Программа по литературе 7 класс
рабочая программа по литературе (7 класс) по теме

Рабочая программа по литературе 7 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon literatura_7.doc373.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Рассмотрено»

Председатель МО учителей русского языка и литературы

__________ Чернецова О.В.

Протокол №  1

от «31» августа  2015г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР __________ Коваленко Л.М.

«31» августа  2015г.

«Утверждаю»

Директор школы № 381

Кировского района СПб

__________ А.А. Копунова

Приказ №

от «01» сентября 2015г.

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 381 Кировского района Санкт-Петербурга

Рабочая программа

по литературе

для 7 класса

2 часа в неделю (68ч.)

Составитель:

учитель русского языка и литературы

ГБОУ СОШ № 381

Кировского района Санкт-Петербурга

Егорова В.Н.

2015 / 2016 учебный год

Санкт-Петербург


Пояснительная записка

Программа по литературе составлена для 7 класса ГБОУ СОШ №381 Кировского района Санкт-Петербурга  в соответствии с:

  • Федеральным законом « Об образовании в Российской Федерации», с изменениями и дополнениями, вступившими в силу 06.05.2014, № 273 - ФЗ от 29.12.2012;
  • Требованиями Федерального государственного образовательного стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования;
  • Требованиями к результатам освоения основной образовательной программы ГБОУ СОШ № 381 (личностным, метапредметным, предметным); основными подходами к развитию и формированию универсальных учебных действий (УУД) для основного общего образования и среднего (полного) общего образования;
  • Основной общеобразовательной программой ГБОУ СОШ № 381 Кировского района Санкт-Петербурга (в том числе: Учебный план ГБОУ СОШ № 381 Кировского района Санкт-Петербурга на 2015 - 2016 учебный год; Календарный учебный график ГБОУ СОШ № 381 Кировского района Санкт-Петербурга на 2015 - 2016 учебный год);
  • Санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям и организации обучения в ОУ (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010г. № 189);
  • Локальным актом «Положение о рабочей программе учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) ГБОУ СОШ № 381 Кировского района Санкт-Петербурга».
  • Рабочей  программы для общеобразовательных учреждений, допущенной Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации, под редакцией В.Я.Коровиной; М. «Просвещение»

Актуальность изучения учебного предмета  «Литература»

В данной рабочей программе учитываются основные идеи и положения Программы развития и формирования универсальных учебных действий для общего образования, с особенностями ООП, образовательных потребностей и запросов обучающихся нашей школы, преемственность с примерными программами для начального общего образования.

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.

Основная задача обучения в 7 классе - углубить представления учащихся о взаимосвязи литературы и истории. Изучение литературы как искусства слова предполагает систематическое чтение художественных произведений. Этим целям посвящены структура, содержание, методика курса литературы.

Программа предполагает широкое использование учебно-наглядных пособий, аудио- и киноматериалов, раздаточного материала, репродукций картин художников, приобщение школьников к работе с литературоведческими и лингвистическими словарями и различной справочной литературой.

    Литература как искусство словесного образа — особый способ познания жизни, художественная модель мира, обладающая такими важными отличиями от собственно научной картины бытия, как высокая степень эмоционального воздействия, метафоричность, многозначность, ассоциативность, незавершённость, предполагающие активное сотворчество воспринимающего.

Литература как один из ведущих гуманитарных учебных предметов в российской школе содействует формированию разносторонне развитой, гармоничной личности, воспитанию гражданина, патриота. Приобщение к гуманистическим ценностям культуры и развитие творческих способностей — необходимое условие становления человека, эмоционально богатого и интеллектуально развитого, способного конструктивно и вместе с тем критически относиться к себе и к окружающему миру.

Общение школьника с произведениями искусства слова на уроках литературы необходимо не просто как факт знакомства с подлинными художественными ценностями, но и как необходимый опыт коммуникации, диалог с писателями (русскими и зарубежными, нашими современниками, представителями совсем другой эпохи). Это приобщение к общечеловеческим ценностям бытия, а также к духовному опыту русского народа, нашедшему отражение в фольклоре и русской классической литературе как художественном явлении, вписанном в историю мировой литературы и обладающем несомненной национальной самобытностью. Знакомство с произведениями словесного искусства народа нашей страны расширяет представления учащихся о богатстве и многообразии художественной культуры, духовного и нравственного потенциала многонациональной России.

Художественная картина жизни, нарисованная в литературном произведении при помощи слов, языковых знаков, осваивается нами не только в чувственном восприятии (эмоционально), но и в интеллектуальном понимании (рационально). Литературу не случайно сопоставляют с философией, историей, психологией, называют «художественным исследованием», «человековедением», «учебником жизни».

 Цели с учетом специфики учебного предмета «Литература»

Главными целями изучения предмета «Литература» являются:

  • формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;
  • развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;
  • постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;
  • поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;
  • овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;
  • овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать её, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет, и др.);
  • использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.

Задачи учебного предмета «Литература»

  • обеспечение преемственности начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования;
  • обеспечение доступности получения качественного основного общего образования, достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования всеми обучающимися, в том числе детьми инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья;
  • установление требований к воспитанию и социализации обучающихся как части образовательной программы и соответствующему усилению воспитательного потенциала школы, обеспечению индивидуализированного психолого-педагогического сопровождения каждого обучающегося, формированию образовательного базиса, основанного не только на знаниях, но и на соответствующем культурном уровне развития личности, созданию необходимых условий для ее реализации;
  • обеспечение эффективного сочетания урочных и внеурочных форм организации образовательного процесса, взаимодействия всех его участников;
  • взаимодействие образовательного учреждения при реализации основной образовательной программы с социальными партнерами;
  • выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе одаренных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, их профессиональных склонностей через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно полезной деятельности, в том числе социальной практики, с использованием возможностей образовательных учреждений дополнительного образования детей;
  • организация интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества, проектной и учебно-исследовательской  деятельности;
  • участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды, школьного уклада;
  • включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды (населенного пункта, района, города) для приобретения опыта реального управления и действия;
  • социальное и учебно-исследовательское проектирование, профессиональная ориентация обучающихся при поддержке педагогов, психологов, социальных педагогов, сотрудничестве с базовыми предприятиями, учреждениями профессионального образования, центрами профессиональной работы;

сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся, обеспечение их безопасности.

   Активная познавательная деятельность учащихся формируется в процесс применения следующих методов:

  • Частично-поисковый или эвристический метод. Учитель конструирует задание, расчленяет его на вспомогательные, намечает шаги поиска, а сами шаги выполняет ученик. Пользуясь этим методом, учитель применяет разные средства, как и при других методах,— устное слово, таблицы, опыт, картины, натуральные объекты и т. д., но способом, характерным для данного метода.

Ученик же воспринимает задание, осмысливает его условие, решает часть задачи, актуализируя наличные знания, осуществляет самоконтроль в процессе выполнения шага решения, мотивирует свои действия.

