться ими в зависимости от коммуникативной цели (в том числе и при анализе текста, написании сочинения, подготовке материалов для успешного выступления); комментировать позицию автора прочитанного текста; читать и пересказывать небольшие по объему тексты о выдающихся отечественных лингвистах; пользоваться справочным аппаратом книги; находить нужную книгу в библиотеке, использовать при самостоятельной работе возможности Интернета.
Говорение. Пересказывая текст, отражать свое понимание проблематики и позиции автора исходного текста; выражать свое согласие или несогласие с содержанием прочитанного (прослушанного) текста; вести репортаж о школьной жизни; строить небольшое по объему устное высказывание на основе схем, таблиц и других наглядных материалов; создавать связное высказывание на лингвистическую тему в форме текста-рассуждения, текста-доказательства, текста-описания; составлять инструкции по применению того или иного правила; принимать участие в диалогах различных видов; адекватно реагировать на обращенную устную речь, правильно вступать в речевое общение, поддержать или закончить разговор и т. п.
Письмо. Письменно пересказывать фрагмент прослушанного текста; излагать прочитанные публицистические и художественные тексты, сохраняя структуру и языковые особенности исходного текста; создавать портретный очерк (рассказ об интересном человеке), проблемную статью («Компьютер — "за" и "против"»), репортаж о событии (открытии памятника истории или культуры родного края); писать заметки, рекламные аннотации; уместно использовать характерные для публицистики средства языка (выразительная лексика, экспрессивный синтаксис: именительный темы, расчлененные предложения (парцелляция), риторические вопросы и восклицания, вопросно-ответная форма изложения, ряды однородных членов, многосоюзие и т. п.); составлять деловые бумаги (заявление, доверенность, расписку, автобиографию).
Текстоведение. Различать функциональные разновидности языка и устанавливать принадлежность текста к одной из них (разговорная речь, язык художественной литературы, стили речи: научный, публицистический, официально-деловой); анализировать языковые средства, характерные для стиля речи, к которому принадлежит текст; находить в журналах, газетах проблемные статьи, репортажи, портретные очерки, определять их тему и основную мысль, оценивать заголовок; распознавать характерные для художественных и публицистических текстов языковые и речевые средства воздействия на читателя.
Фонетика и орфоэпия. Правильно произносить употребительные слова с учетом вариантов произношения; оценивать собственную и чужую речь с точки зрения соблюдения орфоэпических норм.
Морфемика и словообразование. Объяснять значение слова, его написание и грамматические признаки, опираясь на словообразовательный анализ и типичные морфемные модели слов; подбирать слова, иллюстрирующие разные способы словообразования; пользоваться разными видами морфемных и словообразовательных словарей.
Лексикология и фразеология. Разъяснять значение слов общественно-политической тематики, правильно их употреблять; пользоваться разными видами толковых словарей (словарь иностранных слов, словарь лингвистических терминов и т. п.); оценивать уместность употребления слов с учетом стиля, типа речи и речевой задачи высказывания; находить в художественном тексте изобразительно-выразительные приемы, основанные на лексических возможностях русского языка.
Морфология. Распознавать части речи и их формы; соблюдать морфологические нормы формообразования и употребления слов; пользоваться словарем грамматических трудностей; опираться на морфологический разбор слова при проведении орфографического, пунктуационного и синтаксического анализа.
Орфография. Применять орфографические правила, объяснять правописание труднопроверяемых орфограмм, опираясь на значение, морфемное строение и грамматическую характеристику слова.
Синтаксис и пунктуация. Опознавать, правильно строить и употреблять словосочетания разных видов; различать простые предложения разных видов; использовать односоставные предложения в речи с учетом их специфики и стилистических свойств; правильно и уместно употреблять предложения с вводными конструкциями и обособленными членами; правильно строить предложения с обособленными членами; проводить интонационный анализ простого предложения; выразительно читать простые предложения изученных конструкций; проводить синтаксический и интонационный анализ простого предложения; опираться на смысловой и интонационный анализ простого предложения при проведении синтаксического и пунктуационного разбора; использовать различные синтаксические конструкции как средство усиления выразительности речи. Владеть правильным способом действия при применении изученных правил пунктуации; устно объяснять пунктуацию предложений изученных конструкций, использовать на письме специальные графические обозначения, строить пунктуационные схемы предложений; самостоятельно подбирать примеры на пунктуационные правила.
