Урок литературы в 5 классе
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Самарина Ирина Сергеевна

Конспект урока по произведению Андерсена "Снежная королева"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chemu_uchit_skazka_snezhnaya_koroleva.docx21.74 КБ

Предварительный просмотр:

ЧЕМУ УЧИТ СКАЗКА «СНЕЖНАЯ КОРОЛЕВА»?

ТЕМА: Чему учит нас сказка «Снежная королева»?

ЦЕЛЬ: Учить вслушиваться в авторский голос. Познакомить учеников с литерату-

роведческими  понятиями композиция, сюжет, которые помогут понять основную мысль сказки.

УЧИТЕЛЬ: Урок начнем с прослушивания домашнего задания.

  1. Ученики представляют свои «Портреты героев

УЧИТЕЛЬ. Сегодня наша задача- вслушаться в авторский голос, понять, чему сказка учит нас, о чем нам хотел поведать автор. Первый шаг мы уже сделали- подробно проанализировали характеры героев. Но этого мало. Теперь нужно проследить, в чем особенности сюжета и композиции текста. Знаете ли вы, что такое сюжет и композиция? Обратимся к литературоведческому словарю.

  1. Словарная работа.

Композиция- построение, расположение и взаимосвязь всех частей, образов, эпизодов, сцен произведения.

Сюжет- система событий в художественном произведении, раскрывающая характеры героев, отношение писателя к изображаемым событиям. События протекают во времени, отличаются завершенностью. Отсюда элементы сюжета:

 экспозиция- изображение положения действующих лиц, обстоятельств и обстановки до начала действия;

завязка- начальный момент развития событий, изображенных в произведении;

развитие действия- изображение событий после завязки и до кульминации;

кульминация- высшее напряжение действия в художественном произведении;

развязка- заключительный момент в развитии действия художественного произведения.

    УЧИТЕЛЬ. Начнем с композиции. Давайте попробуем перечислить все сцены в той последовательности, в какой они изложены. Как автор позаботился о нас?

Он разделил сказку на части и озаглавил каждую из них.

  1. Анализ композиции. Наша задача – перечислить все главы, которые автор назвал сказками, записать авторское название, а рядом – свое, передающее содержание и толкование главы.

«Сказка первая, в которой говорится о зеркале и его осколках». Она начинается с истории о злом тролле и его дьявольском зеркале, позволяющем видеть людей, да и весь мир «такими, какие они на самом деле», и мы понимаем, что в мире растворено много зла. Эта часть как будто никак не связана с последующими, так как  в дальнейшем действуют только осколки дьявольского зеркала.

«Сказка вторая. Мальчик и девочка». Вот истинное начало сказки о дружбе Кая и Герды и о том, как заледенело сердце Кая. Кай исчезает – с испытания начинается проверка дружбы детей.

«Сказка третья. Цветник женщины, умевшей колдовать». Колдунья искушает Герду красотой, покоем, счастливыми снами. Но Герда побеждает искушение, дружба сильнее – и девочка отправляется на поиски Кая.

«Сказка четвертая. Принц и принцесса». Герда встречает принца и принцессу, на ее пути снова искушение: рядом добрые, богатые люди, спокойная обстановка, «верный кусок хлеба», как говорит Ворон, но она верна дружбе и продолжает искать Кая.

«Сказка пятая. Маленькая разбойница». Герда встречает своенравную девочку, страдает, испытывает страх, но сила ее любви побеждает капризные желания маленькой разбойницы, и Герда продолжает поиски Кая.

«Сказка шестая. Лапландка и финка». Новые испытания: Герда встречает новых друзей и мудрых помощников, мучается от холода и жары, страха и отчаяния, но С

«Сказка седьмая. Что было в чертогах Снежной Королевы и что случилось потом». Вот и счастливый конец, но мало найти друга, нужно пробудить его от равнодушия, оживить его сердце- и только тогда возвращаться домой.

    Учитель. Можем ли мы, опираясь на наши выводы, попытаться ответить на вопрос,

? почему в сказке так много отступлений от основного сюжета – рассказа о поисках Кая?

Автор хочет показать, как трудно достичь цели, как много препятствий возникает на пути любого человека, каким последовательным и отважным, мудрым и умеющим находить общий язык с разными людьми нужно быть, чтобы добиться успеха.

? что автор хочет сказать нам, какова основная мысль сказки, ее идея?

Автор считает: чтобы достичь счастья, человек должен стать его достоин. Он обязан быть преданным, целеустремленным, пройти через все испытания, побороть все искушения, перенести много страдания – потому что только тогда можно победить.

  Учитель. На доске перечислены семь сказок, а рядом перепутанные сюжетные элементы. Наведите порядок. Расставьте их по местам.