Этот метод позволяет активизировать мыслительную деятельность учащихся, повысить их интерес и привести к хорошему усвоению материала.

- Объяснительно-иллюстративный метод. Первый метод, основное назначение которого состоит в организации усвоения информации учащимися, назван объяснительно-иллюстративным. Его иначе можно назвать и информационно-рецептивным, что отражает деятельность учителя и ученика при этом методе. Он состоит в том, что учитель сообщает готовую информацию разными средствами, а учащиеся воспринимают, осознают и фиксируют в памяти эту информацию.

- Репродуктивный метод. Воспроизведение и повторение способа деятельности по заданиям учителя являются главным признаком данного метода.

Для приобретения учащимися навыков и умений, учитель организует деятельность школьников по неоднократному воспроизведению сообщенных им знаний и показанных способов деятельности. Учитель дает задания, а учащиеся их выполняют — решают сходные задачи, склоняют и спрягают по образцу, составляют планы.

Репродуктивная деятельность является подготовительным этапом к проявлению познавательной деятельности методов более высокого уровня, к которым можно отнести эвристический и исследовательский методы.

- Проблемное изложение. Суть проблемного изложения в том, что учитель ставит проблему, сам ее решает, показывая путь её решения простым и понятным для учащихся способом. Методика проблемного обучения построена так, что ученики "наводятся" учителем на известное решение или направление решения поставленной задачи. Ученик не только воспринимает, осознает и запоминает готовые научные выводы, но и следит за логикой доказательств, за движением мысли учителя, контролирует ее убедительность.

- Исследовательский метод. Сущность исследовательского метода следует определить как способ организации поисковой, творческой деятельности учащихся по решению новых для них проблем. Учащиеся решают проблемы, уже решенные обществом, наукой и новые только для школьников.

Учитель предъявляет ту или иную проблему для самостоятельного исследования, знает ее результат, ход решения и те черты творческой деятельности, которые требуется проявить в ходе решения. Тем самым построение системы таких проблем позволяет предусматривать деятельность учащихся, постепенно приводящую к формированию необходимых черт творческой деятельности.

Учебно-методический комплекс

Выполнение программы обеспечено  учебником литературы для 7  класса общеобразовательных организаций авт. В.Я. Коровина и др. в 2 ч. 4-е изд. - М.:Просвещение,2014.

Место учебного предмета «Литература»

в учебном плане

На изучение русского языка в учебном плане ГБОУ СОШ № 381 на 2015-2016 учебном году отведено количество часов федерального компонента из расчета 2 часа в неделю, всего 68 часов в год.

Формы и виды контроля

Текущий контроль знаний – проверка знаний обучающихся через опросы, самостоятельные и контрольные работы, тесты и т.п. в рамках урока.

Итоговый контроль знаний – контроль результативности обучения школьника, осуществляемый по окончании учебного года на основе результатов промежуточного контроля с учетом отметки за промежуточную аттестацию в конце учебного года.

Периоды промежуточного контроля устанавливаются годовым календарным учебным графиком.

Тематический контроль осуществляется после изучения разделов и тем программы в виде тестов, устных ответов и других проверочных работ.

Формы контроля на уроках литературы:

- работа с текстом, анализ художественной формы произведений;

- речевой портрет героя;

- пересказ (аналитический, сжатый, комментированный);

- создание контекста к образному средству;

- изменение текста с помощью использования средств выразительности;

- сравнительный анализ художественных текстов на одну тему;

- сочинения разных видов  и их качественный анализ (сочинения по наблюдениям, по впечатлениям эмоционального характера (по литературному произведению, картине, спектаклю, фильму, по мотивам музыкальных произведений и т.д.), сочинения-стилизации (басня, сказка, фельетон, сочинение собственных рассказов и т.д.);

- стихосложение;

- ролевые игры и речевые импровизации (пересказ эпизода произведения от лица героя, устная или письменная  презентация книги, отзыв, рецензия,  вступительная статья к литературному сборнику, комментарий к различным произведениям искусства, составление вопросов для интервью с художником, писателем, режиссером, актером и т.п.);

- подготовка и защита проектов на литературную тему;

- подготовка и презентация исследовательских работ на литературную тему;

- совместное участие школьников и учителя в подготовке урока;

- создание сценария,  инсценировка отрывков литературных произведений и т.д.

 - составление планов;

- устные и письменные сочинения-характеристики героев;

- анализ художественного богатства языка писателя на примере небольших отрывков из изучаемых произведений;

- развитие художественной фантазии у детей;  

- прогнозирование поведения героев в других жизненных ситуациях;

- придумывание финала, опираясь на логику развития образа и событий.

Контрольные и творческие работы

№ п/п

Раздел

Кол-во часов

Форма контроля

Дата

1

Введение.

1

2

Устное народное творчество

4

Сочинение - миниатюра  по теме «Пословицы»

3

Древнерусская литература.

4

 Из похвалы Ярославу Мудрому. Наизусть.

4

Из русской литературы 18 века

2

Отрывок из оды Ломоносова наизусть

Стихотворение Державина наизусть

5

Из русской литературы 19 века

32

А.С. Пушкин. «Песнь о вещем Олеге». Отрывок наизусть.

М.Ю. Лермонтов «Песня про царя …» отрывок наизусть

Н.В. Гоголь отрывок из повести «Тарас Бульба» наизусть

Н.В. Гоголь сочинение по повести «Тарас Бульба»

И.С. Тургенев стихи в прозе наизусть

Н.А. Некрасов отрывок из поэмы «Русские женщины» наизусть

Л.Н. Толстой отрывок из повести «Детство» наизусть

Стихотворения поэтов XIX века наизусть ( по выбору учащихся)

6

Из русской литературы 20  века

19

Домашнее сочинение по повести М.Горького «Детство»

В. Маяковский отрывок из  стихотворения «Необычайное происшествие…»  наизусть

Б. Пастернак стихотворение наизусть

А. Твардовский стихотворение «Июль-макушка лета» наизусть

Стихи о войне наизусть (по выбору учащихся)

7

Из зарубежной литературы

3

Р.Бернс стихотворение «Честная бедность» наизусть

8

Резерв

1

Итого:

68

Оценивание работ и ответов учащихся

Оценивание знаний учащихся в 7 классе осуществляется на основании «Положении об оценивании знаний обучающихся ГБОУ СОШ №381 Кировского района Санкт-Петербурга»; утверждено приказом директора ОУ № 71 от 01.09.2014.

Общая характеристика учебного предмета «Литертаура»

Важнейшее значение в формировании духовно богатой, развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирования умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка. 

Программа предполагает систематическое чтение текстов художественных произведений на уроках, их осмысление, пересказ, различные виды работ по развитию устной и письменной речи:

       Курс литературы 7 класса включает в себя знакомство с наиболее значительными произведениями русской литературы, начиная с древнерусской и заканчивая современной литературой.

