Работа над ошибками
учебно-методический материал по русскому языку на тему

Трушина Ангелина Александровна

Памятка для учеников о поэтапном выполнении работы над ошибками

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabotanadoshibkami.docx30.29 КБ

Предварительный просмотр:

Как исправить ошибку

Характер орфограммы (правило)

Как исправить ошибку

Пример

1 Заглавная буква в начале предложения

! Предложение — это группа слов, которые выражают законченную мысль.

1. Запишите предложение правильно.

2. Подчеркните заглавную букву

Мальчики гуляли во дворе.

Заглавная буква в именах собственных

Имена, фамилии, отчества людей, клички животных, географические названия, названия улиц,

площадей и др. пишутся с заглавной буквы.

1. Напишите слово правильно.

2. Выделите заглавную букву.

3. Объясните написание по образцу

Иван — имя Петрович — отчество

Украина — географическое

название

пес Филька — кличка

Перенос слое

1 Переносите слова по слогам.

2. Нельзя оставлять или переносить одну букву.

(Я-зык — переносить нельзя!)

3. Нельзя отрывать буквы Й, Ь, Ъ от предыдущих

букв (конь-ки, лей-ка, подъ-езд).

4. При переносе слов с двойными согласными граница переноса проходит между этими согласными (рус-ский).

5. Особого внимания требует перенос на границе приставки и корня. При переносе нельзя отрывать начальную часть корня, не составляющую слога (при-крыть, про-спать, но не прик-рыть, прос-пать)

1. Напишите слово правильно, разделите его на слоги.

2. Подчеркните, выделите гласные буквы.

 3. Напишите все случаи переноса данного слова.

про-пус-тил

про-пустил

пропус-тил

Если пропустили (кроме непроизносимых согласных), не-

дописали, переставили букву в слове

1.  Напишите слово правильно.

2.  Разделите на слоги.

3. Выделите или подчеркните букву, которую не написали, заменили, переставили.

пло-щад-ка

I Гласные после шипящих.

I Запомните:

| жи-ши — пишите с И

I ча-ща — пишите с А

| чу-щу — пишите с У

1. Напишите слово правильно.

2. Выделите цветом сочетание или подчеркните.

машина

широкий

чаща

щука

чугун

I Сочетания чк-чн, нч-нщ

Запомните:

чк-чн, нч-нщ — пишите без Ь

1. Напишите слово правильно.

2. Выделите цветом сочетание или

подчеркните.

банщик

диванчик

одуванчик

Проверяемые безударные гласные в корне слова.

Безударные гласные А, Я, И, О, Ё можно проверять только в корне. Для этого нужно изменить слово или подобрать однокоренное так, чтобы на

данную гласную падало ударение.

1. Подберите и запишите проверочное

слово, поставьте знак ударения, выделите корень, подчеркните ударную гласную.

2. Напишите правильно слово с безударными гласными, поставьте знак ударения, выделите корень и безударную гласную в корне.  

мост-мосты

корм-кормушка

Проверяемые согласные в корне слова.

Парные звонкие и глухие согласные б-п, д-т, в-ф, г-к, з-с, ж-ш на конце и в середине слова нужно проверять. Для этого нужно изменить слово или

подобрать однокоренное так, чтобы после проверяемого согласного стоял гласный звук (или согласный Н, Л, М, Р)

1. Подберите и запишите проверочное

слово, выделите корень и подчеркните

букву после проверяемой согласной.

2. Напишите правильно слово с проверяемой согласной.

3. Выделите корень и проверяемую согласную в корне.

морозы, морозный — мороз

глаза, глаз-

ной — глазки

резок — резкий

Непроизносимые согласные В, Д, Л, Т в корне слова.

Измените слово или подберите однокоренное так, чтобы после согласного стоял гласный или согласный четко звучал.

1. Подберите и запишите проверочное слово.

2. Выделите корень и подчеркните

гласную после непроверяемой согласной.

3. Напишите правильно слово с непроверяемой согласной.

4. Выделите корень и непроверяемую согласную в корне.

звезда, звездочка—

звездный

Непроверяемые орфограммы в корне слова (словарные слова)

Непроверяемые гласные и согласные в корне слова запоминаем.

