Урок-путешествие "Синтаксис и пунктуация" 5 класс
видеоурок по русскому языку (5 класс) на тему
Цели урока: систематизация изученного материала по синтаксису, развитие культуры речи. Задачи урока: Образовательная: усвоение знаний и формирование умений и навыков по синтаксису и пунктуации учащихся в 5 классе Развивающая: продолжить развитие интеллектуальных и общеучебных умений и навыков, развивать мышление, память, воображение Воспитательная: формирование и развитие нравственно – патриотических чувств у ребят к своей Родине
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
5_kl._urok-puteshestvie.docx | 110.69 КБ |
ПРезентация урока в 5 кл. "Синтаксис и пунктуация" | 370.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Городовиковская средняя общеобразовательная школа №4
им. Б.Б.Городовикова»
Методическая разработка урока русского языка
Урок – путешествие
«Синтаксис и пунктуация»
5 класс
Учитель русского языка и литературы
МКОУ «Городовиковская СОШ № 4.
им. Б.Б. Городовикова»
Емельянова Валентина Васильевна
Городовиковск, 2015
Цели урока: систематизация изученного материала по синтаксису, развитие культуры речи.
Задачи урока:
- Образовательная: усвоение знаний и формирование умений и навыков по синтаксису и пунктуации учащихся в 5 классе
- Развивающая: продолжить развитие интеллектуальных и общеучебных умений и навыков, развивать мышление, память, воображение
- Воспитательная: формирование и развитие нравственно – патриотических чувств у ребят к своей Родине.
Тип урока: урок – путешествие
Оборудование: учебник, мультимедийный проектор, презентация Power Point, содержащая ссылки на ЭОР.
Ход урока
- Организационный момент.
Я предлагаю вам совершить путешествие по родной стране, побывать в разных её частях,полюбоваться её красотами.Цель нашего путешествия: повторение изученного по теме «Синтаксис и пунктуация», отработка умений и навыков их постановки в простом и сложном предложении. Перед вами карта нашего путешествия.
- Проверка орфографической зоркости.
Перед вами стихотворение болгарского поэта И. Босева. Это как бы письмо одной не очень грамотной девочки.
Задание: найдите ошибки в этом письме, исправьте их, определите, какие орфограммы не усвоила Оля.
Жалоба
Дядя, прашу тебя, помаги
Твоей плимяннице Оле,
А то небудет её наги
В этой пративной школе.
Мне вчера за дектант на слова
Учитель паставил «два»,
А сам сказал, что маю работу
Даже несмок прочитать.
Попраси его, дядя, исправить двойку
И паставить мне «пять».
III. Первая наша станция называется «Москва».
- Мы не сможем с вами попасть в город, пока не расставим знаки препинания в данном предложении:
Москва столица России.
-Начертите схему этого предложения.
- Посмотрите на достопримечательности нашей столицы. Москва – очень красивый город. Взглянем на Красную площадь. Перед вами вечерний Кремль. Вот вид на Государственный исторический музей. А это храм Василия Блаженного
и памятник Минину и Пожарскому.
- О Москве сложено много стихотворений. Прочитаем их.
http://www.sunhome.ru/poetry/195765
Москва… Как много в этом звуке
Для сердца русского слилось!
Как много в нём отозвалось!
А.С. Пушкин
Город чудный, город древний,
Ты вместил в свои концы
И посады, и деревни,
И палаты, и дворцы!
Опоясан лентой пашен,
Весь пестреешь ты в садах:
Сколько храмов, сколько башен
На семи твоих холмах!
Ф. Глинка
Процветай же славой вечной,
Город храмов и палат,
Град срединный, град сердечный,
Коренной России град!
Ф. Глинка
3. Задание.
- Вспомните, что такое обращение? Найдите обращения в предложенных текстах.
- Начертите схемы предложений с обращениями.
- Какие бывают предложения по цели высказывания? Найдите их в тексте.
- А какие предложения по интонации преобладают в этих отрывках?
- Кто из вас знает, о каких семи холмах говорится в стихотворении Ф. Глинки.
- В одном тексте находятся рядом слова: город и град. Что м ы можем сказать об их происхождении?
(молод – млад, золото – злато)
4.Много высказываний о Москве мы найдём не только у поэтов, но и у писателей и критиков. Есть города в России, значение которых невозможно переоценить. К таким городам и относится наша столица.
«Москва – громадная летопись, в которой уместилась вся история народа русского», - писал Леонид Леонов.
Критик В.Г. Белинский взволнованно писал: «Никогда сердце русское не бьётся так сильно, так радостно, как в Москве!»
