Рабочая программа по русскому языку 7 класс ФГОС
рабочая программа по русскому языку (7 класс) на тему
Программа составлена к учебному комплексу Бабайцевой на три часа в неделю
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 62.72 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕбюджетное ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ГИМНАЗИЯ»
УТВЕРЖДЕНО приказом директора МОУ «Гимназия» № |
РАССМОТРЕНО на заседании КНМЦ протокол № |
Рабочая программа
Русский язык
7 класс
Бобровник Ольга Владимировна
Абакан, 2015
Пояснительная записка
Данная рабочая программа разработана на основе основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Гимназия» с учетом УМК под редакцией В.В. Бабайцевой.
Рабочая программа разработана на основе основной образовательной программыосновной общеобразовательной программы МБОУ «Гимназия» с учетом УМК подредакцией В. В. Бабайцевой.
Содержание данной программы осуществляет преемственность с программой порусскому языку 6класса и рассчитано на продолжение курса.
По учебному плану МБОУ «Гимназия» на изучение русского языка в 7классе отведено 4 часа в неделю
На конец учебного года по результатам контрольных работ высокий уровень подготовкипо предмету имеют 35%, средний 55%, низкий 10% учащихся. Программа рассчитана навсех обучающихся, но индивидуальные особенности подготовки будут учтены при
планировании каждого урока.
Основные содержательные линии. Данная программа развивает линии, намеченные программой 6 класса, появляются новые – причастие и деепричастие. Развивается понятие о служебных частях речи: предлог, союз, частица. Вводится понятие междометия.
Особенностью работы является тот факт, что 7Б - класс с математическим уклоном. Несмотря на то, что учащиеся этого класса более интересуются занятиями по предмету с углубленным изучением (математика) , они увлеченно изучают и русский язык. Наблюдается целеустремленность и позитивный настрой на постижение нового. Обучающиеся активны, творчески развиты, читают не только обязательную литературу , но и дополнительную. В коллективе есть деловое сотрудничество, взаимопонимание, ответственность каждого за себя и класс в целом, поэтому хорошо проходит работа в парах и группах. Обучающиеся способны показать высокие результаты при изучении русскому языку.
Цели учебного предмета:
• воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
• совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
• освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
• формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
Основные задачи учебного предмета:
- Совершенствование в процессе обучения общеучебных умений, навыков, способов деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей.
- Развитие коммуникативных умений: владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения.
- Развитие интеллектуальных умений: сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация.
- Развитие информационных умений: умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом.
- Развитие организационных умений: умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию.
Результаты обучения:
Личностные -
1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры;
3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметные -
1) владение всеми видами речевой деятельности:
• адекватное понимание основной и дополнительной информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли);
• владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;
• адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
• способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, средства Интернета;
свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;
• овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации;
• умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
• способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменнойформе;
• умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, конспект, аннотация);
• умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;
• способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному,услышанному,увиденному;
• владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог — обмен мнениями и др.; • соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
• способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;
• способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
• умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации;
2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметные:
1) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
2) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности копределенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;
3) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
4) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
Планируемые результаты изучения русского языка в 7 классе
Ученик научится:
- использовать различные виды монолога и диалога;
- оценивать образцы устной монологической и диалогической речи с точки зрения соответствия ситуации речевого общения, достижения коммуникативных целей речевого взаимодействия, уместности использования языковых средств;
- обсуждать и четко формулировать цели, план совместной групповой учебной деятельности, распределение частей работы;
- соблюдать в практике письма основные лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; стилистически корректно использовать лексику и фразеологию, правила речевого этикета;
- различать самостоятельные части речи (существительное, глагол, прилагательное, числительное, наречие, слово категории состояния) по совокупности признаков и аргументированно доказывать принадлежность слова к той или иной части речи;
- находить орфограммы в соответствии с изученными правилами;
- различать лексические и функциональные омонимы с учетом значения и синтаксической функции слова;
- использовать языковые средства, устраняя разнообразное повторение слов в тексте;
- производить морфемный и морфологический разбор изученных частей речи;
- соблюдать литературные нормы употребления различных частей речи в устной и письменной формах речи;
- строить тексты различных типов речи, учитывая при их создании роль изученных частей речи; анализировать и создавать тексты изученных стилей (отзыв о книге, индивидуальная характеристика, описание места, биография, правила, случаи из жизни);
Ученик получит возможность научиться:
- участвовать в коллективном обсуждении проблем, аргументировать собственную позицию;
- понимать основные причины коммуникативных неудач и объяснять их;
- понимать, анализировать, оценивать явную и скрытую (подтекстовую) информацию в прочитанных текстах;
- извлекать информацию по заданной проблеме из различных источников (включая противоположные точки зрения на ее решение);
- создавать устные монологические и диалогические высказывания в учебно-научной сфере общения;
- публично защищать проект;
- анализировать и оценивать речевые высказывания с точки зрения их успешности в достижении прогнозируемого результата;
- различать и анализировать тексты разных типов и стилей с точки зрения специфики использования в них языковых средств;
- характеризовать вклад выдающихся лингвистов в развитие русистики;
- выразительно читать поэтические и прозаические тексты;
- демонстрировать роль орфографии и пунктуации в передаче смысловой стороны речи;
Содержание предмета
Разделы, темы | Краткое содержание темы | Необхо- димое кол-во часов |
Русский язык как развивающееся явление | Язык – явление развивающееся, элементарные сведения об исторических изменениях в разных областях русского языка, этимология как наука о происхождении исконно-русских и иноязычных слов | 1 |
Повторение изученного в 5-6 классах | Синтаксис. Синтаксический разбор. Пунктуация. Пунктуационный разбор. Лексика и фразеология. Фонетика и орфография. Фонетический разбор слова. словообразование и орфография. Морфемный и словообразовательный разбор. Морфология и орфография. | 7 |
Причастие | Причастие. Свойства прилагательных и глаголов у причастия. Синтаксическая роль причастий в предложении. Действительные и страдательные причастия. Полные и краткие страдательные причастия. Причастный оборот; выделение запятыми причастного оборота. Текстообразующая роль причастий. Склонение полных причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий. Образование действительных и страдательных причастий настоящего и прошедшего времени (ознакомление). Не с причастиями. Правописание гласных в суффиксах действительных и страдательных причастий. Одна и две буквы н в суффиксах полных причастий и прилагательных, образованных от глаголов. Одна буква н в кратких причастиях. Умение правильно ставить ударение в полных и кратких страдательных причастиях (принесенный, принесен, принесенá, принесенó, принесены´), правильно употреблять причастия с суффиксом –ся, согласовывать причастия с определяемыми существительными, строить предложения с причастным оборотом. | 30 |