     Программа призвана обеспечить:

- приобщение учащихся к богатствам отечественной и мировой художественной литературы;

- развитие у учащихся способности эстетического восприятия и оценки художественной литературы и воплощенных в ней явлений жизни;

-  воспитание высокого эстетического вкуса и гражданской идейно-нравственной позиции у учащихся;

- формирование представлений учащихся о литературе как о социокультурном феномене, занимающем специфическое место в жизни нации и человечества;

- воспитание речевой культуры учащихся.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «Литература»

Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении предмета «Литература», являются:

•  совершенствование  духовно-нравственных  качеств личности,  воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;

•  использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет  ресурсы и др.).

Метапредметные результаты изучения предмета «Литература» в основной школе проявляются в:

•  умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;

•  умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;

•  умении работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.

Предметные результаты учащихся   состоят в следующем:

1)  в познавательной сфере:

•  понимание ключевых проблем изученных произведений русского  фольклора и  фольклора других  народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;

•  понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных,   непреходящих  нравственных  ценностей  и  их современного звучания;

•  умение  анализировать литературное  произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и  жанров;  понимать и формулировать тему, идею,  нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев,  сопоставлять  героев одного или нескольких произведений;

•  определение в произведении элементов сюжета, композиции,  изобразительно  выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания   произведения   (элементы  филологического анализа);

•  владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

2)  в ценностно-ориентационной сфере:

•  приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;

•  формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;

•  собственная   интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;

•  понимание авторской позиции и своего отношения к ней;

3)  в коммуникативной сфере:

•  восприятие  на  слух  литературных  произведений разных жанров,  осмысленное чтение  и адекватное восприятие;

•  умение  пересказывать прозаические  произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста;  отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа;  уметь вести диалог;

•  написание изложений и сочинений на темы, связанные с  тематикой,  проблематикой  изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;

4) в эстетической сфере:

•  понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;

•  понимание русского слова в его эстетической функции,    роли   изобразительно  выразительных   языковых средств в создании художественных  образов литературных произведений.


Содержание учебного предмета «Литература»

Введение - 1 час

Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы. Взаимосвязь характеров и обстоятельств в художественном произведении. Личность автора, его труд, позиция и отношение к героям.

Устное народное творчество-- 4 часа

Былины.

«Вольга и Микула Селянинович». Воплощение в былине нравственных свойств русского народа, прославление мирного труда. Микула - носитель лучших человеческих качеств (трудолюбие, мастерство, чувство собственного достоинства, доброта, щедрость, физическая сила).

Киевский цикл былин. «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Бескорыстное служение родине и народу, мужество, справедливость, чувство собственного достоинства - основные черты характера Ильи Муромца.

Новгородский цикл былин. «Садко». Своеобразие былины. Поэтичность. Тематическое различие Киевского и Новгородского циклов былин. Своеобразие былинного стиха. Собирание былин. Собиратели.

Теория. Предание (развитие представления). Гипербола (развитие представления). Былина (начальные представления).

Пословицы и поговорки.

Народная мудрость пословиц и поговорок. Выражение в них духа народного языка. Сборники пословиц. Собиратели пословиц. Меткость и точность языка. Краткость и выразительность. Прямой и переносный смысл пословиц. Пословицы народов мира. Сходство и различия пословиц разных стран мира на одну тему (эпитеты, сравнения, метафоры).

Теория. Афористические жанры фольклора. Пословицы, поговорки (развитие представления).

Древнерусская литература-  4 часа

«Поучение» Владимира Мономаха (отрывок), «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Нравственные заветы Древней Руси. Внимание к личности, гимн любви, верности.

Теория. Поучение (начальные представления).

Из русской литературы XVIII века - 2 часа

Михаил Васильевич Ломоносов

Краткий рассказ об ученом и поэте. «К статуе Петра Великого», «Ода на день восшествия на Всероссийский nрестол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» (отрывок). Уверенность Ломоносова в будущем русской науки и ее творцов. Патриотизм. Призыв к миру. Признание труда, деяний на благо родины важнейшей чертой гражданина.

Теория. Ода (начальные представления).

Гавриил Романович Державин.

Краткий рассказ о поэте. «Река времен в своем стремленьи ... », «На птичку ... », «Признание». Размышления о смысле жизни, о судьбе. Утверждение необходимости свободы творчества.

Из русской литературы XIX века - 31 часа

Александр Сергеевич Пушкин Краткий рассказ о поэте. «Полтава»( «Полтавский бой»), «Медный всадник» (вступление «На берегу пустынных волн ... »), «Песнь о вещем Олеге». Интерес Пушкина к истории России. Мастерство в изображении Полтавской битвы, прославление мужества и отваги русских солдат. Выражение чувства любви к Родине. Сопоставление полководцев (Петра 1 и Карла ХII). Авторское отношение к героям. Летописный источник «Песни о вещем Олеге». Особенности композиции. Своеобразие языка. Основная мысль стихотворения. Смысл сопоставления Олега и волхва. Художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси.

Теория. Летопись.

«Борис Годунов» (сцена в Чудовом монастыре). Образ летописца как образ древнерусского писателя. Монолог Пимена: размышления о значении труда летописца для последующих поколений.

«Станционный смотритель». Изображение «маленького человека», его положения в обществе. Пробуждение человеческого достоинства и чувства протеста. Гуманизм повести.

Теория. Повесть (развитие представления).

Михаил Юрьевич Лермонтов

Краткий рассказ о поэте. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Поэма об историческом прошлом Руси. Картины быта XVI века, их значение для понимания характеров и идеи поэмы. Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Защита Калашниковым человеческого достоинства, его готовность стоять за правду до конца.

Особенности сюжета поэмы. Авторское отношение к изображаемому. Связь поэмы с произведениями устного народного творчества. Оценка героев с позиций народа. Образы гусляров. Язык и стих поэмы. «Когда волнуется желтеющая нива ... », «Молитва», «Ангел».

Теория. Фольклоризм литературы (развитие представлений).

Николай Васильевич Гоголь  Краткий рассказ о писателе. «Тарас Бульба». Прославление боевого товарищества, осуждение предательства. Героизм и самоотверженность Тараса и его товарищей-запорожцев в борьбе за родную землю. Противопоставление Остапа Андрию, смысл этого противопоставления. Патриотический пафос повести. Особенности изображения людей и природы в повести.

Теория. Литературный герой (развитие понятия). Роды литературы: эпос (начальные представления).

Иван Сергеевич Тургенев

Краткий рассказ о писателе. Анализ рассказа «Бежин луг». Сочувственное отношение к крестьянским детям. Портреты и рассказы мальчиков, их духовный мир. Пытливость, любознательность, впечатлительность. Роль картин природы в рассказе.

 Стихотворения в прозе. «Русский язык». Тургенев о богатстве и красоте русского языка. Родной язык как духовная опора человека. «Близнецы», «Два богача». Нравственность и человеческие взаимоотношения.

