Открытый урок "Морфемный и словообразовательный разбор" в 6 классе
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме
Для проведения урока использован дифференцированный материал с учетом национально-регионального компонента.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_v_6_kl.morfemnyy_i_slovoobrazovatelnyy_razbor_slova.doc | 85.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Морфемный и словообразовательный разбор слова.
Урок в 6Б классе.
Цели:
- повторить темы «Состав слова» и «Словообразование»
- воспитывать у учеников интерес к процессу словообразования, воспитать умение грамотно и логично составлять новые слова и применять их в устной и письменной речи
- развивать практические навыки словообразовательного анализа и анализа состава слова; научить практически использовать полученные в результате анализа знания.
Тип урока: обобщение и систематизация знаний
Ход урока:
I этап – Оргмомент
II этап – Традиционно - Проверка Д/З
- Назовите сложные слова (1 ряд)
- Какие из них являются сложносокращенными (2 р), что они обозначают (1 р)?
- Запишите на доске, как образовано выделенное слово ( 1 р__________________)
- Постройте схему сложного предложения (2 р_________________)
III этап – Актуализация опорных знаний:
На прошлых уроках мы изучили темы «Морфемика» и «Словообразование». Сегодня мы повторим эти темы, закрепим умение выполнять разные виды разбора слова.
Давайте вспомним этапы анализа слова:
Морфемный:
- окончание
- основа
- суффикс(ы)
- приставка
- корень
Забайкальский
Словообразовательный:
- Дать толкование лекс.зн-я слова
- сравнить состав данного слова с однокоренным, выявить ту часть, с помощью которой оно образовалось
- определить, от чего образовано слово
- назвать способ образования
заснеженные ← снег
Наш урок мы проведем в форме путешествия. Каждый ученик получает рабочий лист, в котором 5 заданий. Вы будете выполнять их в течение урока самостоятельно. В конце урока каждый заработает определённое количество баллов, которые мы переведём в оценку. Дополнительные баллы вы сможете получить, отвечая на устные вопросы.
I этап – Морфемика.
- Расскажите, из каких значимых частей состоят слова (1 р) и охарактеризуйте каждую из них (2 р).
Задание 1. Выполните морфемный разбор слов Кукольный (театр)
Универмаг «Юбилейный» | Выберите слова, соответствующие схемам:
|
II этап – Способы образования слов.
- О каком городе шла речь? Бывали ли вы в Улан-Удэ? Прежде чем отправиться в путешествие, вспомните, Какие способы образования слов вы знаете?
Мы с вами отправляемся в небольшое путешествие. По названиям улиц, районов, городов можно узнать его историю, узнать, чем живет город. Ваша задача - указать, от каких слов образовались некоторые из них.
Раньше Улан-Удэ назывался Верхнеудинском, так как город находится в верховье р.Уды. Позже был переименован. Улан-Удэнцы и все жители Бурятии стараются сохранять культурное наследие своих предков. Поэтому в городе много архитектурных памятников, музеев. У-У – студенческий город. Здесь 4 крупных вуза: БГУ, БГСХА, ВСГТУ, ВСГАКИ. Также У-У – крупный промышленный центр. В городе имеотся крупные промышленные предприятия: судостроительный, авиационный, ЗММК, ЛВРЗ. У-У – культурный центр Бурятии. Здесь есть разные театры: Оперы и балета, русской и бурятской драмы, театр кукол «Ульгэр», кинотеатры, библиотеки.
- Какое значение имеет изучение словообразования?
Задание 2. Выполните словообразовательный разбор слов(Обе группы)
- Гостиные
- Транспортный
- Ул. Пионерская
- Кяхтинка
- ГДО
- Погранотряд
III этап. Корни с чередующимися гласными.
- Расскажите о правилах выбора гласной в корнях с чередованием, приведите примеры.
Задание 3. Вставьте пропущенные буквы, обозначьте орфограмму.
