Имя существительное
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
План-конспект урока по русскому языку в 5 классе
Данная разработка представляет собой урок обобщающего повторения. Для приведения знаний учеников 5 класса в определённую систему используются традиционные и нестандартные задания. Главная цель – дальнейшее осмысливание, более глубокое усвоение изученного материала. Рабочие материалы могут быть использованы учителями русского языка.
Тема: «Повторение изученного по теме «Имя существительное».
Цели:
1) систематизация и обобщение полученных знаний, выявление и корректирование пробелов у учащихся по данной теме;
2) развитие логического мышления, умения осуществлять группировку, строить рассуждение;
3) воспитание интереса к изучению предмета у учащихся.
Ход урока
I. Сообщение учителем темы, цели урока.
На доску проецируется эпиграф:
Я в языке одни предметы называю,
Запомните, друзья, - вот главный мой секрет:
Когда процесс и признак я обозначаю,
То их всегда вам представляю как предмет.
П. Чесноков
- Определите, о какой части речи говорится в эпиграфе?
II. Работа по теме урока.
1) Словарный диктант (с взаимопроверкой).
В новом квартале, мягкий диван, работать по расписанию, цыгане в цирке, беспомощный птенчик, ездить на велосипеде, шелковистый листок, ароматная акация.
- Назовите существительные. Дайте определение существительного.
- Назовите существительные одушевлённые. Чем они отличаются от неодушевлённых?
- Определите склонение существительных.
- Назовите существительные, которые имеют форму предложного падежа.
- Какие окончания имеют существительные в предложном падеже 1, 2, 3 склонения?
- В чём особенность правописания таких слов, как акация?
2) Творческий диктант.
- Замените глагол однокоренным существительным по образцу:
расширять пастбища – расширение пастбищ.
Решать задачи, проверять училища, покупать лыжи, ремонтировать крыши, просмотреть передачи.
- Какой делаем вывод?
3) Лингвистическая задача.
Алюминий, впечатлений, извинений, магний, мгновений, растений.
- Укажите существительные, имеющие одинаковые окончания, охарактеризуйте грамматическое значение этих окончаний.
4) Исправьте ошибки. Как вы думаете, почему они произошли?
Чего только не было в магазине!
И сахары, и чернило, и молоки, и сметаны, и металлы, и ножница, и брюка, и очка, и цементы, и пшёны, и дрожжа, и вермишели… Всего не перечислишь!
5) Определите, как образованы существительные подосиновик, пододеяльник.
III. Развитие речи
Составление рассказа или сказки на лингвистическую тему (с использованием существительных с основой на шипящую и существительных, имеющих форму только единственного числа). Например:
Паж пошёл на верхний этаж, там нашёл большой саквояж и отнёс его в экипаж. На реке он увидел несколько барж, на мачте одной из них сидел стриж. Вокруг была необыкновенная тишь. Вдруг пробежала визгливая мышь. Пажа забила дрожь. Мышь спокойно ушла в ночь.
IV. Подведение итогов урока. Задание на дом.
Список использованной литературы
1. Угроватова Т.Ю. Подсказки на каждый день: Универсальная рабочая тетрадь для детей, их родителей и преподавателей-словесников. М.: Владос, 1995.
2. Творческая работа на уроках русского языка. 5-11 классы: нестандартные задания, рекомендации. Авторы-составители: Н. М. Сулицкая и др. Волгоград: Учитель, 2011.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1.doc | 34 КБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект урока по русскому языку в 5 классе
Данная разработка представляет собой урок обобщающего повторения. Для приведения знаний учеников 5 класса в определённую систему используются традиционные и нестандартные задания. Главная цель – дальнейшее осмысливание, более глубокое усвоение изученного материала. Рабочие материалы могут быть использованы учителями русского языка.
Тема: «Повторение изученного по теме «Имя существительное».
Цели:
1) систематизация и обобщение полученных знаний, выявление и корректирование пробелов у учащихся по данной теме;
2) развитие логического мышления, умения осуществлять группировку, строить рассуждение;
3) воспитание интереса к изучению предмета у учащихся.
Ход урока
I. Сообщение учителем темы, цели урока.
На доску проецируется эпиграф:
Я в языке одни предметы называю,
Запомните, друзья, - вот главный мой секрет:
Когда процесс и признак я обозначаю,
То их всегда вам представляю как предмет.
