Имя существительное
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Насирова Светлана Германовна

План-конспект урока по русскому языку в 5 классе

Данная разработка представляет собой урок обобщающего повторения. Для приведения знаний учеников 5 класса в определённую систему используются традиционные и нестандартные задания. Главная цель – дальнейшее осмысливание, более глубокое усвоение изученного материала. Рабочие материалы могут быть использованы учителями русского языка.

Тема: «Повторение изученного по теме «Имя существительное».

Цели:

1) систематизация и обобщение полученных знаний, выявление и корректирование пробелов у учащихся по данной теме;

2) развитие логического мышления, умения осуществлять группировку, строить рассуждение;

3) воспитание  интереса к изучению предмета у учащихся.

Ход урока

I. Сообщение учителем темы, цели урока.

На доску проецируется эпиграф:

Я в языке одни предметы называю,

Запомните, друзья, - вот главный мой секрет:

Когда процесс и признак я обозначаю,

То их всегда вам представляю как предмет.

П. Чесноков

- Определите, о какой части речи говорится в эпиграфе?

II. Работа по теме урока.

1) Словарный диктант (с взаимопроверкой).

В новом квартале, мягкий диван, работать по расписанию, цыгане в цирке, беспомощный птенчик, ездить на велосипеде, шелковистый листок, ароматная акация.

- Назовите существительные. Дайте определение существительного.

- Назовите существительные одушевлённые. Чем они отличаются от неодушевлённых?

- Определите склонение существительных.

- Назовите существительные, которые имеют форму предложного падежа.

- Какие окончания имеют существительные в предложном падеже 1, 2, 3 склонения?

- В чём особенность правописания таких слов, как акация?

2) Творческий диктант.

- Замените глагол однокоренным существительным по образцу:

расширять пастбища – расширение пастбищ.

Решать задачи, проверять училища, покупать лыжи, ремонтировать крыши, просмотреть передачи.

- Какой делаем вывод?

3) Лингвистическая задача.

Алюминий, впечатлений, извинений, магний, мгновений, растений.

- Укажите существительные, имеющие одинаковые окончания, охарактеризуйте грамматическое значение этих окончаний.

4) Исправьте ошибки. Как вы думаете, почему они произошли?

Чего только не было в магазине!

И сахары, и чернило, и молоки, и сметаны, и металлы, и ножница, и брюка, и очка, и цементы, и пшёны, и дрожжа, и вермишели… Всего не перечислишь!

5) Определите, как образованы существительные подосиновик, пододеяльник.

III. Развитие речи

Составление рассказа или сказки на лингвистическую тему (с использованием существительных с основой на шипящую и существительных, имеющих форму только единственного числа). Например:

Паж пошёл на верхний этаж, там нашёл большой саквояж и отнёс его в экипаж. На реке он увидел несколько барж, на мачте одной из них сидел стриж. Вокруг была необыкновенная тишь. Вдруг пробежала визгливая мышь. Пажа забила дрожь. Мышь спокойно ушла в ночь.

IV. Подведение итогов урока. Задание на дом.

Список использованной литературы

1. Угроватова Т.Ю. Подсказки на каждый день: Универсальная рабочая тетрадь для детей, их родителей и преподавателей-словесников. М.: Владос, 1995.

2. Творческая работа на уроках русского языка. 5-11 классы: нестандартные задания, рекомендации. Авторы-составители: Н. М. Сулицкая и др. Волгоград: Учитель, 2011.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 1.doc34 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект урока по русскому языку в 5 классе

Данная разработка представляет собой урок обобщающего повторения. Для приведения знаний учеников 5 класса в определённую систему используются традиционные и нестандартные задания. Главная цель – дальнейшее осмысливание, более глубокое усвоение изученного материала. Рабочие материалы могут быть использованы учителями русского языка.

Тема: «Повторение изученного по теме «Имя существительное».

Цели:

1) систематизация и обобщение полученных знаний, выявление и корректирование пробелов у учащихся по данной теме;

2) развитие логического мышления, умения осуществлять группировку, строить рассуждение;

3) воспитание  интереса к изучению предмета у учащихся.

