Открытый урок "Морфемный и словообразовательный разбор" в 6 классе
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме

Андреева Ирина Борисовна

Для проведения урока использован дифференцированный материал с учетом национально-регионального компонента.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Морфемный и словообразовательный разбор слова.

Урок в 6Б классе.

        Цели:

  1. повторить темы «Состав слова» и «Словообразование»
  2. воспитывать у учеников интерес к процессу словообразования, воспитать умение грамотно и логично составлять новые слова и применять их в устной и письменной речи
  3. развивать практические навыки словообразовательного анализа и анализа состава слова; научить практически использовать полученные в результате анализа знания.

        Тип урока: обобщение и систематизация знаний

        

Ход урока:

I этап – Оргмомент

II этап – Традиционно -  Проверка Д/З

  1. Назовите сложные слова (1 ряд)
  2. Какие из них являются сложносокращенными (2 р), что они обозначают (1 р)?
  3. Запишите на доске, как образовано выделенное слово ( 1 р__________________)
  4. Постройте схему сложного предложения (2 р_________________)

III этап – Актуализация опорных знаний:

        На прошлых уроках мы изучили темы «Морфемика» и «Словообразование». Сегодня мы повторим эти темы, закрепим умение выполнять разные виды разбора слова.

         Давайте вспомним этапы анализа слова:

Морфемный:

  1. окончание
  2. основа
  3. суффикс(ы)
  4. приставка
  5. корень

Забайкальский

Словообразовательный:

  1. Дать толкование лекс.зн-я слова
  2. сравнить состав данного слова с однокоренным, выявить ту часть, с помощью которой оно образовалось
  3. определить, от чего образовано слово
  4. назвать способ образования

 заснеженные ← снег

        Наш урок мы проведем в форме путешествия. Каждый ученик получает рабочий лист, в котором 5 заданий. Вы будете выполнять их  в течение урока самостоятельно.  В конце урока каждый заработает определённое количество баллов, которые мы переведём в оценку. Дополнительные баллы вы сможете получить, отвечая на устные вопросы.

I этап – Морфемика.

- Расскажите, из каких значимых частей состоят слова (1 р) и охарактеризуйте каждую из них (2 р).

 

Задание 1. Выполните морфемный разбор слов

 Кукольный   (театр)

  1. Тонкосуконный   (комбинат)
  2. Октябрьский   (район)
  3. Этнографический   (музей)
  4. Железнодорожный   (вокзал)

Универмаг  «Юбилейный»

Выберите слова, соответствующие схемам:

  1. Кукольный (театр)
  1. Тонкосуконный (комбинат) Октябрьский (район) Этнографический (музей)
  2. Железнодорожный (вокзал) Универмаг «Юбилейный»

II этап – Способы образования слов.

        - О каком городе шла речь? Бывали ли вы в Улан-Удэ? Прежде чем отправиться в путешествие, вспомните,  Какие способы образования слов вы знаете?

         Мы с вами отправляемся в небольшое путешествие. По названиям улиц, районов, городов можно узнать его историю, узнать, чем живет город.  Ваша задача -  указать, от каких слов образовались некоторые из них.

        Раньше Улан-Удэ назывался  Верхнеудинском, так как город находится в верховье р.Уды. Позже был переименован. Улан-Удэнцы и все жители Бурятии стараются сохранять культурное наследие своих предков. Поэтому в городе много архитектурных памятников, музеев. У-У – студенческий город. Здесь 4 крупных вуза: БГУ, БГСХА, ВСГТУ, ВСГАКИ. Также У-У – крупный промышленный центр. В городе имеотся крупные промышленные предприятия: судостроительный, авиационный, ЗММК, ЛВРЗ. У-У – культурный центр Бурятии. Здесь есть разные театры: Оперы и балета, русской и бурятской драмы, театр кукол «Ульгэр», кинотеатры, библиотеки.        

         - Какое значение имеет  изучение словообразования?

       Задание 2. Выполните словообразовательный разбор слов(Обе группы)

  1. Гостиные
  2. Транспортный
  3. Ул. Пионерская
  4. Кяхтинка
  5. ГДО
  6. Погранотряд

III этап. Корни с чередующимися гласными.

- Расскажите о правилах выбора гласной в корнях с чередованием, приведите примеры.

Задание 3.  Вставьте пропущенные буквы, обозначьте орфограмму.

  1. З…ря  ярко осветила звёзды на водную гладь Байкала.

2Мы возл…жили цветы к памятнику погибшим воинам.

3  Всем хотелось прик…снуться к экспонатам в Этнографическом музее.

