Конспект урока русского языка в 11 классе
план-конспект урока по русскому языку (11 класс) на тему
Тема занятия: Орфография. Безударные и чередующиеся гласные в корне.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_dlya_attestatsii.doc | 93 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока русского языка в 11 классе
Тема занятия: Орфография. Безударные и чередующиеся гласные в корне
Цели занятия: 1. Образовательная: создать условия для достижения образовательных результатов через изучение написания слова с безударными гласными в корне, проверяемыми ударением, и чередующимися гласными в корне.
2. Развивающая: развитие орфографического навыка; развитие логического мышления (через работу в группах, парах), развитие коммуникативной культуры (через работу в группах).
3. Воспитательная: воспитание ответственного отношения к учению, формирование языковой культуры, воспитание уважительного отношения к русскому языку.
Задачи занятия: Формировать умения применять полученные знания на практике; развивать умения и навыки, позволяющие правильно говорить и адекватно понимать окружающих.
Место проведения занятия: кабинет русского языка
Продолжительность занятия: 45 мин.
Материально-техническое обеспечение занятия: компьютер, презентация, мультимедийный проектор.
Методическое и дидактическое обеспечение занятия: дидактические карточки с тестами, учебник русского языка «Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: Учебн.для 10-11 кл./А.И. Власенкова, Л.М. Рыбченкова. – М., 2009», таблица «Чередующиеся гласные в корне», памятка с критериями оценок.
Тип занятия: изучение нового учебного материала.
1. Опрос обучающихся по заданному на дом материалу | Основные элементы | ||||
Цель: диагностировать затруднения по предыдущей теме урока «Орфоэпия», выявить ошибки, актуализировать полученные знания, умения, навыки. | Описание критериев, позволяющих определить степень усвоения материала: на доске есть памятка, за что ученик получает отметку «5», «4», «3» и т д. «5» - 0 ошибок, «4» - 1-2 ошибки, «3» - 3-4 ошибки, «2» - более 4 ошибок | ||||
Деятельность обучающихся | Деятельность преподавателя | Примечание | |||
Взаимное приветствие. Учащиеся правильно произносят данные слова, записанные на доске, подбирают к ним синонимы. Работают с лексическим значением слов: честолюбивый, тщеславный, тщедушный, тщетный. | Приветствие. Проверка присутствующих. Учитель записывает на доске группу слов. Например, Августовский,вЕсело, дОчиста, слИвовый, термИческий, кУхонный, граждАнство, ходАтайство, закУпорить, фенОмен, мЕльком, корЫсть. | ||||
2. Организационный момент | Основные элементы | ||||
Цель: проверить готовность учащихся к уроку, мотивировать на изучение нового материала, с помощью игровой ситуации снять тревогу, опасение учащихся по поводу изучения нового материала. | Метод организации работы : игровая ситуация «Копилка опасений». | ||||
Деятельность обучающихся | Деятельность преподавателя | Примечание | |||
Учащиеся записывают на листах свои страхи или волнения: «Смогу ли я справиться с волнением?» «А вдруг я отвечу не так, как нужно?» и др. Учащиеся записывают тему урока в тетрадь. Учащиеся работают в микрогруппах по 2 – 3 человека, потом обмениваются карточками между группами, проверяя друг друга | 1).Учитель раздаёт ученикам листки бумаги и просит их написать то, что их тревожит, что может помешать активному участию в занятии и т д. Учитель предупреждает, что он не будет читать эти записи, но они помогут избавиться на время от тревог, их можно будет после занятия забрать. Учитель поясняет, что тревога должна уменьшиться, если её перенести на лист бумаги. 2). Учитель объявляет тему урока «Орфография. Безударные и чередующиеся гласные в корне». 3).Учитель раздаёт карточки с заданиями «Выберите правильный вариант проверочного слова»
А) милый; Б) мел. 2. Св(и, е)дание А) ведать; Б) видеть. 3. Усм(и,е)рять А) мера; Б) мир. 4. К(о,а)рить А) кара; Б) укор. 5. Г(о,а)рчить А) гарь; Б) горький | Некоторые учащиеся могут затрудниться с правильным ответом, тогда учитель просит их сформулировать цель урока. Что должны узнать? Чему должны научиться? | |||
3. Изучение нового учебного материала | Основные элементы | ||||
Цель: отработать навыки написания слов с безударными гласными в корне, проверяемыми ударением, и чередующимися гласными в корне. Учить различать эти орфограммы, сравнивать лексические значения омонимичных корней, применяя таблицу «Чередующиеся гласные в корне». Задачи: формировать умения применять полученные знания на практике; развивать мышление, необходимое образованному человеку для полноценного функционирования в современном обществе; развивать умения и навыки, позволяющие адекватно понимать чужие и порождать собственные высказывания. | |||||
Деятельность обучающихся | Деятельность преподавателя | Примечание | |||
Запись лекции учителя. Практическая работа с тестовыми заданиями. Цель: отработать орфографические умения, а также умение объяснять правописание слов в соответствии с изученными правилами об однокоренных словах, о чередующихся гласных в корне слова. | 1). Лекция учителя с демонстрацией презентации по теме урока. Цель: актуализировать знания учащихся о безударных и чередующихся гласных в корне. Учитель даёт теорию по теме урока: чередующиеся гласные в корне, проверяемые и непроверяемые гласные в корне, лексическое значение омонимичных корней. 2). Учитель предлагает тестовые задания. Методы стимулирования: за безошибочное выполнение тестовых заданий отметка будет выставлена в журнал. Примерные тестовые задания: Задание 1 Укажите ряд, во всех словах которого есть проверяемые безударные гласные в корне.
