Урок русского языка в 6 классе "Морфемный и словообразовательный разбор слова"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)
Урок обобщения знаний по теме "Словообразование" в 6 классе по УМК Ладыженской
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
morfemnyy_i_slovoobrazovatelnyy_razbor_slova.docx | 31.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Выполнила Стафеева Л.В. Учитель русского языка и литературы БОУ «Кабаньевская ООШ»
Урок русского языка в 6 классе на тему «Морфемный и словообразовательный разбор слова»
Тип урока: урок практикум.
Цели:
- повторить темы «Состав слова» и «Словообразование»
- воспитывать у учеников интерес к процессу словообразования, воспитать умение грамотно и логично составлять новые слова и применять их в устной и письменной речи
- развивать практические навыки словообразовательного анализа и анализа состава слова; научить практически использовать полученные в результате анализа знания.
Формируемые ключевые компетентности: готовность делать осознанный и ответственный выбор, аспекты информационной, социальной и коммуникативной компетентностей.
Универсальные учебные действия (УУД):
Личностные: оценивают важность различения «красивого» и «некрасивого», потребности в «прекрасном» и отрицания «безобразного».
Регулятивные: соотносят результат своей деятельности с целью и оценивают его.
Познавательные: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи.
Коммуникативные: учатся критично относиться к собственному мнению.
Планируемые результаты:1.Владение навыками морфемного словообразовательного разбора слова ; умение объяснять языковые явления; развитие мотивации к аналитической деятельности.
Применяемые технологии: развивающее обучение
проблемное обучение
обучение в группах и в парах
самодиагностики (коррекции)
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
1.Мотивация к учебной деятельности. (3 мин.) Цель: мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки; осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности, создание предпосылок для эмоционально комфортной обстановки на уроке. | Гость. 1.Приветствие учащихся. Проверка готовности к уроку. Психологический настрой. Вступительное слово учителя, задающего эмоциональный настрой: - Здравствуйте, дорогие ребята! Я желаю вам хорошего настроения. Тема нашего урока: «Морфемный и словообразовательный разбор слова». Сегодня мы с вами повторим различные способы образования слов, и вы должны будете принять активное участие в нашей исследовательской работе и научиться определять способ образования слова, а также строить словообразовательные цепочки. Запишите в тетрадях сегодняшнее число, тему урока и слова классная работа. (Запись на доске числа и названия темы урока) | Приветствуют учителя, друг друга, проверяют готовность к уроку, психологически настраиваются на урок. | Самоопределение Целеполагание Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками общение и взаимодействие, планирование учебного сотрудничества ориентировка на позицию партнера, |
2.Актуализация знаний и пробное учебное действие. (10 мин.) Цель: актуализировать учебное содержание, необходимое для изучения нового материала; актуализировать мыслительные операции: сравнение, анализ, обобщение; зафиксировать затруднение при выполнении учащимися пробного учебного действия | 2. Работа со словом (на доске) и в тетрадях - Корреспондент - образуйте слова (слайд2) - а где вы можете встретить представителя этой профессии? - газета, телевидение, интернет,- СМИ 3.Актуализация знаний. - На прошлых уроках мы изучили темы «Морфемика» и «Словообразование». Сегодня мы повторим эти темы, закрепим умение выполнять разные виды разбора слова. Наш урок пройдет в форме практикума. Каждый ученик получает рабочий лист, в котором задания.Вы будете выполнять их в течение урока самостоятельно. В конце урока каждый заработает определённое количество баллов, которые мы переведём в оценку. Дополнительные баллы вы сможете получить, отвечая на устные вопросы. Давайте вспомним этапы анализа слова: Морфемный:слайд3
Забайкальский Словообразовательный:слайд4
заснеженные ← снег Шпаргалка она вам пригодится для работы ( лежит на столах) (Словообразование – раздел науки о языке, в котором изучается, от чего и с помощью чего образованы слова). Способы словообразования:
Морфемный способ словообразования:
Способ сложения:
Сложносокращенные слова:
| ||
3. Включение изученного в систему знаний.(28 мин.) Цель: мотивировать учащихся к деятельности; координировать деятельность учащихся; контролировать выполнение заданий |
Выполняем внимательно. (взаимопроверка)
( слайд 6,7,8) Работа с карточкой 2. Что это за слова ? Названия улиц в нашем селе. (Беседа .)
Работа с карточкой 3.
Словообразовательная цепочка. (слайд 12,13) Работа с карточкой 4.
Работа с карточкой 5.