Учебно-тематический план
Всего уроков – 102
В неделю - 3
Развитие речи – 15
Контрольный диктант – 5
Контрольное тестирование – 8
Контрольное изложение – 8
Контрольное сочинение - 3
Содержание | Кол-во часов |
Русский язык – национальный язык русского народа | 1 |
Повторение изученного в 5-7 классах | 8 |
Функциональные разновидности русского языка | 10 |
Синтаксис и пунктуация как разделы лингвистики | 1 |
Словосочетание как единица синтаксиса | 5 |
Предложение как единица синтаксиса | 18 |
Односоставные предложения | 10 |
Простое осложненное предложение | 41 |
Повторение и обобщение изученного | 4 |
Резервные уроки | 4 |
ИТОГО | 102 |
Календарно-тематический план
№ п/п | Дата | Наименование раздела, темы урока | Тип урока | Вид контроля, вид самостоятельной работы | Основные понятия / Домашнее задание | |
1 | Русский язык – национальный язык русского народа. | Урок усвоения новых знаний | устное высказывание: (упр.4) | Львова С.И. Русский язык. 8 класс. В 2-х ч. Ч.1: учеб. для общеобразоват. учр./ С.И.Львова, В.В.Львов. - М.: Мнемозина, 2009г. §1, упр.6 (сочинение-миниатюра) | ||
2 | Лексика активного и пассивного употребления. Лингвистические словари | Повторительно-обобщающий урок | Сочинение-миниатюра (упр.31) | §2, упр.35 | ||
3 | Правописание Н и НН в словах разных частей речи. | Повторительно-обобщающий урок | Работа с таблицей на стр.21 Сочинение-миниатюра (упр.48) | §3, упр.47 | ||
4 | Слитное и раздельное написание созвучных слов. | Повторительно-обобщающий урок | Сочинение-миниатюра (упр.60) Устное высказывание на лингвистическую тему (упр.66) Индивидуальная работа на карточках | §3, упр.62 | ||
5 | Подробное изложение по упр.№ 52 | Урок развития речи | Составление плана текста, орфографический разбор | §3, упр.64 | ||
6 | Слитное и раздельное написание НЕ и НИ со словами разных частей речи | Повторительно-обобщающий урок | Индивидуальная работа на карточках Объяснительный диктант | §3, упр.59 (сочинение-миниатюра) | ||
7 | Знаки препинания перед союзом И в простом и сложном предложении. | Повторительно-обобщающий урок | Сочинение-миниатюра (упр.70) Устное высказывание на лингвистическую тему (упр.72) | §3, упр.77 | ||
8 | Знаки препинания в простом осложненном предложении. | Повторительно-обобщающий урок | Работа с текстом Графический диктант | §3, упр.80 (сочинение-миниатюра) | ||
9 | Контрольный диктант по теме «Повторение изученного в 5-7 классах» | Урок контроля | Диктант | §3, упр.79 (устное высказывание) | ||
10 | Анализ диктанта. Понятие о функциональных разновидностях русского языка. Основные сферы общения | Повторительно-обобщающий урок | Устное высказывание: Работа с разбором предложения. | §4, упр.95 (сочинение-миниатюра) | ||
11 | Разговорная речь. Подготовка к написанию домашнего сочинения по картине Н.Н. Ватолиной «Вести с фронта» (упр.102) | Повторительно-обобщающий урок | Работа с теоретическим материалом учебника, анализ образцов разговорной речи, | §5, упр.102 (сочинение-миниатюра по картине Н.Н. Ватолиной «Вести с фронта») | ||
12 | Сжатое изложение по упр. № 107 | Урок развития речи | Составление плана текста, отбор важной информации, определение главной мысли текста | §5, упр.163 (1) | ||
13 | Официально-деловой стиль речи. | Урок изучения нового материала | Устное высказывание об официально-деловом стиле речи, составление текста объявления | §6, упр.124 (2, составить автобиографию) | ||
14 | Научный стиль речи. | Повторительно-обобщающий урок | сочинение-миниатюра (упр. 139) | §7, упр.163 (2) | ||
15 | Публицистический стиль речи. Статья и заметка. | Урок изучения нового материала | сочинение-миниатюра (упр. 149) | §8, упр.150(3) | ||
16 | Публицистический стиль речи. Репортаж. Репортаж-описание, репортаж-повествование | Урок изучения нового материала | Устное высказывание о публицистическом стиле речи по плану (упр.156) | §8, упр.154 (подготовиться к сочинению) | ||