Деепричастие | Повторение пройденного о глаголе в V и VI классах. Деепричастие. Глагольные и наречные свойства деепричастия. Синтаксическая роль деепричастий в предложении. Текстообразующая роль деепричастий. Деепричастный оборот; знаки препинания при деепричастном обороте. Выделение одиночного деепричастия запятыми (ознакомление). Деепричастия совершенного и несовершенного виды и их образование. Не с деепричастиями. Умение правильно строить предложение с деепричастным оборотом. | 14 |
Предлог | Предлог как служебная часть речи. Синтаксическая роль предлогов в предложении. Непроизводные и производные предлоги. Простые и составные предлоги. Текстообразующая роль предлогов. Слитные и раздельные написания предлогов (в течение, ввиду, вследствие и др.). Дефис в предлогах из-за, из-под. Умение правильно употреблять предлоги в и на, с и из. Умение правильно употреблять существительные с предлогами по, благодаря, согласно, вопреки. Умение пользоваться в речи предлогами-синонимами. | 10 |
Союз | Союз как служебная часть речи. Синтаксическая роль союзов в предложении. Простые и составные союзы. Союзы сочинительные и подчинительные; сочинительные союзы – соединительные, разделительные и противительные. Употребление сочинительных союзов в простом и сложном предложениях; употребление подчинительных союзов в сложном предложении. Текстообразующая роль союзов. Слитные и разделительные написания союзов. Отличие на письме союзов зато, тоже, чтобы от местоимений с предлогом и частицами и союза также от наречия так с частицей же. Умение пользоваться в речи союзами-синонимами. | 9 |
Частица | Частица как служебная часть речи. Синтаксическая роль частиц в предложении. Формообразующие и смысловые частицы. Текстообразующая роль частиц. Различение на письме частиц не и ни. Правописание не и ни с различными частями речи. | 8 |
Междометие | Междометие как часть речи. Синтаксическая роль междометий в предложении. Звукоподражательные слова и их отличие от междометий. Дефис в междометиях. Интонационное выделение междометий. Запятая и восклицательный знак при междометиях. Умение выразительно читать предложения с междометиями. | 3 |
Повторение | Разделы науки о языке. Орфография. пунктуация. Лексика и фразеология. Словообразование. Морфемный и словообразовательный разбор. Морфология. Синтаксис. | 20 |
Развитие связной речи | Текст. Стили речи. Публицистический стиль, его жанры, языковые особенности. Описание местности : структура текста, языковые особенности. Устный пересказ исходного текста с описанием местности. Описание местности по личным впечатлениям, по фотографии. Описание действий как вид текста: структура текста, его языковые особенности. Пересказ исходного текста с описанием действий. Рассказ от своего имени на основе прочитанного. Рассказ на основе увиденного на картине. Виды публичных общественно-политических выступлений. Их структура. Устное рассуждение на дискуссионную тему; его языковые особенности. | 18 |
Календарно-тематическое планирование
уроков русского языка в 7 Б и В классах
N п/п | Тема урока | Характеристика основных видов деятельности ученика | Примечания | ||
По плану | По факту | ||||
1 | Русский язык как развивающееся явление. | Понимать роль русского языка как средства общения в межнациональном коллективе, бережно и сознательно относиться к русскому языку как национальной ценности. | |||
2-4 | Орфография. Повторение. | Уметь осуществлять выбор орфограмм «Гласная и согласная буква в корне», применять алгоритм при рассуждении, группировать орфограммы по видам, грамотно писать под диктовку и в собственных высказываниях | |||
5-7 | Пунктуация. Повторение. | Уметь определять структуру предложения, расставлять в нем знаки препинания, анализировать конструкции заданной модели, конструировать предложения по схеме, использовать различные синтаксические конструкции в речи | |||
8 | Входной контроль. Контрольный диктант. | Уметь воспринимать текст на слух, воспроизводить его, соблюдая орфографические и пунктуационные нормы, выполнять различные виды разбора.
| |||
9 | Понятие о причастии. | Знать общее грамматическое значение причастия, морфологические признаки и синтаксическую роль в предложении, в тексте, отличать причастие от прилагательного, понимать значения причастий при сопоставлении с глаголом и прилагательным. | |||
10 | Склонение по типу прилагательного у причастий | Отличать причастие от прилагательного, понимать значения причастий | |||
11 | Гласные и согласные в окончаниях причастий | Согласовывать причастие с определяемым существительным, определять условия выбора гласных в окончаниях причастий | |||
