Урок-проект в 5 классе "Занимательная морфемика"
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме

Бухтеева Ольга Алексеевна

Промежуточное обобщение  знаний по морфемике; формирование  умения определять и выделять морфемы; закрепление умения работать с лингвистическими словарям; развивать умения выделять главное в изучении материала, самостоятельно находить решение поставленной проблемы, сопоставлять изучаемые факты и делать выводы; а также развивать коммуникативные навыки, рефлексию и познавательный интерес;   обучать детей сотрудничеству при работе в группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok-proekt.docx50.91 КБ

Предварительный просмотр:

Урок-проект в 5 классе "Занимательная морфемика"

Цели: промежуточное обобщение  знаний по морфемике; формирование  умения определять и выделять морфемы; закрепление умения работать с лингвистическими словарям;

Задачи:

  • развивать умения выделять главное в изучении материала, самостоятельно находить решение поставленной проблемы, сопоставлять изучаемые факты и делать выводы; а также развивать коммуникативные навыки, рефлексию и познавательный интерес;
  • обучать детей сотрудничеству при работе в группе;
  • воспитывать любовь к русскому языку.

Оборудование: лексические словари, карта ученика, карточки-задания, “основа” будущей стенной газеты.

Ход урока:

1. Подготовка учащихся к восприятию новой темы. Сообщение цели и задачи урока.

2. Групповая работа над проектом.

3. Рефлексивно-оценочный этап.

4. Подведение итогов.

5. Домашнее задание.

Ход урока

1. Подготовка учащихся к восприятию новой темы. Сообщение цели и задачи урока.

- Слова в русском языке удивительно многолики. И в каждом разделе изучается какое-то особое “лицо” слова.

- Сегодняшний урок мы посвятим теме “Занимательная морфемика”. Как вы понимаете слово  “занимательная”?

- Что  изучает морфемика?

- Итак, цель нашего урока – работа над мини – проектом  «Занимательная морфемика». Этот проект поможет вам убедиться в том, как многогранен и интересен русский  язык. Что нам предстоит сделать?

вспомнить теоретические сведения по данной проблеме;

проанализировать морфемный состав слов, привести примеры.

Для того чтобы создать проект, нужно сначала определить этапы работы над ним. Перед вами карта. Какие из пунктов плана можно заполнить сразу? (Ученики знакомятся с планом, заполняют пункты №1, 2, 3, 4) В какой форме вы представите данный проект?

Этапы работы

Результаты работы

Первая часть проекта.

1. Участники проекта

Учащиеся 5  класса

2. Основная задача проекта

Выяснить как морфемный состав слов, особенности русской морфемики, связь этимологической морфемики и орфографии.

3.Информационная поддержка

Толковый, этимологический словари, словообразовательный словарь

4. Объект исследования

5. Что уже известно по проблеме?        

1._____________________________________________________________________

2._____________________________________________________________________

3._______________________________________________________________________

4._______________________________________________________________________

5.

6. Что узнали по проблеме?

1.______________________________________________________________________

2.______________________________________________________________________

3._______________________________________________________________________

4._____________________________________________________________________

5.

Вторая часть проекта.

Как можно улучшить проект?        Домашнее задание: подобрать шуточные задания по проблеме (заполнятся на этапе “Домашнее задание”)

Результат проекта

Стенная газета «Занимательная морфемика» (“основа” будущей газеты висит на доске)

- Вы знаете, что над созданием газеты работает единая команда, внутри которой есть главный человек - это редактор и помощники – журналисты. Редактор распределяет работу между журналистами, проверяет  и координирует их работу. Есть у нас и стажёры.  (СТАЖЁР - лицо, поступившее на новую работу и проходящее испытательный срок, в течение которого оцениваются его способности, и приобретается опыт работы в своей специальности). Верстальщики – будут крепить материалы к заготовке газеты.

2. Групповая работа над проектом.

Учащиеся делятся на группы и самостоятельно выполняют задания. Ответы  ученики записывают в таблицу (пункты №5, 6).

Задание 1

- Определите, о каких морфемах идёт речь? Объясните из роль в слове.

Ребусы.

  1. Приставка.
  2. Основа.
  3. Корень.

Загадки.

  1. Изменяемая часть,

С другим словом держит связь.

                          (Окончание)

  1. После корня он стоит,

Перед окончанием.

Его я если заменю,

Другое слово получу.

                                (суффикс)

- Эту часть газеты я вам дарю. А вот дальше только ваше усердие.