17 | Классное сочинение по упр.154 (репортаж о посещении музея) | Урок развития речи | Составление плана, отбор ключевых слов, определение темы и основной мысли репортажа. | §8, упр.155 (сочинение-миниатюра) | ||
18 | Язык художественной литературы. | Повторительно-обобщающий урок | Лингвистический анализ отрывков из художественных произведений. | § 4-9 повторить, упр.159 (письмо по памяти) | ||
19 | Проверочная работа по теме «Функциональные разновидности русского языка» | Урок контроля | Комплексный анализ текста | стр.81 прочитать, ответить на вопросы, упр. 108,163 (подготовиться к словарному диктанту) | ||
20 | Синтаксис и пунктуация как разделы лингвистики. Виды синтаксической связи | Урок изучения нового материала | К. словарный диктант (орфографический минимум упр.108, 163). Сочинение-миниатюра (упр168) | стр.81, упр.167 | ||
21 | Словосочетание и его признаки. Виды словосочетаний | Урок изучения нового материала | Сочинение-миниатюра (упр. 174) | § 10, упр.179 | ||
22 | Типы подчинительной связи в словосочетании. Средства связи слов в словосочетании | Урок изучения нового материала | Работа с текстом Работа со словарем | § 10 повторить, упр.193 | ||
23 | Сжатое изложение по упр.210 | Урок развития речи | Составление плана текста, отбор ключевых слов, определение главной мысли, темы текста | .§ 10 повторить, упр.190 | ||
24 | Правильное употребление словосочетаний. | Урок закрепления изученного | Работа с учебным словарем сочетаемости слов | § 11 повторить, упр.204, подготовиться к тесту | ||
25 | Проверочная работа (тест) по теме «Словосочетание как единица синтаксиса» | Урок контроля | Решение тестовых заданий | § 10-11 повторить, упр.202 | ||
26 | Понятие о предложении. Основные признаки предложения | Урок изучения нового материала | Работа с теоретическим материалом учебника Работа с деформированным текстом | § 12 прочитать, упр.214 | ||
27 | Виды предложений. | Повторительно-обобщающий урок | Составление вопросов к анкете Работа с текстом | § 13 прочитать, упр.228 | ||
28 | Утвердительные и отрицательные предложения. Полные и неполные предложения | Урок изучения нового материала | Сочинение-миниатюра (упр248) | § 13 прочитать, упр. 245, упр.268 (1) | ||
29 | Интонация предложения | Комбинированный урок | Сочинение-миниатюра (упр.265):. Работа с картиной В.Е.Маковского «Первый фрак» Работа над выразительным чтением текста | § 14 прочитать, упр.268 (2) | ||
30 | Структура предложения. Грамматическая основа предложения. | Повторительно-обобщающий урок | Сочинение-миниатюра (упр.274) | § 15 прочитать, упр.277 | ||
31 | Подлежащее и способы его выражения | Комбинированный урок | Работа с теоретическим материалом учебника | § 16 прочитать, упр.280 (сочинение-миниатюра по картине И.И.Шишкина «На севере диком») | ||
32 | Виды сказуемого и способы его выражения. Глагольное сказуемое (простое и составное) | Урок изучения нового материала | Составление таблицы «Виды сказуемого» | § 17 прочитать, упр.286 | ||
33 | Виды сказуемого и способы его выражения. Проверочная работа по теме «Грамматическая основа предложения». | Урок закрепления изученного | Диктант «Проверяю себя!» с грамматическим заданием | § 17 повторить, упр.292 | ||
34 | Тире между подлежащим и сказуемым | Урок изучения нового материала | Составление таблицы-алгоритма | § 18 повторить, упр.306 | ||
35 | Тире между подлежащим и сказуемым | Урок закрепления изученного | Анализ текста (упр.311) | § 18 повторить, упр.313 | ||
36 | Тире между подлежащим и сказуемым. Связь подлежащего и сказуемого в предложении. | Урок закрепления изученного | Проверочная работа (тест) Работа с тестовыми заданиями | § 19 прочитать, упр.316 | ||
37 | Второстепенные члены предложения. Определение как второстепенный член предложения. | Урок изучения нового материала | Работа с текстами художественных произведений | § 20, 21 прочитать, упр.331 | ||
38 | Классное сочинение. Описание памятника (упр.332) | Урок развития речи | Работа с фотографиями памятников, отбор языкового материала, работа с текстами-описаниями памятников | § 20,21 повторить, упр.332 | ||