12 | Признаки прилагательного у причастия. | Определить грамматические признаки причастия, уметь строить рассуждение в научном стиле на основе образца доказательств в опорных материалах, согласовывать причастие с определяемым существительным, определять условия выбора гласных в окончаниях причастий | |||
13 | Признаки глагола у причастия. | Уметь определять признаки глагола у причастия, соблюдать видовременную соотнесенность, употребляемых в предложении причастий с формой глагола-сказуемого | |||
14-15 | Причастный оборот. | Уметь определять границы причастного оборота, составлять схемы, понимать отличия зависимого слова от определяемого | |||
16-17 | Знаки препинания при причастном обороте. | Уметь выделять знаками препинания причастный оборот | |||
18 | Проверочная работа по теме "Знаки препинания при причастном обороте" | ||||
19-20 | Не с краткими и полными причастиями | Уметь правильно писать не с причастиями. | |||
21 | Действительные и страдательные причастия | ||||
22 | Образование, правописание действительных причастий настоящего времени. | Уметь правильно писать суффиксы действительных причастий настоящего времени, аргументировано доказывать | |||
23 | Гласная в суффиксах причастий настоящего времени | ||||
24 | Образование страдательных причастий настоящего времени | Знать способы образования страдательных причастий настоящего времени, обосновать выбор гласной в суффиксах -ом, -ем, -им, уметь правильно писать гласную перед суффиксами страдательного причастия | |||
25 | Проверочная работа "Гласные в суффиксах причастий" | ||||
26 | Образование и правописание причастий прошедшего времени. | Знать способы образования действительных причастий прошедшего времени, гласные в суффиксах причастий, суметь правильно писать суффиксы причастий. | |||
27 | Образование и правописание страдательных причастий. | Уметь правильно писать суффиксы страдательных причастий настоящего времени, аргументировано доказывать свой выбор. | |||
28 | Обобщение "Образование причастий" | ||||
29-30 | Р/Р Текст. Признаки текста. Стили речи | Знать особенности текста, черты стилей речи; уметь создавать тексты; находить фрагменты с иным типовым значением, определять стили речи, прямой и обратный порядок слов предложений в предложений текста, способы и средства связи предложений в тексте | |||
31 | Гласные перед н, нн в суффиксах причастий. | Знать способы образования страдательных причастий настоящего времени, обосновать выбор гласной перед н, нн в страдательных причастиях. | |||
32 | Краткие причастия. | Знать, как образуются краткие причастия. | |||
33 | Синтаксическая роль кратких причастий в предложении. | Уметь отличать краткие причастия, краткие прилагательные и наречия. | |||
34 | Правописание н-нн в причастиях | Знать способ разграничения страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глаголов. Уметь обосновывать написания н или нн, правильно употреблять в речи. Уметь применять правила написания н и нн в причастиях и прилагательных, разграничивать омонимичные причастия и прилагательные. | |||
35 | Морфологический разбор причастия | ||||
36-40 | Повторение изученного по теме «Причастие» | Уметь применять правила написания причастий, уметь находить причастие в тексте, определять их грамматические признаки, разграничивать омонимичные части речи, определять границы причастного оборота, выделять его на письме запятыми. | |||
41 | Контрольный диктант | Уметь находить причастия в тексте, определять их грамматические признаки, правильно писать орфограммы в причастии, определять границы причастного оборота, выделять его на письме запятым, осуществлять замену придаточного определительного синонимичными конструкциями с причастиями и причастными оборотами, правильно строить и читать предложения с причастными оборотами, производить композиционно- содержательный, стилистический, типологический анализ текста | |||
42 | Понятие о деепричастии | Знать лексическое и грамматическое значение деепричастий, уметь разграничивать основное и | |||
43 | Признаки глагола и наречия у деепричастия. НЕ с деепричастием. | Уметь различать в тексте деепричастие. Определять его значение, сопоставлять с глаголом, причастием и наречием, определять синтаксическую роль в предложении, безошибочно писать НЕ с деепричастием, находить и исправлять | |||
44 | Не с деепричастиями | ||||
45-47 | Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте. | Знать определение деепричастного оборота, понимать, что добавочное действие производится тем же лицом (предметом), что и основное, уметь находить деепричастный оборот, определять его границы, правильно ставить знаки препинания, использовать деепричастия и деепричастные обороты в речи | |||