1. Напишите слово правильно.

2. Выделите цветом или подчеркните

орфограмму.

3. Подберите два однокоренных слова (или два слова с подобной орфограммой)

мороз

морозный

морозец

(город, топор)

Двойные согласные в слове.

Две одинаковые согласные пишутся:

а)        в корне слова (их нужно запомнить);

б)        если приставка заканчивается, а корень начинается одной и той же согласной;

в)        если корень заканчивается, а суффикс начинается одной и той же согласной;

г)        в суффиксе (двойные согласные запоминаем)

а) Запишите правильно слово. Объясните графически (выделите корень и двойные согласные в корне).

б) Запишите правильно слово. Объясните графически (выделите приставку и корень, подчеркните двойные согласные).

в) Запишите правильно слово. Объясните графически (выделите корень и суффикс, подчеркните двойные согласные).

г) Запишите правильно слово. Объясните графически (выделите суффикс и двойные согласные в суффиксе)

а) группа, ванна

б) рассказ, оттолкнуть,

в)        ранняя,
осе
нний;

г)        клюквенный

Мягкий знак показатель мягкости согласных

Пишется после согласных:

а) в конце слова;

б) в середине слова между согласными.

1. Напишите слово правильно.

2. Выделите Ь.

3. Обозначьте стрелкой или подчерк-

ните согласный, мягкость которого на

письме показывает Ь

а) конь, морковь, девять;

б) коньки,

мальчик, пальцы, листья

Разделительный мягкий знак.

Пишется в корне слова после согласных перед гласными Е, Ё, И, Ю, Я. Показывает, что согласный звук не сливается с гласным.

1.        Напишите слово правильно.

2.        Выделите Ь.

3.        Обозначьте стрелкой, подчеркни
те согласную и гласную, которые разделяет Ь.

вьюга

листья

платье

Разделительный твердый знак.

Пишется после приставок, которые заканчиваются на согласную, перед гласными в корне Е, Ё, Ю, Я. Исключения: объект, субъект, адъютант.

1.        Напишите слово правильно.

2.        Выделите приставку и Ъ.

3.        Подчеркните согласную в приставке и гласную в корне, которые разделяет Ъ.

съезд объявление

Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих.

 На конце имен существительных женского рода в именительном падеже после шипящих пишется Ь. На конце имен существительных мужского рода после шипящих Ь не пишется

1. Определите род имени существительного.

2. Напишите слово правильно.

3. Объясните графически.

Дочь —ж. р.

Луч — м.р.

Мягкий знак после шипящих в глаголах 2-го лица ед. ч.

На конце глаголов 2-го л. ед. ч. в форме настоящего и будущего времени пишется Ь.

  1. Выпишите глагол.
  2. Выделите окончание.
  3. Разберите глагол по схеме: часть речи, время, число, лицо

Пишешь – гл., н.вр., ед.ч., 2-е л.

Раздельное написание предлогов с другими словами

Предлоги со словами пишутся раздельно, так как предлог — это часть речи. Между предлогом и словом можно поставить другое слово или вопрос.

  1. Выпишите слово с предлогом.
  2. Докажите раздельное написание (между предлогом и словом вставьте другое слово или вопрос)

Сосна росла у берега. У(какого?)берега – у крутого берега

Гласные и согласные в приставках

Правописание приставок запоминаем.
Гласные и согласные в приставках пишутся всегда
одинаково. Исключения составляют приставки с чередованием з-с: раз-

(рас-), из- (ис-), без- (бес-), воз- (вос-), вз- (вс-)

  1. Узнайте, как пишется приставка.
  2. Напишите слово правильно.
  3. Выделите приставку.
  4. Напишите еще два слова с этой приставкой.