39 | Дополнение как второстепенный член предложения. | Урок изучения нового материала | Сочинение-миниатюра (упр. 340) | § 22 прочитать, упр.334 | ||
40 | Обстоятельство как второстепенный член предложения. Виды обстоятельств | Урок изучения нового материала | Сочинение-миниатюра (упр. 344) | § 23 прочитать, упр.345, упр.268, 355 подготовиться к словарному диктанту | ||
41 | Инфинитив в роли разных членов предложения. | Повторительно-обобщающий урок | К. словарный диктант (по упр.268, 355). Подготовка к домашнему сочинению по упр.350 | § 20-23повторить, упр.350, написать сочинение | ||
42 | Употребление второстепенных членов предложения | Повторительно-обобщающий урок | Работа с тестами ЕГЭ | § 24 прочитать, упр.354 | ||
45 | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Предложение как единица синтаксиса» | Урок контроля | Диктант с грамматическим заданием | § 20-24 повторить, упр.348 | ||
44 | Понятие об односоставном предложении. Виды односоставных предложений | Урок изучения нового материала | Составление таблицы «Виды односоставных предложений» (стр.178) | § 25 прочитать, упр.357 | ||
45 | Назывное предложение | Урок изучения нового материала | ||||
46 | Определенно-личное предложение | Урок изучения нового материала | Лингвистическое исследование Сочинение-миниатюра по картине И.И.Левитана «Вечерний звон» (упр.363) | § 26 прочитать, упр.367 | ||
47 | Определенно-личное предложение | Урок закрепления изученного | Лингвистическое исследование Изложение-миниатюра (упр.370) на лингвистическую тему | § 27 прочитать, упр.373 (сочинение-миниатюра) | ||
48 | Неопределенно-личное предложение | Урок изучения нового материала | Лингвистическое исследование Сочинение-миниатюра (упр.383) Работа с текстом | § 28 прочитать, упр.382(3) | ||
49 | Обобщенно-личное предложение | Урок изучения нового материала | Лингвистическое исследование Сочинение-миниатюра (упр.388) | § 29 прочитать, упр.390 (сочинение-миниатюра) | ||
50 | Безличное предложение | Урок изучения нового материала | Сочинение-миниатюра (упр.397) | § 30 прочитать, упр.399 | ||
51 | Безличное предложение | Урок закрепления изученного | Письмо по памяти (упр.399) Изложение-миниатюра (упр.393) | . § 30 прочитать, упр.410 | ||
52 | Подробное изложение (по упр.411) | Урок развития речи | Составление плана текста, отбор ключевых слов, определение главной мысли, темы текста | § 25-30 прочитать, упр.412 (подготовиться к словарному диктанту) | ||
53 | Повторение и обобщение изученного по теме «Односоставные предложения» | Повторительно-обобщающий урок | К. словарный диктант (по упр.412). Работа с индивидуальными карточками | § 25-30 повторить, упр.409 | ||
54 | Проверочная работа по теме «Односоставные предложения» | Урок контроля | Объяснительный диктант | стр.207, рассмотреть таблицу | ||
55 | Простое осложненное предложение и его признаки. | |||||
56 | Экспрессивные возможности синтаксических конструкций с однородными членами (на материале рассказа Л.Н. Толстого «После бала»). | Повторительно-обобщающий урок | Устное высказывание на лингвистическую тему | § 31 прочитать, упр.424 | ||
57 | Способы связи однородных членов предложения | Комбинированный урок | Устное высказывание на лингвистическую тему Объяснительный диктант | § 32 прочитать, упр.431 | ||
58 | Парное соединение однородных членов предложения. Использование двойных союзов | Комбинированный урок | Предупредительный диктант Графический диктант Работа с индивидуальными карточками | § 32 прочитать, упр.441 (2) написать домашнее сочинение по картине И.И.Шишкина «Сосны, освещенные солнцем» | ||
59 | Однородные и неоднородные определения | Урок изучения нового материала | Работа с текстом Объяснительный диктант | § 33 прочитать, упр.446 | ||
60 | Знаки препинания в предложении с однородными и неоднородными определениями | Урок закрепления изученного | Предупредительный диктант Работа с тестами, карточками | § 33 прочитать, упр.449 | ||
