Урок русского языка в 6 классе "Морфемный и словообразовательный разбор слова"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Стафеева Людмила Вячеславовна

Урок обобщения знаний по теме "Словообразование" в 6 классе по УМК Ладыженской

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл morfemnyy_i_slovoobrazovatelnyy_razbor_slova.docx31.23 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                                   Выполнила Стафеева Л.В. Учитель русского языка и литературы БОУ «Кабаньевская ООШ»

Урок русского языка в 6 классе на тему «Морфемный и словообразовательный разбор слова»

Тип  урока:  урок практикум.

Цели:

  1. повторить темы «Состав слова» и «Словообразование»
  2. воспитывать у учеников интерес к процессу словообразования, воспитать умение грамотно и логично составлять новые слова и применять их в устной и письменной речи
  3. развивать практические навыки словообразовательного анализа и анализа состава слова; научить практически использовать полученные в результате анализа знания.

Формируемые ключевые компетентности: готовность делать осознанный и ответственный выбор, аспекты информационной, социальной и коммуникативной компетентностей.

Универсальные учебные действия (УУД):

Личностные: оценивают важность различения «красивого» и «некрасивого», потребности в «прекрасном» и отрицания «безобразного».

Регулятивные: соотносят результат своей деятельности с целью и оценивают его.

Познавательные: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи.

Коммуникативные: учатся критично относиться к собственному мнению.

           Планируемые результаты:1.Владение навыками морфемного словообразовательного разбора слова ; умение объяснять языковые явления; развитие мотивации к аналитической деятельности.

Применяемые технологии:   развивающее обучение

                                        проблемное обучение                    

                                                      обучение в группах и в парах

                                          самодиагностики (коррекции)

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Мотивация к учебной деятельности. (3 мин.)

Цель:

мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки;

осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности, создание предпосылок для эмоционально комфортной обстановки на уроке.

Гость.

1.Приветствие учащихся.

Проверка готовности к уроку. Психологический настрой.

Вступительное слово учителя, задающего эмоциональный настрой:

  -  Здравствуйте, дорогие ребята! Я желаю вам хорошего настроения. Тема нашего урока: «Морфемный и словообразовательный разбор слова».  Сегодня мы  с вами повторим   различные способы образования слов, и вы должны будете  принять активное участие в нашей исследовательской  работе и научиться определять способ образования слова, а также строить словообразовательные цепочки. Запишите в тетрадях сегодняшнее  число, тему урока и слова классная работа.

(Запись на доске числа и названия темы урока)

Приветствуют учителя, друг друга, проверяют готовность к уроку, психологически настраиваются на урок.

Самоопределение Целеполагание Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками общение и взаимодействие, планирование учебного сотрудничества ориентировка на позицию партнера,

2.Актуализация знаний и пробное учебное действие. (10 мин.)

Цель:

актуализировать учебное содержание, необходимое для изучения нового материала;

актуализировать мыслительные операции: сравнение, анализ, обобщение;

зафиксировать затруднение при выполнении учащимися пробного учебного действия

2. Работа со словом   (на доске) и в тетрадях

- Корреспондент

 - образуйте  слова (слайд2)

- а где вы можете встретить представителя этой профессии?

- газета, телевидение, интернет,- СМИ

3.Актуализация знаний.

- На прошлых уроках мы изучили темы «Морфемика» и «Словообразование». Сегодня мы повторим эти темы, закрепим умение выполнять разные виды разбора слова. Наш урок пройдет в форме практикума.

Каждый ученик получает рабочий лист, в котором задания.Вы будете выполнять их  в течение урока самостоятельно.  В конце урока каждый заработает определённое количество баллов, которые мы переведём в оценку. Дополнительные баллы вы сможете получить, отвечая на устные вопросы.

         Давайте вспомним этапы анализа слова:

Морфемный:слайд3

  1. окончание
  2. основа
  3. суффикс(ы)
  4. приставка
  5. корень

Забайкальский

Словообразовательный:слайд4

  1. Дать толкование лексического значения слова
  2. сравнить состав данного слова с однокоренным, выявить ту часть, с помощью которой оно образовалось
  3. определить, от чего образовано слово
  4. назвать способ образования

 заснеженные ← снег

 Шпаргалка она вам пригодится для работы ( лежит на столах)

(Словообразование  – раздел науки о языке, в котором изучается, от чего и с помощью чего образованы слова).
– А от чего и с помощью чего образуются новые слова. 
(Слова образуются от других слов и с помощью различных морфем)
– Правильно! Вот мы и подошли к основной теме нашего сегодняшнего урока. Сегодня мы исследуем основные способы образования слов в русском языке.

Способы словообразования:

  • морфемный
  • сложения
  • сложносокращенные слова

Морфемный способ словообразования:

  • Есть слово ЛЕС, какой суффикс нужно добавить, чтоб сделать лес маленьким (-ОК-)? Такой способ образования слов называется суффиксальным.
  • Приставочный (по + темнеть – потемнеть)
  • Приставочно-суффиксальный (на +хлеб+ник)
  • Бессуффиксный (синева – синь)

Способ сложения:

  • Сложение основ (зверолов, пешеход)
  • Сложение целых слов (диван-кровать, плащ-палатка)
  • Сложение части основы с целым словом (драмкружок, педсовет)
  • Переход из одной части речи в другую (ванная комната – ванная, столовая комната – столовая)

Сложносокращенные слова:

  • Часть, состоящая из нескольких звуков (завуч, завхоз)
  • Часть состоящая из нач. букв (ВВЦ, МГУ)
  • Часть, состоящая из нач. звуков (МИФИ, ВУЗ, ЛИАЗ)

3. Включение изученного в систему знаний.(28 мин.)