48 | Словообразование деепричастий. Деепричастия совершенного и несовершенного вида, их образование. | Уметь различать в тексте деепричастия, определять вид, синтаксическую функцию в предложении, безошибочно писать гласную перед суффиксами, употреблять в речи, правильно строить предложения с одиночным деепричастием и деепричастным оборотом | |||
49 | Контрольный диктант | Уметь распознавать деепричастия по суффиксам и значению на основе структурно-семантического и | |||
50 | Анализ контрольного диктанта | Уметь находить и объяснять допущенные ошибки, аргументированно доказывать правильное написание | |||
51 | Повторим орфографию | Уметь осуществлять выбор орфограмм «Гласная и согласная буква в корне», применять алгоритм при рассуждении, группировать орфограммы по видам, грамотно писать под диктовку и в собственных высказываниях | |||
52 | Повторим пунктуацию | Уметь определять структуру предложения, расставлять в нем знаки препинания, анализировать конструкции заданной модели, конструировать предложения по схеме, использовать различные синтаксические конструкции в речи | |||
53 | Употребление деепричастий в речи | Уметь использовать свойства деепричастия. «Дорисовывать движение» в текстах разных стилей и типов речи, определять роль деепричастий в художественных текстах, производить синтаксический и пунктуационный анализ предложений с деепричастными оборотами, уместно употреблять фразеологизмы, включающие в свой состав деепричастия | |||
54-55 | Р/р Что такое текст. Сочинение "... настроение" | ||||
56 | Переход слов из одних самостоятельных частей речи в другие | Уметь опознавать части речи, определять их значение, синтаксическую роль в предложении, способ образования | |||
57-60 | Систематизация и обобщение изученного по теме «Деепричастие» | Уметь распознавать деепричастия по суффиксам и значению на основе структурно-семантического и грамматического анализа слова, отличать деепричастие от других частей речи, безошибочно писать суффиксы деепричастий, правильно строить предложения с деепричастием и деепричастным оборотом, пунктуационно оформлять их, исправлять ошибки | |||
61 | Контрольный диктант | ||||
62 | Анализ контрольного диктанта | Уметь находить и объяснять допущенные ошибки, аргументированно доказывать правильное написание | |||
63 | Понятие о служебных частях речи | Уметь различать самостоятельные и служебные части речи, знать их специфику, определять их значение и роль в предложении, находить в тексте | |||
64 | Предлог. Понятие о предлоге. | Знать определение предлога как служебной части речи, его роль в предложении, уметь отличать предлог от омонимичных приставок, определять производные предлоги, их происхождение, правильно их писать | |||
65 | Разряды предлогов по значению. Многозначность предлогов | Знать об однозначных и многозначных предлогах, разрядах предлогов по значению, способностях предлога в разных словосочетаниях выражать разные значения; уметь определять производные предлоги, их происхождение, правильно их писать, употреблять в речи; производить синонимическую замену предлогов, различать предлоги-антонимы и предлоги-синонимы | |||
66-67 | Правописание производных предлогов | Уметь правильно писать производные предлоги с нужным падежом, букву Е на конце предлогов, различать производные предлоги, отличать их от омонимичных частей речи | |||
68 | Проверочная работа по теме "Правописание предлогов" | Уметь правильно писать производные предлоги, уметь отличать производные предлоги от существительных с непроизводными предлогами, соблюдать норму употребления предлогов ВСЛЕДСТВИЕ, ВВИДУ, НАСЧЕТ и др. | |||
69 | Обобщение по теме "Предлог" | Уметь правильно писать производные предлоги, определять роль предлогов в русском языке, отличать их от существительных с предлогом, от наречий, деепричастий | |||
70 | Простые и составные предлоги. Морфологический | Уметь определять разряд предлогов по составу, производить морфологический разбор предлогов | |||
71-73 | Систематизация и обобщение изученного в разделе «Предлог» | Уметь различать предлоги разных разрядов, правильно писать, различать на письме производные предлоги и созвучные словосочетания, анализировать экспрессивное использование предлогов в художественных текстах, правильно и точно употреблять предлоги | |||
74 | Понятие о союзе. Простые и составные союзы | Знать определение служебной части речи - союза, уметь опознавать союз, определять его роль в предложении и тексте, правильно ставить знаки препинания в предложениях с однородными членами и в сложных предложениях | |||
