Урок-проект в 5 классе "Занимательная морфемика"
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме
Промежуточное обобщение знаний по морфемике; формирование умения определять и выделять морфемы; закрепление умения работать с лингвистическими словарям; развивать умения выделять главное в изучении материала, самостоятельно находить решение поставленной проблемы, сопоставлять изучаемые факты и делать выводы; а также развивать коммуникативные навыки, рефлексию и познавательный интерес; обучать детей сотрудничеству при работе в группе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok-proekt.docx | 50.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок-проект в 5 классе "Занимательная морфемика"
Цели: промежуточное обобщение знаний по морфемике; формирование умения определять и выделять морфемы; закрепление умения работать с лингвистическими словарям;
Задачи:
- развивать умения выделять главное в изучении материала, самостоятельно находить решение поставленной проблемы, сопоставлять изучаемые факты и делать выводы; а также развивать коммуникативные навыки, рефлексию и познавательный интерес;
- обучать детей сотрудничеству при работе в группе;
- воспитывать любовь к русскому языку.
Оборудование: лексические словари, карта ученика, карточки-задания, “основа” будущей стенной газеты.
Ход урока:
1. Подготовка учащихся к восприятию новой темы. Сообщение цели и задачи урока.
2. Групповая работа над проектом.
3. Рефлексивно-оценочный этап.
4. Подведение итогов.
5. Домашнее задание.
Ход урока
1. Подготовка учащихся к восприятию новой темы. Сообщение цели и задачи урока.
- Слова в русском языке удивительно многолики. И в каждом разделе изучается какое-то особое “лицо” слова.
- Сегодняшний урок мы посвятим теме “Занимательная морфемика”. Как вы понимаете слово “занимательная”?
- Что изучает морфемика?
- Итак, цель нашего урока – работа над мини – проектом «Занимательная морфемика». Этот проект поможет вам убедиться в том, как многогранен и интересен русский язык. Что нам предстоит сделать?
вспомнить теоретические сведения по данной проблеме;
проанализировать морфемный состав слов, привести примеры.
Для того чтобы создать проект, нужно сначала определить этапы работы над ним. Перед вами карта. Какие из пунктов плана можно заполнить сразу? (Ученики знакомятся с планом, заполняют пункты №1, 2, 3, 4) В какой форме вы представите данный проект?
Этапы работы | Результаты работы |
Первая часть проекта. 1. Участники проекта | Учащиеся 5 класса |
2. Основная задача проекта | Выяснить как морфемный состав слов, особенности русской морфемики, связь этимологической морфемики и орфографии. |
3.Информационная поддержка | Толковый, этимологический словари, словообразовательный словарь |
4. Объект исследования | |
5. Что уже известно по проблеме? | 1._____________________________________________________________________ 2._____________________________________________________________________ 3._______________________________________________________________________ 4._______________________________________________________________________ 5. |
6. Что узнали по проблеме? | 1.______________________________________________________________________ 2.______________________________________________________________________ 3._______________________________________________________________________ 4._____________________________________________________________________ 5. |
Вторая часть проекта. | Как можно улучшить проект? Домашнее задание: подобрать шуточные задания по проблеме (заполнятся на этапе “Домашнее задание”) |
Результат проекта | Стенная газета «Занимательная морфемика» (“основа” будущей газеты висит на доске) |
- Вы знаете, что над созданием газеты работает единая команда, внутри которой есть главный человек - это редактор и помощники – журналисты. Редактор распределяет работу между журналистами, проверяет и координирует их работу. Есть у нас и стажёры. (СТАЖЁР - лицо, поступившее на новую работу и проходящее испытательный срок, в течение которого оцениваются его способности, и приобретается опыт работы в своей специальности). Верстальщики – будут крепить материалы к заготовке газеты.
2. Групповая работа над проектом.
Учащиеся делятся на группы и самостоятельно выполняют задания. Ответы ученики записывают в таблицу (пункты №5, 6).
Задание 1
- Определите, о каких морфемах идёт речь? Объясните из роль в слове.
Ребусы.
- Приставка.
- Основа.
- Корень.
Загадки.
- Изменяемая часть,
С другим словом держит связь.
(Окончание)
- После корня он стоит,
Перед окончанием.
Его я если заменю,
Другое слово получу.
(суффикс)
- Эту часть газеты я вам дарю. А вот дальше только ваше усердие.
Слово делится на части,
Ах, какое это счастье!