2Мы возл…жили цветы к памятнику погибшим воинам. 3 Всем хотелось прик…снуться к экспонатам в Этнографическом музее. 4 В кабинете биологии выр…с удивительный цветок. 5 Между ребятами разг…релся спор, в каком музее было интереснее. 6 Мы побывали в Улан-Удэ в самый разг…р лета. 7 Ребята не предпол…гали, что там будет так красиво. 8 В разговоре с экскурсоводом мы к…сались разных тем. 9 Цветы, которые мы привезли домой, были выр…щены в музее природы. | Задание 3. Составьте предложения из словосочетаний. 1. Утренняя з…ря 2. возл…жить цветы 3. прик…снуться к чему-то 4. выр…с в саду 5. разг…релся между ребятами |
3 уровень – взаимопроверка (Слайды)
IV этап. Правописание приставок пре- и при-
- Расскажите о правилах выбора гласной в приставках пре- и при-. Приведите примеры.
Задание 4. Вставьте пропущенные буквы, обозначьте орфограмму(2 ряд)
- Пр…школьный
- Пр…образовать
- Пр…луниться
- Пр…красный
- Пр…остановить
- Пр…рвать
- Пр…выкать
- Пр…мудрая
- Пр…брежный
- Пр…вет
- Пр…творить (дверь)
- Пр…творить (мечту в жизнь)
Задание 4. Подберите слова на правило: «Правописание приставок пре- и при-.(1 ряд)
Приставка ПРИ- | Приставка ПРЕ- |
1 | 2 | 3 | 4 | Словарные слова | 1 | 2 | Словарные слова |
3 уровень – взаимопроверка (Слайды)
V этап – Гласные ы-и после приставок. Соединительные гласные О и Е.
Расскажите о правописании гласных ы-и после приставок и о правописании соединительных гласных о-е. Приведите примеры.
Задание 5 -1 р. Вставьте пропущенные буквы, обозначьте орфограмму
- Лед…кол
- Везд…ход
- Птиц…лов
- Верт…лёт
- С…грать
- Сверх…нтересный
- Контр…гра
Меж…нститутский
Задание 5- 2р Составьте словосочетания со словами, вставьте пропущенные буквы, обозначьте орфограмму
- Лед…кол _____________________________________________
- Везд…ход_____________________________________________
- Птиц…лов_____________________________________________
- С…грать_______________________________________________
- Сверх…нтересный ______________________________________________
- Меж…нститутский _______________________________________________
IV этап – заключение, подведение итогов.
- Чем мы занимались на уроке, что нового узнали?
- Для чего нужно знать словообразовательный и морфемный разборы?
- Подсчитайте заработанные баллы каждого ученика.
«5» - 25 баллов
«4» - 20-24 балла
«3» - 10-19 баллов
«2» - до 9 баллов
V этап – Д/З На какие правила вы допустили ошибки?
№190, 191
Морфемика и словообразование. (ЛП)
Рабочий лист
ученика 6 класса ___________________________________________________________
Задание 1. Выполните морфемный разбор слов
- Кукольный (театр)
- Тонкосуконный (комбинат)
- Октябрьский (район)
- Этнографический (музей)
- Железнодорожный (вокзал)
- Универмаг «Юбилейный»
Задание 2. Выполните словообразовательный разбор слов
- Гостиные
- Транспортный
- Ул. Пионерская
- Кяхтинка
- ГДО
- Погранотряд
Задание 3. Вставьте пропущенные буквы, обозначьте орфограмму.
1. З…ря ярко осветила звёзды на водную гладь Байкала.
2. Мы возл…жили цветы к памятнику погибшим воинам.
3. Всем хотелось прик…снуться к экспонатам в Этнографическом музее.
4. В кабинете биологии выр…с удивительный цветок.
5. Между ребятами разг…релся спор, в каком музее было интереснее.
6. Мы побывали в Улан-Удэ в самый разг…р лета.
7. Ребята не предпол…гали, что там будет так красиво.
8. В разговоре с экскурсоводом мы к…сались разных тем.
9. Цветы, которые мы привезли домой, были выр…щены в музее природы.
Задание 4. Вставьте пропущенные буквы, обозначьте орфограмму.
