Словообразовательный разбор слова, 6 класс.
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему
Конспект урока для 6 класса к УМК М.Т. Баранова.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_slovoobrazovatelnyy_razbor_slova_6_klass.docx | 23.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока «Словообразовательный разбор слова»
6 класс основной школы. Программа №1. Уровень подготовки учащихся:1/3 часть класса - учащиеся средней подготовки, 2/3 слабые.
Классический урок изучения новой словообразовательной темы. Программная тема: Словообразовательный разбор слова. Разговорная тема не заявлена.
Специальные цели урока: 1) повторить способы словообразования; 2) рассмотреть словообразовательный разбор слова, научиться отличать его от морфемного способа образования слова; 3) развивать практические навыки словообразовательного анализа слова; 4) уметь производить словообразовательный разбор слова; 5) попутное повторение орфографии, пунктуации, морфологии.
Общепредметные цели: 1) развивать логическое мышление учащихся; 2) умение самостоятельной работы с книгой.
Средства обучения, оборудование:
- Русский язык. Учебник для 6 кл./ М.Т. Баранов и др.- М., 1997
- Рукописные: а) опорная таблица и б) таблица-алгоритм.
Ход урока
1. Оргмомент. Здравствуйте, ребята! Запишите в тетрадях сегодняшнее число и новую тему урока «Словообразовательный разбор слова». Будем учиться отличать его от разбора слова по составу или морфемного.
Для начала проведем словарную пятиминутку.
На доске записаны шесть слов с непроверяемыми гласными. Давайте запишем эти слова к себе в тетради и будем проговаривать их.
(поскользнуться; сноровистость; оснащение; снарядиться; тарифицировать; растасовывать).
- Записываем в тетрадь, подчеркиваем непроверяемые гласные, расставляем ударение, выделяем корни.
- Необходимо запомнить эти слова, как они пишутся.
- Ниже запишем эти же слова по слогам: по-сколь-знуть-ся; сно-ро-ви-сто-сть; о-сна-ще-ни-е; сна-ря-дить-ся;та-ри-фи-ци-ро-ва-ть; рас-та-со-вы-ва-ть.
- Значение слов: поскользнуться- оступиться на скользком месте или ошибиться, оступиться в каком-либо месте; сноровистость- это качество ловкого и расторопного человека, обладающего сноровкой в чем-нибудь; оснащение- от слова оснастить, т.е оборудовать снастями. Снабдить всеми необходимыми техническими средствами; снарядиться- устроить, снабдить всем нужным, готовить, улаживать, снаряжать; тарификация- франц. установление тарифа (система ставок, определяющая размер платы за различные услуги на основе той или иной классификации объектов обложения или оплаты); растасовывать- перебирать. Перекладывать, делать повторяющими движениями.
2. Повторение материала, базового для новой темы.
Учитель: на прошлом уроке мы изучали состав слова и словообразование. Давайте вспомним, какие способы словообразования существуют в русском языке? (от 1-го слова и от 2-х. Приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, сложение с помощью гласн. о,е, бес соед.гласн., переход из 1 части речи в другую).
Учитель: Что такое морфема?(значащая часть слова); Какие морфемы вы знаете? (приставка, корень, суффикс, окончание, постфикс);
Посмотрите на слова, которые записаны на доске и определите, какими способами они образованы? Потемнеть(пристав.), автозаводской (суффикс.), соединять (пристав-суф.), переход (бессуфиксн.).
Теперь обратимся к таблице и повторим этапы разбора слова по составу. Что такое разбор слова по составу? (это выделение частей, из которых состоит слово).
Окончание | Для определения окончания необходимо изменить слово и выделить изменяющуюся часть |
Основа | Основа слова определяется с помощью отсечения окончания. Часть слова без окончания и является основой |
Корень | Корень выделяется с помощью подбора однокоренных слов и является их общей частью |
Суффикс | Суффикс выделяется путем подбора различных однокоренных слов, а также слов с аналогичными частями |
Приставка | Приставка определяется по схеме аналогичной определению суффикса |
И разберем по составу слово улетают.
Учитель записывает слово на доске, учащиеся в тетрадь.
И так: улетают
1.Окончание –ют. Улетают - улетает, улетаешь.
2.Основа слова –улета-.
3. Корень –лет- Улетают - прилет, прилететь, летать.
4. Суффикс –а-
5. Приставка –у- Улетает - прилет, летать.
3. Сообщение нового материала.
Словообразовательный разбор слова- это выяснение того, как образовано данное слово, т. е. от чего и с помощью чего.
Посмотрим на таблицу плана словообразовательного разбора слова, которая вывешена на доске.
Процесс | Примеры |
Дать толкование лексического значения анализируемого слова | Писатель – человек занятый написанием чего-либо |
Сравнить состав анализируемого слова с однокоренными; выявить ту часть ( или части) слова, с помощью которой оно образовалось | Писатель – писать;-тель |
Определить, от чего образовано слово | Писатель – от основы писа- слова писать |
С помощью чего образовано и способ образования |
Учитель записывает еще раз на доске слово улетают, проговаривая, ученики записывают в тетрадь.
- Словообразовательный анализ.
- Улетать – летя, направляться куда-нибудь.
- Улетать – улет, полет, прилетать, лететь, летать.
- Образовано с помощью приставки у- от основы слова «летать».
- Способ образования – приставочный.
Учитель: Ребята, откройте учебник на стр. 63 и прочитайте теорию параграфа 29.
1 ученик читает вслух определения. 2-й раз читают все про себя. Необходимо выучить определение порядок разбора за 2-3 минуты.