Задание 2 Укажите ряд, во всех словах которого есть чередующиеся гласные в корне.
Задание 3 Зачеркните ненужные буквы. Укажите ряд, во всех словах которого следует писать а.
Задание 4 Зачеркните ненужные буквы. Укажите ряд, во всех словах которого следует писать о.
Задание 5 Зачеркните ненужные буквы. Укажите ряд, во всех словах которого следует писать е.
Задание 6 Зачеркните ненужные буквы. Укажите ряд, во всех словах которого следует писать и.
Задание 7 Найдите и исправьте ошибочный вариант написания.
| Оборудование к уроку: учитель заранее готовит раздаточный материал: карточки с тестовыми заданиями, таблицу «Чередующиеся гласные в корне» или выводит данную информацию на экран интерактивной доски Литература к уроку:
| |||
4. Закрепление учебного материала | Основные элементы | ||||
Деятельность обучающихся | Деятельность преподавателя | Примечание | |||
Цель: актуализация полученных знаний, умений, навыков (для обучающихся). Комментированное письмо (работа с упражнениями 105, 106). Описание критериев, позволяющих определить степень усвоения материала: на доске есть памятка, за что ученик получает отметку «5», «4», «3» и т.д . Каждый учащийся сам оценивает свою работу по этим критериям. «5» - 0 ошибок, «4» - 1-2 ошибки, «3» - 3-4 ошибки, «2» - более 4 ошибок. | Цель: диагностика затруднений, их устранение (для учителя). Работа по учебнику А.И.Власенкова. Упр.105, 106 (вставить пропущенную орфограмму, графически объяснить написание чередующейся гласной в корне, обозначить корень и суффикс). Если учитель определяет, что часть учащихся не достаточно хорошо усвоила материал урока, он предлагает этим ученикам похожие задания (например, из сборника тестов Егораевой Т.Г.), а сильных учеников класса просит проконсультировать этих учащихся, а затем проверить правильность выполнения заданий. | ||||
5.Подведение итогов занятия | Основные элементы | ||||
Деятельность обучающихся Цель: отработать полученные знания, умения, навыки на практике самостоятельно, выявить пробелы в знаниях, подготовить учителю вопросы (для учащихся). Рефлексия: высказывают отношение к уровню понимания изученного материала «Закончи фразу» Было непросто….. У меня получилось….. Хотелось бы….. Записывают домашнее задание. Дом. задание: по учебнику А.И.Власенкова. Упр.107, 108 (объясните графически следующие написания, подберите проверочные слова, не смешивайте корни с чередованием и корни с проверяемой гласной). Из сборника тестов Егораевой Т.Г. Вариант 1 – 5 (задания 8 – выполнить тестовые задания). | Деятельность преподавателя | Примечание | |||
Цель: проверить степень усвоения материала урока учащимися (для учителя). Определяет достигнутые результаты, степень осмысления и понимания материала, дает оценку деятельности обучающихся на занятии. Инструктаж домашнего задания. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока русского языка 5 класс
Конспект урока русского языка по теме "- тся и - ться в глаголах". Урок проводится с использованием ЭОР....
Конспект урока русского языка, 4 класс коррекционной школы первого вида
Представлен конспект урока по русскому языку для 4 класса коррекционной школы для глухих детей по теме "Связь слов в предложении". В Приложении находятся члены предложения в виде фигурок и тесты....
План-конспект урока русского языка 8 класс "Интонация, логическое ударение"
Разработка урока русского языка для аттестации на соответствие занимаемой должности...
План – конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме: «Сложноподчиненные предложения и их роль в тексте» (на примере комплексной работы с текстом)
Слово учителя.Молчит река, отражая в себе бесконечность звездного неба. Журчит по камушкам беспечный ручеёк, трепещет рябина на осеннем ветру... Всё это бессловесный язык природы. И только человек м...
Конспект урока русского языка 9 класс по теме : «Словосочетания»
Работа по подготовке к ЕГЭ и отрабатка заданий , связанных с синтаксисом. Наша цель – контроль усвоенных знаний по теме «Словосочетание»....
Конспект урока русского языка 9 класс по теме : «Словосочетания»
Работа по подготовке к ЕГЭ и отработка заданий , связанных с синтаксисом. Цель – контроль усвоенных знаний по теме «Словосочетание»....
Конспект урока русского языка 5 класс. Тема урока "Словосочетание"
Данный урок ориентирован на учебник "Русского языка" под ред. А.Ю.Купаловой. Тип урока : комбинированный (изучение нового материала, творческое применение знаний, контроль знаний)...