-Посмотрите на эти два высказывания и скажите, чем они осложнены.
-Начертите схемы этих предложений.
- Работа с учебником. Упр. 252. Составить предложения по схемам на тему: «Москва».
5. О Москве сложено немало пословиц и поговорок. Знаете ли вы их? Приведите примеры.
- Говорят в Москве, а слушают по всей стране.
- Кто в Москве не бывал, красоты не видал.
- Москва не сразу строилась.
- Москва слезам не верит.
- Следующая наша остановка называется «Элиста».
Вот что пишет о ней писатель К. Паустовский, увидевший этот город 50 лет назад. Читаем текст.
1. Работа с текстом.
Элиста – это степной мираж.
Появляется Элиста неожиданно. Подъём на холм – и внизу, в золотой пыли спрятан игрушечный город.
Город блестит зеркальными окнами. Он поражает в этой дикой степи, где шофёры объезжают беркутов и грозят им кулаком. Крестьяне понукают волов, волокущих лес и камень, и город строится.
Улиц нет, и дома стоят прямо в степи на склоне балки. Их отделяют друг от друга насаждения акаций.
(Мираж – оптическое явление – появление в атмосфере мнимых изображений отдалённых предметов).
- Задание по вариантам: Синтаксическая полянка.
- Разобрать предложения синтаксически: начертить схему, дать характеристику.
Iвариант: Появляется Элиста неожиданно.
IIвариант: Город блестит зеркальными окнами.
- Последнее предложение разобрать на доске.
- Найти сложное предложение. Начертить его схему. Дать характеристику.
https://yandex.ru/images/search?img_url=https%3A%2F%2Fwww.kavkaz-uzel.ru%2Fsystem%2Fuploads%2Farticle_image%
Сегодня, ребята, Элисту не узнать. Она расстроилась, стала красивой. Сооружены новые церкви, храмы, пагоды, возведены новые здания, скульптурные сооружения: Национальный музей, Буддийский храм, 1996 г., площадь Ленина, Золотые ворота (здесь загадываются желания), памятник О.И. Городовикову, Золотой всадник, памятник воинам 28-й Армии Губаревича, освободившей Элисту от немецко – фашистских захватчиков.
- А сейчас мы с вами отправимся на станцию «Городовиковск».
Ребята, идёшь порою в школу по той же дороге, что и всегда, и кажется, что каждый камешек на ней знаешь, каждую травинку у обочины, и успеваешь порадоваться: до чего же хорош наш родной край!
Многие писатели и поэты в своих произведениях признавались в любви к родине, посвящали ей самые лучшие строки. Для нас с вами малая родина – это Городовиковск. О нём мы и будем сейчас говорить.
Это счастье огромное,
Это радость безмерная –
Возвращаться на родину
После долгих дорог.
…..
Мы, конечно же, помнили,
Этот тонущий в зелени,
Милый наш городок.
И. Рудаков
Городовиковская земля, как магнит, притягивает к себе интересной историей.
Название бывшего посёлка Башанта происходит от слова «башня» (дворец). В 1971 году Башанта стала городом и переименована в честь в честь генерала Оки Ивановича Городовикова.
Задание: Я думаю, ребята, что вы хорошо знаете свой город. Перед вами ряд фотографий. Вам нужно сделать подписи под ними, включив в предложения однородные члены и обобщающие слова.
VI. Наше путешествие подходит к концу. Мы все устали. Сейчас отправимся в магазин за покупками.
Задание:
1. Купите как можно больше товара – соберите «Корзинку для пикника», то есть правильно вставьте пропущенные буквы.
2. Разберите письменно два любых словосочетания.
«Корзинка для пикника»
1 группа 2 группа 3 группа
- Вкусный б…сквит копчёная к…лбаса масленые бл…ны
- Молочный к…сель п…мидоры с майонезом пер…ц с мясом
- Ар…матная клубника резаная м…рковь рубленая п…трушка
- Огромный ан…нас отборный к…ртофель жареные б…клажаны
- …гурцы с грядки зелёный г…рошек спелые груш…
- Красные ябл…ки рыбный п…штет рыба под м…ринадом
VII. Заключительное слово учителя.
Ребята, вы любите свою страну, свой край. Любите и свой город, изучайте его историю! И как бы далеко вы ни уехали, пусть вам захочется сюда вернуться.
А в родимом краю и берёзки другие,
И душистей сирень, зеленей тополёк.
Много мест на земле – только в нашей России
Может каждый по сердцу найти уголок.