61 | Классное сочинение по картине К.Ф.Юона «Весенний солнечный день» | Урок развития речи | Составление плана сочинения, отбор ключевых слов, работа со словарем эпитетов | § 33 прочитать, упр.450 (дописать сочинение) | ||
62 | Обобщающие слова при однородных членах предложения | Урок изучения нового материала | Составление схем, таблицы Творческий диктант | § 34 прочитать, упр.457 | ||
63 | Знаки препинания в предложении с обобщающими словами при однородных членах предложения | Урок закрепления изученного | § 34 прочитать, упр.464 (сочинение-миниатюра) | |||
64 | Повторение и обобщение изученного по теме «Предложения с однородными членами предложения» | Повторительно-обобщающий урок | § 34 прочитать, упр.472 (орфографический минимум) | |||
65 | Сжатое изложение (упр.469) | Урок развития речи | Составление плана текста, определение главной мысли, темы текста | § 31-35 повторить подготовиться к контрольному диктанту. | ||
66 | Контрольный диктант по теме «Предложения с однородными членами предложения» | Урок контроля | Контрольный диктант с грамматическим заданием | § 31-35 повторить, упр.464 (сочинение-миниатюра) | ||
67 | Анализ контрольного диктанта. Понятие об обособленных членах предложения | Урок коррекции знаний | Объяснительный диктант | § 36 прочитать, упр.475 | ||
68 | Подробное изложение (по упр.478) | Урок развития речи | Составление плана текста, отбор ключевых слов, определение главной мысли, темы текста | § 36 прочитать, упр.477 | ||
69 | Обособление согласованных определений и приложений | Урок изучения нового материала | Объяснительный диктант Сочинение-миниатюра (упр.482) | § 37 прочитать, упр.482 (3) | ||
70 | Предложения с обособленными определениями и приложениями. | Урок закрепления изученного | Предупредительный диктант Работа с индивидуальными карточками | § 37 прочитать, упр.485 | ||
71 | Причастный оборот как разновидность распространенного согласованного определения | Урок закрепления изученного | Диктант «Проверяю себя!» Работа с индивидуальными карточками | § 37 прочитать, упр.499 | ||
72 | Проверочная работа (тест) по теме «Обособление определений и приложений» | Урок закрепления изученного | Работа с индивидуальными карточками Творческий диктант | § 37 прочитать, упр.501 | ||
73 | Сжатое изложение (упр.503) | Урок развития речи | Составление плана текста, отбор ключевых слов, определение главной мысли, темы текста | § 37 прочитать, упр.502 | ||
74 | Повторение и обобщение изученного по теме «Обособление определений и приложений» | Повторительно-обобщающий урок | Тестовые задания | . § 37 прочитать, упр.504 (устное высказывание на лингвистическую тему) | ||
75 | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Обособление определений и приложений» | Урок контроля | Контрольный диктант с грамматическим заданием | § 37 повторить, упр.505 | ||
76 | Анализ контрольного диктанта. Обособление обстоятельств | Урок коррекции знаний Урок изучения нового материала | Работа над ошибками Работа с теоретическим материалом учебника | § 38 прочитать, упр.508 | ||
77 | Предложения с обособленными обстоятельствами | Урок закрепления изученного | Устное высказывание (упр.510) Предупредительный диктант | § 38 прочитать, упр.515 | ||
78 | Резервный урок | |||||
79 | Обособление обстоятельств | Урок закрепления изученного | Графический диктант | § 38 прочитать, упр.521 (устное высказывание на лингвистическую тему) | ||
80 | Обособление дополнений. Подготовка к написанию домашнего сочинения (упр.525) | Урок изучения нового материала | Работа с текстом Объяснительный диктант | § 39 прочитать, упр.525, домашнее сочинение | ||
81 | Сравнение как одно из средств выразительности языка. | Урок изучения нового материала | Работа с теоретическим материалом учебника Объяснительный диктант | § 40 прочитать, упр.533 | ||
82 | Обособление сравнительных оборотов. | Урок закрепления изученного | Творческий диктант Сочинение-миниатюра (упр.536) | § 40 прочитать, упр.540 (сочинение-миниатюра) | ||