залетел

заехал

забежал

Правописание суффиксов

Правописание суффиксов запоминаем

  1. Узнайте в учебнике, словаре, у учителя, как пишется суффикс.
  2. Напишите правильно слово, выделите суффикс      

беленький

НЕ с глаголами

НЕ с глаголами пишется раздельно

  1. Выпишите глагол с частицей НЕ.
  2. Напишите еще 2 глагола на это правило

не пришел

не увидел

не услышал

Безударные падежные окончания имен существительных

Алгоритм написания падежных окончаний имен существительных:

  1. Найти слово, от которого зависит имя существительное. Поставить вопрос.
  2. Определить склонение имени существительного (в ед. числе) и падеж (по вопросу и предлогу).
  3. Вспомнить окончание имени существительного в этой форме (см. таблицу учебника).
  4. Использовать прием подстановки (подставить существительное в этой форме с ударным окончанием:

1-е склонение — доска, земля, сестра

2-е склонение — стол, конь, окно.

3-е склонение — степь.

5.        Записать окончание данного существительного.

  1. Выпишите существительное со словом, с которым оно связано по смыслу (в предложении или словосочетании).
  2. Поставьте и запишите вопрос.
  3. Определите склонение и падеж.
  4. Вспомните окончание (по таблице).
  5. Используйте для проверки прием подстановки.
  6. Запишите окончание

Шел (по чему? Где?) по дорог… - сущ., ед.ч., ж.р., 1-е скл., в Д.п., по земле, окон. – е

По дороге

Безударные окончания имен прилагательных
Алгоритм написания окончаний имен прилагательных:

  1. Найти имя существительное, с которым связано имя прилагательное.
  2. Определить его род, число, падеж.

Имя прилагательное согласовано с именем существительным. Следовательно, стоит в том же роде, числе и падеже.

  1. Выпишите прилагательное с именем существительным, к которому оно относится.
  2. Определите род, число и падеж имени прилагательного.
  3. Вспомните окончание.
  4. Проверьте ударным окончанием или вопросом.
  5. Запишите безударное окончание
  6. Выделите окончание.

по льду (какому?) крепкому – м.р., в ед.ч., в Д.п. – ому

Сиреневым кустом, кустом – сущ., м.р., ед.ч., Т.п., -ым, -им (каким?) сиреневым

Безударные личные окончания глаголов

Алгоритм написания личных окончаний глаголов:

  1. Определить, ударное или безударное окончание глагола.
  2. Если безударное, поставьте глагол в неопределенную форму, чтобы определить спряжение. Если глагол оканчивается на -ить, значит он II спряжения (кроме брить, стелить). В окончании -И, в 3-м лице мн. ч. -ат, -ят.
  3. Определить, входит ли глагол в перечень 11 глаголов-исключений на -ать, -еть.

Если ДА — глагол II спряжения -И, -ат, -ят.

Если НЕТ — глагол I спряжения -Е, ут, -ют

  1. Выпишите глагол с безударным окончанием.
  2. Поставьте глагол в неопределенную форму, определите спряжение.
  3. Вспомните окончание глагола этого спряжения.
  4. Правильно запишите и выделите окончание.

весна наступает – наступать, I спр. – ет

мальчик гонит – гнать, II спр., искл. -ит

папа бреется – бриться, I спр., искл. -ет



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация работы над ошибками через анализ контрольных работ как фактор повышения качества обученности (выступление)

Выступление на заседании педагогического совета «Аналитическая деятельность учителя: содержание, результаты, пути совершенствования"...

ФГОС Урок развивающего контроля: Работа над ошибками контрольной работы по теме: "Изменения, происходящие с веществами"

Урок развивающего контроля состоит из двух этапов: контрольная работа и работа над ошибками....

Работа над ошибками контрольной работы по теме "Словосочетание" 8 класс (презентация)

Работа над ошибками контрольной работы по теме "Словосочетание" 8 класс (презентация)...

Дистанционный урок русского языка. 7 класс. "Работа над ошибками итоговой контрольной работы. Правописание Н и НН в суффиксах разных частей речи"

Предложен материал для самостоятельного закрепления орфограммы, вызвавшей трудности при написании контрольной работы....

Дистанционный урок русского языка. 5 класс. Работа над ошибками итоговой контрольной работы.

Предложен материал для самостоятельной работы над устранением выявленных проблем....

3 класс. Материал для работы над ошибками в контрольной работе по теме "Внешность"

Данный материал может быть использован при проведении работы над ошибками в контрольной работе по теме "Внешность"...