Слово делится на части,

Ах, какое это счастье!

Может каждый грамотей

Делать слово из частей.

Задание 2

Разбор слова по составу. Разгадайте шарады. А для этого надо быстро разобрать слова по составу.

1.Корень мой находится в “цене”,

В “очерке” найди приставку мне,

Суффикс мой в “тетрадке” все встречали,

Весь же – в дневнике я и в журнале.

2.Корень извлечь из “начинки” несложно,

Приставка в “сосуде” хранится надежно,

Суффикс в “гудении” ясно услышишь.

Вместе – на темы различные пишешь.

3.В “списке” вы мой обнаружите корень,

Суффикс – в “собрании” встретите вскоре,

В слове “рассказ” вы приставку найдете,

В целом – по мне на уроки пойдете.

- А теперь задание для журналистов: составьте подобные задания для своих газет. (по 2 слова)

1 группа.

1. Корень в слове преподносить, приставка в слове выписать, суффикс и окончание - в слове терпеливый .

                                                               ( выносливый)

2 группа.

1. В слове такая же приставка, как в слове полёт,

      корень такой же, как в слове дружба,

     суффикс такой же, как в слове   артистка.

                                                               (подружка)

Задание для стажёров, их проверит редактор: разбейте пословицу на морфемы, как в образце: Грамоте учиться – всегда пригодится. Мир освещает солнце, а человека – знание.

- В случае затруднения обратитесь к словообразовательному словарю.

Стажёры выполняют морфемный разбор за доской, а редактор и журналисты их проверяют. Потом верный результат оформляется к «гранки»  для газеты.

Задание 3       А вы знаете, что…

- А вы знаете, что в нашем языке 120 приставок?  

Проверка домашнего задания.

- Сколько слов у вас получилось образовать с помощью приставок от слова «ходить»? (21)

Составьте заметку в газету, которая будет начинаться такими словами. Заметка должна носить научный характер и должна быть посвящена морфемике.

Примерные ответы:

… самый маленький корень ш в слове «шли»

. В слове «вынуть»  нет корня. (Единственное слово русского языка, которое не имеет корня — вынуть. Считается, что в этом слове так называемый нулевой корень, находящийся в чередовании с корнем -им- (вын-им-ать). Раньше, примерно до XVII века, этот глагол выглядел как вынять, и в нём был материальный корень, такой же как в снять, обнять, понять (ср.снимать, обнимать, понимать), однако впоследствии корень -ня- был переосмыслен как суффикс -ну- (как в «сунуть», «дунуть»).

… в русском языке есть слова с уникальными для языка приставками и-, — итог и итого и а- — авось (устар. а вось «а вось не повезёт»), образовавшимися от союзов «и» и «а».

… самый длинный корень «крокодил» - 8 букв.

 в русском языке есть слово с уникальной для языка приставкой ко- — закоулок.

… единственные слова в русском языке с тремя буквами «е» подряд — это «длинношеее»  (и прочие на -шеее, например, криво-, коротко-) и "змееед".

… единственное односложное прилагательное в русском языке — это злой.

… в русском языке 120 приставок.

… слово «зонтик» появилось в русском языке из голландского именно в таком виде. Уже потом часть –ик- была  воспринята в народе как уменьшительно-ласкательный суффикс. Теперь выделяют корень  «зонт».

Задание 4      Странно, но факт! (Журналистское расследование)

- Какую роль выполняет этимологический словарь?

В этимологическом словаре находится информация о происхождении слов.

А) - С помощью этимологии можно объяснить правописание словарных слов. Именно этим вы сейчас и займётесь.

1 группа: медведь, солдат, квартира.

2 группа: петух, лопата,терраса.

Б) Стажёры поработают над темами (раздаточный материал):

  1. «Приставки решают всё!»
  2. «Миром правят числа!»

 

В) Используя этимологический словарь, определите историю происхождения слов.

КОНЕЦ – НАЧАЛО.

ПЧЕЛА - БЫК

Задание 5          Говорят дети.

- Попробуйте определить, какие слова подменили дети. Почему стала возможна подобная подмена?

Сольница  - солонка (сахарница)

Учило – учебник  (орудие обучения, как зубило, точило)

Обувало – обувь  (как одеяло)

Смеяние – смех      (как сияние)

Проверка домашнего задания.

- Какие примеры детского словотворчества  вы нашли в книге К. Чуковского «От 3 до 5»? Прокомментируйте их с точки зрения морфмики.

1  группа.

2 группа

Корень.