83 | Проверочная работа (тест) по теме «Обособление дополнений и обстоятельств» | Урок закрепления изученного | Устное высказывание на лингвистическую тему (упр.539) Решение тестовых заданий | § 40 прочитать, упр.537 | ||
84 | Уточняющие и присоединительные члены предложения. | Урок изучения нового материала | Работа с теоретическим материалом учебника Составление таблицы | § 41 прочитать, упр.543 | ||
85 | Знаки препинания в предложении с уточняющими и присоединительными членами предложения | Урок закрепления изученного | Предупредительный диктант Индивидуальная работа на карточках | § 41 прочитать, упр.545 | ||
86 | Основные синтаксические нормы построения предложений с обособленными членами. | Урок закрепления изученного | Анализ текста (упр.555) Сочинение-миниатюра (упр. 556) Устное высказывание на лингвистическую тему (упр. 557) | § 37-42 повторить, упр.558 (орфографический минимум) | ||
87 | Контрольный диктант по теме «Обособленные члены предложения» | Урок контроля | Диктант с грамматическим заданием | § 37-42 прочитать, упр.558 повторить слова | ||
88 | Предложения с вводными конструкциями. Группы вводных слов и выражений по значению | Урок изучения нового материала | К. словарный диктант (по упр.558). Творческая работа | § 43 прочитать, упр.566 | ||
89 | Вводные предложения; их структурные особенности | Урок закрепления изученного | Сочинение-миниатюра (упр.562) | § 43 прочитать, упр.570 | ||
90 | Предложения с вводными словами | Урок закрепления изученного | Устное высказывание на лингвистическую тему (упр.569) Предупредительный диктант | § 43 прочитать, упр.568 | ||
91 | Подробное изложение (упр.567) | Урок развития речи | Составление плана текста, определение темы и основной мысли текста, | § 43прочитать, упр.573 | ||
92 | Предложения с вставными конструкциями | Урок закрепления изученного | Устное высказывание на лингвистическую тему (упр.576) Сочинение-миниатюра (упр.579) Индивидуальная работа на карточках | § 43 прочитать, упр.581 | ||
93 | Обращение (распространенное и нераспространенное) и способы его выражения | Урок изучения нового материала | Работа с теоретическим материалом учебника Составление таблицы | § 44 прочитать, упр.584 | ||
94 | Предложения с обращением. Особенности звательной интонации. | Урок закрепления изученного | Устное высказывание (упр.601) Индивидуальная работа на карточках | § 44 прочитать, упр.599 | ||
95 | Предложения с междометиями и словами да, нет. | Урок изучения нового материала | Объяснительный диктант | § 45 прочитать, упр.604 | ||
96 | Знаки препинания в предложении с междометиями и словами да, нет. | Повторительно-обобщающий урок | Предупредительный диктант Индивидуальная работа на карточках | § 45 прочитать, упр.607 | ||
97 | Проверочная работа по теме «Предложения с вводными конструкциями, обращениями и междометиями» | Урок контроля | Диктант «Проверяю себя!» | § 45 прочитать, упр.610, повторить § 10-14, 25-30 | ||
98 | Повторение. Словосочетание. Предложение. Виды односоставных предложений | Повторительно-обобщающий урок | Объяснительный диктант Решение тестовых заданий | повторить § 31-35 | ||
99 | Повторение. Простое осложненное предложение. Предложения с однородными членами | Повторительно-обобщающий урок | Графический диктант Индивидуальная работа на карточках | повторить § 36-45 | ||
100 | Повторение. Простое осложненное предложение. Обособленные члены предложения | Повторительно-обобщающий урок | Решение тестовых заданий Предупредительный диктант | повторить § 4-9 | ||
101 | Повторение. Функциональные разновидности русского языка | Повторительно-обобщающий урок | Комплексный анализ текста | повторить § 15-24 | ||
102 | Резервный урок |
Контроль уровня обученности
Контрольный диктант по теме «Повторение изученного в 5-7 классах»
Утром участники похода снова отправляются в путь, рассчитывая сегодня подняться на вершину горы. Она невысокая.
