Родовые окончания имён прилагательных (урок-экскурсия).
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме
Урок русского языка в 6 классе (для КОУ VIII вида)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_v_6_klasse.doc | 62 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
школа №487 Выборгского района Санкт-Петербурга
Конспект открытого урока
по русскому языку в 6 классе (VIII вида, I вариант)
учителя Мальковой Инны Александровны
Тема: Родовые окончания имён прилагательных.
Тип урока: урок закрепление.
Вид урока: урок-экскурсия.
Цель урока: выявить знания и умения учащихся по изученному материалу.
Задачи урока:
1). Развивать умение точно и правильно употреблять имена прилагательные в речи, правильно писать родовые окончания прилагательных.
2). Коррекция и развитие речи, словарного запаса, зрительного и слухового восприятия, мыслительных операций на основе упражнений; способствовать развитию творческой деятельности учащихся, приобщать их к информационно-поисковой деятельности.
3). Воспитывать познавательную активность, любознательность, уверенность в себе, интерес к родному языку, воспитание культуры общения.
Оборудование: занимательный и дополнительный материал, алгоритмы, схемы-опоры, раздаточный материал для учащихся, предметные и сюжетные картинки на темы "Зима", "Животные и растения леса", классическая музыка Ан. Вивальди "Зима", диагностическая работа, презентация к уроку.
ХОД УРОКА:
I. Организация начала урока.
*Психологический настрой на работу:
Начинается урок,
Должен он пойти нам впрок.
Книжки, ручки и тетрадки –
Всё должно лежать в порядке.
-Улыбнитесь друг другу. Начинаем наш урок.
-Урок у нас сегодня необычный – мы отправимся на экскурсию в зимний лес. Дорога будет нелёгкой, нам пригодятся все ваши знания и умения. Ваши тетради – записные книжки. В них мы будем записывать свои открытия и наблюдения.
- Итак, в добрый путь!
II. Чистописание ("Лесная тропа").
- Прежде, чем отправиться в путь, мы должны с вами правильно выбрать тропинку, по которой и отправимся в лес. Для этого мы должны правильно и красиво написать элементы с буквой ч.
*Далее дети дают характеристику букве и звуку, подбирают слова на букву ч.
- Тропу мы отыскали – пора на экскурсию!
III. Постановка учебной проблемы, сообщение темы урока.
а) Наблюдение.
- А кто же нам будет помогать в лесу? Послушайте и отгадайте загадку.
Художницу нашу знает весь свет,
Раскрасит художница всякий предмет.
Ответит всегда на вопросы такие:
Какой? Какая? Какое? Какие?
- Кто же это? Как догадались? (Ответы детей).
*На доску вывешивается картинка. (Девушка в образе имени прилагательного).
б) Вывод (введение в тему урока).
*На доску вывешивается памятка "Сегодня на уроке". Дети читают начало фразы и по очереди продолжают её:
Сегодня на уроке:
- Я вспомню…
- Я буду учиться…
- Я смогу…
- Итак, ребята, сегодня на уроке мы закрепим правописание родовых окончаний имён прилагательных.
IV. Повторение изученного материала.
1). Игра "Доскажи словечко".
- Имя прилагательное обозначает… (признак предмета)
- Отвечает на вопросы…
- Имя прилагательное связано с…
- Имена прилагательные изменяются…
- Род прилагательного зависит от рода…
2). Приведите примеры имён прилагательных на букву ч.
3). "Назови вопрос и окончания".
*Детям предлагается карточка, на которой написан род прилагательного. Дети называют вопрос и окончания.
МУЖСКОЙ РОД
КАКОЙ ?
IV. Обобщение и закрепление изученного.
1). Разбор предложения по членам и частям речи (работа у доски).
В лесу росла чудесн… ёлочка.
- Что значит "чудесная ёлочка"?
2). Игра "Подбери слово" (работа в парах).
- Имена прилагательные украшают нашу речь, помогают уточнить признаки предметов, представить их в своём воображении. Давайте убедимся в этом.
- Вот мы и пришли в лес (вывешиваются на доску картинки с зимним пейзажем).
- Сейчас вы будете работать в парах. Вам нужно будет к именам прилагательным подобрать подходящие по смыслу имена существительные, т.е. будем узнавать предмет по его признакам.
Карточка №1. "Узнай предмет по его признакам".
1. Хитрая, ловкая, рыжая … (_______________).
2. Серый, хищный, злой … (________________ ).
3. Трусливый, белый, маленький … (_______________ ).
4. Зелёная, колючая, пушистая … (_________________).
5. Белый, холодный, мокрый … (________________ ).
- Укажите род прилагательных.
- Каких зверей нам удалось увидеть в лесу? (Ответы детей).
*Вывешиваются предметные картинки.
3). Игра "Найди пару"(Описание зимнего дня).
