Повторение по теме "Имя существительное"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Ольга Николаевна Пономарёва

Обобщение и систематизирование сведений об имени существительном и основных правилах с ним связанных.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Повторение имени существительного»

Цели:

- обобщить и систематизировать сведения об имени существительном и основных правилах с ним связанных;

- привитие умения и навыков применять полученные знания на практике;

- совершенствовать умения логически правильно, аргументировано говорить;

- привить любовь к художественной литературе.

Тип урока: повторение

Оборудование: компьютер, проектор, презентация

Ход урока:

  1. Определение темы и цели урока.

На экран выведен эпиграф к уроку (1 слайд).

                                                                Я в языке одни предметы называю,

Запомните, друзья, - вот главный мой секрет:

Когда процесс и признак я обозначаю,

То их всегда вам представляю как предмет.

П. Чесноков

- Ребята, о чем говорится в этом четверостишии?

- Как вы думаете, какова цель нашего сегодняшнего урока? (слайд 2)

На сегодняшнем уроке мы с вами вспомним все, что мы с вами знаем о имени существительном.

Давайте в тетрадях запишем число и тему урока.

  1. Кроссворд.  (слайд 3)

Имя существительное – самая существенная часть речи. А помните ли вы, что почти каждое второе слово в нашей речи – имя существительное.

1. Имена существительные, называющие живой предмет и отвечающие на вопрос кто? (Одушевлённые).

  1. Непостоянный грамматический признак имени существительного. (Падеж)
  2. Изменение имени существительного по падежам называется … (Склонение)
  3. Каким членом предложения является имя существительное в именительном падеже? (Подлежащим)
  4. Постоянный грамматический признак имени существительного (Род)

С

О

Д

У

Ш

Е

В

Л

Е

Н

Н

Ы

Е

Щ

П

А

Д

Е

Ж

С

Т

В

И

Р

Т

П

О

Д

Л

Е

Ж

А

Щ

Е

Е

Д

Л

Ь

С

К

Л

О

Н

Е

Н

И

Е

                               

         

О

Е

        

III.  Распределите существительные в два столбика: одушевленные и неодушевленные.

Кукла, книга, собака, газета, сестра, звезда, стол, Катя, поле, медведь, облако, корова, орёл, птица.

Проверка (слайд 4)

IV. Загадки. Сейчас мы с вами отгадаем загадки, а отгадки, пожалуйста, запишите в тетрадь.

1. Вот иголки и булавки

Выползают из-под лавки,

На меня они глядят.

Молока они хотят. (Ёж)

2. Стоит над водой, трясёт головой. (Камыш)

3. Чёрная корова, весь мир поборола. (Ночь)

4. Маленький рост, длинный хвост.

Серая шубка, острые зубки. (Мышь)

5. Шевельнул бородкой гном,

И вошёл хозяин в дом. (Ключ)

6. Стоит изба из кирпича,

То холодна, то горяча. (Печь)

7. Чёрный Ивашка –

Деревянная рубашка,

Где носом поведёт,

Там заметку кладёт. (Карандаш)

8. Что две недели зеленится.

Две недели колосится,

Две недели отцветает,

Две недели наливает.

Две недели подсыхает? (Рожь)

- Скажите, ребята, всегда ли у существительных после шипящих пишется Ь? (ответы обуч-ся)

V. Помните, у А.С.Пушкина есть такие строчки из вступления к поэме «Руслан и Людмила»

    У лукоморья дуб зелёный;

    Златая цепь на дубе том:

    И днём и ночью … (кот учёный)

    Всё ходит по цепи кругом;

    Идёт направо – песнь заводит,

    Налево – сказку говорит.

Следующее задание у нас тоже про кота, только не учёного, а  который ловит мышей. Вам нужно будет вставить слово кот, но в разных падежах.

Допиши словечко, задай вопрос и определи падеж этих существительных.