Вопрос: Чем отличается словообразовательный разбор слова от разбора слова по составу?(по составу: выделение окончания, основы, суффикса, приставки, корня, а словообразовательный разбор: это лексическое значение слова, нужно подобрать однокоренные слова, определить от чего образована основа слова).
На стр. 64 нашего учебника выполним упр. 163. Начертите такую же табличку у себя в тетрадях. Устно прокомментируем те примеры, которые даны в табличке, а остальные слова разберем все вместе. По цепочке.
Разбор слова по составу | Словообразовательный разбор слова |
Сверхсекретный Завхоз | Сверхсекретный секретный Завхоз заведующий хозяйством |
Внештатный Раскрасавиц Спецкор Подгруппа Предгрозовой Сбербанк | Внештатный вне штата Раскрасавиц красивый Спецкор специальный корреспондент Подгруппа группа Предгрозовой перед грозой Сбербанк сберегательный банк |
Слова для разбора: внештатный, раскрасавиц, спецкор, подгруппа,
предгрозовой, сбербанк.
Сделаем вывод: Чем отличается разбор слова по составу от словообразовательного разбора? (по составу - выделение всех морфем; словообразовательный - выделение морфем, от которых образовалось данное слова).
Следующее упражнение выполним на доске, учитель диктует слова для разбора.
Задание: составьте словообразовательную цепочку по образцу. Ученики по очереди выходят и делают упражнение на доске.
Образец: Красноватенький- красноватый- красный.
Слова для выполнения задания: Доледниковый (ледниковый, ледник); пересоленный (соленный, соль); долголетие (долгий); сверхготовность (готовность); ненаучный (научный, наука); раскрасавец (красавец); бесчеловечный (человечность, человек).
Следующее упражнение, выполняется аналогично предыдущему. Его вы выполните самостоятельно, а потом проверим.
Восстановите слова, которые в словообразовательном ряду находились между исходными и полученным словом по образцу.
Образец учитель записывает на доске. Лесочек - лес; лесочек – лесок – лес.
Слова для выполнения упражнения:
Болезненность – боль (болезнь); приукрасить – красить (украсить); разговорчивость – говор(разговор); сверхзащитный – защита (защитный
* Задание 1-го уровня один ученик выполняет на доске. После которого получает отметку в журнал. Все остальные выполняют вместе с ним в тетрадях.
• Восстановите словообразовательную цепочку;
Собирательница <— ... <— собирать (собиратель)
Вдумчивость <—...<— дума (вдумчивый)
Лесничество <—... <— лес (лесник).
Задание на словообразовательный разбор слова. Ученики по желанию комментируют порядок разбора.
Разберем слово зеленоватый
- Зеленоватый- оттенок зеленого цвета.
- Зеленоватый – зеленый, образовано с помощью суффикса –оват-
- Основа зелен из слова зеленый.
- Суффиксальный способ словообразования.
Итоги урока: Сегодня мы познакомились со словообразовательным разбором слова и научились отличать его от разбора слова по составу. А также узнали, что из слов можно составить словообразовательные цепочки.
Учитель: ответьте на вопросы:
- какие пункты включает в себя словообразовательный разбор слова?
- А из каких частей состоит разбор слова по составу?
- Какие типы словообразования вам известны?
Происходит подсчет ответов учеников и выставление оценок за урок.
Домашнее задание.
1.Теоретическое: Выучить определение словообразовательного разбора слова и запомнить пункты этого разбора. Учебник стр. 63., параграф 29.
2. Выполнить упражнение.
Разберите слова по составу и сделайте словообразовательный анализ следующих слов по образцу:
- Кипят-иль-ник
1.кипятильник- аппарат для кипячения воды;
2.кипятильник – кипятить (-иль-, -ник-);
3.основа образована от –кипяти- из слова кипятить.
Слова для разбора: наклейщик, разбрасыватель, уравновесить, доброжелательность, наконечник, безболезненный, добросить, разбрасывать, безделушка.
1. На-клей-щик
1) наклейщик – человек, который наклеивает что-либо на определенные поверхности.
2)наклеить (ить)
3) основа –наклей из слова наклеить
2. Раз-брас-ыва-тель
- разбрасыватель – тот, кто разбрасывает какие-либо предметы.
- Разбрасывать (тель)
- Основа – расбрасыва- от слова бросать
3. У-равновес-ить
1) уравновесить – установить равный вес.
2) равновесие (ить).
3) основа –уравновеси- от слова равновесие.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок "Морфемный и словообразовательный разбор" в 6 классе
Для проведения урока использован дифференцированный материал с учетом национально-регионального компонента....
Конспект урока русского языка в 6 классе по теме: "Морфемный и словообразовательный разбор слов"
Конспект урока русского языка в 6 классе по теме: "Морфемный и словообразовательный разбор слов"...
Презентация к уроку русского языка "Морфемный и словообразовательный разбор слова"
Данный урок является одним из заключительных в теме «Морфемный и словообразовательный разбор слова». Эта тема значима в курсе школьного предмета "Русский язык", поэтому систематизации и об...
Урок русского языка в 6 классе "Морфемный и словообразовательный разбор слова"
Урок обобщения знаний по теме "Словообразование" в 6 классе по УМК Ладыженской...
Презентация к уроку "Морфемный и словообразовательный разбор слова" 6 класс
Презентация к уроку обобщение материала по теме "Словообразование" 6 класс по УМК Ладыженской...
«Морфемный и словообразовательный разбор слов»
Методическая разработка направлена на совершенствование навыка морфемного и словообразовательного разбора слов...
Проверочная работа по русскому языку по темам: морфемный и словообразовательный разбор, морфологический разбор глагола, синтаксический разбор предложения
Данную поверочную работу можно использовать в 6 классе после прохождения разделов: "Прилагательное" и "Глагол". А также при подготовке к ВПР....