Работа над ошибками
учебно-методический материал по русскому языку на тему
Памятка для учеников о поэтапном выполнении работы над ошибками
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabotanadoshibkami.docx | 30.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Как исправить ошибку
Характер орфограммы (правило) | Как исправить ошибку | Пример |
1 Заглавная буква в начале предложения ! Предложение — это группа слов, которые выражают законченную мысль. | 1. Запишите предложение правильно. 2. Подчеркните заглавную букву | Мальчики гуляли во дворе. |
Заглавная буква в именах собственных Имена, фамилии, отчества людей, клички животных, географические названия, названия улиц, площадей и др. пишутся с заглавной буквы. | 1. Напишите слово правильно. 2. Выделите заглавную букву. 3. Объясните написание по образцу | Иван — имя Петрович — отчество Украина — географическое название пес Филька — кличка |
Перенос слое 1 Переносите слова по слогам. 2. Нельзя оставлять или переносить одну букву. (Я-зык — переносить нельзя!) 3. Нельзя отрывать буквы Й, Ь, Ъ от предыдущих букв (конь-ки, лей-ка, подъ-езд). 4. При переносе слов с двойными согласными граница переноса проходит между этими согласными (рус-ский). 5. Особого внимания требует перенос на границе приставки и корня. При переносе нельзя отрывать начальную часть корня, не составляющую слога (при-крыть, про-спать, но не прик-рыть, прос-пать) | 1. Напишите слово правильно, разделите его на слоги. 2. Подчеркните, выделите гласные буквы. 3. Напишите все случаи переноса данного слова. | про-пус-тил про-пустил пропус-тил |
Если пропустили (кроме непроизносимых согласных), не- дописали, переставили букву в слове | 1. Напишите слово правильно. 2. Разделите на слоги. 3. Выделите или подчеркните букву, которую не написали, заменили, переставили. | пло-щад-ка |
I Гласные после шипящих. I Запомните: | жи-ши — пишите с И I ча-ща — пишите с А | чу-щу — пишите с У | 1. Напишите слово правильно. 2. Выделите цветом сочетание или подчеркните. | машина широкий чаща щука чугун |
I Сочетания чк-чн, нч-нщ Запомните: чк-чн, нч-нщ — пишите без Ь | 1. Напишите слово правильно. 2. Выделите цветом сочетание или подчеркните. | банщик диванчик одуванчик |
Проверяемые безударные гласные в корне слова. Безударные гласные А, Я, И, О, Ё можно проверять только в корне. Для этого нужно изменить слово или подобрать однокоренное так, чтобы на данную гласную падало ударение. | 1. Подберите и запишите проверочное слово, поставьте знак ударения, выделите корень, подчеркните ударную гласную. 2. Напишите правильно слово с безударными гласными, поставьте знак ударения, выделите корень и безударную гласную в корне. | мост-мосты корм-кормушка |
Проверяемые согласные в корне слова. Парные звонкие и глухие согласные б-п, д-т, в-ф, г-к, з-с, ж-ш на конце и в середине слова нужно проверять. Для этого нужно изменить слово или подобрать однокоренное так, чтобы после проверяемого согласного стоял гласный звук (или согласный Н, Л, М, Р) | 1. Подберите и запишите проверочное слово, выделите корень и подчеркните букву после проверяемой согласной. 2. Напишите правильно слово с проверяемой согласной. 3. Выделите корень и проверяемую согласную в корне. | морозы, морозный — мороз глаза, глаз- ной — глазки резок — резкий |
Непроизносимые согласные В, Д, Л, Т в корне слова. Измените слово или подберите однокоренное так, чтобы после согласного стоял гласный или согласный четко звучал. | 1. Подберите и запишите проверочное слово. 2. Выделите корень и подчеркните гласную после непроверяемой согласной. 3. Напишите правильно слово с непроверяемой согласной. 4. Выделите корень и непроверяемую согласную в корне. | звезда, звездочка— звездный |
Непроверяемые орфограммы в корне слова (словарные слова) Непроверяемые гласные и согласные в корне слова запоминаем. | 1. Напишите слово правильно. 2. Выделите цветом или подчеркните орфограмму. 3. Подберите два однокоренных слова (или два слова с подобной орфограммой) | мороз морозный морозец (город, топор) |
Двойные согласные в слове. Две одинаковые согласные пишутся: а) в корне слова (их нужно запомнить); б) если приставка заканчивается, а корень начинается одной и той же согласной; в) если корень заканчивается, а суффикс начинается одной и той же согласной; г) в суффиксе (двойные согласные запоминаем) | а) Запишите правильно слово. Объясните графически (выделите корень и двойные согласные в корне). б) Запишите правильно слово. Объясните графически (выделите приставку и корень, подчеркните двойные согласные). в) Запишите правильно слово. Объясните графически (выделите корень и суффикс, подчеркните двойные согласные). г) Запишите правильно слово. Объясните графически (выделите суффикс и двойные согласные в суффиксе) | а) группа, ванна б) рассказ, оттолкнуть, в) ранняя, г) клюквенный |