  1. Анализ сюжета.

    На доске                                                       Правильный ответ

Сказка первая – развязка                        Сказка первая – экспозиция

Сказка вторая – кульминация                 Сказка вторая- завязка

Сказка третья- экспозиция                      Сказка третья – развитие действия

Сказка четвертая –развитие действия      Сказка четвертая- развитие действия

Сказка пятая – развитие действия           Сказка пятая –развитие действия

Сказка шестая- развитие действия           Сказка шестая –развитие действия

Сказка седьмая –завязка                          Сказка седьмая –кульминация, развязка

,

? помогает ли нам анализ сюжета услышать авторский голос?

Сказка построена в соответствии с канонами, сюжет включает все элементы, только вот кульминация и развязка сближены, в то время как развитие действия растянуто. Цель все та же: подчеркнуть преданность и целеустремленность героини, ее терпение и веру в победу. Автор утверждает, что мир зол ( целую главу отводит на это), но добрые и слабые люди побеждают в этом мире, так как любовь сильнее всего.

Учитель. Понять авторскую мысль помогает нам и анализ прямых авторских характеристик главных героев. Найдите их в тексте и прочитайте вслух.

  1. Анализ прямых авторских характеристик.

Тролль- «злой-презлой, сущий дьявол».

Герда- «славная маленькая Герда».

Снежная Королева – изо льда. «И, однако, живая», но в глазах… «ни тепла, ни мира»

Кай- «бедняжка Кай».

Маленькая разбойница – «необузданная и своенравная, какой  на свете не сышешь», « избалованная и упрямая».

? подсказывают ли нам прямые авторские характеристики главную мысль сказки?

Автор не скрывает своего отношения к героям, к их характерам. Он как бы подчеркивает, что все они, кроме, может быть, тролля и Снежной королевы – обыкновенные люди с обычными человеческими слабостями и недостатками. Они боятся, переживают, испытывают и добрые чувства, и не очень добрые, обманывают, приспосабливаются. Автор мечтает о том, чтобы все люди стали добрее, лучше, чтобы они не предавали друг друга, верили в Бога, искали поддержку друг в друге. Главное в жизни – любовь и тепло, в этом нуждаются и об этом мечтают все нормальные люди.

 Учитель. Давайте подведем итоги и определим, какова основная мысль автора, а затем запишем ее. Для этого посмотрим, какие слова и понятия сопровождают наших главных «борцов», кто кому противостоит. Назовите представителей конфликта, выберите правильный вариант ответа.

  1. Особенности конфликта сказки.

а) Герда и Кай;

б) Тролль и Герда;

в) Герда и Снежная королева;

г) Герда и маленькая разбойница;

д) Герда и колдунья;

е) Снежная королева и тролль.

Итак, в конфликт вступают Герда и Снежная королева, они борются за жизнь и сердце Кая.

Продолжите ряды слов.

Снежная королева – снег (лед, зима, зеркало, как отражение пороков, равнодушие, рассудочность, порядок, математический расчет, бездуховность, смерть)

Герда- цветы (лето, тепло, сердце, красота, счастье, любовь, семья, жизнь).

? о каком счастье для людей мечтает автор?

О простом, обыкновенном, человеческом счастье, далеком от холодного расчета, о тепле и преданности, о семейной жизни, взаимопонимании, простоте.

Учитель. Можно ли сформулировать в одном предложении авторскую идею?

Любовь победит все, даже смерть.

Домашнее задание. Подготовиться к уроку-суду.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку литературы, 11 класс, тема "Русская литература конца XIX - начала XX века. Традиции и новаторство".

Презентация поможет учителю проиллюстрировать лекцию по теме "Русская литература конца XIX - начала XX века". Материал содержит основные тезисы, фотографии....

Урок литературы 9 класс "М.Ю.Лермонтов "Герой нашего времени"- первый психологический роман в русской литературе. Сложность композиции".

Конспект урока может быть использован при изучении романа "Герой нашего времени" в 9 - 10 классах...

Конспект урока литературы. (7 класс). "Дом и семья в русской литературе (по произведениям Л.Н.Толстого «Детство»).

Цель урока: опираясь на знание содержания художественного произведения, выявить отношения взрослых и детей, законы семьи, через художественный текст показать, как семья влияет на развитие ребенка....

Синтетические виды искусства. Особые формы поэзии в русской литературе конца XX – начала XXI века. Урок литературы, 11 класс (профильная группа)

Учитель: Солдатова Светлана Сергеевна,Первая квалификационная категорияЦели:1.     Рассмотреть слияние разных видов искусства;2.     Познакомиться с особыми фор...