- Пр…школьный
- Пр…образовать
- Пр…луниться
- Пр…красный
- Пр…остановить
- Пр…рвать
- Пр…выкать
- Пр…мудрая
- Пр…брежный
- Пр…вет
- Пр…творить (дверь)
- Пр…творить (мечту в жизнь)
Задание 5. Вставьте пропущенные буквы, обозначьте орфограмму
- Лед…кол
- Везд…ход
- Птиц…лов
- Верт…лёт
- С…грать
- Сверх…нтересный
- Контр…гра
- Меж…нститутский
Морфемика и словообразование. (ПП)
Рабочий лист
ученика 6 класса ___________________________________________________________
Задание 1. Выполните морфемный разбор слов. Какие слова соответствуют схемам:
- Кукольный (театр) ____________________________________________________
- Тонкосуконный (комбинат) ____________________________________________
- Октябрьский (район) __________________________________________________
- Этнографический (музей) ______________________________________________
- Железнодорожный (вокзал) _____________________________________________
- Универмаг «Юбилейный»
1. 2. 3.
Задание 2. Выполните словообразовательный разбор слов
- Гостиные
- Транспортный
- Ул. Пионерская
- (Река) Кяхтинка
- ГДО
- Погранотряд
Задание 3. Вставьте пропущенные буквы, обозначьте орфограмму.
1. З…ря ярко осветила звёзды на водную гладь Байкала.
2. Мы возл…жили цветы к памятнику погибшим воинам.
3. Всем хотелось прик…снуться к экспонатам в Этнографическом музее.
4. В кабинете биологии выр…с удивительный цветок.
5. Между ребятами разг…релся спор, в каком музее было интереснее.
6. Мы побывали в Улан-Удэ в самый разг…р лета.
7. Ребята не предпол…гали, что там будет так красиво.
8. В разговоре с экскурсоводом мы к…сались разных тем.
9. Цветы, которые мы привезли домой, были выр…щены в музее природы.
Задание 4. Вставьте пропущенные буквы, обозначьте орфограмму.
- Пр…школьный
- Пр…образовать
- Пр…луниться
- Пр…красный
- Пр…остановить
- Пр…рвать
- Пр…выкать
- Пр…мудрая
- Пр…брежный
- Пр…вет
- Пр…творить (дверь)
- Пр…творить (мечту в жизнь)
Задание 5. Вставьте пропущенные буквы, обозначьте орфограмму
- Лед…кол
- Везд…ход
- Птиц…лов
- Верт…лёт
- С…грать
- Сверх…нтересный
- Контр…гра
- Меж…нститутский
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого урока русского языка в классе-комплекте (2 и 4 классы)
В сельских школах существуют классы-комплекты, уроки в которых очень специфичны. Можно, например, проводить русский язык в 1 классе и окружающий мир в 3 классе, причем одновременно. Я считаю, что учит...
Открытый урок по специальности по классу фортепиано преподавателя Кузьмичевой Е.В. с учащейся 5 класса Юровой Машей.
Программа урока:1.В тональностях соль минор и Соль мажор (трезвучия аккордов) тоники, субдоминанты, доминанты.2. Д. Чимароза Соната соль минор.3. Я. Дуссек Сонатина Соль мажор....
Конспект открытого урока биологии в 7 классе по теме: «КЛАСС ХРЯЩЕВЫЕ РЫБЫ»
Рыбы -это позвоночные животные, обитающие в воде. Условия их обитания, состав пищи,конкуренты и враги повсюду различны, от этого зависит и большое разнообразие в строении и поведениирыб. Всего к...
Открытый урок по биологии 6 класс по теме "Растения отдела Покрытосеменные. Семейства класса Двудольные".
Открытый урок разработан по линии Пономарёвой. Проводился в 6 классе при сравнении классов Двудольные....
Открытый урок «Особенности работы в классе вокального ансамбля младших классов «БУСИНКИ»».
Цель урока: развитие и закрепление умений и навыков двухголосного и трехголосного пения в вокальном ансамбле младших классов.Задачи:Образовательные:• формировать навыки пения a cappel...
Внедрение современных технологий на уроке музыки. Открытый урок в форме мастер - класса по внедрению в урок музыки новых технологий в рамках реализации ФГОС. Тема урока: «Вторая жизнь песни» 5 класс.
Внедрение современных технологий на уроке музыки. Открытый урок в форме мастер - класса по внедрению в урок музыки новых технологий в рамках реализации ФГОС. Тема урока: «Вторая жизнь песни» 5 класс....