4  В кабинете биологии  выр…с удивительный цветок.

5  Между ребятами разг…релся спор, в каком музее было интереснее.

6 Мы побывали в Улан-Удэ в самый разг…р  лета.

7 Ребята не предпол…гали, что там будет так красиво.

8 В разговоре с экскурсоводом мы к…сались разных тем.

9   Цветы, которые мы привезли домой, были выр…щены в музее природы.

Задание 3.  Составьте предложения из словосочетаний.

         1. Утренняя з…ря  

        2. возл…жить цветы

        3. прик…снуться к чему-то

        4. выр…с в саду

        5. разг…релся между ребятами

3 уровень – взаимопроверка    (Слайды)

IV этап. Правописание приставок пре- и при-

- Расскажите о правилах выбора гласной в  приставках пре- и при-. Приведите примеры.

Задание 4.  Вставьте пропущенные буквы, обозначьте орфограмму(2 ряд)

  1. Пр…школьный
  2. Пр…образовать
  3. Пр…луниться
  4. Пр…красный
  5. Пр…остановить
  6. Пр…рвать
  7. Пр…выкать
  8. Пр…мудрая
  9. Пр…брежный
  10. Пр…вет
  11. Пр…творить (дверь)
  12. Пр…творить (мечту в жизнь)

Задание 4.  Подберите слова на правило: «Правописание приставок пре- и при-.(1 ряд)

Приставка ПРИ-

Приставка ПРЕ-

1

2

3

4

Словарные слова

1

2

Словарные слова


3 уровень – взаимопроверка    (Слайды)

V этап – Гласные ы-и после приставок. Соединительные гласные О и Е.

         Расскажите о правописании гласных ы-и после приставок и о правописании соединительных гласных  о-е. Приведите примеры.

Задание 5 -1 р. Вставьте пропущенные буквы, обозначьте орфограмму

  1. Лед…кол
  2. Везд…ход
  3. Птиц…лов
  4. Верт…лёт
  5. С…грать
  6. Сверх…нтересный
  7. Контр…гра

Меж…нститутский

       Задание 5- 2р  Составьте словосочетания со словами, вставьте пропущенные буквы, обозначьте орфограмму

  1. Лед…кол _____________________________________________
  2. Везд…ход_____________________________________________
  3. Птиц…лов_____________________________________________
  4. С…грать_______________________________________________
  5. Сверх…нтересный ______________________________________________
  6. Меж…нститутский _______________________________________________

        

IV этап – заключение, подведение итогов.

 - Чем мы занимались на уроке, что нового узнали?

- Для чего нужно знать словообразовательный и морфемный разборы?

 - Подсчитайте заработанные баллы каждого ученика.

«5» - 25 баллов

«4» - 20-24 балла

«3» - 10-19 баллов

«2» - до 9 баллов

V этап – Д/З На какие правила вы допустили ошибки?

         №190, 191


Морфемика и словообразование.  (ЛП)

Рабочий лист

ученика 6  класса ___________________________________________________________

Задание 1. Выполните морфемный разбор слов

  1. Кукольный   (театр)
  1. Тонкосуконный   (комбинат)
  2. Октябрьский   (район)
  3. Этнографический   (музей)
  4. Железнодорожный   (вокзал)
  5. Универмаг  «Юбилейный»

Задание 2. Выполните словообразовательный разбор слов

  1. Гостиные
  2. Транспортный
  3. Ул. Пионерская
  4. Кяхтинка
  5. ГДО
  6. Погранотряд

 Задание 3.  Вставьте пропущенные буквы, обозначьте орфограмму.

         1. З…ря  ярко осветила звёзды на водную гладь Байкала.

        2. Мы возл…жили цветы к памятнику погибшим воинам.

        3. Всем хотелось прик…снуться к экспонатам в Этнографическом музее.

        4. В кабинете биологии  выр…с удивительный цветок.

        5. Между ребятами разг…релся спор, в каком музее было интереснее.

        6. Мы побывали в Улан-Удэ в самый разг…р  лета.

        7. Ребята не предпол…гали, что там будет так красиво.

        8. В разговоре с экскурсоводом мы к…сались разных тем.

        9.  Цветы, которые мы привезли домой, были выр…щены в музее природы.

        

Задание 4.  Вставьте пропущенные буквы, обозначьте орфограмму.