Ход урока

I. Сообщение учителем темы, цели урока.

На доску проецируется эпиграф:

Я в языке одни предметы называю,

Запомните, друзья, - вот главный мой секрет:

Когда процесс и признак я обозначаю,

То их всегда вам представляю как предмет.

П. Чесноков

- Определите, о какой части речи говорится в эпиграфе?

II. Работа по теме урока.

1) Словарный диктант (с взаимопроверкой).

В новом квартале, мягкий диван, работать по расписанию, цыгане в цирке, беспомощный птенчик, ездить на велосипеде, шелковистый листок, ароматная акация.

- Назовите существительные. Дайте определение существительного.

- Назовите существительные одушевлённые. Чем они отличаются от неодушевлённых?

- Определите склонение существительных.

- Назовите существительные, которые имеют форму предложного падежа.

- Какие окончания имеют существительные в предложном падеже 1, 2, 3 склонения?

- В чём особенность правописания таких слов, как акация?

2) Творческий диктант.

- Замените глагол однокоренным существительным по образцу:

расширять пастбища – расширение пастбищ.

Решать задачи, проверять училища, покупать лыжи, ремонтировать крыши, просмотреть передачи.

- Какой делаем вывод?

3) Лингвистическая задача.

Алюминий, впечатлений, извинений, магний, мгновений, растений.

- Укажите существительные, имеющие одинаковые окончания, охарактеризуйте грамматическое значение этих окончаний.

4) Исправьте ошибки. Как вы думаете, почему они произошли?

Чего только не было в магазине!

И сахары, и чернило, и молоки, и сметаны, и металлы, и ножница, и брюка, и очка, и цементы, и пшёны, и дрожжа, и вермишели… Всего не перечислишь!

5) Определите, как образованы существительные подосиновик, пододеяльник.

III. Развитие речи

Составление рассказа или сказки на лингвистическую тему (с использованием существительных с основой на шипящую и существительных, имеющих форму только единственного числа). Например:

Паж пошёл на верхний этаж, там нашёл большой саквояж и отнёс его в экипаж. На реке он увидел несколько барж, на мачте одной из них сидел стриж. Вокруг была необыкновенная тишь. Вдруг пробежала визгливая мышь. Пажа забила дрожь. Мышь спокойно ушла в ночь.

IV. Подведение итогов урока. Задание на дом.

Список использованной литературы

1. Угроватова Т.Ю. Подсказки на каждый день: Универсальная рабочая тетрадь для детей, их родителей и преподавателей-словесников. М.: Владос, 1995.

2. Творческая работа на уроках русского языка. 5-11 классы: нестандартные задания, рекомендации. Авторы-составители: Н. М. Сулицкая и др. Волгоград: Учитель, 2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест по теме "Имя существительное. Сколонение существительных"

Тест "Склонение существительных". 6 класс по УМК Бабайцевой....

имя существительное урок№2 Существительное одушевленное и неодушевленное

урок в 5 классе   по теме Имена существительные одушевленные и неодушевленные""использованием ЭОР...

Конспект урока русского языка в шестом классе "Похвальное слово существительному" (роль существительных в речи)

Урок русского языка помогает расширению представления учащихся о номинативной, коммуникативной и эмоционально-выразительной роли существительных в речи. На уроке используются материалы учебника М. Н. ...

Тестовые задания по темам:"Имя существительное", "Число и род имен существительных", "Имя существительное: собственное -нарицательное, одушевленное -неодушевленное" для обучающихся c умственной отсталостью 5- 8 классов.

Тестовые задания для 2 вариантов по темама "Имя существительное", "Число и род имен существительных". "Имя существительное : собственное-нарицательное, одушевленное-неодушевле...

Тема: Три склонения имён существительных. Существительные 1-го склонения. Определение склонения имён существительных по начальной форме.

Тема: Три склонения имён существительных. Существительные 1-го склонения. Определение склонения имён существительных по начальной форме.Цель: повторение изученного по теме “Склонения имен сущест...