В.ч. Рассказ «Бирюк». Для чтения и обсуждения.

Теория. Стихотворения в прозе.

Николай Алексеевич Некрасов

Краткий рассказ о писателе. Аналитическое чтение поэмы «Русские женщины» ("Княгиня Трубецкая"). Историческая основа поэмы. Величие духа русских женщин, отправившихся вслед за осужденными мужьями в Сибирь. Лирика поэта.  «Размышления у парадного подъезда», «Вчерашний день часу в шестом...». Боль поэта за судьбу народа. Некрасовская муза. Для чтения и обсуждения.

Теория. Поэмы (развитие понятия). Трехсложные размеры стиха (развитие понятия).

Алексей Константинович Толстой Краткий рассказ о писателе.  «Василий Шибанов» Историческая тематика в творчестве Толстого. Нравственная проблематика произведения.

Теория. Роман (начальное понятие).

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин

Краткий рассказ о писателе. Сказка  «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Нравственные пороки общества. Паразитизм генералов, трудолюбие и сметливость мужика. Осуждение покорности мужика. Сатира и юмор в «Повести ...».

В.ч. «Дикий помещик». Художественное мастерство писателя-сатирика в обличении социальных пороков.

Теория. Гротеск (начальное понятие).

Лев Николаевич Толстой

Краткий рассказ о писателе. Главы из повести «Детство». Главы из повести: «Классы», «Наталья Савишна», «Маman» и др. Взаимоотношения детей и взрослых. Проявления чувств героя, беспощадность к себе, анализ собственных поступков.

Теория. Автобиографическое художественное произведение (развитие понятия).

Антон Павлович Чехов

Краткий рассказ о писателе. Рассказ «Хамелеон». Живая картина нравов. Осмеяние трусости и угодничества. Смысл названия рассказа. «Говорящие фамилии» как средство юмористической характеристики. Рассказы «Злоумышленник», «Размазня». Многогранность комического в рассказах А. П. Чехова.

Теория. Сатира и юмор как формы комического.

«Край ты мой, родимый край»

Стихотворения русских поэтов XIX века о родной природе (В. А. Жуковский, А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, А. А. Фет, Ф. И. Тютчев, И.А.Бунин и др.). Поэтическое изображение родной природы и выражение авторского настроения, миросозерцания.

Из русской литературы XX века - 21 часов

Иван Алексеевич Бунин

Краткий рассказ о писателе. «Цифры». Воспитание детей в семье. Герой рассказа: сложность взаимопонимания детей и взрослых. Стихотворения и рассказы И. А. Бунина (по выбору учителя и учащихся).

В.ч. «Лапти». Для чтения и обсуждения.

Максим Горький

 Краткий рассказ о писателе. Главы из повести «Детство». Автобиографический характер повести. Изображение «свинцовых мерзостей жизни». Дед Каширин. «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни» (Алеша, бабушка, Цыганок, Хорошее Дело). Изображение быта и характеров. Вера в творческие силы народа.

В.ч. «Старуха Изергиль», «Данко». Создание легенды.

Теория. Понятие об идее произведения. Портрет как средство характеристики героя.

Леонид Николаевич Андреев

Краткий рассказ о писателе. Рассказ «Кусака». Чувство сострадания к братьям нашим меньшим, бессердечие героев. Гуманистический пафос произведения.

Владимир Владимирович Маяковский

 Краткий рассказ о писателе. Лирика поэта. «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче ... ». Мысли автора о роли поэзии в жизни человека и общества. Своеобразие стихотворного ритма, словотворчество Маяковского. «Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир: безразличие, бессердечие мещанина и гyманизм, доброта, сострадание лирического героя стихотворения.

Теория. Лирический герой (начальные представления). Обогащение знаний о ритме и рифме.

Андрей Платонович Платонов

Краткий рассказ о писателе. Рассказ  «Юшка». Любовь и ненависть окружающих героя людей. Юшка - незаметный герой с большим сердцем. Осознание необходимости сострадания и уважения к человеку. Рассказ  «В прекрасном и яростном мире». Прекрасное - вокруг нас. «Ни на кого не похожие» герои Платонова.

Борис Леонидович Пастернак.

Краткий рассказ о писателе и его творчестве. Лирика писателя. Чтение и анализ стихов.

Александр Трифонович Твардовский

 Краткий рассказ о поэте. «Снега потемнеют синие ... », «Июль - макушка лета.. », «На дне моей жизни .. » - воспоминания о детстве, подведение итогов жизни, размышления поэта о неразделимости судьбы человека и народа.

Теория. Лирический герой (развитие понятия).

Час мужества

Интервью с поэтом-участником Великой Отечественной войны. Героизм, патриотизм, самоотверженность, трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях поэтов-участников войны (А. Ахматова. «Клятва», «Песня мира», К. Симонов. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины ... », стихи А. Твардовского А. Суркова, Н. Тихонова и др.). Ритмы и образы военной лирики.

Федор Александрович Абрамов

 Краткий рассказ о писателе. Рассказ «О чем плачут лошади». Эстетические и нравственно-экологические проблемы, поднятые в рассказе.

Теория. Литературные традиции.

Евгений Иванович Носов  

Краткий рассказ о писателе. Рассказы  «Кукла» («Акимыч»), «Живое пламя». Сила внутренней, духовной красоты человека. Протест против равнодушия, бездуховности, безразличного отношения к окружающим людям, природе. Осознание огромной роли прекрасного в душе человека, в окружающей природе. Взаимосвязь природы и человека.

Юрий Павлович Казаков

 Краткий рассказ о писателе. Рассказ «Тихое утро». Взаимоотношения детей, взаимопомощь, взаимовыручка. Особенности характеров героев - сельского и городского мальчиков, понимание окружающей природы. Подвиг мальчика и радость от собственного поступка.

Дмитрий Сергеевич Лихачев

«Земля родная» (главы из книги). Духовное напутствие молодежи.

Теория литературы. Публицистика (развитие представления). Воспоминания, мемуары как публицистические жанры (начальные представления).

Михаил Зощенко

Краткий рассказ о писателе и его творчестве.  Рассказ «Беда». Смеяться или плакать.

"Тихая моя родина…"

Стихотворения о родине, родной природе, собственном восприятии окружающего(В. Брюсов, Ф. Сологуб, С. Есенин, Н. Заболоцкий, Н. Рубцов). Человек и природа. Выражение душевных настроений, состояний человека через описание картин природы. Общее и индивидуальное в восприятии родной природы русскими поэтами.

Песни на стихи поэтов 20 века.

Краткое изучение творчества поэтов. (И.А.Гофф, Б.Ш.Окуджава, А.Н.Вертинский).

Из зарубежной литературы - 3 часа

Роберт Бернс.

Особенности творчества Роберта Бернса. «Честная бедность». Представления народа о справедливости и честности. Народно-поэтический характер произведения.

Джордж Гордон Байрон.

