Урок литературы в 5 классе
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Конспект урока по произведению Андерсена "Снежная королева"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chemu_uchit_skazka_snezhnaya_koroleva.docx | 21.74 КБ |
Предварительный просмотр:
ЧЕМУ УЧИТ СКАЗКА «СНЕЖНАЯ КОРОЛЕВА»?
ТЕМА: Чему учит нас сказка «Снежная королева»?
ЦЕЛЬ: Учить вслушиваться в авторский голос. Познакомить учеников с литерату-
роведческими понятиями композиция, сюжет, которые помогут понять основную мысль сказки.
УЧИТЕЛЬ: Урок начнем с прослушивания домашнего задания.
- Ученики представляют свои «Портреты героев
УЧИТЕЛЬ. Сегодня наша задача- вслушаться в авторский голос, понять, чему сказка учит нас, о чем нам хотел поведать автор. Первый шаг мы уже сделали- подробно проанализировали характеры героев. Но этого мало. Теперь нужно проследить, в чем особенности сюжета и композиции текста. Знаете ли вы, что такое сюжет и композиция? Обратимся к литературоведческому словарю.
- Словарная работа.
Композиция- построение, расположение и взаимосвязь всех частей, образов, эпизодов, сцен произведения.
Сюжет- система событий в художественном произведении, раскрывающая характеры героев, отношение писателя к изображаемым событиям. События протекают во времени, отличаются завершенностью. Отсюда элементы сюжета:
экспозиция- изображение положения действующих лиц, обстоятельств и обстановки до начала действия;
завязка- начальный момент развития событий, изображенных в произведении;
развитие действия- изображение событий после завязки и до кульминации;
кульминация- высшее напряжение действия в художественном произведении;
развязка- заключительный момент в развитии действия художественного произведения.
УЧИТЕЛЬ. Начнем с композиции. Давайте попробуем перечислить все сцены в той последовательности, в какой они изложены. Как автор позаботился о нас?
Он разделил сказку на части и озаглавил каждую из них.
- Анализ композиции. Наша задача – перечислить все главы, которые автор назвал сказками, записать авторское название, а рядом – свое, передающее содержание и толкование главы.
«Сказка первая, в которой говорится о зеркале и его осколках». Она начинается с истории о злом тролле и его дьявольском зеркале, позволяющем видеть людей, да и весь мир «такими, какие они на самом деле», и мы понимаем, что в мире растворено много зла. Эта часть как будто никак не связана с последующими, так как в дальнейшем действуют только осколки дьявольского зеркала.
«Сказка вторая. Мальчик и девочка». Вот истинное начало сказки о дружбе Кая и Герды и о том, как заледенело сердце Кая. Кай исчезает – с испытания начинается проверка дружбы детей.
«Сказка третья. Цветник женщины, умевшей колдовать». Колдунья искушает Герду красотой, покоем, счастливыми снами. Но Герда побеждает искушение, дружба сильнее – и девочка отправляется на поиски Кая.
«Сказка четвертая. Принц и принцесса». Герда встречает принца и принцессу, на ее пути снова искушение: рядом добрые, богатые люди, спокойная обстановка, «верный кусок хлеба», как говорит Ворон, но она верна дружбе и продолжает искать Кая.
«Сказка пятая. Маленькая разбойница». Герда встречает своенравную девочку, страдает, испытывает страх, но сила ее любви побеждает капризные желания маленькой разбойницы, и Герда продолжает поиски Кая.
«Сказка шестая. Лапландка и финка». Новые испытания: Герда встречает новых друзей и мудрых помощников, мучается от холода и жары, страха и отчаяния, но С
«Сказка седьмая. Что было в чертогах Снежной Королевы и что случилось потом». Вот и счастливый конец, но мало найти друга, нужно пробудить его от равнодушия, оживить его сердце- и только тогда возвращаться домой.
Учитель. Можем ли мы, опираясь на наши выводы, попытаться ответить на вопрос,
? почему в сказке так много отступлений от основного сюжета – рассказа о поисках Кая?
Автор хочет показать, как трудно достичь цели, как много препятствий возникает на пути любого человека, каким последовательным и отважным, мудрым и умеющим находить общий язык с разными людьми нужно быть, чтобы добиться успеха.
? что автор хочет сказать нам, какова основная мысль сказки, ее идея?
Автор считает: чтобы достичь счастья, человек должен стать его достоин. Он обязан быть преданным, целеустремленным, пройти через все испытания, побороть все искушения, перенести много страдания – потому что только тогда можно победить.
Учитель. На доске перечислены семь сказок, а рядом перепутанные сюжетные элементы. Наведите порядок. Расставьте их по местам.
- Анализ сюжета.