Мягкий знак — показатель мягкости согласных Пишется после согласных: а) в конце слова; б) в середине слова между согласными. | 1. Напишите слово правильно. 2. Выделите Ь. 3. Обозначьте стрелкой или подчерк- ните согласный, мягкость которого на письме показывает Ь | а) конь, морковь, девять; б) коньки, мальчик, пальцы, листья |
Разделительный мягкий знак. Пишется в корне слова после согласных перед гласными Е, Ё, И, Ю, Я. Показывает, что согласный звук не сливается с гласным. | 1. Напишите слово правильно. 2. Выделите Ь. 3. Обозначьте стрелкой, подчеркни | вьюга листья платье |
Разделительный твердый знак. Пишется после приставок, которые заканчиваются на согласную, перед гласными в корне Е, Ё, Ю, Я. Исключения: объект, субъект, адъютант. | 1. Напишите слово правильно. 2. Выделите приставку и Ъ. 3. Подчеркните согласную в приставке и гласную в корне, которые разделяет Ъ. | съезд объявление |
Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих. На конце имен существительных женского рода в именительном падеже после шипящих пишется Ь. На конце имен существительных мужского рода после шипящих Ь не пишется | 1. Определите род имени существительного. 2. Напишите слово правильно. 3. Объясните графически. | Дочь —ж. р. Луч — м.р. |
Мягкий знак после шипящих в глаголах 2-го лица ед. ч. На конце глаголов 2-го л. ед. ч. в форме настоящего и будущего времени пишется Ь. |
| Пишешь – гл., н.вр., ед.ч., 2-е л. |
Раздельное написание предлогов с другими словами Предлоги со словами пишутся раздельно, так как предлог — это часть речи. Между предлогом и словом можно поставить другое слово или вопрос. |
| Сосна росла у берега. У(какого?)берега – у крутого берега |
Гласные и согласные в приставках Правописание приставок запоминаем. (рас-), из- (ис-), без- (бес-), воз- (вос-), вз- (вс-) |
| залетел заехал забежал |
Правописание суффиксов Правописание суффиксов запоминаем |
| беленький |
НЕ с глаголами НЕ с глаголами пишется раздельно |
| не пришел не увидел не услышал |
Безударные падежные окончания имен существительных Алгоритм написания падежных окончаний имен существительных:
1-е склонение — доска, земля, сестра 2-е склонение — стол, конь, окно. 3-е склонение — степь. 5. Записать окончание данного существительного. |
| Шел (по чему? Где?) по дорог… - сущ., ед.ч., ж.р., 1-е скл., в Д.п., по земле, окон. – е По дороге |
Безударные окончания имен прилагательных
Имя прилагательное согласовано с именем существительным. Следовательно, стоит в том же роде, числе и падеже. |
| по льду (какому?) крепкому – м.р., в ед.ч., в Д.п. – ому Сиреневым кустом, кустом – сущ., м.р., ед.ч., Т.п., -ым, -им (каким?) сиреневым |
Безударные личные окончания глаголов Алгоритм написания личных окончаний глаголов:
Если ДА — глагол II спряжения -И, -ат, -ят. Если НЕТ — глагол I спряжения -Е, ут, -ют |
| весна наступает – наступать, I спр. – ет мальчик гонит – гнать, II спр., искл. -ит папа бреется – бриться, I спр., искл. -ет |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация работы над ошибками через анализ контрольных работ как фактор повышения качества обученности (выступление)
Выступление на заседании педагогического совета «Аналитическая деятельность учителя: содержание, результаты, пути совершенствования"...
ФГОС Урок развивающего контроля: Работа над ошибками контрольной работы по теме: "Изменения, происходящие с веществами"
Урок развивающего контроля состоит из двух этапов: контрольная работа и работа над ошибками....
Работа над ошибками контрольной работы по теме "Словосочетание" 8 класс (презентация)
Работа над ошибками контрольной работы по теме "Словосочетание" 8 класс (презентация)...
Дистанционный урок русского языка. 7 класс. "Работа над ошибками итоговой контрольной работы. Правописание Н и НН в суффиксах разных частей речи"
Предложен материал для самостоятельного закрепления орфограммы, вызвавшей трудности при написании контрольной работы....
Дистанционный урок русского языка. 5 класс. Работа над ошибками итоговой контрольной работы.
Предложен материал для самостоятельной работы над устранением выявленных проблем....
3 класс. Материал для работы над ошибками в контрольной работе по теме "Внешность"
Данный материал может быть использован при проведении работы над ошибками в контрольной работе по теме "Внешность"...
Работа над ошибками письменных работ (сочинений и изложений) на уроках развития речи - формирование коммуникативной компетенции школьников. (методические материалы – обобщение педагогического опыта учителя русского языка и литературы Гончар Т.А.)
методические материалы – обобщение педагогического опытаучителя русского языка и литературы Гончар Т.А....