«Ты кончил жизни путь, герой! .. ». Гимн герою, павшему в борьбе за свободу родины.

Японские хокку (трехстишия).

Теория. Особенности жанра хокку (хайку).

О. Генри.

 «Дары волхвов». Сила любви и преданности. Жертвенность во имя любви. Смешное и возвышенное в рассказе.

Резерв -2 часа


Тематическое планирование учебного предмета «Литература»

№ п/п

Название раздела или темы

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1

Введение

1

1

2

Устное народное творчество

4

1

3

3

Древнерусская литература

4

1

3

4

Литература 18 века

2

2

5

Литература 19 века

31

7

24

6

Литература 20 века

21

5

16

7

Зарубежная литература

3

1

2

8

Резерв

2

2

Итого

68

16

52


Поурочное планирование учебного предмета»Литература»

№ п/п

Тема урока

Основные вопросы и понятия

Характеристика деятельности учащихся

Введение – 1час

1/1

Введение. Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы

Взаимосвязь характеров и обстоятельств в художественном произведении. Личность автора, его труд, позиция и отношение к героям. Изображение человека как важнейшая задача литературы. Знакомство с учебником. Краткая характеристика курса литературы для 7 класса

Организационный момент. Работа по теме урока. Участие в коллективном диалоге.  Итоги урока.

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО - 4 часа

2/1

В.ч. Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник».

 Исторические и художественные основы былины. Понятие о былине. Собирание былин. Былина как жанр фольклора (начальное представление). Образы богатырей.

Организационный момент. Проверка домашнего задания. Работа по теме урока. Участие в коллективном диалоге.  Итоги урока.

3/2

Былины. «Вольга и Микула Селянинович». Прославление мирного труда героя-труженика.

Микула Селянинович - эпический герой. Сказка и былина.

Новгородский цикл былин. Бескорыстное служение Родине и народу. Особенности былинного стиха. Роль гиперболы

Организационный момент. Проверка домашнего задания. Работа по теме урока. Участие в коллективном диалоге.  Итоги урока.

4/3

«Калевала» - карело-финский мифологический эпос

Изображение жизни народа, его национальных традиций, обычаев, трудовых будней и праздников. Кузнец Ильмаринен и ведьма Лоухи как представители светлого и темного миров карело-финских эпических песен

Организационный момент. Проверка домашнего задания. Работа по теме урока. Участие в коллективном диалоге.  Итоги урока.

5/4

Пословицы и поговорки

Русские пословицы и поговорки. Пословицы и поговорки народов мира. Собиратели пословиц. Особенности смысла и языка пословиц

Организационный момент. Проверка домашнего задания. Работа по теме урока. Участие в коллективном диалоге.  Написание сочинения-миниатюры по пословице. Итоги урока.

ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ - 4 часа

6/1

В.ч. «Повесть временных лет». Из похвалы Ярославу Мудрому.

Летопись как жанр древнерусской литературы.

Организационный момент. Проверка домашнего задания. Работа по теме урока. Участие в коллективном диалоге.  Итоги урока.

7/2

«Поучение Владимира Мономаха» (отрывок). Нравственные заветы Древней Руси.

Поучение как жанр древнерусской литературы. Русские летописи и летописцы. Владимир Мономах - выдающаяся фигура Древней Руси, виднейший государственный деятель, человек «большого ума и литературного таланта». «Повесть временных лет» (отрывок «О пользе книг»)

Организационный момент. Проверка домашнего задания. Работа по теме урока. Участие в коллективном диалоге.  Итоги урока.

8/3

«Повесть о Петре и Февронии Муромских» - гимн любви и верности

Историческая основа повести, идейное художественное своеобразие. Нравственные идеалы и заветы Древней Руси. Высокий моральный облик главной героини

Организационный момент. Проверка домашнего задания. Работа по теме урока. Участие в коллективном диалоге.  Итоги урока.

9/4

«Повесть о Петре и Февронии Муромских» - гимн любви и верности

Историческая основа повести, идейное художественное своеобразие. Нравственные идеалы и заветы Древней Руси. Высокий моральный облик главной героини

Организационный момент. Проверка домашнего задания. Работа по теме урока. Участие в коллективном диалоге. Написание сочинения-миниатюры.  Итоги урока.

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА - 2 часа

10/1

М.В. Ломоносов. Личность и судьба гениального человека. Литературное творчество М.В.Ломоносова

Слово о поэте и ученом. Теория «трех штилей». «К статуе Петра Великого», «Ода на день восшествия на всероссийский престол ея Величества государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» (отрывок). Мысли автора о Родине, призыв к миру. Жанр оды (начальное представление)

Организационный момент. Проверка домашнего задания. Работа по теме урока. Участие в коллективном диалоге.  Итоги урока.

11/2

Г.Р.Державин - поэт и гражданин. Своеобразие поэзии Г.Р.Державина

Биографические сведения о поэте. Новаторство в стихотворческой деятельности. «Река времен в своем стремле-ньи...», «На птичку», «Признание». Философские рассуждения о смысле жизни и свободе творчества

Организационный момент. Проверка домашнего задания. Работа по теме урока. Участие в коллективном диалоге.  Итоги урока.

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА - 31 часа

12/1

Жизнь и творчество А.С.Пушкина.

«Песнь о вещем Олеге».

Художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси. Смысл сопоставления Олега и волхва. Особенности композиции «Песни...», своеобразие языка. Понятие о жанре баллады (развитие представлений)

Организационный момент. Проверка домашнего задания. Работа по теме урока. Участие в коллективном диалоге.  Итоги урока.

13/2

Поэма «Полтава». Образ Петра I.

Интерес Пушкина к истории России. Мастерство автора в изображении Полтавской битвы, прославление мужества и отваги русских солдат. Сопоставление Петра I и Карла XII. Авторское отношение к героям.

Организационный момент. Проверка домашнего задания. Работа по теме урока. Участие в коллективном диалоге.  Итоги урока.

14/3

Поэма «Медный всадник». Вступление к поэме. Аналитическое чтение.

Образ Петра. Воспевание автором «града Петрова». Тема настоящего и будущего России. Особенности языка и стиля отрывка. Прием контраста.

Организационный момент. Проверка домашнего задания. Работа по теме урока. Участие в коллективном диалоге.  Итоги урока.

15/4

Трагедия «Борис Годунов» (сцена в Чудовом монастыре)

Пушкин-драматург. Образ летописца как образ древнерусского писателя. Монолог Пимена: размышления о труде летописца  как о нравственном подвиге.

Организационный момент. Проверка домашнего задания. Работа по теме урока. Участие в коллективном диалоге.  Итоги урока.

16/5

В.ч. Проза А.С. Пушкина, повести Белкина.

«Станционный смотритель» -повесть о «маленьком» человеке»

История Самсона Вырина и его дочери. Изображение «маленького» человека, его положения в обществе. Судьба Дуни и притча о блудном сыне. Повесть как жанр эпоса (развитие представлений)

Организационный момент. Проверка домашнего задания. Работа по теме урока. Участие в коллективном диалоге.  Итоги урока.