Едва приметная извилистая тропинка вьется по берегу неширокой горной речонки, берущей начало у ледника, а затем резко взбирается влево. Путешественники с трудом преодолевают крутой подъем. Тропинка огибает камни. Приходится преодолевать и эти препятствия. Мешают и заросли дикой малины, усеянные неспелыми ягодами.
Вот и вершина. Туристы располагаются на отдых. Отсюда открывается чудесная панорама. Слева от подножия горы расстилается долина, покрытая темно-зеленым лесом. Кое-где блестят на солнце зеркала озер. Их берега заросли густой растительностью.
Весь день туристы наслаждались красотой гор, загорали, распевали песни. Только к вечеру, боясь заблудиться в темноте, они вернулись на тропу, ведущую в лагерь.
(110 слов)
Грамматическое задание
I вариант
- Произведите синтаксический разбор первого предложения
- Выпишите 2 глагола с проверяемой безударной гласной в корне
- Разберите по составу:
расстилается
II вариант
- Произведите синтаксический разбор четвертого предложения третьего абзаца
- Выпишите 2 глагола с чередующейся гласной в корне
- Разберите по составу:
наслаждались
Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Предложение как единица синтаксиса»
Крокодил – искусный охотник. Часами он может неподвижно лежать в воде, высунув на поверхность лишь ноздри и выпуклые глаза. Стоит кому-то приблизиться к водопою, он мгновенно бросается на жертву.
Размеры жертвы крокодила не смущают. На суше он ее не приканчивает, а тащит в воду и топит. Рвать жертву хищник сразу не станет, а подождет, пока добыча «отмокнет».
Желудок крокодила – адский химический комбинат, переваривающий все: шерсть, рога, копыта. Даже железные крючья постепенно разъедаются в его желудке.
Суши крокодил не избегает. Излюбленное его занятие – греться на песчаном берегу водоема. При явной опасности он мчится в воду, изгибая тело, выбрасывая далеко вперед задние ноги. Здесь он хозяин.
(103 слова)
Грамматическое задание
I вариант
- Подчеркните грамматическую основу в первом предложении текста и во втором второго абзаца
- Подчеркните все члены предложения в первом предложении третьего абзаца
- Выпишите из текста одно слово, в котором букв больше, чем звуков
II вариант
- Подчеркните грамматическую основу во втором предложении последнего абзаца и в последнем предложении текста
- Подчеркните все члены предложения в предпоследнем предложении
3. Выпишите из текста одно слово, в котором звуков больше, чем букв
Контрольный диктант по теме «Предложения с однородными членами»
Март – первый весенний месяц. Издавна март отличался праздниками и обрядами. На Руси к празднику выпекали печенье в виде жаворонков, олицетворяющих приход весны. Строили неприступные снежные или ледяные крепости. Встречающие весну делились на две группы. Одна защищала крепость, другая ее штурмовала. Смех, шутки не смолкали ни на минуту в течение всего дня.
В России март не всегда бывает теплым. Иногда в начале месяца возвращаются морозы. И все же мало-помалу снег тает. Повсюду: по овражкам, по склонам холмов – блестят на солнце, сливаясь в небольшие ручейки. В лесных чащобах, на опушках рощ – везде слышатся шорохи. Это падает с веток снег, освобождая из снежного плена деревья.
(102 слова)
Грамматическое задание
I вариант
- Подчеркните грамматическую основу в первом предложении текста
- Разберите по членам предложения четвертое предложение второго абзаца
- Объясните графически постановку знаков препинания в третьем предложении текста
II вариант
- Подчеркните грамматическую основу в первом предложении второго абзаца текста
- Разберите по членам предложения предпоследнее предложение текста
- Объясните графически постановку знаков препинания в последнем предложении текста
Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Обособление определений и приложений»
История открытия планеты Нептун, безусловно, интересна.