75 | Сочинительные союзы | Знать группы сочинительных союзов по значению, определять роль союзов в предложении и тексте, ставить знаки препинания в простом и сложном предложении | |||
76 | Р/Р Описание местности. | ||||
77-78 | Подчинительные союзы | Знать разряды подчинительных союзов по значению, уметь отличать сочинительные союзы от подчинительных, правильно их использовать в сложном предложении | |||
79 | Знаки препинания в сложном предложении | Определять роль в предложении и тексте, | |||
80 | Правописание союзов ТОЖЕ, ТАКЖЕ, ЗАТО, ЧТОБЫ | Знать правила правописания союзов, уметь отличать союзы от созвучных сочетаний слов, опознавать союзы, применять правила на письме | |||
81-82 | Р/Р Сжатое изложение с элементами рассуждения | Уметь писать изложение, близкое к тексту, по прочитанному тексту и готовому плану, сохраняя последовательность мысли, языковые, речевые выразительные средства, | |||
83 | Морфологический разбор союза. | Уметь выполнять морфологический разбор союзов, различать союзы сочинительные и подчинительные, объяснять их значение, определять смысловые отношения между частями сложных предложений, которые передаются союзами, использовать союзы для связи предложений и частей текста, безошибочно ставить знаки препинания в простом и сложном предложении | |||
84-85 | Систематизация и обобщение изученного в разделе «Союз» | Уметь опознавать союзы, различать сочинительные и подчинительные союзы, определять их значение, отличать от смешиваемых языковых явлений, определять роль в предложении и тексте, | |||
86 | Контрольный диктант | Уметь опознавать союзы, различать сочинительные и подчинительные союзы, определять их значение, отличать от смешиваемых языковых явлений, определять роль в предложении и тексте, | |||
87 | Понятие о частице | Знать особенности частиц как служебной части речи, понимать Уметь отличать частицы по значению и написанию, правильно их писать, использовать их для выражения различных эмоций | |||
88 | Раздельное и дефисное написание частиц | Отличать написание частиц БЫ, ЖЕ со знаменательными частями речи от правописания союзов ЧТОБЫ, ТОЖЕ, ТАКЖЕ | |||
89 | Значения частиц | Знать группы частиц по значению, уметь пользоваться вопросительными частицами, правильно их писать, выделять их среди других частей речи, читать предложения с частицами, выражая при помощи | |||
90 | Отрицательные частицы НЕ и НИ. Значение частицы НИ. | Понимать значение частицы НИ, смысловые различия частиц НЕ и НИ, уметь использовать алгоритм рассуждения при различении значений этих частиц, различать приставку НЕ и частицу НЕ, употреблять частицу НЕ с разными частями речи | |||
91 92 | Различение на письме частиц НЕ и НИ | Уметь различать отрицательные частицы НЕ и НИ, правильно употреблять их в речи в соответствии со значением и ролью в предложении, отличать частицу НИ от повторяющегося сочинительного союза НИ-НИ, понимать, что такое двойное отрицание, знать роль частицы НЕ в восклицательных предложениях, значение частицы НИ в устойчивых сочетаниях | |||
93 94 | Систематизация и обобщение изученного по теме «Частицы» | Уметь использовать частицы для выражения отношения к действительности и передачи разных смысловых оттенков речи, различать НЕ и НИ на письме, безошибочно употреблять НЕ с разными частями речи | |||
95 96 | Повторим орфографию | Уметь осуществлять выбор орфограмм «Гласная и согласная буква в корне», применять алгоритм при рассуждении, группировать орфограммы по видам, грамотно писать под диктовку и в собственных высказываниях | |||
97 98 | Повторим пунктуацию | Уметь определять структуру предложения, расставлять в нем знаки препинания, анализировать конструкции заданной модели, конструировать предложения по схеме, использовать различные синтаксические конструкции в речи | |||
99 | Контрольный диктант | Уметь использовать частицы для выражения отношения к действительности и передачи разных смысловых оттенков речи, различать НЕ и НИ на письме, безошибочно употреблять НЕ с разными частями речи | |||
100 | Р/Р Морфологические средства связи | Знать лексические и морфологические средства связи предложений в тексте, роль союза как средства связи самостоятельных предложений, смысловых частей текста, функции присоединительных союзов ТОЖЕ, ТАКЖЕ | |||
101 | Анализ контрольной работы | Уметь корректировать работу | |||