17/6

В.ч. Повести Белкина. Художественное совершенство и человечность повести

А.С.Пушкина

Гуманизм Пушкина в оценке «маленького человека». Выразительность и лаконизм пушкинской прозы. Значение повести «Станционный смотритель» в истории русской литературы

Организационный момент. Проверка домашнего задания. Работа по теме урока. Участие в коллективном диалоге.  Итоги урока.

18/7

М.Ю. Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» - поэма об историческом прошлом России

Картины быта России XVI века, их значение для понимания характеров и идеи поэмы. Особенности сюжета поэмы. Эпические и лирические черты произведения и их художественная роль. Фольклорные традиции в поэме

Организационный момент. Проверка домашнего задания. Работа по теме урока. Участие в коллективном диалоге.  Итоги урока.

19/8

Нравственный поединок героев поэмы

Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Степан Калашников -носитель лучших качеств русского национального характера. Защита человеческого достоинства, сила и цельность характера Калашникова. Авторское отношение к изображаемому. Язык поэмы

Организационный момент. Проверка домашнего задания. Работа по теме урока. Участие в коллективном диалоге.  Итоги урока.

20/9

Лирика Лермонтова.

Проблема гармонии человека и природы.

Организационный момент. Проверка домашнего задания. Работа по теме урока. Участие в коллективном диалоге.  Итоги урока.

21/10

Н.В. Гоголь Цикл «Миргород».

Слово о писателе. Замысел автора. История создания повести. Историческая основа повести

Организационный момент. Проверка домашнего задания. Работа по теме урока. Участие в коллективном диалоге.  Итоги урока.

22/11

Н.В. Гоголь Повесть «Тарас Бульба». Историческая и фольклорная основа повести Тарас Бульба и его сыновья

Тарас, Остап и Андрий в начале повести. Описание быта семьи Тараса. Воссоздание колорита эпохи и атмосферы детства героев. Принцип контраста в изображении Остапа и Андрия, роль художественной детали. Описание степи. Соотнесенность картин природы с судьбой героев

Организационный момент. Проверка домашнего задания. Работа по теме урока. Участие в коллективном диалоге.  Итоги урока.

23/12

Повесть «Тарас Бульба». Прославление боевого товарищества. Запорожская Сечь, её нравы и обычаи

Тарас, Остап и Андрий в Запорожской Сечи. Героизм запорожцев, самоотверженность и верность боевому товариществу. Остап и Андрий в бою. Принцип контраста в их изображении. Различие жиз ненных позиций Остапа, Тараса и Андрия. Трагизм конфликта отца и сына.

Столкновение любви и долга. Осуждение предательства

Организационный момент. Проверка домашнего задания. Работа по теме урока. Участие в коллективном диалоге.  Итоги урока.

24/13

Повесть «Тарас Бульба». Сопоставление Остапа и Андрия.

Сравнительная характеристика Остапа и Андрия.

Организационный момент. Проверка домашнего задания. Работа по теме урока. Участие в коллективном диалоге.   Итоги урока.

25/14

Героизм и самоотверженность Тараса и его товарищей-запорожцев в борьбе за родную землю.

Запорожцы в бою. Героическая смерть Остапа. Подвиг Тараса. Патриотический пафос повести. Прославление товарищества

Организационный момент. Проверка домашнего задания. Работа по теме урока. Участие в коллективном диалоге.  Итоги урока.

26/15

Р.р. Обучение созданию сравнительной характеристики героев.

Тема и проблематика повести. Центральные образы и приемы их создания. Массовые сцены и их значение в сюжете и фабуле. Связь повести с фольклорным эпосом

Организационный момент. Написание сочинения по теме «Сравнительная характеристика героев».  Итоги урока.

27/16

И.С. Тургенев. Цикл рассказов «Записки охотника»

Слово о писателе. История создания и тематика сборника рассказов «Записки охотника» и их гуманистический пафос.

Организационный момент. Проверка домашнего задания. Работа по теме урока. Участие в коллективном диалоге.  Итоги урока.

28/17

Очерк «Бирюк» как произведение о бесправных и обездоленных

Аналитическое чтение. Изображение быта крестьян, авторское отношение к бесправным и обездоленным. Характер главного героя. Смысл названия рассказа. Нравственные проблемы рассказа «Бирюк». Изображение тяжести народной жизни и силы характера русского человека. Роль пейзажа в рассказе. Художественные особенности произведения

Организационный момент. Проверка домашнего задания. Работа по теме урока. Участие в коллективном диалоге.  Итоги урока.

29/18

И.С. Тургенев. Стихотворения в прозе.

Работа писателя над циклом «Стихотворения в прозе».

Авторские критерии нравственности в стихотворениях в прозе «Близнецы», «Два богача», «Русский язык». Тургенев о богатстве и красоте русского языка. Родной язык как духовная опора человека

Организационный момент. Проверка домашнего задания. Работа по теме урока. Участие в коллективном диалоге.  Итоги урока.

30/19

Н.А. Некрасов. Поэма «Русские женщины»: «Княгиня Трубецкая».

Слово о поэте. Историческая основа произведения. Анализ эпизода «Встреча княгини Трубецкой с губернатором Иркутска».

Организационный момент. Проверка домашнего задания. Работа по теме урока. Участие в коллективном диалоге.  Итоги урока.

31/20

H.A. Некрасов «Русские женщины».Величие духа русской женщины

Самоотверженность, сила чувств, верность долгу. Развитие понятия о поэме

Организационный момент. Проверка домашнего задания. Работа по теме урока. Участие в коллективном диалоге.  Итоги урока.

32/21

Лирика Некрасова. Боль поэта за судьбу народа.

Стихи поэта о судьбе народа. Образ Родины. Изображение реального положения народа. Противопоставление образов «владельца роскошных палат» и мужиков, пришедших к вельможе. Бесправие простых людей

Организационный момент. Проверка домашнего задания. Работа по теме урока. Участие в коллективном диалоге.  Итоги урока.

33/22

А.К. Толстой. Лирика поэта. Анализ стихотворений.

Слово об А.К. Толстом. Правда и вымысел в балладах. Конфликт «ры-. царства» и самовластья. «Василий Шибанов»: особенности стилистической интерпретации исторического предания

Организационный момент. Проверка домашнего задания. Работа по теме урока. Участие в коллективном диалоге.  Итоги урока.

34/23

М. Салтыков-Щедрин. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».

Слово о писателе. Особенности сюжетов и проблематики «сказок для детей изрядного возраста». Сатира на социальные и нравственные пороки общества в сказке «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».

Организационный момент. Проверка домашнего задания. Работа по теме урока. Участие в коллективном диалоге.  Итоги урока.

35/24

М. Салтыков-Щедрин. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».

Паразитизм генералов, трудолюбие и сметливость мужика. Сатира и юмор. Гротеск (начальное представление). Элементы народной сказки в повествовании Развитие представлений об иронии.