П. Чесноков
- Определите, о какой части речи говорится в эпиграфе?
II. Работа по теме урока.
1) Словарный диктант (с взаимопроверкой).
В новом квартале, мягкий диван, работать по расписанию, цыгане в цирке, беспомощный птенчик, ездить на велосипеде, шелковистый листок, ароматная акация.
- Назовите существительные. Дайте определение существительного.
- Назовите существительные одушевлённые. Чем они отличаются от неодушевлённых?
- Определите склонение существительных.
- Назовите существительные, которые имеют форму предложного падежа.
- Какие окончания имеют существительные в предложном падеже 1, 2, 3 склонения?
- В чём особенность правописания таких слов, как акация?
2) Творческий диктант.
- Замените глагол однокоренным существительным по образцу:
расширять пастбища – расширение пастбищ.
Решать задачи, проверять училища, покупать лыжи, ремонтировать крыши, просмотреть передачи.
- Какой делаем вывод?
3) Лингвистическая задача.
Алюминий, впечатлений, извинений, магний, мгновений, растений.
- Укажите существительные, имеющие одинаковые окончания, охарактеризуйте грамматическое значение этих окончаний.
4) Исправьте ошибки. Как вы думаете, почему они произошли?
Чего только не было в магазине!
И сахары, и чернило, и молоки, и сметаны, и металлы, и ножница, и брюка, и очка, и цементы, и пшёны, и дрожжа, и вермишели… Всего не перечислишь!
5) Определите, как образованы существительные подосиновик, пододеяльник.
III. Развитие речи
Составление рассказа или сказки на лингвистическую тему (с использованием существительных с основой на шипящую и существительных, имеющих форму только единственного числа). Например:
Паж пошёл на верхний этаж, там нашёл большой саквояж и отнёс его в экипаж. На реке он увидел несколько барж, на мачте одной из них сидел стриж. Вокруг была необыкновенная тишь. Вдруг пробежала визгливая мышь. Пажа забила дрожь. Мышь спокойно ушла в ночь.
IV. Подведение итогов урока. Задание на дом.
Список использованной литературы
1. Угроватова Т.Ю. Подсказки на каждый день: Универсальная рабочая тетрадь для детей, их родителей и преподавателей-словесников. М.: Владос, 1995.
2. Творческая работа на уроках русского языка. 5-11 классы: нестандартные задания, рекомендации. Авторы-составители: Н. М. Сулицкая и др. Волгоград: Учитель, 2011.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тест по теме "Имя существительное. Сколонение существительных"
Тест "Склонение существительных". 6 класс по УМК Бабайцевой....
имя существительное урок№2 Существительное одушевленное и неодушевленное
урок в 5 классе по теме Имена существительные одушевленные и неодушевленные""использованием ЭОР...
Конспект урока русского языка в шестом классе "Похвальное слово существительному" (роль существительных в речи)
Урок русского языка помогает расширению представления учащихся о номинативной, коммуникативной и эмоционально-выразительной роли существительных в речи. На уроке используются материалы учебника М. Н. ...
Несклоняемые существительные. Разносклоняемые существительные. Повторение о существительном
Разработки к урокам. в помощь учителю....
Тестовые задания по темам:"Имя существительное", "Число и род имен существительных", "Имя существительное: собственное -нарицательное, одушевленное -неодушевленное" для обучающихся c умственной отсталостью 5- 8 классов.
Тестовые задания для 2 вариантов по темама "Имя существительное", "Число и род имен существительных". "Имя существительное : собственное-нарицательное, одушевленное-неодушевле...
Тема: Три склонения имён существительных. Существительные 1-го склонения. Определение склонения имён существительных по начальной форме.
Тема: Три склонения имён существительных. Существительные 1-го склонения. Определение склонения имён существительных по начальной форме.Цель: повторение изученного по теме “Склонения имен сущест...
Контрольная работа по русскому языку. Разносклоняемые имена существительные. Буква Е в суффиксе –ЕН , существительных на -МЯ. Род несклоняемых имен существительных. Существительные общего рода
Данная контрольная работа позволит проверить знания учащихся по теме "Имя существительное"...