102 | Междометия как особый разряд слов. Разряды междометий. | Понимать, что междометия не являются ни самостоятельными, ни служебными частями речи, уметь распознавать междометия, определять группы междометий по значению и происхождению, употреблять междометия, выразительно читать предложения с междометиями, пунктуационно оформлять на письме | |||
103 | Звукоподражательные слова, их грамматические особенности и отличия от междометий | Использовать звукоподражательные, разговорные слова в устной речи, находить их в художественном тексте, определять роль, выразительно читать предложения с междометиями и звукоподражательными словами | |||
104 | Знаки препинания при междометиях. Дефис в междометиях. | Знать о пунктуационном оформлении междометий, уметь интонационно и пунктуационно употреблять междометия в речи и тексте | |||
105 | Культура речи. Орфоэпическая норма | Соблюдать в речи орфоэпические нормы, уметь исправлять их | |||
106 | Р/Р Отзыв о книге | Уметь писать отзыв по составленному плану, оценивать содержание, форму и стиль научно-популярной книги, владеть разными типами речи, подтверждать примерами, фактами каждое положение отзыва | |||
107 | Лексические нормы | Уметь находить нарушения лексических норм, исправлять их, строить высказывания, соблюдая лексические нормы | |||
108 109 | Грамматические нормы | Уметь определять, какая грамматическая ошибка допущена, исправить ее, самим не допускать нарушения грамматических норм | |||
110 111 | Р/Р Изложение | Уметь адекватно воспринимать текст на слух, передавать его содержание на письме, сохраняя типологическую структуру текста, его выразительные языковые и речевые средства, соблюдая на письме орфографические, грамматические и пунктуационные нормы | |||
112 | Р/Р Нормы построения текста | Уметь производить текстоведческий анализ, определять признаки текста, использовать средства связи и средства выразительности в тексте | |||
113 | Нормы речевого поведения | Уметь применять правила речевого поведения, использовать этикетные выражения в определен- ной речевой ситуации и объяснять уместное их использование | |||
114 115 | Р/Р Характеристика литературного героя | Уметь составить характеристику | |||
116 | Конференция "Актуальные вопросы речевого этикета" | Уметь применять правила речевого поведения, использовать этикетные выражения в определен- ной речевой ситуации и объяснять уместное их использование | |||
117-119 | Повторение по теме «Нормы русского языка» | Уметь применять правила речевого поведения, использовать этикетные выражения в определен- ной речевой ситуации и объяснять уместное их использование | |||
120 | Контрольная работа по теме «Нормы русского языка» | Уметь применять правила речевого поведения, использовать этикетные выражения в определен- ной речевой ситуации и объяснять уместное их использование | |||
121 | Анализ контрольной работы | ||||
122-127 | Повторение изученного в 5-7классах | Уметь воспринимать текст на слух, писать его под диктовку, соблюдать на письме орфографические и пунктуационные нормы, выполнять различные виды разбора; соблюдать на письме орфографические и пунктуационные нормы. | |||
128 129 | Контрольное изложение | Уметь адекватно воспринимать текст на слух, передавать его содержание на письме, сохраняя типологическую структуру текста, его выразительные языковые и речевые средства, соблюдая на письме орфографические, грамматические и пунктуационные нормы | |||
130 131 | Повторим орфографию | Уметь осуществлять выбор орфограмм «Гласная и согласная буква в корне», применять алгоритм при рассуждении, группировать орфограммы по видам, грамотно писать под диктовку и в собственных высказываниях | |||
132 133 | Повторим пунктуацию | Уметь определять структуру предложения, расставлять в нем знаки препинания, анализировать конструкции заданной модели, конструировать предложения по схеме, использовать различные синтаксические конструкции в речи | |||
134 | Итоговый контрольный диктант | Уметь воспринимать текст на слух, писать его под диктовку, соблюдать на письме орфографические и пунктуационные нормы, выполнять различные виды разбора | |||
135 | Анализ контрольной работы | Умение корректировать свои работы | |||
136- 140 | Резервные уроки |
Список учебников
• Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Учебник «Русский язык. Теория» 5-9 классы - М.: Просвещение, 2011г
• Русский язык; Практика. 7 класс: Пособие для общеобразовательных учреждений; Под редакцией С.Н.Пименовой. - М.: Дрофа, 2014
• Никитина Е.И. Русская речь. Развитие речи. 7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений - М.: Дрофа, 2014
Список учебных пособий.