Организационный момент. Проверка домашнего задания. Работа по теме урока. Участие в коллективном диалоге.  Итоги урока.

36/25

В.ч. М.Е. Салтыков-Щедрин «Дикий помещик». Обличение нравственных пороков общества.

Своеобразие сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина «Дикий помещик». Приемы создания образа помещика. Позиция писателя в сказке

Организационный момент. Проверка домашнего задания. Работа по теме урока. Участие в коллективном диалоге.  Итоги урока.

37/26

Л.Н.Толстой Жизнь и творчество писателя.

Слово о писателе. История создания трилогии «Детство», «Отрочество», «Юность». Автобиографическая основа повести «Детство».

Организационный момент. Проверка домашнего задания. Работа по теме урока. Участие в коллективном диалоге.  Итоги урока.

38/27

Л.Н. Толстой «Детство» (главы). Сложность взаимоотношений детей и взрослых

 Значение эпохи детства в жизни героев Толстого и самого писателя. Характеристика героя. Детство как открытие мира, самосознание ребенка, драматическое познание им противоречий жизни.

Организационный момент. Проверка домашнего задания. Работа по теме урока. Участие в коллективном диалоге.  Итоги урока.

39/28

Л.Н. Толстой «Детство». Главный герой повести Л.Н. Толстого «Детство»

Мастерство писателя в раскрытии духовного роста, нравственного становления героя. Его чувства, поступки и духовный мир. Герой-повествователь (развитие понятия)

Организационный момент. Проверка домашнего задания. Работа по теме урока. Участие в коллективном диалоге.  Итоги урока.

40/29

А.П.Чехов «Хамелеон». Живая картина нравов.

Слово о писателе. «Хамелеон» - рассказ о всеобщем рабстве. Смысл названия рассказа. Средства создания комического в рассказе «Хамелеон». Смысл названия произведения. Развитие понятий о юморе и сатире

Организационный момент. Проверка домашнего задания. Работа по теме урока. Участие в коллективном диалоге.  Итоги урока.

41/30

Два лица России в рассказе А.П. Чехова «Злоумышленник»

Ситуация непонимания на основе сюжета. Авторская позиция в рассказе. Смешное и грустное в рассказе. Смысл названия произведения.

Организационный момент. Проверка домашнего задания. Работа по теме урока. Участие в коллективном диалоге.  Итоги урока.

42/31

Р.р. Стихи русских поэтов XIX о родной природе

Чтение и анализ стихотворений В.А. Жуковского «Приход весны», А. К. Толстого «Край ты мой, родимый край ...», «Благовест», И.А. Бунина «Родина». Поэтическое изображение природы и выражение авторского настроения, миросозерцания.

Организационный момент. Проверка домашнего задания. Работа по теме урока. Участие в коллективном диалоге.  Итоги урока.

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА - 21 час

43/1

И.А. Бунин. Судьба и творчество писателя. Рассказ «Цифры».

Слово о писателе. Рассказ «Цифры». Сложность взаимоотношений взрослых и детей в семье. Обретение доброты и гармонии. Психологизм и искренность в разработке характеров и их описании.

Организационный момент. Проверка домашнего задания. Работа по теме урока. Участие в коллективном диалоге.  Итоги урока.

44/2

М.Горький «Детство» (главы).

Слово о писателе. Автобиографический характер повести «Детство». Тяжелые картины детства. Изображение «свинцовых мерзостей жизни». Дед Каширин. Изображение быта и характеров.

Организационный момент. Проверка домашнего задания. Работа по теме урока. Участие в коллективном диалоге.  Итоги урока.

45/3

М.Горький «Детство». «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни». Характеристика положительных героев повести.

Бабушка, Алеша Пешков, Цыганок, Хорошее Дело. Вера в творческие силы народа. Портрет как средство характеристики героев

Организационный момент. Проверка домашнего задания. Работа по теме урока. Участие в коллективном диалоге.  Итоги урока.

46/4

 Анализ эпизода «Пожар» из повести М. Горького «Детство»

Обучение анализу эпизода. Анализ различных форм выражения авторской позиции.

Организационный момент. Проверка домашнего задания. Работа по теме урока. Участие в коллективном диалоге.  Итоги урока.

47/5

Р.р. Значение портрета героя художественного произведения.

Портрет как средство характеристики героя. Устная и письменная  характеристика героев.

Организационный момент. Проверка домашнего задания. Работа по теме урока. Участие в коллективном диалоге.  Итоги урока.

48/6

«Легенда о Данко» из рассказа М.Горького «Старуха Изергиль».

Романтический характер легенды о Данко. Подвиг во имя людей. Готовность на самопожертвование.

Поэтичность языка (сравнение, метафора, эпитет, гипербола)

Организационный момент. Проверка домашнего задания. Работа по теме урока. Участие в коллективном диалоге.  Итоги урока.

49/7

Л.Н. Андреев «Кусака».

Нравственные проблемы рассказа.

Слово о писателе. Чувство сострадания к братьям нашим меньшим, бессердечие героев. Гуманистический пафос произведения

Организационный момент. Проверка домашнего задания. Работа по теме урока. Участие в коллективном диалоге.  Итоги урока.

50/8

В.В. Маяковский

«Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир.

Понятие о лирическом герое. Сложность внутреннего мира, гуманизм лирического героя и сочувствие его ко всему живому

Организационный момент. Проверка домашнего задания. Работа по теме урока. Участие в коллективном диалоге.  Итоги урока.

51/9

В.В. Маяковский

«Необычное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче».

Роль поэзии в жизни человека и общества.

Слово о поэте. Особенности стиля Маяковского как художника и поэта.

Роль фантастических картин. Метафора как основа сюжета стихотворения. Яркость и динамизм образов

Организационный момент. Проверка домашнего задания. Работа по теме урока. Участие в коллективном диалоге.  Итоги урока.

52/10

А. Платонов «Юшка». Призыв к состраданию и уважению к человеку.

Слово о писателе. Друзья и враги главного героя. Внешняя и внутренняя красота человека

Организационный момент. Проверка домашнего задания. Работа по теме урока. Участие в коллективном диалоге.  Итоги урока.

53/11

В.ч. А. Платонов «Неизвестный цветок».

Труд как основа нравственности. Своеобразие языка прозы А. Платонова

Организационный момент. Проверка домашнего задания. Работа по теме урока. Участие в коллективном диалоге.  Итоги урока.

54/12

А.Т. Твардовский.

Философские проблемы в лирике. Пейзажная лирика.

Слово о поэте. Чтение и анализ стихотворений «Братья», «Снега потемнеют синие...», «Июль-макушка лета...», «На дне моей жизни...». Размышления поэта о взаимосвязи человека и природы. Развитие понятия о лирическом герое

Организационный момент. Проверка домашнего задания. Работа по теме урока. Участие в коллективном диалоге.  Итоги урока.