- найти сложные слова , разобрать по составу, сделать словообразовательный разбор и определить способ образования. | Работают в парах. Производят взаимопроверку и самопроверку. Чтение текста. Работа со словом. | Уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, толковые словари. Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других. Уметь работать в парах Овладение основными стилистическими ресурсами лексики русского языка, владение научной терминологией, ключевыми понятиями |
4.Рефлексия. (2 мин.) Цель: оценить результаты собственной деятельности повторить способ нового знания | - Какие понятия разобрали? Морфемный и словообразовательный способы разбора слов. | Отвечают на вопросы. | Самоопределение сотрудничество ориентировка на позицию партнера |
5. Заключение, подведение итогов. (2 мин.) | - Оцените свою работу на уроке. Работу класса - Подсчитайте заработанные баллы каждого ученика. «5» - 36 баллов «4» -29-35 баллов «3» - 17-28 баллов «2» - до16 баллов | Самооценка |
Приложение:
1
К…сить траву, едва к…снулся, две к…сички, не прик…сайтесь к проводам, дом стоял на речной к…се, к…сание мяча, утренняя з…ря, самый р…згар лета, проснуться на з…рьке, заг…рел за лето, ог…рок свечи, под…грать другу, сверх…нтересный фильм, под…скать вариант, пр…ехать в гости, пр…красный вид, пр…лечь ненадолго, красивая пр…рода, при…гласить в гости, пр…школьный двор, крутой вод…пад, бур…лом в лесу.
2
Молодёжная
Юбилейная
Советская
Учебная
Союзная
Украинская
Озёрная
кабаньевцы
ОКДВА
Медпункт
3
сверхсекретный
завхоз
внештатный
раскрасавец
лесник
подгруппа
предгрозовой
сбербанк
4
доледниковый
пересоленный
долголетие
сверхготовность
ненаучный
раскрасавец
бесчеловечный
5
Собирательница <— ... <— собирать
Вдумчивость <—... <— дума
Лесничество <—... <— лес
Шпаргалка.
(Словообразование – раздел науки о языке, в котором изучается, от чего и с помощью чего образованы слова).
– А от чего и с помощью чего образуются новые слова. (Слова образуются от других слов и с помощью различных морфем)
Способы словообразования:
- морфемный
- сложения
- сложносокращенные слова
Морфемный способ словообразования:
- Есть слово ЛЕС, какой суффикс нужно добавить, чтоб сделать лес маленьким (-ОК-)? Такой способ образования слов называется суффиксальным.
- Приставочный (по + темнеть – потемнеть)
- Приставочно-суффиксальный (на +хлеб+ник)
- Бессуффиксный (синева – синь)
Способ сложения:
- Сложение основ (зверолов, пешеход)
- Сложение целых слов (диван-кровать, плащ-палатка)
- Сложение части основы с целым словом (драмкружок, педсовет)
- Переход из одной части речи в другую (ванная комната – ванная, столовая комната – столовая)
Сложносокращенные слова:
- Часть, состоящая из нескольких звуков (завуч, завхоз)
- Часть состоящая из нач. букв (ВВЦ, МГУ)
Часть, состоящая из нач. звуков (МИФИ, ВУЗ, ЛИАЗ)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку русского языка в 5 классе "Морфологический разбор имени существительного"
Материал может быть использован на обобщающих уроках по теме "Имя существительное"....
Урок русского языка в 5 классе "Морфологический разбор глагола"
Обобщающий урок по теме " Глагол"...
Урок русского языка в 5 классе "Морфемный разбор слов. Закрепление знаний по теме "Морфемика".
Данный урок реализуется в рамках учебника "Русский язык. 5 класс". Авторы-составители Г.Г. Граник, Н.А. Борисенко, Г.Н. Владимирская....
Презентация к уроку русского языка в 6 классе "Морфологический разбор числительного"
Презентация содержит дидактический и иллюстративный материал к уроку....
презентация к уроку русского языка в 8 классе "Синтаксический разбор словосочетания"
ЦЕЛИ УРОКА:• отработать навыки работы со словосочетанием.• проверить понимание учащимися главного и зависимого слова в словосочетании.• закрепить знания по видам связи слов в словосочетаниях, их струк...
Презентация к уроку русского языка в 5 классе: "Фонетический разбор слова"
Презентация, которой можно привлечь внимание детей к изучению нового материала по русскому языку. В каждом слайде содержится познавательная информация по изучаемой теме....
Конспект урока русского языка в 5 классе "Фонетический разбор слова"
Фонетический разбор слова.Открытый урок в 5а классе03.12.2020Цель деятельности учителя: познакомить с порядком фонетического разбора. Систематизировать знания о звуках и буквах, о делении согласных по...