- Методические рекомендации к учебному комплексу по русскому языку: 7 класс. Под редакцией С.Н.Пименевой. - М.: Дрофа, 2005
- Никитина Е.И. Уроки развития речи: 7 класс. - М.: Дрофа 2004
- Купалова А.Ю. и др. Поурочное планирование к учебному комплексу «Русский язык. Теория»,
«Русский язык. Практика», «Русская речь». 5-9 классы. - М.: Дрофа, 2005 - Скобликова Г.С. Обобщающая работа по орфографии. - М.: Дрофа, 2004
- Разумовская М.М. Методика обучения орфографии в школе. - М.: Дрофа, 2005
- Райский С.И. Работа над речевыми ошибками в изложениях и сочинениях. - М.: Дрофа, 2001
- Францман Е.К. Изложения с элементами сочинения. 5-9 классы - М.: Просвещение, 1998
- Шаповалова Т.Е. Русский язык. Служебные части речи. Тематическая тетрадь. -
М.: Дрофа,2005 - Войлова К.А.Русский язык. Культура речи. Тематическая тетрадь. - М. Дрофа,2005
- Селезнева Л.Б.Русская орфография: Алгоритмизированное обучение. СПб: Специальная
литература, 1997 - Дейкина АД., ПахноваТД. Универсальные дидактические материалы по русскому языку. 6-
7 классы. - М.:АРКТИ,1999 - Ларионова Л.Г. Сборник упражнений по орфографии. 7 класс. Книга для учителя.-
М: Просвещение,2001
Материально-техническое обеспечение.
Дидактические материалы | ||||
1. | Русский язык.Пунктуация | Е.А.Яковлева | Москва «Русский язык»1994 | 18 |
2. | Русский язык.Орфография | Е.А.Бушуева | Москва «Просвещение» 1991 | 20 |
Справочный материал | ||||
1. | История русской литературы | В.И.Кулешов | Москва «Русский язык»1989 | 1 |
2. | Энциклопедический словарь юного филолога | М.В.Панов | Москва «Педагогика»1984 | 1 |
3. | Русский язык.Справочник школьника | О.Галаева | Москва «Слово»1995 | 1 |
4. | Литература и искусство. Универсальная энциклопедия школьника | А.А.Воротников | Минск. «Валев» 1995 | 1 |
5. | Мифологический словарь | Ботвинник | Ленинград.1961 | 1 |
6. | Краткий этимологический словарь | Шанский | Москва. 1961 | 1 |
7. | Словарь омонимов русского языка | М.В.Лазова | Москва 1974 | 1 |
8. | Поэтический словарь | А.Квятковский | Москва 1966 | 1 |
9. | Словарь синонимов русского языка | Москва 1975 | 1 | |
Технические средства | ||||
1. | Компьютер | 1 | ||
2. | Сканер + копир+ принтер | 1 | ||
3. | Экран | 1 | ||
4. | Проектор | 1 | ||
5 | Выход в Интернет. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку (по ФГОС )для 5 класса.
Пояснительнаязаписка и тематическое планированик с УУД....

Рабочая программа по русскому языку по ФГОС ООО 7 класс
Программа составлена по новым требованиям ФГОС ООО...
Рабочая программа по русскому языку по ФГОС для 7 класса
Тематическое планирование составлено по последним требованиям. Планирование разбито по блокам с указание раздела, количества часов на его усвоение, планируемых результатов и учебно-методического обесп...

Рабочая программа по русскому языку по ФГОС для 6 класса
Рабочая программа по русскому языку по ФГОС для 6 класса предназначена для учителей, которые работают в вечерней школе....

Рабочая программа по русскому языку по ФГОС 7 класс
Рабочая программа по русскому языку по ФГОС 7 класс предназначена для учителей вечерней школы....

Рабочая программа по русскому языку Гольцовой ФГОС СОО 11 класс
Рабочая программа по русскому языку Гольцовой ФГОС СОО 11 класс...

Рабочая программа по русскому языку по ФГОС 6 класс
Рабоча программа по русскому языку для 6 класса по ФГОМ (УМК Рыбченкова Л.М.)...