55/13

А.Т.Твардовский Анализ лирики поэта.

Слово о поэте. Чтение и анализ стихотворений «Братья», «Снега потемнеют синие...», «Июль-макушка лета...», «На дне моей жизни...». Размышления поэта о взаимосвязи человека и природы. Развитие понятия о лирическом герое

Организационный момент. Проверка домашнего задания. Работа по теме урока. Участие в коллективном диалоге.  Итоги урока.

56/14

Стихи о Великой Отечественной войне.

Час мужества, (интервью с поэтом - участником Великой Отечественной войны). Интервью как жанр публицистики. Сведения о поэтах: А. Ахматовой, К. Симонове, А. Суркове и др.

Организационный момент. Проверка домашнего задания. Работа по теме урока. Участие в коллективном диалоге.  Итоги урока.

57/15

Ф.А. Абрамов «О чем плачут лошади». Эстетические и нравственно-экологические проблемы рассказа

Слово о писателе. Любовь автора ко всему живому. Логика истории и развития связей природы и человека.

Понятие о литературной традиции

Организационный момент. Проверка домашнего задания. Работа по теме урока. Участие в коллективном диалоге.  Итоги урока.

58/16

Е.И. Носов «Кукла». Нравственные

проблемы рассказа

Слово о писателе. Автобиографический рассказ «Кукла». Протест против равнодушия. Красота родной природы в рассказе. Мастерство описаний психологического состояния героев, драматизма жизни. Лаконизм рассказа.

Осознание огромной радости прекрасного в душе человека, в окружающей природе. Взаимосвязь природы и человека

Организационный момент. Проверка домашнего задания. Работа по теме урока. Участие в коллективном диалоге.  Итоги урока.

59/17

Е.И. Носов. Рассказ «Живое пламя».

Мотив памяти в рассказе «Живое пламя»

Организационный момент. Проверка домашнего задания. Работа по теме урока. Участие в коллективном диалоге.  Итоги урока.

60/18

Ю.П. Казаков «Тихое утро». Герои рассказа и их поступки

Слово о писателе. Взаимовыручка как мерило нравственности человека. Особенности характера героев. Лиризм описания природы. Юмор в рассказе.

Организационный момент. Проверка домашнего задания. Работа по теме урока. Участие в коллективном диалоге.  Итоги урока.

61/19

Д.С. Лихачев «Земля родная» (главы) как духовное напутствие молодежи

Слово об ученом, публицисте. Публицистика, мемуары как жанр литературы

Организационный момент. Проверка домашнего задания. Работа по теме урока. Участие в коллективном диалоге.  Итоги урока.

62/20

Смех Михаила Зощенко (по рассказу «Беда»)

Слово о писателе. Смешное и грустное в рассказе «Беда». «Сочетание иронии и правды чувств», «пестрый бисер лексикона» (М. Горький)

Организационный момент. Проверка домашнего задания. Работа по теме урока. Участие в коллективном диалоге.  Итоги урока.

63/21

«Тихая моя Родина». Стихотворения русских поэтов XX века о Родине, родной природе

Произведения В.Брюсова, Ф.Сологуба, С.Есенина, Н.Рубцова, Н.Заболоцкого и др. Единство человека и природы.

Общее и индивидуальное в восприятии природы русскими поэтами

Организационный момент. Проверка домашнего задания. Работа по теме урока. Участие в коллективном диалоге.  Итоги урока.

ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ – 3 часа

64/1

Р.Бернс. Стихотворение «Честная бедность».

Дж. Г. Байрон. Стихотворение «Ты кончил жизни путь, герой!».

Слово о поэте. Народнопоэтическая основа и своеобразие лирики Бернса. Грустный и шутливый характер произведения

Слово о поэте. Стихотворение «Ты кончил жизни путь, герой!». Героические мотивы лирики Д.Г. Байрона. Гимн герою, павшему в борьбе за свободу Родины.

Организационный момент. Проверка домашнего задания. Работа по теме урока. Участие в коллективном диалоге.  Итоги урока.

65/2

0. Генри «Дары волхвов». Преданность и жертвенность во имя любви

Слово о писателе. Нравственные проблемы в рассказе. Поэтический гимн благородству и любви. Смешное и возвышенное в рассказе.

Организационный момент. Проверка домашнего задания. Работа по теме урока. Участие в коллективном диалоге.  Итоги урока.

66/3

Р.Д. Брэдбери «Каникулы». Мечта о чудесной победе добра.

Слово о писателе. Стремление писателя уберечь людей от зла и опасности на Земле

Организационный момент. Проверка домашнего задания. Работа по теме урока. Участие в коллективном диалоге.  Итоги урока.

67/1

Резерв

68/2

Резерв


Планируемые результаты изучения учебного предмета «Литература»

В результате изучения литературы ученик

должен знать:

  • содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;
  • наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);
  • основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;
  • основные теоретико-литературные понятия;

уметь:

  • работать с книгой;
  • определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;
  • выявлять авторскую позицию;
  • выражать свое отношение к прочитанному;
  • выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
  • владеть различными видами пересказа;
  • строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
  • участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою.


Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности

№ п.п.

Наименование объектов и средств

Примечание

I

Книгопечатная продукция

1.

Учебники

Учебник литературы для 7  класса общеобразовательных организаций авт. В.Я. Коровина и др. В 2 ч.-4-е изд. - М.:Просвещение,2014.

у каждого ученика

2.

Рабочие тетради и пособия

Рабочие тетради по развитию речи

у каждого ученика

Таблицы на бумажной основе

комплект

3.

Методические пособия

Егорова Н.В., Поурочные разработки по литературе. 7 класс.- 4-е изд., перераб. М.: ВАКО, 2014

II

Технические средства обучения

Компьютер учителя

1

Принтер  RICON

1

Колонки

2

Проектор

1

Экран

1

III

Экранно-звуковые средства и пособия

Уроки литературы Кирилла и Мефодия (7 класс)

комплект

комплект

IV

Оборудование класса

Парты учащихся

15 шт.

Стулья учащихся

30 шт.

Стол учителя

1 шт.

Стул учителя

3 шт.

Стенды пробковые

4 шт.

Книжные шкафы

3 шт.

Стеллаж 2-х секционный

1 шт.

Часы

1 шт.

Радиоприёмник

1 шт.


Лист

 корректировки рабочей программы

Класс

Название раздела, темы

Кол-во часов

по программе

Причина корректировки

Корректирующие мероприятия

Кол-во часов

по факту

7 б


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе    составлена на основе авторской педагогической разработки  комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта и авторской программы. Программа по лит

Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовател...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе на 2014 – 2015 учебный год 6 класс (2 часа в неделю, за год 68 часов) Учебно-методический комплект: Планирование составлено на основе общеобразовательной программы Литература. 5 – 11 классы// Под

Настоящая программа по литературе для 6 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования ...

Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)

Рабочая учебная  программа по литературе  для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый

Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература.  10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...