Может каждый грамотей
Делать слово из частей.
Задание 2
Разбор слова по составу. Разгадайте шарады. А для этого надо быстро разобрать слова по составу.
1.Корень мой находится в “цене”,
В “очерке” найди приставку мне,
Суффикс мой в “тетрадке” все встречали,
Весь же – в дневнике я и в журнале.
2.Корень извлечь из “начинки” несложно,
Приставка в “сосуде” хранится надежно,
Суффикс в “гудении” ясно услышишь.
Вместе – на темы различные пишешь.
3.В “списке” вы мой обнаружите корень,
Суффикс – в “собрании” встретите вскоре,
В слове “рассказ” вы приставку найдете,
В целом – по мне на уроки пойдете.
- А теперь задание для журналистов: составьте подобные задания для своих газет. (по 2 слова)
1 группа.
1. Корень в слове преподносить, приставка в слове выписать, суффикс и окончание - в слове терпеливый .
( выносливый)
2 группа.
1. В слове такая же приставка, как в слове полёт,
корень такой же, как в слове дружба,
суффикс такой же, как в слове артистка.
(подружка)
Задание для стажёров, их проверит редактор: разбейте пословицу на морфемы, как в образце: Грамоте учиться – всегда пригодится. Мир освещает солнце, а человека – знание.
- В случае затруднения обратитесь к словообразовательному словарю.
Стажёры выполняют морфемный разбор за доской, а редактор и журналисты их проверяют. Потом верный результат оформляется к «гранки» для газеты.
Задание 3 А вы знаете, что…
- А вы знаете, что в нашем языке 120 приставок?
Проверка домашнего задания.
- Сколько слов у вас получилось образовать с помощью приставок от слова «ходить»? (21)
Составьте заметку в газету, которая будет начинаться такими словами. Заметка должна носить научный характер и должна быть посвящена морфемике.
Примерные ответы:
… самый маленький корень ш в слове «шли»
…. В слове «вынуть» нет корня. (Единственное слово русского языка, которое не имеет корня — вынуть. Считается, что в этом слове так называемый нулевой корень, находящийся в чередовании с корнем -им- (вын-им-ать). Раньше, примерно до XVII века, этот глагол выглядел как вынять, и в нём был материальный корень, такой же как в снять, обнять, понять (ср.снимать, обнимать, понимать), однако впоследствии корень -ня- был переосмыслен как суффикс -ну- (как в «сунуть», «дунуть»).
… в русском языке есть слова с уникальными для языка приставками и-, — итог и итого и а- — авось (устар. а вось «а вось не повезёт»), образовавшимися от союзов «и» и «а».
… самый длинный корень «крокодил» - 8 букв.
… в русском языке есть слово с уникальной для языка приставкой ко- — закоулок.
… единственные слова в русском языке с тремя буквами «е» подряд — это «длинношеее» (и прочие на -шеее, например, криво-, коротко-) и "змееед".
… единственное односложное прилагательное в русском языке — это злой.
… в русском языке 120 приставок.
… слово «зонтик» появилось в русском языке из голландского именно в таком виде. Уже потом часть –ик- была воспринята в народе как уменьшительно-ласкательный суффикс. Теперь выделяют корень «зонт».
Задание 4 Странно, но факт! (Журналистское расследование)
- Какую роль выполняет этимологический словарь?
В этимологическом словаре находится информация о происхождении слов.
А) - С помощью этимологии можно объяснить правописание словарных слов. Именно этим вы сейчас и займётесь.
1 группа: медведь, солдат, квартира.
2 группа: петух, лопата,терраса.
Б) Стажёры поработают над темами (раздаточный материал):
- «Приставки решают всё!»
- «Миром правят числа!»
В) Используя этимологический словарь, определите историю происхождения слов.
КОНЕЦ – НАЧАЛО.
ПЧЕЛА - БЫК
Задание 5 Говорят дети.
- Попробуйте определить, какие слова подменили дети. Почему стала возможна подобная подмена?
Сольница - солонка (сахарница)
Учило – учебник (орудие обучения, как зубило, точило)
Обувало – обувь (как одеяло)
Смеяние – смех (как сияние)
Проверка домашнего задания.
- Какие примеры детского словотворчества вы нашли в книге К. Чуковского «От 3 до 5»? Прокомментируйте их с точки зрения морфмики.