И куда бы он ни был заброшен судьбой,
И каких бы дорог после не было пройдено,
Человек будет знать: у него за спиной
Есть всегда крепкий тыл – его малая Родина.
VIII. Вывод: Ребята, вот и закончилось наше путешествие, которое показало, что вы очень дружны с такой трудной и интересной темой, как «Синтаксис и пунктуация». Знания, полученные в школе, помогут вам стать грамотными и эрудированными людьми. Не останавливайтесь на достигнутом!
IX. Рефлексия.Отметки.
- Дорогие ребята. Что мы сегодня на уроке повторили? Теперь вы понимаете, что мы действительно любовались красотами нашей Родины, её площадями, архитектурой, пейзажем.
X. Домашнее задание: Упр. 251, 252 (работа со схемами).
Использованные материалы:
- ЭОР с сайта htpp://www.fcior.edu.ru/
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ЭТОМ УРОКЕ ЭОР
№ | Название ресурса | Тип, вид ресурса | Форма предъявления информации(иллюстрация, презентация, видеофрагмент, текст, модель и т.д.) | Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР |
1 | иллюстрация | Электронный информационный модуль | модель | |
2 | фотография | Электронный информационный модуль | модель | https://yandex.ru/images/search?img_url=https%3A%2F%2Fwww.kavkaz-uzel.ru%2Fsystem%2Fuploads%2Farticle_image% |
3 | Проверь себя | Самостоятельная работа | Текст стихотворения |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цели урока: С истематизация изученного материала по синтаксису Р азвитие культуры речи.
Задачи урока: Образовательная: усвоение знаний и формирование умений и навыков по синтаксису и пунктуации учащихся в 5 классе Развивающая: продолжить развитие интеллектуальных и общеучебных умений и навыков, развивать мышление, память, воображение Воспитательная: формирование и развитие нравственно – патриотических чувств у ребят к своей Родине.
Карта нашего путешествия Москва Элиста Городовиковск
II. Проверка орфографической зоркости. Задание: найдите ошибки в этом письме, исправьте их, определите, какие орфограммы не усвоила Оля.
III. C танция « Москва». Задание: Расставьте знаки препинания в данном предложении: Москва столица России . - Начертите схему этого предложения.
2. C тихи о Москве. Прочитаем их. Москва… Как много в этом звуке Для сердца русского слилось! Как много в нём отозвалось! А.С. Пушкин Город чудный, город древний, Ты вместил в свои концы И посады, и деревни, И палаты, и дворцы! Опоясан лентой пашен, Весь пестреешь ты в садах: Сколько храмов, сколько башен На семи твоих холмах! Ф. Глинка Процветай же славой вечной, Город храмов и палат, Град срединный, град сердечный, Коренной России град! Ф . Глинка
3 .Задание . Вспомните , что такое обращение? Найдите обращения в предложенных текстах . 2. Начертите схемы предложений с обращениями. Какие бывают предложения по цели высказывания? Найдите их в тексте. 4. А какие предложения по интонации преобладают в этих отрывках? Кто из вас знает, о каких семи холмах говорится в стихотворении Ф. Глинки. В одном тексте находятся рядом слова: город и град. Что м ы можем сказать об их происхождении? (молод – млад, золото – злато)
4. Высказывания писателей и критиков о Москве « Москва – громадная летопись, в которой уместилась вся история народа русского», - писал Леонид Леонов. Критик В.Г. Белинский взволнованно писал: «Никогда сердце русское не бьётся так сильно, так радостно, как в Москве!» - Посмотрите на эти два высказывания и скажите, чем они осложнены. - Начертите схемы этих предложений.
5. Пословицы и поговорки о Москве. Знаете ли вы их? Говорят в Москве, а слушают по всей стране. Кто в Москве не бывал, красоты не видал. Москва не сразу строилась. Москва слезам не верит.
V. Станция «Элиста». 1. Работа с текстом. Элиста – это степной мираж. Появляется Элиста неожиданно. Подъём на холм – и внизу, в золотой пыли спрятан игрушечный город. Город блестит зеркальными окнами. Он поражает в этой дикой степи, где шофёры объезжают беркутов и грозят им кулаком. Крестьяне понукают волов, волокущих лес и камень, и город строится. Улиц нет, и дома стоят прямо в степи на склоне балки. Их отделяют друг от друга насаждения акаций. ( Мираж – оптическое явление – появление в атмосфере мнимых изображений отдалённых предметов).
2. «Синтаксическая полянка» • Разобрать предложения синтаксически: начертить схему, дать характеристику. Iвариант : Появляется Элиста неожиданно. IIвариант : Город блестит зеркальными окнами. • Последнее предложение разобрать на доске. • Найти сложное предложение. Начертить его схему. Дать характеристику.