  1. Пр…школьный
  2. Пр…образовать
  3. Пр…луниться
  4. Пр…красный
  5. Пр…остановить
  6. Пр…рвать
  7. Пр…выкать
  8. Пр…мудрая
  9. Пр…брежный
  10. Пр…вет
  11. Пр…творить (дверь)
  12. Пр…творить (мечту в жизнь)

Задание 5.  Вставьте пропущенные буквы, обозначьте орфограмму

  1. Лед…кол
  2. Везд…ход
  3. Птиц…лов
  4. Верт…лёт
  5. С…грать
  6. Сверх…нтересный
  7. Контр…гра
  8. Меж…нститутский

Морфемика и словообразование. (ПП)

Рабочий лист

ученика 6  класса ___________________________________________________________

Задание 1. Выполните морфемный разбор слов. Какие слова  соответствуют схемам:

  1. Кукольный (театр) ____________________________________________________
  1. Тонкосуконный (комбинат) ____________________________________________
  2. Октябрьский (район) __________________________________________________
  3. Этнографический (музей) ______________________________________________
  4. Железнодорожный (вокзал) _____________________________________________
  5. Универмаг «Юбилейный»

1. 2. 3.

Задание 2. Выполните словообразовательный разбор слов

  1. Гостиные
  2. Транспортный
  3. Ул. Пионерская
  4. (Река) Кяхтинка
  5. ГДО
  6.  Погранотряд

 Задание 3.  Вставьте пропущенные буквы, обозначьте орфограмму.

         1. З…ря  ярко осветила звёзды на водную гладь Байкала.

        2. Мы возл…жили цветы к памятнику погибшим воинам.

        3. Всем хотелось прик…снуться к экспонатам в Этнографическом музее.

        4. В кабинете биологии  выр…с удивительный цветок.

        5. Между ребятами разг…релся спор, в каком музее было интереснее.

        6. Мы побывали в Улан-Удэ в самый разг…р  лета.

        7. Ребята не предпол…гали, что там будет так красиво.

        8. В разговоре с экскурсоводом мы к…сались разных тем.

        9.  Цветы, которые мы привезли домой, были выр…щены в музее природы.

        

Задание 4.  Вставьте пропущенные буквы, обозначьте орфограмму.

  1. Пр…школьный
  2. Пр…образовать
  3. Пр…луниться
  4. Пр…красный
  5. Пр…остановить
  6. Пр…рвать
  7. Пр…выкать
  8. Пр…мудрая
  9. Пр…брежный
  10. Пр…вет
  11. Пр…творить (дверь)
  12. Пр…творить (мечту в жизнь)

Задание 5.  Вставьте пропущенные буквы, обозначьте орфограмму

  1. Лед…кол
  2. Везд…ход
  3. Птиц…лов
  4. Верт…лёт
  5. С…грать
  6. Сверх…нтересный
  7. Контр…гра
  8. Меж…нститутский


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока русского языка в классе-комплекте (2 и 4 классы)

В сельских школах существуют классы-комплекты, уроки в которых очень специфичны. Можно, например, проводить русский язык в 1 классе и окружающий мир в 3 классе, причем одновременно. Я считаю, что учит...

Открытый урок по специальности по классу фортепиано преподавателя Кузьмичевой Е.В. с учащейся 5 класса Юровой Машей.

Программа урока:1.В тональностях соль минор и Соль мажор (трезвучия аккордов) тоники, субдоминанты, доминанты.2. Д. Чимароза Соната соль минор.3. Я. Дуссек Сонатина Соль мажор....

Конспект открытого урока биологии в 7 классе по теме: «КЛАСС ХРЯЩЕВЫЕ РЫБЫ»

Рыбы -это позвоночные животные, обитающие в воде. Условия их обитания, состав пищи,конкуренты и враги повсюду различны, от этого зависит и большое разнообразие в строении и поведениирыб. Всего к...

Открытый урок по биологии 6 класс по теме "Растения отдела Покрытосеменные. Семейства класса Двудольные".

Открытый урок разработан по линии Пономарёвой. Проводился в 6 классе при сравнении классов Двудольные....

Открытый урок «Особенности работы в классе вокального ансамбля младших классов «БУСИНКИ»».

Цель урока: развитие и закрепление умений и навыков двухголосного и трехголосного  пения в вокальном ансамбле младших классов.Задачи:Образовательные:•  формировать навыки пения a cappel...

Внедрение современных технологий на уроке музыки. Открытый урок в форме мастер - класса по внедрению в урок музыки новых технологий в рамках реализации ФГОС. Тема урока: «Вторая жизнь песни» 5 класс.

Внедрение современных технологий на уроке музыки. Открытый урок в форме мастер - класса по внедрению в урок музыки новых технологий в рамках реализации ФГОС. Тема урока: «Вторая жизнь песни» 5 класс....