Неправильное сочетание  однокоренных слов.

1. Я самый сердечный из всех сердечников.

2. Трехлетняя Таня сказала:

 - Мы ходим на прогулку, - мы прогульщики!

Корень.

Смешение омонимичных корней.

1.Майя крикнула своей старшей сестре:

 - Хватит тебе секреты говорить! Секретарша какая!

2. Начальная школа - это где начальники учатся?

Приставка.

Подбор приставки по аналогии.

Когда Юрику Б. не понравилось, что за ужином его мать посолила яйцо, он закричал:

 - Высоли обратно!

Приставка.

Подбор приставки по аналогии.

- Я помнил, помнил, а потом отпомнил.

Суффикс.

Суффикс  "-ят-" принято употреблять только для обозначения  живых существ: ягнята, поросята и проч. Но так как для детей и неживое живо, они пользуются этим суффиксом  чаще.

   - Папа, смотри, какие вагонята хорошенькие!

Суффикс.

По аналогии со словами «печник», «булочник» использован суффикс –ник-.

Все семейство поджидало почтальона. И вот он появился у самой калитки. Варя, двух с половиной лет, первая заметила его.

   - Почтаник, почтаник идет! - радостно возвестила она.

- Как вы думаете, для чего будет служить стенная газета “Я беру в руки словарь…”?

Обобщает ответы учащихся.

Стенная газета будет служить вспомогательным материалом для повторения.

3. Рефлексивно-оценочный этап.

4. Подведение итогов.

Учитель. Какой была тема сегодняшнего урока? Как вы думаете, достиг ли урок своей цели – убедились ли вы в том, что слова в русском языке многогранны?

5. Домашнее задание.

-  Конец любой работы – это начало следующей. Как можно улучшить свой проект?

Придумать или найти шуточные задания по проблеме проекта, сделать рисунки.

- Оформите результаты нашего сегодняшнего урока на отдельных листах (можно с иллюстрациями) и “опубликуйте” материалы газеты (использовать школьный стенд). (Приложение № 1)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок - проект (конференция) по ОБЖ для учащихся 10 класса по теме "Инфекционное заболевание. Грипп" , тип урока: "Защита проекта"

Грипп – это тяжелая вирусная инфекция, которая поражает мужчин, женщин и детей всех возрастов и национальностей. Заболевание гриппом сопровождает высокая смертность, особенно у маленьких детей и пожил...

Урок литературы в 6 классе. Тема: Притча о Блудном сыне в контексте повести «Станционный смотритель» Форма урока: проект с использованием "Трежа хант" (ИКТ)

Цель урока: в ходе работы над проектом научить  проводить сопоставительный анализ текстов и  выявлять роль предметной детали (картинки на библейский сюжет) в раскрытии замысла автора и...

Комплексный анализ текста по теме: «Глагол как часть речи. Группы глаголов по значению». Интегрированный урок-проект русского языка и литературы в 5 классе «На урок с К.Г.Паустовским» (по учебнику С.И.Львовой, В.В.Львова)

Проект практико-ориентированный, по характеру групповой, по времени – краткосрочный, по предметно-содержательной области – межпредметный (русский язык и  литература), связан с изучением творчеств...

урок- проект: Мой любимый город (тема урока - квадратные уравнения)

Данный урок является заключительным по теме «Квадратные уравнения», который позволяет повторить основные понятия, свойства, формулы в материале темы, обобщить знания и конкретизировать ключевые вопрос...

Методическая разработка урока внеклассного чтения в 6 классе "Книга учит, как на миру жить. Нравственные уроки в повести А.П.Гайдара "Тимур и его команда"(урок-проект с мультимедийным приложением)

Данный урок открывает серию уроков внеклассного чтения в рамках проекта "Книга учит, как на миру жить. Нравственные уроки в произведениях отечественных и зарубежных писателей". Уроки направлены на обо...

Сценарий урока "Первая мировая война". Создаем учебный фильм. Урок-проект. 9 класс.

Конспект урока в 9 классе по теме "Первая мировая война". Урок выстроен с учетом требований новых стандатртов. Включает 4 этапа:этап актуализации знаний, этап - построение учебной задачи, этап - решен...

Урок – проект по теме «Есть ли дроби в нашей жизни?» (Защита проекта.)

Урок – проект по теме «Есть ли дроби в нашей жизни?» (Защита проекта.)Тип проекта: практико-ориентированный.Виды деятельности: творческий, информационный, прикладной.Цель урока : нау...