Наблюдая за движением звезд, французский астроном Леверье обнаружил, что орбита Урана не совсем совпадает с теми расчетами, которые у него должны быть. По мнению ученого, она содержала незначительные, но несомненные отклонения, странные и загадочные. Как истинный ученый, Леверье нашел объяснение. По мысли ученого, планета, еще более далекая от солнца, заставляет Уран «вести себя» не по звездным законам.
По отклонениям в орбите ученый установил, где на небе надо искать виновника этого. Впоследствии ученые, использующие расчеты Леверье, с помощью телескопов нашли Нептун (так назвали эту планету) точно в указанном месте звездного неба. Так планета была поймана путем наблюдения в телескоп.
Грамматическое задание
I вариант
- Указать графически обособленные определения
- Обозначить вводные слова во втором абзаце текста
II вариант
- Выписать предложение с обособленным приложением
- Разобрать по членам предложения предпоследнее предложение текста
Контрольный диктант по теме «Обособленные члены предложения»
Наш проводник отказался идти дальше. Мы пытались его уговорить. Это, по всей вероятности, нам удалось бы, но один из путников решил над ним подшутить. Проводник рассердился, повернулся и быстро пошел по тропе обратно. Задерживать его теперь было, конечно, бесполезно. Обсудив положение, мы решили продолжать путь без проводника, но, к величайшей нашей досаде, совсем потеряли тропу и не могли ее найти. Мы попали в очень глубокие овраги с крутыми склонами. Один раз наш соратник чуть было не сорвался. К счастью, он вовремя ухватился за корни старой ели. Значит, необходимо держаться от берега на незначительном расстоянии. К несчастью, мы еще попали в бурелом. Сделав значительный крюк назад, мы благополучно из него выбрались. Посовещавшись, мы решили идти прямо к морю и продолжать путь.
(120 слов)
(По В. Арсеньеву)
Грамматическое задание
I вариант
- Разобрать по членам предложения третье предложение текста
- Подчеркнуть грамматическую основу в предложении с однородными членами
II вариант
- Разобрать по членам предложения пятое предложение текста
- Указать графически предложения с обособленными обстоятельствами
Ресурсное обеспечение программы
- Богданова Г.А. Тестовые задания по русскому языку: 8 класс: пособие для учащихся/ Г.А.Богданова. – М.: Просвещение, 2008. (Лингвистический тренажер)
- Богданова Г.А. Уроки русского языка в 8 классе: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1999.
- Единый государственный экзамен: Контрольно-измерительные материалы/ В.И.Капинос и др. – М., 2002-2010
- Львова С.И. Русский язык. 8 класс. В 2-х ч. Учебник для общеобразовательных учреждений/ С.И.Львова, В.В.Львов. - М.: Мнемозина, 2009г
- Львова С.И. Практикум по русскому языку: 8 класс: пособие для учащихся/ С.И.Львова. – М.: Просвещение, 2008 (Лингвистический тренажер)
- Львова С.И. Орфография. Этимология на службе орфографии. Пособие для учителя. – М., 2000
- .Львова С.И. Уроки словесности: 5-9 классы. – М., 1996
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая програма по русскому языку в 10классе
Рабочая программа написана с учётом требований к изучению русского языка в выпускных классах и подготовки к ЕГЭ...
Рабочая программа по русскому языку по УМК Львовой С. И.
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования 2004 года, Программы по русскому...
Рабочая программа по русскому языку, 9 класс. Львов, Львова.
В работе представлены пояснительная записка, календарно-тематическое планирование, виды контроля, нормы оценивания работ....
рабочая программа по русскому языку С. И. Львова 6 класс
Данная программа второго вида, так как количество часов по программе не совпадает с количеством часов по учебному плану....
рабочая программа по русскому языку 7 класс, Львовы
Вариант программы к учебнику Львовых, 7 класс, русский язык, 136 часов...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Львов (надомное обучение)
Рабочая программа составлена на основе авторской Львова для обучения на дому и ориентирована на 3 часа обучения в неделю...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Львов (надомное обучение)
Рабочая программа составлена на основе авторской Львова для обучения на дому и ориентирована на 3 часа обучения в неделю...