* На столе лежат карточки со словами (прилагательные и существительные). Карточки перевёрнуты. Дети подходят и берут по одной карточке, читают записанное на ней слово. Задача детей: найти себе пару и встать рядом, прочитать получившееся словосочетание. Определить род прилагательного.
*Например, зимний день…
- Запишите словосочетания, определите род имён прилагательных.
*Проверка работы уащихся.
*Вывод: какие окончания пишутся у прилагательных м.р.? ж.р.? ср.р.?
*Физминутка.
-А сейчас мы немного отдохнём. Закройте глазки и мысленно представьте, что вы ещё увидели в зимнем лесу.
***Звучит классическая музыка А. Вивальди "Зима"
4).Работа по карточке №2.
*Детям предлагаются отрывки из стихотворений русских поэтов.
Задание: вставьте окончания прилагательных, определите их род.
I ряд - Бел… береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром. (С. Есенин)
II ряд - Весело сияет
Месяц над селом;
Бел… снег сверкает
Синим огоньком. (И. Никитин)
*Проверка работы.
V. Диагностическая работа (см. приложение №2).
* Проверка работы учащихся (самооценка).
VI. Итог урока.
- Вот и заканчивается наша экскурсия в зимний лес.
- Итак, сегодня на уроке:
- Я вспомнил…
- Я учился…
VII. Домашнее задание.
Карточка №3 (работа с деформированным текстом).
Приложение
Карточка №1. "Узнай предмет по его признакам".
1. Хитрая, ловкая, рыжая … (_______________).
2. Серый, хищный, злой … (________________ ).
3. Трусливый, белый, маленький … (_______________ ).
4. Зелёная, колючая, пушистая … (_________________).
5. Белый, холодный, мокрый … (________________ ).
- Укажите род прилагательных.
----------------------------------------------------------------------------------------------------
Карточка № 2 (а).
- Прочитай отрывок из стихотворения. Вставь пропущенное окончание у прилагательного.
Бел… береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
(С. Есенин)
-----------------------------------------------------------------------------------
Карточка № 2 (б).
Прочитай отрывок из стихотворения. Вставь пропущенное окончание у прилагательного.
Весело сияет
Месяц над селом;
Бел… снег сверкает
Синим огоньком.
(И. Никитин)
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Карточка №3.
- Прочитай текст. Раздели его на предложения. Озаглавь его. Спиши. Подчеркни имена прилагательные, укажи их род.
Стоит ясный морозный день с утра идёт пушистый снег деревья опустили ветки от тяжести пруд затянуло хрупким ледком.
Диагностическая работа №1 по теме "Имя прилагательное"
Класс: 6-б
Ф.И. _____________________________________________
1. Выбери правильное утверждение. Имена прилагательные обозначают:
- предмет
- действие предмета
- признак предмета
2. Имена прилагательные отвечают на вопросы:
- кто? что?
- какой? какая? какое? какие?
- что делать? что сделать?
3. Имена прилагательные…
- изменяются по родам
- не изменяются по родам
4. Имена прилагательные имеют окончания (соедини стрелочкой род и окончания):
- м.р. ая, яя
- ж.р. ое, ее
- ср.р. ой, ый, ий
5. Подчеркни имена прилагательные. Укажи их род.
а). Зима, зимовать, зимняя.
б). Похолодало, холодный, холод.
в). Морозное, мороз, заморозить.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме "Правописание падежных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода Т. п. единственного числа.""
Конспект урока по теме"Правописание падежных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода Т. п. единственного числа."...
Конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме "Правописание падежных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода Т. п. единственного числа.""
Конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме ""Правописание падежных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода Т. п. единственного числа....
урок презентация « ПРАВОПИСАНИЕ ОКОНЧАНИЙ ИМЁН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ ЖЕНСКОГО РОДА»
урок презентация рус. яз....
Урок русского языка в 6 классе по теме: "Правописание падежных окончаний имён прилагательных в единственном числе".
Урок русского языка в 6 классе по теме: "Правописание падежных окончаний имён прилагательных в единственном числе". ЦЕЛИ: - закрепить умения учащихся проверять правописан...
Правописание родовых окончаний имён прилагательных
Цели урока: формировать умение правильно писать родовые окончания прилагательных;различать род прилагательных;уточнить знания об имени прилагательном;развивать орфографическую зоркость;вос...
Презентация к открытому уроку по письму в 8 классе на тему "Родовые окончания имен прилагательных"
Презентация испльзована на уроке в целях повышения к обучению...
Конспект урока в 6-м классе по русскому языку «Закрепление по теме «Безударные окончания имён прилагательных»
На данном уроке закрепляются умение правильно и осознанно проверять написание родовых окончаний имён прилагательных; умение разбирать прилагательное как часть речи. А так же решаются коррекционно-разв...