У норы добычи ждёт,

Притаившись, старый …(кот.И.п)                                                                                                                    

Мышь осталась без хвоста,

Вырываясь от …(кота.Р.п)

А теперь и за версту

Не приблизиться к …(коту.Д.п)

Крыса старая – и та,

Видя грозного …(кота.В.п)

Удерёт в нору под дом,

Чтоб не встретиться с …(котом.Т.п)

Там дрожит и в темноте,

Вспоминая о …(коте.П.п)

-Что помогло вам определить падеж? (вопросы, предлоги)

VI. Правописание -е -и у существительных в единственном числе. Работа с сигнальными карточками.

- Давайте повторим когда пишется –е, а когда –и в падежных окончаниях существительных ед. числа.

Я вам буду читать словосочетания, а ваша задача определить окончание.

Помогать подруге, потолок в помещении, радоваться удаче, идти по тропинке, обрадоваться новости, ошибки в изложении, тетрадь по биологии, бежали по аллее, росли на березе, рассказать о книге, прочитать в повести, побывать в Карелии, жить в Киеве, изменение в расписании, отдыхать в деревне, рос у дороги.

VII. Прочитай текст. Выпишите существительные в единственном числе и определите склонение.

Прошла буря. Под камышом подобрали двух птенцов, которые были потеряны пеликаном. Лечить их взялась рыбачка Мария Ивановна. Ей быстро удалось приучить питомцев. Каждое утро они выходили из сарая, встречались со своей кормилицей и просили завтрак. Осенью птенцы улетели.

- Молодцы! Со всеми заданиями вы справились.

- Надо ли знать имя существительное?

Что надо знать, чтобы уметь правильно говорить и писать?  (ответы обучающихся)

- Правильно. Необходимо знать правила, учиться, потому что «учиться всегда пригодится». Но нужно ещё время от времени и повторять выученное. Недаром говорится, что «повторение – мать учения». Это мы с вами сегодня и делали.

VIII. Рефлексия

IX. Выставление оценок.

X. Домашнее задание.

Литература:

http://www.edu.cap.ru/?t=hry&eduid=10130&hry=./165666/166976/167246/167247

apruo.rurazrabotki-urokov…urokov…455…v-5-klasse…

prodlenka.orgМетодические разработки…-v-5-klasse-povtorenie


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Я в языке одни предметы называю, Запомните, друзья, - вот главный мой секрет: Когда процесс и признак я обозначаю, То их всегда вам представляю как предмет. П. Чесноков

Слайд 2

Повторение имени существительного

Слайд 3

Кукла, книга, собака, газета, сестра, звезда, стол, Катя, поле, медведь, облачко, корова, орел, птица.

Слайд 4

одушевленные собака сестра Катя медведь корова Орел птица неодушевленные кукла книга газета звезда стол поле облако

Слайд 5

Молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Местоимения - существительные. Повторение 6 класс. Таблица "Разряды местоимений - существительных"

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"8219882","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"width: 250px; height: 188px;"}}]]Материал помогает вспомнить разряды изученных в 5 кла...

Презентация-тест .Повторение темы "Имя существительное" в 5 классе .

Цели: закрепить изученное об имени существительном.1.Какое из этих утверждений ошибочное?1) Имя существительное-один из главных членов предложения.2) К существительным собственным относятся географиче...

"Брейн-ринг. Урок - игра на повторение тем: "Имя существительное", "Фразеология" (подготовка к ЕГЭ)"

Урок - игра предусматривает повторение тем: "Имя существительное", "Фразеология" и подготовку к ЕГЭ....

разработка урока по письму и развитию речи в 5 классе на тему "Повторение знаний об имени существительном.Склонение имени существительного в единственном числе"

В содержание урока введены рвзличные виды работы по развитию речи учащихся, т.к. эта проблема является актуальнейшей из-за низкой работоспособности,снижения познавательной активности в силу разных обс...

урок РКИ "Повторение предложного падежа существительных и прилагательных"

Конспект урока "Повторение предложного падежа существительных и прилагательных" при преподавании русского языка как иностранного...