На доске Правильный ответ
Сказка первая – развязка Сказка первая – экспозиция
Сказка вторая – кульминация Сказка вторая- завязка
Сказка третья- экспозиция Сказка третья – развитие действия
Сказка четвертая –развитие действия Сказка четвертая- развитие действия
Сказка пятая – развитие действия Сказка пятая –развитие действия
Сказка шестая- развитие действия Сказка шестая –развитие действия
Сказка седьмая –завязка Сказка седьмая –кульминация, развязка
,
? помогает ли нам анализ сюжета услышать авторский голос?
Сказка построена в соответствии с канонами, сюжет включает все элементы, только вот кульминация и развязка сближены, в то время как развитие действия растянуто. Цель все та же: подчеркнуть преданность и целеустремленность героини, ее терпение и веру в победу. Автор утверждает, что мир зол ( целую главу отводит на это), но добрые и слабые люди побеждают в этом мире, так как любовь сильнее всего.
Учитель. Понять авторскую мысль помогает нам и анализ прямых авторских характеристик главных героев. Найдите их в тексте и прочитайте вслух.
- Анализ прямых авторских характеристик.
Тролль- «злой-презлой, сущий дьявол».
Герда- «славная маленькая Герда».
Снежная Королева – изо льда. «И, однако, живая», но в глазах… «ни тепла, ни мира»
Кай- «бедняжка Кай».
Маленькая разбойница – «необузданная и своенравная, какой на свете не сышешь», « избалованная и упрямая».
? подсказывают ли нам прямые авторские характеристики главную мысль сказки?
Автор не скрывает своего отношения к героям, к их характерам. Он как бы подчеркивает, что все они, кроме, может быть, тролля и Снежной королевы – обыкновенные люди с обычными человеческими слабостями и недостатками. Они боятся, переживают, испытывают и добрые чувства, и не очень добрые, обманывают, приспосабливаются. Автор мечтает о том, чтобы все люди стали добрее, лучше, чтобы они не предавали друг друга, верили в Бога, искали поддержку друг в друге. Главное в жизни – любовь и тепло, в этом нуждаются и об этом мечтают все нормальные люди.
Учитель. Давайте подведем итоги и определим, какова основная мысль автора, а затем запишем ее. Для этого посмотрим, какие слова и понятия сопровождают наших главных «борцов», кто кому противостоит. Назовите представителей конфликта, выберите правильный вариант ответа.
- Особенности конфликта сказки.
а) Герда и Кай;
б) Тролль и Герда;
в) Герда и Снежная королева;
г) Герда и маленькая разбойница;
д) Герда и колдунья;
е) Снежная королева и тролль.
Итак, в конфликт вступают Герда и Снежная королева, они борются за жизнь и сердце Кая.
Продолжите ряды слов.
Снежная королева – снег (лед, зима, зеркало, как отражение пороков, равнодушие, рассудочность, порядок, математический расчет, бездуховность, смерть)
Герда- цветы (лето, тепло, сердце, красота, счастье, любовь, семья, жизнь).
? о каком счастье для людей мечтает автор?
О простом, обыкновенном, человеческом счастье, далеком от холодного расчета, о тепле и преданности, о семейной жизни, взаимопонимании, простоте.
Учитель. Можно ли сформулировать в одном предложении авторскую идею?
Любовь победит все, даже смерть.
Домашнее задание. Подготовиться к уроку-суду.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку литературы, 11 класс, тема "Русская литература конца XIX - начала XX века. Традиции и новаторство".
Презентация поможет учителю проиллюстрировать лекцию по теме "Русская литература конца XIX - начала XX века". Материал содержит основные тезисы, фотографии....
Литература периода Великой Отечественной войны. Поэзия ( урок - обозрение ) урок литературы 11 класс
лекция с элементами беседы. анализ стих....
Урок литературы 9 класс "М.Ю.Лермонтов "Герой нашего времени"- первый психологический роман в русской литературе. Сложность композиции".
Конспект урока может быть использован при изучении романа "Герой нашего времени" в 9 - 10 классах...
Презентация к уроку литературы 9 класс"Лермонтов "Герой нашего времени"- первый психологический роман в русской литературе. Сложность композиции"
Презентация к уроку...
Конспект урока (литература, 9 класс) на тему «Слово о полку Игореве» - один из памятников и источников древнерусской литературы
Конспект урока по литературе для учащихся 9 класса...
Конспект урока литературы. (7 класс). "Дом и семья в русской литературе (по произведениям Л.Н.Толстого «Детство»).
Цель урока: опираясь на знание содержания художественного произведения, выявить отношения взрослых и детей, законы семьи, через художественный текст показать, как семья влияет на развитие ребенка....
Синтетические виды искусства. Особые формы поэзии в русской литературе конца XX – начала XXI века. Урок литературы, 11 класс (профильная группа)
Учитель: Солдатова Светлана Сергеевна,Первая квалификационная категорияЦели:1. Рассмотреть слияние разных видов искусства;2. Познакомиться с особыми фор...