Цель:

мотивировать учащихся к деятельности;

координировать деятельность учащихся;

контролировать выполнение заданий

  1. Повторим орфографию: (слайд 5).
  2. Работа с карточка 1.  

Выполняем внимательно. (взаимопроверка)

  1. Что значит разобрать слово по составу?

 ( слайд 6,7,8)

Работа с карточкой 2. Что это  за слова ? Названия улиц в нашем селе. (Беседа .)

  1. Словообразовательный разбор слова (слайд 9,10,11)

Работа с карточкой 3.

  1. Образец: Красноватенький- красноватый- красный.

Словообразовательная цепочка. (слайд 12,13)

       Работа с карточкой 4.

  1. Следующее упражнение, выполняется аналогично предыдущему. Восстановите слова, которые в словообразовательном ряду находились между исходными и полученным словом по образцу. (слайд14)

Работа с карточкой 5.

  1.  Р/Р Работа с текстом по книге Белозёрова  стр52 (немного о книге).

- найти сложные слова ,  разобрать по составу, сделать словообразовательный разбор и определить способ образования.

Работают в парах.

Производят  взаимопроверку и самопроверку.

Чтение текста. Работа со словом.

Уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, толковые словари.

Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других.

Уметь работать в парах

Овладение основными стилистическими ресурсами лексики русского языка, владение научной терминологией, ключевыми понятиями

4.Рефлексия. (2 мин.)

Цель:

оценить результаты собственной деятельности

повторить способ нового знания

- Какие понятия разобрали?

Морфемный и словообразовательный способы разбора слов.

Отвечают на вопросы.

Самоопределение

сотрудничество ориентировка на позицию партнера 

5. Заключение, подведение итогов.  (2 мин.)

- Оцените свою работу на уроке. Работу класса

- Подсчитайте заработанные баллы каждого ученика.

«5» - 36 баллов

«4» -29-35 баллов

«3» - 17-28 баллов

«2» - до16 баллов

Самооценка

Приложение:

1

К…сить траву, едва к…снулся, две к…сички,  не прик…сайтесь к проводам, дом стоял на речной к…се, к…сание мяча, утренняя з…ря, самый р…згар  лета, проснуться на з…рьке, заг…рел за лето, ог…рок свечи, под…грать другу, сверх…нтересный фильм, под…скать вариант, пр…ехать в гости, пр…красный вид, пр…лечь ненадолго, красивая пр…рода, при…гласить в гости, пр…школьный двор, крутой вод…пад, бур…лом в лесу.

2

Молодёжная

 

Юбилейная

Советская

Учебная

Союзная  

       

Украинская

Озёрная

кабаньевцы

ОКДВА  

   

Медпункт

3  

сверхсекретный

  завхоз

  внештатный

  раскрасавец

  лесник

  подгруппа

  предгрозовой

  сбербанк

4

доледниковый

пересоленный

долголетие

сверхготовность

ненаучный

раскрасавец

бесчеловечный

5

Собирательница      <— ...            <—       собирать

Вдумчивость            <—...              <—       дума

Лесничество             <—...               <—       лес

Шпаргалка.

(Словообразование  – раздел науки о языке, в котором изучается, от чего и с помощью чего образованы         слова).
– А от чего и с помощью чего образуются новые слова. 
(Слова образуются от         других слов и с помощью различных морфем)

Способы словообразования:

  • морфемный
  • сложения
  • сложносокращенные слова

Морфемный способ словообразования:

  • Есть слово ЛЕС, какой суффикс нужно добавить, чтоб сделать лес маленьким (-ОК-)? Такой способ образования слов называется суффиксальным.
  • Приставочный (по + темнеть – потемнеть)
  • Приставочно-суффиксальный (на +хлеб+ник)
  • Бессуффиксный (синева – синь)

Способ сложения:

  • Сложение основ (зверолов, пешеход)
  • Сложение целых слов (диван-кровать, плащ-палатка)
  • Сложение части основы с целым словом (драмкружок, педсовет)
  • Переход из одной части речи в другую (ванная комната – ванная, столовая комната – столовая)

Сложносокращенные слова:

  • Часть, состоящая из нескольких звуков (завуч, завхоз)
  • Часть состоящая из нач. букв (ВВЦ, МГУ)

Часть, состоящая из нач. звуков (МИФИ, ВУЗ, ЛИАЗ)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку русского языка в 5 классе "Морфологический разбор имени существительного"

Материал может быть использован на обобщающих уроках по теме "Имя  существительное"....

Урок русского языка в 5 классе "Морфемный разбор слов. Закрепление знаний по теме "Морфемика".

Данный урок реализуется в рамках учебника "Русский язык. 5 класс". Авторы-составители Г.Г. Граник, Н.А. Борисенко, Г.Н. Владимирская....

Презентация к уроку русского языка в 6 классе "Морфологический разбор числительного"

Презентация содержит дидактический и иллюстративный материал к уроку....

презентация к уроку русского языка в 8 классе "Синтаксический разбор словосочетания"

ЦЕЛИ УРОКА:• отработать навыки работы со словосочетанием.• проверить понимание учащимися главного и зависимого слова в словосочетании.• закрепить знания по видам связи слов в словосочетаниях, их струк...

Презентация к уроку русского языка в 5 классе: "Фонетический разбор слова"

Презентация, которой можно привлечь внимание детей к изучению нового материала по русскому языку. В каждом слайде содержится познавательная информация по изучаемой теме....

Конспект урока русского языка в 5 классе "Фонетический разбор слова"

Фонетический разбор слова.Открытый урок в 5а классе03.12.2020Цель деятельности учителя: познакомить с порядком фонетического разбора. Систематизировать знания о звуках и буквах, о делении согласных по...