V. C танци я « Городовиковск ». Задание: Я думаю, ребята, что вы хорошо знаете свой город. Перед вами ряд фотографий. Вам нужно сделать подписи под ними, включив в предложения однородные члены и обобщающие слова.
VI. «Корзинка для пикника » Задание: 1. Правильно вставьте пропущенные буквы. 2. Разберите письменно два любых словосочетания .
VII . Любите свой край А в родимом краю и берёзки другие, И душистей сирень, зеленей тополёк. Много мест на земле – только в нашей России Может каждый по сердцу найти уголок. И куда бы он ни был заброшен судьбой, И каких бы дорог после не было пройдено, Человек будет знать: у него за спиной Есть всегда крепкий тыл – его малая Родина.
VIII. Вывод : Ребята , вот и закончилось наше путешествие, которое показало, что вы очень дружны с такой трудной и интересной темой, как «Синтаксис и пунктуация». Знания, полученные в школе, помогут вам стать грамотными и эрудированными людьми. Не останавливайтесь на достигнутом!
IX. Рефлексия Отметки .
X. Домашнее задание Упр . 251, 252 (работа со схемами )
Использованные материалы: ЭОР с сайта htpp :// www . fcior . edu . ru /
Перечень используемых эор на этом уроке № Название ресурса Тип, вид ресурса Форма предъявления информации(иллюстрация, презентация, видеофрагмент, текст, модель и т.д.) Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР 1 иллюстрация Электронный информационный модуль модель https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A5%D1%80%D0%B0%D0%BC_%D0%92%D0%B0%D1%81%D0%B8%D0%BB%D0%B8%D1%8F_%D0%91%D0%BB%D0%B0%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE 2 фотография Электронный информационный модуль модель https://yandex.ru/images/search?img_url=https%3A%2F%2Fwww.kavkaz-uzel.ru%2Fsystem%2Fuploads%2Farticle_image% 3 Проверь себя Самостоятельная работа Текст стихотворения http://www.sunhome.ru/poetry/195765
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока математики в классе- комплекте по теме: в 6 классе "Применение распределительного свойства умножения" (повторение), в 5-м классе "Упрощение выражений"(изучение нового материала)
Конспект разработан для проведения урока математики в классе- комплекте, где сидят учащиеся 5 и 6 классов...
Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Виктория Баева (6-8 класс), Софья Орлова (8-9 класс), Яна Масная (10-11 класс), Надежда Медведева (10-11 класс)
Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Я. Масная (10-11 класс), Н. Медведева (10-11 класс), В. Баева (6-8 класс), С. Орлова (8-9 класс)...
"Географический КВН для учащихся 6-7 классов", "У нас в гостях Япония"для 9-11 классов, разработка урока "Африка" для 11 класса.
Данные методические разработки можно использовать во время проведения предметной недели географии в 6-11 классах. Разработка урока систематизирует знания учащихся по теме "Африка" в 11 классе....
Урок-игра в 5 классе по курсу « Природоведение, 5 класс» по теме: «Обобщение знаний по курсу «Природоведение, 5 класс»
Урок-игра-одна из современных образовательных технологий.На таких уроках у учащихся расширяется кругозор, развивается познавательная активность, формируются определенные умения и навыки, необходимые в...
Рабочие программы по математике 5 класс, алгебре 7,8 классы, геометрии 7,8 классы
Рабочие программы составлены согласно рекомендациям ЦРО г.Братска....
Урок психомоторики 2 класс Тема «Мозаика из рваной бумаги. Птицы.» Урок психомоторики 2 класс Тема «Мозаика из рваной бумаги. Птицы.» Урок психомоторики 2 класс Тема «Мозаика из рваной бумаги. Птицы.»
урок "Развитие психомоторики и сенсорных процессов" предназначен для учащихся 1-4 классов коррекционной школы VIII вида. Урок "Мозаика из рваной бумаги.Птицы" развивает мелкуюмоторику, мышление,...
Рабочая программа учебного курса по математике для 10 класса под редакций А.Н Колмагорова. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Алгебра и начала анализа 10 класс и Геометрия 10 класс под редакций А.В Погорелова.
Учебник: Колмогоров А. Н. Алгебра и начала анализа. 10-11 классы; учебник /А. Н. Колмогоров. - М.: Просвещение, 2009, Погорелов А.В Геометрия 10-11 классы;/А.В.Погорелов. - М.: Просвещение, 2010...