1 группа. | 2 группа |
Корень. Неправильное сочетание однокоренных слов. 1. Я самый сердечный из всех сердечников. 2. Трехлетняя Таня сказала: - Мы ходим на прогулку, - мы прогульщики! | Корень. Смешение омонимичных корней. 1.Майя крикнула своей старшей сестре: - Хватит тебе секреты говорить! Секретарша какая! 2. Начальная школа - это где начальники учатся? |
Приставка. Подбор приставки по аналогии. Когда Юрику Б. не понравилось, что за ужином его мать посолила яйцо, он закричал: - Высоли обратно! | Приставка. Подбор приставки по аналогии. - Я помнил, помнил, а потом отпомнил. |
Суффикс. Суффикс "-ят-" принято употреблять только для обозначения живых существ: ягнята, поросята и проч. Но так как для детей и неживое живо, они пользуются этим суффиксом чаще. - Папа, смотри, какие вагонята хорошенькие! | Суффикс. По аналогии со словами «печник», «булочник» использован суффикс –ник-. Все семейство поджидало почтальона. И вот он появился у самой калитки. Варя, двух с половиной лет, первая заметила его. - Почтаник, почтаник идет! - радостно возвестила она. |
- Как вы думаете, для чего будет служить стенная газета “Я беру в руки словарь…”?
Обобщает ответы учащихся.
Стенная газета будет служить вспомогательным материалом для повторения.
3. Рефлексивно-оценочный этап.
4. Подведение итогов.
Учитель. Какой была тема сегодняшнего урока? Как вы думаете, достиг ли урок своей цели – убедились ли вы в том, что слова в русском языке многогранны?
5. Домашнее задание.
- Конец любой работы – это начало следующей. Как можно улучшить свой проект?
Придумать или найти шуточные задания по проблеме проекта, сделать рисунки.
- Оформите результаты нашего сегодняшнего урока на отдельных листах (можно с иллюстрациями) и “опубликуйте” материалы газеты (использовать школьный стенд). (Приложение № 1)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок - проект (конференция) по ОБЖ для учащихся 10 класса по теме "Инфекционное заболевание. Грипп" , тип урока: "Защита проекта"
Грипп – это тяжелая вирусная инфекция, которая поражает мужчин, женщин и детей всех возрастов и национальностей. Заболевание гриппом сопровождает высокая смертность, особенно у маленьких детей и пожил...
Урок литературы в 6 классе. Тема: Притча о Блудном сыне в контексте повести «Станционный смотритель» Форма урока: проект с использованием "Трежа хант" (ИКТ)
Цель урока: в ходе работы над проектом научить проводить сопоставительный анализ текстов и выявлять роль предметной детали (картинки на библейский сюжет) в раскрытии замысла автора и...
Комплексный анализ текста по теме: «Глагол как часть речи. Группы глаголов по значению». Интегрированный урок-проект русского языка и литературы в 5 классе «На урок с К.Г.Паустовским» (по учебнику С.И.Львовой, В.В.Львова)
Проект практико-ориентированный, по характеру групповой, по времени – краткосрочный, по предметно-содержательной области – межпредметный (русский язык и литература), связан с изучением творчеств...
урок- проект: Мой любимый город (тема урока - квадратные уравнения)
Данный урок является заключительным по теме «Квадратные уравнения», который позволяет повторить основные понятия, свойства, формулы в материале темы, обобщить знания и конкретизировать ключевые вопрос...
Методическая разработка урока внеклассного чтения в 6 классе "Книга учит, как на миру жить. Нравственные уроки в повести А.П.Гайдара "Тимур и его команда"(урок-проект с мультимедийным приложением)
Данный урок открывает серию уроков внеклассного чтения в рамках проекта "Книга учит, как на миру жить. Нравственные уроки в произведениях отечественных и зарубежных писателей". Уроки направлены на обо...
Сценарий урока "Первая мировая война". Создаем учебный фильм. Урок-проект. 9 класс.
Конспект урока в 9 классе по теме "Первая мировая война". Урок выстроен с учетом требований новых стандатртов. Включает 4 этапа:этап актуализации знаний, этап - построение учебной задачи, этап - решен...
Урок – проект по теме «Есть ли дроби в нашей жизни?» (Защита проекта.)
Урок – проект по теме «Есть ли дроби в нашей жизни?» (Защита проекта.)Тип проекта: практико-ориентированный.Виды деятельности: творческий, информационный, прикладной.Цель урока : нау...